Музыка: «Мурзилки International», пародия на песню «Любэ» «Мы с конём»




ПРОБЛЕМА ЕГЭ

(Выпуск психологической программы «Серебряные нити»
на «Радио России», эфир от 18.06.2014)

Ведущий Александр Геннадиевич Данилин: Доброй ночи. Хоть тема у нас совсем другая, мне хочется начать передачу со слов памяти нашим коллегам-журналистам, погибшим на Украине вчера, и сказать слова поддержки их семьям, близким… Ребята, мы вас будем помнить – обязательно, всех. И хоть тема у нашей программы совсем другая, уж простите меня, что я начинаю с этих слов.

Тем более, что тема тоже не самая весёлая, потому что... начало июня, точнее говоря, период сдачи школьниками Единого государственного экзамена, стал на протяжении уже нескольких лет периодом вспышки самоубийств среди выпускников школ. Ну другой вопрос, что никто не может точно связать это с Единым государственным экзаменом, поскольку и записки, и многое другое появляется редко. Ну по крайней мере уже два случая самоубийств известно в этом году. 29 мая в Волгоградской области повесился в лесу подросток, который незадолго до самоубийства позвонил другу и сказал, что, по его мнению, плохо справился с заданиями и не смог воспользоваться шпаргалкой. Друг побежал на указанное место, но было уже поздно…

Я сейчас даже не хочу погружаться в подробности конкретных происшествий. Мы с вами, дорогие радиослушатели, никогда не говорили о ЕГЭ. О психологических следствиях Единого государственного экзамена, введённого в России. Хотя, в общем, говорить об этом нужно и нужно говорить обязательно. И конечно, меня очень интересует мнение в первую очередь учителей и родителей на тему о том… не слишком ли это? Ну не перебор ли? В этом году условия сдачи ЕГЭ ужесточились, как вы знаете. Помимо того, что за сдачей выпускных экзаменов следит целая комиссия из независимых наблюдателей, федеральных инспекторов, в классах и коридорах установлены видеокамеры, на входе в учреждения - металлоискатели, кое-где учеников чуть ли не обыскивают, строят в единую линейку… В общем, конечно, жёсткость этого экзамена повысилась очень резко. А что делать? Потому что, как вы знаете, огромное количество детей, которые в прошлом году сдавали на сто баллов экзамены по ЕГЭ, как выяснилось, совершенно не выдерживают самой элементарной программы вузов. То есть, в общем, эти ученики не имели прочных знаний в объёме средней школы.

Так вот. Как вы относитесь к ЕГЭ? Как вы относитесь к реакции детей на ЕГЭ? И вообще, отличается ли как-нибудь ЕГЭ от привычной нам системы экзаменов? Может быть, действительно нам стоит вернуться к привычной советской экзаменационной системе? Или всё-таки ЕГЭ действительно даёт шансы талантливым детям поступить в те вузы, в которые они хотят? Вопросы спорные, на них нет никаких однозначных ответов. И поэтому я бы хотел услышать мнение тех радиослушателей, которые не смотрят футбол)). Единый государственный экзамен, его психологическая роль и следствия в нашей жизни – тема сегодняшней программы. Наш сайт – www.serebniti.ru

А музыка… ну что ж музыка… музыка – разумеется, народные песни о Едином государственном экзамене.

Музыка: «Мурзилки International», пародия на песню «Любэ» «Мы с конём»

В школу с пятаком в сапоге

Я пойду на сдачу ЕГЕ.

Люди говорят, чтобы сдать ЕГЕ,

Обязателен пятак в сапоге.

В школе на ЕГЕ – благодать:

Велено мобильники сдавать.

Без мобилы же… Боже, помоги

Мне ответить на вопросы ЕГИ.

Сяду я ЕГУ отвечать,

Только знать бы мне, с чего начать.

Ставлю наугад, с чистого листа,

Голова моя, известно, пуста.

Очень всем удобна ЕГА.

Но никто не сдал ведь ни фига.

Может быть, ЕГУ впору отменять

И экзамен по старинке сдавать?

Может быть, ЕГУ впору отменять?..

……………………

Я влюблён в тебя, Россия, влюблён.

Ой, ребята… Хороша Россия-матушка….

А.Г.: Вот Михаил Виноградов, руководитель правовой психологической службы помощи в экстренных ситуациях, утверждает: «Введение Единого государственного экзамена – это жёсткий эксперимент, который обошёлся стране в десятки жизней». Говорить об этом жутко. Может быть, всё-таки действительно, то, как мы «закручиваем гайки», как мы проводим Единый государственный экзамен - это явный и откровенный перебор?

Здравствуйте, Владимир.

Владимир: Здравствуйте. Я хочу высказать свою точку зрения по поводу ЕГЭ…

А.Г.: Повторите, пожалуйста, что-то связь у нас, видимо, потерялась.

Владимир: Слышно меня?

А.Г.: Да-да. Просто говорите, и всё, Владимир.

Владимир: Особенно меня беспокоит такой предмет, как литература. Наша великая русская литература, получается, обезличивается вот этим экзаменом. Я не понимаю, это… Ведь литература наша учит людей высказывать своё мнение и изъясняться на великом русском языке. Подчёркивать индивидуальность, личность. Этому она всему учит. У нас огромное духовное богатство. Но по сути, вот такое вот тестирование по литературе – это просто удар по русской культуре. Я именно так считаю. Допустим, тесты по математике – возможно, это замечательно. Но по таким предметам, как литература, это просто даже опасно. Мы теряем свою духовность, свою индивидуальность, своё богатство духовное.

А.Г.: Спасибо, Владимир. Я вот что хочу спросить. Хорошо, а обычный школьный экзамен по литературе, который сдавали мы - он лучше? Ну как бы… он каким-то образом честнее? Ведь он же очень зависит от субъективности учителя, и даже хорошего учителя. В том случае если вы недостаточно зазубрили всю ту самую великую русскую литературу, то… экзамена вам не сдать. Единственное, что на экзамене лучше (или хуже? не знаю) - это та самая субъективность. Ну можно «построить глазки», кто-то учителю нравится, кто-то нет, учитель тоже человек. Экзаменатор в вузе или в школе – тоже человек. А вот тестирование – оно чуть более объективно.

Но, кстати говоря, даже с тестированием по русской литературе у нас просто провал.
Поскольку 60 баллов, да, считаются проходными. А с русским языком, знаете, вообще катастрофа! Потому что порог удовлетворительной оценки Единого госэкзамена по русскому языку снижен с 36 до 24 баллов. Знаете, что такое 24 балла? Это не ДВА. Это КОЛ!

Владимир: Да.

А.Г.: И поэтому в вузы (ну пусть не в самые престижные) придут люди, вообще не знающие русского языка, как они его не знали бы, даже если бы сдавали обычные экзамены. Поэтому мне всё время кажется, что корень проблемы в чём-то другом. Ну вот в песне ясно предлагается: люди, давайте вернёмся к экзаменам. Ну к тихому «договору» с учителем. Который всегда нищий (я уж не буду вдаваться в детали, чтоб не обижать учителей). Но его всегда можно «уболтать». Правда? Мы этим много пользовались и в школах, и в вузах.

Владимир: Разрешите, я добавлю как раз по этому поводу.

А.Г.: Да-да.

Владимир: По поводу «уболтать». Во всяком случае, на устном экзамене по литературе, который я сдавал, например, будучи выпускником школы, так или иначе я мог высказать своё мнение по поводу любого литературного героя и отстаивать свою точку зрения.

А.Г.: Нууу, это если… Вы знаете, честно, Владимир, ну ей-богу, вот…

Владимир: А здесь, получается, мы лишены альтернативы. Более того. Вот что происходит. У меня ребёнок в школе учится. Их натаскивают на ЕГЭ. И не скрывая этого, говорят, что «мы готовимся к ЕГЭ», что это самое главное, как что-то невероятное - ЕГЭ! Я говорю ребёнку, что нужно, собственно, получать знания, а ЕГЭ мы сдадим, ничего там такого нет, что будет то и будет, ничего страшного. Но идёт, по сути, нагнетание вот этих страстей.

Более того. В чём особенность ЕГЭ. Я сам, имея образование юридическое, просматривал ЕГЭ по обществоведению, по обществознанию. Это было несколько лет назад. Явные были ошибки и вопросы, где есть двоякое толкование. Что вообще ставит под удар… Знающий человек может ответить правильно…

А.Г.: …да ещё и восемью разными способами!..

Владимир: …но машина его ответ засчитает как неправильный. Большая проблема в этом. А литература (разрешите, я закончу) – у меня ТРИ в аттестате по литературе, и я горжусь этой «тройкой»…

А.Г.: …«выбитой»!..

Владимир: …потому что в своё время у меня был целый скандал на экзамене. Но я отстаивал свою точку зрения, потому что я считал, что сочинение я написал правильно. Мне поставили ТРИ за содержание: не соответствовало оно курсу политическому в государстве…

А.Г.: Воооот!

Владимир: …а моё видение было, вот как я видел, что Павел Власов и Семён Давыдов должны были сначала…

А.Г.: Спасибо большое, Владимир. Я просто не могу, к сожалению, оставлять эфир для деталей. Я хочу сказать следующее. Мы, конечно, склонны романтизировать свою юность. Но всё-таки в советской школе тоже нужно было либо зубрить, либо вот за эту самую свою точку зрения … бывало очень по-разному. Но своя точка зрения в отношении русской литературы точно не приветствовалась. Это уже такая, знаете, романтизация собственной юности. Меня чуть не отчислили из школы – я всегда вспоминаю – за сочинение «Романы Ильи Ильфа и Евгения Петрова “Двенадцать стульев” и “Золотой телёнок“ как энциклопедия русской жизни». Ну в общем… тоже не стану уходить в подробности. Но к сожалению, говорить о том, что вот те экзамены были объективны, ну конечно, нельзя ни в коем случае.

Здравствуйте, Ольга.

Ольга: Здравствуйте, Александр Геннадиевич.

А.Г.: Вы наш главный эксперт по педагогической психологии из города Воронежа.

Ольга: Да.))

А.Г.: Скажите нам, что происходит?

Ольга: Что происходит с ЕГЭ? Что происходит в ЕГЭ? Что происходит с детьми? Или что происходит вообще? Что именно?

А.Г.: Лучше всего, что происходит вообще. Потому что если с общего начинать, то вся картина будет ясна. Но мы сегодня про ЕГЭ всё-таки.

Ольга: Ну в общем, с моей точки зрения, массовое падение интеллекта происходит из-за сдачи ЕГЭ.

А.Г.: Почему? Из-за тупости вопросов? Неправильно составленных опросников?

Ольга: Нет, я бы поспорила здесь по поводу «тупости вопросов». Когда ЕГЭ начинался, вопросы были очень сложные. Уровень ЕГЭ 2006-2007 года – достаточно приличный, вопросы там отнюдь не тупые были. Что происходит сейчас? Они упрощены до предела, эти вопросы. И при этом планку они в этом году, как вы уже сказали, снизили, и достаточно намного снизили.

А.Г.: До безобразия снизили на самом деле!

Ольга: Да, до безобразия, совершенно верно. Потому что знаете, кто в этом разбирается, говорит о том, что… грубо говоря, 2+2 прибавил – молодец! Мы уже тут шутим с коллегами: фамилию свою правильно написал – молодец, прошёл. Крестик поставил в нужном месте – молодец, прошёл. А что происходит? ЕГЭ сужает область достаточных знаний. То есть человек получает ограниченный набор того, что он должен сделать. Мышление сужается до предела. То есть его тоннель сознания, он «от сих до сих». Поэтому он ни шаг влево, ни шаг вправо сделать не может, а делает по шаблону. И так целый год ребёнок учится по шаблону решать эти задания.

А.Г.: Вот Оль, можно я с вами чуть-чуть поспорю.

Ольга: Да. Да.

А.Г.: Потому что на самом деле я убеждён, что тут мы сталкиваемся с тем самым феноменом, который и обсуждали уже, и я хочу его дальше обсуждать. Очень важный в жизни феномен, и понимать его нужно, который называется расщепление.

В действительности вся проблема, на мой взгляд, в том, что современные школьники (ну я же отец современного школьника, тоже не самого лучшего ученика, должен признаться к стыду своему)… Но хочу сказать следующее. Хочу сказать, что это отнюдь не глупые дети.

Ольга: Отнюдь!

А.Г.: Просто проблема в том, что те знания, которые им… очень точное слово Владимир употребил… с помощью которых их натаскивают в школе – эти знания ими воспринимаются как некая «нашлёпка» такая. Бóльшую часть этих знаний можно получить в интернете, нажав одну кнопку. А думать их никто и не учит. Их учат присваивать информацию. А так как эта информация не имеет никакого отношения к их жизни, к их интересам, то она получается абсолютно искусственной «нашлёпкой».

Ольга: То есть она не усваивается, да, она не ассимилируется, получается.

А.Г.: Вот знаете, у нас очень много говорят… Вот я процитирую одну из дискуссий, которая шла по телевидению по поводу ЕГЭ:

«Высшие учебные заведения просто за голову хватаются, когда приходят выпускники, имеющие сто баллов, но не имеющие фундаментальных прочных знаний».

Вот мы, по-моему, перестали понимать, и что такое фундаментальные знания, и что такое прочные знания. Потому что Эйнштейн, который тоже был плохим учеником в школе, говорил: «Зачем мне это помнить? Я это могу в справочнике посмотреть». А современный школьник скажет, как Эйнштейн: «Зачем мне это помнить? Я это могу в интернете посмотреть за две секунды. Только дайте мне вот мобилу». И таким образом получается одна очень интересная вещь. Дело в том, что вообще на самом деле учителям это тоже очень выгодно. Потому что натаскивание на ЕГЭ – это НЕ есть обучение. Это вообще самое простое, что может быть. Вот в чём проблема. Есть набор вопросов приблизительно понятной степени сложности…

Ольга: Так я тоже об этом, да.

А.Г.: …и мы натаскиваем! Но только…

Ольга: Мы повторяем. Повторяем. Целый год мы повторяем. Я же знаю эту технологию.

А.Г.: Мы не целый год повторяем. Мы повторяем… сегодня – год за годом с первого класса.

Ольга: А вы, наверное, в курсе - ЕГЭ вводится с начальной школы.

А.Г.: Ну да. Да.

Ольга: С четвёртого класса каждый год они сдают модифицированный ЕГЭ – он так не называется, но он по факту этим является. И что делает учитель? Он знает эту тестовую систему, и он даёт знания в расчёте на то, чтобы ребёнок вот именно эти тесты сделал. Так вот мы об этом всё время в передаче-то в нашей говорим. Что умение думать, самостоятельно размышлять, искать варианты решения – эта система не про это, совсем.

А.Г.: А я вам больше скажу…

Ольга: Эта система чётко ориентирована: вот бланк, вот задания, ты пришёл, сделал, получил свой результат.

А.Г.: Оль, можно я вас перебью на этом месте…

Ольга: Да.

А.Г.: Я знаете чего хочу сказать. Вот если задуматься… с моей точки зрения. Ну если не считать ажиотажа, слежки, полиции, обыска учеников и учителей… в общем, до позора доходит. В школе не должно быть позора, я в этом совершенно убеждён. Но если не считать этого, то ЕГЭ-то – система вполне себе полезная. При одном условии. Если вот ну по крайней мере до десятого класса ученик учится творчески. Он учится думать, у него есть индивидуальный подход к образованию. Он учится сопоставлять информацию. И вот если его образование соответствует тому, что мы называем «активной педагогикой», «активной социально-психологической педагогикой», если его голова научилась думать, то, как ни странно, ни суицидов не будет из-за ЕГЭ, и сам ЕГЭ будет проходить абсолютно нормально и спокойно. Потому что если мы научим ребёнка думать с первого класса… Не зубрить, не натаскиваться, а сопоставлять информацию, мыслить творчески, то ему будет легче заполнить эту простую анкету, которой является ЕГЭ.
И более того. Не будет никаких проблем особых. Ну всё равно, конечно, будут какие-то срывы по той простой причине, что любой экзамен – это нагрузка стрессовая. А мы, кстати говоря, не учим детей справляться со стрессами, мы детей от них защищаем всё время, от этих самых стрессов, стараясь вырастить ребёнка в тепличных условиях – такова отечественная традиция воспитания. ЕГЭ – это стресс, несомненно. Дистресс, как сказал бы Селье. А проблема-то в том, что такая система экзаменационная возможна только при творческом подходе к обучению с первого класса. И вот тогда, если бы такое было, ЕГЭ бы всех устраивал.

Ольга:))))))) Я прошу прощения за мой иронический смех.

А.Г.: Да, понимаете, проблема-то в том, что ЕГЭ сегодня рушит всю пирамиду назад. То есть мы его начинаем с первого класса. И… учителю не надо думать, как сделать так, чтобы ученик психологически разгрузился, научился думать творчески, научился думать легко, получал удовольствие… Ведь когда звонил Владимир, я не успел сказать, но я всё время пытаюсь сказать следующее. Ведь научить ребёнка любить книгу – это задача школы (и семьи, конечно, тоже). И это возможно сделать, для этого существуют свои педагогические приёмы.

Ольга: Конечно.

А.Г.: А если мы этого не хотим, то откуда возьмётся знание великой русской литературы? Из ЕГЭ оно взяться не может! ЕГЭ может его только проверить более или менее удовлетворительно. И мы можем спорить – знаете, как об объективности экзаменатора: мы же тоже можем спорить, претензии подавать; в вузе, скажем, сегодня сколько хотите кляуз.

Проблема заключается в том, что для того, чтобы знания были прочными, мы должны ребёнка учить мыслить. И тогда ЕГЭ становится нормальным. А если школа состоит из одного ЕГЭ – это отупение. Потому что это производит расщепление: я и мои интересы - вот здесь (Вконтакте, например, или даже в спортивной секции) – а знания, они существуют совершенно отдельно от меня как ненужный хлам, мусор в голове, который нужен, чтобы сдать это ЕГЭ и выкинуть.

Понимаете, всё зависит не от ЕГЭ, а от самой системы школьного образования, как мне кажется, Оль, простите меня за эмоциональный накал.

Ольга: Ну… нет, очень даже кстати… Я говорю, я побывала во всех ролях в этом ЕГЭ: и как мама того, кто сдавал (дочь сдавала), и как тот человек, который семь лет в аудитории находился с детьми (организатор ЕГЭ это называется), и как тот человек, который их сопровождал год последний обучения и подготовки к ЕГЭ. Я видела эту ситуацию со всех сторон. Понятно, почему это возникает. И хотела перебить-то вас только с той точки зрения, что вся система современного школьного обучения внешне выглядит как новая в том плане, что у нас новые федеральные стандарты, которые говорят о том, что мы должны учить их творчески мыслить. Но мы-то говорим одно, делаем другое, а думаем вообще третье!

А.Г.: Конечно. И самое главное…

Ольга: И тогда у нас не получается ни по уму, ни по сердцу, у нас получается…

А.Г.: …по ЕГЭ!..

Ольга: …расщепление у нас получается, как вы уже и сказали. Жизнь - отдельно, такая, какая она есть, а жизнь – она творческая, она гибкая, она меняется, она заставляет человека постоянно изобретать новые решения. А ЕГЭ – стабильное, из класса в класс, одно и то же, одно и то же…

А.Г.: Спасибо вам огромное. Я хотел сказал только одно, вернувшись к одной-единственной мысли. Ни прочных, ни фундаментальных знаний сплошным ЕГЭ с первого класса добиться невозможно. Потому что прочные знания и даже фундаментальные знания – это знания, которые человеку интересны и нужны. И никаких других прочных и фундаментальных знаний, уверяю вас, не бывает! Потому что все остальные «прочные» и «фундаментальные» знания, любыми молотками вбитые нам в голову, мы забываем, как только выходим за порог экзамена. Да, знаете, когда студенты физически чувствуют, как вытекают эти знания из нас.

Ну вот. Есть у нас ещё и молитва Единому госэкзамену.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-21 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: