юридического факультета и факультета управления

для студентов заочной формы обучения

Санкт-Петербург

Пушкин


УДК 316

ББК 60.57

 

Научный руководитель проекта:

Юрий Алексеевич КОЗЛОВ

первый проректор Института правоведения и предпринимательства,

кандидат юридических наук, доцент

 

Рассмотрен и одобрен на заседании кафедры гуманитарных и социальных дисциплин.

 

Рекомендован Учебно-методическим Советом Института правоведения и предпринимательства в качестве учебно-методического комплекса по курсу «Социология» для студентов всех заочной формы обучения юридического факультета и факультета управления.

 

Войнов А. М.Социология: учебно-методическое пособие для студентов заочной формы обучения юридического факультета и факультета управления/ под общ. ред. Ю. А. Козлова. — СПб.: Изд-во ИПП, 2011. — 36 с.

 

 

УДК 316

ББК 60.5

© Войнов А.М., 2012

© ЧОУ ВПО «Институт

правоведения
и предпринимательства», 2012


Программа курса

Тема 1. Предмет и история социологии. Методы социологического исследования.

Раздел 1. Социология как наука.

Введение: Цель, задачи, предмет изучения и основное содержание учебной дисциплины “Социология”, ее роль в системе подготовки специалиста в соответствии с требованиями ГОС ВПО, обязательного минимума и квалификационных требований к профессиональной подготовке выпускников по соответствующим специальностям (специализациям). Значение изучения дисциплины для практической деятельности выпускника на первичной должности. Построение и последовательность изучения разделов и тем, порядок проведения семинарских и практических занятий, выполнение индивидуальных заданий, написание рефератов и т.п. Основная и дополнительная литература по дисциплине. Порядок осуществления текущего контроля.

Объект и предмет социологии. Структура и содержание социологии. Общие социологические теории, специальные и отраслевые социологические теории. Макро- и микросоциология. Основные социологические категории. Методы социологии. Функции социологии. Сущность социологического знания, его роль в формировании личности. Роль социологического знания в жизни личности и общества. Место социологии в системе социально-экономических и гуманитарных знаний.

Раздел 2. История становления и развития социологии

Предыстория и социально-философские предпосылки возникновения социологии как науки. Основные этапы развития социологической мысли. Социологический проект О.Конта. Основы позитивизма. Классические социологические теории. Современные направления социологические теории.

Русская социологическая мысль. Возникновение социологических школ и направлений (Н. Михайловский, Н.Кареев, М.Ковалевский, Г.Плеханов). Социологическая теория П.Сорокина. Развитие социологии в современной России.

Раздел 3. Методология и методика социологического исследования

Содержание, структура и этапы социологического исследования. Виды социологических исследований. Порядок разработки программы социологического исследования. Определение цели и задач, объекта и предмета исследования. Формулировка гипотез и принципы их проверяемости. Основные этапы и процедуры исследования. Анализ данных и обобщение результатов социологического исследования.

Процессы и методы социологического исследования. Подготовка отчёта о военно-социологическом исследовании. Сущность и роль методики в социологическом исследовании. Организация проведения, использование результатов социологических исследований в практической деятельности руководителя.

Заключение Обзор изученного материала, перспективы развития учебной дисциплины. Социология как неотъемлемая часть обществознания, гуманитарного социально-экономического образования современного человека. Значение социологического знания для деятельности руководителя. Пути дальнейшего самостоятельного совершенствования социологических знаний.

 

Тема 2. Общество: типология обществ и социальные институты. Социальная стратификация и мобильность.

Раздел 1. Общество как социальная система

Понятие общества в социологии. Общество как надиндивидуальная реальность и целостная саморегулирующая система. Специфика общества как социальной системы. Его структура, функции, цели и средства. Социальные связи. Дифференциация и интеграция общества. Социальные движения. Предпосылки функционирования и воспроизводства общественного целого.

Раздел 2. Социальная структура и социальная стратификация общества

Понятие социальной структуры общества. Различные подходы к определению социальной структуры. Функционирование и воспроизводство социальной структуры как общественного целого. Классовая теория. Определение класса. Возникновение классов. Позитивные и негативные стороны классовой теории структуры общества. Основные элементы социальной структуры общества: классы, социальные группы, слои, общности.

Теория социальной стратификации. Основные критерии страта. Социальное неравенство, стратификация и социальная мобильность, культурно-исторические типы социального неравенства и стратификации. Основные категории социальной мобильности. Горизонтальная и вертикальная социальная мобильность. Роль социальной мобильности в обществе. Понятие социального статуса. Социальное неравенство. Основные проблемы стратификации российского общества.

Раздел 3. Социальные институты и социальная организация

Понятие “социальный институт”. Типы социальных институтов. Функции социальных институтов. Основные социальные институты, обеспечивающие воспроизводство социальных отношений. Общество и социальные институты. Государство как специфический социальный институт. Вооруженные силы Российской Федерации как специфический социальный институт.

Социальная организация. Структура организаций. Организация как система отношений объединяющих индивидов (групп) для достижения определённой цели. Типология организаций (трудовые, политические, общественные).

Взаимодействие с правоохранительными и контрольными органами, ветеранскими, гражданскими общественными и правозащитными организациями по вопросам противодействия коррупции.

Тема 3. Социальные группы и общности. Мировая система и процессы глобализации.

Раздел 1. Социальные группы и общности

Природа возникновения социальных общностей и социальных групп. Социальные интересы групп и общностей. Виды общностей. Класс как социальная общность. Национально-этнические общности. Общность и личность. Малые группы и коллективы Групповая динамика и особенности межличностных отношений в группах.

Актуальные проблемы социальной практики. Классификация социальных групп, групповая динамика. Особенности формальных и неформальных отношений в коллективе. Проблемы социального взаимодействия и социальных отношений в повседневной деятельности. Формы девиации. Организация работы по определению отклоняющегося поведения. Социальные отклонения и пути их минимизации. Виды, функции и структура социального контроля.

Раздел 2. Социальные процессы

Социальные изменения: сущность, причины и факторы. Социальные революции и реформы. Модернизация. Виды социальных изменений. Открытие. Изобретение. Диффузия. Культура как фактор социальных изменений. Социальные движения. Источники возникновения и развития, типы и структуры массовых социальных движений и организаций

Понятие социального прогресса. Концепция социального прогресса. Виды социального прогресса. Формирование мировой системы. Мировая система и процессы глобализации. Место России в мировом сообществе.

Тема 4. Социальное взаимодействие и массовое сознание.

Раздел 1. Общественное мнение в коллективе.

Общественное мнение как институт гражданского общества. Сущность общественного мнения. Субъект и объект общественного мнения. Функции общественного мнения, особенности их проявления в коллективе. Свойства общественного мнения.

Закономерности формирования общественного мнения в коллективе. Учёт общественного мнения в подготовке, реализации и прогнозе управленческих решений

Раздел 2. Социология управления

Сущность и содержание социального управления, управленческой деятельностью в военно-социальной сфере. Законы, принципы и функции социального управления. Структура управленческих отношений, их характеристика. Особенности управления социальными процессами в организации. Виды, средства и особенности управления в организации. Управление социальными процессами в различных условиях деятельности. Управление в условиях агрессивной среды.

Раздел 3. Социальные конфликты

Понятие социального конфликта. Функции конфликтов. Характеристика социальных конфликтов: причины, характер, длительность, напряженность, количество участников, формы и типы. Этапы развития социальных конфликтов. Источники социального напряжения и конфликтов в сфере социального взаимодействия военнослужащих, их анализ и способы разрешения. Формы регуляции социального поведения.

Механизм возникновения и разрешения социальных конфликтов. Тактика разрешения социальных конфликтов (выявление, локализация, контроль, перевод на более низкий уровень, перехват инициативы, переговоры, взаимные уступки, закрепление достигнутого равновесия сторон).

 

Тема 5 Личность и общество.

Раздел 1. Личность в социологии

Социологическое понимание личности как социально-типического в индивидах. Структура личности. Диалектика биологического и социального в человеке. Личность в системе общественных отношений. Личность как субъект социального действия и социального взаимодействия. Личность как социальный тип. Личность как деятельный субъект. Объективные и субъективные факторы, влияющие на формирование личности. Природа лидерства и функциональной ответственности.

Социализация личности. Понятие социализации. Фазы и этапы социализации. Основные формы регуляции социального поведения. Закономерности и формы регуляции социального поведения Социальные факторы и механизмы развития личности.

Раздел 2. Социология семьи

Семья как социальный институт и малая социальная группа. Функции семьи в обществе. Типы и формы семейно-брачных отношений. Тенденции и перспективы их развития.

Характер и специфика взаимосвязи семьи и трудовой деятельности. Социальные проблемы и проблемы конфликтов в семьях. Мониторинг социально-экономического и правового положения семей.

 

Тема 6. Культура, как фактор социальных изменений.

Основные этапы культурно-исторического развития общества, механизмы и формы социальных изменений в нем. Цикличность развития общества.

Культура как фактор социальных изменений. Понятие культуры. Содержание и основные элементы культуры. Функции культуры. Культура как фактор социальных изменений. Взаимодействие экономики, социальных отношений и культуры. Влияние культуры на социальные и экономические отношения. Глобализация современной культуры.


ТРЕБОВАНИЯ К ВЫПОЛНЕНИЮ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ

Студенты заочного отделения в процессе изучения дисциплины «Социо­логия» выполняют контрольную работу, которую представляют в учебную часть института не позднее, чем за 15 дней до начала сессии.

Контрольная работа является одной из форм самостоятельной учебной и научно-исследовательской работы студентов.

Подготовка и выполнение контрольной работы направлены на:

- закрепление и углубление знаний обучаемых по социологии:

- развитие и формирование у студентов навыков самостоятельного изу­чения и использования научной литературы, трудов российских и зарубежных специалистов, справочно-библиографической литературы и других источников;

- выработку умений грамотно, аргументировано и убедительно излагать материал, четко формулировать теоретические обобщения, выводы и практиче­ские рекомендации;

- выработку аргументированной собственной позиции студентов при обобщении и формулировании результатов работы;

- формирование у студентов способностей использовать полученные знания, навыки и умения в практической деятельности.

Выполнение контрольной работы включает следующие основные этапы:

- получение вопросов контрольной работы;

- планирование процесса выполнения контрольной работы;

- сбор материала для выполнения контрольной работы;

- выполнение и оформление контрольной работы;

- представление контрольной работы на проверку.

Распределение вариантов контрольной работы. Выбор варианта кон­трольной работы осуществляется в соответствии с двумя последними цифрами шифра зачетной книжки по таблице.

 

  Последняя цифра номера
Предпоследняя цифра номера

 

Планирование процесса выполнения контрольной работы. После оп­ределения вопросов контрольной работы в соответствии с конкретным вариан­том, студентам целесообразно разработать предварительный план выполнения

работы и согласовать его на консультации с преподавателем. План не следует излишне детализировать. После, изучения монографической и периодической литературы по заданным вопросам, предварительный план уточняется.

Сбор материала для выполнения контрольной работы. Отталкиваясь от предварительного плана, студенту целесообразно обратиться к библиогра­фии. Существенную помощь в ознакомлении с библиографией могут оказать библиотечные каталоги (алфавитный, систематический, предметный), библио­графические указатели (учетно-регистрационные, научно-вспомогательные, ре­комендательные, критические), справочная литература (энциклопедии, словари, предметные указатели в трудах отдельных специалистов).

Когда студент в полной мере накопил, систематизировал и изучил мате­риал по соответствующему вопросу, он приступает к выполнению контрольной работы. Внимательно перечитывая свой конспект, рекомендуется располагать материал в той последовательности, которая представляется наиболее стройной и целесообразной. Одновременно фиксируются мысли, которые студент сочтет нужным изложить в тексте работы.

Основные требования к контрольной работе. Основными требования­ми к контрольной работе являются:

- высокий теоретический уровень (использование современных дости­жений науки, исчерпывающий характер раскрытия темы, оптимальное соотно­шение теоретического и фактического материала);

- применение многообразных методов исследования;

- широкое использование различных источников (произведений отечест­венных и зарубежных специалистов, научных журналов, периодической печати и т. д.);

- критический анализ различных подходов к методам и приемам иссле­дования социально-экономических и политических процессов;

- творческий подход к выполнению контрольной работы (использование оригинальных документов, самостоятельность выводов, наличие практических рекомендаций, четкая формулировка авторской позиции по рассматриваемым проблемам);

- правильное оформление выполненной контрольной работы (последо­вательность рассмотрения вопросов, правильное оформление библиографиче­ских ссылок на источники, аккуратность исполнения и т. д.).

Контрольная работа оформляется аккуратно, с учетом требований, предъ­являемых к литературному оформлению научного труда.

Особое значение при выполнении работы имеет подбор литературы, употребление одного источника недостаточно, так как не во всех источниках содер1жатся глубокие ответы на вопросы. Поэтому необходимо использовать разнообразные источники, в том числе журналы и периодические издания.

Рассматривая проблемы, особенно носящие дискуссионный характер, не­обходимо осветить многообразие точек зрения, а также высказать и обосновать собственную позицию.

Структура и содержание контрольной работы. Контрольная работа должна состоять из следующих основных частей:

- введение;

- основная часть;

- заключение;

- список использованной литературы.

Разработка каждой составной части контрольной работы имеет свои осо­бенности.

Во введенииследует раскрыть актуальность темы, определить цель и за­дачи работы, сформулировать практическую ценность работы, определить предмет и объект исследования. Объем введения в контрольной работе: 2—3 страницы.

Содержание основной части должно точно соответствовать теме работы и полностью ее раскрывать. Здесь отражаются теоретические и практические исследования, обобщение результатов, графический материал и т. д. Цель ос­новной части контрольной работы: развернуто показать существо вопроса и умение работать с научной, справочной и учебной литературой. В этой части должен быть проведен анализ литературы по теме контрольной работы, сфор­мулирована проблема и сделаны выводы. Надо уделить внимание практической направленности контрольной работы.

Заключение должно содержать анализ материала в соответствии с целя­ми и задачами, поставленным во введении, особенно ценным является изложе­ние собственного взгляда на проанализированную проблему. Объем заключе­ния: 2—3 страницы.

Требования к оформлению контрольной работы. Контрольная работа состоит из двух вопросов, первый - реферат, второй выполняется в виде анали­за ситуации. Реферат должен иметь объем не менее 10—15 страниц печатного текста или 15—20 страниц рукописного текста, выполненного черным цветом и разборчивым почерком. Слишком большое превышение установленного объе­ма является недостатком работы, так как свидетельствует о неумении отобрать и переработать нужный материал и компактно и концентрированно изложить содержание работы. Реферат должен включать в себя в указанной последова­тельности:

- титульный лист;

- содержание;

- вступление;

- основную часть;

- заключение;

- список литературы.

Работа выполняется на белой бумаге формата А4. Текст работы выполня­ется на одной стороне листа. Каждая страница оформляется со следующими полями: левое— 25 мм, правое— 15 мм, верхнее— 20 мм, нижнее— 20 мм. Размер шрифта— 14 кегель, обычное начертание, интервал между строк— 1,5.



Все страницы нумеруются арабскими цифрами вверху по центру, по порядку от титульного листа до последнего, без пропусков и повторений.

Библиографическая ссылка оформляется в качестве подстрочного приме­чания следующим образом. В конце цитируемого текста перед точкой ставится курсор. Затем пункт меню Вставка — Ссылка — Сноски. В окне Сноскиука­зываются параметры сноски:

- внизу страницы;

- формат номера: 1,2,3;

- начать с 1;

- нумерация на каждой странице;

- применить: ко всему документу.

Далее в подстрочном примечании 10 кеглем набирается библиографиче­ское описание книги в следующем порядке:

1)фамилия и инициалы авторы (внимание: инициалы от фамилии отбиваются неразрывным пробелом);

2)заглавие (название книг);

3)место издания (город);

4)издательство (или издатель);

5)год издания;

6)страница (страницы), с которой цитируется текст.

Содержание включает наименование всех глав и параграфов с указанием номеров страниц, с которых они начинаются. Первым считается титульный лист. Введение, заключение и список литературы не нумеруются, но в перечень содержания входят также с указанием номеров страниц.

Список литературы разрабатывается в следующем порядке. Сначала в не­го вносятся издания на русском языке (по алфавиту) — книги и брошюры с ука­занием автора, полного названия работы, места и наименования издательства, года издания; затем статьи с указанием названия журнала, года и номера изда­ния. Потом указывается литература на иностранных языках в порядке латин­ского языка.

Контрольная работа сдается и регистрируется у методиста, а затем пере­дается для проверки преподавателю. Если выполненная контрольная работа со­ответствует предъявленным требованиям, то преподаватель выставляет оценку «зачтено».

 

6.3 ТЕМЫ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ

 

Вариант 1

1. Позитивистская социология О. Конта.

2. Программа социологического исследования.

Методические указания. При рассмотрении первого вопроса необходимо обратить внимание на особенности позитивистской философии и социологии. Основные вопросы, которые должны быть освещены в работе:

1. Понимание социологии Контом. Почему Конт первоначально назвал социологию «социальной физикой»?

2. Разработка Контом методов социологического исследования.

3. Социальная статика и социальная динамика. Какова, по мнению Конта,
роль семьи в обществе?

4. Стадии развития общества. Особенности позитивного мышления.

5. Понимание прогресса Контом.

6. Почему Конта считают основоположником социологии?

При рассмотрении второго вопроса необходимо осветить следующие проблемы:

1. Теоретико-методологические основы социологического исследования:
программа; методологический раздел; формулировка проблемы; определение
объекта и предмета исследования; определение целей и результатов социологи-
ческого исследования.

2. Исследовательские гипотезы, их виды.

3. Методические основы социологических исследований.

Вариант 2

1. Социология Э. Дюркгейма.

2. Наблюдение.

Методические указания. При рассмотрении первого вопроса необходимо дать объяснение тому, что теорию Дюркгейма называют «социологизмом»; рас­смотреть определение предмета и задач социологии Дюркгейма. Основные во­просы, которые необходимо рассмотреть:

1.Деление социологии: социальная морфология, социальная физиология,
общая социология.

2. Методологические принципы социологии.

3. Концепция социальной солидарности.

4. Теория социальной аномии.

5. Проблема самоубийства в работах Дюркгейма.

При рассмотрении второго вопроса необходимо раскрыть следующие по­ложения:

1. Особенности наблюдения.

2. Основные виды наблюдения в зависимости от: а) элементов контроля;
б) положения наблюдателя относительно наблюдаемого объекта; в) места орга-
низации наблюдения; г) степени регулярности наблюдения; д) степень форма-
лизации наблюдения.

3. Методика и техника проведения наблюдения.

Вариант3

1. Органическая теория общества Г. Спенсера.

2. Социологическое исследование: этапы и виды.

Методические указания. При рассмотрении первого вопроса необходимо определить суть органической теории Г. Спенсера; аналогии между живыми организмами и обществом, которые выделил социолог. Основные вопросы, ко­торые должны быть освещены в работе:

1. Основные понятия социологической теории Спенсера.

2. Социальная эволюция.

3. Классификация обществ.

4. Социальная интеграция и социальная дифференциация как выражение внутренней динамики и разнообразия форм жизнедеятельности общества.

5. Почему ряд ученых считают Спенсера основоположником структурно­го функционализма?

При рассмотрении второго вопроса необходимо рассмотреть следующие проблемы:

1. Понятие «социологическое исследование».

2. Проблема соотношения эмпирии и теории.

3. Теоретический и эмпирический уровень исследования.

4. Виды исследования по критериям: а) масштабность и сложность ре-
шаемых задач; б) носитель информации.

5. Специфические цели и задачи.

6. Организация и проведение социологического исследования.

Вариант 4

1. Г. Зиммель — основоположник «формальной» социологии.

2. Эксперимент.

Методические указания. При рассмотрении первого вопроса наибольшее внимание следует уделить рассмотрению развития взглядов Зиммеля на взаи­моотношения общества, человека и культуры. Основные вопросы, которые не­обходимо осветить в работе:

1. Задачи социологии по мнению Зиммеля.

2. Формы социальной жизни: а) социальные процессы; б) социальные ти-
пы; в) модели развития.

3. Игровые формы.

4. Основные понятия социологии Зиммеля.

5.Что такое формальная социология? Почему Зиммеля считают основоположником «формальной» социологии?

При рассмотрении второго вопроса необходимо осветить следующие по­ложения:

1. Сущность эксперимента.

2. Виды эксперимента: Ф. С. Чепин, Э. Гринвуд.

3. Методика и техника организации и проведения эксперимента.

Вариант5

1. Концепция бюрократии и типов политического господства М. Вебера.

2. Методы анализа документов.

Методические указания. При рассмотрении первого вопроса необходимо определить вклад Вебера в разработку проблем политической социологии. Ос­новные вопросы:

1. Типы легитимного господства, их характеристики.

2. Идея Вебера о плебисцитарной демократии.

3. Теория бюрократии.

При рассмотрении второго вопроса необходимо осветить следующие по­ложения:

1. История развития методов.

2. Документ. Классификация документов в зависимости от: 1) типа носи-
теля; 2) способа восприятия информации; 3) авторства; 4) мотивации создания;
5) содержания; 6) по статусу; 7) по степени персонализации; 8) по источникам
информации; 9) статистические и социологические.

3. Правила работы с документом.

4. Неформализованные (традиционные) и формализованные (контент-
анализ) методы анализа документов.

Вариант 6

1. «Понимающая» социология М. Вебера.

2. Социологическое исследование: этапы и виды.

Методические указания. При рассмотрении первого вопроса необходимо объяснить, почему теорию Вебера считают «понимающей социологией». Ос­новные вопросы, которые необходимо рассмотреть:

1. «Идеальный тип».

2. Социальное действие, его виды.

3. Рационализация.

4. Роль системы ценностей в развитии общества.

5. Социология религии.

При рассмотрении второго вопроса необходимо рассмотреть следующие проблемы:

1. Понятие «социологическое исследование».

2. Проблема соотношения эмпирии и теории.

3. Теоретический и эмпирический уровень исследования.

4. Виды исследования по критериям: а) масштабность и сложность ре-
шаемых задач; б) носитель информации.

5. Специфические цели и задачи.

6. Организация и проведение социологического исследования

Вариант 7

1. Социологическая система В. Парето.

2. Особенности и основные виды социологического наблюдения. Методические указания. При рассмотрении первого вопроса необходимо

раскрыть следующие вопросы:

1. Понимание общества как системы взаимодействия индивидов.

2. Теория элиты.

3. Логическое и нелогическое действие в теории Парето.

4. Естественные науки как образец построения социологии.

5. Теория круговорота элит. «Львы» и «лисы». «Открытые» и «закрытые» элиты.

При рассмотрении второго вопроса необходимо рассмотреть следующие проблемы:

1. Понятие «социологическое исследование».

2. Проблема соотношения эмпирии и теории.

3. Теоретический и эмпирический уровень исследования.

4. Виды исследования по критериям: а) масштабность и сложность ре-
шаемых задач; б) носитель информации.

5. Специфические цели и задачи.

6. Организация и проведение социологического исследования

Вариант 8

1. Марксистская социология.

2. Сущность и основные виды эксперимента.

Методические указания. При рассмотрении первого вопроса необходимо рассмотреть основы диалектико-материалистического понимания истории, ко­торое является основой социологии Маркса. Кроме того, необходимо раскрыть следующие вопросы:

1. Понимание Марксом и Энгельсом общества.

2. Общественно-экономические формации, особенности развития каждой
формации.

3. Революционный принцип в социологии.

4. Проблема социального конфликта и классовой борьбы в марксистской
социологии.

5. Личность как носитель общественных отношений.

6. Достоинства и недостатки марксистской теории, которые выделяют со-
циологи.

При рассмотрении второго вопроса необходимо осветить следующие по­ложения:

1. Сущность эксперимента.

2. Виды эксперимента: Ф. С. Чепин, Э. Гринвуд.

3. Методика и техника организации и проведения эксперимента.

Вариант 9

1. Теории толпы Г. Тар да и Г. Лебона.

2. Социологическое исследование.

Методические указания. При рассмотрении первого вопроса необходимо объяснить, почему Лебона и Тарда считают одними из основоположников со­циальной психологии. Основные вопросы, которые следует рассмотреть в работе:

1.Толпа, ее характеристики, особенности толпы.

2. Поведение индивида в толпе.

3.Значение идей Тарда и Лебона, их влияние на теории «массового обще-
ства», исследования массовой коммуникации и распространения инноваций.

При рассмотрении второго вопроса необходимо рассмотреть следующие проблемы:

1. Понятие «социологическое исследование».

2. Проблема соотношения эмпирии и теории.

3. Теоретический и эмпирический уровень исследования.

4. Виды исследования по критериям: а) масштабность и сложность ре-
шаемых задач; б) носитель информации.

5. Специфические цели и задачи.

6. Организация и проведение социологического исследования

Вариант 10

1. Социологическая теория П. Л. Лаврова.

2. Метод социометрического опроса.

Методические указания. При рассмотрении первого вопроса необходимо определить сущность персоналистической концепции, которая оказала большое влияние на формирование идей Лаврова. Основные вопросы, которые необхо­димо рассмотреть в работе:

1. Принципы социологии Лаврова.

2. Взаимосвязь между историей и социологией.

3. «Критическая мысль», «критические мыслящие личности».

4. Теория прогресса.

При рассмотрении второго вопроса необходимо обратить внимание на особенности социометрического метода, основоположником которого был Д. Морено: внутренняя неформальная макроструктура, положение человека в малой группе, процедуры социометрии, особенности положения социометриста при проведении исследования.

Вариант 11

1. Анархизм в России: социологические идеи М. А. Бакунина и П. А. Кро-
поткина.

2. Специфика социологического опроса и его основные виды.
Методические указания. При рассмотрении первого вопроса необходимо

выделить основные положения анархизма. Основные вопросы, которые необ­ходимо рассмотреть в работе:

1. Общество и государство.

2. Причины, по которым необходимо уничтожить государство.

3. Черты сходства и различий в теориях Бакунина и Кропоткина.

При рассмотрении второго вопроса необходимо рассмотреть следующие проблемы:

1. История опросного метода социологии.

2. Виды социологического опроса.

3. Анкетирование, его виды (почтовый, прессовый, телефонный), их дос-
тоинства и недостатки.

4. Виды вопросов.

5. Особенности организации анкетирования.

6. Интервью, его виды.

Вариант 12

1. Субъективизм в социологии (на примере теории Н. К. Михайловского).

2. Методы анализа документов.

Методические указания. При рассмотрении первого вопроса необходимо выделить особенности школы субъективизма, представителем которой являлся Михайловский. Основные вопросы, которые нужно рассмотреть в работе:

1. Формы движения материи.

2. Социальная статика.

3. Типы кооперации.

4. Поведение толпы (работа «Герой и толпа»).

При рассмотрении второго вопроса необходимо осветить следующие по­ложения:

1. История развития методов.

2. Документ. Классификация документов в зависимости от: 1) типа носи-
теля; 2) способа восприятия информации; 3) авторства; 4) мотивации создания;
5) содержания; 6) по статусу; 7) по степени персонализации; 8) по источникам
информации; 9) статистические и социологические.

3. Правила работы с документом.

4. Неформализованные (традиционные) и формализованные (контент-
анализ) методы анализа документов.

Вариант 13

1. Социологический позитивизм П. А. Сорокина.

2. Программа социологического исследования.

Методические указания. При рассмотрении первого вопроса необходимо выделить основные периоды деятельности П. А. Сорокина, основные проблемы изучения на каждом этапе его деятельности. Основные вопросы, которые нуж­но рассмотреть в работе:

1. Социальная стратификация в работах Сорокина.

2. Социальная мобильность.

3. Рассмотрение проблем культуры в трудах Сорокина.

4. Значение идей Сорокина.

При рассмотрении второго вопроса необходимо осветить следующие проблемы:

1.Теоретико-методологические основы социологического исследования:
программа; методологический раздел; формулировка проблемы; определение
объекта и предмета исследования; определение целей и результатов социологи-
ческого исследования.

2. Исследовательские гипотезы, их виды.

3. Методические основы социологических исследований.

Вариант 14

1. Генетическая социология в России: теория М. М. Ковалевского.

2. Наблюдение.

Методические указания. При рассмотрении первого вопроса необходимо объяснить, что такое «генетическая социология», назвать наиболее известных ее представителей. Основные вопросы, которые нужно рассмотреть в работе:

1. Метод социологии.

2. Критерий выделения сходных групп.

3. Анализ социальных явлений.

4. Эволюция общественных институтов.

5. Общественный прогресс.

6. Вклад Ковалевского в становлении социологии как академической науки. При рассмотрении второго вопроса необходимо раскрыть следующие по­ложения:

1. Особенности наблюдения.

2. Основные виды наблюдения в зависимости от: а) элементов контроля;
б) положения наблюдателя относительно наблюдаемого объекта; в) места орга-
низации наблюдения; г) степени регулярности наблюдения; д) степень форма-
лизации наблюдения.

3. Методика и техника проведения наблюдения

Вариант 15

1. Структурный функционализм. Т. Парсонс.

2. Социологическое исследование: этапы и виды.

Методические указания. При рассмотрении первого вопроса необходимо определить особенности структурного функционализма. Основные вопросы, которые необходимо рассмотреть в работе:

1. Теория действия: действующее лицо (актор), ситуативное окружение.

2. Пять «типовых переменных действия».

3. Культурная система.

4. Социальная система, ее элементы.

5. Системные потребности.

При рассмотрении второго вопроса необходимо рассмотреть следующие проблемы:

1. Понятие «социологическое исследование».





©2015-2017 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.

Обратная связь

ТОП 5 активных страниц!