и укрепи стопы наши, если встретим мы (врагов). 5 глава




1 Аль-Хурмузан — наместник иранской провинции Хузистан, долго воевавший с мусульманами.

2 Иначе говоря, аль-Хурмузан называет головой царя Ирана, а одним крылом — императора Рума (Византии).

3 Ан-Ну‘ман, да будет доволен им Аллах, имеет в виду, что награда человека, принимавшего участие в джихаде, будет такой, что он никогда не пожалеет об этом.

4 Имеются в виду молитвы, совершающиеся во второй половине дня, когда начинал дуть ветер и людям было легче сражаться.

 

Глава 1041: Если (мусульманский) правитель заключает перемирие с властителем страны, то следует ли его соблюдать в отношении всех остальных жителей?

1279 (3161). Сообщается, что Абу Хумайд ас-Са‘иди, да будет доволен им Аллах, сказал:

«(Во время) похода на Табук, в котором мы принимали участие вместе с пророком, да благословит его Аллах и приветствует, властитель Айлы подарил ему белую мулицу и плащ, что же касается (пророка, да благословит его Аллах и приветствует), то он подписал с ним мирное соглашение, по условиям которого (властитель Айлы) сохранял за собой власть над их владениями».1

1 См. хадис № 2039.

 

Глава 1042: Грех того, кто убьёт ни в чём неповинного му‘ахада1.

1 “Му‘ахад” — человек, не принявший ислама, но живущий на мусульманской территории на договорных основаниях и выплачивающий подушную подать.

 

 

1280 (3166). Передают со слов ‘Абдуллаха бин ‘Амра, да будет доволен Аллах ими обоими, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:

«Убивший му‘ахада не почувствует благоухания рая, которое будет ощущаться уже на расстоянии сорока лет пути (от него)».

 

Глава 1043: Заслуживают ли прощения многобожники, которые поступили вероломно по отношению к мусульманам?

1281 (3169). Сообщается, что Абу Хурайра, да будет доволен им Аллах, сказал:

«Когда Хайбар был завоёван, (иудеи) преподнесли в подарок пророку, да благословит его Аллах и приветствует, (жареную) отравленную овцу, и пророк, да благословит его Аллах и приветствует, велел: “Соберите ко мне (всех) иудеев, которые здесь находятся”. Когда этих иудеев собрали у него, (пророк, да благословит его Аллах и приветствует,) сказал: “Я хочу задать вам один вопрос. Скажете ли вы мне правду?” Они сказали: “Да”. Тогда пророк, да благословит его Аллах и приветствует, спросил их: “Кто ваш отец?” Они сказали: “Такой-то”. (Пророк, да благословит его Аллах и приветствует,) сказал: “Вы солгали, ибо вашим отцом является такой-то”. Они сказали: “Ты сказал правду”. (Потом пророк, да благословит его Аллах и приветствует,) спросил: “А скажете ли вы мне правду, если я спрошу вас о чём-то (ещё)?” Они ответили: “Да, о Абу-ль-Касим, ибо если мы и солжём, ты распознаешь нашу ложь, как это было с нашим отцом”. Тогда (пророк, да благословит его Аллах и приветствует,) спросил их: “Кто окажется в огне?” Они сказали: “Мы побудем там недолго, а потом нас замените собой вы”. (На это) пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: “Оставайтесь (униженными в аду)! Клянусь Аллахом, мы никогда не заменим вас собой в (огне)!” Потом он сказал: “А скажете ли вы мне правду, если я спрошу вас о чём-то (ещё)?” Они ответили: “Да, о Абу-ль-Касим”. (Тогда пророк, да благословит его Аллах и приветствует,) спросил: “Положили ли вы яд в эту овцу?” Они сказали: “Да”. (Пророк, да благословит его Аллах и приветствует,) спросил: “Что заставило вас сделать это?” Они ответили: “Мы хотели избавиться от тебя, если ты лжец, если же ты (истинный) пророк, то (отрава) не повредила бы тебе”».

 

Глава 1044: Примирение и заключение мира с многобожниками с помощью денег и других средств и грех того, кто не соблюдает условий договора.

 

Аллах Всевышний сказал:

«Если они склоняются к миру, то и ты склонись…» (“Добыча”, 61).

 

1282 (3173). Сообщается, что Сахль бин Абу Хасма, да будет доволен им Аллах, сказал:

«(В своё время) ‘Абдуллах бин Сахль и Мухаййиса бин Мас‘уд бин Зайд, да будет доволен Аллах ими обоими, отправились в Хайбар (, и это было после заключения) перемирия (между его жителями и мусульманами. Там) они расстались друг с другом, а когда позднее Мухаййиса вернулся к ‘Абдуллаху бин Сахлю, он нашёл его убитым и лежащим в луже собственной крови. Тогда он похоронил его и вернулся в Медину, а после этого ‘Абд ар-Рахман бин Сахль, Мухаййиса бин Мас‘уд и Хуваййиса бин Мас‘уд отправились к пророку, да благословит его Аллах и приветствует, и ‘Абд ар-Рахман хотел заговорить (с ним), но он сказал: “Пусть говорит старший, пусть говорит старший!” Тогда (‘Абд ар-Рахмана), который был самым молодым из них, замолчал, а двое других стали говорить. (Выслушав их, пророк, да благословит его Аллах и приветствует,) сказал: “Можете ли вы принести клятвенное (свидетельство против убийцы, чтобы) по праву взыскать с него за кровь вашего убитого (или: вашего товарища)?” Они сказали: “Как можем мы поклясться, если мы не присутствовали (при этом и ничего) не видели?” (Пророк, да благословит его Аллах и приветствует,) сказал: “(Тогда) пусть иудеи оправдаются перед вами с помощью клятвы, которую принесут пятьдесят человек1”. (На это) они сказали: “Как же мы можем поверить клятвам неверных?” — и тогда пророк, да благословит его Аллах и приветствует, выплатил виру за кровь убитого из своих средств».

1 Имеется в виду клятва, которую мужчины должны принести в том, что они непричастны к убийству.

 

Глава 1045: Заслуживает ли прощения такой человек из числа находящихся под защитой / ахль аз-зимма /, который занимался колдовством?

1283 (3175). Передают со слов ‘Аиши, да будет доволен ею Аллах, что однажды пророк, да благословит его Аллах и приветствует, был околдован настолько, что ему начинало представляться, что он сделал что-то, тогда как на самом деле он этого не делал.

 

Глава 1046: О том, что следует остерегаться вероломства.

1284 (3176). Сообщается, что ‘Ауф бин Малик, да будет доволен им Аллах, сказал:

«Во время похода на Табук я пришёл к пророку, да благословит его Аллах и приветствует, находившемуся в кожаном шатре, и он сказал (мне): “Сочти шесть (предзнаменований приближения) Часа этого1: (ими станут) моя кончина, потом завоевание Иерусалима, потом мор, который будет косить вас, как (косит) овец падёж2 скота, потом увеличение богатства до такой степени, что, если дадут кому-нибудь сто динаров, он останется недовольным, потом смута, которая не обойдёт стороной ни одного дома арабов, а потом перемирие между вами и бану аль-асфар3, которые проявят вероломство и явятся к вам с восемьюдесятью знамёнами, под каждым из которых будет находиться двенадцать тысяч (воинов)”».

1 То есть Дня воскресения.

2 Имеется в виду “ку‘ас” — болезнь, поражающая верхние дыхательные пути животного.

3 “Бану аль-асфар” — так арабы называли византийцев.

 

Глава 1047: Грех того, кто (сначала) заключает договор, а потом проявляет вероломство.

 

Аллах Всевышний сказал:

«Поистине, наихудшими существами пред Аллахом являются те, которые не уверовали и не веруют, те, с которыми ты заключаешь договоры, а они каждый раз нарушают свой договор, не проявляя богобоязненности» (“Добыча”, 56).

 

1285 (3180). Сообщается, что (однажды) Абу Хурайра, да будет доволен им Аллах, спросил (людей):

«Что вы будете делать, если не (сможете) получить ни динара, ни дирхема?»1

Его спросили:

«А почему ты считаешь, что это может произойти, о Абу Хурайра?»

Он сказал:

«Клянусь Тем, в Чьей длани душа Абу Хурайры, (я знаю об этом) со слов правдивого и достойного доверия!»2

(Люди) спросили:

«А о чём (он говорил)?»

(Абу Хурайра) сказал:

«(Он говорил, что гарантии) защиты Аллаха и защиты Его посланника, да благословит его Аллах и приветствует, будут нарушены3, и Всемогущий и Великий Аллах укрепит сердца находящихся под защитой (настолько), что они откажутся отдавать то, чем будут владеть».4

1 Речь идёт о деньгах, получаемых с иноверцев в качестве подушной подати.

2 То есть со слов пророка, да благословит его Аллах и приветствует.

3 Имеются в виду гарантии защиты, которые ислам предоставил немусульманам, живущим на мусульманской территории.

4 То есть откажутся выплачивать подушную подать.

 

Глава 1048: Грех поступающего вероломно по отношению к благочестивому или нечестивому.

1286 (3186, 3187). Передают со слов ‘Абдуллаха и Анаса, да будет доволен Аллах ими обоими, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:

«В День воскресения рядом с каждым вероломным будет знамя».

(Один из передатчиков этого хадиса) сказал:

«Оно будет водружено», другой же сказал:

«В День воскресения его увидят (все), и по нему будут узнавать (вероломного)».

 

Книга начала творения

Глава 1049: То, о чём упоминается в словах Аллаха Всевышнего: «Он — Тот, Кто создаёт творение (в первый раз), а потом повторит его, и это для Него ещё легче» (“Румы”, 27).

1287 (3191). Сообщается, что ‘Имран бин Хусайн, да будет доволен Аллах ими обоими, сказал:

«(Однажды) к пророку, да благословит его Аллах и приветствует, пришли несколько человек из (племени) бану тамим, и он сказал: “О бану тамим, радуйтесь благой вести!” Они сказали: “Ты порадовал нас, а теперь дай нам (что-нибудь)”, и (, услышав это, пророк, да благословит его Аллах и приветствует,) изменился в лице.1 А потом к нему явились люди из Йемена, и он сказал (им): “О йеменцы, примите радостную весть вы, ибо (люди из племени) бану тамим отвергли её!” — и они сказали: “Мы принимаем (её)”, после чего пророк, да благословит его Аллах и приветствует, начал рассказывать (им) о начале творения и престоле (Аллаха). В это время (к ним) подошёл какой-то человек и сказал: “О ‘Имран, убежала твоя верблюдица!” — (и я встал со своего места и ушёл), но лучше бы я не вставал2

В другой версии (этого хадиса, также передаваемой со слов ‘Имрана бин Хусайна, да будет доволен Аллах ими обоими, сообщается, что) он сказал:

«Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: “(Сначала) был (только) Аллах, и не было ничего, кроме Него, и престол Его был над водой, и записал Он в (Книге)3 всё, и создал Он небеса и землю…”, а потом какой-то человек закричал: “О Ибн аль-Хусайн, убежала твоя верблюдица!” — и я бросился (за ней), но не увидел её из-за миража, и, клянусь Аллахом, лучше бы я оставил её!»

1 Причиной послужило либо огорчение пророка, да благословит его Аллах и приветствует, в связи с тем, что они отдали предпочтение мирским благам, либо то, что ему нечем было одарить делегацию племени бану тамим, так как обычно он преподносил приезжавшим к нему делегациям различных племён богатые подарки.

2 ‘Имран бин Хусайн, да будет доволен Аллах ими обоими, выражает своё сожаление в связи с тем, что он не дослушал слова пророка, да благословит его Аллах и приветствует, до конца.

3 Имеется в виду Xранимая Скрижаль, на которой в предвечности были записаны все судьбы мира.

 

1288 (3193). Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:

Аллах Всевышний сказал: «Сын Адама оскорбляет Меня1, тогда как не следует ему оскорблять Меня, и он возводит на Меня ложь, тогда как не следует ему делать этого. Что касается его оскорблений, то (суть их в том, что) он говорит, будто у Меня есть сын, что же касается возведения им лжи на Меня, то (суть её в том, что) он говорит: “Он не вернёт меня (к жизни) подобно тому, как Он создал меня (в первый раз)”».

1 То есть приписывает Мне обладание такими качествами, которых у Меня быть не может, так как они указывают на недостатки.

 

1289 (3194). Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:

«Завершив творение, Аллах сделал в Своей Книге, которая находится у Него на престоле1, (такую) запись: “Поистине, милость Моя будет превосходить Мой гнев”».

1 Здесь иносказание, под которым следует понимать знание Аллаха, которым обладает только Он, и Его предустановление относительно того, что Сам Аллах вменил Себе в обязанность.

 

Глава 1050: О том, что было сказано относительно семи земель.

 

Аллах Всевышний сказал:

«Аллах — Тот, Кто создал семь небес и столько же земель. Нисходит веление (Аллаха) меж ними, чтобы знали вы, что Аллах надо всем властен и что Аллах всё объял (Своим) знанием» (“Развод”, 12).

 

1290 (3197).1 Абу Бакра, да будет доволен им Аллах, передал, что однажды пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал2: «Время вернулось (, приняв) тот вид, который оно имело в тот день, когда Аллах создал небеса и землю. Год (состоит из) двенадцати месяцев, четыре из которых являются запретными3. Три из них — зу-ль-ка‘да, зу-ль-хиджжа и мухаррам — следуют друг за другом, а (четвёртым является) раджаб мудара4(, занимающий своё место) между (месяцами) джумада (санийа) и ша‘баном».

1 См. хадис № 1615.

2 Эти слова являются частью одной из проповедей пророка, да благословит его Аллах и приветствует, с которой он обратился к людям во время прощального паломничества.

3 Четыре месяца, о которых говорится в данном хадисе, считались священными и в доисламской Аравии, а военные действия в этот период приостанавливались.

4 Этот месяц особенно почитался людьми из племени мудар.

 

Глава 1051: Свойства солнца и луны.

 

Аллах Всевышний сказал:

«Солнце и луна (перемещаются) согласно (установленному) порядку…» (“Милостивый”, 5).

 

1291 (3199). Сообщается, что Абу Зарр, да будет доволен им Аллах, сказал:

«(Однажды, когда) солнце уже зашло, пророк, да благословит его Аллах и приветствует, спросил Абу Зарра: “Знаешь ли ты, куда оно уходит?” Я сказал: “Аллах и посланник Его знают об этом лучше”. (Тогда пророк, да благословит его Аллах и приветствует,) сказал: “Оно движется, пока не склоняется в земном поклоне под престолом (Аллаха), после чего испрашивает позволения (снова взойти) и получает его, но (настанет время, когда) оно будет готово склониться, но принято это от него не будет, и будет оно просить позволения (продолжить свой обычный ход), но не получит его, и ему будет сказано: “Вернись туда, откуда ты пришло!” — и оно взойдёт с запада, и об этом слова Всевышнего: “И солнце бежит к своему местопребыванию: так было определено Всемогущим, Знающим” 1».

1 “Йа син”, 38.

 

1292 (3200). Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:

«В День воскресения солнце и луна будут свёрнуты».1

1 Этим словам пророка, да благословит его Аллах и приветствует, даются различные объяснения, в том числе и такое: это значит, что они будут вложены друг в друга или лишены своего света и так далее.

 

Глава 1052: О сказанном относительно слов Аллаха: «Он — Тот, Кто направляет ветер как добрую весть перед (оказанием) милости Своей1…» (“Преграды”, 57).

1 Имеется в виду дождь.

 

 

1293 (3206). Сообщается, что ‘Аиша, да будет доволен ею Аллах, сказала:

«Увидев в небе облако, пророк, да благословит его Аллах и приветствует, начинал ходить вперёд и назад, заходил (в дом), выходил наружу и менялся в лице, когда же начинался дождь, он успокаивался». (Однажды) ‘Аиша обратила его внимание на это, и пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:

Я не знаю, может быть, (с нами будет) то же самое, что и с людьми, слова которых (приводятся в том айате, где говорится): «И когда они увидели его в виде тучи, двигавшейся к их долинам, то сказали:“Это — туча, которая принесёт нам дождь”, (однако Худ сказал): “Нет! Это то, что вы торопили, — ветер, в котором мучительное наказание!” »1

1 “Пески”, 24.

 

Глава 1053: Упоминание об ангелах, да благословит их Аллах.

1294 (3208). Сообщается, что ‘Абдуллах бин Мас‘уд, да будет доволен им Аллах, сказал:

Правдивый и достойный доверия посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал нам: «Поистине, каждый из вас (сначала) формируется во чреве своей матери в течение сорока дней в виде капли, затем он столько же пребывает (там) в виде сгустка крови и ещё столько же — в виде кусочка плоти, а затем Аллах направляет ангела, который получает веление записать четыре вещи. Ему говорится: “Запиши его дела, его удел, его срок, а также то, счастливым он будет или злосчастным”, после чего в него вдувается дух. И, поистине, любой из вас может совершать (благие) дела до тех пор, пока не окажется от рая на расстоянии (всего лишь одного) локтя, и тогда сбудется записанное ему (на роду), и станет он совершать дела обитателей огня. И (точно так же любой из вас) может совершать (дурное), пока не окажется от огня на расстоянии (всего лишь одного) локтя, и тогда сбудется записанное ему (на роду), и станет он совершать дела обитателей рая».

 

1295 (3209). Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:

«Если Аллах испытывает любовь к рабу, Он обращается к Джибрилу (и говорит): “Поистине, Аллах любит такого-то, полюби же его и ты”, (после чего) Джибрил (начинает) любить его, и Джибрил обращается к обитателям небес (со словами): “Поистине, Аллах любит такого-то, полюбите же его и вы”, и обитатели небес (начинают) любить его, а потом ему оказывают хороший приём и на земле1».

1 Имеется в виду, что любовь к нему начинают испытывать сердца людей.

 

1296 (3210). Передают со слов жены пророка, да благословит его Аллах и приветствует, ‘Аиши, да будет доволен ею Аллах, что она слышала, как посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:

«Поистине, ангелы спускаются (на землю) в облаках и (сообщают) о том, что было решено на небесах; что же касается шайтанов, то они подслушивают (их слова), а потом внушают (услышанное) прорицателям, которые (добавляют) к этому от себя сто лживых (сообщений)».

 

1297 (3211). Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:

«С наступлением пятницы на всех дверях мечети располагаются ангелы, которые (по порядку) записывают (людей, приходящих на молитву,) одного за другим1, а когда имам усаживается (на минбаре), они сворачивают (свои свитки) и приходят слушать (слова) поминания (Аллаха)2».

1 Имеется в виду, что чем раньше человек придёт на пятничную молитву, тем больше будет его награда за это.

2 Иначе говоря, хутбу.

 

1298 (3213). Передают со слов аль-Бара бин ‘Азиба, да будет доволен им Аллах, что (однажды) пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал Хассану (бин Сабиту)1, да будет доволен им Аллах: «Подвергни их2 осмеянию и поношению (или: ответь им тем же), а Джибрил (будет) с тобой!»

1 См. примечание к хадису № 277.

2 Речь идёт о многобожниках, которые первыми начали высмеивать пророка, да благословит его Аллах и приветствует, в стихах.

 

1299 (3217). Передают со слов ‘Аиши, да будет доволен ею Аллах, что (однажды) пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал ей: «О ‘Аиша! Вот Джибрил приветствует тебя», (на что) она сказала: «И ему мир, милость Аллаха и Его благословения. Ты видишь то, чего не вижу я!» — и (, говоря это,) она имела в виду пророка, да благословит его Аллах и приветствует.

 

1300 (3218). Сообщается, что Ибн ‘Аббас, да будет доволен Аллах ими обоими, сказал:

(Однажды) посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, спросил Джибрила: «Почему бы тебе не посещать нас чаще, чем ты делаешь это (сейчас)?» — после чего был ниспослан (айат, в котором говорится): «Скажи1: “Мы нисходим только по велению Господа твоего2. Ему принадлежити то, что перед нами, и то, что позади нас, и то, что между этим3, и (ничего) не забывает Господь твой”». 4

1 Здесь обращение Аллаха к Джибрилу.

2 То есть ангелы нисходят на землю с откровениями, а также и в иных случаях только по велению Аллаха.

3 Здесь подразумевается как пространство, так и время.

4 “Марйам”, 64.

 

1301 (3219). Передают со слов Ибн ‘Аббаса, да будет доволен Аллах ими обоими, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:

«Джибрил учил меня читать (Коран одним) способом1, но я продолжал добиваться от него большего, пока он не (научил меня читать его) семью способами».2

1 Имеется в виду способ чтения /кира‘а/ или же один из диалектов арабского языка.

2 Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, хотел, чтобы Коран могли легко читать и понимать представители всех арабских племён.

 

1302 (3230). Сообщается, что Йа‘ля, да будет доволен им Аллах, сказал:

Я слышал, как (стоявший) на минбаре пророк, да благословит его Аллах и приветствует, читал (айат, в котором сказано): «И они воззовут: “О Мали…”» 1

1 “Украшения”, 77. В этом айате сказано: «И они* воззовут: “О Малик!** Пусть покончит с нами Господь твой!”» Таким образом, видно, что имя Малик пророк, да благословит его Аллах и приветствует, произносит как “Мали”.

* Речь идёт о грешниках, которые окажутся в аду и будут просить смерти.

** Малик — один из стражей ада.

 

1303 (3231). Передают со слов жены пророка, да благословит его Аллах и приветствует, ‘Аиши, да будет доволен ею Аллах, что (однажды) она спросила пророка, да благословит его Аллах и приветствует: «Был ли какой-нибудь день для тебя более тяжким, чем день (битвы при) Ухуде1?» (В ответ ей пророк, да благословит его Аллах и приветствует,) сказал: «Мне пришлось (претерпеть от) твоих соплеменников2 (многое), но самым тяжким из всех был день ‘Акабы3, когда я предложил Ибн ‘Абд Йаляйлю бин ‘Абд Кулялю4 (последовать за мной), но он не дал мне того ответа, которого я от него ожидал.5 Тогда я ушёл, испытывая огорчение, и пришёл в себя, только когда добрался до Карн ас-Са‘алиб6. Там я поднял голову, и оказалось, что я стою в тени облака, взглянув на которое, я увидел в нём Джибрила. Он обратился (ко мне) и сказал: “Поистине, Аллах слышал, что сказали тебе твои соплеменники и какой ответ они тебе дали, и Аллах направил к тебе ангела гор, чтобы ты приказал ему сделать с ними, что пожелаешь”. А потом ко мне обратился ангел гор, который поприветствовал меня и сказал: “О Мухаммад, (приказывай,) что пожелаешь! Если хочешь, я обрушу на них две горы7!”»

(На это) пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Нет, я прошу лишь о том, чтобы Аллах произвёл от них тех, кто станет поклоняться одному лишь Аллаху и ничему более наряду с Ним!».

1 В 625 году мусульмане потерпели чувствительное поражение от мекканцев в битве при горе Ухуд. В этом сражении погибло более семидесяти мусульман, в том числе и дядя пророка, да благословит его Аллах и приветствует, Хамза, да будет доволен им Аллах.

2 То есть от арабов.

3 В комментариях нет ясных указаний на то, какая ‘Акаба имеется в виду. Здесь скорее всего речь идёт не о той ‘Акабе, которая находится рядом с Меккой, а о месте с таким же названием, расположенном рядом с Таифом, куда пророк, да благословит его Аллах и приветствует, отправился в 620 году с целью призыва людей к исламу и в поисках поддержки.

4 Ибн ‘Абд Йаляйль бин ‘Абд Куляль — один из вождей племени сакиф, обитавшего в Таифе и его окрестностях.

5 Ответ Ибн ‘Абд Йаляйля был не только отрицательным, но и издевательским.

6 Карн ас-Са‘алиб — гора, находящаяся между Меккой и Таифом на расстоянии суток пути от Мекки. Это место, именуемое также Карн аль-Маназиль, является микатом для жителей Неджда.

7 “Ахшабейн” — двойственное число от “ахшаб” (большая гора). Речь идёт о находящихся в Мекке горах Абу Кубайс и Ку‘айка‘ан.

 

1304 (3232). Сообщается, что о значении слов Аллаха Всевышнего “И был он на расстоянии двух луков1 или ближе, и ниспослал Он Своему рабу в откровении то, что ниспослал2 3 ‘Абдуллах бин Мас‘уд, да будет доволен им Аллах, сказал:

«Поистине, (пророк, да благословит его Аллах и приветствует,) видел Джибрила, у которого было шестьсот крыльев».

1 Имеется в виду, что Джибрил находился от пророка, да благословит его Аллах и приветствует, на расстоянии, равном двойной длине лука.

2 То есть Аллах ниспослал пророку, да благословит его Аллах и приветствует, через Джибрила из Корана то, что Ему было угодно.

3 “Звезда”, 9 — 10.

 

1305 (3233). Сообщается, что о словах Всевышнего “И видел он из знамений своего Господа величайшее!1 2 ‘Абдуллах бин Мас‘уд, да будет доволен им Аллах, сказал следующее:

«(Пророк, да благословит его Аллах и приветствует,) видел зелёный ковёр, закрывший собой (весь) горизонт».



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: