Кафедра уголовного права 8 глава




лишение права заниматься определенной деятельностью;

обязательные работы (от сорока до ста шестидесяти часов);

исправительные работы (до одного года);

арест назначается шестнадцатилетним (от одного до четырех месяцев);

лишение свободы (для лиц в возрасте до 16 лет, совершивших тяжкое преступление, – не свыше шести лет, а для этой же возрастной категории, совершивших особо тяжкое преступление, и для остальных несовершеннолетних – не свыше 10 лет).

 

Освобождение от уголовной ответственности несовершеннолетних – применяемое органом дознания, следователем, прокурором или судом освобождение от уголовной ответственности несовершеннолетнего, виновного в совершении преступления небольшой или средней тяжести, с применением принудительных мер воспитательного воздействия (ст. 90 Уголовного кодекса РФ).

 

Освобождение от наказания несовершеннолетних – применяемое судом после вынесения обвинительного приговора освобождение от наказания несовершеннолетнего, виновного в совершении преступления небольшой, средней тяжести, а также тяжкого преступления, с применением принудительных мер воспитательного воздействия или помещением в специальное учебно-воспитательное учреждение закрытого типа (ст. 92 Уголовного кодекса РФ).

 

Освобождению от наказания не подлежат несовершеннолетние, совершившие следующие преступления: ч. 1 и 2 ст. 111; ч. 2 ст. 117; ч. 3 ст. 122; ст. 126; ч. 3 ст. 127; ч. 2 ст. 131; ч. 2 ст. 132; ч. 4 ст. 158; ч. 2 ст. 161; ч. 1 и 2 ст. 162; ч. 2 ст. 163; ч. 1 ст. 205; ч. 1 ст. 205.1; ч. 1 ст. 206; ст. 208; ч. 2 ст. 210; ч. 1 ст. 211; ч. 2 и 3 ст. 223; ч. 1 и 2 ст. 226; ч. 1 ст. 228.1; ч. 1 и 2 ст. 229 Уголовного кодекса РФ.

 

Условно-досрочное освобождение от отбывания наказания несовершеннолетних, осужденных к лишению свободы, может быть применено после фактического отбытия ими:

не менее одной трети срока наказания, назначенного судом за преступление небольшой или средней тяжести или тяжкое преступление;

не менее двух третей срока наказания, назначенного судом за особо тяжкое преступление.

 

Основание условно-досрочного освобождения несовершеннолетнего от отбывания наказания – признание суда, что для своего исправления лицо не нуждается в полном отбывании назначенного судом наказания.

 

 

38. Принудительные меры воспитательного воздействия: понятие, виды и порядок применения.

 

По своей юридической природе, в зависимости от основания применения, принудительные меры воспитательного воздействия являются в одних случаях видом освобождения несовершеннолетних от уголовной ответственности (ст. 90 УК), в других — видом освобождения их от наказания в рамках уголовной ответственности (ст. 92 УК). Это особые формы индивидуализации ответственности, которые применяются только к несовершеннолетним, а в исключительных случаях — к лицам в возрасте от 18 до 20 лет согласно ст. 96 УК.

 

Сходство освобождения несовершеннолетних от уголовной ответственности и от наказания с применением принудительных мер воспитательного воздействия выражается:

 

1) в видах принудительных мер воспитательного воздействия, предусмотренных п. 2 ст. 90 УК, их содержании (ст. 91 УК);

 

2) в возможности назначения их только при совершении преступлений небольшой и средней тяжести;

 

3) в применении их, если будет признано, что исправление несовершеннолетнего может быть достигнуто путем назначения ему принудительных мер воспитательного воздействия.

 

Специфика применения рассматриваемых форм ответственности несовершеннолетних обусловлена различием:

 

1) органов, их назначающих; стадий процесса, на которых возможно решение вопроса об их целесообразности. В частности, освобождение от уголовной ответственности с применением принудительных мер воспитательного воздействия может иметь место:

 

а) на стадии предварительного расследования. В этих случаях оно осуществляется прокурором или следователем с согласия прокурора путем вынесения постановления о прекращении уголовного дела и передаче его материалов в специализированный государственный орган, который и назначает несовершеннолетнему ту или иную или одновременно несколько воспитательных мер;

 

б) на стадии судебного разбирательства. В этих случаях суд выносит постановление (определение) о прекращении уголовного дела и применении, к несовершеннолетнему принудительных мер воспитательного воздействия в соответствии со ст. 90 УК.

 

Освобождение же от наказания имеет место только на стадии. судебного разбирательства и осуществляется судом согласно ст. 92 УК;

 

2) оснований применения. Основанием освобождения от уголовной ответственности является совершение преступления небольшой или средней тяжести впервые, а сам факт освобождения от наказания независим от числа совершенных преступлений данной категории тяжести;

 

3) видов назначаемых мер. При освобождении от уголовной ответственности несовершеннолетнему могут быть назначены принудительные меры воспитательного воздействия, предусмотренные ст. 90 УК (предупреждение, передача под надзор, возложение обязанности загладить причиненный вред, ограничение досуга).

 

При освобождении от наказания несовершеннолетнему могут быть назначены меры, указанные либо в ст. 90 УК РФ, либо в ч. 2 ст. 92 УК РФ (помещение в специальное воспитательное или лечебно-воспитательное учреждение для несовершеннолетних);

 

4) последствий, которые могут наступить в случаях систематического неисполнения несовершеннолетним назначенной ему меры воспитательного воздействия.

 

При освобождении от уголовной ответственности назначенная мера отменяется по представлению специализированного государственного органа, и материалы направляются для привлечения несовершеннолетнего к уголовной ответственности.

 

При освобождении от наказания соответствующие материалы направляются в суд для решения вопроса о применении к несовершеннолетнему санкции статьи Особенной части УК, предусматривающей наказания за совершенные им преступления.

 

УК РСФСР 1961 г. также предусматривал возможность освобождения несовершеннолетнего от уголовной ответственности и от наказания с применением принудительных мер воспитательного характера в соответствии с ч. 3 и 4 ст. 10 УК РСФСР.

 

В случаях освобождения от уголовной ответственности материалы в отношении несовершеннолетних передавались в комиссию по делам несовершеннолетних, которая на основе Положения о комиссиях по делам несовершеннолетних выбирала подростку ту или иную меру воспитательного характера и осуществляла контроль за ее исполнением (ч. 4 ст. 10 УК РСФСР).

 

В случае освобождения несовершеннолетнего от наказания принудительные меры воспитательного характера назначались ему судом в соответствии с положениями ст. 63 УК РСФСР.

 

По сравнению с УК РСФСР УК РФ содержит более узкий перечень видов принудительных мер воспитательного воздействия, порядок расположения которых четко выдержан в системе — от менее строгих мер воспитательного воздействия к более строгим и включает в себя: а) предупреждение; б) передачу под надзор родителей или лиц, их заменяющих, либо специализированного государственного органа; в) возложение обязанности загладить причиненный вред; г) ограничение досуга и установление особых требований к поведению несовершеннолетнего (ч. 2 ст. 90 УК РФ); д) помещение несовершеннолетнего в специальное воспитательное или лечебно-воспитательное учреждение (ч. 2 ст. 92).

 

В этот перечень не вошли такие меры, как возложение обязанности публично или в иной форме, определяемой судом, принести извинение потерпевшему; объявление выговора или строгого выговора; передача несовершеннолетнего под наблюдение трудовому коллективу, общественной организации с их согласия, а также отдельным гражданам по их просьбе, указанные в УК РСФСР (ст. 63).

 

Вместе с тем в УК РФ предусмотрена новая мера воспитательного воздействия на несовершеннолетних — ограничение досуга и установление особых требований к поведению несовершеннолетнего (ч. 2 ст. 92 УК).

 

Все меры воспитательного воздействия применяются к несовершеннолетним с учетом мотивов совершенного ими преступления, их поведения после содеянного, а также с учетом того, применялись ли к ним ранее вышеназванные меры и какие именно.

 

Принудительные меры воспитательного воздействия не делятся на основные и дополнительные. Несовершеннолетнему может быть одновременно назначено несколько воспитательных мер.

 

В отличие от наказания принудительные меры воспитательного воздействия не влекут судимости, они являются самостоятельными формами индивидуализации ответственности несовершеннолетних, совершивших преступления небольшой или средней тяжести, не ставят несовершеннолетнего в положение осужденного.

 

УК РФ 1996 г. в отличие от УК РСФСР 1961 г. определяет непосредственно в законе основное содержание каждой принудительной меры воспитательного воздействия (ст. 91).

 

Рассмотрим их содержание.

Предупреждение

 

Предупреждение состоит в разъяснении несовершеннолетнему вреда, причиненного его деянием, и последствий повторного совершения преступлений, предусмотренных ч. 1 ст. 91 УК РФ.

 

Предупреждение выражается не только в порицании, публичном осуждении содеянного, но и в разъяснении подростку характеpa и степени неосознанного им морального вреда, причиненного при совершении преступлений, особенно с формальным составом, например, неправомерного завладения транспортным средством без цели хищения (ч. 1 ст. 166 УК), хулиганства (ч. 1 и 2 ст. 213 УК), заведомо ложного сообщения об акте терроризма (ст. 207 УК) и др.

 

Несовершеннолетнему разъясняются и последствия, которые могут наступить для него в случае совершения им нового преступления, которые выражаются либо в привлечении его к уголовной ответственности, если предупреждение применялось в порядке освобождения от нее, либо в назначении наказания, предусмотренного в санкции соответствующей статьи Особенной части УК, если предупреждение применялось в порядке освобождения от наказания. Именно в разъяснении последствий, которые могут наступить в случае повторного совершения преступлений, и выражается сущность предупреждения.

Передача под надзор

 

Передача под надзор состоит в возложении на родителей или лиц, их заменяющих, либо на специализированный государственный орган обязанности по воспитательному воздействию на несовершеннолетнего и контроле за его поведением (ч. 2 ст. 91 УК).

 

Воспитательное воздействие на несовершеннолетнего предполагает уделение особого внимания родителями или заменяющими их лицами или специализированным органом по организации и проведению его досуга, способность оказывать влияние на подростка своим авторитетом и личным примером. Эту меру следует возлагать на родителей (или одного из них) или лиц, их заменяющих, проявляющих искреннюю заботу о несовершеннолетнем, не уклоняющихся от его воспитания, работа которых не связана с частыми командировками.

 

Контроль предполагает постоянную осведомленность лиц, которым несовершеннолетний передан под надзор, о его времяпрепровождении и нахождении, о его друзьях и т.п.

 

Закон не содержит рекомендаций относительно получения согласия родителей либо иных лиц на осуществление надзора за несовершеннолетним. Однако необходимость получения такого согласия органами, применяющими принудительную меру воспитательного воздействия, вытекает из смысла данной меры. Форма выражения такого согласия не имеет принципиального значения, однако с процессуальной точки зрения предпочтительнее письменная форма выражения согласия на передачу несовершеннолетнего под надзор.

Обязанность загладить причиненный вред

 

Обязанность загладить причиненный вред возлагается с учетом имущественного положения несовершеннолетнего и наличия у него соответствующих трудовых навыков (ч. 3 ст. 91 УК).

 

Имущественное положение несовершеннолетнего определяется наличием у него самостоятельных доходов, виды которых определены в ст. 26 ГК РФ. Это заработок, стипендия, иные доходы; гонорар за свою интеллектуальную деятельность (как автора произведения науки, литературы или искусства, изобретения); вклады в кредитные учреждения; сделки, направленные на безвозмездное получение выгоды, не требующие нотариального удостоверения либо государственной регистрации; доходы, полученные несовершеннолетними в возрасте от 16 до 18 лет от членства в кооперативах в соответствии с законом о кооперативах.

 

Трудовые навыки предполагают умение несовершеннолетнего работать, наличие у него постоянной или временной работы, способностей к занятию общественно полезным трудом и отсутствие противопоказаний, обусловленных инвалидностью, психическими травмами и пр.

 

Загладить причиненный вред материального и морального характера несовершеннолетний может: 1) возмещением стоимости причиненного вреда в денежном эквиваленте из личных средств; 2) своим трудом с соблюдением положений Кодекса законов о труде РФ (гл. XII); 3) уходом за потерпевшим, устройством его быта, нарушенного преступлением, и пр.

Ограничение досуга и установление особых требований к поведению несовершеннолетнего

 

Ограничение досуга и установление особых требований к поведению несовершеннолетнего состоит в определенных законом или рекомендованных применяющим воспитательную меру органам особых требованиях, предъявляемых к поведению несовершеннолетнего.

 

Законом предусмотрены следующие требования к поведению несовершеннолетнего на период применения к нему воспитательной меры воздействия: запрет посещения определенных мест, использование определенных форм досуга, в том числе связанных с управлением механическим транспортным средством; ограничение пребывания вне дома после определенного времени суток, выезда в другие местности без разрешения специализированного государственного органа, требование возвратиться в образовательное учреждение либо трудоустроиться с помощью специализированного государственного органа (ч. 4 ст. 91 УК). Этот перечень не является исчерпывающим.

 

Орган, назначающий принудительную меру воспитательного воздействия в порядке освобождения от уголовной ответственности, или суд в порядке освобождения от наказания может предъявить к поведению несовершеннолетнего и другие требования, обусловленные его окружением, условиями жизни, учебой, зависимостью от отдельных лиц, например, может запретить общение с определенным лицом или лицами; потребление напитков, содержащих алкоголь, занятие определенной деятельностью и пр.

 

Срок, на который устанавливаются ограничение досуга и передача под надзор, определяется органом, применяющим эти меры. Он не определен в законе и обусловлен конкретными обстоятельствами дела. Видимо, для лиц, совершивших преступление небольшой тяжести, этот срок не должен превышать двух лет, а для лиц, совершивших преступления средней тяжести, — пяти лет.

 

Предупреждение, передача под надзор, возложение обязанности загладить причиненный вред, ограничение досуга как принудительные меры воспитательного воздействия применяются согласно ст. 96 УК и к лицам в возрасте от 18 до 20 лет либо как одна из форм освобождения от уголовной ответственности (ст. 90 УК), либо как одна из форм. освобождения от наказания (ч. 1 ст. 92 УК).

Помещение несовершеннолетнего в специальное воспитательное или лечебно-воспитательное учреждение

 

Помещение несовершеннолетнего в специальное воспитательное или лечебно-воспитательное учреждение (ч. 2 ст. 92 УК) применяется только к несовершеннолетним в возрасте от 14 до 18 лет как один из видов освобождения их от наказания. Это наиболее строгая принудительная мера воспитательного воздействия, применяемая к несовершеннолетним, совершившим преступление средней тяжести. Она является самостоятельной формой индивидуализации уголовной ответственности и состоит в изоляции несовершеннолетнего от общества путем помещения его в специальное воспитательное или лечебно-воспитательное учреждение на срок, не превышающий максимального срока наказания, предусмотренного санкцией статьи Особенной части УК за совершенное им преступление.

 

Специальные воспитательные и лечебно-воспитательные учреждения для несовершеннолетних не относятся к местам лишения свободы, в которых отбывается наказание в виде лишения свободы. Пребывание в них не влечет за собой судимость. Это учреждения полуоткрытого типа.

 

Воспитательные учреждения относятся к Министерству общего и профессионального обучения РФ. По данным на 1995 г., в России насчитывались 31 спецшкола и 15 специальных профессионально-технических училищ (СПТУ) для несовершеннолетних, из них две спецшколы и четыре СПТУ для девочек.

 

Помещение несовершеннолетнего в специальное учреждение связано с существенными ограничениями его свободы передвижения, общения, установлением специальных требований к учебе, организации труда или процесса лечения.

 

Применение данного вида принудительной меры воспитательного воздействия на несовершеннолетнего обусловлено степенью социально-нравственной запущенности его личности, выходом из-под контроля родителей или лиц, их заменяющих, мотивом целесообразности изоляции несовершеннолетнего от негативного влияния среды, в которой он постоянно находился, или связано с необходимостью его лечения.

 

В лечебно-воспитательные учреждения, находящиеся в ведении Министерства здравоохранения, направляются осужденные несовершеннолетние с физическими недостатками (глухонемые, слепые, калеки и др.) или с психическими отклонениями, не исключающими вменяемости, а также страдающие иными заболеваниями и нуждающиеся в лечении и воспитательной работе.

 

Минимальный срок пребывания осужденного несовершеннолетнего в специальном воспитательном или лечебно-воспитательном учреждении равен минимальному сроку наказания в виде лишения свободы, предусмотренному санкцией соответствующей статьи УК, либо минимальному сроку наказания в виде лишения свободы — шести месяцам.

 

Пребывание в специализированном учреждении может быть прекращено до истечения срока, назначенного судом, если заключением специализированного государственного органа, обеспечивающего исправление, несовершеннолетний будет признан ненуждающимся более в применении этой меры.

 

Продление пребывания в специальном воспитательном или лечебно-воспитательном учреждении свыше определенного судом срока допускается только в случае необходимости завершить общеобразовательную или профессиональную подготовку.

 

 

39. Понятие, юридическая природа и виды иных мер уголовно-правового характера.

 

Понятие «иные меры уголовно-правового характера», используемое в тексте ряда статей (ч. 2 ст. 2, ч. 1 ст. 6, ч. 1 ст. 7) и в названии раздела VI УК, восходит к ч. 2 ст. 2 УК. В ней сформулировано важнейшее положение, согласно которому задачи уголовного законодательства, упомянутые в ч. 1 данной статьи, должны обеспечиваться при помощи не только уголовного наказания, но и «иных мер уголовно-правового характера». То есть такие меры предусматриваются в законе «для осуществления» указанных в ч. 1 ст. 2 УК задач в качестве альтернативы уголовному наказанию и имеют, следовательно, не менее важное значение, чем последнее. Однако это их значение не нашло, к сожалению, своего достойного отражения в уголовном законодательстве. В Уголовном кодексе РФ 1996 г. изначально не было предусмотрено ни единого перечня «иных мер уголовно- правового характера», ни указания на то, какие меры следует относить к их числу, ни регламентации условий и порядка их применения. По этой причине в теории уголовного права по-разному определялась юридическая природа этих мер, их сущность, виды и значение, а на практике возникали трудности с их эффективным применением.

 

«Вспомнил» законодатель о нерешенности данного вопроса лишь впоследствии и лишь в связи с необходимостью решить другой острый вопрос — о возврате в уголовное законодательство такой необдуманно исключенной в 2003 г. из системы уголовных наказаний меры, как конфискация имущества. Было признано целесообразным вернуть эту меру в УК, но не в качестве уголовного наказания, а как «иную меру уголовно-правового характера».

 

Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 153-ФЗ раздел VI УК, называвшийся, как и гл. 15 УК, «Принудительные меры медицинского характера», был дополнен гл. 151 «Конфискация имущества» и переименован, теперь он носит название «Иные меры уголовно-правового характера». Таким образом, «иными мерами уголовно-правового характера» законодатель признает такие разные меры, как принудительные меры медицинского характера и конфискация имущества.

 

Такое решение проблемы вряд ли можно признать удачным. Ситуацию в рассматриваемом аспекте оно не только не улучшило, но и существенно усугубило.

 

Во-первых, законодатель как в названии раздела, так и по существу не учел («просмотрел» или проигнорировал) то обстоятельство, что согласно формулировкам действующего закона (ч. 2 ст. 2, ч. 1 ст. 6, ч. 1 ст. 7 УК) «иные меры уголовно-правового характера», как и меры уголовного наказания, должны применяться «за совершение преступлений», «к лицу, совершившему преступление», и, следовательно, должны «соответствовать характеру и степени общественной опасности преступления, обстоятельствам его совершения и личности виновного» (ч. I ст. 6 УК). Между тем как принудительные меры медицинского характера имеют иную природу, иные предназначение, основание, цели и порядок применения и потому к указанным карательным мерам отнесены быть не могут. Равно как и конфискация имущества, цели применения которой в законе не определены, но, по смыслу соответствующих статей УК, основания, цели и порядок применения этой меры также не предполагают ее применение в качестве кары «за то, что» человек совершил преступление и «соразмерно тому, что» он совершил.

 

Во-вторых, непонятно, почему к числу «иных мер» не отнесена другая, весьма представительная группа мер, имеющих важное значение для реализации уголовно-правовых задач, которые предусмотрены действующим УК как раз в качестве альтернативы уголовному наказанию «за совершение преступлений», «к лицу, совершившему преступление». Они не только юридически, но и фактически составляют реальную (причем предпочтительную) альтернативу уголовному наказанию. Речь идет о различных видах освобождения от уголовной ответственности и от уголовного наказания, включая относящиеся к ним условное осуждение, принудительные меры воспитательного воздействия (ст. 73-85, 90, 92, ряд статей Особенной части УК). Учитывая, что согласно закону (ст. 2, 6, 7 УК) все предусмотренные им меры уголовно-правового характера могут быть отнесены либо к наказанию, либо к «иным мерам уголовно-правового характера» и (т.е. «третьего не дано»), принадлежность перечисленных мер к числу «иных мер» представляется очевидной.

 

В-трстьих, критической оценки заслуживает название раздела VI УК РФ «Иные меры уголовно-правового характера», по отмеченным выше причинам диссонирующее как с важнейшими, устанавливающими принципы уголовного законодательства статьями 2, 6, 7 УК, так и с содержанием гл. 15 УК и с ее названием «Принудительные меры медицинского характера» (в обоих случаях курсив мой. — В.Д.). Из сравнения этих названий возникает вопрос — каков же характер у последних: уголовно-правовой или медицинский?

 

Недостатком ст. 2 УК является и то, что в ней не упоминается уголовно-правовая задача регулирования общественных отношений (см. об этом § 1 гл. 1 учебника) и, соответственно, отсутствуют указания на средства решения этой задачи.

 

Отмеченные недостатки в своей совокупности показывают, что законодательство, имеющее системный характер, не может изменяться бессистемно, по принципу починки «тришкина кафтана», как это нередко происходит; что решение вопросов правового регулирования требует высокого профессионализма творцов права, подкрепляемого обязательной квалифицированной научной экспертизой, а в особо сложных случаях и широким общественным обсуждением законопроектов.

Понятие иных мер уголовно-правового характера и проблемы совершенствования их правового регулирования

 

Проведенное исследование показывает, что правовое регулирование уголовно-правовых средств, призванных обеспечивать реализацию задач уголовного права, весь комплекс уголовно-право- вых норм, регулирующих соответствующие вопросы, нуждается в принципиально иной регламентации. В уголовном законодательстве должна получить более четкое закрепление система разнообразных, наиболее эффективных уголовно-правовых мер, которые призваны и способны служить средствами решения задач уголовного права - система уголовно-правовых мер противодействия преступности.

 

Преступление порой сравнивают с заболеванием, а средства реагирования на его совершение — с лекарствами. Как и больному, лицу, совершившему преступление, должно быть выписано именно то лекарство, которое способно его излечить. И общество в обоих случаях должно располагать для этого всеми необходимыми средствами и уметь грамотно их применять. В уголовном праве, как и в здравоохранении, необходим полный набор наиболее эффективных средств, и каждому в том нуждающемуся должно быть выписано именно ему необходимое «лечение». Для этих целей нужна полноценная, стройная система наиболее эффективных мер уголовно-правового противодействия преступности. Как следует из изложенного, на сегодняшний день такой системы еще не создано.

 

По мнению автора этих строк, все многообразие предусмотренных законом уголовно-правовых мер следует делить не по сомнительной линии «наказание и иные меры», а в зависимости от сущности и предназначения соответствующих видов мер — на карательные и некарательные («иные меры», или меры безопасности).

 

Структурно система уголовно-правовых мер противодействия преступности должна включать две группы мер. Первая из них — система мер уголовно-правового воздействия (система карательных мер), включающая в себя уголовное наказание и различные виды освобождения от уголовной ответственности и от уголовного наказания, в том числе относящиеся к ним условное осуждение и принудительные меры воспитательного воздействия. Перечисленные меры объединяет единая карательная сущность, все они представляют собой различные формы реакции государства на совершение преступления, применяются за совершение преступлений в отношении лиц, их совершивших, назначаются в соответствии с характером и степенью общественной опасности преступления во имя уголовно- правовых целей восстановления (утверждения) социальной справедливости, исправления осужденного и предупреждения новых преступлений.

 

Вторая группа мер - система мер безопасности в уголовном праве, или иначе - «иные меры уголовно-правового характера» (система некарательных мер), включающая медицинские и иные меры безопасности, имеющие некарательную сущность, которые применяются не за совершение преступления, а в связи с совершением запрещенного уголовным законом общественно опасного деяния к лицу, его совершившему, в целях обеспечения его безопасности для себя и для общества в целом, его излечения, ресоциализации и т.п. Кроме мер медицинского характера, к указанной группе могут быть отнесены нынешняя конфискация имущества и конфискация предметов, изъятых из гражданского оборота, орудий и средств совершения преступления, административный надзор или иное ограничение прав и свобод рецидивоопасного лица из «зоны риска» (например, ссылка, высылка), обсуждаемая ныне возможная кастрация «педофилов» и другие меры, которые появятся в будущем.

 

При таком подходе под «иными мерами уголовно-правового характера» («мерами безопасности в уголовном праве») предлагается понимать совокупность различных предусмотренных уголовным законом некарательных мер, которые призваны и способны участвовать в решении задач уголовного права: охранительно-регулятивной и регулятивно-охранительной.

 

Своеобразие таких мер как мер уголовно- правового характера проявляется в их специфических признаках:

основная их особенность — некарательная сущность, они применяются не в качестве реакции на совершение преступления (т.е. не «за то, что» лицо совершило преступление); не требуется соответствие (соразмерность) такой меры характеру и степени общественной опасности преступления; восстановление социальной справедливости (кара) не является их целью; соответственно, «иные меры» не указываются в санкциях;

предусматриваются они в Уголовном кодексе именно в таком качестве; основания, цели и принципы их применения регламентированы нормами УК; реализуются они в рамках специфических уголовно-правовых отношений;

такие меры имеют своими целями обеспечение безопасности самоголица и других лиц, предупреждение совершения правонарушений, оказание необходимой помощи в рамках реализации соответствующего уголовно-правового отношения;

их содержание состоит в минимально необходимом для достижения указанных целей ограничении некоторых прав и свободлица;



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: