Лекция 8. Совершенствование финансирования образования
План лекции
1.Основные направления совершенствования финансирования образования
2. Нормативное финансирование образования
3. Подходы к разработке нормативов финансирования
4. Модели нормативного финансирования образования
Основные направления совершенствования финансирования образования
Совершенствование финансирования образования осуществлялось и осуществляется по двум основным направлениям.
1. Изменение порядка финансирования образовательных учреждений из средств бюджета — для наших условий из государственного бюджета;
2. Поиск дополнительных источников и форм финансирования образования.
Как уже упоминалось раньше, основным источником финансирования образования был и остается государственный (муниципальный) бюджет. Средства бюджета доставляются до образовательного учреждения в режиме финансирования, т. е. с соблюдением определенных процедур и правил. Изменение этого порядка осуществляется в рамках совершенствования всего бюджетного процесса в виде внесения в него следующих изменений.
1) Регулярно изменяется бюджетная классификация, причем какие-либо закономерности в этом процессе проследить, с моей точки зрения, не удается; число предметных (экономических) статей колеблется, то увеличиваясь, то уменьшаясь; то же можно сказать и о функциональной классификации, но там процесс идет практически к увеличению детализации целей государства, решаемых с использованием бюджетного финансирования, что однозначно ведет к увеличению числа и разнообразия функциональных статей расходов бюджета;
2) Бюджетные средства образовательных учреждений в настоящее время хранятся на лицевых счетах казначейской системы; аналогичный порядок существовал и в XIX в., а в период плановой экономики средства зачислялись на текущие и расчетные счета в учреждениях банков.
3) Менялась степень самостоятельности образовательных учреждений в распоряжении бюджетными средствами, но тут изменения были незначительными; были периоды (правда, давно), когда учебные заведения могли принимать самостоятельные решения о небольшом изменении сметных назначений, перемещении расходов между статьями утвержденной вышестоящим органом сметы.
Незыблемым во все времена оставался принцип сметного финансирования образования. Первые попытки его изменения (не только, конечно, сметного финансирования, но и других положений экономического механизма) были предприняты в конце 1980-х гг. Общая направленность этих изменений оценивалась как дальнейшее усиление и развитие самостоятельности организаций, предприятий и учреждений, в первую очередь, в области распоряжения финансовыми ресурсами. Основой для такого серьезного изменения послужил Закон СССР „О государственном предприятии (объединении)", самым существенным образом расширивший права предприятий и их трудовых коллективов. При этом под определение предприятия попали практически все организации, так или иначе осуществляющие деятельность, имеющую сколько-нибудь ощутимый результат. Разумеется, не были оставлены в стороне и образовательные учреждения, в качестве результата деятельности которых рассматривались подготовленные выпускники, специалисты, квалифицированные рабочие, т. е. учащиеся, прошедшие определенный курс обучения. Были сформулированы новые условия хозяйствования. Они были введены „Основными положения хозяйственного механизма в народном образовании", одобренными Государственной комиссией Совета Министров СССР по экономической реформе 19 декабря 1989 г. (Протокол № 8, раздел IV). В основу нового хозяйственного механизма в народном образовании, точнее — новых условий хозяйствования, были положены следующие основные принципы:
• финансирование по нормативам, комплексно отражающим целевую направленность деятельности образовательных учреждений, вместо выделения средств по статьям расходов;
• сочетание бюджетного или отраслевого1 финансирования деятельности учреждений с развитием различного рода платных услуг населению, как правило, по профилю деятельности учреждения, выполнением платных работ по договорам с предприятиями и организациями. При этом была поставлена задача неснижения бюджетных ассигнований на финансирование учреждений вследствие замещения бесплатных для населения услуг платными;
• перераспределение и разграничение управленческих функций между учреждениями и вышестоящими органами, осуществление перехода от преимущественно административных к экономическим методам управления хозяйственной деятельностью, усиление плановой, хозяйственной и финансовой самостоятельности учреждений;
• совершенствование организационных структур управления народным образованием — создание отраслевых и межотраслевых объединений (фирм, ассоциаций и др.);
• развитие самостоятельности трудовых коллективов учреждений в решении основных вопросов их производственно-хозяйственной деятельности и социального развития;
• установление тесной зависимости материального и морального стимулирования трудовых коллективов, размеров фондов производственного и социального развития учреждений и оплаты труда работников от результатов, качества и эффективности труда.
1 Отраслевое финансирование должно было осуществляться из средств, оставляемых в распоряжении отраслей после выполнения обязательств перед бюджетом, т.е. из соответствующей части прибыли.
Основным направлением формирования нормативов финансирования была их структурная и количественная привязка к потребностям образовательного учреждения. Главным требованием при определении величины норматива (нормативов) финансирования было обеспечение его достаточности, т. е. чтобы структура и величина учитываемых нормативом затрат обеспечивали возмещение материальных и приравненных к ним затрат на образование, воспитание и подготовку кадров и т. д., формирование средств на оплату труда, создание необходимой материально-технической базы, социальное развитие и материальное стимулирование трудового коллектива. Это позволяло рассматривать норматив финансирования с двух сторон:
• как своего рода плановую цену результата деятельности образовательного учреждения (напомню, что в качестве такого продукта рассматривался гражданин, прошедший обучение в образовательном учреждении);
• как способ распределения финансовых ресурсов.
В составе норматива бюджетного (отраслевого) финансирования целевым назначением выделялись средства на стипендиальное (материальное) обеспечение обучающихся и воспитанников.
В качестве расчетной единицы принимался показатель среднегодового контингента учащихся:
• по дошкольным и внешкольным учреждениям — один ребенок;
• по учреждениям интернатного типа — один воспитанник;
• по школам, средним специальным учебным заведениям и ПТУ — один учащийся;
• по высшим учебным заведениям — один студент.
При переводе на новые условия хозяйствования малокомплектной школы, дошкольного и внешкольного учреждения норматив бюджетного финансирования мог устанавливаться на класс-комплект, школу, учреждение.
Рассматривая содержащийся в документах подход к формированию нормативов финансирования образовательных учреждений, нетрудно увидеть, что нормативы строились, по существу, от потребности в средствах на обучение определенного контингента
учащихся в конкретном учебном заведении. Об этом можно судить по приведенному выше положению, согласно которому средств, выделяемых по нормативу, должно быть достаточно для возмещения не только издержек учреждения по осуществлению своей деятельности, но и для развития материальной базы и стимулирования работников. А эти задачи обычно решаются за счет прибыли, остающейся у организации после уплаты налогов.
Следует отметить, что нормативы финансирования образования так и не были разработаны и введены в действие.
В рамках новых условий хозяйствования предполагалось расширение круга источников поступления в систему образования внебюджетных средств за счет:
• поступлений за выполненные работы (услуги) материального характера согласно заключенным договорам с государственными, кооперативными и общественными предприятиями, организациями и по заказам населения;
• выручки от реализации продукции учебно-производственных мастерских;
• выручки от сдачи в аренду помещений, сооружений, оборудования;
• поступлений средств за дополнительные услуги по подготовке, повышению квалификации и переподготовке кадров по договорам, а также от обучения по заказам населения;
• добровольных взносов и передаваемых материальных ценностей от государственных, кооперативных и других общественных предприятий и организаций, а также отдельных граждан;
• прочих поступлений.
Образовательным учреждениям предоставлялось право привлекать средства банковского кредита.
Особенно серьезным было изменение, связанное с тем, что все поступавшие из различных источников средства, кроме денежных сумм, предназначенных конкретным исполнителям по трудовым соглашениям (средств, имеющих целевой, персонифицированный характер), составляли доход учреждения и объединялись на одном расчетном счете.
Расширение самостоятельности образовательных учреждений предполагало самостоятельную разработку ими плана экономического и социального развития. В основу плана был положен ограниченный набор исходных данных.
1. Контингент учащихся, определяемый на основе контрольных цифр приема или методом прямого счета и используемый для определения объема бюджетного или отраслевого финансирования.
2. Государственный заказ на:
• ввод в действие материальных объектов за счет государственных централизованных капитальных вложений;
• выполнение важнейших НИОКР за счет государственного бюджета или отраслевых источников финансирования;
• подготовку специалистов или квалифицированных рабочих.
3. Экономические нормативы:
• бюджетного или отраслевого финансирования;
• фондов заработной платы, производственного и социального развития, валютных отчислений;
• лимиты государственных капитальных вложений.
Государство не определяло заранее, т.е. на стадии разработки плана, конкретные направления расходования средств при выполнении образовательными учреждениями государственного заказа. Во всяком случае, в основных положениях нового хозяйственного механизма этот вопрос специально не оговаривался. Образовательные учреждения не были связаны численными показателями расходования средств на те или иные цели внутри государственного заказа. По существу, формировалась система получения средств «одной строкой». Наличие нормативов распределения доходов по фондам хотя и задавало определенные условия обеспечения целевого использования получаемых средств, но не носило характера жесткого регламентирования, поскольку целевая направленность формируемых фондов была достаточно мягкой.
Нормативы распределения получаемых доходов по фондам, т. е. их распределение на укрупненные цели, предполагали консолидацию всех ресурсов из разных источников, создание единого механизма их использования независимо от источника поступления. В сочетании с чрезвычайно важным положением о том, что учреждения, основная деятельность которых полностью или частично финансируется из бюджета или средств отрасли, платежи в бюджет не производили, это придавало системе образования практически полную экономическую автономность.
Наглядно функции государства можно представить в виде следующей упрощенной последовательности действий.
1. Государство выдает образовательному учреждению заказ на прием на обучение определенного числа, допустим, 1000 студентов.
2. По нормативу выдает образовательному учреждению бюджетные средства на подготовку этих специалистов.
3. Устанавливает распределение получаемых средств по фондам, контроль за использованием которых осуществляется коллективом самого образовательного учреждения.
Расходование полученных средств полностью переходило в компетенцию самого образовательного учреждения и вмешательства государства прямо не требовало. Тем более, что устанавливаемые контрольные цифры, например в высшем образовании, касались только приема на обучение, а не выпуска. Поэтому даже проверка исполнения государственного заказа могла быть сведена только к анализу отчетности о числе принятых на обучение. В сочетании с данными государственного статистического наблюдения (данные о движении контингентов являются основными в статистике) контроль за принятыми на обучение получался двойной.
Основными положениями нового хозяйственного механизма изначально предусматривались две модели функционирования образовательных учреждений в новых условиях хозяйствования. Для сферы образования была установлена первая модель, базирующаяся на следующей последовательности распределения дохода и формирования фондов:
• из совокупного дохода формируется по установленному нормативу фонд оплаты труда;
• из оставшихся средств возмещаются материальные и приравненные к ним затраты;
• осуществляются расчеты со сторонними организациями;
• выплачиваются проценты за кредит.
2Вторая модель предусматривала сначала возмещение издержек и расчеты по обязательствам, а затем — зачисление оставшихся средств в фонд оплаты труда и материального стимулирования работников.
За вычетом этих средств образуются по нормативам фонд материального поощрения и фонд производственного и социального развития.
В доход учебного заведения, подлежащий распределению по установленным нормативам, наряду с другими поступлениями зачислялись также средства, полученные за подготовку специалистов от предприятий, учреждений и организаций и отраслей народного хозяйства, включая средства, полученные за осуществление мероприятий, направленных на повышение качества подготовки специалистов, улучшение организации учебно-воспитательного процесса, в том числе за введение дополнительных курсов и других видов факультативных занятий, подготовку их методического обеспечения, выполняемых сверх учебного плана и индивидуальных планов преподавателей и студентов. Объем указанных средств определялся на основе сметы, включающей плановые затраты на подготовку и накопления (по существу — прибыль) в размере до 30%.
В доход учебного заведения, подлежащий распределению по утвержденному экономическому нормативу, не включались отдельные поступления, имеющие целевое назначение и подлежащие зачислению непосредственно в соответствующие фонды.
Перевод учебных заведений на новые условия хозяйствования осуществлялся, начиная с 1991 г. по мере их готовности и обеспечивался соответствующим объединением их финансовых ресурсов на единых расчетных счетах, открываемых в учреждениях банков СССР. На расчетные счета зачислялись все поступающие учреждениям денежные средства, включая суммы бюджетного финансирования и все внебюджетные средства за оказанные организациям и населению платные услуги и прочие поступления. На этих расчетных счетах хранились все средства учреждений: средства
единого фонда оплаты труда, фонда производственного и социального развития, других фондов и.т.д. С открытием расчетных счетов подлежали закрытию все действующие их счета по бюджетным и внебюджетным средствам, остатки которых перечислялись платежными поручениями на их единые расчетные счета.
Сформированный новыми условиями хозяйствования экономический механизм функционирования образовательных учреждений и сферы образования в целом не получил широкого развития по причинам его слишком быстрой замены условиями, установленными Законом «Об образовании» и внедрением рыночных отношений в экономику.
Поскольку новые условия хозяйствования в сфере образования были введены непосредственно перед серьезными изменениями в экономике страны, число перешедших на них учебных заведений было невелико, опыта работы в них еще не было накоплено, соответственно, исследований результативности и последствий перехода на новые условия проведено не было. Далеко не все положения новых условий хозяйствования в части финансирования, использования бюджетных средств, налогообложения, управления объектами собственности и.т.д. были учтены при формировании нового законодательства.
Следует только учитывать, что данные оценки этих условий носят более предположительный характер.
Интересно отметить, что новые условия хозяйствования нашли применение в практике организации механизма хозяйствования бюджетных организаций в Республике Узбекистан. Принятый там новый порядок финансирования, предусматривает:
• расширение самостоятельности и повышение ответственности руководителей бюджетных организаций за экономное, эффективное и адресное использование бюджетных средств, укрепление бюджетной дисциплины;
• упрощение механизма финансирования бюджетных организаций и создание возможностей для маневрирования имеющимися средствами с целью достижения максимальной результативности их использования;
• введение нового порядка финансирования бюджетных организаций методом финансирования одной строкой по нормативам;
• сочетание бюджетного финансирования с расширением деятельности по производству и реализации товаров (работ, услуг) по профилю образовательных учреждений;
• создание условий для стимулирования труда работников образовательных учреждений, повышения результативности их деятельности и закрепления кадров;
• предоставление образовательным учреждениям права формирования фонда развития за счет экономии бюджетного финансирования, доходов от производства и реализации товаров (работ, услуг) по профилю деятельности, спонсорской помощи.
Установлено также, что превышение доходов над расходами составляет прибыль учебного заведения, не подлежащую изъятию. Порядок использования государственных и негосударственных средств, полученных для проведения научной деятельности, определяется учебными заведениями самостоятельно. При отсутствии поступления средств на выплату стипендии и заработной платы нельзя привлекать внебюджетные средства на эти цели.
Этот пример говорит в пользу того, что возможности применения новых условий хозяйствования или отдельных их элементов, возможно, следовало бы более пристально изучить применительно к современным условиям.
Принятие Закона «Об образовании» и последующее изменение бюджетного законодательства, по существу, вернуло все „на круги своя". Во главу угла в финансировании образования был возвращен сметный порядок, самостоятельность образовательных учреждений в распоряжении финансовыми ресурсами была ограничена доходами от самостоятельной деятельности, т. е. внебюджетными средствами и в рамках уже упоминавшихся разрешений на открытие лицевых счетов в казначействе. Ни о какой консолидации бюджетных и внебюджетных средств речь уже не шла, более того — такое объединение было прямо запрещено. Был введен ряд важных ограничений самостоятельности образовательных учреждений: запрещено использование кредитных ресурсов, учет внебюджетных средств был переведен из банков в систему казначейства, использование бюджетных средств стало обусловлено наличием и содержанием разрешения на открытие счетов в казначействе. Механизм финансирования образования в очередной раз был изменен, причем, как бы сказали раньше, в „реакционном направлении". Лучше стало от этого или хуже — сказать трудно, соответствующих исследований, в общем, не проводилось. Одно можно сказать определенно: все отрицательные черты сметного финансирования, на которые обращалось внимание во многих работах по этим проблемам, проявились в полной мере.
Для решения этих и других проблем системы образования разрабатывались предложения по ее реформированию и модернизации. Многочисленные предложения в конечном итоге сводились к трем основным направлениям воздействия на систему образования:
1) повышения доступности качественного образования;
2) улучшения качества образования;
3) повышения эффективности использования ресурсов. Основной упор в сфере экономики образования сделан, естественно, на последнем направлении — повышении эффективности использования выделяемых системе образования ресурсов, в первую очередь — бюджетных. Реализация этого направления в области финансирования образования сведена к необходимости разработки и внедрения в системе образования следующих финансовых инструментов:
• нормативного подушевого финансирования;
• финансирования с использованием государственных именных финансовых обязательств (ГИФО);
• государственных образовательных субсидий;
• системы образовательного кредитования (с участием государства).
Наряду с этим разрабатывались предложения и по некоторым другим, перспективным с точки зрения повышения эффективности, финансовым инструментам, например — формированию бюджета развития образования.