Предмет, объект и метода судебной бухгалтерии.




Судебная бухгалтерия

Судебная бухгалтерия – это специальная судебная дисциплина, которая возникла на стыке теории бухгалтерского учета и юриспруденции. Предметом являются объективные закономерности применения бухгалтерского учета и специальных бухгалтерских познаний в сфере специфических правоотношений: уголовно-правовых, гражданско-правовых и арбитражных. Данное определение предмета судебной бухгалтерии дополняет определение судебной бухгалтерии через защитные функции бухгалтерского учета и закономерности их использования в юридической практике.

Предметом являются защитные функции бухгалтерского учета и закономерности их использования в юридической деятельности, оперативно-розыскной деятельности, следственной и судебной деятельности. Под защитными функциями бухгалтерского учета в этом случае следует понимать функции, которые обеспечивают охрану имущественных интересов всех экономических, то есть хозяйствующих субъектов, обладающих правом собственности на материальные и денежные ресурсы.

В судебной бухгалтерии рассматриваются следующие функции бухгалтерского учета:

1. Превентивная или предупредительная. Она проявляется в способностях учета затруднять совершение противоправных деяний в процессе осуществления хозяйственной деятельности и отражения этой деятельности в учете. Данная функция состоит в предварительном контроле за экономической деятельностью хозяйствующего субъекта и тем самым препятствует совершению противоправных деяний.

2. Следообразующая. Проявляется в формировании следов совершенного противоправного деяния в данных бухгалтерского учета. Пример, платежное поручение.

3. Охранительная. Она проявляется путем использования данных учета в деятельности контрольно ревизионных и правоохранительных органов. Она срабатывает позднее на основе способности учета формировать информационные отражения (признаки, следы) фактически происходивших юридически значимых процессов и операций.

Предмет судебной бухгалтерии обуславливает существование двух взаимосвязанных объектов, одним из таких объектов является бухгалтерский учет, как вид профессиональной деятельности, связанны со сбором, обработкой и использованием экономической информации. Правовая рекомендация и общий порядок той деятельности представляет интерес для юристов, так как в данных учета формируются сведения о хозяйственной деятельности предприятия, которые используются в качестве доказательств по уголовным, арбитражным и гражданским делам. Второй объект – это противоправные деяния, которые совершаются под видом учетных операций, они могут осуществляться на различных этапах сбора, обработки и использования экономической информации. То есть второй объект связан с криминалистическим аспектом.

Структура судебной бухгалтерии состоит из 2 частей:

1. Общая: предмет, объект и методы судебной бухгалтерии.

2. Особенная: рассматривается использование специальных экономических познаний юридической практики:

· Документальная ревизия, проводимая по требованию ПО

· Судебно-бухгалтерская экспертиза по требованию ПО

· Использование специальста-бухгалтера в следственных,судебных действиях.

Правовые основы:

1. Конституция РФ ст. 8, 34, 71. Федеральные законодательные акты: ФЗ о бухгалтерском учете № 129-ФЗ, ФЗ о государственной судебной экспертной деятельности в РФ № 73-ФЗ от 31.05.01, ФЗ об аудиторской деятельности. НК РФ, ГК РФ, ТК РФ, УК РФ, Таможенный кодекс, КоАП, УПК, ГПК, АПК.

2. Указы Президента РФ, Постановления Правительства. Нормативные акты, которые разрабатываются и утверждаются МинФином: план счетов бухгалтерского учета и инструкция по его применению, Положения по бухгалтерскому учету – учет материально-производственных запасов утв. Приказом МинФина о 9.06.01, методические указания по инвентаризации имущества и финансовых обязательств.

3. Нормативные акты иных ведомств и министерств: ЦБ порядок ведения кассовых операций инструкция ЦБ № 49 2003, Положение о безналичных расчетах в РФ. Нормативные акты отраслевых министерств и ведомств.

4. Локальные акты организаций: приказ (распоряжение) об учетной политике организации – основной документ, в котором раскрывается учетная и налоговая политика организации.

Методы судебной бухгалтерии постоянно совершенствуются. Их основное назначение состоит в выявлении и установлении учетных, экономических и документальных несоответствий.2 группы:

1. Общие, которые присущи любой науке, к ним относятся:

· Анализ

· Синтез

· Индукция

· Исторический

· Количественный и качественный анализ

· Экономико-математический анализ

· Факторный анализ

· Абстракция

2. Специальные методы:

v Метод бухгалтерского анализа, который основан на использовании элементов метода бухгалтерского учета для выявления учетных несоответствий. К элементам относятся: документация, инвентаризация, счета, двойная запись, оценка, калькуляция, баланс и отчетность.

Хозяйственный учет в РФ.

Состоит из следующих видов учета:

1. Оперативный учет ведется в организации по мере надобности. Данные оперативного учета необходимы управленческому персоналу для принятия оперативных управленческих решений. Информацию оперативного учета можно получить с помощью телефона, факса, в устной беседе, с помощью оперативных сводок по производству продукции, ее реализации. Чаще всего ведется на складах, в отделе кадров. По мере надобности в бухгалтерии.

2. Бухгалтерский учет согласно ФЗ о бухгалтерском учете ст. 1 представляет собой упорядоченную систему сбора, наблюдения, измерения, регистрации, обработки и получение информации в денежном выражении об имуществе, обязательствах, хозяйственных операциях хозяйствующего субъекта и их движении путем сплошного, непрерывного и документального учета. Признаки: документально е оформление хозяйственных операций, непрерывность, сплошной.

3. Статистический учет связан с отражением массовых качественно однородных социально-экономических явлений, главным образом в масштабе отрасли, экономического региона. Он абстрагируется от конкретных фактов. ЮЛ после регистрации должны встать на учет в статистические органы и предоставлять им статистическую отчетность. Для получения статистических данных используются первичные отчетные данные, показатели оперативного и бухгалтерского учета. Статистическая отчетность бывает: кратная, квартальная, годовая. Все три вида отчетности предоставляют крупные и средние организации, малые по требованию статистических органов. Подлоги статистической отчетности можно выявить при сравнении.

4. Налоговый учет. С принятием 2 части НК налогоплательщики обязаны вести налоговый учет (ст. 13 НК). Это система обобщения информации для определения налоговой базы по налогу на основе данных первичных документов, сгруппированных в соответствии с порядком, предусмотренным НК. Осуществляется в целях формирования полной и достоверной информации о порядке учета для целей налогообложения хозяйственных операций осуществленных налогоплательщиком в течение отчетного налогового периода, а так же обеспечение информацией внутренних и внешних пользователей для контроля за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью исчисления и уплаты в бюджет налога. Содержание данных налогового учета является налоговой тайной.

Все виды хозяйственного учета взаимосвязаны и дополняют друг друга.

v Метод экономического анализа, который базируется на принципе непротиворечивости взаимосвязанной системы технико-экономических показателей (себестоимость, потребление сырья, электроэнергии, уровень производства, рентабельность). С помощью его выявляются экономические несоответствия.

v Метод документального анализа построен на комплексной экономической и юридической оценке документов как материальных носителей информации о негативных отклонениях, которые имеются в хозяйственной практике экономического субъекта. Используется для выявления документальных несоответствий в отдельно взятом документе, во взаимосвязанных документах и документах, отображающих однородные операции.

Предмет, объект и методы бухгалтерского учета.

Предмет – это хозяйственная деятельность организации. Объекты бухгалтерского учета можно подразделить на 2 группы:

1. Объекты, которые обеспечивают хозяйственную деятельность: хозяйственные средства и их источники.

2. Объекты, которые составляют хозяйственную деятельность: хозяйственные процессы и их результаты.

Классификация хозяйственных средств и их источников:

1. Внеоборотные активы:

v Основные средства – это здания, сооружения, передаточные устройства, машины, оборудования, транспортные средства, вычислительная техника, хозяйственный и производственный инвентарь, рабочий скот и многолетние насаждения. Основные средства действуют и используются в хозяйственной деятельности длительное время, больше года. Они не изменяют своего внешнего вида, изнашиваются постепенно, то есть переносят свою стоимость на вновь произведенную продукцию, работы и услуги по частям, по мере износа через амортизационные отчисления.

v Нематериальные активы - материально неосязаемы, связаны с правом владения землей, водой, природными ресурсами, ноу-хау, использование символики, патент, лицензия, авторские права. Срок их службы больше 12 месяцев. Они как и основные средства переносят свою стоимость на вновь произведенную продукцию, работы и услуги по частям, по мере износа через амортизационные отчисления: оборудование к монтажу.

2. Оборотные активы:

· Производственные запасы: сырье, материалы, покупные полуфабрикаты, топливо, строительные материалы, инвентарь, хозяйственные принадлежности.

· Готовая продукция

· Товары отгруженные

· Товары для продажи

· Денежные средства в кассе и на расчетных счетах

· Средства в расчетах – дебиторская задолженность юридических и физических лиц, организаций.

Оборотные средства потребляются сразу же в одном производственном цикле.

Классификация источников:

1. Собственные источники:

· Уставный капитал – Это стоимость основных и оборотных средств, находящихся в распоряжении организации в момент вступления ее в эксплуатацию. Формируется за счет паевых взносов, взносов учредителей и проданных акций. Может увеличиваться и уменьшаться.

· Резервный капитал – формируется за счет отчислений от прибыли. Это фонд целевого назначения, предназначенный для восстановления основных средств и фонд социальной сферы, сюда относиться фонд материального поощрения и фонд накопления.

· Добавочный капитал – это прирост стоимости внеоборотных активов, выявляемых по результатам их переоценки, сумма разницы между продажной и номинальной стоимостью акций, вырученной в процессе формирования уставного капитала при последующем увеличении уставного капитала за счет продажи акций по цене превышающей номинальную стоимость. Переоценка основных средств (внеоборотные активы) производиться в условиях инфляции с использованием коэффициентов, утвержденных Министерством Финансов.

· Нераспределенная прибыль – это финансовый результат работы организации: отчетного года и прошлых лет.

· Целевое финансирование – это поступление денежных средств от других организаций или физических лиц или из бюджета, которые предназначены для осуществлении мероприятий целевого назначения.

2. Заемные источники образования хозяйственных средств:

· Долгосрочные пассивы – это банковские кредиты, займы, заемные средства представляются организации во временное пользование и через определенный срок они должны быть возвращены. Связаны с долгосрочной кредиторской задолженностью. Срок задолженности больше года. Долгосрочные кредиты и займы используются на внедрение новой техники, модернизацию оборудования, освоение выпуска новой продукции и другие нужды, которые предполагают, что кредиты необходимы на долгий период.

· Краткосрочные пассивы: кредиторская задолженность по кредитам и займам и кредиторская задолженность по расчетам с поставщиками, подрядчиками, с бюджетом по налогам и сборам, с государственными внебюджетными фондами (Фонд социального страхования, Пенсионный фонд, Фонд обязательного медицинского страхования) расчеты с персоналом по оплате труда. Кредиторская задолженность по расчетам второй группы может быть использована на любые цели связанные с приобретением хозяйственных средств до момента погашения задолженности. Сроки погашения устанавливаются в договоре, по заработной плате организация оговаривает дни.

Ко второй группе объектов бухгалтерского учета относятся хозяйственные процессы и их результаты. 3 вида хозяйственных процессов:

1. Заготовление связан с тем, что денежные средства превращаются в предметы труда и образуют производственные запасы (сырье, материалы, полуфабрикаты, готовая продукция, товары для перепродажи).

2. Производство на этой стадии создаются материальные блага выполняются работы и услуги. На этой стадии формируется себестоимость продукции, работ, услуг. Себестоимость бывает плановая, нормативная и фактическая. Фактическая себестоимость формируется в данных бухгалтерского учета на соответствующих счетах.

3. Процесс реализации, происходит передача готовой продукции потребителям путем купли-продажи.

Все три процесса совершаются в организации одновременно и состоят из отдельных хозяйственных операций, их результаты выявляются при сопоставлении данных бухгалтерского учета (Например сопоставляют сумму выручки, полученной о реализации продукции с затратами на производство данной продукции можно определить результат финансовой деятельности от реализации данной продукции: прибыль, когда доходы организации больше расходов, убыток, когда затраты организации превышают доходы).

Метод бухгалтерского учета, который лежит в основе специфического метода судебной бухгалтерии.

Метод бухгалтерского учета состоит из приемов и способов, с помощью которых хозяйственная деятельность организации отражается в бухгалтерском учете. Каждый отдельный прием или способ метода называется его элементом. К элементам метода бухгалтерского учета относятся:

1. Документация – это средство юридического оформления каждой хозяйственной операции. В основе лежат бухгалтерские документы.

2. Инвентаризация, в ходе которой проверяется полнота и достоверность данных бухгалтерского учета о наличии всех видов хозяйственных средств организации.

3. Счета бухгалтерского учета предназначены для группировки и текущего учета однородных хозяйственных операций и движения однородных средств организации. Это способ текущей регистрации однородных хозяйственных средств, их источников и хозяйственных операций.

4. Двойная запись, согласно ст. 8 ФЗ о бухгалтерском учете, это способ отражения каждой хозяйственной операции одновременно на взаимосвязанных (корреспондирующих) бухгалтерских счетах в равной сумме. Данная запись позволяет понять внутреннюю связь явлений экономический смысл и содержание каждой операции.

5. Оценка – это способ выражения в денежном измерении имущества организации и ее источников.

6. Калькуляция – это подсчет или определение фактической себестоимости продукции, работ, услуг, то есть хозяйственных процессов или продукции.

7. Баланс – согласно ст. 13 ФЗ о бухгалтерском усеете это способ периодического обобщения и отражения состояния хозяйственных средств организации и их источников на определенную дату.

8. Отчетность – это подведение итогов хозяйственной деятельности хозяйствующего субъекта за определенный период (месяц, квартал, полугодие, год).

Бухгалтерская отчетность представляет собой единую систему данных об имущественном и финансовом положении организации и о результатах ее хозяйственной деятельности. Бухгалтерская отчетность составляется на основе данных бухгалтерского учета по установленным формам министерства финансов. Все эти элементы метода бухгалтерского учета связаны друг с другом, что позволяет систематически учитывать и контролировать хозяйственную деятельность организаций. В совокупности элементы метода бухгалтерского учета обеспечивают своевременность обоснованность и реальность данных бухгалтерского учета. Для связи бухгалтерского учета с практикой использования каждого из этих методов регламентировано соответствующими законами, положениями, инструкциями, разработанными и утвержденными соответствующими органами.

Законодательство РФ о бухгалтерском учете состоит:

1. ФЗ о бухгалтерском учете, который устанавливает единые, правовые и методологические основы организации ведения бухгалтерского учета в РФ.

2. Налоговый кодекс РФ, который определяет правовые основы ведения налогового учета формирования себестоимости продукции (затрат), а так же применение упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства.

3. ГК РФ закрепил признаки юридического лица среди которых наличие самостоятельного баланса.

4. ТК РФ

5. Таможенный кодекс

6. БК РФ

7. Постановления Правительства

8. Указы Президента

9. Акты Министерства Финансов (разрабатывает и утверждает планы счетов и бухгалтерского учета и инструкции по их применению). Положения по бухгалтерскому учету, инструкции и методические указания, касающиеся, например, правил проведения инвентаризации.

10. ЦБ РФ порядок ведения кассовых операций и положение о безналичных расчетов РФ.

11. Ведомственные НА

12. Нормативные акты на уровне организации Приказ (распоряжение) об учетной политике организации, должностные инструкции.

1. Документация как элемент метода бухгалтерского учета. Бухгалтерские документы и их использование при выявлении и расследовании преступлений.

Бухгалтерский документ – это юридически значимый документ, подтверждает факт совершения финансовой операции, является средством предупреждения хищения, злоупотребления товарно-материальными ценностями.

Требования к первичным учетным документам:

1. Должны быть составлены по форме, содержащейся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации согласно ст. 9 Фз о бухгалтерском учете.

2. Должны содержат все необходимые реквизиты

3. Должны быть составлены в момент совершения хозяйственной операции в исключительных случаях непосредственно после ее окончания.

4. Исправление первичных документов должны быть подтверждены подписями лиц, участвующих в хозяйственной операции с указанием даты исправления. Кассовые и банковские документы не подлежат исправлению.

5. Хранение первичных документов должно обеспечивать сохранность записей в течение срока, установленного для их хранения в архиве.

При необходимости организации дано право самостоятельно разрабатывать отдельные формы первичных документов и учетных регистров (книги, журналы, карточки, которых нет в альбомах унифицированных форм первичной документации и альбомах специализированных форм документов). Согласно ст. 9 обязательно должны быть следующие реквизиты:

1. Наименование документа.

2. Дата составления документа

3. Наименование организации от имени которой составлен документ

4. Содержание хозяйственной операции

5. Измерители хозяйственной операции в натуральном и денежном выражении

6. Наименование должностей и лиц, ответственных за совершение хозяйственной операции

7. Личные подписи должностных лиц

Для отдельных первичных документов могут быть предусмотрены дополнительные реквизиты (печати, штампы, образцы подписей для банковских документов).

Классификация бухгалтерских документов:

1. По назначению:

· Распорядительные – содержат указание на выполнение хозяйственной операции (распоряжение, чек, приказ)

· Исполнительные - составляются в момент совершения операции или сразу же после нее (акт о списании ценностей, накладная, расходный ордер).

· Комбинированные – содержа распоряжение н выполнение операции, а та же акт о ее совершен6ии (платежное поручение, расходный кассовый ордер)

· Документы бухгалтерского оформления – служат для оформления бухгалтерских записей с целью дальнейшего использования в учетном процессе (бухгалтерская справка, бухгалтерская справка-расчет о износе основных средств).

2. По месту составления:

· Внутренние – документ оформляется и используется в пределах организации (накладная на внутреннее перемещение товаров, расходный кассовый ордер, требование на отпуск продукции)

· Внешние – документ поступает из другой организации или направляется из данной организации в другую (счет-фактура, платежное поручение)

3. По объему содержания:

· Первичные – они впервые регистрируют хозяйственную операцию, составляют основу текущего учета (накладные, кассовые приходные и расходные ордера, приказы, распоряжения, акты на списание, акты выполненных работ).

· Сводные – это вторичные документы, которые составляются на основе первичных и обобщают их (авансовый отчет подотчетного лица о командировке, отчеты кассира, кладовщика по движению материальных ценностей по складу).

4. По порядку составления:

· Разовые – они составляются в один рабочий прием (квитанция, требование, приходный и расходный кассовые ордера).

· Накопительные – они составляются в несколько рабочих приемов и отражают однородые операции за определенный период (личная карточка (счет) работника по заработной плате, лимитно – заборная карта, накопительная ведомость).

5. По способу исполнения:

· Исполненные ручным способом.

· Исполненные машинным способом: с помощью электронно - вычислительных машин, исполненные на печатных машинках.

6. По содержанию хозяйственных операций:

· Материальные – предназначены для оформления операций по движению товарно-материальных ценностей (накладная, акт о приемке материалов, акт приемки-передачи).

· Денежные – используются для оформления операций с наличными и безналичными денежными средствами (платежное поручение, приходный кассовый ордер).

· Расчетные – используются для оформления расчетных взаимоотношений организации со своими контрагентами по возникшим обязательствам (счет-фактура).

05.11.09

7. По числу учитываемых позиций:

· Однострочные, то есть документы, которые содержат одну учетную позицию (приходный кассовый ордер)

· Многострочные – они содержат две и более учетные позиции (авансовый отчет)

8. По содержанию хозяйственных операций:

· Материальные – они используются для оформления операций по движению товароматериальных ценностей (Накладная, акт приемки-передачи основных средств, акт о приемке материалов)

· Денежные

· Расчетные

9. По качественным признакам:

· Полноценные (доброкачественные) – это документы, которые должны отвечать следующим требованиям:

ü Правильно оформленными, то есть должны быть составлены по форме, установленной для данного документа и иметь все обязательные (необходимые) реквизиты.

ü Должны отражать законные по содержанию операции

ü Они должны отражать действительно совершенные операции

ü Они должны отвечать всем предусмотренным выше требованиям одновременно

· Неполноценные:

v Неправильно оформленные: недооформленные, в которых отсутствуют необходимые реквизиты (без подписи, без даты); документы, имеющие ненадлежащие реквизиты (чек на получение денег, подписанный неправомочным лицом); Документы, которые имеют лишние реквизиты (накладная с гербовой печатью); документы, оформленные на бланках не установленной формы.

v Документы, отражающие незаконные операции (акт на списание материалов с завышением их стоимости), то есть данные документы составляются на хозяйственные операции, которые по существующим правовым номам не должны совершаться.

v Подложные документы – это документы, которые отражают вымышленные операции, которые в действительности не осуществлялись:

Ø Документы, которые содержат материальный подлог или фальсифицированные.

Ø Документы, которые содержат заведомо ложные сведения, то есть содержат интеллектуальный подлог: безденежные и бестоварные (расходный кассовый ордер – безденежный документ, так как деньги по данному кассовому ордеру в действительности не выдавались, бестоварными называются документы, которые содержат все реквизиты документа, но по которым в действительности передача товара не осуществлялась – накладная, счет-фактура). Оформление бестоварных документов может осуществляться с целью:

ü Выдача сторонним организациям заведомо фиктивных документов для прикрытия и противозаконных действий

ü Составление фиктивных документов или изменение подлинных документов в целях сокрытия недостачи материальных ценностей, которая образовалась в следствие хищения

ü Представление подложных данных о фактическом расходовании сырья и материалов на производство продукции, работ, услуг с последующим их хищением

v Документы, содержащие случайные ошибки, связаны с невнимательностью, неопытностью материально ответственных лиц, а так же незнанием ими основ учетной работы (неправильно указанный объем выполненных работ, даты совершения хозяйственной операции) Это ошибка, которая совершилась один раз, если повторяется, то уже не случайная ошибка.

· Документы не официального учета – не предусмотрены действующими нормативными актами, однако в нарушении правил ведутся материально ответственными лицами в виде не официальных карточек, книг черновых отвесов, двухсторонних записей товарных и денежных средств. В ходе осмотра в помещении у материально ответственных лиц можно обнаружить черновые записи товарных или денежных документов, акты не официального снятия остатков.

Бухгалтерские документы имеют существенное значение при выявлении и расследовании экономических преступлений в связи с тем, что они являются носителями юридически значимой информации.

С документацией тесно связан документооборот. Документооборот – это движение документов внутри организации от момента их создания или получения от других организаций до передачи этих документов в архив.

Стадии документооборота:

1. Создание или получение бухгалтерского документа от другой организации

2. Проверка, исполнение и принятие к учету бухгалтерского документа

3. Бухгалтерская обработка учетного документа

4. Передача документа в архив

Согласно ФЗ «О бухгалтерском учете» первичные учетные документы могут быть изъяты только органами дознания, предварительного следствия и прокуратуры, судами, налоговыми инспекциями и органами внутренних дел на основании их постановлений. Главный бухгалтер или другое должностное лицо организации вправе с разрешения и в присутствии представителя органов, проводящих изъятие документов снять с них копии с указанием основания и даты изъятия.

Порядок изъятия бухгалтерских документов до возбуждения уголовного дела:

1. Акт изъятия составляется на основании ФЗ «О милиции», а так же на основании ФЗ «О бухгалтерском учете» (ст. 9)

2. Составляется протокол выемки или истребования документа (НК ст. 93, 94)

3. Протокол истребования или запрос документов

4. Изъятие документов может происходить при осмотре места происшествия

Порядок изъятия после возбуждения уголовного дела:

1. Протокол обыска, выемки

2. Изъятие документа при осмотре места происшествия

3. Представление документов участникам процесса



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: