Лекция 1: Предмет, принципы и задачи курса «Экономические основы социальной работы»




План:

1. Экономическая функция социальной работы.

2. Предмет и задачи курса «Экономические основы социальной работы».

3. Принципы и методы экономической деятельности в сфере социальной

работы.

 

Функционирование системы социальной защиты населения от негативных воздействий рыночных отношений невозможно безданной экономической основы, в создании которой призваны принимать участие не только государство, но и общество в целом.

Материальная мотивация и экономическая поддержка жизнедеятельности, как отдельной личности, так и социальных групп, испытывающих в этом потребность, приобретает особо важное значение в современных условиях.

Экономика является определяющей материальной основой решения всех материальных задач, а экономическое обеспечение социальных программ – необходимым условием их реализации.

Экономическая функция субъектов социальной работы – это экономическая деятельность государства, его социальных институтов, общественных организаций, социальных работников и других социальных субъектов, направленная на создание материальных условий для достойной жизни различных слоев населения, системы экономической защиты социально уязвимых категорий общества: установление устойчивых и упорядоченных экономических отношений и связей между основными структурными элементами социальной сферы; решение экономических проблем для расширения благоприятных возможностей проживания инвалидов, различных других категорий граждан, укрепления социально-экономического потенциала семьи и т.д.

В реализации экономической функции принимают участие три основных объекта социальной работы: государство, общество и человек, как субъект и объект социальной работы.

Важнейшая роль в осуществлении экономической функции принадлежит государству.

В условиях перехода к рыночной экономике одним из важнейших направлений социальной политики государства является обеспечение социально гарантированных условий для жизнедеятельности граждан, то есть социальная защита населения и особенно его наиболее уязвимых слоев от негативного воздействия рыночных отношений в экономике. Возрастает значение социальной ориентированности экономического развития общества. Это предполагает поддержание оптимальных отношений между доходами активной части населения и нетрудоспособных граждан, минимальными размерами оплаты труда, пенсий, стипендий, социальных пособий и величиной прожиточного минимума; создание экономических условий для решения жилищных проблем и укрепления здоровья населения, роста его образованности и культуры.

Деятельность государства направлена, прежде всего, на создание комплекса необходимых экономических условий, обеспечивающих средства существования и развития различных категорий граждан. Например, для экономически активного населения наиболее актуальными являются условия и возможности трудовой занятости, а для нетрудоспособных граждан – условия и уровень социального обеспечения, социального обслуживания, социальной помощи и поддержки.

В реализации экономической функции государства активное участие призваны принимать определенные социальные институты: ведомства, органы управления, учреждения социальной службы и т.д.

На современном этапе особое значение приобретает проблема формирования механизмов социальной защиты в зависимости от социально-экономической ситуации на уровне регионов – субъектов Российской Федерации.

Для регионального уровня основные аспекты экономической функции регламентируются вышестоящими органами. Вместе с тем, имеется определенная самостоятельность в финансово-экономической деятельности, финансировании региональных программ, создании различных фондов социальной помощи, решении производственно-экономических проблем и задач социальной защищенности нуждающихся граждан региона как субъекта Российской Федерации.

Эффективность социальной защиты, как свидетельствует зарубежный опыт, во многом зависит от избираемой социально-экономической модели, характеризующейся степенью вмешательства государства в экономику. Таких моделей сложилось в основном две:

социально-демократической ориентации с преобладающей ролью государства (шведская модель) и неолиберальная модель (американская) с меньшей степенью государственного вмешательства в социально-экономические процессы.

Вместе с тем, опыт экономически развитых стран свидетельствует, что роль государства и системы государственного регулирования параметров жизнеобеспечения населения даже в наиболее процветающих государствах ограничивается пятью – десятью процентами населения, находящихся за порогом бедности. За пределами этого порога возможности государства при любой формации становятся нереальными.1 В России, где за чертой бедности находится 40% населения2, было бы неправильно ориентироваться только на государство.

Вторым субъектом реализации экономической функции в России является гражданское общество. Но оно, по существу, еще только начинает включаться в решение проблем жизнеобеспечения населения и особенно его наиболее социально уязвимых категорий. За последние годы возникло около 500 новых благотворительных общественных организаций, деятельность которых направлена на разработку и реализацию целевых социальных программ, и формирование источников финансирования.3

Что же касается третьего субъекта – самого человека, прежде всего относящегося к экономически активной части населения, то для активизации его личностного потенциала в обеспечении самопомощи, государству еще предстоит создать соответствующие нормативные и финансовые условия, в первую очередь – для развития малого и среднего предпринимательства. А для нетрудоспособных граждан чрезвычайно актуальной становится решение задачи обеспечения оптимального уровня и условий общественного иждивения и социальной поддержки.

Экономическая категория «жизнеобеспечения населения» представляет собой совокупность количественных и качественных характеристик, важнейшими из которых являются достаточность и доступность.

В условиях формирования рыночных отношений в обществе экономические условия жизни людей все более приобретают ярко выраженную социальную форму – в виде определенных условий труда, материальных благ, уровня развития медицины, образования, культуры, занятости населения, обеспечения материальных и духовных потребностей и др.

Сама категория обеспечения отражает реалии сегодняшнего дня. В процессе проводимых реформ произошло резкое падение уровня жизни населения, рост безработицы, снижение мотивационного потенциала в социально-трудовой сфере и возможностей социальной сферы в целом для удовлетворения потребностей людей.

Например, по результатам исследования ЮНЕСКО – ВОЗ о динамике уровня и «жизнеспособности народов» проведенных в 1994 – 1995 г.г., коэффициент «жизнеспособности населения» России был определен в 1,4 балла. В то время как в Швеции он составляет 4 балла, в США и Японии – 3 балла, в Западной Сахаре – 1,5 балла. Следует подчеркнуть, что балл ниже 1,5 означает по ЮНЕСКО - ВОЗ, что население страны вступает в полосу обезличивания, дебилизации и вымирания. Коэффициент жизнеспособности измеряется по пятибалльной шкале и характеризует возможность сохранения генофонда, интеллектуального развития в условиях проведения социально-экономической политики на момент обследования страны. В связи с финансово-экономическим кризисом середины 1998 г. уровень и качество жизни россиян еще более снизилось.

В этих условиях неизмеримо возрастает роль экономической функции государства и общества в социальной сфере.

Экономической основой реализации этой функции являются прежде всего:

· система социального страхования, базирующаяся на принципах обязательности уплаты страховых взносов и взаимосвязи страховых платежей с получаемыми социальными благами;

· система социального обеспечения, базирующаяся на принципах бесплатного предоставления социальных благ и доступности к ним всех граждан общества;

· система социальной защиты, в том числе социального обслуживания, опирающаяся на принцип заботы государства о социально уязвимых членах общества и социальной благотворительности и предусматривающая адресный, дифференцированный подход к определению малообеспеченных групп населения по степени нуждаемости и бесплатное предоставление им социальной помощи. Гарантом этой основы выступает государство.

На современном этапе развития рыночных отношений в обществе важную роль приобретают две основные стороны экономической функции социальной защиты: социальные выплаты и социальное обслуживание.

Социальные выплаты представляют собой систему государственного материального обеспечения престарелых и нетрудоспособных граждан, семей с детьми и других категорий населения. На ее основе обеспечивается удовлетворение основных жизненных потребностей в старости, в случае болезни, полной или частичной утраты трудоспособности, потери кормильца и др. При этом возникает потребность в создании системы территориальных, муниципальных норм и стандартов, реализуемых в рамках региональных социальных программ.

Чрезвычайно актуальной остается задача осуществления Концепции пенсионной реформы, утвержденной Правительством РФ и предусматривающей совершенствование механизма ее формирования. Важной проблемой экономического взаимодействия субъектов и объектов социальной работы является совершенствование системы льгот, реализация которых осложняется недостатком ресурсной базы государства и общества.

Второй жизненно необходимой функцией социальной защиты является социальное обслуживание. Оно представляет собой деятельность по оказанию различных видов социальных услуг, предоставляемых бесплатно или на льготных условиях в стационарных или нестационарных учреждениях социального обслуживания. Оно предоставляется престарелым инвалидам, беженцам и людям без определенного места жительства, многодетным, неполным и молодым семьям, беспризорным, освободившимся из мест лишения свободы и другим категориям населения.

Особую актуальность в совершенствовании и укреплении системы социального обслуживания приобретает тенденция старения населения. Удельный вес пожилых людей в общей численности населения превысил 20,6%. В связи с этим возникает необходимость поиска новых подходов к решению этой задачи, развития принципа сочетания платности и бесплатности услуг, предоставляемых нетрудоспособным гражданам.

Нынешняя система социальных служб ориентирована в основном на бесплатное предоставление социальных услуг. И проблемой стала насущная необходимость развития предпринимательской деятельности государственных и муниципальных служб в целях изыскания дополнительных источников финансирования, а также развитие негосударственной системы социального обслуживания.

Социальная политика государства и ее важнейшая составная часть – политика социальной защиты населения Российской Федерации должна предусматривать обеспечение возрастания роли экономической функции социальной работы, создания материально-финансовой базы для оптимального функционирования общества в рыночных условиях жизни общества.

В условиях формирования в обществе рыночных отношений исключительно важное значение приобретает совершенствование экономических отношений субъектов и объектов социальной сферы.

Экономика была и остается определяющей материальной основой решения всех социальных задач. Именно в социальной сфере реализуются результаты экономической деятельности, проверяется ее эффективность в удовлетворении основных потребностей, создании экономических гарантий для нормативной жизнедеятельности граждан.

В гармонизации общественных отношений особое значение на современном этапе имеет усиление социальной ориентированности экономического развития общества.

Экономика как наука исследует поведение людей в процессе производства, распределения и потребления материальных благ и услуг в мире ограниченных ресурсов. Предмет изучения курса «Экономика социальной работы» - это экономические отношения субъектов социальной сферы на различных уровнях экономического пространства, влияния экономических факторов на социальное благополучие общества в целом, отдельных социальных групп и слоев и на каждого конкретного индивида, экономические взаимоотношения в сфере социальных услуг.

Экономика социальной работы изучает экономические отношения между членами общества (отдельных индивидов и их групп) как с государством и другими звеньями общественной политической системы, так и между собой.

Этим экономика социальной работы, в частности, отличается от экономики как сферы реальной производственной деятельности.

Социальная работа покоится на экономике как материальной основе общества. Это особенно реально проявляется сейчас, в период перехода от общества «социализма» к обществу рыночных отношений, когда происходит кардинальное изменение форм собственности, сопровождаемое кризисом производства, ростом безработицы, инфляцией, повышением реальной стоимости всех видов продуктов и услуг. Результатом всего этого является резкое снижение уровня жизни и ее качества, рост числа социально незащищенных граждан, обнищание населения.

Отчуждение от средств производства приводит к появлению таких проблем, как частичная занятость и безработица, экономическая и социальная стратификация общества; возникновению новых экономических и социальных проблем в семье, экономической эксплуатации. Решение вопросов социальной защищенности населения – важнейшая задача социальной работы. При этом все более возрастает значение вопросов социального страхования, социальных гарантий в сфере здравоохранения, образования, в случае старости, утери трудоспособности и т.д.

Специфика хозяйствования в сфере социальной деятельности состоит в том, что это – сфера производства нематериальных услуг.

Сфера обслуживания населения есть совокупность отраслей народного хозяйства, продукт которых (предметы потребления) выступает в виде определенной целесообразной деятельности (услуг).

В сфере обслуживания не приходит характерного для материально-вещественного производства перехода из формы деятельности в форму продукта. Процесс производства услуг почти всегда совпадает с процессом их потребления.

К непроизводственной сфере услуг относятся услуги, оказываемые населению в сфере жилищно-коммунального хозяйства, пассажирский автотранспорт, связь по обслуживанию населения, образование, здравоохранение, наука, культура, управление, социальное обслуживание.

Общее, что объединяет эти отрасли, состоит в их непосредственной функциональной направленности на человека и социальные условия его существования.

До начала 90-х годов эти отрасли были на дотации государства и лишь частично оплачивались потребителями. В настоящее время доля оплаты услуг населением резко возросла, стремясь к полной окупаемости и прибыльности.

Лишь сфера социального обслуживания практически полностью осталась на дотации государства.

Развитие и функционирование каждой отрасли осуществляется в соответствии с экономическими законами, присущими данной экономической формации.

В условии разгосударствления и приватизации от государства отошла большая часть собственности, чем значительно сократила возможности государственного финансирования сферы социальных услуг. Вследствие этого уменьшается доля государственного бюджета в ВВП.

Государство находит средства для финансирования социальной сферы, но особенностью переходного момента является резкое возрастание числа тех, кому необходима государственная поддержка и одновременное сужение государственных ресурсов для оказания этой поддержки.

Экономика социального обслуживания – это регулирование экономических отношений в сфере социальной работы, социального обеспечения, социального обслуживания, направленная на благо всех членов общества.

Особенность заключается в том, что в настоящее время экономика социального обслуживания – это, в основном, деятельность социальных служб по эффективному расходованию государственных средств на социально-экономическую адресную поддержку наиболее незащищенных слоев населения с наибольшей пользой для клиента и общества.

Экономика социальной работы, как отрасль экономической науки, основывается на экономической теории и включает в себя вопросы планирования, функционирования и ресурсного обеспечения социальной сферы, изучает и анализирует экономические связи между отдельными индивидами как с государством, его звеньями, так и между собой, в семье.

Задача курса – вооружить будущего социального работника необходимыми экономическими знаниями, которые помогут ему в его практической деятельности.

Предмет изучения курса «Экономика социальной работы» - это закономерности экономических процессов в социальной сфере вообще и системе социальной защиты населения в частности; влияние экономических факторов на социальное благополучие общества в целом, отдельных социальных групп и слоев и на каждого конкретного индивида в условиях формирования рыночных отношений.

Курс «Экономика социальной работы» ставит задачу изучать экономические связи в социальном организме общества, их изменение в настоящий период и направленность на социальную защиту тех слоев населения, у которых ущемлены экономические, политические и социальные права; влияние рыночных отношений на социальный организм общества в целом, процессы, происходящие в экономике и их влияние на социальную жизнь общества, его отдельных социальных групп и его членов; семей в обществе и индивидов в семье.

Экономика социальной работы определяется общими категориями экономической теории: производство, распределение, обмен и потребление.

В реализации личностных и общественных интересов уделяется особое внимание анализу решающей области жизнедеятельности людей – сфере производства и распределения жизненных благ в условиях формирования рыночных отношений.

Производство материальных благ – основа жизни человека и общества.

Распределение как категория экономической науки – это не только распределение результатов общественного производства. Это и распределение ресурсов, или факторов производства. В этом смысле распределение в обществе зависит от института собственности, так как факторы производства принадлежат их собственникам.

Для экономики социальной работы как учебной дисциплины наиболее характерными функциями являются познавательная, методологическая, практическая функция. Цель этих функций – анализ экономических проблем и их влияние на социальное благополучие общества.

Экономика социальной работы базируется на экономической теории и связана с другими науками: философией, историей, психологией, демографией, статистикой, юриспруденцией и др.

Таким образом, предметом экономики сферы социальной работы являются закономерности движения направленных в эту сферу материальных, финансовых и трудовых ресурсов и используемых в ней для достижения общественно и лично обусловленных целей ее функционирования и развития.

Она опирается на экономическую теорию как методологическую основу и включает в себя службы планирования, функционирования и ресурсного обеспечения социальной сферы и степени социальной защиты населения, изучает экономические связи между государством, социальными группами и индивидами на основе знания закономерностей экономических процессов и использования законов экономики в практике социальной работы.

На профессиональном уровне экономика социальной работы призвана ответить на вопросы: какова эффективность ресурсных вложений в отрасль и ее отдельные звенья, и каковы критерии этой эффективности.

Таким образом, цель учебного курса «экономические основы социальной работы» - формирование у студентов теоретического представления об экономических основах и экономической среде (пространстве) социальной работы, обучение их основам экономического анализа применительно к избранной ими сфере деятельности.

Экономика социальной работы зиждется на определенных принципах, которые выступают в качестве основных положений и норм экономических взаимоотношений субъектов социальной сферы, экономических процессов, практики социальной работы.

Принципы экономики социальной работы – это научно обоснованные, проверенные на практике положения о формах и методах экономической деятельности предприятий и учреждений системы социальной защиты населения.

Для экономики социальной работы характерны как общие принципы функционирования социальной сферы, так и специфические, присущие экономике в целом.

Одним из основополагающих является принцип гуманизма, он предполагает признание человека высшей ценностью, защиту его достоинств и гражданских прав, создание условий для всестороннего проявления способности личности. В современных условиях социально-экономическое благополучие человека есть главная цель социальной работы.

Гуманизм предполагает реализацию принципа социальной справедливости. Социально-экономическая справедливость выступает не в виде абсолютной уравнительности, а прежде всего в виде справедливости цены труда, справедливого дохода мелкого производителя, приближения минимальной заработной платы к средней, блокирование излишеств в заработках руководящего состава при нищем персонале на предприятиях государственной формы собственности, недопущение чрезмерных ведомственных перекосов в оплате лиц на государственной службе, введение директивно поддерживаемого соотношения между бюджетной сферой и основным народным хозяйством.

Она выступает в двух формах: справедливость обмена и справедливость распределения. Обе эти формы можно ассоциировать с рыночными механизмами распределения, с одной стороны, и государственным механизмом регулирования, - с другой, то есть с двумя плюсами «теории богатства», частной и общественной собственностью.

Социальная справедливость предполагает активное участие всех людей в экономической жизни и политических событиях общества. Экономическая справедливость предполагает экономическую защиту как предпринимателей, так и тех, кто вне, за пределами непосредственно рыночно-производственной деятельности: тех, кто не успел еще вступить в производственные отношения (дети, подростки) или не может в них вступить по объективным причинам (инвалиды, многодетные матери), а также тех, кто ушел из производства по возрасту или в связи с утратой трудоспособности (старики, инвалиды).

Иначе говоря, это означает создание правовых условий защиты собственности и нормальной предпринимательской деятельности, а также признание права на доход от нее. А с другой стороны – социально-экономическую поддержку детей, пенсионеров, инвалидов и всех тех, кто объективно не может обеспечить себя сам.

Принцип общественной целесообразности. Согласно этому принципу контингент защищаемых в обществе должен быть строго ограничен теми категориями населения, кто полностью или частично лишен способности к самообеспечению. Нарушение этого принципа ведет к снижению трудовой мотивации и росту армии иждивенцев. Воплощением этого принципа в практике социальной работы стала система адресной социально-экономической помощи.

Принцип экономической эффективности. Он отражает оптимальное соотношение объема социальных расходов и размера отчислений на их финансирование. Отчисления на финансирование социальной сферы должны соотноситься со всеми макроэкономическими показателями: валовым внутренним продуктом, фондом оплаты труда, доходами населения и др. Превышение оптимальной величины отчислений на социальные нужды провоцирует снижение эффективности общественного производства. Кроме того, принцип экономической эффективности состоит в оптимальном соотношении между социальными выплатами и заработной платой.

Размер социальных пособий не должен создавать ситуацию, когда получение пособия предпочтительнее получения заработной платы. Достигается это оптимальным соотношением пособий к законодательно устанавливаемой минимальной оплате труда (например, пособие на детей составляет 70% от минимальной оплаты труда) и определяемой стоимостью прожиточного минимума. Соблюдение того принципа требует постановки не промежуточной, а конечной цели социального благополучия населения, расчет экономической эффективности ее скорейшего достижения с максимальной пользой для каждого клиента и общества.

Принцип приоритета государственных начал в социальной защите населения. Согласно этому принципу именно государство выступает главным гарантом экономического обеспечения социально достаточного уровня жизни тем, кто не может сделать этого самостоятельно в силу объективных причин. В большинстве случаев средства социальной защиты представлены двумя основными категориями:

1) постоянно действующие ограничители, не позволяющие рыночным эффектам достичь социально опасного уровня. Для этого государство регулирует минимальный уровень оплаты труда, максимально допустимые ставки налогообложения, гарантирует минимум бесплатного образования и медицинского обслуживания и др.;

2) сеть социальных компенсаторов в виде льгот, субсидий, рассрочек, бесплатных или частично оплачиваемых услуг, поддержка бедных, стимуляция различных благотворений.

Принцип экономической самостоятельности местных органов. Он предполагает разграничение экономических полномочий субъектов федерального и местного уровней.

Социальные пособия и другие выплаты должны гарантироваться в минимальных размерах на федеральном уровне, а все выплаты сверх того – производится из местного бюджета и местных фондов социального страхования, чтобы население региона и его администрирования были заинтересованы в развитии экономики региона и его самообеспечения.

Необходимо также учитывать принципы разграничения экономических полномочий субъектов федерального и местного уровней, трудовой мотивации оплаты труда, повышения качества жизни, возрастания потребностей и другие.

Кроме того, взаимосвязи между элементами системы, как экономическими ее субъектами, подчиняются принципам планирования, демократического централизма и частично-хозяйственного расчета.

На перечисленных выше принципах основана социальная защита населения как система, пронизывающая все уровни государства, от федерального до местного. Эти принципы направлены на сохранение пропорций, оптимального соотношения между сферами производства и потребления. Ибо нельзя забывать, что социальная работа обслуживает сферу потребления. Согласно этим принципам действует механизм социальной защиты населения, проявляясь в виде социально-экономических методов и технологии его социальной поддержки. Обращенность социальной работы к конкретной личности ставит социального работника перед проблемой постоянного поиска наиболее эффективных приемов, методов, техник, направленных на восстановление нарушенных связей между личностью и обществом.

В этих условиях процесс поиска высокоэффективных экономических методов социальной работы носит непрерывный и длительный характер. Это связано как с расширением числа социально уязвимых членов общества, так и с потребностью совершенствования процесса их поддержки.

В технологии социальной поддержки социально-экономические методы есть способы достижения социальных целей на основе экономических принципов. А социальная цель состоит в обеспечении единства интересов общества, групп и отдельных личностей.

Группа социально-экономических методов, по существу, объединяет все те способы, с помощью которых субъекты социальной работы оказывают основное воздействие на обеспечение реализации социальных интересов и потребностей клиентов.

Принципы всегда объективны, но методы их реализации более подвижны и субъективны, во многом зависят от конкретной экономической обстановки в обществе, от субъекта технологий.

Правильность применения экономических методов в технологии социальной работы оценивается их эффективностью, т.е. достижением наибольшего социального эффекта для клиента и общества при оптимальных затратах экономических средств.

Экономические методы социальной работы занимают одно из центральных мест в механизме социальной поддержки, ибо они воздействуют на основные аспекты концепции социальной защиты. С одной стороны, они побуждают личность к самореализации ее потенциальных возможностей и самообеспечению, с другой стороны, - оказывают человеку, семье, группе конкретную социально-экономическую поддержку в условиях кризисной ситуации.

К основным экономическим методам решения этой комплексной социальной задачи можно отнести введение системы минимальных социально-экономических гарантий. Определяющим здесь являются законодательное установление минимального размера оплаты труда и прожиточного минимума. Проблема установления нижнего порога минимума оплаты труда существует всегда в экономике цивилизованного государства.

В отдельные периода для сохранения уровня обеспечения пенсиями и пособиями применяются такие социально-экономические методы как индексация доходов и компенсация расходов. Компенсация расходов – это возмещение расходов населения различных социальных групп органами власти в связи с ожиданием или наступившим ростом цен в связи с:

- катастрофами природного или антропогенного характера;

- затратами на рождение ребенка;

- по уходу за инвалидами и др.

В целях социальной защиты применяются и такие социально-экономические методы как система пенсий, пособий, льгот и компенсаций, а также система государственных пособий отдельным категориям населения, определяемых законодательно, экономического стимулирования и санкций.

В экономике социальной работы используются также методы позитивного и нормативного анализа, экономико-математического моделирования, экономического эксперимента и др. Эти методы, являясь методами научного познания в экономической теории, имеют здесь важное прикладное значение.

Метод нормативного анализа связан с изучением и определением научно-обоснованных социально-экономических стандартов и нормативов (допустимого уровня безработицы и бедности, оптимального размера пенсий и социальных пособий и т.д.).

Позитивный анализ исследует взаимосвязи экономических явлений (например, рост цен и снижение уровня жизни).

Экономико-математическое моделирование, как один из системных методов, позволяет определить причины и закономерности изменения экономических процессов и их последствий, а также дает возможность их прогнозирования.

Экономические эксперименты позволяют определить эффективность различных моделей социальной поддержки (отдельных групп населения, предпринимательской деятельности социальных служб, организационной структурой пенсионных служб).

Итак, принципы экономики социальной работы обуславливают функционирование механизма социально-экономической защиты населения на макроуровне, как системы, а также деятельность специалистов социальной сферы, определяют методы их работы.

Выбор экономических методов зависит от объективной ситуации, ресурсного обеспечения, квалификации специалистов на всех уровнях социальной защиты.

 

Основные категории темы:

 

Экономическая функция социальной защиты, принципы экономики в сфере социальной работы, экономические методы.

 

Темы рефератов:

 

1. Экономическая функция социальной работы: сущность и проблемы.

2. Экономика социальной работы: сущность, принципы, задачи.

3. Методы реализации экономических принципов в сфере социальной защиты населения.

 

 


 


 

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: