общедоступными библиотеками




Сельское население обслуживают библиотеки разного вида: общедоступные (муниципальные, акционерные – бывшие колхозные библиотеки), специальные (учебные: школьные, ссузов, музыкальных школ; производственные сельскохозяйственные:библиотеки опытных сельхозстанций).

Основной вид сельской библиотеки – общедоступная муниципальная. Сельская библиотека – общедоступная муниципальная библиотека, расположенная в сельской местности, обслуживающая население нескольких сел или одного села, его части.

Современные библиотеки сельских муниципальных образований функционируют в двух разновидностях: поселенческие и межпоселенческие. Поселенческая библиотека – библиотека или объединение библиотек, объединенных в структурно-целостное образование, организованное органами местного самоуправления для обслуживания населения поселения, осуществляющее просветительскую, информационную и краеведческую деятельность на территории поседения.

Межпоселенческая библиотека – библиотека, организованная органами местного самоуправления муниципальных образований для библиотечного обслуживания населения муниципальных образований в целях формирования единого библиотечного фонда, его рационального использования и сохранения, методического обеспечения деятельности поселенческих библиотек.

В стране 36,2 тыс. сельских общедоступных библиотек (80 % всей общедоступной библиотечной сети страны). Они обслуживают более 20 млн читателей (в сельской местности проживает 38,8 млн человек). Велико их значение в современных условиях села, характеризующихся кризисом социальной сферы, усилением отставания села по уровню и условиям жизни от города, деструктивными демографическими процессами, проявлениями асоциального поведения, признаками информационной изоляции, и наряду с этим – некоторыми тенденциями к оживлению экономики, возрастанием интереса к истории своей «малой родины», распространяем дистанционного профессионального образования и др.

Основными группами пользователей сельских общедоступных библиотек являются дети, школьники, студенты, пенсионеры, специалисты, сельская администрация, безработные, мигранты, предприниматели и др.

Перед сельскими общедоступными муниципальными библиотеками как особым видом библиотечных учреждений стоят задачи содействия общему развитию пользователей, оказания информационной помощи сельским специалистам (педагогам, медикам, специалистам сельского хозяйства, предпринимателям и др.), информационной поддержки учебной деятельности школьников, студентов.

Особенно актуальной становится в настоящее время задача информационной поддержки сельхозпроизводителей: содействие в получении ими своевременной информации о передовых технологиях, новых формах и методах работы, перспективных направлениях и т. д. Так, например, в Увельской ЦБС Челябинской области реализуется проект «Информационное поле Увельского агрария»: на базе ЦРБ создан кабинет «Агрос», который ведет работу в двух направлениях: 1. формирует книжный фонд и ведет отбор по интернет-ресурсам информации в помощь специалистам сельского хозяйства; 2. создает информационный ресурс в помощь профориентации на сельскохозяйственные темы в целях закрепления молодежи на селе. Консультационную, методическую и непосредственную помощь библиотеке в комплектовании профильного фонда оказывает ЦНСХБ РАСХН, она же предоставляет огромные оцифрованные ресурсы для использования.

Сельские муниципальные библиотеки масштабно выполняют функции содействия учебной, самообразовательной и досуговой деятельности пользователей, широк спектр их явленческих функций (культурно-просветительная, историко-краеведческая, социализирующая, педагогическая и др.).

Решающими факторами современного положения сельских библиотек являются сокращение населения в сельской местности, административное переустройство в сельской местности: создание сельских муниципальеных поселений, изменение традиционных административно-территориальных границ.

Основные характеристики положения современных сельских библиотек:

1) повышение значения сельских библиотек в культурно-досуговой и образовательной среде села;

2) недостаточное финансирование, технологическое несоответствие современным требованиям большей части сельских библиотек;

3) несовершенство сети: большое количество мелких библиотек, рассчитанных на малое количество жителей;

4) реорганизация сети сельских библиотек: передача их в ведение органов местного самоуправления поселений, закрытие их некоторой части;

5) видовое преобразование сельских библиотек в поселенческие, межпоселенческие;

6) создание новых форм сельских библиотек – Павленковских, модельных библиотек;

7) многовариантность сельских ЦБС.

С 1980 по 2005 г. основная организационная форма общедоступного библиотечного учреждения в сельской местности – ЦБС.

Видовая характеристика сельской ЦБС:

1) как правило, централизация библиотек в сельской местности осуществляется в пределах муниципального района;

2) в пределах муниципального района всегда – одна ЦБС, при том, что в районе могут быть как библиотеки, не входящие в состав ЦБС, так и входящие в ее состав на условиях частичной централизации;

3) структура сельской ЦБС: центральная районная библиотека (ЦРБ) – межпоселенческая библиотека, центральная районная детская библиотека (ЦРДБ) – филиал ЦБС, библиотеки-филиалы (детские, для взрослых, обслуживающие и детей, и взрослых) – поселенческие и межпоселенческие библиотеки;

4) учредитель сельской ЦБС: комитет по культуре администрации муниципального района (возможно софинансирование администраций других поселений района).

ЦРБ как межпоселенческая библиотека – учреждение, выполняющее функции центрального книгохранилища и координационно-методического центра для библиотек, находящихся на территории муниципального района, осуществляющее комплектование, обработку и учет библиотечных фондов для библиотек, находящихся на территории муниципального района, межбиблиотечный книгообмен, организующее передвижные формы работы по обслуживанию населения муниципального района.

Видовые особенности межпоселенческой ЦРБ:

1) является центром муниципального района в деятельности по:

а) информационно-библиографическому обслуживанию населения;

б) предоставлению различного рода информации для населения;

в) формированию единого библиотечного фонда муниципального района;

г) созданию муниципального краеведческого компонента в единой системе информационных ресурсов области (края, республики);

д) созданию сводного электронного каталога библиотек муниципального района;

е) методическому обеспечению деятельности поселенческих библиотек;

ж) сбора государственной библиотечной статистики.

2) среднее количество штатных сотрудников – 12–18 человек;

3) структура ЦРБ: абонемент, читальный зал, отдел нестационарного обслуживания, юношеский отдел или кафедра, отдел комплектования и обработки документов, методико-библиографический отдел.

Организационные особенности функционирования сельской библиотеки-филиала (поселенческой или межпоселенческой):

1) все виды деятельности, многочисленные технологические и социальные функции выполняет, как правило, один сотрудник;

2) максимальная приближенность к запросам пользователей: сезонность в режиме и содержании деятельности, выраженная региональность;

3) перспективные формы функционирования: библиотека-клуб, песеленческие библиотечно-досуговые центры, модельные библиотеки.

В 2006 г. приведен в действие закон РФ № 131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», установивший полную организационную и финансовую самостоятельность муниципальных образований, которые обязаны обеспечивать население, в том числе, и библиотечным обслуживанием. В результате органы местного самоуправления самостоятельно могут решать многие вопросы управления муниципальными библиотечными учреждениями, такие как создание или ликвидация библиотек, принятие и утверждение их уставов, определение целей, задач и т. п. Однако нормы закона применяются не всегда корректно в деятельности муниципальных образований. Так, передача управленческих, имущественных и финансовых обязательств поселениям, муниципальным районам или городским округам приводит к тому, что из-за недостаточности местных бюджетов во многих муниципальных образованиях происходит не только сокращение численности муниципальных библиотек, но и изменение структуры и содержания их работы. Не во всех муниципальных образованиях достигнута оптимизация сети библиотек с точки зрения доступности для населения.

В соответствии с ФЗ № 131 произошло создание в сельской местности поселений как основной административно-территориальной единицы (не менее 1 тыс. жителей в поселении, если меньше, то создается сельский населенный пункт в составе поселения).Этот административный момент имеет решающее значение для сельских ЦБС. Наличие у каждого поселения администрации со своим бюджетом предполагает децентрализацию ранее единого бюджета сельского административного района, что позволяло иметь единую ЦБС на весь район.

Как следствие, в настоящее время велика доля децентрализации библиотечной системы в сельской местности, закрытие отдельных библиотек, сокращение их деятельности в результате уменьшения штатов, финансирования.

Варианты ЦБС в сельской местности:

1) сохранение ЦБС на основе договоров отдельных библиотек (их поселенческой администрации) с ЦРБ;

2) объединение общедоступных муниципальных библиотек со школьными библиотеками;

3) вхождение общедоступных муниципальных библиотек в единый культурно-досуговый комплекс совместно с клубами;

4) активное использование нестационарных форм обслуживания.

В настоящее время наблюдается активная деятельность в поддержку сельских библиотек в форме общероссийских и региональных акций: проведение съездов сельских библиотекарей (в ноябре 2009 г. в Брянске состоялся первый Всероссийский съезд сельских библиотекарей), «круглых столов», научно-практических конференций; организация движения «Содружество павленковских библиотек», конкурсов проектов; осуществление программы «Сельская библиотека» Министерством культуры РФ и Некоммерческим фондом «Пушкинская библиотека», Институтом «Открытое общество»; создание модельных библиотек в ряде регионов страны.

 

4.5. Сельские модельные библиотеки как вид библиотечных учреждений

В федеральной целевой программе «Культура России. 2006–2011 гг.» реализуется крупный проект «Создание модельных сельских библиотек» В целях повышения уровня информационной обеспеченности и предоставления свободного доступа граждан к информационным ресурсам, совершенствования системы библиотечных услуг населению в сельской местности на базе стационарных библиотек создаются модельные сельские библиотеки, оснащенные самой современной компьютерной техникой, выходом в Интернет, новой литературой на различных носителях. Эта деятельность явилась своеобразным катализатором модернизационных процессов в сельских библиотеках регионов России. Проект позволяет превратить участвующие в нем библиотеки в современные информационно-просветительные центры, создав эталонные образцы.

Цель сельских модельных библиотек – изменить качество жизни сельских жителей, развить у них новые интеллектуальные потребности путем предоставления качественных информационных услуг и таким образом способствовать адаптации сельчан к современным условиям жизни, помочь им найти свое место на рынке труда.

Модельная библиотека может быть успешно создана при условиях: наличие в штате творческих работников; сильного профессионального сообщена района; поддержки библиотеки местными органами самоуправления; наличие соответствующих нормативам помещений и библиотечного оборудования; развитой инфраструктуры села.

Опыт работы модельных библиотек показал высокий уровень их информационного развития в сравнении с другими сельскими библиотеками. Каждая модельная сельская библиотека содержательно отличается ресурсами, приоритетными направлениями деятельности, дизайном. Модельная сельская библиотека является не только культурным, просветительным, досуговым центром, но, прежде всего, полифункциональным социальным учреждением, участвующим в решении огромного спектра проблем повседневной жизни селян. В настоящее время в России насчитывается более 800 модельных библиотек.

 

4.6. Нестационарные формы библиотечного обслуживания

Нестационарное обслуживание – вид обслуживания, обеспечивающий приближение библиотечных услуг к месту жительства, работы, учебы, отдыха, лечения пользователей.

 

В современной практике получили распространение различные формы нестационарного обслуживания.

Библиотечный пункт – территориально-обособленное подразделение библиотеки, организуемое по месту жительства, работы, досуга или учебы пользователей.

Передвижная библиотека –библиотека, меняющая местонахождение по установленному графику с целью обслуживания территориально удаленных от стационарной библиотеки групп населения. Ведет преимущественно абонементное обслуживание. К передвижным библиотекам относятся автобиблиотеки (библиобусы, библиомобили), судовые библиотеки.

Библиомобиль (библиобус) –специально оборудованная и снабженная набором литературы автомашина, предназначенная для организации нестационарного обслуживания пользователей. В настоящее время в России начинается осуществление проекта КИБО (комплекс информационно-библиотечного обслуживания), предусматривающего нестационарное обслуживание удаленных пользователей библиомобилем с принципиально новым технологическим оборудованием. Проект реализуется в рамках федеральной целевой программы «Культура России. 2006–2011 гг.», в разделе «Создание мобильной системы обслуживания населенных пунктов, не имеющих библиотек». В соответствии с этим документом, предусматривается ежегодное приобретение 100 библиомобилей для обслуживания отдельных местностей, не имеющих стационарных библиотек. Реально в 2009 г. изготовлено 6 КИБО, в 2010 – 5. Потребность в КИБО и их аналогах – несколько тысяч единиц, поскольку в России четверть населенных пунктов не имеют стационарных библиотек. В 2010 г. библиомобиль КИБО получен Челябинской областью.

Книгоношество – форма нестационарного обслуживания, применяемая для доставки документов из стационарной или нестационарной библиотеки читателям по месту их жительства, отдыха, лечения. Используется для обслуживания лиц, не имеющих возможности посещать библиотеку: инвалидов, престарелых, а также на договорной основе как платная услуга.

Электронная доставка документа (ЭДД) – предоставление в электронной форме не подлежащих возврату копий, большей частью статей и фрагментов изданий из библиотечного фонда, по электронным каналам связи; поиск документов по каталогам и базам данных, заказ и получение документа осуществляется при минимальном посредничестве библиотеки или же в форме ее участия лишь как держателя документа.

Литература

1. Абрамовских, В. Г. Изменяться, чтобы стать востребованными: Павленковская – значит модельная // Библ. дело. – 2008. – № 18. – С. 39–40.

2. Бартова, С. Ф. Развитие публичных библиотек: миф или реальность (по итогам исследования) / С. Ф. Бартова // Информ. бюллетень РБА. – 2010. – № 54. – С. 91–94.

3. Бойкова, О. Реорганизация сети / О. Бойкова // Библиотека. – 2010. – № 2. – С. 29–32.

4. Ветлицына, И. М. Культура российского села в центре культурной политики страны / И. М. Ветлицына // Библиотековедение. – 2007. – № 2. – С. 19–24.

5. Высоцкая, Е. Проблемы функционирования ЦБС и реорганизация местного самоуправления / Е. Высоцкая // Библиотека. – 2005. – № 11. – С. 12–13.

6. Демченко, Ю. А. Культурологический подход к построению модели библиотеки-музея / Ю. А. Демченко // Библиотековедение. – 2009. – № 2. – С. 26–29.

7. Коробкина, Т. Е. Модель публичной библиотеки для России / Т. Е. Коробкина // Справочник руководителя учреждения культуры. – 2008. – № 9. – С. 81–98.

8. Кузнецова, Т. В. Основные ориентиры развития общедоступных библиотек Санкт-Петербурга до 2015 года / Т. В. Кузнецова // Информ. бюллетень РБА. – 2009. – № 52. – С. 15–19.

9. Кузьмин, Е. И. Состояние и перспективы развития сельских библиотек в Российской федерации / Е. И. Кузьмин, Т. Л. Манилова // Библиотековедение. – 2005. – № 2. – С. 8–13.

10. Манилова, Т. Публичные библиотеки на пороге административных реформ / Т. Манилова // Библ. дело. – 2005. – № 6. – С. 4–7.

11. Манифест Российской библиотечной ассоциации (РБА) о публичной библиотеке // Библиотека. – 2003. – № 2. – С. 34–35.

12. Манифест ЮНЕСКО о публичных библиотеках. 1994 г. // Справочник библиотекаря. – СПб., 2002. – С. 32–35.

13. Матлина, С. Г. «Модельная» – значит образцовая… / С. Г. Матлина // Библ. дело. – 2008. – № 16. – С. 19–20.

14. Матлина, С. Г. Новые смыслы старых понятий: к построению теории библиотечной инноватики / С. Г. Матлина // Библ. дело. – 2007. – № 3. – С. 2–3.

15. Мелентьева, Ю. П. Сельская библиотека и ее читатель в современном социокультурном пространстве села: науч.-практ. пособие / Ю. П. Мелентьева. – М.: Литера, 2009. – 142 с.

16. Мелентьева, Ю. П. Сельская библиотека: проблемы развития и перспективы: науч.-метод. пособие / Ю. П. Мелентьева. – М.: Либерея, 2003. – 96 с.

17. Михнова, И. Б. Библиотека как информационный центр для населения: проблемы и решения / И. Б. Михнова. – М.: Либерея, 2000. – 128 с.

18. Новикова, М. В. Районные будни и праздники: мобильный комплекс информационно-библиотечного обслуживания населения / М. В. Новикова // Библ. дело. – 2010. – № 19. – С. 13–15.

19. Птиченко, О. Надо ли тратить ресурсы на глубинку? Сельские библиотеки Свердловской области в контексте регионального приоритета «Культура» / О. Птиченко // Библиополе. – 2007. – № 12. – С. 23–24.

20. Рожкова, Н. Мы доказали свою надобность. Модельная библиотека как инновационная структура библиотечно-информационного обеспечения села / Н. Рожкова // Библиополе. – 2009. – № 4. – С. 2–8.

21. Стадухина, Е. Модельная: Челябинский вариант / Е. Стадухина // Библиополе. – 2009. – № 10. – С. 18 – 20.

22. Стельмах, В. Д. Модельная сельская библиотека: модный бренд или проектирование будущего? / В. Д. Стельмах, М. А. Веденяпина // Современная б-ка. – 2010. – № 1. – С. 11–17.

23. Тищенко, М. Н. Общедоступные (публичные) библиотеки в системе местного самоуправления: практ. пособие / М. Н. Тищенко. – СПб.: Профессия, 2006. – 367 с. – (Серия «Библиотека»).

24. Тищенко, М. Н. Реорганизация ЦБС: проблемы и перспективы / М. Н. Тищенко // Библ. дело. – 2005. – № 3. – С. 8–11.

 

Вопросы для самопроверки

1. Охарактеризуйте ЦБС общедоступных библиотек как особое библиотечное учреждение.

2. Назовите основные подходы к организации сети общедоступных (публичных) муниципальных библиотек.

3. Охарактеризуйте организацию обслуживания городского населения общедоступными (публичными) муниципальными библиотеками.

4. Охарактеризуйте организацию обслуживания сельского населения общедоступными библиотеками.

5. Выполните анализ ЦГБ и ЦРБ, городского и сельского филиала как видов библиотечных учреждений.

6. Охарактеризуйте проект «Модельные сельские библиотеки».

7. Назовите и охарактеризуйте основные нестационарные формы библиотечного обслуживания.

8. Охарактеризуйте КИБО как перспективную форму нестационарного библиотечного обслуживания.

 

 

5. ОРГАНИЗАЦИЯ БИБЛИОТЕЧНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ

ДЕТЕЙ И МОЛОДЕЖИ

 

5.1.Организация библиотечного обслуживания детей

Дети – социально-демографическая группа населения в возрасте до 14 лет (по документам ИФЛА – до 13 лет).В качестве пользователей библиотек они требуют учета особых психолого-педагогических, информационных и социальных параметров.

Актуальность детских библиотек и библиотечного обслуживания детей определена следующими факторами:

1) падение интереса детей к книге, чтению в условиях конкуренции с телевидением, компьютерами, новыми формами досуга, электронного, как правило (интернет-клубы, игровые автоматы и др.);

2) обострение морально-нравственных и педагогических проблем воспитания детей.

Следовательно, библиотечное обслуживание детей должно стать привлекательным для них (что должно отразиться в комфортности обслуживания, в создании особой специализированной среды, в наличии персонала с соответствующей подготовкой, в высоком качестве мероприятий и др.).

Нормативно-законодательное обеспечение библиотечного обслуживания детей составляют:

1) Федеральный закон о библиотечном деле и региональные законы о библиотечном деле;

2) Руководство для детских библиотек ИФЛА;

3) Руководство для детских библиотек России (РБА, 2009 г.);роРОР

4) Региональные концепции библиотечного обслуживания детей.

Система библиотек, обслуживающих детей:

В зависимости от уровня физического и интеллектуального развития ребенка, его читательского опыта, детей обслуживают библиотеки трех групп:

1) библиотеки, юридически, территориально и организационно недоступные детям (научные, специальные, вузов): обслуживают через посредников (родители, учителя и др.);

2) общедоступные государственные, муниципальные, профсоюзные библиотеки, юридически, территориально и организационно доступные детям: обслуживают их лично и через посредников;

3) специализированные библиотеки для детей, юридически, территориально и организационно предназначенные им.

Организационные формы специализированного библиотечного обслуживания детей различаются по территориальному фактору.

В сельской местности:

1) выделение читательской группы «дети», которая обслуживается вместе с взрослыми в сельской библиотеке (для детей – отдельный фонд детской литературы, отдельный план работы с детьми),

2) создание детского отдела в сельской библиотеке или детской библиотеки в большом селе.

3) ЦРДБ (филиал ЦБС).

4) школьные библиотеки.

5) библиотеки музыкальных школ, домов детского творчества.

В городе:

1) детские отделы в «общих» библиотеках (муниципальных и профсоюзных).

2) детские библиотеки-филиалы ЦБС.

3) ЦГДБ – как филиал единой ЦБС или центральная в ЦБС детских библиотек.

4) школьные библиотеки.

5) библиотеки музыкальных школ, домов детского творчества.

6) библиотеки детских санаториев, больниц

7) областные детские библиотеки (ОДБ).

8) Российская государственная детская библиотека (РГДБ).

Детские библиотеки как специализированные библиотечные учреждения

Детская библиотека (ДБ) – библиотека, осуществляющая обслуживание детей (до 14 лет) и воспитателей.

ДБ – это библиотека с доступной для ребенка специализированной информационной средой, т. е. обладающая комплексом библиотечно-библиографических ресурсов специфически детского характера: фонд, МТБ, СПА, игровые атрибуты оформления приближены к интеллектуальным и физическим возможностям детей.

 

Учредителями специализированных ДБ выступают Министерство культуры РФ (РГДБ), органы управления субъектов РФ (государственные детские библиотеки: республиканские, краевые, областные), органы местного муниципального управления (общедоступные (публичные) детские библиотеки), профсоюзные комитеты организаций (профсоюзные детские библиотеки).

Самая большая сеть ДБ – государственные и муниципальные, в их числе: Российская государственная детская библиотека (РГДБ), республиканские, краевые ДБ, центральные детские библиотеки ЦБС, детские библиотеки-филиалы ЦБС.

В соответствии с Руководством РБА для детских библиотек России, доступное размещение специализированных детских библиотек реализуется посредством реализации предлагаемых нормативов:

– в городах с населением до 50 тыс. жителей – как минимум одна ДБ;

– в городах с населением 50 тыс. жителей и более – одна ДБ на 4-7 тыс. учащихся и дошкольников;

– в городах и городских округах, имеющих районное деление, ДБ должна быть в каждом административном районе;

– в населенных пунктах сельских поселений – одна ДБ на каждую тысячу жителей;

– в районах крайнего севера и приравненных к ним местностях, регионах Дальневосточного Федерального округа учитывается удаленность населенных пунктов сельских поселений от административного центра до 3 км и более 3 км.

Пользователи ДБ составляют около 60 % всех детей, 1/3 общего количества пользователей государственных и муниципальных библиотек страны, книговыдача детских библиотек – 37 % общей книговыдачи общедоступных (публичных) библиотек.

Задачи ДБ как особого вида учреждений:

1) привлечение к чтению всех детей;

2) организация системного по содержанию, систематическогопо продолжительности чтения детей;

3) формирование гармонически развитой личности.

Миссия библиотек, обслуживающих детей, состоит в создании среды развития детей, отвечающей их возрастным, социокультурным и индивидуальным особенностям через чтение, печатные, аудиовизуальные и электронные документы (Из Концепции обслуживания детей и юношества государственными и муниципальными библиотеками Свердловской области, 2003).

Структура отделов обслуживания ДБоснована на возрастных особенностях детей: создаются отделы для детей младшего возраста (0–4 кл.), среднего школьного возраста (5–8 кл.). Наряду с этим, в структуре ДБ присутствуют видеозалы, медиазалы, «комнаты сказок», игротеки и др.; в центральных детских библиотеках – отделы иностранной литературы, нотно-музыкальные.

Среди ДБ имеются специализированные: например, «История и искусство религии» (филиал № 8 г. Челябинск), по обслуживанию детей-инвалидов с доставкой книг на дом, библиотеки семейного чтения, информационно-библиотечные медиацентры (г. Магнитогорск) и др.

Центральные детские библиотеки

Российская государственная детская библиотека (РГДБ): библиотекафедерального значения (учредитель – Министерство культуры РФ), научный, методический и координационный центр всех российских ДБ и библиотек, обслуживающих детей, центр информационно-библиотечного обслуживания детей России.

Областные (республиканские) ДБ: государственные (учредители – органы государственной власти и управления субъектов РФ), научные, методические и координационные центры всех ДБ и библиотек, обслуживающих детей данного региона, центры информационно-библиотечного обслуживания детей региона.

Центральные городские (районные) детские библиотеки (ЦГДБ, ЦРДБ): муниципальные (учредители – органы местного самоуправления), методические и координационные центры всех ДБ и библиотек, обслуживающих детей данного города (района), центры информационно-библиотечного обслуживания детей города (района).

5.2.Организация библиотечного обслуживания молодежи

Юношество (молодежь) – социально-демографическая группа населения в возрасте от 14 до 25 лет.Действительная аудитория пользователей юношеских библиотек гораздо шире по возрасту, что отразилось в настоящее время в практике использовании слова«молодежь» вместо «юношество» для наименования этой категории читателей.В качестве пользователей библиотек, как и дети, также требуют учета особых психолого-педагогических, информационных и социальных параметров, что связано, в первую очередь, с выбором профессии, с первичной профадаптацией, военной службой, решением важнейших морально-нравственных проблем и др., приходящимися на этот жизненный период. Этими же факторами определяется повышение значения юношеских библиотек и библиотечного обслуживания юношества в настоящее время. Современные факторы социальной жизни (расширение влияния новых электронных технологий, психологическая напряженность, негативные последствия экономического кризиса и др.) актуализируют значение библиотечного обслуживания молодежи как способа их информационно-культурной стабилизации и социализации.

Миссия библиотек, обслуживающих юношество, состоит в содействии социализации личности молодых читателей, их информационной защите, оказании помощи в решении жизненных задач.

Нормативно-законодательное обеспечение библиотечного обслуживания молодежи реализуется Федеральным и региональными законами о библиотечном деле, Руководством ИФЛА по библиотечному обслуживанию юношества (1996 г.), Модельным стандартом деятельности юношеской библиотеки, разработанным РБА (2004), региональными концепциями обслуживания юношества.

Организационные формы специализированного библиотечного обслуживания молодежи:

1) учебные библиотеки (школьные, профессиональных учебных заведений – училищ, ссузов, вузов).

2) общедоступные библиотеки для взрослых:

– выделение читательской группы «молодежь» на общем абонементе сельских, районных библиотек (фонд отдельно не выделяется, отдельно планируется работа и ведется ее учет);

– создание кафедры для обслуживания молодежи в общедоступной (публичной): (обслуживание осуществляет отдельный сотрудник);

– создание юношеского абонемента (отделения) в общедоступной (публичной) библиотеке (работают не менее 2 библиотекарей, имеется подсобный фонд, желательно отдельное помещение);

– создание юношеского отдела (филиала) (выделение абонемента с книжным фондом, читального зала с фондом на всех видах носителей и помещения для проведения массовых мероприятий; размещение в отдельном помещении, по возможности недалеко от библиотеки, при которой он был создан).



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: