Министерство юстиции и его органы




Тема № 13. Организационное обеспечение деятельности судов

И органы, его осуществляющие

Организационное обеспечение деятельности судов является одной из основных функций (направлений) правоохранительной деятельности.Под этой функцией понимается осуществление мер по созданию условий, необходимых для судебной деятельности, её кадровому, организационному и ресурсному обеспечению.

Суть данной функции – оказание содействия судам в надлежащем осуществлении ими своих полномочий по отправлению правосудия. Но эта помощь не должна служить способом давления на суды и судей, нарушать принцип самостоятельности судов, независимости судей и подчинения их только закону.

Задачи данного направления правоохранительной деятельности:

-разработка и внесение в соответствующие органы власти предложений по вопросам организации судов (создание новых, упразднение, реорганизация действующих, передислокация и т.п.);

-разработка и внесение предложений по вопросам увеличения или сокращения штатной численности судей;

-подбор кандидатов в судьи, проверка их деловых, профессиональных и нравственных качеств;

-обеспечение деятельности экзаменационных комиссий, проверяющих уровень правовых знаний у кандидатов на судейские должности;

-дача заключения о пригодности или непригодности кандидатов на должности судей;

-организация назначения присяжных и арбитражных заседателей;

-организация повышения квалификации судей и иных судебных работников;

-материально-техническое обеспечение судов, создание надлежащих условий для их деятельности;

-содействие судам в реальном исполнении принимаемых ими судебных решений;

-организационное и материально-техническое обеспечение деятельности органов судейского сообщества;

-организация и ведение судебной статистики, оснащение судов правовой информатикой, изучение зарубежного опыта и т.п.

 

В настоящее время организационное обеспечение деятельности судов вверено не одной системе органов (как ранее Минюсту РФ), а разным в зависимости от конкретных судов.

Органы, организационно осуществляющие обеспечение судебной деятельности:

1) обеспечение функционирования КС РФ, ВС РФ И ВАС РФ осуществляется аппаратами этих судов за счёт средств, выделяемых из федерального бюджета;

2) деятельность других судов общей юрисдикции обеспечивается Судебным департаментом при ВС РФ и его органами (управлениями) в субъектах РФ;

3) обеспечение деятельности других АС РФ осуществляется ВАС РФ;

4) в обеспечении деятельности КС РФ участвует Администрация Президента РФ;

5) в обеспечении функционирования мировых судей важную роль играют законодательные и исполнительные органы власти субъектов РФ.

 

Особую роль в обеспечении деятельности судов общей юрисдикции играет Судебный департамент при Верховном Суде РФ и его органы (управления) на местах.

ПолномочияСудебного департамента и его органов:

-разработка и представление в Правительство РФ (по согласованию с Председателем ВС РФ, Советом судей РФ) предложений о финансировании судов и квалификационных коллегий судей;

-изучение организации деятельности судов и разработка предложений о её совершенствовании;

-внесение в ВС РФ предложений о создании либо упразднении судов;

-определение потребности судов в кадрах; обеспечение работы по отбору и подготовке кандидатов на должности судей;

-разработка научно обоснованных нормативов нагрузки судей и аппарата судов;

-ведение статистического и персонального учёта судей и работников аппарата;

-организация строительства зданий, ремонта и технического оснащения зданий и помещений судов и др.

Администраторы судов

Введены в штаты всех судов общей юрисдикции; подчинены председателям соответствующих судов и выполняют их распоряжения. Но назначаются на должность руководством Судебного департамента или его руководителей в субъектах РФ.

К их обязанностям отнесено:

-принятие мер по организационному обеспечению деятельности судов, подготовке и проведению судебных заседаний;

-взаимодействие с адвокатурой, службой судебных приставов, другими правоохранительными органами по вопросам обеспечения деятельности суда;

-обеспечение надлежащих материальных и бытовых условий для судей и работников аппарата суда, а также их медицинского обслуживания и санаторно-курортного лечения;

-осуществление информационно-правового обеспечения деятельности суда;

-организация ведения судебной статистики, делопроизводства и работы архива;

-организация охраны здания, помещений, имущества суда в нерабочее время;

-обеспечение бесперебойной работы транспорта суда, средств связи, работы хозяйственной службы и т.д.

 

Министерство юстиции и его органы

Важную роль в обеспечении судебной деятельности играет Министерство юстиции РФ и его органы в субъектах РФ, основными задачами которого являются:

1) разработка общей стратегии государственной политики в установленной сфере деятельности;

2) нормативно-правовое регулирование в установленной сфере деятельности;

3) обеспечение в пределах своих полномочий защиты прав и свобод человека и гражданина.

Система органов юстиции в РФ:

1) Министерство юстиции РФ (центральный аппарат);

2) Управления Министерства юстиции РФ в федеральном округе;

3) Управления Министерства юстиции РФ по субъекту (субъектам) РФ;

4) Федеральные службы:

-Федеральная служба исполнения наказания;

-Федеральная служба судебных приставов.

Ранее находившаяся в системе Минюста РФ Федеральная регистрационная служба Указом Президента РФ от 12.05.2008 г. N 724 «Вопросы системы и структуры федеральных органов исполнительной власти» (с изменениями от 30.05., 24.07., 06.09, 07 и 14.10, 03.12.2008 г.) передана в структуру Министерства экономического развития.

 

Минюст России возглавляет Министр юстиции РФ, назначаемый на должность и освобождаемый от должности Президентом РФ по представлению Председателя Правительства РФ.

 

Министерство юстиции России осуществляет следующие полномочия:

1) вносит Президенту РФ и в Правительство РФ проекты федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов Президента РФ и Правительства РФ, другие документы, по которым требуется решение Президента РФ или Правительства РФ, по вопросам, относящимся к компетенции Минюста России и подведомственных ему федеральных служб, а также проект плана работы и прогнозные показатели деятельности Минюста России и подведомственных ему федеральных служб;

2) обеспечивает исполнение Конституции РФ, федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов Президента РФ и Правительства РФ, а также международных договоров РФ по вопросам, относящимся к установленной сфере деятельности;

3) обобщает практику применения законодательства РФ и проводит анализ реализации государственной политики в установленной сфере деятельности, разрабатывает на этой основе меры по совершенствованию своей деятельности;

5) участвует в организации работы по систематизации законодательства РФ и подготовке Свода законов РФ;

6) проводит юридическую экспертизу проектов законодательных и иных нормативных правовых актов, вносимых федеральными органами исполнительной власти на рассмотрение Президента РФ и Правительства РФ;

7) проводит в установленном порядке правовую экспертизу проектов концепций и технических заданий на разработку проектов федеральных законов, предлагаемых для включения в планы законопроектной деятельности Правительства РФ;

8) принимает участие в подготовке проектов официальных отзывов и заключений на проекты федеральных конституционных законов и федеральных законов, а также проектов поправок к ним;

9) разрабатывает и представляет в Правительство РФ по его поручению предложения о приоритетных направлениях законопроектной деятельности Правительства РФ, а также проекты планов законопроектной деятельности Правительства РФ;

10) осуществляет государственную регистрацию нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, затрагивающих права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающих правовой статус организаций или имеющих межведомственный характер, а также актов иных органов в случаях, предусмотренных законодательством РФ;

11) ведет в установленном им порядке государственный реестр нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и иных органов в случаях, предусмотренных законодательством РФ;

12) осуществляет проверку деятельности федеральных органов исполнительной власти по отбору нормативных правовых актов, подлежащих государственной регистрации; ведет контрольные экземпляры нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, подлежащих государственной регистрации;

13) проводит юридическую экспертизу нормативных правовых актов субъектов РФ на предмет их соответствия Конституции РФ и федеральным законам;

14) осуществляет государственный учет нормативных правовых актов субъектов РФ;

15) организует государственную регистрацию уставов муниципальных образований и муниципальных правовых актов о внесении изменений в эти уставы;

16) ведет государственный реестр муниципальных образований РФ;

17) представляет в соответствии с законодательством Российской Федерации предложения о заключении и выполнении международных договоров Российской Федерации о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным, уголовным и иным делам;

18) получает в установленном порядке от иностранных государств или их компетентных органов запросы о правовой помощи по гражданским, семейным, уголовным и иным делам и либо исполняет их, либо направляет для исполнения в федеральные органы государственной власти, а также направляет в иностранные государства или в их компетентные органы запросы о правовой помощи по гражданским, семейным, уголовным и иным делам, если иное не предусмотрено международным договором РФ или законодательством РФ;

19) утверждает формы реестров регистрации нотариальных действий, нотариальных свидетельств и удостоверительных надписей, осуществляет иные функции по нормативно-правовому регулированию, предусмотренные законодательством РФ о нотариате;

20) определяет порядок ведения реестров адвокатов субъектов РФ;

21) утверждает форму ордера на исполнение поручения, выдаваемого адвокатским образованием, и форму удостоверения адвоката;

22) осуществляет организационное и методическое руководство деятельностью территориальных органов, связанной с ведением реестров адвокатов субъектов РФ, выдачей удостоверений адвоката, участием представителей территориальных органов в работе квалификационных комиссий при адвокатских палатах субъектов РФ и реализацией иных функций, установленных законодательством РФ об адвокатуре;

23) осуществляет на территории РФ функции по контролю и надзору за соблюдением законодательства РФ адвокатами, адвокатскими образованиями и адвокатскими палатами;

24) открывает и упраздняет государственные нотариальные конторы в субъектах РФ;

25) наделяет на конкурсной основе нотариусов полномочиями по совершению нотариальных действий от имени РФ;

26) организует выдачу лицензий на право нотариальной деятельности;

27) удостоверяет подлинность подписи нотариуса и оттиска его печати при легализации документов, представляемых физическими и юридическими лицами в компетентные органы иностранных государств;

28) в соответствии с законодательством РФ осуществляет контроль за исполнением нотариусами профессиональных обязанностей;

29) утверждает совместно с Федеральной нотариальной палатой порядок определения количества должностей нотариусов в нотариальном округе, изменения территории деятельности нотариуса, учреждения и ликвидации должности нотариуса; образует совместно с Федеральной нотариальной палатой апелляционную комиссию по рассмотрению жалоб на решения квалификационных комиссий по приему экзаменов у лиц, желающих получить лицензию на право осуществления нотариальной деятельности; осуществляет иные полномочия, предусмотренные Основами законодательства РФ о нотариате;

30) осуществляет функции по контролю и надзору в сфере государственной регистрации актов гражданского состояния;

31) составляет протоколы об административных правонарушениях в порядке, установленном законодательством РФ;

32) ведет ведомственный реестр государственных нотариальных контор и контор нотариусов, занимающихся частной практикой; реестр адвокатов иностранных государств, осуществляющих адвокатскую деятельность на территории РФ;

33) ведет и публикует федеральный список экстремистских материалов, а также перечень общественных объединений и религиозных организаций, деятельность которых приостановлена в связи с осуществлением ими экстремистской деятельности;

34) осуществляет организационное и методическое руководство деятельностью судебно-экспертных учреждений Минюста России;

35) принимает в пределах своей компетенции решения о нежелательности пребывания на территории РФ иностранных граждан и лиц без гражданства и т.д.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: