специализированные юношеские библиотеки.




Юношеская библиотека (ЮБ) – библиотека универсального профиля, обслуживающая пользователей в возрасте от 14 лет, а также всех интересующихся проблемами молодежи.

 

Специализированная ЮБ – культурно-просветительное и информационное учреждение, способствующее процессу социализации и воспитания молодого человека посредством создания условий для обеспечения его общеобразовательного, культурного развития, организации досуга и межличностного общения.

Всего в стране 54 самостоятельных юношеских библиотек, среди них 9 объединенных библиотек для детей и юношества.

Учредителями специализированных ЮБ выступают Министерство культуры РФ (РГБМ), органы управления субъектов РФ (государственные юношеские библиотеки: республиканские, областные, краевые), органы местного муниципального управления (общедоступные публичные библиотеки).

Структура специализированного библиотечного обслуживания юношества (виды специализированных юношеских/молодежных библиотек)

Федеральный уровень

Российская государственная библиотека для молодежи – РГБМ (до 2009 г. именовалась Российской государственной юношеской библиотекой – РГЮБ): федерального значения (учредитель – Министерство культуры РФ), научный, методический и координационный центр всех юношеских (молодежных) библиотек и библиотек, обслуживающих молодежь, центр информационно-библиографического обслуживания молодежи России. Создана в 1966 г. на базе филиала ГПИБ как ГРЮБ РСФСР. Сегодня: 90 % книговыдачи – учебная литература; наблюдается «взрыв» числа пользователей; в структуре, помимо традиционных отделов, видеозал, компьютерный зал.

Региональный уровень

Областные (республиканские, краевые) юношеские (молодежные) библиотеки (ОЮБ): государственные (учреждены органами власти и управления субъектов РФ), научные, методические и координационные центры всех ЮБ и библиотек, обслуживающих молодежь, данного региона, центры информационно-библиографического обслуживания молодежи региона, центры информационного содействия региональным организациям по вопросам работы с молодежь.

На примере Челябинской ОЮБ, созданной в 1968 г., структура библиотек этого вида: директор, заместитель по общим вопросам, заместитель по хозяйственной части, абонемент с сектором массовой работы, читальный зал с сектором периодики, отдел литературы по искусству с видеосектором, информационно-библиографический отдел с сектором правовой информации, отдел новых библиотечных технологий с сектором мультимедийных технологий и интернет-сектором, организационно-методический отдел, отдел комплектования и обработки документов.

Если в регионе отсутствует специализированная юношеская или детско-юношеская библиотека, то желательны юношеские отделы в универсальных научных библиотеках или методист-координатор в методической структуре подобной библиотеки.

Муниципальный уровень

1) городские юношеские (молодежные) библиотеки – библиотеки-филиалы ЦБС.

2) юношеские отделы (отделения), кафедры, абонементы в библиотеках-филиалах городских ЦБС.

Актуальные направления работы юношеских (молодежных) библиотек

1) деятельность как информационных центров по проблемам молодежи;

2) пропаганда литературы (особенного внимания требует художественная классика, история, экономика, страноведение; естественные науки; граждановедение);

3) изучение информационных потребностей молодежи;

4) создание в библиотеках условий для духовного роста, самообразования и самовоспитания;

5) сотрудничество со школьными библиотеками;

6) координация и кооперация работы с молодежными организациями (экологическими, правоохранительными, политическими, спортивными; учебными заведениями; военными частями; краеведческими, музыкальными, писательскими организациями);

7) получение грантов в реализации программ по работе с социально-незащищенными группами молодежи, с инвалидами;

8) создание психологических, социологических служб и «телефонов доверия»;

9) создание специализированных молодежных филиалов ЦБС;

10) повышение престижа библиотек с помощью рекламы, посредством СМИ.

Литература

1. Голубева, Н. Л. Функции детской библиотеки как института инкультурации личности / Н. Л. Голубенка // Библиотековедение. – 2007. – № 1. – С. 24–28.

2. Ивашина, М. В. Актуальная библиотека для нового поколения / М. В. Ивашина // Юношеские б-ки России: информ. вып. / Рос. гос. юношеск. б-ка. – М., 2006. – Вып. 4 (№ 39). – С. 55–58.

3. Кисловская, Г. А. Дети ждать не могут: об особенностях обслуживания юных читателей / Г. А. Кисловская, Н. В. Бубекина // Библ. дело. – 2010. – № 16. – С. 2–6.

4. Кузнецова, Т. Я. Смена культурной парадигмы / Т. Я. Кузнецова // Библ. дело. – 2008. – № 5. – С. 30–32.

5. Модельный стандарт деятельности юношеской библиотеки // Информ. бюллетень РБА. – 2004. – № 36. – С. 7–25.

6. Овчинникова, Ю. В. Перспективы развития библиотечного обслуживания юношества / Ю. В. Овчинникова // Юношеские б-ки России: информ. вып. / Рос. гос. юношеск. б-ка. – М., 2006. – Вып. 1 (№ 36). – С. 9– 22.

7. Панова, Т. Д. Экономим на детях, или кто заступится за самых маленьких / Т. Д. Панова // Библ. дело. – 2007. – № 2. – С. 41–42.

8. Проблемы юных читателей и пути их решения // Библ. дело. – 2004. – № 1. – С. 29–31.

9. Руководство для детских библиотек [ИФЛА] // Библиотека. – 2005. – № 5. – С. 71–73.

10. Руководство для детских библиотек России // Информ. бюллетень РБА. – 2010. – № 54. – С. 7–25.

11. Руководство ИФЛА по библиотечному обслуживанию юношества (1996 г.).

 

Вопросы для самопроверки

1. Охарактеризуйте систему библиотек, обслуживающих детей.

2. Дайте характеристику детской библиотеки как вида библиотечного учреждения.

3. Охарактеризуйте центральные детские библиотеки.

4. Охарактеризуйте систему библиотек, обслуживающих молодежь.

5. Проанализируйте миссию библиотек, обслуживающих молодежь.

6. Охарактеризуйте центральные юношеские (молодежные) библиотеки.

6. УНИВЕРСАЛЬНЫЕ НАУЧНЫЕ БИБЛИОТЕКИ

6.1.Понятие «научная библиотека»

Научная библиотека – библиотека, удовлетворяющая информационные потребности, связанные с научной деятельностью, подготовкой кадров специалистов и ведущая научную работу по изучению и раскрытию библиотечных фондов на основе специально сформированного фонда, СПА, имеющая кадры высокой квалификации.

Научная библиотека – библиотека, имеющая статус научно-исследовательского учреждения, занимающаяся НИР в области библиотечного дела.

Таким образом, научная библиотека содействует научной деятельности пользователей, а также непосредственно сама занимающаяся научной деятельностью.

Задачи научных библиотек:

1) обеспечение максимально полной и оперативной информацией научных коллективов и отдельных пользователей;

2) разработка теоретических проблем библиотековедения, библиографоведения и книговедения.

Типообразующая функция научных библиотек – содействие научно-исследовательской деятельности пользователей.

Виды научных библиотек

I. По характеру научно-вспомогательной деятельности различают:

1) универсальные научные библиотеки, организующие информационно-библиотечное обслуживание универсального состава пользователей – ученых и специалистов;

2) специальные научные библиотеки, организующие информационно-библиотечное обслуживание определенных категорий ученых и специалистов.

II. По значимости в системе научных библиотек различают:

1) общероссийские научные библиотеки, в. т. ч. национальные;

2) региональные научные библиотеки;

3) отраслевые научные библиотеки;

4) локальные научные библиотеки (отдельных вузов, предприятий).

III. По ведомственной принадлежности:

1) федеральные научные библиотеки (учрежденные органами государственной власти и управления РФ);

2) государственные научные библиотеки (учрежденные органами государственной власти и управления субъектов РФ);

3) муниципальные научные библиотеки (учрежденные органами местного самоуправления; в настоящее время имеются единичные случаи муниципальных научных библиотек, например – Центральная универсальная научная библиотека им. Н. А. Некрасова (ЦУНБ) г. Москвы, ЦГБ г. Ижевска).

 

 

6.2. Универсальные научные библиотеки (УНБ) как вид библиотек

УНБ – научная библиотека с универсальным составом типообразующих функций при явном приоритете функции содействия научно-профессиональной деятельности пользователей.

 

«Универсальность» УНБ состоит в универсальности их функций, фонда, состава пользователей, книговыдачи, структуры.

Группы пользователей УНБ: научные работники, занятые теоретическими исследованиями (сотрудники НИИ, преподаватели вузов), специалисты производства, преподаватели специальных учебных заведений, руководители предприятий, студенты вузов, административно-управленческий персонал региона, пользователи, занимающиеся углубленным самообразованием.

Виды УНБ

По статусу государственного значения:

1) национальные;

2) регионального значения (областные, республиканские: всего в РФ 85 подобных библиотек).

II. По ведомственной принадлежности:

1) федеральные (РГБ, РНБ, Президентская библиотека им. Б. Н. Ельцина, Парламентская библиотека РФ, библиотека Администрации Президента РФ);

2) государственные библиотеки.

III. По территориальному статусу:

1) всероссийские;

2) республиканские (в составе РФ);

3) краевые;

4) областные.

6.3. Областные универсальные научные библиотеки (ОУНБ)

ОУНБ занимают ведущее место по количеству в системе УНБ (по характеристикам очень близки к краевым, республиканским в составе РФ). Исторически ОУНБ заменили бывшие губернские библиотеки, большинство из которых возникло в конце XIX века. Так, датой основания нынешней ЧОУНБ является 1898 год, СОУНБ им. В. Г. Белинского – 1899 год.

До середины XX века нынешние ОУНБ развивались как крупнейшие массовые библиотеки городов, начиная с 1960-х годов получают принципиально новое развитие: начали получать платный обязательный экземпляр, рост фондов привел структуризации: возникли патентно-технические отделы, иностранной литературы, обслуживания работников сельского хозяйства, музыкально-нотные. В результате качественных изменений в начале 1980-х годов эти библиотеки получили статус научных библиотек.

В настоящее время ОУНБ – ведущие государственные библиотеки регионов. В качестве универсальных библиотек, ориентируясь на приоритет содействия научно-профессиональной деятельности пользователей, они выполняют значительную работу по общему развитию пользователей в направлении пропаганды лучших образцов науки и культуры.

Видовые особенности ОУНБ:

1) являются единственными научными библиотеками универсального профиля в регионе;

2) областной центр информационно-библиотечного обслуживанияпользователей: как правило, самое большое число пользователей среди библиотек региона, самая большая посещаемость;

3) региональный центр МБА и книгообмена;

4) региональное книгохранилище (большой фонд, его уникальный состав за счет обязательного местного и всероссийского экземпляров, депозитарий);

5) информационно-библиографический центр области;

6) информационный центр региона по проблемам культуры и искусства.

7) организационно-методический центр региональной библиотечной отрасли: создание регионального библиотечного законодательства, координационно-методическая работа;

8) региональный библиотековедческий центр;

9) центр краеведческой работы в регионе.

Функции и видовые особенности отражены в структуре ОУНБ: типовой структуры ОУНБ нет, она гибкая – отражает особенности данной библиотеки и региональную библиотечную специфику. Так, структуру СОУНБ им. В. Г. Белинского составляют административный отдел в составе директора, заместителей директора по фондам, научной и методической деятельности, по новым технологиям, по библиотечным технологиям; а также такие функциональные отделы как комплектования, фондов и обслуживания, регистрации читателей и библиотечной статистики, редких книг и дореволюционных изданий, литературы на иностранных языках, региональные центры корпоративной каталогизации, сохранности и безопасности фондов, доставки документов и МБА, депозитарного хранения документов, Уральский региональный центр французского языка.

Принципиальные изменения в деятельности современных ОУНБ:

1) увеличение масштабов деятельности по всем параметрам;

2) радикальное техническое перевооружение;

3) изменение технологий обслуживания: возможности предоставления разных видов информационных ресурсов и услуг;

4) изменение приоритетов обслуживания вследствие изменения состава пользователей и характера их запросов, методики их изучения и отслеживания;

5) значительное внимание отраслевой профессиональной науке;

6) собственная издательская деятельность.

Наиболее острой проблемой, затрудняющей развитие многих ОУНБ, в настоящее время является их недостаточное материально-техническое обеспечение, в результате чего здания и помещения библиотек не отвечают современным задачам комфортного обслуживания читателей и хранения фондов.

 

6.4. Национальные библиотеки России

В соответствии с ГОСТ 76.0-99 «Информационно-библиотечная деятельность, библиография: термины и определения», национальная библиотека – библиотека, которая в рамках национальной (государственной) библиотечно-информационной системы выполняет особые функции:

1) получение обязательного экземпляра документной печатной [и электронной] продукции страны;

2) ее каталогизация и обеспечение сохранности;

3) оказание централизованных информационно-библиотечных услуг читателям;

4) обеспечение сохранности и пропаганда национального культурного наследия;

5) проведение государственной политики в области информационной культуры;



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: