Практическое занятие
Тема 14. Исследование свойств темперамента
Время: 2 часа
Образовательные цели занятия:
1. Измерение индивидуальных различий по составляющим темперамента.
2. Выявление основного типа темперамента и отдельных черт характера личности.
Учебные вопросы, обсуждаемые на занятии:
1. Измерение индивидуальных различий по составляющим темперамента – методика определения формулы темперамента.
2. Определение основного типа темперамента и отдельных черт характера личности – личностный опросник Ханса Дж. Айзенка.
Рекомендуемая литература:
Основная:
Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию: курс лекций / Ю.Б. Гиппенрейтер. – М., 2003.
Годфруа Ж. Что такое психология / Ж. Годфруа: В 2-х т. Пер. с фр. – М., 2002.
Дровникова И.Г. Психология развития личности / И.Г. Дровникова: учеб.-методич. пособие. – Воронеж, 2006.
Маклаков А.Г. Общая психология / А.Г. Маклаков: учеб. для вузов. – СПб., 2006.
Прикладная юридическая психология: учеб. пособие для вузов / под ред. проф. А.М. Столяренко. – М., 2001.
Сердюк С.Ф. Психология и педагогика в деятельности сотрудников ОВД / С.Ф. Сердюк, И.Г. Дровникова, Е.И. Дудкина: учеб.-диагностич. пособие. 2-ое изд. – Воронеж, 1998.
Дополнительная:
Васильев В.Л. Юридическая психология / В.Л. Васильев. – СПб., 2004.
Аверин В.А. Психология личности / В.А. Аверин: учеб. пособие. – СПб., 1999.
Психология и педагогика: учеб. пособие для вузов / науч. ред. Е.А. Кротков. – М., 1996.
Сердюк С.Ф. Психология и педагогика в деятельности сотрудников ОВД / С.Ф. Сердюк, И.Г. Дровникова, Е.И. Дудкина: курс лекций. – Воронеж, 1998.
Практическое занятие
Тема 19. Измерение уровня интеллектуального развития личности
Время: 2 часа
Образовательные цели занятия:
1. Исследование интеллектуальных особенностей личности.
2. Развитие процесса самостоятельного творческого мышления.
Учебные вопросы, обсуждаемые на занятии:
1. Исследование процесса творческого мышления, интеллектуальных особенностей и качества труда личности – тест прогрессивных матриц Дж. Равена.
2. Выявление степени развитости основных видов мышления – словесный тест Ханса Дж. Айзенка.
Рекомендуемая литература:
Основная:
Мариновская И.Д. Психология и педагогика в правоохранительной деятельности / И.Д. Мариновская, С.Н. Тихомирова, В.Л. Цветков. – М., 2008.
Немов Р.С. Психология /Р.С. Немов: В 2 кн. – Кн. 1: Общие основы психологии. – М., 2006.
Общая психология / под ред. А.В. Петровского. – М., 1998.
Столяренко Л.Д. Основы психологии: учеб. пособие / Л.Д. Столяренко. – 17-е изд.– Ростов н/Д, 2007.
Сердюк С.Ф. Психология и педагогика в деятельности сотрудников ОВД / С.Ф. Сердюк, И.Г. Дровникова, Е.И. Дудкина: учеб.-диагностич. пособие. 2-ое изд. – Воронеж, 1998.
Дополнительная:
Выготский Л.С. Психология / Л.С. Выготский. – М., 2000.
Дровникова И.Г. Психологические аспекты профессиональной деятельности сотрудников ОВД / И.Г. Дровникова, Е.И. Дудкина: учеб. пособие. – Воронеж, 2005.
Дровникова И.Г. Теоретические и прикладные аспекты личностно ориентированного воспитания сотрудников ОВД / И.Г. Дровникова, Е.И. Дудкина; под общ. ред. В.Н. Уварова: учеб.-методич. пособие. – Воронеж, 2008.
Основные виды деятельности и психологическая пригодность к службе в системе ОВД. – М., 2007.
Сердюк С.Ф. Психология и педагогика в деятельности сотрудников ОВД / С.Ф. Сердюк, И.Г. Дровникова, Е.И. Дудкина: курс лекций. – Воронеж, 1998.
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ
КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ.
ТЕМАТИКА КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ И РЕКОМЕНДУЕМАЯ
ЛИТЕРАТУРА ПО ТЕМАМ
Методические указания по выполнению
контрольных работ
Написание контрольных работ слушателями заочного отделения является необходимым элементом учебного плана. Её выполнение предполагает демонстрацию слушателями умения обобщать и самостоятельно излагать сведения и знания, полученные из научной литературы и учебных пособий. Слушатели должны показать не только глубокое знание материала по теме контрольной работы, но и умение логично и грамотно излагать содержание вопросов, увязывать их с профилем образовательных учреждений МВД России, спецификой и особенностями своей работы и задачами органов внутренних дел.
Контрольная работа должна состоять из плана, краткого введения, изложения содержания рассматриваемой темы, заключения и списка используемой литературы. Во введении необходимо обосновать актуальность темы, сформулировать цель и задачи работы. Заключение должно представлять собой выводы по проделанной работе.
При оформлении контрольной работы необходимо обратить внимание на следующие моменты:
– на первой странице указываются тема контрольной работы и вопросы, раскрывающие её содержание;
– в тексте вопросы темы должны быть выделены;
– при написании работы необходимо на каждой странице оставлять поля 2,5 – 3,5 см для возможных замечаний рецензента;
– страницы текста должны быть по порядку пронумерованы;
– цитаты, взятые из научной литературы, должны выделяться кавычками. После цитаты в скобках или сносках внизу страницы указываются фамилия и инициалы автора, название работы, её выходные данные (место и год издания), страница.
Общий объём контрольной работы должен составлять 25-30 страниц ученической тетради. По теме контрольной работы слушатель обязан подготовить пятиминутное самостоятельное выступление на экзамене.
После знакомства с темой и примерным планом работы следует изучить соответствующие главы и разделы учебных пособий и научной литературы, примерный краткий перечень которой приводится по каждой теме. Слушатель вправе использовать дополнительную литературу, не указанную в данном пособии.
Тематика контрольных работ и рекомендуемая литература по темам
Вариант 1.
1. Психология как отрасль научного знания: понятие, объект, предмет, цель, задачи, интегральный характер и связь с другими науками.
2. Типы темперамента.
3. Понятие и классификация групп.
Рекомендуемая литература:
Годфруа Ж. Что такое психология / Ж. Годфруа: В 2-х т. Пер. с фр. – М., 2002.
Дровникова И.Г. Психология развития личности / И.Г. Дровникова: учеб.-методич. пособие. – Воронеж, 2006.
Дровникова И.Г. Юридическая психология. Часть общая / И.Г. Дровникова, Е.И. Дудкина: учеб. пособие. – Воронеж, 2004.
Крутецкий В.А. Психология / В.А. Крутецкий. – М., 2000.
Маклаков А.Г. Общая психология / А.Г. Маклаков: учеб. для вузов. – СПб., 2006.
Мариновская И.Д. Психология и педагогика в правоохранительной деятельности / И.Д. Мариновская, С.Н. Тихомирова, В.Л. Цветков. – М., 2008.
Немов Р.С. Общая психология / Р.С. Немов: учеб. для студ. образоват. учреждений сред. проф. образования. – М., 2006.
Психология инновационного управления социальными группами и организациями: Материалы международного конгресса / отв. ред. А.В. Брушлинский, А.Л. Журавлев, Н.П. Фетискин. – М., Кострома, 2001.
Шихерев П. Современная социальная психология / П. Шихерев: учеб. пособие. – М., 2004.
Вариант 2.
1. Социально-психологические формы и методы формирования профессионально-значимых качеств специалиста.
2. Понятие личности в психологической науке. Психологическая структура личности.
3. Психологические закономерности деятельности.
Рекомендуемая литература:
Аверин В.А. Психология личности / В.А. Аверин: учеб. пособие. – СПб., 1999.
Васильев В.Л. Юридическая психология / В.Л. Васильев. – СПб., 2004.
Дровникова И.Г. Психология развития личности / И.Г. Дровникова: учеб.-методич. пособие. – Воронеж, 2006.
Дровникова И.Г. Социальная психология и социальная педагогика / И.Г. Дровникова, Е.И. Дудкина: учеб. пособие. – Воронеж, 2001.
Дровникова И.Г. Теоретические и прикладные аспекты личностно ориентированного воспитания сотрудников ОВД / И.Г. Дровникова, Е.И. Дудкина; под общ. ред. В.Н. Уварова: учеб.-методич. пособие. – Воронеж, 2008.
Дровникова И.Г. Юридическая психология. Часть общая / И.Г. Дровникова, Е.И. Дудкина: учеб. пособие. – Воронеж, 2004.
Еникеев М.И. Основы общей и юридической психологии / М.И. Еникеев. – М., 1996.
Крутецкий В.А. Психология / В.А. Крутецкий. – М., 2000.
Психология и педагогика: учеб. пособие для вузов / науч. ред. Е.А. Кротков. – М., 1996.
Вариант 3.
1. Психологическая характеристика профессионального мастерства специалиста.
2. Древняя типология человека. Конституциональные типологии Э. Кречмера и У. Шелдона.
3. Характер, его свойства, структура и особенности формирования.
Рекомендуемая литература:
Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию: курс лекций / Ю.Б. Гиппенрейтер. – М., 2003.
Горлинский И.В. Педагогическая система непрерывного профессионального образования в учебных заведениях МВД России и пути её развития / И.В. Горлинский. – М., 1999.
Дровникова И.Г. Психологические аспекты профессиональной деятельности сотрудников ОВД / И.Г. Дровникова И.Г., Е.И. Дудкина: учеб. пособие. – Воронеж, 2005.
Дровникова И.Г. Юридическая психология. Часть общая / И.Г. Дровникова, Е.И. Дудкина: учеб. пособие. – Воронеж, 2004.
Еникеев М.И. Основы общей и юридической психологии / М.И. Еникеев. – М., 1996.
Немов Р.С. Психология /Р.С. Немов: В 2 кн. – Кн. 1: Общие основы психологии. – М., 2006.
Психология и педагогика: учеб. пособие для вузов / науч. ред. Е.А. Кротков. – М., 1996.
Сердюк С.Ф. Психология и педагогика в деятельности сотрудников ОВД / С.Ф. Сердюк, И.Г. Дровникова, Е.И. Дудкина: курс лекций. – Воронеж, 1998.
Вариант 4.
1. Методы психологического исследования.
2. Способности личности.
3. Понятие, функции, психологические приёмы и стороны общения. Особенности делового общения. Специфика профессионального общения сотрудников ОВД.
Рекомендуемая литература:
Аврамцев В.В. Психология профессионального общения юриста / В.В. Аврамцев. – М., 2001.
Дровникова И.Г. Социальная психология и социальная педагогика / И.Г. Дровникова, Е.И. Дудкина: учеб. пособие. – Воронеж, 2001.
Крижанская Ю.С. Грамматика общения / Ю.С. Крижанская, В.П. Третьяков. – М., 2004.
Парыгин Б.Д. Анатомия общения / Б.Д. Парыгин. – СПб., 2007.
Прикладная юридическая психология: учеб. пособие для вузов / под ред. проф. А.М. Столяренко. – М., 2001.
Социальная психология и этика делового общения: учебник для вузов / под ред. проф. В.Н. Лавриненко. – М., 2008.
Романов В.В. Юридическая психология / В.В. Романов. – М., 2002.
Сокова З.К. Профессиональная этика / З.К. Сокова: курс лекций. – М., 2005.
Столяренко А.М. Психологические приёмы в работе юриста / А.М. Столяренко: практич. пособие. – М., 2000.
Столяренко Л.Д. Основы психологии: учеб. пособие / Л.Д. Столяренко. – 17-е изд.– Ростов н/Д, 2007.
Этика сотрудников правоохранительных органов: учебник. – М., 2002.
Ярошевский М.Г. История психологии / М.Г. Ярошевский. – 3-е изд., дораб. – М., 1985.
Вариант 5.
1. Перестройка психологии. Гносеологический и онтологический подходы к пониманию сущности психического.
2. Психологическая характеристика готовности к деятельности.
3. Психологическая характеристика малой группы.
Рекомендуемая литература:
Васильев В.Л. Юридическая психология / В.Л. Васильев. – СПб., 2004.
Дровникова И.Г. Психологические аспекты профессиональной деятельности сотрудников ОВД / И.Г. Дровникова И.Г., Е.И. Дудкина: учеб. пособие. – Воронеж, 2005.
Дровникова И.Г. Социальная психология и социальная педагогика / И.Г. Дровникова, Е.И. Дудкина: учеб. пособие. – Воронеж, 2001.
Еникеев М.И. Основы общей и юридической психологии / М.И. Еникеев. – М., 1996.
Мариновская И.Д. Психология и педагогика в правоохранительной деятельности / И.Д. Мариновская, С.Н. Тихомирова, В.Л. Цветков. – М., 2008.
Основные виды деятельности и психологическая пригодность к службе в системе ОВД. – М., 2007.
Прикладная юридическая психология: учеб. пособие для вузов / под ред. проф. А.М. Столяренко. – М., 2001.
Шихерев П. Современная социальная психология / П. Шихерев: учеб. пособие. – М., 2004.
Вариант 6.
1. Законы вежливого обращения с психологией.
2. Критерии отнесения человека к определённому типу темперамента (по И.П. Павлову и В.С. Мерлину).
3. Психологические особенности коллектива, стадии его формирования и развития.
Рекомендуемая литература:
Аверин В.А. Психология личности / В.А. Аверин: учеб. пособие. – СПб., 1999.
Выготский Л.С. Психология / Л.С. Выготский. – М., 2000.
Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию: курс лекций / Ю.Б. Гиппенрейтер. – М., 2003.
Годфруа Ж. Что такое психология / Ж. Годфруа: В 2-х т. Пер. с фр. – М., 2002.
Дровникова И.Г. Социальная психология и социальная педагогика / И.Г. Дровникова, Е.И. Дудкина: учеб. пособие. – Воронеж, 2001.
Дровникова И.Г. Теоретические и прикладные аспекты личностно ориентированного воспитания сотрудников ОВД / И.Г. Дровникова, Е.И. Дудкина; под общ. ред. В.Н. Уварова: учеб.-методич. пособие. – Воронеж, 2008.
Дровникова И.Г. Юридическая психология. Часть общая / И.Г. Дровникова, Е.И. Дудкина: учеб. пособие. – Воронеж, 2004.
Психология инновационного управления социальными группами и организациями: Материалы международного конгресса / отв. ред. А.В. Брушлинский, А.Л. Журавлев, Н.П. Фетискин. – М., Кострома, 2001.
Социальная психология и этика делового общения: учебник для вузов / под ред. проф. В.Н. Лавриненко. – М., 2008.
Вариант 7.
1. Познавательные психические процессы.
2. Трёхкомпонентная структура человеческого поведения.
3. Этапы делового общения. Сущность методики контактного взаимодействия в профессиональном общении.
Рекомендуемая литература:
Аврамцев В.В. Психология профессионального общения юриста / В.В. Аврамцев. – М., 2001.
Васильев В.Л. Юридическая психология / В.Л. Васильев. – СПб., 2004.
Годфруа Ж. Что такое психология / Ж. Годфруа: В 2-х т. Пер. с фр. – М., 2002.
Громова О.Н. Конфликтология / О.Н. Громова: курс лекций. – М., 2005.
Дровникова И.Г. Психология развития личности / И.Г. Дровникова: учеб.-методич. пособие. – Воронеж, 2006.
Дровникова И.Г. Социальная психология и социальная педагогика / И.Г. Дровникова, Е.И. Дудкина: учеб. пособие. – Воронеж, 2001.
Дровникова И.Г. Юридическая психология. Часть общая / И.Г. Дровникова, Е.И. Дудкина: учеб. пособие. – Воронеж, 2004.
Журавлёв В.И. Основы педагогической конфликтологии / В.И. Журавлёв. – М., 2005.
Керрол Э. Психология эмоций / Э. Керрол, В. Изард: перев. с англ. – СПб., 2000.
Конфликтология / под ред. А.С. Кармина. – СПб., 2006.
Крижанская Ю.С. Грамматика общения / Ю.С. Крижанская, В.П. Третьяков. – М., 2004.
Крутецкий В.А. Психология / В.А. Крутецкий. – М., 2000.
Парыгин Б.Д. Анатомия общения / Б.Д. Парыгин. – СПб., 2007.
Постоев В.И. Тренинг профессиональной наблюдательности, внимания и памяти сотрудников ОВД / В.И. Постоев, В.Д. Туманов. – М., 2004.
Прикладная юридическая психология: учеб. пособие для вузов / под ред. проф. А.М. Столяренко. – М., 2001.
Социальная психология и этика делового общения: учебник для вузов / под ред. проф. В.Н. Лавриненко. – М., 2008.
Сокова З.К. Профессиональная этика / З.К. Сокова: курс лекций. – М., 2005.
Шихерев П. Современная социальная психология / П. Шихерев: учеб. пособие. – М., 2004.
Этика сотрудников правоохранительных органов: учебник. – М., 2002.
Вариант 8.
1. Эмоциональные психические процессы.
2. Понятие деятельности, её функции, структура и параметры.
3. Акцентуации характера и темперамента.
Рекомендуемая литература:
Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию: курс лекций / Ю.Б. Гиппенрейтер. – М., 2003.
Дровникова И.Г. Психологические аспекты профессиональной деятельности сотрудников ОВД / И.Г. Дровникова И.Г., Е.И. Дудкина: учеб. пособие. – Воронеж, 2005.
Дровникова И.Г. Психология развития личности / И.Г. Дровникова: учеб.-методич. пособие. – Воронеж, 2006.
Дровникова И.Г. Юридическая психология. Часть общая / И.Г. Дровникова, Е.И. Дудкина: учеб. пособие. – Воронеж, 2004.
Еникеев М.И. Основы общей и юридической психологии / М.И. Еникеев. – М., 1996.
Керрол Э. Психология эмоций / Э. Керрол, В. Изард: перев. с англ. – СПб., 2000.
Немов Р.С. Общая психология / Р.С. Немов: учеб. для студ. образоват. учреждений сред. проф. образования. – М., 2006.
Основные виды деятельности и психологическая пригодность к службе в системе ОВД. – М., 2007.
Романов В.В. Юридическая психология / В.В. Романов. – М., 2002.
Вариант 9.
1. Волевые психические процессы и их развитие.
2. Направленность личности. Потребности. Мотивы. Цели.
3. Сложные типы темперамента. Совместимость по темпераменту. Согласование темперамента с требованиями профессиональной деятельности.
Рекомендуемая литература:
Аверин В.А. Психология личности / В.А. Аверин: учеб. пособие. – СПб., 1999.
Выготский Л.С. Психология / Л.С. Выготский. – М., 2000.
Дровникова И.Г. Психологические аспекты профессиональной деятельности сотрудников ОВД / И.Г. Дровникова И.Г., Е.И. Дудкина: учеб. пособие. – Воронеж, 2005.
Дровникова И.Г. Психология развития личности / И.Г. Дровникова: учеб.-методич. пособие. – Воронеж, 2006.
Крутецкий В.А. Психология / В.А. Крутецкий. – М., 2000.
Маклаков А.Г. Общая психология / А.Г. Маклаков: учеб. для вузов. – СПб., 2006.
Немов Р.С. Общая психология / Р.С. Немов: учеб. для студ. образоват. учреждений сред. проф. образования. – М., 2006.
Немов Р.С. Психология /Р.С. Немов: В 2 кн. – Кн. 1: Общие основы психологии. – М., 2006.
Общая психология / под ред. А.В. Петровского. – М., 1998.
Петровский А.В. Введение в психологию / А.В. Петровский. – М., 1995.
Сердюк С.Ф. Психология и педагогика в деятельности сотрудников ОВД / С.Ф. Сердюк, И.Г. Дровникова, Е.И. Дудкина: курс лекций. – Воронеж, 1998.
Столяренко А.М. Психологические приёмы в работе юриста / А.М. Столяренко: практич. пособие. – М., 2000.
Столяренко Л.Д. Основы психологии: учеб. пособие / Л.Д. Столяренко. – 17-е изд.– Ростов н/Д, 2007.
Вариант 10.
1. Методы изучения личности в психологии.
2. Современные исследования о связи между телосложением и типологическими особенностями человека.
3. Морфология различных типов темперамента.
Рекомендуемая литература:
Аверин В.А. Психология личности / В.А. Аверин: учеб. пособие. – СПб., 1999.
Васильев В.Л. Юридическая психология / В.Л. Васильев. – СПб., 2004.
Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию: курс лекций / Ю.Б. Гиппенрейтер. – М., 2003.
Годфруа Ж. Что такое психология / Ж. Годфруа: В 2-х т. Пер. с фр. – М., 2002.
Дровникова И.Г. Юридическая психология. Часть общая / И.Г. Дровникова, Е.И. Дудкина: учеб. пособие. – Воронеж, 2004.
Дровникова И.Г. Психология развития личности / И.Г. Дровникова: учеб.-методич. пособие. – Воронеж, 2006.
Еникеев М.И. Основы общей и юридической психологии / М.И. Еникеев. – М., 1996.
Крутецкий В.А. Психология / В.А. Крутецкий. – М., 2000.
Маклаков А.Г. Общая психология / А.Г. Маклаков: учеб. для вузов. – СПб., 2006.
Общая психология / под ред. А.В. Петровского. – М., 1998.
Петровский А.В. Введение в психологию / А.В. Петровский. – М., 1995.
Прикладная юридическая психология: учеб. пособие для вузов / под ред. проф. А.М. Столяренко. – М., 2001.
Столяренко Л.Д. Основы психологии: учеб. пособие / Л.Д. Столяренко. – 17-е изд.– Ростов н/Д, 2007.
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫПО ДИСЦИПЛИНЕ
1. Психология как отрасль научного знания: понятие, объект, предмет, цель, задачи, интегральный характер и связь с другими науками.
2. Социально-психологические формы и методы формирования профессионально-значимых качеств специалиста.
3. Психологическая характеристика профессионального мастерства специалиста.
4. Методы психологического исследования.
5. Перестройка психологии. Гносеологический и онтологический подходы к пониманию сущности психического.
6. Законы вежливого обращения с психологией.
7. Познавательные психические процессы.
8. Эмоциональные психические процессы.
9. Волевые психические процессы. Формы проявления воли и пути её воспитания.
10. Понятие личности в психологической науке.
11. Психологическая структура личности.
12. Направленность личности. Потребности. Мотивы. Цели.
13. Активность личности. Формирование и развитие личности.
14. Методы изучения личности в психологии.
15. Понятие деятельности, её функции, структура и параметры.
16. Психологическая характеристика готовности к деятельности.
17. Психологические закономерности деятельности.
18. Древние типологии человека.
19. Конституциональные типологии Э. Кречмера и У. Шелдона.
20. Современные исследования о связи между телосложением и типологическими особенностями человека (Б.Г. Ананьев, В.И. Куликов, И.П. Павлов и др.).
21. Трёхкомпонентная структура человеческого поведения.
22. Понятие темперамента и его свойства. Теории темперамента.
23. Критерии отнесения человека к определённому типу темперамента (по И.П. Павлову и В.С. Мерлину).
24. Характеристика основных типов темперамента.
25. Сложные типы темперамента. Совместимость по темпераменту. Учёт особенностей темперамента в работе с людьми.
26. Характер, его свойства, структура и особенности формирования.
27. Типологии характера. Акцентуации характера.
28. Способности личности и их классификация.
29. Способности и задатки. Уровни способностей. Организаторские и педагогические способности.
30. Понятие и психологические характеристики группы. Классификация групп.
31. Групповая динамика и нормы поведения в группе. Особенности малой группы.
32. Понятие, функции и психологические особенности коллектива, стадии его формирования и развития.
33. Понятие, функции, психологические приёмы и стороны общения. Межличностное общение.
34. Понятие и особенности делового общения. Специфика профессионального общения сотрудников ОВД.
35. Этапы делового общения. Сущность методики контактного взаимодействия в профессиональном общении.
36. Виды речи и цели публичного выступления. Алгоритм выступления.