личностно-индивидуальных качеств
Тема 12. Определение уровня тревожности и выявление отдельных черт
характера личности
Определение уровня тревожности личности – тест «Самооценка ситуативной тревожности» (опросник Спилбергера).
Выявление определённых черт характера личности (общительности, эмоциональной устойчивости, расчётливости, добросовестности, дисциплинированности) – личностный опросник Р. Кеттела (психодиагностический тест, сокращённый вариант).
Тема 13. Изучение направленности личности
Определение направленности характера личности (на себя, на взаимодействие, на задачу) – тест для определения направленности характера В. Смекалы, М. Кучера).
Тема 14. Исследование свойств темперамента
Измерение индивидуальных различий по составляющим темперамента – методика определения формулы темперамента; личностный опросник Ханса Дж. Айзенка.
Тема 15. Исследование индивидуальных особенностей характера.
Выявление профессионального типа характера
Изучение отдельных черт характера курсантов – тест «Сильный ли у Вас характер», методика изучения характера; определение профессионального типа характера – тест Дж. Голланда.
Тема 16. Изучение акцентуаций характера
Исследование акцентуаций характера – тест-опросник Леонгарда-Шмишека.
Тема 17. Исследование индивидуальных особенностей восприятия и внимания
Выявление индивидуальных различий в восприятии времени и степени переключения внимания внимания, определение путей развития указанных процессов у курсантов – методика изучения восприятия, методика изучений особенностей внимания.
Тема 18. Исследование индивидуальных особенностей памяти
Выявление индивидуальных различий памяти: исследование кратковременной и долговременной, логической и механической памяти, объёма оперативной памяти при слуховом восприятии материала, определение путей развития указанных процессов у курсантов – методика определения индивидуальных особенностей памяти.
Тема 19. Измерение уровня интеллектуального развития личности
Исследование процесса творческого мышления, интеллектуальных особенностей и качества труда курсантов, выявление степени развитости основных видов мышления – тест прогрессивных матриц Дж. Равена; словесный тест Ханса Дж. Айзенка.
Тема 20. Исследование межличностных отношений и уровня
общительности
Выявление уровня актуального «Я» курсантов в межличностном поведении, анализ и сопоставление оценок актуального и идеального образа «Я» – методика диагностики межличностных отношений (мой авторитет в коллективе), методика определения уровня общительности, тест «Умеете ли Вы вести деловое обсуждение», тест «Какой Вы собеседник».
Тема 21. Определение стиля поведения личности в конфликтных ситуациях
Выявление стиля поведения личности в ситуации конфликта – методика предрасположенности личности к конфликтному поведению К. Томаса (адаптация Н.В. Гришиной).
Составление индивидуальной характеристики «Мой психологический портрет», разработка программы личностного роста курсантов.
Раздел 7. Психологический тренинг по развитию
личностно-индивидуальных качеств
Тема 22. Психология восприятия и методика его развития
Понятие восприятия, его виды и особенности. Упражнения на развитие восприятия времени и пространства.
Тема 23. Психология внимания и методика его развития
Понятие внимания, его функции и виды. Основные характеристики внимания (устойчивость, распределение, переключаемость, избирательность). Упражнения на развитие внимания.
Тема 24. Психология наблюдательности и методика её развития
Понятие наблюдательности, её значение в профессиональной деятельности. Упражнения на развитие наблюдательности.
Тема 25. Психология памяти и методика её развития
Понятие памяти, её основные процессы (запоминание, сохранение, узнавание и воспроизведение) и индивидуальные особенности. Кратковременная, промежуточная и долговременная память. Психологические разновидности памяти (моторная, эмоциональная, словесно-логическая, образная). Типы памяти. Упражнения на развитие памяти.
Тема 26. Психология мышления и методика его развития
Понятие мышления, его формы и разновидности (предметно-действенное, наглядно-образное, словесно-абстрактное), и качества (самостоятельность и гибкость мысли, широта, глубина, быстрота и критичность ума). Психологические факторы эффективности познавательной деятельности. Мыслительные операции (анализ, синтез, сравнение, абстракция, обобщение и конкретизация). Упражнения на развитие мышления.
РЕКОМЕНУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА
Основная:
1. Васильев В.Л. Юридическая психология / В.Л. Васильев. – СПб., 2004.
2. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию: курс лекций / Ю.Б. Гиппенрейтер. – М., 2003.
3. Годфруа Ж. Что такое психология / Ж. Годфруа: В 2-х т. Пер. с фр. – М., 2002.
4. Горлинский И.В. Педагогическая система непрерывного профессионального образования в учебных заведениях МВД России и пути её развития / И.В. Горлинский. – М., 1999.
5. Громова О.Н. Конфликтология / О.Н. Громова: курс лекций. – М., 2005.
6. Дровникова И.Г. Психология развития личности / И.Г. Дровникова: учеб.-методич. пособие. – Воронеж, 2006.
7. Дровникова И.Г. Социальная психология и социальная педагогика / И.Г. Дровникова, Е.И. Дудкина: учеб. пособие. – Воронеж, 2001.
8. Еникеев М.И. Основы общей и юридической психологии / М.И. Еникеев. – М., 1996.
9. Крутецкий В.А. Психология / В.А. Крутецкий. – М., 2000.
10. Маклаков А.Г. Общая психология / А.Г. Маклаков: учеб. для вузов. – СПб., 2006.
11. Мариновская И.Д. Психология и педагогика в правоохранительной деятельности / И.Д. Мариновская, С.Н. Тихомирова, В.Л. Цветков. – М., 2008.
12. Немов Р.С. Общая психология / Р.С. Немов: учеб. для студ. образоват. учреждений сред. проф. образования. – М., 2006.
13. Немов Р.С. Психология /Р.С. Немов: В 2 кн. – Кн. 1: Общие основы психологии. – М., 2006.
14. Общая психология / под ред. А.В. Петровского. – М., 1998.
15. Петровский А.В. Введение в психологию / А.В. Петровский. – М., 1995.
16. Прикладная юридическая психология: учеб. пособие для вузов / под ред. проф. А.М. Столяренко. – М., 2001.
17. Психология и этика делового общения: учебник для вузов / под ред. проф. В.Н. Лавриненко. – М., 2008.
18. Романов В.В. Юридическая психология / В.В. Романов. – М., 2002.
19. Сердюк С.Ф. Психология и педагогика в деятельности сотрудников ОВД / С.Ф. Сердюк, И.Г. Дровникова, Е.И. Дудкина: учеб.-диагностич. пособие. 2-ое изд. – Воронеж, 1998.
20. Столяренко А.М. Психологические приёмы в работе юриста / А.М. Столяренко: практич. пособие. – М., 2000.
21. Столяренко Л.Д. Основы психологии: учеб. пособие / Л.Д. Столяренко. – 17-е изд.– Ростов н/Д, 2007.
22. Ярошевский М.Г. История психологии / М.Г. Ярошевский. – 3-е изд., дораб. – М., 1985.
Дополнительная:
1. Абрамова Г.С. Психологическое консультирование / Г.С. Абрамова: Теория и опыт. – М., 2000.
2. Аверин В.А. Психология личности / В.А. Аверин: учеб. пособие. – СПб., 1999.
3. Аврамцев В.В. Психология профессионального общения юриста / В.В. Аврамцев. – М., 2001.
4. Выготский Л.С. Психология / Л.С. Выготский. – М., 2000.
5. Дровникова И.Г. Психологические аспекты профессиональной деятельности сотрудников ОВД / И.Г. Дровникова И.Г., Е.И. Дудкина: учеб. пособие. – Воронеж, 2005.
6. Дровникова И.Г. Психолого-педагогические аспекты отклоняющегося поведения / И.Г. Дровникова: учеб. пособие. – Воронеж, 2006.
7. Дровникова И.Г. Теоретические и прикладные аспекты личностно ориентированного воспитания сотрудников ОВД / И.Г. Дровникова, Е.И. Дудкина; под общ. ред. В.Н. Уварова: учеб.-методич. пособие. – Воронеж, 2008.
8. Дровникова И.Г. Юридическая психология. Часть общая / И.Г. Дровникова, Е.И. Дудкина: учеб. пособие. – Воронеж, 2004.
9. Журавлёв В.И. Основы педагогической конфликтологии / В.И. Журавлёв. – М., 2005.
10. Керрол Э. Психология эмоций / Э. Керрол, В. Изард: перев. с англ. – СПб., 2000.
11. Конфликтология / под ред. А.С. Кармина. – СПб., 2006.
12. Крижанская Ю.С. Грамматика общения / Ю.С. Крижанская, В.П. Третьяков. – М., 2004.
13. Мироненко И.А. Дифференциальная психология / И.А. Мироненко. – СПб., 2003.
14. Основные виды деятельности и психологическая пригодность к службе в системе ОВД. – М., 2007.
15. Парыгин Б.Д. Анатомия общения / Б.Д. Парыгин. – СПб., 2007.
16. Постоев В.И. Тренинг профессиональной наблюдательности, внимания и памяти сотрудников ОВД / В.И. Постоев, В.Д. Туманов. – М., 2004.
17. Психология инновационного управления социальными группами и организациями: Материалы международного конгресса / отв. ред. А.В. Брушлинский, А.Л. Журавлев, Н.П. Фетискин. – М., Кострома, 2001.
18. Психология и педагогика: учеб. пособие для вузов / науч. ред. Е.А. Кротков. – М., 1996.
19. Сердюк С.Ф. Психология и педагогика в деятельности сотрудников ОВД / С.Ф. Сердюк, И.Г. Дровникова, Е.И. Дудкина: курс лекций. – Воронеж, 1998.
20. Сокова З.К. Профессиональная этика / З.К. Сокова: курс лекций. – М., 2005.
21. Чернилевский Д.В. Креативная педагогика и психология / Д.В. Чернилевский, А.В. Морозов. – М., 2008.
22. Шихерев П. Современная социальная психология / П. Шихерев: учеб. пособие. – М., 2004.
23. Этика сотрудников правоохранительных органов: учебник. – М., 2002.
24. Якунин В.А. Педагогическая психология / В.А. Якунин. – СПб., 1998.
ПЛАНЫЛЕКЦИОННЫХ И ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ
Раздел 2. Психология психических процессов
Лекция
Тема 3. Психические познавательные процессы.
Тема 4. Психические эмоциональные и волевые процессы
Время: 2 часа
Образовательные цели занятия:
1. Формирование понятий и ознакомление с теоретическими аспектами познавательной и эмоционально-волевой сферы личности.
2. Раскрытие роли психических познавательных, эмоциональных и волевых процессов в деятельности и общении.
3. Формирование потребности в саморазвитии познавательных и эмоционально-волевых личностных качеств.
Учебные вопросы, обсуждаемые на занятии:
1. Ощущения и восприятие, их общая характеристика.
2. Внимание и память.
3. Воображение, мышление, речь.
4. Понятие эмоций и их классификация.
5. Отрицательные эмоциональные состояния личности и их преодоление.
6. Понятие воли. Структура волевого действия.
7. Формы проявления и пути рационального воспитания воли.
Рекомендуемая литература:
Основная:
Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию: курс лекций / Ю.Б. Гиппенрейтер. – М., 2003.
Дровникова И.Г. Психология развития личности / И.Г. Дровникова: учеб.-методич. пособие. – Воронеж, 2006.
Маклаков А.Г. Общая психология / А.Г. Маклаков: учеб. для вузов. – СПб., 2006.
Немов Р.С. Общая психология / Р.С. Немов: учеб. для студ. образоват. учреждений сред. проф. образования. – М., 2006.
Столяренко Л.Д. Основы психологии: учеб. пособие / Л.Д. Столяренко. – 17-е изд.– Ростов н/Д, 2007.
Дополнительная:
Васильев В.Л. Юридическая психология / В.Л. Васильев. – СПб., 2004.
Выготский Л.С. Психология / Л.С. Выготский. – М., 2000.
Керрол Э. Психология эмоций / Э. Керрол, В. Изард: перев. с англ. – СПб., 2000.
Постоев В.И. Тренинг профессиональной наблюдательности, внимания и памяти сотрудников ОВД / В.И. Постоев, В.Д. Туманов. – М., 2004.
Психология и педагогика: учеб. пособие для вузов / науч. ред. Е.А. Кротков. – М., 1996.
Сердюк С.Ф. Психология и педагогика в деятельности сотрудников ОВД / С.Ф. Сердюк, И.Г. Дровникова, Е.И. Дудкина: курс лекций. – Воронеж, 1998.
Раздел 3. Психология личности и деятельности
Лекция
Тема 5. Основы психологии личности
Время: 2 часа
Образовательные цели занятия:
1. Уяснение сущности понятия личности и содержания её психологической структуры.
2. Анализ основных факторов формирования и развития личности.
3. Воспитание положительной мотивации на овладение системой знаний в области психологии личности.
Учебные вопросы, обсуждаемые на занятии:
1. Соотношение понятий «человек», «индивид», «индивидуальность», «личность».
2. Психологическая структура личности.
3. Основные факторы формирования и развития личности.
4. Понятие и структура направленности.
5. Потребности и их классификации.
6. Мотивационная сфера личности.
Рекомендуемая литература:
Основная:
Васильев В.Л. Юридическая психология / В.Л. Васильев. – СПб., 2004.
Дровникова И.Г. Психология развития личности / И.Г. Дровникова: учеб.-методич. пособие. – Воронеж, 2006.
Еникеев М.И. Основы общей и юридической психологии / М.И. Еникеев. – М., 1996.
Крутецкий В.А. Психология / В.А. Крутецкий. – М., 1990.
Маклаков А.Г. Общая психология / А.Г. Маклаков: учеб. для вузов. – СПб., 2006.
Дополнительная:
Аверин В.А. Психология личности / В.А. Аверин: учеб. пособие. – СПб., 1999.
Выготский Л.С. Психология / Л.С. Выготский. – М., 2000.
Дровникова И.Г. Теоретические и прикладные аспекты личностно ориентированного воспитания сотрудников ОВД / И.Г. Дровникова, Е.И. Дудкина; под общ. ред. В.Н. Уварова: учеб.-методич. пособие. – Воронеж, 2008.
Психология и педагогика: учеб. пособие для вузов / науч. ред. Е.А. Кротков. – М., 1996.
Якунин В.А. Педагогическая психология / В.А. Якунин. – СПб., 1998.
Раздел 4. Индивидуально-психологические особенности личности
Лекция
Тема 8. Особенности типов темперамента и их внешние
проявления
Тема 9. Характер и его акцентуации. Психологическая теория
способностей
Время: 2 часа
Образовательные цели занятия:
1. Раскрытие понятий темперамента и характера, сущности их основных теорий.
2. Анализ поведенческих проявлений личности в зависимости от типов темперамента и акцентуаций характера.
3. Рассмотрение методики учёта особенностей темперамента и соотношения различных способностей в работе с людьми, стратегий самовоспитания характера.
Учебные вопросы, обсуждаемые на занятии:
1. Общая характеристика основных теорий темперамента.
2. Понятие, свойства и типология темперамента.
3. Сложные типы темперамента, совместимость по темпераменту. Учёт особенностей темперамента в работе с людьми.
4. Характер и его основные черты.
5. Соотношение темперамента и характера. Характеристика основных теорий характера.
6. Понятие акцентуаций характера, их виды и характеристика.
7. Способности и их классификация.
8. Способности и задатки. Уровни способностей.
Рекомендуемая литература:
Основная:
Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию: курс лекций / Ю.Б. Гиппенрейтер. – М., 2003.
Дровникова И.Г. Психология развития личности / И.Г. Дровникова: учеб.-методич. пособие. – Воронеж, 2006.
Немов Р.С. Психология /Р.С. Немов: В 2 кн. – Кн. 1: Общие основы психологии. – М., 2006.
Общая психология / под ред. А.В. Петровского. – М., 1998.
Столяренко Л.Д. Основы психологии: учеб. пособие / Л.Д. Столяренко. – 17-е изд.– Ростов н/Д, 2007.
Дополнительная:
Васильев В.Л. Юридическая психология / В.Л. Васильев. – СПб., 2004.
Дровникова И.Г. Теоретические и прикладные аспекты личностно ориентированного воспитания сотрудников ОВД / И.Г. Дровникова, Е.И. Дудкина; под общ. ред. В.Н. Уварова: учеб.-методич. пособие. – Воронеж, 2008.
Дровникова И.Г. Юридическая психология. Часть общая / И.Г. Дровникова, Е.И. Дудкина: учеб. пособие. – Воронеж, 2004.
Маклаков А.Г. Общая психология / А.Г. Маклаков: учеб. для вузов. – СПб., 2006.
Психология и педагогика: учеб. пособие для вузов / науч. ред. Е.А. Кротков. – М., 1996.
Сердюк С.Ф. Психология и педагогика в деятельности сотрудников ОВД / С.Ф. Сердюк, И.Г. Дровникова, Е.И. Дудкина: курс лекций. – Воронеж, 1998.
Шихерев П. Современная социальная психология / П. Шихерев: учеб. пособие. – М., 2004.
Раздел 5. Социально-психологические феномены
Лекция
Тема 11. Основы психологии общения
Время: 2 часа
Образовательные цели занятия:
1. Формирование понятий и ознакомление с теоретико-методическими аспектами психологии межличностного и группового общения.
2. Формирование культуры общения и взаимодействия с людьми.
3. Развитие мотивации на овладение системой знаний в области психологии общения и формирование коммуникативных умений.
Учебные вопросы, обсуждаемые на занятии:
1. Понятие, цели (функции) и психологические приёмы общения.
2. Классификация видов общения. Общение как коммуникация. Общение как интеракция. Общение как социальная перцепция.
3. Виды речи и цели выступления. Алгоритм устного выступления и правила-приёмы его проведения.
Рекомендуемая литература:
Основная:
Громова О.Н. Конфликтология / О.Н. Громова: курс лекций. – М., 2005.
Дровникова И.Г. Социальная психология и социальная педагогика / И.Г. Дровникова, Е.И. Дудкина: учебное пособие. – Воронеж, 2001.
Социальная психология и этика делового общения: учебник для вузов / под ред. проф. В.Н. Лавриненко. – М., 2008.
Столяренко А.М. Психологические приёмы в работе юриста / А.М. Столяренко: практич. пособие. – М., 2000.
Столяренко Л.Д. Основы психологии: учеб. пособие / Л.Д. Столяренко. – 17-е изд.– Ростов н/Д, 2007.
Дополнительная:
Аврамцев В.В. Психология профессионального общения юриста / В.В. Аврамцев. – М., 2001.
Журавлёв В.И. Основы педагогической конфликтологии / В.И. Журавлёв. – М., 2005.
Конфликтология / под ред. А.С. Кармина. – СПб., 2006.
Крижанская Ю.С. Грамматика общения / Ю.С. Крижанская, В.П. Третьяков. – М., 2004.
Маклаков А.Г. Общая психология / А.Г. Маклаков: учеб. для вузов. – СПб., 2006.
Парыгин Б.Д. Анатомия общения / Б.Д. Парыгин. – СПб., 2007.
Сердюк С.Ф. Психология и педагогика в деятельности сотрудников ОВД / С.Ф. Сердюк, И.Г. Дровникова, Е.И. Дудкина: курс лекций. – Воронеж, 1998.
Сокова З.К. Профессиональная этика / З.К. Сокова: курс лекций. – М., 2005.
Шихерев П. Современная социальная психология / П. Шихерев: учеб. пособие. – М., 2004.
Этика сотрудников правоохранительных органов: учебник. – М., 2002.
Якунин В.А. Педагогическая психология / В.А. Якунин. – СПб., 1998.
Раздел 6. Психологический тренинг по диагностике