Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
«Дом детского творчества города Рассказово»
Подростковый клуб «Мир, созданный нами»
«Профилактика и предупреждение
Асоциального поведения подростков»
Семинар для тьюторов
Год
1. Вступительное слово.
В последнее время, к сожалению, возрастает проблема наркомании, токсикомании, алкоголизма, суицидности. Идет криминализация подростковой среды, омоложение преступности. Причин тому множество. Одной из них является недостаточное внимание со стороны педагогов «трудным» детям, недоработки в воспитательно-профилактической работе. Предлагаю вам выполнить тест, который позволит каждому из нас определить эффективность воспитательно-профилактической работы.
2. Тестирование. Отвечать «да» или «нет»:
1. Веду наблюдения за трудновоспитуемыми детьми, фиксируя результаты в индивидуальном дневнике наблюдений.
2. Ежедневно слежу за посещаемостью занятий подростками группы риска.
3. Ставлю в известность родителей о пропусках занятий в тот же день.
4. Совместно с учителями-предметниками постоянно держу на контроле вопрос успеваемости.
5. Имею тесную связь с тренерами, руководителями кружков, контролирую занятость подростка в свободное время.
6. Своевременно уделяю внимание подростку.
7. Не использую нравоучений. Не подчеркиваю проступки, воспитываю на положительных примерах.
8. Вовлекаю подростка в трудовую, спортивную и творческую деятельность класса, использую общественные поручения.
9. Обучаю детей методам самовоспитания.
10. Нейтрализую вредное влияние родителей, стараюсь нормализовать семейную обстановку.
11. Привлекаю родительскую общественность для работы с подростком.
12. Поддерживаю тесную связь с инспектором по делам несовершеннолетних.
13. В конфликтных ситуациях не стараюсь одержать победу любой ценой, считаю, что иногда можно и уступить.
14. Действую только тактическим маневром и никогда – прямой атакой. Выслушиваю все, не реагируя тот час, и только потом, без раздражения высказываю мнение, вносящее поправки в услышанное.
15. Стараюсь настолько укрепить доверие детей, чтобы они делились со мной своими неприятностями.
16. Не ставлю на ребенке крест.
17. Не загоняю ребенка в угол, поставив в затруднительное положение.
18. Беседу всегда начинаю с дружеского тона.
19. Диалог начинаю с тех вопросов, мнения по которым совпадают.
20. В процессе общения инициативу держу в своих руках, стараюсь диалог вести на равных.
21. Умею смотреть на вещи глазами подростка.
22. Общаясь с подростком, стараюсь развивать в себе готовность к педагогической импровизации.
Подведение результатов:
От 20 до 24 «да». Вы на правильном пути. Работайте в том же направлении и ваш ученик обязательно исправится.
От 15 до 19 «да». К сожалению, вы еще недостаточно освоили методы и приемы работы с трудновоспитуемыми детьми, необходимо самосовершенствоваться и самообразовываться.
Менее 15 «да». Необходимо срочно пересмотреть свои взгляды на воспитание детей, иначе вас ждет педагогический провал.
Групповая работа.
Каждый из вас определил, насколько рассматриваемая проблема актуальна и важна. Необходимым условием эффективности воспитательно- профилактической работы является ее систематичность. Делимся на группы. Каждая группа получает бланк-лист «Система деятельности тьютора по работе с трудновоспитуемыми детьми» и заполняет его, проставляя рядом с тем действием, которое в реальной личной практике по значимости является первым, вторым, и т.д.
Группы выполняют задание.
Бланк – лист «Система деятельности тьютора по работе с трудновоспитуемыми детьми»
Действие – задача | Ранжирование |
Сформировать потребность к самовоспитанию. | |
Выявить причины его проблемы | |
Формирование положительных качеств личности | |
Подвергнуть сомнению отрицательный стереотип поведения | |
Выяснить психолого-педагогическую причину проблемы | |
Сформировать положительный стереотип поведения подростка | |
Изучить личность подростка |
Затем ведущий называет правильный ответ, а участники проводят самопроверку. Обсуждение задания.