Анкетирование:
На уроке я работал (активно/ пассивно)
Своей работой я (доволен/ не доволен)
За урок я (не устал/ устал)
Поставленной цели (достиг/ не достиг)
Моё настроение (стало лучше/ хуже)
4. Оценка содержательного аспекта деятельности учащихся на уроке (поощрение детей, выставление отметок за урок, их комментирование, замечания учащимся).
Технологическая карта урока математики
В четвертом классе
Тема урока: Единицы длины. Километр
Тип урока: открытие нового знания
Цель урока: познакомить учащихся с новой величиной измерения длины – километром. Дать представление об использовании данной величины на практике, о соотношении ее с другими известными мерами длины.
Задачи урока:
1. Подведение учащихся к «открытию» новой единицы длины – километр, установлению его соотношения с метром.
2. Формирование умения выражать длину в заданных единицах (м, км) и навыка решения текстовых задач, содержащих единицы длины.
3. Развитие мыслительных операций: анализа, синтеза, обобщения, сравнения; развитие логического мышления, математической речи, внимания.
Прогнозируемые результаты:
Предметные
- сформировать у учащихся представление о новой единице длины – километре;
- научить переводить одни единицы длины в другие, используя соотношения между ними.
Метапредметные
- способность принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, находить способы её осуществления;
- умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её выполнения;
- умение включаться в диалог с учителем и сверстниками, в коллективное обсуждение проблем;
- умение оценивать себя и результаты своей работы.
Технологии, методы и приемы: проблемное обучение, частично-поисковый метод, прием создания проблемной ситуации.
Оборудование: мультимедийный комплекс, слайды по теме урока.
Список использованной литературы:
1. Архипова, О.А. Уроки математики с применением информационных технологий. 3-4 классы. Методическое пособие с электронным приложением./ О.А. Архипова. – М.: Планета, 2011. – 192 с.
2. Моро, М.И., Математика. 4 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. Ч. 1/ М.И. Моро, М.А. Бантова. – М.: Просвещение, 2011. –114 с.
3. Моро М.И. «Рабочая тетрадь по математике» в 2 частях для 4 класса./ М.И. Моро, С. И. Волкова. – М.: Просвещение, 2013. – 64 с.+64с.
Этап урока | Время | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формируемые УУД | ФОУД (форма организации учебной деятельности) |
I. Подготовка учащихся к восприятию нового материала. 1. Организация учащихся на урок. 2. Актуализация опорных знаний. 3.Определение темы и цели урока 4. Обеспечение мотивации познавательной деятельности учащихся. II. Процесс усвоения новых знаний. Чтение справочного материала из учебника (стр. 38). 2. Сообщение учителем исторической справки 3. Работа над кроссвордом в группах 4. Проверка ответов к кроссворду | 15 мин. 20 мин. | Приветствие учителя - Определите, какими величинами пользовались школьники при измерении? Длина ручки 14 … Высота дома 10 … Ширина парты 5 … Длина доски 30 … Рост ученика 130 … - Можно ли выразить рост ученика в других единицах длины? В каких? Расстояние между городами 120 …(см, дм, м) - Подходят ли нам эти единицы длины? - Почему? - Какая тогда возникает проблема? - Новая единица длины будет больше или меньше метра? - Может кто-нибудь знает, как называется единица длины, которая больше метра? - Догадались ли вы теперь, какая тема сегодняшнего урока? - Какую цель перед собой поставим? - Как правильно закончить данное предложение? - Какой вывод мы можем сделать? - Ребята, скажите сколько метров в одном километре? - У нас есть несколько вариантов, как же нам поступить? – В названии единицы длины – километр, часть слова нам уже знакома – метр, а часть слова кило – нет. Это слово взято из французского языка и означает – тысяча. - Кто нам сейчас расшифрует секрет этой единицы длины? На слайде: кило – тысяча Впервые километр стал основной единицей измерения длины дорог и транспортных путей во Франции в XVIII веке. Именно в таком качестве километр был впервые предписан во французском законе: "...километр и мириаметр будут равны тысяче и десяти тысячам метров, и составят основные дорожные меры длины..." С введением метрической системы мер в разных странах появлялась разметка дорог в километрах. В России дорожные указатели с расстояниями в километрах появились в 1918 году. Километр оказался близок некоторым традиционным мерам длины, например, русской версте: 1 верста = 1,0668 км. | Приветствие учащихся см м дм дм см 13дм, 1м 30см, 1м 3дм, 1300 мм Нет Они мелкие Нам необходима новая единица длины Больше Километр Километр Варианты ответов Расстояние между городами 120 км. Расстояния между населенными пунктами измеряют в километрах Варианты ответов Прочитать, обратиться к справочнику, учебнику 1км=1000м | Регулятивные УУД Коммуникативные УУД Познавательные УУД Логические УУД Регулятивные УУД Коммуникативные УУД Личностные УУД Коммуникативные УУД Познавательные УУД Познавательные УУД Познавательные УУД Коммуникативные УУД Логические УУД | Ф Ф Ф Ф И Ф Г Ф |
1. | |||||||||
2. | |||||||||
3. | |||||||||
4. |
1. 1 мм
2. 1см
3. 1дм
4. 1 км
м | и | л | л | и | м | е | т | р | |
с | а | н | т | и | |||||
д | е | ц | и | ||||||
к | и | л | о |
5. Обобщение знаний по названиям величин длины 6. Работа в парах (задание на слайде) 7. Музыкальная физминутка 8. Решение текстовых задач (под руководством учителя) | - Какая общая часть у данных слов? - Что означает первая часть в данных словах? Каково значение каждого слова в кроссворде? а) Дополните до 1 км: 999 м + …. = 1 км; 800 м + …. = 1 км; 750 м + …. = 1 км; 980 м + …. = 1 км; 200 м + …. = 1 км; б) Заполните пропуски: 5487 м = … км …….м; 4867 м = ….км …….м; 12456 м =.…км …...м; 1598 м = ….км ……м; а) Устное решение задачи -Сколько раз надо отмерить по 100м, чтобы получилось: 1км, 2км 500м? б) Решение задачи из учебника №171, стр. 39 Расстояние между двумя автобусными остановками 1км. От этих остановок отошли два автобуса. Один из них прошёл 140км, а другой-160км. Каким стало расстояние между автобусами? - Как надо дополнить условие, чтобы чертёж к задаче был таким (рис. 1, рис. 2)? | Метр Милли – от французского milli – тысячный, миллиметр – тысячная часть метра; санти – от французского cent – сто, сантиметр – сотая часть метра; деци – от французского deci – десятая часть, дециметр – десятая часть метра; кило – от французского kilo – тысяча, километр – тысяча метров. 999м+1м=1км; 800м+200м=1км; 750м+250м=1км; 980м+20м=1км; 200м+800м=1км; 5487м= 5км 487м; 4867м= 4км 867м; 12456м=12км 456м; 1598м= 1км 598м; Вместе с учителем выполняют движения под музыку 10 раз; 25 раз. Рис 1. Добавить в условие задачи фразу «двигались на встречу друг другу» Рис. 2. Добавить в условие задачи фразу «двигались в противоположных направлениях» | Познавательные УУД Логические УУД Коммуникативные УУД Логические УУД Логические УУД Логические УУД | Ф П Ф Ф Ф |
Рис. 1 | Рис. 2 |
III. Итоговая часть урока. 1. Подведение итога урока. 2. Информация о выполнении дифференцированного домашнего задания. 3. Рефлексия учебной деятельности 4. Оценка содержательного аспекта деятельности учащихся на уроке. | 10 мин. | - Решите обе задачи и сравните их решения (Решение по вариантам. Первый вариант – 1 задача; второй вариант – 2 задача. Два ученика оформляют решения на доске). - С какой новой единицей измерения длины познакомились на уроке? - Где она используется? - Сколько шагов должен сделать пешеход, чтобы пройти расстояние в 1км (2км 500м, 1км 300м), если его шаг равен 1м? - Какое расстояние прошел пешеход, если он сделал 1200 шагов? Группа № 1 – решить задачу №171 и сделать чертеж, в случае, если автобусы двигались в одном направлении (вправо). Группа № 2 – решить задачу №171 и сделать чертеж, в случае, если автобусы двигались в одном направлении (влево). Группа № 3 - решить задачу №171 и сделать чертеж, в случае, если один из автобусов остался на месте, а второй выехал к нему навстречу. Всем группам – объяснить толкование поговорки «За десять километров киселя хлебать». Подобрать пословицы и поговорки, в которых встречаются единицы длины. Анкетирование учащихся Поощрение детей, выставление отметок за урок, их комментирование, замечания учащимся | Решение 1 задачи: 1) 160+140=300 (м) – проехали два автобуса навстречу друг другу 2) 1000-300=700 (м) – расстояние между автобусами. Ответ: 700м – расстояние между автобусами. Решение 2 задачи: 1) 160+140=300 (м) – проехали два автобуса в противоположных направлениях 2) 1000+300=1300 (м) = 1 км 300м – расстояние между автобусами. Ответ: 1 км 300м – расстояние между автобусами. Первые действия решения задачи одинаковые, а вторые – различаются, так как изменилось направление движения. В первой задаче автобусы сближались, а во второй – отдалялись. Километр Для измерения больших расстояний 1000шагов, 2500шагов. 1км 200м Анкета для учащихся: На уроке я работал (активно/ пассивно) Своей работой я (доволен/ не доволен) За урок я (не устал/ устал) Поставленной цели (достиг/ не достиг) Моё настроение (стало лучше/ хуже) | Регулятивные УУД Познавательные УУД Логические УУД Познавательные УУД Регулятивные УУД Личностные УУД Регулятивные УУД Личностные УУД Регулятивные УУД Личностные УУД | Г Ф Г И Ф |