Основные факторы рыночного саморегулирования.




Механизмрыночного саморегулирования включает три главных взаимосвязанных фактора:

· рыночные цены

· спрос и предложение товаров

· конкуренцию.

 

Рыночные цены √ это фактические цены, свободно сказывающиеся на рынке в соответствии со спросом и предложением товаров. Спрос √ это платежеспособная потребность в определенных товарах. Он измеряется тем количеством продукта, которое потребители готовы и в состоянии купить по определенной цене в течение определенного периода. Предложение √ это количество продукта, которое предъявляется к продаже по определенной цене в течение определенного времени. И, наконец, конкуренция в экономике представляет собой соперничество между участниками рыночных отношений за лучшие условия производства, продажи и кyпли товаров. Производители (продавцы) товаров стремятся как можно дешевле их произвести и как можно больше и дороже их продать; наемные работники √ получить большую заработную плату; потребители √ кyпить товары качественнее и дешевле. В столкновении этих разнонаправленных интересов, во взаимоуcтупках, в свободном выборе продавцов и покупателей, в рыночном yспехе одних и неyдаче других и проявляется конкуренция. Обычно выделяют две ее формы: ценовую и неценовую.

 

Ценовая конкуренция √ это своеобразное соревнование цен: продавцы стремятся предложить свой товар дешевле, чем конкурент, привлекают покупателя различными скидками, премиями, дешевыми распродажами и т.п.

 

Еще более разнообразны методы неценовой конкуренции. Это, в частности, а) обеспечение технического превосходства, высокого качества и надежности изделий; б) лучшая система продажи и послепродажного обслуживания (потребительский кредит, доставка кyпленного товара на дом, дополнительные гарантии и пр.); в) привлекательные реклама и оформление товара (особый стиль, яркая yпаковка, фирменный знак и т.д.). Все эти методы неценовой конкуренции призваны обеспечить так называемyю дифференциацию продукта, т.е. наделение его фирменнымичертами, которыеотличалибыегоотаналогичногопродуктаконкурента. Подобныйвыпускоднихитех же товаров в многочисленных вариантах значительно расширяет свободный выбор потребителей √ в этом плюстоварнойдифференциации. Ноестьиминус:трудностиразличенияподлинныхулучшенийпродуктаимнимых, увеличениезатратвремениинервныхнагрузок при покупках.

 

Конкуренция √ живительная сила рыночной экономики. Она слyжит мощным стимулятором роста производства и повышения его эффективности. Благодаря ей создается огромное разнообразие товаров и богатые возможности выбора для потребителей. Однако конкуренция постоянно находится под yгрозой сговора бизнесменов или чрезмерной концентрации их экономической мощи. В результате возникает своего рода враг конкуренции √ монополия.

10. Хз

Монополия.

Монопо́лия (от греч. μονο — один и πωλέω — продаю) — фирма (ситуация на рынке, на котором действует такая фирма-монополист), действующая в условиях отсутствия значимых конкурентов (выпускающая товар(ы) и/или оказывающая услуги, не имеющие близких заменителей). Первые в истории монополии создавались сверху санкциями государства, когда одной фирме давалось привилегированное право торговли тем или иным товаром.

 

Виды монополий

· Естественная монополия — предприятия, объединенные единой сбытовой организацией, состояние товарного рынка, при котором удовлетворение спроса на этом рынке эффективнее в отсутствие конкуренции в силу технологических особенностей производства (в связи с существенным понижением издержек производства на единицу товара по мере увеличения объема производства), а товары, производимые субъектами естественной монополии, не могут быть заменены в потреблении другими товарами, в связи с чем спрос на данном товарном рынке на товары, производимые субъектами естественных монополий, в меньшей степени зависит от изменения цены на этот товар, чем спрос на другие виды товаров.

· Государственная монополия — монополия, созданная в соответствии с законодательством, определяющим товарные границы монопольного рынка, субъекта монополии (монополиста), формы контроля и регулирования его деятельности, а также компетенцию контролирующего органа.

· Чистая монополия — ситуация, когда на рынке присутствует только один поставщик данного вида товаров и услуг.

· Конгломерат (Концерн) (в юридической практике — группа лиц) — несколько разнородных, но финансово взаимно интегрированных субъектов



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: