Глава СОПРОТИВЛЕНИЕ И ЗАЩИТА




Сопротивление и защита относятся к тем силам в психике боль­ного, которые противодействуют целям лечения. Когда пациенты обращаются за помощью и выражают свою готовность принимать участие в динамической, психотерапии, то они мотивированы стремлением облегчить невротические симптомы и, кроме того, на рациональном уровне хотят сотрудничать с терапевтом, которому доверяют и к которому относятся с должным уважением. Однако любой пациент, независимо от того, насколько сильна и реалистич­на его мотивация, проявляет амбивалентность в своем желании вылечиться. Его эмоциональные симптомы обычно ассоциируются с бессознательными конфликтами, состоящими из травматических воспоминаний, конфликтующих импульсов и болезненных аффек­тов. Некоторые из тех же сил, которые вызывают симптомы у пациента, также действуют с целью предотвращения сознательной реконструкции воспоминаний, чувств и импульсов. Эти силы про­тиводействуют намерениям терапии, которая стремится вернуть эти болезненные эмоциональные ощущения в сознание пациента. В те­рапии всегда требуется мужество, чтобы оказаться лицом к лицу с тем эмоциональным дистрессом, который приносит с собой болез­ненные воспоминания и чувства пациенту. И не удивительно, что пациенты сопротивляются процессу лечения

СОПРОТИВЛЕНИЕ

"Сопротивление" — это общий термин, относящийся ко всем силам в психике пациента, которые противодействуют психоте­рапевтической работе, связанной с неизбежностью болезненных ощущений. Существуют различные категории сопротивления, включающие общий страх перед любым изменением, слишком "жесткое" сознание, которое наказывает пациента непрекращаю­щимися невротическими страданиями, а также настойчивое вле- чение к удовлетворению детских импульсов, которые формируют эмоциональный компонент заболевания. У пациента может воз­никнуть эротический трансфер по отношению к терапевту, и пациент надеется больше на удовлетворение его желаний, чем на понимание. У пациента может возникнуть трансфер, испол­ненный ненависти, и желание унизить терапевта, вместо того, чтобы попытаться понять источники своей агрессии. Два послед­них вышеприведенных примера —- это две особые формы сопро­тивления, называемого "трансферным сопротивлением", о которых мы поговорим ниже в этой главе. Другой вид сопротив­ления является результатом страха, испытываемого перед опытом выражения мощных детских импульсов^ которые терапия может открыть. Удовольствия, связанные с отреагированием чувств, могут также способствовать сопротивлению при лечении. Это реализу­ется во вредных привычках и извращениях, через которые па­циент стремится удовлетворить конфликтующие импульсы. Пациент' с отвращением отвергает всякую возможность сдержи­вания и интерпретации этих импульсов. Такое стремление на­блюдается и у более тяжелых больных, которые могут действовать импульсивно. Например, во время прилива враждеб­ногоили эротического трансфера по отношению к терапевту, такие пациенты могут найти партнеров за пределами лечебного процесса, на которых они перенесут и реализуют свои чувства вместо того, чтобы обсуждать их, интерпретировать и овладевать ими во время терапевтических сеансов. Всплески отреагирования возникают и в периоды проявления интенсивных эмоций в от­ношении терапевта. Пациент может постоянно ездить на машине возле дома терапевта или же собирать о нем различную инфор­мацию. Такая разновидность отреагирования — еще одна форма трансферного сопротивления.

Вторичная выгода от заболевания тоже является сопротивле­нием выздоровлению. Некоторые пациенты настолько привыкают к создаваемым для них другими удобствам, к проявлению особой заботы по отношению к ним из-за их заболевания, что они не желают расстаться с "чашечкой кофе в постели", о чем, несом­ненно, придется забыть после выздоровления. Кроме того, эмо

 

 

  -    
  . ■  
     
       
         

 

       
     
  циональная и финансовая зависимость от получения пособий по психиатрической нетрудоспособности может стать весьма сущест­венным препятствием на пути к выздоровлению. В ЗАЩИТА Все люди, включая пациентов, проходящих курс психотерапии, прибегают к "защитным механизмам", чтобы освободиться от бо­лезненных чувств и воспоминаний, держать их вне своего созна­ния. Эти защитные механизмы — специфические дискретные "маневры", способы мышления, к которым прибегает мозг, что­бы избавиться от болезненного эмоционального материала. За­щитные механизмы пациента — это очень важный источник сопротивления в психотерапии. Анна Фрейд в своей книге "Эго" и защитные механизмы" (1936) описала функционирование мно­гих таких защитных "маневров". С того времени их список зна­чительно возрос (см. таблицу 4-1). Наиболее распространенные и важные механизмы описаны ниже. ВЫТЕСНЕНИЕ Вытеснение — один из первых защитных механизмов, описан­ных Зигмундом Фрейдом, относится к активному выталкиванию из сознания болезненных воспоминаний, чувств и импульсов. Например, истерик, страдающий от фригидности, подавляет в себе чувства сексуального возбуждения, а также утрачивает вос­поминания о сексуальных чувствах, которые привели к возник­новению конфликта в раннем детстве. ОТРИЦАНИЕ Как и подавление, отрицание отвлекает внимание пациента от болезненных идей и чувств, но не делает их абсолютно недо­ступными для сознания. Пациент, который прибегает к отрица­нию, просто игнорирует болезненные для него реальности и действует так, словно они не существуют. В качестве примеров можно привести случай со смещенным и впавшим в немилость лидером, который все же продолжает подавать себя так, словно он по-прежнему — выдающийся государственный деятель, или случай, когда в семье избегают разговоров о больном или уми­рающем родственнике, чтобы избежать болезненных чувств. ФОРМИРОВАНИЕ РЕАКЦИИ Формирование реакции проявляется до определенной степени у всех пациентов и особенно у пациентов с обсессивно-компуль-сивными расстройствами. Оно состоит в преувеличении какого-то одного эмоционального аспекта ситуации, чтобы с его помощью подавить противоположную эмоцию. Обсессивный пациент может проявлять пунктуальность, бережливость и опрятность ради своей защиты от желаний быть свободным со временем, экстра­вагантным и незаботящемся о порядке. ПЕРЕМЕЩЕНИЕ Перемещение — это просто смена объекта чувств, их перенос с реального объекта на какой-то иной, более безопасный. Рабочий, который разгневан на своего босса, приходит домой и начинает изливать свой гнев на собаку, кричать на членов своей семьи — это наиболее распространенный пример. При лечении пациенты часто перемещают трансферные чув­ства, которые они испытывают в отношении терапевта, и выра­жают их по отношению к другим людям в своем окружении. Когда такие пациенты начинают говорить о любви, ненависти, гневе, соперничестве и т.д. по отношению к другим людям, они часто выражают сбоичувства именно к своему врачу. ОБРАТНОЕ ЧУВСТВО Обратное чувство — это изменение импульса, превращение его из активного в пассивный (и наоборот) или же направление импульса на себя, а не на другого (и наоборот). Выражение активных садистских чувств ради маскировки менее сознатель­ных мазохистских желаний — распространенный тому пример. Упреки в свой адрес вместо того, чтобы выразить разочарование кем-то другим — другой пример обратных чувств. ПОДАВЛЕНИЕ Подавление — это ограничение мыслей или действий для того, чтобы избежать тех из них, которые могут вызвать тревогу. По-  
     
       

 

       
     
  давление часто проявляется у фобических пациентов, которые опасаются таких ситуаций, как высота, полеты на самолетах или боятся каких-то животных. Оно также проявляется в пациентах, которые, например, подавляют свою напористость или сексуаль­ность, чтобы избежать тревоги. идентификация С АГРЕССОРОМ Это такой защитный механизм, который реализует тенденцию к имитированию того, что пациент воспринимает как агрессивную и устрашающую манеру внешнего авторитета. Маленькие дети, которые только начинают обучаться контролю за своими собст­венными импульсами, часто, прибегая к подражанию, подверга­ют суровой критике своих сверстников или даже выставляют в карикатурном свете своих строгих родителей. Пациенты тоже могут маскировать свой страх перед каким-то авторитетом, ус­ваивая гиперкритическую манеру, присущую этому авторитету. АСКЕТИЗМ Анна Фрейд определяла аскетизм как защитный механизм, ис­пользуемый главным образом подростками для контроля над ин­тенсивностью сексуальных влечений, обнаруживающихся после достижения половой зрелости. Аскетизм — это отрицание, отказ себе в удовольствии. Такой отказ может касаться пищи, сна, физических упражнений, сексуального удовлетворения. Все это обычно отрицается с видом полного превосходства, словно в ре­зультате достигается что-то весьма полезное.ИНТЕЛЛЕКТУАЛИЗАЦИЯ Интеллектуализация —это основанный на фактах, излишне "умственный" способ переживания конфликтов и их обсуждения, без переживания связанных с ним аффектов. ИЗОЛЯЦИЯ АФФЕКТА Изоляция аффекта — это защитный механизм, родственный ин­теллектуализации, представляет собой подавление чувств, свя­занных скакой-то определенной мыслью. Как интеллектуализация, так и изоляция аффекта являются типич­ными признаками у обсессивиых больных. регрессия Регрессия — это возвращение к свойственным более раннему возрасту методам психосексуального функционирования с целью избежания конфликтов, переживаемых на более поздней стадии развития. Регрессия к оральным и анальным отношениям с целью избежания эдиповых конфликтов — весьма распростра­ненное явление в клинике. сублимация Сублимация — это зрелый механизм защиты. Это ориентирован­ная на перспективу неконфликтная эволюция раннего детского импульса к зрелому уровню выражения. Например, художник или керамист может использовать сублимированное желание рас­тирать экскременты, фотограф может использовать вуайеризм, танцовщики и актеры могут использовать сублимированный экс­гибиционизм. Политическая активность может открыть канал к сублимированной агрессии. Здоровая дружба между взрослыми людьми может частично поддерживаться сублимированными го­мосексуальными и кровосмесительными импульсами. ■ РАСЩЕПЛЕНИЕ, ПРОЕКЦИЯ, ПРОЖЕКТИВНАЯ ИН-ДЕНТИФИКАЦИЯ, ВСЕМОГУЩЕСТВО, ДЕВАЛЮАЦИЯ ИПРИМИТИВНАЯ ИДЕАЛИЗАЦИЯ Все эти примитивные защитные механизмы  
     

 

5Глава ТРАНСФЕР    
  Фрейд приложил немало сил, чтобы понять концепцию трансфе­ра. Нынешние психоаналитики считают, что основатель психоа­нализа рассматривал трансфер как часть любых человеческих отношений. С этой точки зрения, трансфер — это концепция чрезвычайной важности. Она постулирует, что не только в пси­хоанализе и в психотерапии, но вообще повсеместно люди строят свои взаимоотношения в настоящем с помощью репродуцирова­ния эмоционально значимых аспектов своих взаимоотношений в прошлом. Один из способов наглядно представить себе значение транс­фера —■ вообразить себе несколько прозрачных пластиковых страничек из анатомического атласа. Вначале, открыв книгу, чи­татель видит поверхность тела человека. Стоит перевернуть страницу, как перед ним — мускулы, через которые едва про­ступают еле видимые кровеносные сосуды. Перевернем страницу — и теперь кровеносные сосуды отчетливо видны, но также и основные нервные волокна. Где-то просматриваются кости. Пере­ворачиваем эту страницу, и на последней отчетливо видим все кости. Трансфер строится точно так же. Воспоминания о различ­ных взаимоотношениях накладываются одно на другое, и то, что мы видим на поверхности, определяется тем, что чрезвычайно трудно заметить, что лежит под поверхностью, вне сознания че­ловека. Другой способ уяснить концепцию трансфера — это предста­вить, что человеческий мозг частично состоит из наборов воспо­минаний о каждой из важных личностей из прошлого данного человека. Такие организованные наборы воспоминаний называ­ются "объектными представлениями", и когда человек встречает другого, незнакомого человека, он или она начинает формиро­вать новое объектное представление. Само собой разумеется, та­кой процесс начинается и осуществляется до определенной степени только тогда, когда новый человек представляет интерес для наблюдателя, но когда такой процесс начинается, то наблю­датель, пытаясь понять своего нового знакомца, начинает рыться    
     
       

 

       
     
  в своей памяти в поисках тех стандартов, которые позволили бы ему оценить и сравнить нового индивидуума. Вскоре, как ста­рые, так и новые объектные представления психологически свя­зываются, отвечая на потребность наблюдателя к знакомству или каким-то иным психологическим нуждам, о которых мы погово-; рим ниже. Незнакомец изучается при помощи идей, мыслей и | чувств, которые первоначально предназначались старому другу, \ родственнику, любимому человеку или же врагу. 1 То, что мы видим, когда наблюдаем за индивидуумами, раз­говариваем с ними о их нынешней жизни или нынешних отно­шениях — это лишь поверхность их психологической жизни. Под этой поверхностью лежат воспоминания об их каких-то имеющих важное значение отношениях, которые, подобно мус­кулам, нервам и костям под кожей, составляют жизненно важ­ные части "органического целого" мира, их общения: как настоящего, так и прошлого. Но человек воспринимает свои ны­нешние отношения как "нечто целое". Связь, существующая между нынешними отношениями и прошлыми отношениями, тот факт, что настоящее служит лишь механизмом для выражения старых отношений, остается за пределами его сознания. Из-за этого терапевт может чувствовать трансфер в терапии как ока­зываемое на него давление, вести себя по отношению к больно­му так, чтобы это напоминало ему о прежних отношениях. ■ НЕОБХОДИМОСТЬ ПОВТОРЕНИЯ ПРОШЛОГО Во всех своих взаимоотношениях люди формируют трансферы. Это объясняется нашим использованием прошлого в качестве "образца" для понимания настоящего и еще тем, что все люди испытывают психологическую потребность повторять прошлое, чтобы овладеть и быть способным регулировать то, что было либо трудным для восприятия, либо было связано с эмоциональ­ной болью. В силу того, что психологическое развитие человека неизменно связано с трудностями и болью, "такое принуждение к повторению" и появляющийся в результате трансфер — это универсальный человеческий опыт. В классическом психоанализе во взаимоотношениях между психоаналитиком и пациентом мо- жет возникнуть необычно интенсивная форма трансфера — трансферный невроз. Это происходит тогда, когда аналитик про­буждает в пациенте объектные представления — важные воспо­минания, мысли, чувства, импульсы и конфликты, которые составляют сердцевину его эмоционального расстройства. В своих взаимоотношениях с аналитиком пациент рисует подробности та­кого конфликта. Одновременно с этим индивидуум в ходе пси­хоанализа "разыгрывает" другие характерные образцы своих взаимодействий с людьми: образцы, которые в полной мере от­ражают структуру его характера. Такая структура, само собой разумеется, частично развивалась как ответ на конфликты, пе­режитые им в детстве (см. таблицу 5-1). Таблица 5-1. ФАКТО РЫ, СПОСОБСТВУЮЩИЕ РАЗВИТИЮ ТРАНСФЕРА _ Потребность вновь пережить опыт прошлого в настоящей жизни. Пассивность психотерапевта. Относительно свободное ассоциирование пациента. Интерпретация защит. Интерпретация трансфера. Весь этот процесс интенсивным образом развивается в пси­хоанализе, так как пациент лежит на кушетке и не видит своего относительно немногословного аналитика. Оба этих технических приема притупляют у больного чувство сиюминутной реальности. Кроме того, пациент может предаваться свободным ассоциациям, которые переносят бессознательные идеи и чувства в область со­знания. Этот процесс облегчается проводимыми аналитиком интерп­ретациями тех способов, с помощью которых пациент блокирует переход в область сознательного своих интенсивных бессозна­тельных трансферных чувств. Короче говоря, психоаналитик под­держивает "принуждение к повторению". В психодинамической психотерапии психотерапевт также вербально пассивен и также прибегает к интерпретации. Такое его поведение создает опреде­ленную атмосферу, в которой сознательные трансферные ответы становятся относительно более интенсивными, чем при обычных  
     
       

 

       
     
  взаимоотношениях, хотя они являются и менее интенсивными по сравнению с трансферным неврозом в психоанализе. ■ ТРАНСФЕР В ПСИХОДИНАМИЧЕСКОЙ ПСИХОТЕРАПИИ В психодинамической психотерапии одним из важнейших инст­рументов в руках терапевта являются развитие и понимание трансфера. Трансфер — это движущая сила того процесса, бла­годаря которому трудности пациента "оживают и материализу­ются" в кабинете терапевта, что дает возможность глубокого изучения того, что они из себя представляют и как реализуются в его реальном и значимом окружении. По сути дела, именно это в наибольшей степени, чем все остальное, отличает психо­динамическую психотерапию от всех прочих форм психотерапии. Если взглянуть на него с иной, в равной степени важной перспективы, то трансфер — это способ, пользуясь которым па­циент вспоминает то, что он забыл, то есть то, что является бессознательным источником психологических страданий. В рас­пространенном карикатурном представлении о психиатрическом лечении пациент обычно вспоминает яркие, волнующие события своего детства в мелодраматической манере. Но на самом деле такие воспоминания появляются в результате филигранной рабо­ты с целью анатомирования зачастую мимолетных, давно забы­тых, но порой постоянно переживаемых вновь периодов прошлого в том виде, в котором они предстают в трансферных взаимоотношениях. Через трансфер пациенту удается понять то, что он испытывал в далеком прошлом, и как этот пережитый им опыт продолжает проявлять себя в настоящем. Большая часть психической активности человека направлена на то, чтобы с помощью особого способа мышления сохранять бессознательное за пределами сознательного. В силу того, что трансфер обычно вызывает оживление давно забытых, конфлик­тных аспектов взаимоотношений, очень часто пациент стре­мится отторгнуть содержащиеся в них чувства, мысли и воспоминания и вместе с этим отвергает психодинамического психотерапевта и вообще старается прервать терапию. Такие ре­зистентные трансферные идеи следует понимать, если вы наме- рены эффективно пользоваться трансфером, чтобы добиться ус­пешного исхода лечения. ■ ВИДЫТРАНСФЕРА В главе 3 мы обсуждали становление терапевтического альянса вместе с первой реакцией пациента на фрустрацию, которая ча­сто является первым признаком трансфера. По мере того как трансфер развивается дальше, он приобретает столько форм, сколько существует пациентов. Для каждой пары "пациент — терапевт" трансферные взаимоотношения — это уникальный, не­обходимый опыт. Начинающие терапевты, как правило, прежде не сталкивались со столь сильными проявлениями таких эмоций как любовь, сексуальное влечение, чувство фрустрации, доходя­щее до отвращения или даже ненависти, ненасытная требова­тельность или полное отсутствие всякой надежды со стороны людей, которые во всех остальных отношениях выглядели обыч­ными пациентами, обратившимися за медицинской помощью. Если начинающий психиатр прежде не задумывался о том различии, которое существует между ним как психиатром и другими специалистами-медиками, то на этом этапе он имеет возможность это сделать. Не существует никакого иного мето­да лечения, при котором врач добровольно становится объек­том самых сильных чувств больного и позволяет тому видеть в себе причину его страданий ради того, чтобы последующее вмешательство оказалось эффективным. Терапевт может при этом сам испытывать весьма сильные чувства — контртранс­фер (см. главу б). Психодинамическая психотерапия должна выработать в себе уверенность в том, что трансфер является терапевтическим инс­трументом. Начинающий терапевт обычно опасается, что он лишь нанесет вред пациенту, помогая ему сформировать транс­фер. Но на самом же деле своими действиями терапевт подго­тавливает почву для глубокого анализа психики пациента и с помощью такого исследования устанавливает, каким образом больной может добиться умиротворения.  
     
       

 

       
     
  ИРАБОТА С ТРАНСФЕРОМ Это в какой-то мере больше сфокусирует внимание как те­рапевта, так и больного, позволит создать более подробную кар­тину трансфера, о чем можно судить из нижеследующего примера: "Один мужчина, которому было за тридцать, обратился за помощью к врачу в период первой беременности его жены в связи с растущей тревогой. Спустя шесть месяцев, когда приближался срок рождения ребенка у его жены, он начал говорить о прекращении лечения. Он утверждал, что психиатр оказал ему огромную помощь, что теперь он может продолжать жить, как прежде, выражал ему свою благодарность и пр. Но психиатр понимал, что у этого пациента еще немало конфликтов, которые причиняют ему беспокойства. Они мешали ему реализовать до конца свой творческий потенциал в школе, на работе, в его взаимоотношениях с близкими друзьями и родственниками. Терапевт также чувствовал, что он дал об этом понять своему больному. Психиатр считал, что в контексте трансфе­ра этот разговор о прекращении лечения следует понимать как про­явление сопротивления, способ избежать дальнейшей терапии, которая могла выявить природу бессознательных импульсов и стра­хов пациента." Тогда психиатр прибегнул к методу привлечения внимания своего пациента к трансферу с помощью прямого вопроса: "Вы сказали, что я вам оказал большую помощь и даже похвалили меня. А теперь расскажите мне, что вы чувствуете по отноше­нию ко мне в настоящий момент. Каковы ваши мысли обо мне, тем более что мне кажется, что нам предстоит еще немало поработать вместе". Пациент ответил, что в данный момент он чувствует раздражение, так как считает вопрос психиатра не­сколько навязчивым. Тогда психиатр попросил его развить даль­ше свою мысль, подчеркивая, что ему хотелось бы знать, какие именно чувства испытывает он по отношению к нему как к навязчивой личности. Отвечая на этот вопрос, мягко поставлен­ный терапевтом, пациент выразил сомнение в том, что терапевт был на самом деле заинтересован в оказании ему помощи, а скорее всего преследовал свои собственные научные интересы. Затем терапевт искусно заметил, что, вероятно, пациент не хо­тел высказывать эту идею прежде и поинтересовался, не видит ли он каких-то иных проблем в их отношениях. В результате  
  После обсуждения врача с пациентом первоначального разочаро­вания, причиной которому является трансфер, после возникнове­ния рабочего альянса (хотя бы в зачаточной форме), психотерапевт должен быть очень внимателен к тому, как об­щается с ним больной. Хотя такие отношения, кажется, носят лишь деловой характер или проявляются в виде расспросов о способах увеличения эффективности лечебного процесса, пациент обязательно использует любое взаимодействие, чтобы преломить настоящее в стиле прошлого и каким-то образом отреагировать "принуждение к повторению". Пациент таким образом формиру­ет и разыгрывает трансферную реакцию с терапевтом. Часто на этом этапе лечения пациент начинает проявлять любопытство в отношении самого врача или же жалуется на то, что, по его мнению, терапевт не уделяет достаточно внимания его проблемам. Иногда пациент может проявлять полное безраз­личие к усилиям психиатра, проводящего психотерапию, или же может утверждать, что психиатр добился таких успехов, что по­ра прекращать лечение. Здесь возможна любая реакция. Существуют определенные правила, которые помогают тера­певту работать с трансфером на этом этапе лечения. Терапевт всегда должен проявлять интерес к тому, что о нем или ней думает пациент, какие чувства испытывает и не позволять себе считать слова пациента нейтральными замечаниями о некоем аб­страктном опыте. Для того, чтобы помочь пациенту понять трансфер и приступить к развитию у него способности.работать с ним, психиатр должен привлечь внимание больного к этой направленности его мыслей. Так, терапевт может попросить па­циента рассказать ему о том, что он думает о своем враче (см.таблицу 5-2). Таблица 5-2. ПРИМЕНЕНИЕ ТРАНСФЕРА В ПСИХОДИНАМИЧЕСКОЙ ПСИХОТЕРАПИИ Способствуйте оживлению прошлого больного. Помогите пациенту вспомнить его историю. Помогите понять его личностные реакции в любых жизненных ситуациях.  
     
       

 

       
     
  был выявлен целый список жалоб на психиатра, выраженных со скрываемым прежде гневом. Выложив все, что у него было на душе, не услыхав при этом ни слова неодобрения со стороны терапевта, пациент вновь оказался восприимчивым к терапии, которая на протяжении сле­дующих двух месяцев сосредотачивалась на его взаимоотношени­ях со своимвластным и эгоистичным отцом, на тех воспоминаниях, которые лежали в основе его ранней трансфер-ной реакции. Важность этого примера заключается в том, что привлечение внимания к трансферу и к его действию как пре­пятствию для дальнейшего раскрытия причин заболевания дало возможность пациенту продвинуться вперед. Если бы терапевт оказался человеком, не способным терпимо относиться к чувст­вам больного и анализировать их бесстрастно в обстановке пол­ной безопасности для пациента и своего нейтралитета, то проводимое им лечение, конечно, пошло бы насмарку и завер­шилось бы преждевременно. ИТРАНСФЕР КАК СОПРОТИВЛЕНИЕ Часто при психодинамической психотерапии пациенты прямо от­казываются признать трансфер и исследовать его. Они обычно утверждают, что либо их чувства в отношении терапевта вполне оправданы, либо они мимолетны, не столь важны и не заслужи­вают какого-либо анализа. В любом случае терапевт поступит правильно, описав пациенту модель трансфера в качестве перво­го шага на пути вовлечения пациента в исследование своей соб-"ч венной трансферной реакции. Такая модель должна включать идею, что психотерапия — это особая ситуация, что-то вроде сцены, на которой обычные события, протекающие в нашей жизни, предстают в более дра­матичной, а посему и более наглядной форме. Но хотя и спра­ведливо, что все, что испытывает пациент, даже если это с трудом заметно, является неким преувеличением, тем не менее трансферная ситуация складывается по правилам психологии че­ловека. Мы все переносим чувства и идеи из прошлых отноше­ний в нынешние. Эти чувства весьма реальны в психологическом смысле. Независимо от того, что является стимулятором таких чувств, включая поведение и самого терапевта, весьма полезно разобрать их в психотерапии, где их можно использовать для выявления природы тех трудностей, с которыми приходится сталкиваться пациенту. Для иллюстрации этого можно привести следующий пример: "Одна весьма интеллектуальная женщина, ученый-физик, неохотно, по настоянию своего мужа, обратилась за психодинамиче­ской психотерапией. Ее супруг считал, что она становится все более от него отчужденной и эмоционально ему недоступной. С порога она объявила психиатру, женщине-врачу, что она "не верит" в психиат­рию и упрямо отвергала все попытки терапевта помочь ей и обратить внимание на причины своего состояния. Психотерапевт предприня­ла попытку привлечь внимание пациентки к тем чувствам, которые та испытывает к ней, но неудачно. Во всех своих ответах пациентка утверждала, что врач попросту ее изводит. По сути дела, трансфер оказался настолько интенсивным, что не было почти никаких шан­сов создать необходимый терапевтический альянс. Психиатр объяс­няла описанную выше модель в течение нескольких недель, отдавая себе отчет в том, что ее настойчивость может восприниматься паци­енткой как некий изъян характера. Наконец, пациентка призналась, что относилась к своему мужу, как к настырному индивиду, как к задире, под стать своему отцу. Она с первого же дня пыталась зади­рать своего психиатра, воспринимая его как врага, действующего точнотак,какпоступалеемуж.Начинаясэтогомомента пациентка начала лучше использовать свои трансферные реакции в качестве инструмента для понимания самой себя, и ее лечение начало про­грессировать". Этот случай также наглядно иллюстрирует, что при форми­ровании трансфера терапевт любого пола может ассоциироваться с представителем противоположного пола. На самом деле, если трасфер полностью понят, то терапевта неизменно психологиче­ски связывают с обоими родителями, и он становится центром приложения как любовных, так и агрессивных чувств, что нам и демонстрирует нижеследующий пример: "Пятидесятилетняя женщина обратилась за помощью из-за испытываемых ею значительных трудностей в связи с неспо­собностью свыкнуться с уходом из дома взрослых дочерей. Когда успешное лечение подходило к концу, она сообщила терапевту,  
     
       

 

       
     
  что испытывала к нему такую же любовь, как и к своей матери, когда она из девочки превращалась в женщину. Она выражала надежду, что терапевт помог ей примириться с требованиями, выдвигаемыми перед ней новым этапом ее жизни, который требо­вал от нее отказаться от близких уз, связывавших ее с дочерьми. Она вспомнила, как ее мать облегчила ей расторжение подобных уз, когда она сама покидала дом, уезжая на учебу в колледж. Психиатр не расценил все это как простое признание в чувствах и должную оценку своего труда, а скорее как смесь трансфера с новыми, нахлынувшими на нее чувствами. Так как эта пациентка научилась работать с трансфером в ходе терапевтического лече­ния, он заметил, что к концу лечения она начала испытывать к нему такие же чувства, как и к своей матери. Он спросил ее, приходят ли ей на ум какие-то другие чувства к матери, й она призналась, как она гневалась на нее за то, что она позволила ей. покинуть родительский дом, и какой гнев она всегда испытывала к своему отцу по той же причине. Она вспомнила, как гневалась она на своих детей, которые покидали ее и уезжали, а также гнев на своего психиатра за то, что он позволил курсу лечения подойти к концу. Такая масштабность проявления гнева пациентки по отношению и к своим родителям, и детям, теперь проявилась в невиданно концентрированном виде и теперь, благодаря трансфе­ру, это можно было понять во всей глубине". Мы видим вновь обретенную пациенткой способность при­знать проявления своего гнева при разлуке, осознать смешение чувств гнева и любви по отношению к своей матери, отцу, де­тям и вообще к любому человеку, как мужчине, так и женщи­не, вовлеченному в ситуацию расторжения уз. Трансфер — сложное явление. Оно не связано с полом, включает в себя чувства, первоначально испытываемые по отно­шению к более чем одному человеку, причем обоих полов, и такие чувства могут быть как позитивными, так и негативными. Более того, хотя трансфер может стимулироваться тем, что про­исходит в настоящее время, в данной обстановке, его все же следует исследовать в контексте того, как прошлое человека влияет на его настоящее. \ ■ ЭРОТИЧЕСКИЙ И АГРЕССИВНЫЙ ТРАНСФЕР  
     
Если трансфер проявляется интенсивно, то позитивные или лю­бовные чувства обычно подразумевают эротические желания, а негативные или агрессивные чувства подразумевают деструктив­ные желания и ненависть. Такие сильные чувства представляют собой повторение опыта того, что пациент впервые испытал, ког­да был ребенком, по отношению к своим родителям, братьям, сестрам и другим важным для него лицам в течение критиче­ских фаз психологического развития. Эти чувства проявляются в трансфере, так как "принуждение к повторению" вплетает их во взаимоотношения с психотерапевтом, хотя в большинстве случа­ев, когда они проявляются, если к ним не проявляют внимания, они остаются бессознательными. Соответственно, эти чувства становятся сознательными благодаря вмешательству терапевта, который искусно следит за механизмами мышления пациента, теми механизмами, которые маскируют трансфер. Все это позво­ляет провести детальное и эмоционально значимое исследование как психологических страданий, так и наиболее важных факто­ров, которые сыграли свою роль при формировании личности пациента. На нижеследующем примере можно проиллюстрировать эро­тический и агрессивный вид трансфера: "Двадцатипятилетний молодой человек стал тревожным и депрессивным, у него возникли фобические симптомы, когда перед ним предстала перспектива завершения обучения и начала собственной карьеры. Он подвергся психодинамической психоте­рапии и спустя шесть месяцев стал проявлять некоторую непри­язнь к своему психиатру-женщине. Во время сеансов он рассказал ей о целой серии своих сновидений. Во сне рядом с ним постоянно находились различные женщины, но все они были ему неприятны. В то же время психиатр заметила, что он начал приходить на сеансы лечения, вырядившись настоящим франтом, и много гово­рил о том, как его любят женщины и какой он превосходный сексуальный партнер. Психиатр несколько раз задавала себе воп­рос, не пытается ли он быть для нее привлекательным, что застав­ляло его менять свой наряд чуть ли не каждый сеанс. После ее расспросов в этом направлении пациент, наконец, признался, что    
     
       
           

 

       
     
  находит ее весьма привлекательной и спросил, не хотела бы она пойти куда-нибудь вместе с ним. Затем в течение следующих двух лет наблюдалось очень сильное выражение любви и сексуального влечения по отношению к психиатру, которое сменил отчаянный гнев из-за ее отказа прийти к нему на свидание. На третий год психодинамической психотерапии (два сеанса в неделю) оказалось, что все эти чувства у пациента были связаны с его детскими пережи­ваниями, когда он очень хотел, чтобы его мать принадлежала только ему и чтобы отец исчез. Его страхи, связанные с началом карьеры и приведшие его в клинику, были поняты как боязнь вступить в ми


Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-21 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: