характеристики школьника как члена коллектива

неделя

 

Тема: «Задачи, содержание психолого-педагогической практики».

 

Инструктивное совещание проводят зам. директора по учебно-производственной работе, зав. практикой, руководители практики, преподаватели педагогики и психологии.

Задания для студентов.

1. Оформить Дневник практики по образцу (Приложение №1).

2. Подобрать и записать в Дневник практики пять игр, которые можно проводить с учащимися на перемене; пять игр для проведения на воздухе; пять физминуток.

3. Подготовить вопросы для беседы с учителем.

4. Подготовить материал для знакомства с учащимися класса, где будет проходить практика.

Литература в помощь студентам в Приложении №2.

 

неделя

 

Тема: «Знакомство с базой практики, учителем, классом»

Задачи:

· познакомиться с историей образовательного учреждения, педагогическим коллективом, его традициями, содержанием педагогического процесса (приоритетные направления, учебные планы, новации);

· на основе самостоятельно составленных вопросов провести беседу с учителем, выяснив его педагогическое кредо, и получить информацию о классе;

· познакомиться с учащимися класса.

 

План

1. Знакомство с директором обр. учреждения, завучем начальных классов, учителями; оформление краткой характеристики обр. учреждения (Приложение №3).

2. Беседа с учителем по вопросам, составленными студентом самостоятельно, оформление материалов в виде краткой характеристики учителя, анализ беседы:

· Получилась ли беседа? (Если нет, то почему)

· На какие вопросы учитель отвечал наиболее активно и почему?

· Какие вопросы не достигли цели и почему?

· Как окончилась беседа?

3. Наблюдение учебного процесса на уроке за деятельностью учителя и учащихся, обращая внимание на следующие моменты:

· В каких условиях проводится урок.

· Как учитель организовал урок.

· Как учащиеся отнеслись к уроку.

· Как менялось поведение учащихся на различных этапах урока. Чем, по-вашему, это можно объяснить.

· Как относится учитель к учащимся (обратите внимание на тон, характер обращения к детям).

· Какая информация учителя о классе нашла подтверждение на уроке. Что нового о классе дал урок.

· Что можете добавить к характеристике учителя, посетив урок.

4. Провести знакомство с учащимися класса в форме игры, тренинга, беседы, занятия и т. д.

5. Оформить в дневнике:

· Сведения об образовательном учреждении.

· Расписание уроков.

· Расписание звонков.

· Список класса.

· План рассадки учащихся в классе.

· Наблюдение на уроке оформить по схеме (Приложение №1).

В первой графе фиксируются этапы урока.

Во второй графе отмечается вид работы (демонстрация опыта, решение задач, примеров, и др.), записываются вопросы, замечания.

В третьей графе отвечайте на вопросы наблюдения.

Материал по структуре урока в помощь студентам находится в Приложении № 4.

неделя

 

Тема: «Наблюдение за организацией учебного процесса в классе в течение учебного дня. Знакомство со школьной документацией».

Задачи:

· изучение опыта учителя по организации работы учащихся в течение учебного дня (встреча детей, организация уроков, перемен, питания, конец дня);

· оказание помощи учителю в подготовке наглядных пособий для уроков;

· знакомство с документацией класса (личное дело ученика, классный журнал, дневники, тетради рабочие, контрольные, алфавитная книга).

План

1. Наблюдение за организацией учебного процесса в классе, запись конспектов уроков.

2. Анализ знакомства с документацией класса: учебный журнал, личные дела учащихся.

3. Работа по оснащению учебного процесса наглядным материалом.

 

неделя

 

Тема: «Изучение возможностей процесса обучения в реализации образовательной, развивающей, воспитывающей функций. наблюдение за вниманием учащихся на уроке. Организация и проведение подготовительного этапа исследовательской части курсовой или выпускной работы».

Задачи:

· сформулировать задачи урока;

· наблюдать за проявлением внимания и его особенностями у учащихся во время урока;

· начать работу по практической части курсовой или выпускной.

 

План

1. Наблюдение и подробная запись содержания урока, формулирование задач урока.

2. План наблюдения за вниманием учащихся.

· Наблюдения за мобилизацией внимания учащихся в начале урока. Приемы, используемые для этого учителем.

· Проявление видов внимания и его особенностей на разных этапах урока: при опросе, при восприятии нового материала, при повторении.

· Устойчивость внимания, его продолжительность. Причины отвлечения внимания.

· Распределение внимания на уроке и его выражение.

· Переключение внимания. Причины, вызывающие и объясняющие его.

· Смена видов внимания учащихся (произвольное, непроизвольное, послепроизвольное).

· Зависимость внимания учащихся от содержания и характера учебного материала (его образности, эмоциональности, степени конкретности, обобщенности, значимости для учащегося), от контроля учителя за работой учащихся, от разных видов работы (демонстрация наглядных пособий, объяснения, лабораторные занятия и др.).

· Приемы, применяемые учителем на разных этапах урока для поддержания внимания учащихся. Их эффективность.

· Умение учителя использовать различные виды внимания.

· Знание учителем возрастных особенностей внимания и умение управлять ими.

· Эмоциональное состояние, преобладающее у учащихся в классе и у отдельных учащихся (спокойное, приподнятое, пассивное), связь его с вниманием.

· Характер активности учащихся на уроке.

 

Наблюдение на уроке за вниманием учащихся ведется по схеме:

 

Этапы урока Деятельность учителя Деятельность наблюдаемого ученика и учащихся класса Психологическая характеристика внимания
       

В первой графе фиксируются этапы урока: начало урока, проверка домашнего задания, объяснение нового материала, закрепление пройденного и т.д. Во второй графе отмечается вид работы (демонстрация опыта, решение задач, примеров и др.), записываются замечания, вопросы учителя, адресованные учащимся класса и наблюдаемому ученику. В третьей графе фиксируется поведение учащегося на протяжении урока: его поза, мимика, реакция на ответы одноклассников, на разнообразные, психологически оправданные приемы учителя. Отмечается, поднимает ли ученик руку, проявляется ли у него отвлечение внимания и почему, быстро или медленно включается он в работу (самостоятельно или побуждаемый учителем); фиксируется устойчивость внимания ученика на отдельных этапах урока; замечается, может ли ученик выполнять одновременно несколько видов работы, каких именно. В этой же графе фиксируется поведение учащихся. В четвертой графе записывается, какой вид внимания проявляется в данный момент на уроке (непроизвольный, произвольный, послепроизвольный), отмечается его особенности (переключение, распределение, устойчивость), указываются причины, влияющие на изменение особенностей внимания.

3. Анализ наблюдения на уроке, предложения, если это необходимо, по развитию внимания учащегося.

4. Организация подготовительного этапа исследовательской части курсовой работы.

Определение с руководителем задания для проведения исследования (Приложение №5).

неделя

 

Тема: «Изучение приемов работы учителя и учащихся на различных этапах обучения и определение школьной мотивации учащихся».

Задачи:

· формирование умения анализировать педагогический процесс с точки зрения этапов овладения учащимися ЗУН;

· формирование диагностических умений будущего учителя.

 

План

 

1. Наблюдение урока (математика или русский язык) с целью изучения сущности учебного процесса, его письменный анализ.

Восприятие учебного материала.

· Ставит ли учитель познавательные и практические задачи перед восприятием учебного материала? В какой форме?

· Создается ли проблемная ситуация? Принимают ли учащиеся активное участие в ее решении?

· Используется ли предшествующий опыт учащихся? (наблюдения, участие в труде, рассказы родителей...)

· Умеют ли учащиеся выделить главное в воспринимаемом? Как в этом помогает учитель?

Осмысление.

· Применяются ли на уроке сравнения, анализ, обобщение воспринятого?

· Какие новые понятия и как были сформированы на уроке?

· Используют ли учащиеся доказательства, проверку высказанных предложений?

· Могут ли подтвердить правила примерами?

Запоминание.

· В какой форме проходит первичное закрепление?

· Использовалось ли обобщающее повторение?

· Какие приемы запоминания использовались на уроке?

· Применялись ли полученные знания на практике?

2. Проведение микроисследования «Мотивация учебной деятельности учащихся класса» (Приложение №6).

3. Анализ и обсуждение с учителем полученных данных о мотивации учащихся, соотнесение их с успеваемостью учащихся, предложения, если это необходимо, по развитию положительной мотивации ученика.

неделя

 

Тема: «Реализация принципов обучения в деятельности учителя начальных классов. Анализ уроков с учетом развития перцептивных способностей учащихся. Ознакомление с обязанностями и содержанием работы воспитателя группы продленного дня».

Задачи:

· изучение возможностей урока для реализации принципов обучения;

· формирование умения анализировать педагогический процесс с точки зрения принципов обучения и развития перцептивных способностей учащихся;

· наблюдение приема детей в группу продленного дня по окончании учебных занятий и организации питания детей (обеда, полдника) в группе продленного дня.

 

План

1. Наблюдение урока и его анализ с точки зрения реализации принципов обучения.

2. Наблюдение и анализ урока с учетом развития перцептивных способностей учащихся по следующему плану.

· Как создается на уроке установка на восприятие?

· Как контролируется и учитывается точность и полнота формирующихся на уроке образов?

· Какими приемами привлекается внимание учащихся к объектам восприятия?

· Как учитывается фон восприятия при изложении материала урока ?

· Как организуется совместная деятельность учащихся при решении перцептивных задач?

· Как организовано обучение перцептивным действиям?

· Как учитываются индивидуальные различия в составе и степени сформированности перцептивных действий?

· Как использует учитель прошлый опыт учащихся при организации их восприятия?

· Как учитываются возрастные особенности восприятия?

· Как учитываются закономерности развития восприятия?

· Как учитываются индивидуальные различия в характере восприятия?

· Как учитываются процессуальные характеристики восприятия?

· Как учитываются различные виды восприятия?

3. Диагностика восприятия учащимися художественного текста.

Цель: выявить особенности восприятия художественного текста учащимися.

Необходимый материал: стихотворения с изображением природы, которые не изучаются по программе, например: Ф.И. Тютчев «Весенняя гроза»; А.Г. Майков «Ласточки» и т.д.

Ход выполнения задания.

Прочитать учащемуся стихотворение. После чтения провести беседу:

· Какая картина природы изображена в стихотворении? Расскажи подробно.

· Какое настроение выразил поэт в стихотворении? Почему ты так думаешь?

· Понравилось ли тебе это стихотворение? Чем понравилось? Какое место больше всего понравилось?

4. Анализ полученных данных об ученике и предложения по развитию его перцептивных способностей (приемы работы на уроке, психотехнические упражнения).

5. Ознакомление с группой продленного дня, беседа с воспитателем по режиму работы группы, наблюдение приема детей в группу и организации питания детей (оформить наблюдение по схеме Приложения №11).

 

неделя

 

Тема: «Методы обучения. Изучение мнемических способностей учащегося. Ознакомление с обязанностями и содержанием работы воспитателя группы продленного дня».

Задачи:

· провести наблюдение использования методов обучения на уроках и проследить зависимость их от задач обучения, характера учебного материала, возраста учащихся, уровня мастерства учителя;

· изучить мнемические способности учащихся;

· наблюдение за работой воспитателя группы на этапе организации и проведения самоподготовки в группе продленного дня.

План

1. Наблюдение уроков: один по русскому языку или по математике, другой по природоведению; сконцентрировав внимание на применение учителем методов обучения (Приложение №7).

· Какие методы обучения использовались на уроках?

· Как они связаны с задачами обучения?

· Как изменяются методы обучения в зависимости от характера учебного предмета?

· Насколько удалось проследить зависимость использования методов обучения от уровня мастерства учителя?

2. Наблюдение и анализ урока с учетом мнемических способностей учащихся по следующему плану:

· Соблюдалось ли на уроке установка на запоминание?

· Какими приемами привлекалось внимание уч-ся к тому что, подлежало запоминанию?

· Имеет ли учитель представление о развитии мнемических способностей отдельных учеников?

· Как учитываются индивидуальные показатели памяти в организации учебной деятельности?

· Как учитывается на уроке наличие нескольких видов памяти (образной, словесно-логической, двигательной, эмоциональной)?

· Как учитываются эффекты проактивного и ретроактивного торможения?

· Как организуется материал для заучивания: дозировка по объему, распределение по времени, структурирование материала, языковое оформление?

· Как организуется повторение?

3. Диагностика памяти учащегося.

4. Анализ полученных данных об учениках и предложения по развитию мнемических способностей (психотехнические упражнения, приемы работы на уроке).

5. Организация и проведение исследовательского этапа практической части курсовой работы.

6. Наблюдение за организацией и проведением самоподготовки в группе продленного дня (оформить наблюдение по схеме Приложения №11).

неделя

 

Тема: «Методы обучения. Изучение мышления учащихся. Ознакомление с обязанностями и содержанием работы воспитателя группы продленного дня».

Задачи:

· провести наблюдение использования методов обучения на уроках, их влияние на развитие познавательных процессов;

· изучить мышление ученика;

· провести наблюдение за работой воспитателя группы продленного дня на этапе организации прогулок.

 

План

 

1. Наблюдение и анализ урока по следующему плану.

· Какими методами обучения воспользовался учитель?

· Насколько они отвечали задачам урока, возрастным особенностям учащихся, характеру материала?

· Организации какого типа познавательной деятельности учащихся (репродуктивного, творческого) они способствовали?

· Как владеет учитель избранными им методами обучения?

· Чтобы вы изменили в уроке?

2. Наблюдение и анализ урока с учетом закономерностей мышления учащихся по следующему плану.

· В какой мере урок подготовлен с точки зрения создания у учеников целей умственной деятельности, соответствующих целям и задачам урока?

· В какой мере педагог обучает на уроке учащихся приемам целеполагания?

· В какой мере учащиеся владеют выделением учебной задачи при выполнении того или иного задания?

· Соответствуют ли управляющие действия учителя по ходу урока закономерностям мыслительной деятельности учеников?

· Формируются ли в ходе урока мотивы мышления? Какая роль принадлежит формированию собственно познавательных мотивов?

· Какие средства использует педагог для формирования интереса к изучаемому материалу и процессу мышления?

· Формируются ли в ходе урока у учащихся рефлексивные компоненты мыслительной деятельности?

· В какой мере в ходе урока у учащихся формируются общие приемы мыслительной деятельности?

· Обучаются ли школьники в ходе урока приемам логической, смысловой обработки материала?

· Учатся ли школьники оценивать и анализировать работу своих товарищей, свою собственную мыслительную деятельность?

· Какую информацию (обратную связь) получает педагог о реальном ходе учебного процесса? Как учитывается эта информация в управляющих воздействиях педагога?

· Происходит ли в процессе объяснения (и ответа учащихся) выделение главного в содержании изучаемого материала?

· Используется ли на уроке установление связей между изучаемым материалом и личным опытом учащихся?

· Какие критерии понимания использует учитель для того, чтобы установить, как понят материал?

· Вызывает ли изучаемый материал эмоциональное отношение учащихся, связывается ли содержание урока с мотивами школьника?

· В какой мере учитель создает у учащихся готовность к мышлению? Использует ли педагог возможность создания у школьников установок для управления собственной мыслительной деятельностью?

· Используется ли на уроке коллективная мыслительная деятельность школьников?

· Ориентируется ли учитель в планировании и построении обучающих воздействий на зону ближайшего развития ученика? Какие формы помощи планирует использовать учитель (для разных групп учащихся)?

· Соответствует ли уровень требований, предъявляемых к учащимся, реальным возможностям школьников?

· Каковы различия в мере помощи, оказываемой учителем разным учащимся при выполнении ими учебных заданий?

· Имеет ли учитель четкие представления об индивидуальных особенностях мышления, уровня обучаемости школьников?

· Как учитываются индивидуальные показатели мышления школьников при организации учебного процесса?

· Учитываются ли различия школьников по основным качествам мышления (глубине ума, гибкости, устойчивости, самостоятельности, осознанности)?

· Учитывает ли педагог индивидуальные различия в скорости, темпе мышления?

· В какой мере на уроке формируются элементы творческого мышления?

· Какие формы контроля за мыслительной деятельностью школьников использует педагог?

· Формируются ли у школьников навыки самоконтроля?

· Используются ли на уроке элементы проблемного изложения, проблемные задания? Какова степень подготовленности, продуманности этих заданий?

· Как учитываются умственные способности учащихся в оценочной деятельности педагога?

3. Диагностика мышления ученика (Приложение №8).

4. Анализ полученных данных об ученике и предложения по развитию его мышления (психотехнические упражнения, приемы работы на уроке).

5. Наблюдение организации и проведения прогулки (Приложение №11).

 

 

неделя

 

Тема: «Методика и техника урока. Ознакомление с обязанностями и содержанием работы воспитателя группы продленного дня».

Задачи:

· изучение методики проведения разных этапов урока, определение типа урока;

· ознакомление с методикой организации и проведения воспитательной работы с детьми в условиях группы продленного дня.

План

 

1. Наблюдение и анализ этапов уроков по следующему плану.

Начало урока.

· С чего начался урок? Что сделал учитель для организации порядка в классе, мобилизации внимания учащихся, быстрого включения всех детей в активную деятельность?

· Как была сформулирована учителем цель предстоящего урока? Была ли она принята всеми или большинством учащихся? Какими приемами воспользовался учитель, чтобы цель урока стала целью деятельности каждого ученика?

· Были ли в классе ученики, которые с самого начала урока «выпали» из общего рабочего ритма, «отключились»? Какие меры принял учитель для вовлечения их в работу?

· Как бы вы построили начало этого урока? Сделайте краткую запись. Дайте обоснование предложенного вами варианта.

Изучение нового материала.

· С чего началось изучение нового материала на уроке? Можно ли было четко выделить момент перехода к новому материалу? Как было построено изучение нового материала?

· Какие средства обучения были использованы учителем при изучении новой темы? Насколько удачно они были соотнесены с характером материала? Организации какого типа познавательной деятельности учащихся (репродуктивного, творческого) они способствовали?

· Какими методами обучения воспользовался учитель? Насколько они отвечали цели урока, возрастным особенностям учащихся, характеру материала?

· Удалась ли учителю охватить активной деятельностью всех учащихся? В связи с рассмотрением каких вопросов активность детей была наибольшей?

· Как владеет учитель избранными им методами обучения? Какими приемами он пользуется наиболее часто?

· Побеседуйте сразу после урока с одним из учеников, выясните, разобрался ли он в новом материале, насколько глубоко его осмыслил.

· Что бы вы изменили в изучении нового материала на этом уроке с целью повышения его эффективности?

Проверка знаний учащихся.

· Какое место на уроке занимает проверка знаний? Сколько времени затрачивает учитель на проверку знаний учащихся? Сколько человек было спрошено? Какие отметки поставлены?

· Какие формы проверки знаний использует учитель? (Фронтальный опрос, индивидуальный опрос, самостоятельная работа учащихся, комментированные упражнения, перфокарты и т.п.).

· Зафиксируйте формулировки вопросов учителя. Какой вид познавательной деятельности они вызывают? Какие вопросы остались без четкого исчерпывающего ответа?

· Каков стиль взаимоотношений учителя и учащихся в процессе проверки знаний? Какие оценочные суждения (положительные, негативные, нейтральные) чаще всего использует учитель? Приведите примеры оценочных суждений учителя. Как они способствовали активизации учащихся в ходе опроса?

Задание на дом.

· Когда осуществляется учителем задавание уроков на дом, на каком этапе урока? Насколько целесообразен выбор времени учителем?

· Какой характер носит домашнее задание по форме и содержанию? Как оно согласуется с изучением нового материала, его закреплением?

· Оценить объем домашнего задания. Выясните мнение сильного и слабого ученика о том, сколько времени ему потребуется на выполнение домашней работы. Проделайте сами задание и зафиксируйте время, затраченное вами на его выполнение.

· Как учитывает учитель интересы и склонности отдельных учащихся при определении характера домашней работы? Есть ли попытки дифференцировать задание в зависимости от степени подготовленности учащихся?

Подведение итогов.

· Как закончился урок? Уложился ли учитель в его временные рамки?

· Было ли специально оставлено время для вопросов учащихся? Какие вопросы задавали учащиеся? Постарайтесь записать их так, как они заданы детьми. О чем они свидетельствовали?

· Были ли подведены итоги урока? В какой форме это сделал учитель?

2. Сформулировать задачи урока, определить его тип.

3. Работа в кабинете, помощь учителю в оформлении, подготовке наглядных пособий.

4. Беседа с воспитателем группы с целью ознакомления с методикой воспитательной работы с детьми в условиях группы продленного дня (Приложение №11).

 

 

неделя

 

Тема: «Методика и техника урока».

Задачи:

· формирование умения анализировать урок по схеме.

План

1. Наблюдение и анализ уроков по схеме:

Организация класса.

· Начало урока. Подготовленность класса к уроку. Умение учителя мобилизовать внимание учащихся на учебную работу, создание рабочей обстановки в классе.

Тема и основные задачи урока.

· Образовательная, развивающая и воспитывающая задачи урока. Место данного урока в системе уроков по теме, связь с предыдущим материалом.

Организация урока.

· Тип урока. Структура урока, его отдельные элементы, их последовательность и дозировка во времени; соответствие построения урока его содержанию и задачам. Виды учебной деятельности. Сочетание фронтальной и индивидуальной работы на уроке. Плотность урока, рациональное использование времени.

Содержание урока.

· Научная правильность освещения материала на уроке, его соответствие возрастным возможностям учащихся; воспитательная направленность урока; правильность подбора учителем материала для урока; соответствие содержания урока требованиям программы; связь теории с практикой; связь изучаемого материала с ранее пройденным, приемы повторения пройденного; межпредметные связи; использование опыта учащихся с целью развития познавательной активности и самостоятельности учащихся; качество знаний учащихся.

Методика проведения урока.

· Оборудование урока. Соответствие методов и приемов обучения задачам, содержанию, возрасту и уровню подготовки учащихся, эффективность применения методов. Постановка учителем перед учащимися задач урока. Работа с отстающими и слабоуспевающими на уроке. Правильность оценки учителем знаний учащихся.

Организация познавательной деятельности учащихся.

· Роль, место и характер самостоятельной работы на уроке; место учебника, наглядных средств; характер заданий, приемы активизации учащихся.

Психологические основы урока.

· Развитие и поддержание внимания; развитие памяти, мышления, воображения; ритмичность урока: чередование материала разной степени трудности; наличие психологических пауз; эмоциональная атмосфера урока.

Индивидуальный и дифференцированный подход к учащимся на уроке.

Работа и поведение учащихся на уроке.

· Активность, качество ответов, заинтересованность, дисциплинированность, организованность, речь учащихся на уроке.

Поведение учителя на уроке.

· Выдержка, собранность, доброжелательность, требовательность, эмоциональность, речь, внешний вид учителя.

Выводы и предложения.

 

неделя

 

Тема: «Урок в системе развивающего обучения».

Задачи:

· изучение специфики урока, принципов, методов обучения в системе развивающего обучения.

План

1. Наблюдение в течение учебного дня уроков в системе развивающего обучения, анализ их с точки зрения специфики и особенностей.

2. Беседа с учителем, работающим в системе развивающего обучения, о содержании, технологии педагогического процесса.

неделя

 

Тема: «Методы контроля и оценки ЗУН учащихся».

Задачи:

· познакомиться с нормами отметок по предметам начальной школы;

· провести наблюдение и анализ системы контроля ЗУН учащихся в классе;

· формировать умение оценивать ЗУН учащихся.

План

1. Беседа с учителем о нормах отметок по предметам (Приложение №9).

2. Наблюдение и анализ урока с точки зрения использования учителем различных методов проверки по следующим вопросам:

· Какие методы проверки использовал учитель на уроке;

· Сколько учеников было опрошено учителем;

· Какие типы вопросов использовал учитель при опросе (вопросы, требующие работы восприятия, памяти, мышления)? Как формулировал учитель различные типы вопросов?

· Каких вопросов было больше?

· Как учитывал учитель возрастные и индивидуальные особенности детей при формулировке вопросов?

· Сколько отметок поставил учитель? Какие отметки? Можно ли считать их достаточно обоснованными?

· Какие суждения высказал учитель при оценке (положительные, отрицательные, нейтральные)? Каких суждений было больше? Что можно сказать об отношении учителя к детям?

3. Проверка рабочих тетрадей учащихся.

недели

Тема: «Технология воспитательной работы».

Задачи:

· познакомиться с использованием методов воспитания в деятельности учителя начальных классов;

· формировать умение применять различные методы воспитания в зависимости от задач, возраста и особенностей учащихся.

План

1. Знакомство с планом воспитательной работы учителя начальной школы и беседа с ним по вопросам:

· Какие задачи воспитательной работы с классом учитель выделяет?

· Как согласуются задачи с особенностями класса?

· Какие методы воспитания учителем применяются?

· Какие формы воспитательной работы используются учителем?

· Каким образом семья участвует в воспитательной работе?

2. Обобщение наблюдений за деятельностью учителя в решении воспитательных задач.

неделя

Тема: «Обобщение материалов наблюдения по изучению личности ученика, составление его характеристики».

Задачи:

· завершить работу по изучению личности ученика, составить его психолого-педагогическую характеристику.

 

Ориентировочная схема составления психолого-педагогической

характеристики школьника как члена коллектива

 

ученик___________________ класс_______ обр.учр.______________

дата_______________________ за _________________ учебный год.

· Общие сведения о школьнике (возраст, состояние здоровья).

· Характеристика условий семейного воспитания школьника (культурно-бытовые условия в семье; особенности взаимоотношений в семейном коллективе, отношение в семье к ученику, забота о воспитании).

· Характеристика классного коллектива, членом которого является школьник (актив класса, отношение к общественной работе и общественно полезному труду, успеваемость и дисциплина, межличностные отношения в коллективе, симпатии и антипатии, дружба, товарищество, коллективизм, система традиций детского коллектива).

· Отношение школьника к коллективу (потребность быть членом коллектива, считаться с его мнением, бороться за его честь, авторитет школьника в коллективе товарищей, общительность и понимание других людей, отношение к отрицательным социально-психологическим явлениям в коллективе).

· Направленность личности (личная, общественная или деловая направленность школьника; характеристика осознанных мотивов: интересы, их глубина, широта, устойчивость и действенность; наиболее ярко выраженные познавательные интересы. Взгляды и убеждения, единство сознания и поведения; стремление школьника, его намерения, мечты, идеалы).

· Уровень притязаний (заниженный, адекватный или завышенный; соотношение самооценки и уровня притязаний; характерная для школьника оценка своих возможностей; требовательность к себе; отношение к критическим замечаниям учителей и товарищей; отношение школьника к самовоспитанию и его проявление в различных видах деятельности).

· Ученик в различных видах деятельности (отношение школьника к учению; выполняет работу добросовестно или недобросовестно; учится с интересом, без интереса, не желает учиться; успеваемость и дисциплинированность; степень сформированности учебных навыков; отношение к трудовой деятельности; соотношение учебной, трудовой и игровой деятельности в жизни ученика; общественная активность школьника.

· Характеристика познавательной деятельности (особенности восприятия, наблюдательность; особенности памяти, типы памяти; характеристика внимания; устойчивость, переключаемость, распределяемость, рассеянность и другие особенности; соотношение творческого и воссоздающего воображения; степень развития образного и отвлеченного мышления, систематичность и критичность мышления, уровень развития логического мышления: последовательность и доказательность в изложении своих мыслей, умение рассуждать и делать выводы; самостоятельность в суждениях и выводах; степень развития устной и письменной речи: богатство словаря, умение выражать мысли в устной и письменной речи).

· Особенности эмоционально-волевой сферы (характер эмоциональной реакции на педагогические воздействия; развитие чувств: моральных, интеллектуальных, эстетических; глубина и устойчивость чувств; степень эмоциональной возбудимости школьника; быстрота протекания и смены эмоций; внешняя выраженность эмоциональных переживаний; эмоциональная устойчивость в напряженной обстановке и при неудачах; умение сдерживать эмоциональные переживания и изменять их; волевые особенности: целеустремленность, самостоятельность, инициативность; решительность, настойчивость, самообладание и др.).

· Способности (общие и специальные способности; наиболее выделяющиеся способности ученика: музыкальные, технические, математические, организаторские и др.).

· Темперамент (проявление некоторых особенностей типа высшей нервной деятельности: сила, уравновешенность, подвижность. Проявление некоторых свойств темперамента: экстра-интервертированности, импульсивности, ригидности и т.д.).

· Характер (черты характера, проявляющиеся в отношении к учению: прилежание, активность, дисциплинированность и другие показатели этого отношения; черты характера, проявляющиеся в отношении к классу и школе: переживание успехов и неуспехов своего класса и школы, борьба за честь класса и школы, отношение к мероприятиям, проводимым в классе, школе и др.; черты характера, проявляющиеся в отношении к общественным обязанностям и поручениям: выполняемая общественная работа, чувство ответственности и долга перед коллективом за выполняемую работу; черты характера, проявляющиеся в отношении к труду: трудолюбие, добросовестность, исполнительность и др.; черты характера, проявляющиеся в отношениях к товарищам, взрослым: доброта, общительность, внушаемость и др.; черты характера, проявляющиеся к вещам: аккуратность или неряшливость; бережливое или небережливое отношение к вещам и т. д.; черты характера, проявляющиеся в отношениях к самому себе: самолюбие, честолюбие, скромность, застенчивость, гордость).

· Педагогические выводы. Указать возможные линии коррекции в воспитательной работе с данным учащимся (со стороны учителей, родителей, классного и школьного коллектива, а также со стороны самого ученика).

неделя

 

Тема: «Обобщение материалов наблюдения по изучению классного коллектива, составление характеристики класса».

Задачи:

· провести итоговое наблюдение за классным коллективом, используя социометрию;

· обобщить материал и оформить характеристику классного коллектива.

 

Схема составления характеристики класса

 

1. Общие сведения о классном коллективе: количество учащихся, из них: мальчиков и девочек, возрастной состав.

2. Руководство и организация классного коллектива.

· Актив, (если есть), характеристика его членов (самостоятельность, инициатива, настойчивость, требовательность к себе, к другим, уважение среди товарищей (почему), организаторские способности);

· Наличие в коллективе неофициальных «вожаков», характер их влияния на класс, причины этого влияния, «отверженные», причины отвержения и возможные пути изменения отношений к ним товарищей;

· Взаимоотношения внутри коллектива (степень сплоченности, проявление взаимной требовательности, чутко





©2015-2017 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.


ТОП 5 активных страниц!

...