Программа деятельности педагога- психолога.




Программа деятельностипедагога- психолога направлена на создание специальных психологических педагогических условий, позволяющих осуществлять развивающую, коррекционно-формирующую работу с детьми с задержанным психическим развитием.

В процессе реализации данной программы намечены следующие задачи:

1. Развитие эмоционально-волевой сферы.

2. Развитие навыков программирования и контроля за протеканием психической деятельности.

3. Развитие пространственных и квазипространственных представлений.

4. Осуществление диагностики с целью выявления эффективности коррекционных воздействий.

В соответствии с поставленными задачами, нами были проведены коррекционно-развивающие методики, которые направлены на устранение отклонений в психическом развитии детей с ЗПР.

К методам психокоррекции индивидуально-типологических особенностей личности ребенка с ЗПР относятся методы развития произвольности в двигательной, познавательной, эмоциональной сферах, поведении и общении (психогимнастические методы), методы терапии средствами искусства.

Развивать психическую произвольность необходимо вначале школьного обучения через работу с самосознанием ребенка и тренировку его растущих функций. Способность регулировать различные формы психической жизни складывается из конкретных контролируемых умений. /79, стр. 319./

Для решения всех вышеперечисленных задач нами были использованы:

1. Программа по развитию эмоционально-волевой сферы.

2. Коррекционная программа, основанная на нейропсихологическом подходе: «Методика формирования программирования, произвольной саморегуляции и контроля за протеканием психической деятельности” (авторская программа Н.М.Пылаевой и Т.В.Ахутиной).

3. Развивающая - коррекционная программа, ориентированная на формирование и гармонизацию базовых составляющих психического развития ребенка: “Программа формирования пространственных и квазипространственных представлений” (авторская программа Н.Я.Семаго).

1. Программа коррекции эмоциональной сферы.

Цель программы: помочь детям с задержкой психического развития справиться с переживаниями, которые препятствуют их нормальному эмоциональному сочувствию и общению со сверстниками; формирование у детей навыков самостоятельной деятельности, ответственности, способность чувствовать, понимать себя и другого человека. /35, стр. 97. /

Задачи:

- развитие адекватной оценочной деятельности, направленной на анализ собственного поведения и поступков окружающих людей;

- повышение уровня самоконтроля в отношении проявления своего эмоционального состояния в ходе общения.

Предмет психокоррекции – эмоциональная сфера детей:

1) состояние психического дискомфорта;

2) зависимость от окружающих;

3) противоречивость личности;

4) враждебность;

5) тревожность.

Содержание программы.

БЛОК 1. «Снятие состояния психического дискомфорта».

Задачи:

1. Снижение эмоционального напряжения.

2. Создание положительного эмоционального настроения и атмосферы «безопасности» в группе.

3. Перенос положительного опыта из группы в реальную школьную обстановку.

4. Обучение приемам ауторелаксации.

5. Психомышечная тренировка.

БЛОК 2. «Коррекция зависимости от окружающих».

Задачи:

1. Привить ребенку новые формы поведения.

2. Научить самостоятельно, принимать верные решения.

3. Дать возможность почувствовать себя самостоятельным и уверенным в себе человеком.

4. Использовать выразительные движения в воспитании эмоции и высших чувств.

БЛОК 3. «Гармонизация противоречивости личности».

Задачи:

1. Снятие эмоционального напряжения.

2. Коррекция поведения с помощью ролевых игр.

3. Тренаж узнавания эмоций.

4. Формирование у детей моральных представлений.

5. Тренировка психомоторных функций.

БЛОК 4. « Снятие враждебности».

Задачи:

1. Коррекция поведения с помощью ролевых игр.

2. Формирование адекватных форм поведения.

3. Эмоциональное осознание своего поведения.

4. Работа над выразительностью движений.

5. Нравственное воспитание.

БЛОК 5. «Коррекция тревожности».

1. Снижение эмоционального напряжения.

2. Уменьшение тревожности.

3. Помочь справиться с негативными переживаниями, которые препятствуют нормальному самочувствию детей.

4. Снятие страхов.

5. Воспитание уверенности в себе.

Каждый блок содержит в себе по 4 занятия, которые включают в себя игры, этюды, беседы, рисование на темы, слушание музыки.

Этюды на выражение основных эмоций.

Цель: развитие способности понимать эмоциональное состояние другого человека и умение адекватно выразить свое, коррекция эмоциональной сферы ребенка.

Игры, которые тренируют эмоционально-волевую сферу у детей, способствуют успокоению и организации. Эти игры сопровождаются музыкой спокойного характера. В занятиях используется элементы изотерапии, музыкотерапии. Музыкотерапия представляет собой метод, использующий музыку в качестве средства коррекции. Музыкотерапия активно используется в коррекции эмоциональных отклонений, двигательных расстройствах, отклонений в поведении.

Для развития произвольности в двигательной сфере сдетьми проводились занятия, которые включали в себя:

1) Игры и упражнения для развития крупной моторики (силы, ловкости, координации движений):

- игры с мячом (самые разные);

- весь спектр спортивных игр и физических упражнений;

2) Упражнения для развития тонкой моторики руки и зри­тельно-двигательных координаций:

- срисовывание графических образцов (геометрических фи­гур и узоров разной сложности);

- обведение по контуру геометрических фигур разной слож­ности с последовательным расширением радиуса обводки (по внешнему контуру) или его сужением (обводка по внут­реннему контуру);

- вырезание по контуру фигур из бумаги (особенно вырезание плавное, без отрыва ножниц от бумаги);

- раскрашивание и штриховка, прохождение лабиринтов;

- выполнение фигурок из пальцев рук;

- психогимнастики («Зайчик играет на барабане», «Шум до­ждя» и др.).

Подобные игры и упражнения направлены на развитие основ произвольности психической регуляции у детей. / 64, стр.141. /

3. Методика формирования программирования, произвольной саморегуляции и контроля за протеканием психической деятельности(авторская программа Ахутиной Т.В., Пылае­вой Н.М.). / 7, стр. 24/

Программа представляет собой комплекс учебно-игровых занятий, направленных на развитие у детей способности пла­нировать и контролировать свои действия. Программа основана на становлении избирательной активации, формировании навыков программирования и регуляции и контроля деятельности. Данная методика представляет собой четкую технологическую программу, которую можно использовать во внеурочном компоненте работы с детьми.

4.В качестве развивающей была использована авторская программа Семаго Н.Я. по формированию пространственных и квазипространст­венных представлений. /67, стр. 54./

Кроме этого она позволяет решать и такие задачи:

1) Развитие вербального анализа и невербально-логического мышления;

2) Работа над расширением словарного запаса и увеличением объема общей осведомленности ребенка;

3) Коррекция ошибок оптико-пространственного типа, слит­ного написания предлогов в письменной речи;

4) Ориентация во временных представлениях, в пространстве времени, временных интервалах;

5) Профилактика трудностей овладения числовым рядом, ре­шением математических задач, в том числе задач на движе­ние;

6) Развитие умения работать со схемами и планами;

7) Развитие навыков самостоятельной творческой работы.

- Программа делится на 2 раздела, включающих 7 последовательных этапов. Каждый этап разделен на несколько «тем», каждая из которых представляет собой работу на различных уровнях с обязательной соответствующей вербализацией всех представлений.

Овладение каждым уровнем необходимо для прочного закрепления данного этапа, и только в этом случае допускается переход к следующему этапу программы.

Продолжительность занятий при индивидуальной работе для детей 7-8-ми лет не должна превышать 30-40 минут, при групповой работе – 40-45 минут.

Но следует не забывать, что программы будут эффективны только в том случае, если параллельно будет вестись работа с родителями и учителями. Поэтому в данном направлении проводилась психопросветительская работа:

1. Проведение психологом совместно с классным руководителем родительских собраний по результатам диагностики.

2. Индивидуальные и групповые занятия с родителями по особенностям учащихся и их учету в системе семейного воспитания, повышению уровня психологической грамотности.

3. Индивидуальные консультации по распределению приемов работы на уроке с учащимися классов ЗПР:

- организация внимания, усиление речевого контроля (проговаривание);

- актуализация мотива деятельности (чему поможет овладение материала, объяснение цели, каждого шага);

- эмоциональная стимуляция (мимика, радостные эмоции);

- дробление программы на фрагменты.

При этом организующее значение имеет игровая ситуация.

4. Просветительские лекции и семинары совместно с городской ПМПК об организации учебно-воспитательного процесса с усилением его учебно-коррекционной направленности.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: