среднего специального образования медицинского профиля,




для учреждений, обеспечивающих получение

по специальности 2-79 01 31 “Сестринское дело”

 

МИНСК

2005 г.


Программа разработана зав. производственным обучением Пинского государственного медицинского колледжа Каллаур Е.Г. под редакцией директора Пинского государственного медицинского колледжа Яромича И.В.

 

Программа рецензирована Председателем Белорусского Общественного Объединения медицинских сестер, главной медицинской сестрой ГУ «РНПЦДОиГ» Лютко Л.А., главной медицинской сестрой ОЗ «Минская областная клиническая больница» Ивашко В.П.

 

Рекомендована Республиканским методическим центром по высшему и среднему медицинскому и фармацевтическому образованию Министерства здравоохранения Республики Беларусь для применения во всех средних медицинских учреждениях образования.


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Преддипломная практика по специальности 2-79 01 31 «Сестринское дело» проводится на IV курсе, 8 семестре, в течение 8 недель, 288 часов, после полного завершения теоретического обучения и сдачи учащимися всех зачетов и экзаменов, выполнения программ учебных практик, предусмотренных учебным планом.

ЗАДАЧИ ПРЕДДИПЛОМНОЙ ПРАКТИКИ:

- совершенствование знаний и умений учащихся по специальности;

- формирование профессиональной компетентности специалиста;

- подготовка учащихся к выполнению профессиональных функций в соответствии с требованиями образовательного стандарта специальности.

Преддипломная практика проводится на базах практического обучения, осуществляющих квалифицированную медицинскую помощь, в том числе в стационарах и поликлиниках, детских дошкольных учреждениях, школах. Во время преддипломной практики учащиеся выполняют обязанности медицинской сестры, а при наличии вакантных мест могут быть зачислены на должность медицинской сестры в соответствии с требованиями программы практики.

По окончании преддипломной практики учащийся должен:

-знать систему организации здравоохранения;

-знать новейшую технику и оборудование, применяемое для диагностики, лечения и профилактики заболеваний;

-знать организацию работы младшего медицинского персонала;

-владеть навыками профессионального общения;

-уметь оформлять медицинскую документацию;

-уметь обеспечить инфекционную безопасность пациента и медсестры;

-владеть навыками выполнения сестринских манипуляций по уходу за пациентами;

-уметь осуществлять и документировать все этапы сестринского процесса при уходе за пациентами в условиях стационара, поликлиники и на дому;

-уметь координировать свою профессиональную и общественную деятельность с работой других сотрудников и коллективов.

Непосредственное руководство преддипломной практикой на всех этапах практики возлагается на старшую медсестру отделения или другую высококвалифицированную медсестру. Учащиеся на преддипломной практике активно участвуют в общественной жизни учреждения, выполняют действующие в учреждении здравоохранения правила внутреннего распорядка, соблюдают инструкцию по охране труда, технике безопасности, профилактике внутрибольничной инфекции.

 


СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Первые 4 недели учащиеся проходят практику в стационарах терапевтического, хирургического, педиатрического профилей, в отделении интенсивной терапии и реанимации, где работают на должности медицинской сестры под контролем руководителей практики.

 

1. ОТДЕЛЕНИЕ ТЕРАПЕВТИЧЕСКОГО ПРОФИЛЯ СТАЦИОНАРА

Работа на постах и в процедурном кабинете, исполнение функциональных обязанностей постовой медицинской сестры и медицинской сестры процедурного кабинета. Изучение основных приказов и инструкций Министерства Здравоохранения Республики Беларусь, регламентирующих санэпидрежим и профилактику внутрибольничной инфекции. Осуществление сестринского процесса по уходу за больными терапевтического профиля. Особого внимания и заботы требуют от медсестры терапевтического отделения тяжелобольные и больные преклонного возраста. Проведение под контролем утреннего и гигиенического туалета, смена нательного и постельного белья, кормление тяжелобольных. Обеспечение санитарного состояния палат, их проветривание, санитарного состояния мест общего пользования (туалет, ванная и манипуляционные комнаты). Проведение текущей и генеральной уборки манипуляционных комнат.

Соблюдение противоэпидемического режима, контроль хранения и качества продуктов питания больных, прихода и ухода посетителей; осуществление мер предосторожностей, предотвращающих распространение инфекции воздушно-капельным и контактным путями.

Участие во врачебных обходах, выполнение назначений врача, участие в раздаче лекарственных препаратов, подготовке больных к лабораторным, к рентгенологическим и инструментальным исследованиям. Оформление медицинской документации. Оказание доврачебной помощи при неотложных состояниях в терапии. Проведение текущей и генеральной уборки кабинета, приготовление растворов-дезинфектантов. Выполнение всех видов инъекций: внутрикожных, подкожных, внутримышечных, внутривенных струйных и капельных. Забор крови на биохимический анализ, серологическое исследование, для посева и выделения патогенных микроорганизмов.

 


ПЕРЕЧЕНЬ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ И НАВЫКОВ В ОТДЕЛЕНИЯХ ТЕРАПЕВТИЧЕСКОГО ПРОФИЛЯ СТАЦИОНАРА

Учащиеся должны знать:

1. Структуру и организацию работы отделений терапевтического профиля стационара.

2. Функциональные обязанности постовой медсестры и медсестры процедурного кабинета.

3. Методы обследования больного.

4. Основные приказы и инструкции Министерства здравоохранения Республики Беларусь, регламентирующие санэпидрежим в отделениях терапевтического профиля и профилактику внутрибольничной инфекции в этих отделениях.

 

Учащиеся должны уметь:

1. Проводить обследование больного, собрать анамнез.

2. Оформлять медицинскую документацию.

3. Владеть навыками профессионального общения.

4. Планировать и осуществлять сестринский процесс в стационаре при уходе за больными с заболеваниями внутренних органов.

5. Осуществлять сестринские манипуляции:

-измерение температуры тела, регистрация данных в температурном листе;

-определение пульса и его свойств, регистрация в температурном листе;

-подсчет числа дыхательных движений, регистрация в температурном листе;

-измерение артериального давления, регистрация в температурном листе;

-сбор мокроты на общий, бактериологический анализ, чувствительность микрофлоры к антибиотикам, атипичные клетки, микобактерии туберкулеза;

-постановка банок, горчичников, согревающего компресса;

-применение грелки и пузыря со льдом;

-пользование карманным ингалятором;

-проведение пикфлоуметрии;

-подача увлажненного кислорода больному;

-подготовка больного к проведению желудочного зондирования тонким зондом, забор желудочного содержимого на исследование;

-подготовка больного к проведению дуоденального зондирования, забор желчи на исследование;

-промывание желудка толстым зондом;

-забор мочи резиновым катетером;

-проведение катетеризации мочевого пузыря резиновым катетером;

-сбор мочи на исследование (общий анализ, по Зимницкому, Нечипоренко, Аддис-Каковскому, на чувствительность микрофлоры к антибиотикам, бактериологическое исследование, на сахар);

-постановка очистительной, послабляющей, сифонной и лекарственной клизм;

-постановка газоотводной трубки;

-расчет дозы инсулина и его подкожное введение;

-разведение антибиотиков;

-проведение пробы на чувствительность к аллергену;

-выполнение внутрикожных, внутримышечных и внутривенных инъекций;

-внутривенное капельное введение лекарственных веществ;

-взятие крови из вены на биохимическое исследование, ВИЧ-инфекцию.

6.Оказывать неотложную помощь при:

-гипертермическом синдроме;

-приступе бронхиальной астмы, астматическом статусе;

-приступе стенокардии, инфаркте миокарда;

-гипертоническом кризе;

-сердечной астме и отеке легких;

-пароксизмальной тахикардии;

-пароксизмальной мерцательной аритмии;

-прободной язве желудка и двенадцатиперстной кишки;

-печеночной колике;

-почечной колике;

-гипогликемической, гипергликемической коме и кетоацидозе;

-обмороке, коллапсе, анафилактическом шоке.

2. ОТДЕЛЕНИЕ ХИРУРГИЧЕСКОГО ПРОФИЛЯ СТАЦИОНАРА

Работа на постах, в перевязочной и операционной, исполнение функциональных обязанностей постовой медицинской сестры и медицинской сестры перевязочной, операционной. Изучение основных приказов и инструкций, регламентирующих санэпидрежим и профилактику внутрибольничной инфекции. Осуществление сестринского процесса по уходу за больными в предоперационном и послеоперационном периоде.

ПЕРЕЧЕНЬ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ И НАВЫКОВ

В ОТДЕЛЕНИЯХ ХИРУРГИЧЕСКОГО ПРОФИЛЯ СТАЦИОНАРА

Учащиеся должны знать:

1. Структуру отделений хирургического профиля стационара.

2. Функциональные обязанности медсестры отделений хирургического профиля стационара.

3. Основные виды хирургической патологии, клинические проявления, осложнения.

4. Основные приказы и инструкции Министерства здравоохранения Республики Беларусь, регламентирующие санэпидрежим в отделениях хирургического профиля и профилактику внутрибольничной инфекции в этих отделениях.

5. Принципы обезболивания.

6. Принцип подготовки больных к специальным методам обследования.

 

Учащиеся должны уметь:

1. Владеть навыками профессионального общения.

2. Заполнять медицинскую документацию.

3. Планировать и осуществлять сестринский процесс в предоперационном и послеоперационном периоде.

4. Применять современные сестринские технологии для профилактики внутрибольничной инфекции.

5. Осуществлять сестринские манипуляции:

-определение группы крови по стандартным сывороткам;

-проведение пробы на резус-совместимость при переливании крови;

-проведение пробы на индивидуальную совместимость крови донора и реципиента;

-заполнение системы одноразового использования и проведение биологической пробы на фантоме;

-накрытие стола перевязочной медсестры;

-составление набора вспомогательных инструментов;

-составление набора инструментов для первичной хирургической обработки раны;

-составление набора инструментов для аппендэктомии;

-подготовка бикса к стерилизации, укладка перевязочного материала (стерилизация перевязочного материала, режим стерилизации);

-подготовка к стерилизации и стерилизация перчаток;

-предстерилизационная обработка, стерилизация шприцев;

-снятия узловых швов;

-подготовка рук к операции и подготовка операционного поля;

-облачение в стерильную одежду.

6.Оказывать неотложную помощь при:

- хирургическом шоке;

- посттрансфузионных осложнениях;

- кровотечении из носа;

- ущемленных грыжах;

- закрытой и открытой травме живота;

- острых хирургических заболеваниях органов брюшной полости;

- явных кровотечениях из пищевода, желудка, двенадцатиперстной кишки;

- скрытых кровотечениях в просвет пищеварительного тракта;

- острых заболеваниях, повреждениях и инородных телах прямой кишки;

- выпадении прямой кишки;

- почечной колике;

- острой задержке мочи.

 

3. ОТДЕЛЕНИЕ ИНТЕНСИВНОЙ ТЕРАПИИ И РЕАНИМАЦИИ СТАЦИОНАРА

Знакомство с функциональными обязанностями медсестры в анестезиолого-реанимационном отделении, изучение юридических и этических аспектов работы в отделениях интенсивной терапии и реанимации. Осуществление сестринского процесса по уходу за больными, за кожей, слизистыми, проведение профилактики пролежней, осуществление отсасывания слизи из ВДП, подача увлажненного подогретого кислорода. Контроль работы мониторов, функционирования периферических катетеров, осуществление ухода за ЦВК. Ассистирование врачу при врачебных обходах, выполнение назначений врача. Ассистирование врачу–анестезиологу при проведении оперативных вмешательств, определение определение стадии наркоза по клиническим признакам, при необходимости осуществление легочной реанимации при клинической смерти, оценка состояния больного, клинических проявлений неотложных состояний и при необходимости оказание неотложной помощи при острой сердечной, сосудистой, дыхательной недостаточности, коме. Определение признаков клинической и биологической смерти. Заполнение медицинской документации.

 

ПЕРЕЧЕНЬ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ И НАВЫКОВ В ОТДЕЛЕНИЯХ ИНТЕНСИВНОЙ ТЕРАПИИ И РЕАНИМАЦИИ СТАЦИОНАРА

Учащиеся должны знать:

1. Правовые аспекты работы медсестры в отделении интенсивной терапии и реанимации.

2. Функциональные обязанности медсестры в отделении интенсивной терапии и реанимации.

3. Клиническую картину и диагностику терминальных состояний.

 

Учащиеся должны уметь:

1. Владеть навыками профессионального общения.

2. Уметь оформлять медицинскую документацию.

3. Осуществлять сестринский процесс: проводить оценку состояния больного, планировать сестринский уход.

4. Определять стадии наркоза по клиническим признакам.

5. Выполнять сестринские манипуляции:

- подкожные, внутримышечные, внутривенные инъекции;

- постановка периферического катетера и уход за ним;

- уход за центральным венозным катетером;

- отсасывание слизи из верхних дыхательных путей;

- кормление через желудочный зонд;

- парентеральное питание;

- подсчет ЧД, ЧСС, измерение АД;

- подсчет количества выпитой и выделенной жидкости;

- катетеризация мочевого пузыря;

- промывание желудка;

- очистительная клизма;

- лекарственная клизма;

- профилактика пролежней;

- уход за пациентом в состоянии комы.

6.Оказывать неотложную помощь при:

-клинической смерти;

-острой кровопотере;

-острых тромбозах и эмболиях;

-инфарктах мозга и сердца;

-закрытых и открытых повреждениях головы, грудной клетки, брюшной полости;

-шоковых состояних;

-комах.

 

4.ОТДЕЛЕНИЕ ПЕДИАТРИЧЕСКОГО ПРОФИЛЯ СТАЦИОНАРА

Работа на постах и в процедурном кабинете, исполнение функциональных обязанностей постовой медицинской сестры и медицинской сестры процедурного кабинета. Изучение основных приказов и инструкций Министерства здравоохранения Республики Беларусь, регламентирующих санэпидрежим и профилактику внутрибольничной инфекции в детских стационарах. Осуществление сестринского процесса по уходу за больными детьми, особенно находящимися на стационарном лечении без матери и тяжелобольными детьми. Проведение под контролем утреннего и гигиенического туалета, смена нательного и постельного белья, кормление тяжелобольных детей. Контроль за санитарным состоянием палат, их проветриванием, санитарным состоянием мест общего пользования (туалет, ванная и манипуляционные комнаты). Организация охранительного режима. Привитие детям навыков самообслуживания. Подготовка их к проведению различных процедур, в том числе лабораторных, инструментальных,

рентгенологических. Проведение текущей и генеральной уборки манипуляционных комнат. Соблюдение противоэпидемического режима, контроль хранения и качества продуктов питания больных, прихода и ухода посетителей; принятие мер предосторожностей распространения инфекции воздушно-капельным и контактным путями. Участие во врачебных обходах, выполнение назначений врача, участие в раздаче лекарственных препаратов. Оформление медицинской документации. Оказание доврачебной помощи при неотложных состояниях в педиатрии. При работе в процедурном кабинете проведение текущей и генеральной уборки кабинета, приготовление растворов дезифектантов. Выполнение всех видов инъекций: внутрикожных, подкожных, внутримышечных, внутривенных струйных и капельных. Забор крови на биохимический анализ, серологическое исследование, для посева и выделения патогенных микроорганизмов.

 

ПЕРЕЧЕНЬ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ И НАВЫКОВ В ОТДЕЛЕНИЯХ ПЕДИАТРИЧЕСКОГО ПРОФИЛЯ СТАЦИОНАРА

Учащиеся должны знать:

1. Структуру, организацию работы детской больницы и педиатрических отделений стационара.

2. Функциональные обязанности постовой медицинской сестры и медицинской сестры процедурного кабинета.

3. Правовые аспекты работы медсестры с детьми и их родственниками.

4. Основные приказы и инструкции Министерства здравоохранения Республики Беларусь, регламентирующие санэпидрежим в отделениях педиатрического профиля и профилактику внутрибольничной инфекции в этих отделениях.

5. Клинические проявления, особенности течения, осложнения и профилактику основных заболеваний детского возраста.

6. Особенности выполнения лечебно-диагностических мероприятий детям.

 

Учащиеся должны уметь:

1. Оценить состояние ребенка, собрать анамнез, провести объективное обследование ребенка.

2. Владеть навыками профессионального общения с детьми и их родственниками.

3. Оформлять медицинскую документацию.

4. Планировать и осуществлять сестринский процесс при уходе за ребенком в условиях стационара.

5. Организовывать и контролировать правильное вскармливание детей грудного возраста, питание детей старше года.

6. Выполнять сестринские манипуляции:

-туалет грудного ребенка;

-гигиеническая ванна;

-антропометрия;

-аспирация содержимого из ротоглотки (носа) с помощью резинового баллона;

-оксигенотерапия различными способами;

-кормление через желудочный катетер (зонд);

-применение пузыря со льдом;

-применение грелки;

-закапывание капель в нос;

-закапывание капель в уши;

-закапывание капель в глаза;

-согревающий компресс на ухо;

-постановка круговых горчичников;

-введение газоотводной трубки;

-очистительная клизма;

-лекарственная клизма;

-промывание желудка;

-забор крови из вены на биохимический анализ;

- заполнение и подключение системы однократного применения к вене;

- внутримышечная инъекция;

- введение бициллина;

- сбор мочи на общий анализ;

- сбор мочи по Нечипоренко;

- сбор мочи по Зимницкому;

- сбор мочи по Аддис-Каковскому;

- взятие материала на энтеробиоз;

- взятие материала на яйца гельминтов;

- подсчет ЧД, ЧП, измерение АД;

- измерение температуры тела и ее регистрация;

- разведение и введение антибиотиков;

- подготовка ребенка к УЗИ почек, урографии;

- подготовка ребенка к эндоскопическому исследованию;

- методика обследования ребенка с заболеваниями органов дыхания;

- методика обследования с заболеваниями желудочно-кишечного тракта;

- методика обследования детей с заболеваниями сердечно-сосудистой системы;

- методика обследования детей с заболеваниями почек и мочевыводящих путей

- методика обследования детей с заболеваниями крови;

- методика обследования ребенка с заболеваниями эндокринной системы;

7. Оказывать неотложную помощь при:

- лихорадке;

- судорогах;

- ларингоспазме;

- остром стенозе гортани

- приступе бронхиальной астмы;

- анафилактическом шоке;

- обмороке.

 

5.ОТДЕЛЕНИЕ ТЕРАПЕВТИЧЕСКОГО ПРОФИЛЯ ПОЛИКЛИНИКИ

Изучение вопросов организации медицинской помощи, основных приказов и инструкций Министерства здравоохранения Республики Беларусь, регламентирующих вопросы оказания медицинской помощи населению.

Работа в регистратуре. Изучение системы и организации работы медрегистратуры. Учет, заполнение медицинской документации, амбулаторной карты, талона на прием к врачу. Совместно с участковой и патронажной медицинской сестрой под контролем руководителей практики осуществление планирования, координации, организации системы профилактических мероприятий среди населения участка, проведение диспансеризации населения, оказание лечебно-диагностической помощи населению участка и непосредственно ее осуществление на приеме в поликлинике и при обслуживании больных на дому. Работа по участковому принципу, по графику.

Работа на приеме с врачом. Участие в осмотре пациентов, выписка рецептов, заполнение медицинской документации. При необходимости выполнение назначений врача, оказание первой доврачебной медицинской помощи больным и пострадавшим при неотложных состояниях. Участие в проведении инструментальных диагностических процедур, рентгенологическом исследовании, лабораторных исследованиях. Запись ЭКГ, проведение других функциональных исследований (исследование ЖЕЛ, велоэргометрия и т.д.). Измерение пациентам температуры, артериального давления, осмотр на чесотку, педикулез, опрос на наличие гельминтов, направление на плановые обследования, в том числе на флюорографию, в смотровой кабинет к гинекологу.

Работа на участке в качестве патронажной медицинской сестры. Посещение на дому больных, осуществление лечебного патронажа к больным преклонного возраста, лицам, находящимся на диспансерном учете. По указанию участкового терапевта осмотр на дому соматических и инфекционных больных, оценка их состояния, контроль выполнения ими противоэпидемических мероприятий, выполнение назначений врача, при необходимости оказание неотложной помощи. Проведение совместно с патронажной медсестрой противоэпидемической работы в очаге инфекции, в том числе текущей и заключительной дезинфекции, выявление контактных и т.д. По указанию участкового терапевта осуществление сестринского процесса по уходу за больными, обучение родственников уходу за больными. Проведение санитарно-просветительной работы на участке с привлечением общественного санитарного актива.

Работа в отделении реабилитации и восстановительной терапии. Изучение структуры отделения, программы реабилитационных мероприятий, техники безопасности при проведении физиотерапевтических процедур, функциональных обязанностей медсестры отделения реабилитации.

Совместно со специалистами отделения под контролем руководителей практики проведение классического массажа, занятий лечебной физкультуры, выполнение основных физиотерапевтических процедур по назначению врача. Консультация пациентов по вопросам организации, рационального питания, физической нагрузки, программы реабилитационных мероприятий после тяжелых заболеваний, оперативных вмешательств, травм.

 

ПЕРЕЧЕНЬ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ И НАВЫКОВ В ОТДЕЛЕНИЯХ ТЕРАПЕВТИЧЕСКОГО ПРОФИЛЯ ПОЛИКЛИНИКИ

Учащиеся должны знать:

1. Принципы организации лечебно-профилактической помощи населению.

2. Структуру терапевтического отделения поликлиники.

3. Правовые аспекты работы медсестры с пациентами.

4. Функциональные обязанности медсестры терапевтического отделения поликлиники, в том числе медсестры регистратуры, участковой и патронажной медсестры поликлиники, медсестры отделения реабилитации.

5. Основные приказы и инструкции Министерства здравоохранения Республики Беларусь, регламентирующие оказание медицинской помощи населению.

6. Организацию работы младшего медицинского персонала.

7. Современные методы, новейшую технику и оборудование, применяемые для диагностики, лечения и профилактики заболеваний.

8. Технику безопасности при проведении физиотерапевтических процедур.

 

Учащиеся должны уметь:

1. Владеть навыками профессионального общения.

2. Оформлять медицинскую документацию.

3. Осуществлять сестринский процесс при уходе за больными в условиях поликлиники и на дому.

4. Обеспечивать инфекционную безопасность пациентов и медицинского персонала.

5. Выполнять сестринские манипуляции:

-гигиеническая обработка рук;

-текущая и заключительная дезинфекция;

-текущая уборка;

-генеральная уборка;

-измерение температуры и ее регистрация;

-осмотр на чесотку и педикулез;

-измерение артериального давления;

-запись ЭКГ;

-выполнение внутрикожных инъекций;

-выполнение подкожных инъекций;

-выполнение внутримышечных инъекций;

-выполнение внутривенных инъекций;

-меры безопасности при работе с вирусоносителями;

-заполнение медицинской документации (статталонов, карт диспансерного наблюдения, экстренных извещений, журнал регистрации инфекционных заболеваний, журнал диспансерного наблюдения, журнал планирования работы, журнал учета работы медсестры на дому и т.д.);

-выписывание рецептов;

-выписывание направлений на лабораторные и другие исследования

-оформление путевок на санпросветработу;

-антропометрия;

-классический массаж;

-комплексы лечебной физкультуры;

-физиотерапевтические процедуры;

6.Оказание неотложной помощи при:

-клинической смерти;

-гипертермическом синдроме;

-судорожном синдроме;

-сосудистой недостаточности;

-сердечной недостаточности;

-коматозных состояниях;

-травмах;

-анафилактическом шоке.

6. ОТДЕЛЕНИЕ ХИРУРГИЧЕСКОГО ПРОФИЛЯ ПОЛИКЛИНИКИ

Изучение основных приказов, инструкций, регламентирующих сан-эпидрежим в кабинетах хирургического профиля, профилактику инфицирования пациентов и медицинского персонала. Изучение функциональных обязанностей медсестры хирургического кабинета поликлиники. Совместно с врачом прием пациентов, выполнение назначений врача. Ассистирование врачу при перевязках, амбулаторных операциях. При необходимости оказание неотложной помощи больным и пострадавшим.

В травмопункте совместно с врачом проведение осмотра пострадавших, выполнение назначений врача, наложение повязки, проведение профилактики столбняка. При необходимости оказание неотложной помощи.

 

ПЕРЕЧЕНЬ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ И НАВЫКОВ В ОТДЕЛЕНИЯХ ХИРУРГИЧЕСКОГО ПРОФИЛЯ ПОЛИКЛИНИКИ

Учащиеся должны знать:

1. Основные приказы, инструкции Министерства здравоохранения Республики Беларусь, регламентирующие санэпидрежим и обеспечение инфекционной безопасности пациентов и медперсонала.

2. Функциональные обязанности медсестры хирургического кабинета поликлиники и травмопункта.

3. Вопросы организации хирургической помощи.

4. Клинические проявления, осложнения, принципы лечения и профилактики хирургических заболеваний и травм.

5. Принципы обезболивания на амбулаторном приеме и травмопункте.

 

Учащиеся должны уметь:

1. Владеть навыками профессионального общения.

2. Оформлять медицинскую документацию.

3. Осуществлять сестринский процесс при уходе за пострадавшими и пациентами с хирургическими заболеваниями.

4. Выполнять сестринские манипуляции:

- гигиеническая обработка рук;

- хирургическая обработка рук;

- подготовка перевязочного стола;

- подготовка стерилизационной коробки;

- проведение транспортной иммобилизации при переломе костей голени;

- проведение транспортной иммобилизации при переломе костей предплечья;

- наложение резинового жгута Эсмарха на верхнюю треть плеча;

- остановка кровотечения при ранении плечевой артерии в нижней трети плеча при помощи жгута Эсмарха;

- остановка кровотечения методом предельного сгибания нижней конечности в коленном суставе;

-остановка кровотечения методом предельного сгибания в суставе при кровотечении в области предплечья;

- остановка кровотечения из сонной артерии;

-наложение повязки на плечевой сустав;

- наложение повязки «уздечка»;

- наложение повязки по типу «перчатка» на все пальцы;

- наложение повязки «Дезо» при переломе левого плеча;

- наложение колосовидной повязки на плечевой сустав;

- наложение повязки на оба глаза;

- наложение повязки «чепец»;

- наложение окклюзионной повязки на грудную клетку;

-наложение давящей повязки на молочную железу;

- наложение поддерживающей повязки на молочную железу;

- наложение восьмиобразной повязки на голеностопный сустав;

- введение противостолбнячной сыворотки;

- введение противостолбнячного анатоксина;

- определение группы крови;

- определение резус-фактора;

- ассистирование хирургу при амбулаторных операциях.

5. Оказание доврачебной помощи при неотложных состояниях:

- клинической смерти;

- кровотечениях;

- повреждениях мягких тканей;

- переломах костей;

-термических, химических и лучевых ожогах;

- электротравме;

- укусах змей, ядовитых насекомых;

- ранениях;

- сочетанных травмах.

 

7. ДЕТСКАЯ ПОЛИКЛИНИКА

Изучение вопросов организации медицинской помощи, основных приказов и инструкций Министерства здравоохранения Республики Беларусь, регламентирующих вопросы оказания медицинской помощи детскому населению.

Совместно с участковой и патронажной медицинской сестрой под контролем руководителей практики осуществление планирования, координации, организации системы профилактических мероприятий среди детского населения участка, проведение диспансеризации детского населения, оказание лечебно-диагностической помощи детям и непосредственно ее осуществление на приеме в поликлинике и при обслуживании больных детей на дому. Работа по участковому принципу, по графику.

На приеме с врачом участие в осмотре детей, выписка рецептов, заполнение медицинской документации. При необходимости выполнение назначений врача, оказание первой доврачебной медицинской помощи детям при неотложных состояниях. Участие в проведении инструментальных диагностических процедур, рентгенологическом исследовании, лабораторных исследованиях. Измерение детям температуры, артериального давления, осмотр на чесотку, педикулез, опрос на наличие гельминтов.

При работе на участке в качестве патронажной медицинской сестры посещение на дому больных детей. Проведение совместно с патронажной медсестрой противоэпидемическую работу в очаге инфекции, текущей и заключительной дезинфекции, выявление контактных и т.д. По указанию участкового педиатра осуществление сестринского процесса по уходу за больными детьми, обучение родственников уходу за больными детьми. Проведение санитарно-просветительной работы на участке, с привлечением общественного санитарного актива.

При работе в кабинете профилактических прививок изучение основных приказов и инструкций по профилактике инфекционных заболеваний и проведению профилактических прививок, вопросов санэпидрежима при проведении профилактических прививок. Осуществление текущей и генеральной уборки кабинета. Заполнение медицинской документации, учет использованных вакцинных препаратов. Проведение профилактических прививок против вирусного гепатита В, дифтерии, столбняка, коклюша, кори,

краснухи, паротитной инфекции, полиомиелита. При необходимости оказание детям неотложной помощи.

При работе в детском дошкольном учреждении знакомство с функциональными обязанностями старшей медсестры ДДУ, диетсестры, медсестры по массажу, ЛФК. Изучение основных приказов и инструкций, регламентирующих работу ДДУ. Проведение утреннего осмотра детей при поступлении в группу, проведение в группах занятий утренней гимнастики, физкультуры. Осуществление мероприятий по закаливанию детей. Оформление медицинской документации. При необходимости оказание детям неотложной помощи. Участие в проведении профилактических прививок.

При работе в школе знакомство с функциональными обязанностями медсестры школы, диетсестры. Участие в осмотре детей, персонала пищеблока, совместно с медсестрой школы организация диетпитания в школе. Контроль проведения физкультурных занятий. Участие в проведении профилактических прививок. Оформление медицинской документации. При необходимости оказание детям неотложной помощь.

 

ПЕРЕЧЕНЬ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ И НАВЫКОВ В ДЕТСКОЙ ПОЛИКЛИНИКЕ

Учащиеся должны знать

1.Принципы организации лечебно-профилактической помощи детям.

2.Структуру детской поликлиники.

3.Правовые аспекты работы медсестры с детьми и их родителями.

4.Функциональные обязанности медсестры детской поликлиники, в том числе участковой и патронажной медсестры, медсестры кабинета профилактических прививок, ДДУ и школы.

5.Основные приказы и инструкции Министерство здравоохранения Республики Беларусь, регламентирующие оказание медицинской помощи детям.

6.Организацию работы младшего медицинского персонала.

7.Клинические проявления, особенности течения, осложнения и профилактику основных заболеваний детского возраста.

 

Учащиеся должны уметь:

1.Владеть навыками профессионального общения.

2.Оформлять медицинскую документацию.

3.Осуществлять сестринский процесс при уходе за больными детьми в условиях поликлиники и на дому.

4.Обеспечивать инфекционную безопасность пациентов и медицинского персонала.

5. Составлять график проведения профилактических прививок в поликлинике, ДДУ и школе.

6. Составлять меню-раскладку в ДДУ и школе, вести документацию по организации питания детей в организованных детских коллективах.

7. Осуществлять планирование работы медсестры на педиатрическом участке в ДДУ и школе, вести медицинскую документацию.

5.Выполнять сестринские манипуляции:

- гигиеническая обработка рук;

- текущая и заключительная дезинфекция;

- текущая уборка;

- генеральная уборка;

- измерение температуры и ее регистрация;

- осмотр на чесотку и педикулез;

- измерение артериального давления;

- выполнение внутрикожных инъекций;

- выполнение подкожных инъекций;

- выполнение внутримышечных инъекций;

- выполнение внутривенных инъекций;

- меры безопасности при работе с вирусоносителями;

- заполнение медицинской документации в детской поликлинике, ДДУ, школе;

- выписка рецептов;

- выписка направлений на лабораторные и другие исследования;

- оформление путевок на санпросветработу;

- антропометрия детей различных возрастов;

- осуществление профилактических прививок (введение вакцины против вирусного гепатита В, полиомиелита, дифтерии, столбняка, коклюша, кори, краснухи, паротитной инфекции) в детской поликлинике, ДДУ, школе;

- оценка результатов реакции Манту;

- комплексы лечебной физкультуры;

6. Оказание неотложной помощи при:

- гипертермическом синдроме;

- судорожном синдроме;

- сосудистой недостаточности;

- сердечной недостаточности;

- коматозных состояниях;

- анафилактическом шоке;

 


 

ЛИТЕРАТУРА:

Основная:

1. И.В. Яромич «Сестринское дело», Мн.,«Вышэйшая школа», 2005 г.

2. Е.М. Русакова и др. «Педиатрия. Доклиническая практика», Мн., «Центр учебной книги и средств обучения», 2004 г.

3. «Скорая и неотложная медицинская помощь». Под ред. И.В. Яромича, Мн., «Вышэйшая школа», 2005 г.

4. Н.И. Федюкович «Внутренние болезни», Мн., «Ураджай», 1999 г.

5. Л.И. Колб, С.И. Леонович, И.В. Яромич «Общая хирургия», Мн., «Вышэйшая школа», 2005 г.

6. Н.В. Ежова, Е.М. Русакова и др. «Педиатрия», Мн., «Вышэйшая школа», 2002 г.

 

Дополнительная:

1. Л.И. Колб, С.И. Леонович, И.В. Яромич «Частная хирургия», Мн., «Вышэйшая школа», 2004 г.

2. Н.В. Ежова и др. «Практикум по педиатрии» Мн., 2004 г.

3. «Детские болезни Справочник».Под. ред. М.В. Чичко, Мн, Интерпрессервис,2003 г.

4. Н.В. Ежова, О.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: