ПОНЯТИЕ СОЦИАЛЬНОГО ФАКТА
Факты можно рассматривать в онтологическом (не зависящем от сознания) и логико-гносеологическом смысле. В онтологическом смысле факты - любые, не зависящие от наблюдателя состояния действительности или свершившиеся события. В логико-гносеологическом плане фактами называют обоснованное знание, которое получено путем описания отдельных фрагментов реальной действительности в некотором строго определенном пространственно-временном интервале.
В качестве социальных фактов могут выступать: (а) поведение индивидов или целых социальных общностей, (б) продукты человеческой деятельности (материальные или духовные) или же (в) вербальные действия людей (суждения, мнения, взгляды и т.д.).
Наряду с понятием "социальный факт" употребляется выражение "статистический факт", который можно определить, как типические сводные числовые характеристики, основанные на специально организованном массовом наблюдении социальных явлений.
Работа с социальным фактом для повышения его достоверности должна заключаться в:
1. Всесторонность изучения:
Для всестороннего изучения социального факта применяется социологическая триангуляция - это использование разносторонних методов в анализе одних и тех же эмпирических событий, когда каждый метод предполагает различную линию действия по отношению к реальности и каждый метод позволяет открыть ее различные аспекты.
Рассмотрение факта в его развитии, динамике.
Выделение общих и специфических факторов.
МЕТОДОЛОГИЯ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ
Методологией называют систему принципов научного исследования.
Методологические функции теории: ориентирующая, предсказательная и классифицирующая.
Прикладная социология подразделяется на три уровня: методологический, методический и процедурный.
Под методологическим уровнем прикладной социологии следует понимать основанную на определенной гносеологической парадигме теоретическую или концептуальную модель (позицию), лежащую в основе изучения и интерпретации предмета и результатов исследования.
Методический уровень выражается в осуществлении социологического измерения социальных явлений и процессов и связанных с ним методах сбора и обработки эмпирической информации.
Процедурный уровень представляет собой совокупность организационных, технических и финансовых мероприятий, необходимых для реализации всей технологии социологического исследования.
В результате осуществления совокупности правил и приемов, включенных в уровни прикладной социологии, появляется возможность получить некую социологическую модель, служащую основой для объяснения изучаемого социального явления.
Социологические модели могут быть:
Базовые: структурная, функциональная, факторная, динамическая.
Аналитические: структурно-функциональная, структурно-факторная, структурно-динамическая, факторно-динамическая, функционально-динамическая, функционально-факторная и их вариации.
Технологические: модели описывающие различные циклы и алгоритмы управления, преобразования и воздействия на объект исследования.
Собственно, в методологии социологии выделяют следующие уровни: а) анализ философских оснований социологического познания, б) анализ проблем теоретического познания, в) анализ проблем эмпирического исследования, г) методический анализ процедуры, техник, инструментов, организации исследования в целом, д) практического и междисциплинарного контекста социологического исследования.
МЕТОДЫ, ТЕХНИКА, ПРОЦЕДУРЫ
В отличие от методологии методы и процедуры исследования - это система более или менее формализованных правил сбора, обработки и анализа информации.
Метод - основной способ сбора, обработки или анализа данных.
Техника - совокупность специальных приемов для эффективного использования того или иного метода.
Методика - понятие, которым обозначим совокупность технических приемов, связанных с данным методом, включая частные операции, их последовательность и взаимосвязь.
Процедурой обычно называют последовательность всех операций, общую систему действий и способ организации исследования. Это - наиболее общее, притом собирательное понятие, относимое к системе приемов сбора и обработки социологической информации.
Выделяют два класса методов и технических приемов работы с эмпирическими данными. Класс А образуют методы и техника, относящиеся к сбору первичной информации. Класс В — методы и техника, относящиеся к обработке и анализу исходных данных.