Разработать рекомендации специалисту по социальной работе в решении проблем одиночества пожилых людей.




Кафедра социальной работы

 

 

«Технология социальной профилактики одиночества пожилых людей»

 

Выполнил:

студент гр СР-41

Иванов Александр

Проверил:

Ст. преподаватель

кафедры социальной работы

Певнев Михаил Сергеевич

 

Волгоград 2011 г

Пояснительная записка

Постоянное возрастание доли пожилых во всём мире становится серьёзной социально-демографической тенденцией большинства развитых стран.

Данный процесс обусловлен двумя причинами:

В системе здравоохранения, взяты под контроль ряды опасных заболеваний, повышение уровня и качества жизни. Ведут к увеличению средней ожидаемой продолжительности жизни людей.

Процесс устойчивого снижения рождаемости, ниже уровня простого замещения поколений, уменьшения числа детей, рождённых одной женщиной, за весь её репродуктивный период. Это приводит к тому, что уровень естественной смертности в нашей стране превысил уровень рождаемости. На смену каждому поколению приходит следующее поколение меньшей численности; доля детей и подростков в обществе неуклонно снижается, что вызывает соответствующий рост доли лиц старшего возраста.

И поэтому одиночество среди лиц пенсионного возраста становится широко распространенным явлением так как в самом общем приближении связано с переживанием человека его оторванности от сообщества людей, семьи, исторической реальности, гармоничного природного мироздания. Но это не означает, что пожилые люди, живущие в одиночку, все испытывают одиночество. Можно быть одиноким и в толпе и в кругу семьи, хотя одиночество среди пожилых людей и может быть связано с уменьшением числа социальных контактов с друзьями и детьми.

Социальные проблемы пожилых людей условно можно поделить на пять групп:

· социально-медицинские;

· жилищные;

· социально-экономические;

· социально-бытовые;

· одиночество.

Социально - медицинские проблемы престарелых, пожилых, старых, прежде всего, делятся на сугубо социальные и сугубо медицинские. Но это деление не по существу, а по форме. Обе проблемы возникли на заре цивилизации и культуры. Само положение пожилого человека не только в обществе, а в жизни таково, что отличает его по существу от всех других возрастных групп, и в зависимости от того, как данное конкретное общество относится к старости, определяются и решаются соответствующие социально - медицинские проблемы.

Социально - экономические проблемы пожилых людей заключаются в слишком маленькой пенсии. Они не могут себе позволить купить то, что хотят. Пожилые люди чувствуют себя изолированными от общества. Потому, что некоторые пожилые люди хотят работать, чтобы улучшить своё материальное положение, но их ни на какой работе «не жалуют». И поэтому им приходится идти работать дворниками или уборщиками, где мизерная зарплата. И поэтому они чувствуют себя отчуждёнными, брошенными обществом. От этого появляется у пожилых людей злость на всё общество.

Социально - бытовые проблемы пожилых людей связаны с социально - медицинскими проблемами. То есть пожилые люди стареют и здоровье ухудшается с каждым днём. И поэтому им трудно самих себя обслуживать, если рядом нет близких родственников или не помогают соседи.

Одиночество считается самой важной проблемой пожилых людей. В XX веке проблема одиночества получила небывалый статус: в ней увидели один из вечных, роковых источников трагической безнадёжности существования человека.

Работа с пожилыми людьми социальной сферы обусловлена следующими обстоятельствами:

· во-первых, возрастанием в современных условиях роли учреждений социального обслуживания по организации социальной поддержки пожилых людей;

· во-вторых, специалист по социальной работе - это человек, который непосредственно контактирует с клиентом, он знает его проблемы и пытается ему помочь;

· в-третьих, необходимость выявления пожилых людей, опознавание их проблем и применение наиболее эффективных способов по их устранению.

Объект технологии: одиночество пожилых людей.

Предмет технологии: профилактика одиночества пожилых людей с помощью социальных технологий.

Цель: выявление социальной проблемы одиночества пожилых людей, а также определение роли специалиста по социальной работе в выявлении социальных проблем пожилых людей и в определении основных подходов решения проблем данной группы населения.

Достижение этой цели предусматривает следующие задачи:

1. Выявить сущностные характеристики пожилых людей, как социальной группы;

2. Определить основные социальные проблемы пожилых людей;

3. Изучить проблемы общения как одного из факторов одиночества людей пожилого возраста;

4. Подобрать оптимальные методы и формы социальной работы по преодолению социальной проблемы одиночества пожилых людей;

Разработать рекомендации специалисту по социальной работе в решении проблем одиночества пожилых людей.

 

 

Этапы проведения социальной профилактики одиночества пожилых людей.

I. Подготовительный этап.

Включает в себя предварительное ознакомление с объектом, которое предполагает получение достоверного представления о предмете изучения, определение его сильных и слабых сторон, возможных направлений изменения и совершенствования. То есть данный этап работы является базовым, так как именно на этом этапе происходит изучение объекта, знакомство с ним, определение его проблем и подбор предварительных методов и форм помощи.

 

II. Основной этап.

Постановка задач, выделение состава ситуаций, определение эталонных (нормативных) параметров ситуаций, выбор методов профилактики. Когда произошла знакомство с клиентом, определена цель исследования, то тут необходимо поставить задачи и подобрать соответствующие профилактические методики типичных форм для профилактики одиночества среди пожилых людей.

III. Заключительный этап.

Анализ всех необходимых показателей, определение социального диагноза; построение выводов, на основе которых делается заключение. Составление рекомендаций социальному работнику в решении проблем одиночества пожилых людей. На заключительном этапе технологии проводятся специальные методики для профилактики одиночества среди пожилых людей.

 

Список использованной литературы:

1. Холостова Е. И. Социальная работа с пожилыми людьми: Учебное пособие. - 2 - изд. - М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко», 2003.

2. Социальная работа/Под общ. ред. В.И. Курбатова. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2003.

3. Яцемирская Р. С., Беленькая И. Г. Социальная геронтология: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003.

4. Социальная работа: теория и практика: Учеб. пособие / отв. ред. д. и. н., проф. Е. И. Холостова, д. и. н., проф. А. С. Сорвина. - М.: ИНФРА - М, 2002. - (Серия «Высшее образование»).

5. Полач Д. Социальные проблемы с конструкционистской точки зрения / Средства массовой коммуникации и социальные проблемы: Хрестоматия. Казань: Изд-во Каз. ун-та, 2000.

6. Блумер Г. Социальные проблемы как коллективное поведение / Контексты современности-II: Хрестоматия. Сост. и общ. ред. С.А. Ерофеева. Казань: Изд-во Каз. унта, 2001.

7. Бест Дж. Конструкционистский подход к исследованию социальных проблем / Контексты современности-II: Хрестоматия. Сост. и общ. ред. С.А. Ерофеева. Казань: Изд-во Каз. ун-та, 2001.

8. Черносвитов Е. В. Социальная медицина Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000.

9. Холостова Е. И., Дементьева Н. Ф. Социальная реабилитация: Учебное пособие. - М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2002.

10. Технологии социальной работы: Учебник /Под общ. ред. проф. Е. И. Холостовой. - М.: ИНФРА - М, 2004. - 400 с. - (Высшее образование).

11. Холостова Е. И. Пожилой человек в обществе. М., 1999.

 

 

Словарь терминов

Пожилые люди – женщины и мужчины, как правило, отошедшие от активного участия в трудовой деятельности или достигшие пенсионного возраста, чаще и то и другое. Термин «пожилые люди» можно заменить другими, в частности «третий возраст».

voluntary.ru Словарь справочник по социальной работе. – 2010

 

Одиночество - это тягостное ощущение увеличивающегося разрыва с окружающими, боязнь последствий одинокого образа жизни, тяжёлое переживание, связанное с утратой существенных жизненных ценностей или близких людей, постоянной ощущение покинутости, бесполезности и ненужности собственного существования.

Одиночество - это социальное состояние, которое отражает психофизический статус человека, затрудняя ему завязывание новых и поддержание старых контактов и связей. Оно может быть обусловлено различными причинами как психического, так и социально - экономического характера.

 

 

Анкета, направленная на выявление степени одиночества пожилых людей.

Вопрос 1. Относите ли вы себя к пожилым людям?

Затрудняюсь ответить    
Да
Нет
Другое

Вопрос 2.Как вы считаете, какие проблемы возникают у пожилых людей?

Проблемы со здоровьем
Материальные
Психологические
Одиночество
Другое

Вопрос 3. Какие из этих проблем больше всего тревожат Вас?

Здоровье  
Одиночество  
Психологические  
Материальные  

Вопрос 4. Как вы пытаетесь решить эти проблемы?

Самостоятельно  
Обращаюсь к соседям  
Обращаюсь к близким родственникам  
Обращаюсь к социальному работнику  

Вопрос 5. Чувствуете ли вы себя одиноким человеком?

Нет  
Да  
Затрудняюсь ответить  
Другое (редко)
       
         

Вопрос 6. Боитесь ли вы одиночества? Если да, то почему?

Боюсь, потому что совсем одна
Боюсь, даже поговорить не с кем
Да, страшно умереть в одиночестве
Когда заболеешь, страшно лежать одной
Боюсь, что жена умрёт раньше меня

Вопрос 7. Как вы проводите своё свободное время?

Общаюсь с соседями
Читаю
Смотрю телевизор
Ухаживаю за растениями

Вопрос 8. Какие из событий в мире и в нашей стране интересуют вас в большей степени?

Политика
Экономика
Культура
Другое (смотрю сериалы)

Вопрос 9. Что вам необходимо для активной жизни?

Найти интересное занятие  
Внимание окружающих  
Здоровье, физические силы  

Вопрос 10. Помогает ли вам не испытывать одиночество общение с социальными работниками?

Да  
Нет  
Затрудняюсь ответить  

Вопрос 11. Если помогает, то в чём это проявляется?

 

Поговорит и на душе легче становится

Испытываю радость при общении

Узнаю что-то новое, интересное

Есть с кем поделиться бедами, проблемами

Всегда выслушает, успокоит, помогают в трудную минуту

Люблю поговорить о прошлом, а социальный работник всегда выслушает

Жду с нетерпением дня, когда придёт социальный работник

 

Вопрос 1. Относите ли Вы себя к пожилым людям?

Да

Нет

Вопрос 2. Какие проблемы существуют у пожилых людей?

1) проблемы со здоровьем

2) правовые

3) материальное положение

4) одиночество

5) психологические проблемы (тревога, страх и т.п)

6) другое______

Вопрос 3. Как Вы пытаетесь решать эти проблемы?

1) Самостоятельно

2) обращаюсь за помощью к близким родственникам, друзьям

3) обращаюсь в соответствующие органы государственной власти

4) другое _______


Вопрос 4. Как Вы считаете, что можно сделать для решения социальных проблем пожилых?

1) изменить государственную политику в области социального обеспечения пожилых людей

2) необходимо менять отношение общества к пожилым

3) ничего

4) другое

Вопрос 5. Кто виноват в проблемах пожилых людей?

1) Государство, – отметили 22

2) Они сами, – отметили 7

3) Окружающие люди

4) Никто

5) Другое

Вопрос 6. Назовите известные Вам государственные учреждения, социальные службы, общественные организации, помогающие пожилым людям в решении их проблем:

Министерство социального обеспечения

Отдел соцобеспечения при Главе администрации

Дом дневного пребывания пожилых людей

«Дома престарелых» – отметили 14

 

Вопрос 7. Если бы Вы оказались в кризисной ситуации, то обратились бы Вы за помощью в подобное учреждение?

1) да

2) нет

Вопрос 8. Возраст:

55 – 64

64 – 70

70 – 80

более 80

Вопрос 9. Приблизительный доход в месяц:

до 3000 руб.

3000 – 5000

5000 – 10000

более 10000


Вопрос 10. Сколько человек проживает вместе с Вами:

более 2

«Компьютерные технологии – шаг в будущее» позволяет компенсировать потребность пожилых людей в общении и рефлексии.

Требуется компьютер либо ноутбук. Ведется обучение пожилых людей основным базовым функциям компьютера.

 

«Поэтическая гостиная» - творческое мероприятие, направленное на раскрытие творческих способностей, внутреннего потенциала, повышение их социальной активности.

Требуется помещение со стульями или диваном. Каждый из участников зачитывает стихотворения известных поэтов либо собственного сочинения.

«Университет третьего возраста»

Его цель - вовлечение пожилых людей в активную жизнь, участие в клубах по интересам, волонтерская работа и даже получение пенсионерами дополнительного образования (для преподавателей разработаны специальные рекомендации с учетом специфики очень взрослых учеников). Разработка специальных программ обучения для пожилых: овладение сетью Интернет и другими информационно-телекоммуникационными технологиями, художественное творчество и декоративно-прикладное искусство, новые технологии ведения домашнего хозяйства и сельскохозяйственного производства, основы правовых знаний.

Анкета.

С целью определения необходимости организации социальной помощи пожилым в условиях Центра нами была проведена анкета среди пожилых людей, находящихся в отделении дневного пребывания.

Респондентам было предложено ответить на следующие вопросы:

1. Оцените по пятибалльной системе необходимость организации Центров социального обслуживания.

2. Какие проблемы являются для Вас наиболее актуальными?

3. Какие способы решения данных проблемы в условиях Центра социального обслуживания Вы видите?

4. Помощь каких специалистов необходима Вам в решении проблем?

Согласно анализу анкеты, проведенной на базе Центра социального обслуживания, выделены основные направления работы, которые рекомендованы социальному работнику с целью повышения качества социальной поддержки пожилых и решению проблем одиночества данной категории граждан в условиях Центра (таблица 1).

Таблица 1

Направления деятельности, рекомендованные для реализации в Комплексном центре социального обслуживания

Направления деятельности Мероприятия Специалисты
Трудовая реабилитация Организация взаимодействия пожилых Центра с прилегающими школами, детскими садами, детскими домами, школами – интернатами по оказанию безвозмездной помощи. Организация трудовых объединений на базе Центра Поиск рабочих мест на предприятиях города, района Администрации образовательных учреждений, районный отдел образования, управление социальной защиты населения, Психолог, специалисты службы занятости, администрации предприятий
Социальная реабилитация Организация вечеров общения Совместные мероприятия (субботники, трудовые десанты, культурно-массовые праздники) с образовательными учреждениями, предприятиями Организация клубов по интересам Психолог, администрации учреждений
Диагностика Проведение диагностики по определению особенностей личностного развития, личностных проблем Диагностика социальных проблем пожилых Медицинская диагностика Психолог, социальные работники других учреждений, специалисты УСЗН, медицинские работники
Культурно-массовая деятельность Организация клубов по интересам Организация и проведение праздников, отдельных мероприятий Организация кружков (рукоделие, вокальный и т.д.) Организаторы массовой деятельности, социальные педагоги досуга, руководители кружков при Дворцах творчества, дворцах культуры

 

Досуг и отдых могут включать следующие виды деятельности:

- спорт или разнообразная физическая активность (роль зрителя, участника, тренера или какая-либо другая организационная деятельность);

- художественная деятельность (живопись, рисование, литературное творчество);

- поделки (вышивание, вязание, плетение различных изделий и другое ручное творчество);

- забота о животных;

- хобби (разнообразная деятельность по интересам);

- посещение музеев, театров, галерей, экскурсии;

- игры (настольные игры, компьютерные игры)

- развлечения (просмотр телепередач, фильмов, чтение литературы, прослушивание радиопередач);

- общение с другими людьми (телефонные разговоры, написание писем, приглашений, организация и посещение вечеров и других развлекательных мероприятий).

Программа преодоления одиночества у пожилых людей

Направления мероприятий Мероприятия Сроки реализации
Организация взаимодействия пожилых Центра с прилегающими школами, детскими садами, детскими домами, школами – интернатами по оказанию безвозмездной помощи. Проведение встреч с Ветеранами труда в МОУ СОШ № 34, 75, 99, 85 Октябрь
Организация совместных встреч с дошкольниками в рамках акции «Моя интересная жизнь»   Сентябрь - октябрь
Организация вечеров общения Вечер общения «Кому за…» Вечер общения «Музыка моей жизни» Вечер общения «Книги жизни» Вечер общения «Где же вы теперь, друзья» Вечер общения «Вот это я могу» Вечер общения «Умники и умницы» Вечер общения «КВН старожил» Вечер общения «Как здорово, что все мы здесь…» Вечер общения «Новый, новый год» Сентябрь Сентябрь   Октябрь Октябрь   Ноябрь Ноябрь Ноябрь Декабрь   Декабрь
Совместные мероприятия (субботники, трудовые десанты, культурно-массовые праздники) с образовательными учреждениями, предприятиями Субботник в ДОУ № 1 Субботник в ДОУ № 2 Субботник в ДОУ № 3 Субботник в ДОУ № 4 В течение сентября - октября
Организация клубов по интересам (клубы проводятся на базе КЦСЗН и клуба «Парус») Организация клуба «Чудо-иголка» Организация клуба «Первым делом самолеты» Организация клуба «Волшебство нитки» Организация клуба «Гардения» Организация клуба «Волшебные краски» Организация клуба «Новое»     Сентябрь – декабрь, занятия проводятся еженедельно по расписанию
Диагностика социальных проблем пожилых Проведение анкет по определению проблем пожилых людей Октябрь, декабрь 2010
Организация и проведение праздников, отдельных мероприятий Праздник «Осень золотая» Праздник «Первый снег» Праздник «Новый год»   Сентябрь Ноябрь Декабрь

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-21 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: