Сопротивление и защита относятся к тем силам в психике больного, которые противодействуют целям лечения. Когда пациенты обращаются за помощью и выражают свою готовность принимать участие в динамической, психотерапии, то они мотивированы стремлением облегчить невротические симптомы и, кроме того, на рациональном уровне хотят сотрудничать с терапевтом, которому доверяют и к которому относятся с должным уважением. Однако любой пациент, независимо от того, насколько сильна и реалистична его мотивация, проявляет амбивалентность в своем желании вылечиться. Его эмоциональные симптомы обычно ассоциируются с бессознательными конфликтами, состоящими из травматических воспоминаний, конфликтующих импульсов и болезненных аффектов. Некоторые из тех же сил, которые вызывают симптомы у пациента, также действуют с целью предотвращения сознательной реконструкции воспоминаний, чувств и импульсов. Эти силы противодействуют намерениям терапии, которая стремится вернуть эти болезненные эмоциональные ощущения в сознание пациента. В терапии всегда требуется мужество, чтобы оказаться лицом к лицу с тем эмоциональным дистрессом, который приносит с собой болезненные воспоминания и чувства пациенту. И не удивительно, что пациенты сопротивляются процессу лечения
СОПРОТИВЛЕНИЕ
"Сопротивление" — это общий термин, относящийся ко всем силам в психике пациента, которые противодействуют психотерапевтической работе, связанной с неизбежностью болезненных ощущений. Существуют различные категории сопротивления, включающие общий страх перед любым изменением, слишком "жесткое" сознание, которое наказывает пациента непрекращающимися невротическими страданиями, а также настойчивое вле- чение к удовлетворению детских импульсов, которые формируют эмоциональный компонент заболевания. У пациента может возникнуть эротический трансфер по отношению к терапевту, и пациент надеется больше на удовлетворение его желаний, чем на понимание. У пациента может возникнуть трансфер, исполненный ненависти, и желание унизить терапевта, вместо того, чтобы попытаться понять источники своей агрессии. Два последних вышеприведенных примера —- это две особые формы сопротивления, называемого "трансферным сопротивлением", о которых мы поговорим ниже в этой главе. Другой вид сопротивления является результатом страха, испытываемого перед опытом выражения мощных детских импульсов^ которые терапия может открыть. Удовольствия, связанные с отреагированием чувств, могут также способствовать сопротивлению при лечении. Это реализуется во вредных привычках и извращениях, через которые пациент стремится удовлетворить конфликтующие импульсы. Пациент' с отвращением отвергает всякую возможность сдерживания и интерпретации этих импульсов. Такое стремление наблюдается и у более тяжелых больных, которые могут действовать импульсивно. Например, во время прилива враждебногоили эротического трансфера по отношению к терапевту, такие пациенты могут найти партнеров за пределами лечебного процесса, на которых они перенесут и реализуют свои чувства вместо того, чтобы обсуждать их, интерпретировать и овладевать ими во время терапевтических сеансов. Всплески отреагирования возникают и в периоды проявления интенсивных эмоций в отношении терапевта. Пациент может постоянно ездить на машине возле дома терапевта или же собирать о нем различную информацию. Такая разновидность отреагирования — еще одна форма трансферного сопротивления.
Вторичная выгода от заболевания тоже является сопротивлением выздоровлению. Некоторые пациенты настолько привыкают к создаваемым для них другими удобствам, к проявлению особой заботы по отношению к ним из-за их заболевания, что они не желают расстаться с "чашечкой кофе в постели", о чем, несомненно, придется забыть после выздоровления. Кроме того, эмо
- | ||||
. ■ | ||||
циональная и финансовая зависимость от получения пособий по психиатрической нетрудоспособности может стать весьма существенным препятствием на пути к выздоровлению. В ЗАЩИТА Все люди, включая пациентов, проходящих курс психотерапии, прибегают к "защитным механизмам", чтобы освободиться от болезненных чувств и воспоминаний, держать их вне своего сознания. Эти защитные механизмы — специфические дискретные "маневры", способы мышления, к которым прибегает мозг, чтобы избавиться от болезненного эмоционального материала. Защитные механизмы пациента — это очень важный источник сопротивления в психотерапии. Анна Фрейд в своей книге "Эго" и защитные механизмы" (1936) описала функционирование многих таких защитных "маневров". С того времени их список значительно возрос (см. таблицу 4-1). Наиболее распространенные и важные механизмы описаны ниже. ВЫТЕСНЕНИЕ Вытеснение — один из первых защитных механизмов, описанных Зигмундом Фрейдом, относится к активному выталкиванию из сознания болезненных воспоминаний, чувств и импульсов. Например, истерик, страдающий от фригидности, подавляет в себе чувства сексуального возбуждения, а также утрачивает воспоминания о сексуальных чувствах, которые привели к возникновению конфликта в раннем детстве. ОТРИЦАНИЕ Как и подавление, отрицание отвлекает внимание пациента от болезненных идей и чувств, но не делает их абсолютно недоступными для сознания. Пациент, который прибегает к отрицанию, просто игнорирует болезненные для него реальности и действует так, словно они не существуют. В качестве примеров можно привести случай со смещенным и впавшим в немилость лидером, который все же продолжает подавать себя так, словно | он по-прежнему — выдающийся государственный деятель, или случай, когда в семье избегают разговоров о больном или умирающем родственнике, чтобы избежать болезненных чувств. ФОРМИРОВАНИЕ РЕАКЦИИ Формирование реакции проявляется до определенной степени у всех пациентов и особенно у пациентов с обсессивно-компуль-сивными расстройствами. Оно состоит в преувеличении какого-то одного эмоционального аспекта ситуации, чтобы с его помощью подавить противоположную эмоцию. Обсессивный пациент может проявлять пунктуальность, бережливость и опрятность ради своей защиты от желаний быть свободным со временем, экстравагантным и незаботящемся о порядке. ПЕРЕМЕЩЕНИЕ Перемещение — это просто смена объекта чувств, их перенос с реального объекта на какой-то иной, более безопасный. Рабочий, который разгневан на своего босса, приходит домой и начинает изливать свой гнев на собаку, кричать на членов своей семьи — это наиболее распространенный пример. При лечении пациенты часто перемещают трансферные чувства, которые они испытывают в отношении терапевта, и выражают их по отношению к другим людям в своем окружении. Когда такие пациенты начинают говорить о любви, ненависти, гневе, соперничестве и т.д. по отношению к другим людям, они часто выражают сбоичувства именно к своему врачу. ОБРАТНОЕ ЧУВСТВО Обратное чувство — это изменение импульса, превращение его из активного в пассивный (и наоборот) или же направление импульса на себя, а не на другого (и наоборот). Выражение активных садистских чувств ради маскировки менее сознательных мазохистских желаний — распространенный тому пример. Упреки в свой адрес вместо того, чтобы выразить разочарование кем-то другим — другой пример обратных чувств. ПОДАВЛЕНИЕ Подавление — это ограничение мыслей или действий для того, чтобы избежать тех из них, которые могут вызвать тревогу. По- | ||
давление часто проявляется у фобических пациентов, которые опасаются таких ситуаций, как высота, полеты на самолетах или боятся каких-то животных. Оно также проявляется в пациентах, которые, например, подавляют свою напористость или сексуальность, чтобы избежать тревоги. идентификация С АГРЕССОРОМ Это такой защитный механизм, который реализует тенденцию к имитированию того, что пациент воспринимает как агрессивную и устрашающую манеру внешнего авторитета. Маленькие дети, которые только начинают обучаться контролю за своими собственными импульсами, часто, прибегая к подражанию, подвергают суровой критике своих сверстников или даже выставляют в карикатурном свете своих строгих родителей. Пациенты тоже могут маскировать свой страх перед каким-то авторитетом, усваивая гиперкритическую манеру, присущую этому авторитету. АСКЕТИЗМ Анна Фрейд определяла аскетизм как защитный механизм, используемый главным образом подростками для контроля над интенсивностью сексуальных влечений, обнаруживающихся после достижения половой зрелости. Аскетизм — это отрицание, отказ себе в удовольствии. Такой отказ может касаться пищи, сна, физических упражнений, сексуального удовлетворения. Все это обычно отрицается с видом полного превосходства, словно в результате достигается что-то весьма полезное.ИНТЕЛЛЕКТУАЛИЗАЦИЯ Интеллектуализация —это основанный на фактах, излишне "умственный" способ переживания конфликтов и их обсуждения, без переживания связанных с ним аффектов. ИЗОЛЯЦИЯ АФФЕКТА Изоляция аффекта — это защитный механизм, родственный интеллектуализации, представляет собой подавление чувств, связанных скакой-то определенной мыслью. Как интеллектуализация, так и изоляция аффекта являются типичными признаками у обсессивиых больных. | регрессия Регрессия — это возвращение к свойственным более раннему возрасту методам психосексуального функционирования с целью избежания конфликтов, переживаемых на более поздней стадии развития. Регрессия к оральным и анальным отношениям с целью избежания эдиповых конфликтов — весьма распространенное явление в клинике. сублимация Сублимация — это зрелый механизм защиты. Это ориентированная на перспективу неконфликтная эволюция раннего детского импульса к зрелому уровню выражения. Например, художник или керамист может использовать сублимированное желание растирать экскременты, фотограф может использовать вуайеризм, танцовщики и актеры могут использовать сублимированный эксгибиционизм. Политическая активность может открыть канал к сублимированной агрессии. Здоровая дружба между взрослыми людьми может частично поддерживаться сублимированными гомосексуальными и кровосмесительными импульсами. ■ РАСЩЕПЛЕНИЕ, ПРОЕКЦИЯ, ПРОЖЕКТИВНАЯ ИН-ДЕНТИФИКАЦИЯ, ВСЕМОГУЩЕСТВО, ДЕВАЛЮАЦИЯ ИПРИМИТИВНАЯ ИДЕАЛИЗАЦИЯ Все эти примитивные защитные механизмы | ||
5Глава ТРАНСФЕР | |||
Фрейд приложил немало сил, чтобы понять концепцию трансфера. Нынешние психоаналитики считают, что основатель психоанализа рассматривал трансфер как часть любых человеческих отношений. С этой точки зрения, трансфер — это концепция чрезвычайной важности. Она постулирует, что не только в психоанализе и в психотерапии, но вообще повсеместно люди строят свои взаимоотношения в настоящем с помощью репродуцирования эмоционально значимых аспектов своих взаимоотношений в прошлом. Один из способов наглядно представить себе значение трансфера —■ вообразить себе несколько прозрачных пластиковых страничек из анатомического атласа. Вначале, открыв книгу, читатель видит поверхность тела человека. Стоит перевернуть страницу, как перед ним — мускулы, через которые едва проступают еле видимые кровеносные сосуды. Перевернем страницу — и теперь кровеносные сосуды отчетливо видны, но также и основные нервные волокна. Где-то просматриваются кости. Переворачиваем эту страницу, и на последней отчетливо видим все кости. Трансфер строится точно так же. Воспоминания о различных взаимоотношениях накладываются одно на другое, и то, что мы видим на поверхности, определяется тем, что чрезвычайно трудно заметить, что лежит под поверхностью, вне сознания человека. Другой способ уяснить концепцию трансфера — это представить, что человеческий мозг частично состоит из наборов воспоминаний о каждой из важных личностей из прошлого данного человека. Такие организованные наборы воспоминаний называются "объектными представлениями", и когда человек встречает другого, незнакомого человека, он или она начинает формировать новое объектное представление. Само собой разумеется, такой процесс начинается и осуществляется до определенной степени только тогда, когда новый человек представляет интерес для наблюдателя, но когда такой процесс начинается, то наблюдатель, пытаясь понять своего нового знакомца, начинает рыться | |||
в своей памяти в поисках тех стандартов, которые позволили бы ему оценить и сравнить нового индивидуума. Вскоре, как старые, так и новые объектные представления психологически связываются, отвечая на потребность наблюдателя к знакомству или каким-то иным психологическим нуждам, о которых мы погово-; рим ниже. Незнакомец изучается при помощи идей, мыслей и | чувств, которые первоначально предназначались старому другу, \ родственнику, любимому человеку или же врагу. 1 То, что мы видим, когда наблюдаем за индивидуумами, разговариваем с ними о их нынешней жизни или нынешних отношениях — это лишь поверхность их психологической жизни. Под этой поверхностью лежат воспоминания об их каких-то имеющих важное значение отношениях, которые, подобно мускулам, нервам и костям под кожей, составляют жизненно важные части "органического целого" мира, их общения: как настоящего, так и прошлого. Но человек воспринимает свои нынешние отношения как "нечто целое". Связь, существующая между нынешними отношениями и прошлыми отношениями, тот факт, что настоящее служит лишь механизмом для выражения старых отношений, остается за пределами его сознания. Из-за этого терапевт может чувствовать трансфер в терапии как оказываемое на него давление, вести себя по отношению к больному так, чтобы это напоминало ему о прежних отношениях. ■ НЕОБХОДИМОСТЬ ПОВТОРЕНИЯ ПРОШЛОГО Во всех своих взаимоотношениях люди формируют трансферы. Это объясняется нашим использованием прошлого в качестве "образца" для понимания настоящего и еще тем, что все люди испытывают психологическую потребность повторять прошлое, чтобы овладеть и быть способным регулировать то, что было либо трудным для восприятия, либо было связано с эмоциональной болью. В силу того, что психологическое развитие человека неизменно связано с трудностями и болью, "такое принуждение к повторению" и появляющийся в результате трансфер — это универсальный человеческий опыт. В классическом психоанализе во взаимоотношениях между психоаналитиком и пациентом мо- | жет возникнуть необычно интенсивная форма трансфера — трансферный невроз. Это происходит тогда, когда аналитик пробуждает в пациенте объектные представления — важные воспоминания, мысли, чувства, импульсы и конфликты, которые составляют сердцевину его эмоционального расстройства. В своих взаимоотношениях с аналитиком пациент рисует подробности такого конфликта. Одновременно с этим индивидуум в ходе психоанализа "разыгрывает" другие характерные образцы своих взаимодействий с людьми: образцы, которые в полной мере отражают структуру его характера. Такая структура, само собой разумеется, частично развивалась как ответ на конфликты, пережитые им в детстве (см. таблицу 5-1). Таблица 5-1. ФАКТО РЫ, СПОСОБСТВУЮЩИЕ РАЗВИТИЮ ТРАНСФЕРА _ Потребность вновь пережить опыт прошлого в настоящей жизни. Пассивность психотерапевта. Относительно свободное ассоциирование пациента. Интерпретация защит. Интерпретация трансфера. Весь этот процесс интенсивным образом развивается в психоанализе, так как пациент лежит на кушетке и не видит своего относительно немногословного аналитика. Оба этих технических приема притупляют у больного чувство сиюминутной реальности. Кроме того, пациент может предаваться свободным ассоциациям, которые переносят бессознательные идеи и чувства в область сознания. Этот процесс облегчается проводимыми аналитиком интерпретациями тех способов, с помощью которых пациент блокирует переход в область сознательного своих интенсивных бессознательных трансферных чувств. Короче говоря, психоаналитик поддерживает "принуждение к повторению". В психодинамической психотерапии психотерапевт также вербально пассивен и также прибегает к интерпретации. Такое его поведение создает определенную атмосферу, в которой сознательные трансферные ответы становятся относительно более интенсивными, чем при обычных | ||
взаимоотношениях, хотя они являются и менее интенсивными по сравнению с трансферным неврозом в психоанализе. ■ ТРАНСФЕР В ПСИХОДИНАМИЧЕСКОЙ ПСИХОТЕРАПИИ В психодинамической психотерапии одним из важнейших инструментов в руках терапевта являются развитие и понимание трансфера. Трансфер — это движущая сила того процесса, благодаря которому трудности пациента "оживают и материализуются" в кабинете терапевта, что дает возможность глубокого изучения того, что они из себя представляют и как реализуются в его реальном и значимом окружении. По сути дела, именно это в наибольшей степени, чем все остальное, отличает психодинамическую психотерапию от всех прочих форм психотерапии. Если взглянуть на него с иной, в равной степени важной перспективы, то трансфер — это способ, пользуясь которым пациент вспоминает то, что он забыл, то есть то, что является бессознательным источником психологических страданий. В распространенном карикатурном представлении о психиатрическом лечении пациент обычно вспоминает яркие, волнующие события своего детства в мелодраматической манере. Но на самом деле такие воспоминания появляются в результате филигранной работы с целью анатомирования зачастую мимолетных, давно забытых, но порой постоянно переживаемых вновь периодов прошлого в том виде, в котором они предстают в трансферных взаимоотношениях. Через трансфер пациенту удается понять то, что он испытывал в далеком прошлом, и как этот пережитый им опыт продолжает проявлять себя в настоящем. Большая часть психической активности человека направлена на то, чтобы с помощью особого способа мышления сохранять бессознательное за пределами сознательного. В силу того, что трансфер обычно вызывает оживление давно забытых, конфликтных аспектов взаимоотношений, очень часто пациент стремится отторгнуть содержащиеся в них чувства, мысли и воспоминания и вместе с этим отвергает психодинамического психотерапевта и вообще старается прервать терапию. Такие резистентные трансферные идеи следует понимать, если вы наме- | рены эффективно пользоваться трансфером, чтобы добиться успешного исхода лечения. ■ ВИДЫТРАНСФЕРА В главе 3 мы обсуждали становление терапевтического альянса вместе с первой реакцией пациента на фрустрацию, которая часто является первым признаком трансфера. По мере того как трансфер развивается дальше, он приобретает столько форм, сколько существует пациентов. Для каждой пары "пациент — терапевт" трансферные взаимоотношения — это уникальный, необходимый опыт. Начинающие терапевты, как правило, прежде не сталкивались со столь сильными проявлениями таких эмоций как любовь, сексуальное влечение, чувство фрустрации, доходящее до отвращения или даже ненависти, ненасытная требовательность или полное отсутствие всякой надежды со стороны людей, которые во всех остальных отношениях выглядели обычными пациентами, обратившимися за медицинской помощью. Если начинающий психиатр прежде не задумывался о том различии, которое существует между ним как психиатром и другими специалистами-медиками, то на этом этапе он имеет возможность это сделать. Не существует никакого иного метода лечения, при котором врач добровольно становится объектом самых сильных чувств больного и позволяет тому видеть в себе причину его страданий ради того, чтобы последующее вмешательство оказалось эффективным. Терапевт может при этом сам испытывать весьма сильные чувства — контртрансфер (см. главу б). Психодинамическая психотерапия должна выработать в себе уверенность в том, что трансфер является терапевтическим инструментом. Начинающий терапевт обычно опасается, что он лишь нанесет вред пациенту, помогая ему сформировать трансфер. Но на самом же деле своими действиями терапевт подготавливает почву для глубокого анализа психики пациента и с помощью такого исследования устанавливает, каким образом больной может добиться умиротворения. | ||
ИРАБОТА С ТРАНСФЕРОМ | Это в какой-то мере больше сфокусирует внимание как терапевта, так и больного, позволит создать более подробную картину трансфера, о чем можно судить из нижеследующего примера: "Один мужчина, которому было за тридцать, обратился за помощью к врачу в период первой беременности его жены в связи с растущей тревогой. Спустя шесть месяцев, когда приближался срок рождения ребенка у его жены, он начал говорить о прекращении лечения. Он утверждал, что психиатр оказал ему огромную помощь, что теперь он может продолжать жить, как прежде, выражал ему свою благодарность и пр. Но психиатр понимал, что у этого пациента еще немало конфликтов, которые причиняют ему беспокойства. Они мешали ему реализовать до конца свой творческий потенциал в школе, на работе, в его взаимоотношениях с близкими друзьями и родственниками. Терапевт также чувствовал, что он дал об этом понять своему больному. Психиатр считал, что в контексте трансфера этот разговор о прекращении лечения следует понимать как проявление сопротивления, способ избежать дальнейшей терапии, которая могла выявить природу бессознательных импульсов и страхов пациента." Тогда психиатр прибегнул к методу привлечения внимания своего пациента к трансферу с помощью прямого вопроса: "Вы сказали, что я вам оказал большую помощь и даже похвалили меня. А теперь расскажите мне, что вы чувствуете по отношению ко мне в настоящий момент. Каковы ваши мысли обо мне, тем более что мне кажется, что нам предстоит еще немало поработать вместе". Пациент ответил, что в данный момент он чувствует раздражение, так как считает вопрос психиатра несколько навязчивым. Тогда психиатр попросил его развить дальше свою мысль, подчеркивая, что ему хотелось бы знать, какие именно чувства испытывает он по отношению к нему как к навязчивой личности. Отвечая на этот вопрос, мягко поставленный терапевтом, пациент выразил сомнение в том, что терапевт был на самом деле заинтересован в оказании ему помощи, а скорее всего преследовал свои собственные научные интересы. Затем терапевт искусно заметил, что, вероятно, пациент не хотел высказывать эту идею прежде и поинтересовался, не видит ли он каких-то иных проблем в их отношениях. В результате | ||
После обсуждения врача с пациентом первоначального разочарования, причиной которому является трансфер, после возникновения рабочего альянса (хотя бы в зачаточной форме), психотерапевт должен быть очень внимателен к тому, как общается с ним больной. Хотя такие отношения, кажется, носят лишь деловой характер или проявляются в виде расспросов о способах увеличения эффективности лечебного процесса, пациент обязательно использует любое взаимодействие, чтобы преломить настоящее в стиле прошлого и каким-то образом отреагировать "принуждение к повторению". Пациент таким образом формирует и разыгрывает трансферную реакцию с терапевтом. Часто на этом этапе лечения пациент начинает проявлять любопытство в отношении самого врача или же жалуется на то, что, по его мнению, терапевт не уделяет достаточно внимания его проблемам. Иногда пациент может проявлять полное безразличие к усилиям психиатра, проводящего психотерапию, или же может утверждать, что психиатр добился таких успехов, что пора прекращать лечение. Здесь возможна любая реакция. Существуют определенные правила, которые помогают терапевту работать с трансфером на этом этапе лечения. Терапевт всегда должен проявлять интерес к тому, что о нем или ней думает пациент, какие чувства испытывает и не позволять себе считать слова пациента нейтральными замечаниями о некоем абстрактном опыте. Для того, чтобы помочь пациенту понять трансфер и приступить к развитию у него способности.работать с ним, психиатр должен привлечь внимание больного к этой направленности его мыслей. Так, терапевт может попросить пациента рассказать ему о том, что он думает о своем враче (см.таблицу 5-2). Таблица 5-2. ПРИМЕНЕНИЕ ТРАНСФЕРА В ПСИХОДИНАМИЧЕСКОЙ ПСИХОТЕРАПИИ Способствуйте оживлению прошлого больного. Помогите пациенту вспомнить его историю. Помогите понять его личностные реакции в любых жизненных ситуациях. | |||
был выявлен целый список жалоб на психиатра, выраженных со скрываемым прежде гневом. Выложив все, что у него было на душе, не услыхав при этом ни слова неодобрения со стороны терапевта, пациент вновь оказался восприимчивым к терапии, которая на протяжении следующих двух месяцев сосредотачивалась на его взаимоотношениях со своимвластным и эгоистичным отцом, на тех воспоминаниях, которые лежали в основе его ранней трансфер-ной реакции. Важность этого примера заключается в том, что привлечение внимания к трансферу и к его действию как препятствию для дальнейшего раскрытия причин заболевания дало возможность пациенту продвинуться вперед. Если бы терапевт оказался человеком, не способным терпимо относиться к чувствам больного и анализировать их бесстрастно в обстановке полной безопасности для пациента и своего нейтралитета, то проводимое им лечение, конечно, пошло бы насмарку и завершилось бы преждевременно. ИТРАНСФЕР КАК СОПРОТИВЛЕНИЕ Часто при психодинамической психотерапии пациенты прямо отказываются признать трансфер и исследовать его. Они обычно утверждают, что либо их чувства в отношении терапевта вполне оправданы, либо они мимолетны, не столь важны и не заслуживают какого-либо анализа. В любом случае терапевт поступит правильно, описав пациенту модель трансфера в качестве первого шага на пути вовлечения пациента в исследование своей соб-"ч венной трансферной реакции. Такая модель должна включать идею, что психотерапия — это особая ситуация, что-то вроде сцены, на которой обычные события, протекающие в нашей жизни, предстают в более драматичной, а посему и более наглядной форме. Но хотя и справедливо, что все, что испытывает пациент, даже если это с трудом заметно, является неким преувеличением, тем не менее трансферная ситуация складывается по правилам психологии человека. Мы все переносим чувства и идеи из прошлых отношений в нынешние. Эти чувства весьма реальны в психологическом | смысле. Независимо от того, что является стимулятором таких чувств, включая поведение и самого терапевта, весьма полезно разобрать их в психотерапии, где их можно использовать для выявления природы тех трудностей, с которыми приходится сталкиваться пациенту. Для иллюстрации этого можно привести следующий пример: "Одна весьма интеллектуальная женщина, ученый-физик, неохотно, по настоянию своего мужа, обратилась за психодинамической психотерапией. Ее супруг считал, что она становится все более от него отчужденной и эмоционально ему недоступной. С порога она объявила психиатру, женщине-врачу, что она "не верит" в психиатрию и упрямо отвергала все попытки терапевта помочь ей и обратить внимание на причины своего состояния. Психотерапевт предприняла попытку привлечь внимание пациентки к тем чувствам, которые та испытывает к ней, но неудачно. Во всех своих ответах пациентка утверждала, что врач попросту ее изводит. По сути дела, трансфер оказался настолько интенсивным, что не было почти никаких шансов создать необходимый терапевтический альянс. Психиатр объясняла описанную выше модель в течение нескольких недель, отдавая себе отчет в том, что ее настойчивость может восприниматься пациенткой как некий изъян характера. Наконец, пациентка призналась, что относилась к своему мужу, как к настырному индивиду, как к задире, под стать своему отцу. Она с первого же дня пыталась задирать своего психиатра, воспринимая его как врага, действующего точнотак,какпоступалеемуж.Начинаясэтогомомента пациентка начала лучше использовать свои трансферные реакции в качестве инструмента для понимания самой себя, и ее лечение начало прогрессировать". Этот случай также наглядно иллюстрирует, что при формировании трансфера терапевт любого пола может ассоциироваться с представителем противоположного пола. На самом деле, если трасфер полностью понят, то терапевта неизменно психологически связывают с обоими родителями, и он становится центром приложения как любовных, так и агрессивных чувств, что нам и демонстрирует нижеследующий пример: "Пятидесятилетняя женщина обратилась за помощью из-за испытываемых ею значительных трудностей в связи с неспособностью свыкнуться с уходом из дома взрослых дочерей. Когда успешное лечение подходило к концу, она сообщила терапевту, | ||
что испытывала к нему такую же любовь, как и к своей матери, когда она из девочки превращалась в женщину. Она выражала надежду, что терапевт помог ей примириться с требованиями, выдвигаемыми перед ней новым этапом ее жизни, который требовал от нее отказаться от близких уз, связывавших ее с дочерьми. Она вспомнила, как ее мать облегчила ей расторжение подобных уз, когда она сама покидала дом, уезжая на учебу в колледж. Психиатр не расценил все это как простое признание в чувствах и должную оценку своего труда, а скорее как смесь трансфера с новыми, нахлынувшими на нее чувствами. Так как эта пациентка научилась работать с трансфером в ходе терапевтического лечения, он заметил, что к концу лечения она начала испытывать к нему такие же чувства, как и к своей матери. Он спросил ее, приходят ли ей на ум какие-то другие чувства к матери, й она призналась, как она гневалась на нее за то, что она позволила ей. покинуть родительский дом, и какой гнев она всегда испытывала к своему отцу по той же причине. Она вспомнила, как гневалась она на своих детей, которые покидали ее и уезжали, а также гнев на своего психиатра за то, что он позволил курсу лечения подойти к концу. Такая масштабность проявления гнева пациентки по отношению и к своим родителям, и детям, теперь проявилась в невиданно концентрированном виде и теперь, благодаря трансферу, это можно было понять во всей глубине". Мы видим вновь обретенную пациенткой способность признать проявления своего гнева при разлуке, осознать смешение чувств гнева и любви по отношению к своей матери, отцу, детям и вообще к любому человеку, как мужчине, так и женщине, вовлеченному в ситуацию расторжения уз. Трансфер — сложное явление. Оно не связано с полом, включает в себя чувства, первоначально испытываемые по отношению к более чем одному человеку, причем обоих полов, и такие чувства могут быть как позитивными, так и негативными. Более того, хотя трансфер может стимулироваться тем, что происходит в настоящее время, в данной обстановке, его все же следует исследовать в контексте того, как прошлое человека влияет на его настоящее. \ | ■ ЭРОТИЧЕСКИЙ И АГРЕССИВНЫЙ ТРАНСФЕР | ||||
Если трансфер проявляется интенсивно, то позитивные или любовные чувства обычно подразумевают эротические желания, а негативные или агрессивные чувства подразумевают деструктивные желания и ненависть. Такие сильные чувства представляют собой повторение опыта того, что пациент впервые испытал, когда был ребенком, по отношению к своим родителям, братьям, сестрам и другим важным для него лицам в течение критических фаз психологического развития. Эти чувства проявляются в трансфере, так как "принуждение к повторению" вплетает их во взаимоотношения с психотерапевтом, хотя в большинстве случаев, когда они проявляются, если к ним не проявляют внимания, они остаются бессознательными. Соответственно, эти чувства становятся сознательными благодаря вмешательству терапевта, который искусно следит за механизмами мышления пациента, теми механизмами, которые маскируют трансфер. Все это позволяет провести детальное и эмоционально значимое исследование как психологических страданий, так и наиболее важных факторов, которые сыграли свою роль при формировании личности пациента. На нижеследующем примере можно проиллюстрировать эротический и агрессивный вид трансфера: "Двадцатипятилетний молодой человек стал тревожным и депрессивным, у него возникли фобические симптомы, когда перед ним предстала перспектива завершения обучения и начала собственной карьеры. Он подвергся психодинамической психотерапии и спустя шесть месяцев стал проявлять некоторую неприязнь к своему психиатру-женщине. Во время сеансов он рассказал ей о целой серии своих сновидений. Во сне рядом с ним постоянно находились различные женщины, но все они были ему неприятны. В то же время психиатр заметила, что он начал приходить на сеансы лечения, вырядившись настоящим франтом, и много говорил о том, как его любят женщины и какой он превосходный сексуальный партнер. Психиатр несколько раз задавала себе вопрос, не пытается ли он быть для нее привлекательным, что заставляло его менять свой наряд чуть ли не каждый сеанс. После ее расспросов в этом направлении пациент, наконец, признался, что | |||||
находит ее весьма привлекательной и спросил, не хотела бы она пойти куда-нибудь вместе с ним. Затем в течение следующих двух лет наблюдалось очень сильное выражение любви и сексуального влечения по отношению к психиатру, которое сменил отчаянный гнев из-за ее отказа прийти к нему на свидание. На третий год психодинамической психотерапии (два сеанса в неделю) оказалось, что все эти чувства у пациента были связаны с его детскими переживаниями, когда он очень хотел, чтобы его мать принадлежала только ему и чтобы отец исчез. Его страхи, связанные с началом карьеры и приведшие его в клинику, были поняты как боязнь вступить в ми
Поиск по сайту©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование. Дата создания страницы: 2017-06-21 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных |
Поиск по сайту: Читайте также: Деталирование сборочного чертежа Когда производственнику особенно важно наличие гибких производственных мощностей? Собственные движения и пространственные скорости звезд |