к уровням освоения программы




Готовясь к зачёту, магистрант должен четко понимать, что для того, чтобы ответ считался зачтённым, ему недостаточно просто рассказать о взглядах того или иного представителя политико-правовой мысли. Полный ответ на поставленный в билете вопрос состоит из нескольких частей:

I вариант. Вопрос, предполагающий изложение идей одного философа:

1. Краткий обзор исторической ситуации в период, к которому относится учение мыслителя.

2. Если он принадлежит к какому-либо политико-правовому направлению, то магистранту необходимо дать определение термина, характеризующего это направление (например, схоластика, ереси, Возрождение, Просвещение, стяжательство/не­стя­жа­тельство, западничество/славя­но­филь­с­т­во, консерватизм, либерализм, социализм, анархизм, позитивизм, евразийство и так далее).

3. Небольшая биографическая справка о философе (3-4 фразы).

4. Изложение самого политико-правового учения:

1) происхождения, сущности, форм, принципов устройства, задач и социального назначения государства;

2) происхождения, содержания, источников и основных принципов действия права;

3) закономерностей их развития;

4) механизмов формирования и способов реализации власти;

5) принципов составления и применения законов;

6) соотношения морали, права, закона, государства, власти, личности и общества.

5. В заключении делается вывод, в котором указывается, что нового внес автор в мировую политико-правовую мысль, какие разработанные до него идеи он развивал – в чем другими словами преемственность и новизна его учения.

 

II вариант. Вопрос, предполагающий характеристику политико-правового направления в философской мысли:

1. Краткий обзор исторической ситуации в период, к которому относится рассматриваемое направление в политико-правовой мысли.

2. Определение термина, характеризующего это направление (например, схоластика, ереси, Возрождение, Просвещение, стяжательство/нестяжательство, западничество/славя­но­филь­ство, консерватизм, либерализм, социализм, анархизм, позитивизм, евразийство и так далее).

3. Если вопрос предполагает характеристику данного направления относительно одной отдельно взятой страны, то надо отметить его национальные особенности. Если же вопрос стоит таким образом, что рассматриваются взгляды мыслителей, представляющих одно направление, но живущих в разных государствах, то и здесь также необходимо показать национальные особенности этого течения.

4. Перечисление нескольких мыслителей, чьи взгляды традиционно относят к этому направлению.

5. Поочередное изложение взглядов представителей политико-правового течения:

1) Небольшая биографическая справка о философе (3-4 фразы).

2) Изложение самого политико-правового учения:

а) происхождения, сущности, форм, принципов устройства, задач и социального назначения государства;

б) происхождения, содержания, источников и основных принципов действия права;

в) закономерностей их развития;

г) механизмов формирования и способов реализации власти;

д) принципов составления и применения законов;

е) соотношения морали, права, закона, государства, власти, личности и общества.

3) Делается небольшой вывод, в котором указывается, что нового внес автор в мировую политико-правовую мысль, какие разработанные до него идеи он развивал – в чем другими словами преемственность и новизна его учения.

6. В заключении делается сравнительный анализ взглядов философов, в котором указываются коротко, практически в назывном порядке, различия и сходства в их видении указанных выше вопросов.

 

5. Фонды оценочных средств

5.1. Примерные вопросы к зачёту:

1. Предмет, методы и периодизация истории политических и правовых учений. Понятие и структура политических и правовых учений.

2. Общая характеристика политико-правовых идей Древнего Востока.

3. Основные правовые идеи Древней Индии (брахманизм и буддизм).

4. Государственно-правовая мысль Древнего Китая (конфуцианство, легизм).

5. Общая характеристика политико-правовой мысли Древней Греции.

6. Платон о праве, идеальном государстве и обществе.

7. Идея правового государства у Аристотеля.

8. Общая характеристика римской юриспруденции.

9. Цицерон об обществе, законах и государстве.

10. Общая характеристика средневековой политико-правовой мысли.

11. Теологическая концепция государства и права (А. Августин и Ф. Аквинский).

12. Правовые школы: особенности средневековой юриспруденции.

13. Н. Макиавелли о государстве и власти.

14. Теория государственного суверенитета Ж. Бодена.

15. Русская правовая и государственно-политическая концепция IX – XVII вв.

16. Внутрицерковная дискуссия нестяжателей и иосифлян: сравнительный анализ.

17. Концепции Филофея «Москва – III Рим».

18. Иван IV Грозный и Андрей Курбский о самодержавии и государстве.

19. Общая характеристика политико-правовых учений Нового времени.

20. Концепции естественного права и общественного договора у Гроция и Спинозы: сравнительный анализ.

21. Идея общественного договора и естественного права Т. Гоббса.

22. Дж. Локк о естественном праве, законах и государстве.

23. Учение Ш. Монтескье о государстве и праве.

24. Ж.Ж. Руссо о народном суверенитете.

25. Политико-правовые учения Ч. Беккариа и его трактат «О преступлениях и наказаниях».

26. В.Н. Татищев об общественном договоре и «просвещенной» монархии.

27. Учение С.Е. Десницкого о государстве и праве.

28. Англосаксонская модель консерватизма XIX века (Э. Бёрк).

29. Евроконтинентальный консерватизм: Ж. де Мёстр и Л. де Бональд.

30. Государство, право и мораль в учении И. Канта.

31. В. Гегель о праве, государстве и гражданском обществе.

32. Государственно-правовая теория исторической школы права.

33. Либеральная идеология XIX – начала XX вв.

34. Утилитаризм И. Бентама.

35. Социальный либерализм Дж. Милля и Л. Штейна: сравнительный анализ.

36. Государственно-правовая концепция Б. Констант.

37. Континентальный либерализм А. де Токвиля.

38. Юриспруденция марксизма.

39. Общая характеристика социологического и юридического позитивизма (от древнекитайского легизма к Г. Харту).

40. Англосаксонский юридический позитивизм (Дж. Остин).

41. Европейский юридический позитивизм (К. Бергбом и А. Эсмен).

42. «Реалистическая» теория права Р. Иеринга.

43. Славянофилы и западники: политико-правовая дискуссия.

44. Неоконсерватизм Л.А. Тихомирова.

45. М.М. Сперанский о форме государства, власти, праве и свободе.

46. «Охранительный» либерализм Б.Н. Чичерина.

47. Политико-правовые взгляды П. Н. Милюкова.

48. Общая характеристика анархической идеологии.

49. Анархическая концепция М.А. Бакунина.

50. Проблема государства и права в анархической концепции П.А. Кропоткина.

51. Российская концепция юридического позитивизма (Г.Ф. Шершеневич).

52. Общая характеристика политико-правовых теорий XX века.

53. Теория солидаризма Л. Дюги.

54. Школа «свободного права» Е. Эрлиха.

55. Институционализм М. Ориу.

56. Школа «социологической юриспруденции» Р. Паунда.

57. «Чистое учение о праве» Г. Кельзена.

58. Аналитическая юриспруденция Г. Харта.

59. Фашизм и нацизм о государстве и праве.

60. Движение «зелёных» и их программно-политические требования.

61. Политико-правовая мысль Китая в XX веке (Сунь Ятсен и Мао Цзэдун).

62. Политико-правовые идеи Индии в XX веке (Махатма Ганди).

63. «Революционная теория права» СССР.

64. Государство и право в работах В.И. Ленина.

65. Психологическая теория права Л. Петражицкого.

66. Государственно-правовые идеи евразийцев.

67. Религиозно-правовая философия Н.А. Бердяева.

68. Теория государства и национального правосознания И.А. Ильина.

69. Становление исламской политико-правовой мысли: периодизация, течения и мазхабы, секты.

70. Проблемы фикха и усуль аль-фикха (основ фикха).

71. Проблемы государствопонимания в шариате.

72. Радикальные организации: причины появления, идеология, расхождение с шариатом.

 

5.2. Тесты для текущего самоконтроля:

1) Что является предметом истории политических и правовых учений.

2) Понятие «политическое » расходится по содержанию с термином «государственное » и было сформулировано:

а) Аристотелем;

б) Цицероном;

в) Ф. Аквинским;

г) Б. Спинозой.

3) Термин «государство » был введён в научный оборот:

а) Аристотелем;

б) Макиавелли;

в) Филофей;

г) Гроций.

4) Перечислите основные методы, используемые историей политических и правовых учений как дисциплиной.

5) Назовите восемь основных принципов организации общества по Платону.

6) Укажите принципы классификации политических режимов Аристотелем и Платоном.

7) Расположите в порядке убывания от самой лучшей до самой худшей формы госу­дар­с­т­венного устройства согласно Аристотелю:

а) монархия;

б) олигархия;

в) полития;

г) демократия;

д) тирания;

е) аристократия.

8) Кто из греческих философов считал, что политика - царское искусство, требующее знания и умения управлять людьми:

а) Сократ;

б) Платон;

в) Аристотель.

9) Кому принадлежит идея о создании государственной религии:

а) Солон;

б) Сократ;

в) Платон;

г) Аристотель.

10) Политическое правление по Аристотелю - это правление:

а) людей;

б) закона;

в) богов.

11) Право Аристотель называл:

а) демократическим правом;

б) политическим правом;

в) аристократическим правом;

г) олигархическим правом.

12) Кто из античных философов первым говорил о семье, как первоначальной ячейке общества:

а) Сократ;

б) Платон;

в) Аристотель;

г) Цицерон.

13)Концепция «идеального общества »принадлежит:

а) Горгию;

б) Платону;

в) Протагору.

14)По мнению Аристотеля, полития как лучшая форма государства соединяет в себе лучшие стороны:

а) олигархии и тирании;

б) олигархии и демократии;

в) демократии и тирании;

г) демократии и аристократии.

15)Платон считал, что идеальное государство как правление лучших - это:

а) олигархия;

б) полития;

в) демократия;

г) аристократия;

д) царская власть.

16) Где возникла наука юриспруденция:

а) в Древнем Китае;

б) в Древней Индии;

в) в Древней Греции;

г) в Древнем Риме.

17) Раннехристианские ереси, возникшие в IV-V в.в. н.э., назывались:

а) арианство, несторианство, донатизм;

б) богомильство, патарены, вальденсы;

в) тиссарены, альбигойцы.

18) Автором работы «О граде Божием» является:

а) Фома Аквинский;

б) Марсилий Падуанский;

в) Аврелий Августин;

г) Ирнерий.

19) Четыре вида законов (вечный, естественный, человеческий и божественный) в своём учении обосновывал:

а) Фома Аквинский;

б) Марсилий Падуанский;

в) Николо Макиавелли;

г) Ирнерий.

20) Течение, отступающее от официально одобренных догматов, получило название:

а) ортодоксальное;

б) ересь;

в) софистика.

21) Идея о государстве, построенном не по божественному промыслу или естественному закону, а по предначертаниям разума, была сформулирована:

а) в раннехристианских ересях;

б) ренессансных утопиях;

в) в ведических традициях;

г) в средневековых ересях.

22) Основателем школы глоссаторов в Болонье является:

а) Фома Аквинский;

б) Ян Гус:

в) Ирнерий;

г) Борджиа.

23) Идея божественного сотворения мира принадлежит:

а) древнегреческой мысли;

б) древнеримской мысли;

в) средневековой мысли;

г) политико-правовой мысли эпохи Возрождения.

24) Учение, господствовавшее в Европе в средние века:

а) рационализм;

б) гуманизм;

в) схоластика.

25)Первым самодержавие и самовластие разграничил:

а) Филофей;

б) Ф. Карпов;

в) И. Пересветов;

г) И. Тимофеев.

26)Зиновий Оттенский придерживался идеи:

а) абсолютной монархии;

б) сословно-представительной монархии;

в) республики.

27)Идея о форме выражения и роли общественного мнения принадлежит:

а) Ф. Косому;

б) Ф. Карпову;

в) 3иновию Оттенскому;

г) И. Тимофееву.

28) Стяжательство - это....

29)По мнению Б. Спинозы, наилучшей формой правления является:

а) сословная монархия;

б) абсолютизм;

в) демократия;

г) республика.

30)Сторонником эгалитаризма был:

а) Монтескье;

б) Мабли;

в) Руссо;

г) Томазий.

31) Известный мыслитель эпохи Просвещения, утверждающий соответствие законов и организации государственной власти географическим фактором и физическим свойствам страны, её положению и размерам, климату и т.п.:

а) Т. Гоббс;

б) Ж.-Ж. Руссо;

в) Ш. Монтескье;

г) Морелли.

32) Государство учреждается людьми для того, чтобы с его помощью покончить с «войной всех против всех» – утверждал:

а) Т. Гоббс;

б) Г. Гроций;

в) Морелли.

33) Источником права является качество, отличающее людей от животных и выраженное в стремлении к общению, притом мирскому, организованному, согласованному с требованиями разума:

а) Б. Спиноза;

б) Г. Гроций;

в) Дж. Локк;

г) Т. Гоббс.

34)Первым естественную и политическую свободу разграничил:

а) Руссо;

б) Монтескье;

в) Дж. Локк;

г) Г. Гроций.

35)Первым о различии между правом и моралью заявил:

а) Гроций;

б) Гоббс;

в) Монтескье;

г) Томазий.

36) Автором трактата «Об общественном договоре, или принципы политического права» является:

а) Локк;

б) Руссо;

в) Монтескье.

37) Отрицали частную собственность представители:

а) голландской школы Просвещения;

б) английской школы Просвещения;

в) немецкого консерватизма эпохи Просвещения;

г) французского социализма.

38) Государство - результат гражданской сделки, где обе стороны (правители и народ) определяли свои права и обязанности по отношению друг к другу:

а) Спиноза;

б) Монтескье;

в) Руссо.

39)Против системы выборов, как противоречащей принципу равенства, выступал:

а) Бабеф;

б) Руссо;

в) Морелли.

40) Представителями немецкого консерватизма эпохи Просвещения были:

а) Лейбниц, Гроций, Ньютон;

б) Спиноза, Локк, Гоббс;

в) Пуффендорф, Томазий; Вольф.

41) Купечество – единственное сословие в России, которое может заниматься торговлей:

а) Ф. Прокопович;

б) В.Н. Татищев;

в) И.С. Посошков;

г) С.Е. Десницкий.

42) И.Т. Посошков настаивал на введении:

а) подушной подати;

б) земельного налога;

в) прогрессивного налога на землю.

43) Суд у военных должен быть «особливый», воинский, но при одинаковых законов для всех, и подчиняться «единой главной конторе». Так утверждал:

а) Ф. Прокович;

б) И.Т. Посошков;

в) В.Н. Татищев;

г) С.Е. Десницкий.

44) Одной из форм договоров, которые заключают между собой люди, является, по мнению В.Н Татищева:

а) рабство;

б) холопство;

в) крепостное право;

г) позитивное право.

45) О необходимости введения всеобщего образования населения для предотвращения различных конфликтов первым в XVIII в. писал:

а) Ф. Прокопович;

б) В.Н. Татищев;

в) С.Е. Десницкий;

г) И.Т. Посошков.

46)На создании наказательной власти настаивал:

а) И.Т. Посошков;

б) Я.П. Козельский;

в) С.Е. Десницкий;

г) А.Н. Радищев.

47)Автором идеи о равном отношении ко всем народам, нациям и расам был:

а) Г. Гроций;

б) Ш. Монтескье;

в) С.Е. Десницкий;

г) М.М. Сперанский.

48) Автором «Правды воли монаршей во определении наследника державы своей…» является:

а) В.Н. Татищев;

б) Ф. Прокопович;

в) Пётр I;

г) А. Курбский.

49) Право и добродетель (мораль) являются двумя сторонами одной медали, в основе которых лежат одни и те же принципы, – писал:

а) И. Кант;

б) В.Ф. Гегель;

в) Г. Гуго;

г) К. Маркс.

50) Перечислите виды права, которые выделяет И. Кант. Какие принципы легли в основу этой классификации?

51) Договор – не исторический факт, а объяснение того, о чём мы не можем иметь достоверных сведений:

а) Т. Джефферсон;

б) И. Кант;

в) Сен-Симон;

г) В.Ф. Гегель.

52)Впервые в научный оборот понятие гражданское общество ввёл в научный оборот:

а) К. Маркс;

б) И. Кант;

в) В.Ф. Гегель;

г) Б.А. Кистяковский.

53) В.Ф. Гегель выделяет два понятия права:

а) прирождённое и приобретённое;

б) естественное и частное;

в) положительное и публичное;

г) философское и прикладное.

54) Рассуждая о разделении властей, В.Ф. Гегель говорил о:

а) законодательной, исполнительной, судебной;

б) законодательной, судной, гражданской;

в) законодательной, правительственной, королевской.

55)Говоря о праве как комплексном понятии, этот философ выделял в нём социальный, психологический, государственно–организационный и нормативный аспекты:

а) Б.А. Кистяковский;

б) П.И. Новгородцев;

в) Г.Ф. Шершеневич;

г) К.П. Победоносцев.

56)«Никакая сила в обществе не может родить в государстве свободы гражданской, не установив свободы по­литической », – утверждал:

а) М.М. Сперанский;

б) Иван IV Грозный;

в) Николай I;

г) монах Филофей.

57)Русские теоретики правового государства дореволюционного периода:

а) Г.В. Плеханов, В.И. Ленин;

б) П.А. Кропоткин, М.А. Бакунин;

в) Б.Н. Чичерин, Б.А. Кистяковский, П.И. Новгородцев;

г) К.П. Победоносцев, К.Н. Леонтьев, Н.Я. Данилевский.

58)Славянофилы понимают самодержавие, как олицетворение воли:

а) монарха;

б) Государственного Совета;

в) народа.

59) Основными политическими институтами, по мнению славянофилов, являются:

а) правительство и парламент;

б) правительство и Государственная Дума;

в) самоуправление и общественное мнение.

60) Для России и её дальнейшего благополучного развития из всех религий наиболее подходит, по мнению западников:

а) католицизм;

б) православие;

в) протестантизм;

г) иудаизм;

д) синтоизм;

е) буддизм.

61) Идея мессианского призвания России в мире принадлежит:

а) Н.Я. Данилевскому и К.Н. Леонтьеву;

б) Ф.М. Достоевскому и А. Григорьеву;

в) Б.Н. Чичерину, С.А. Муромцеву.

62) Государство, согласно Б.Н. Чичерину, возникает как результат общей воли на основе:

а) общественного договора;

б) одного из трёх видов общественных союзов (семейного, гражданского, гражданского или церковного);

в) воли монарха.

63) Автором концепции «национального социализма » был:

а) В.Г. Белинский;

б) И.С. и К.С. Аксаковы;

в) М.М. Сперанский;

г) К.П. Победоносцев.

64) В социальном развитии любого государства, в том числе и России, приоритет должен был принадлежать, как утверждали западники:

а) буржуазии;

б) дворянству;

в) общине;

г) интеллектуальной элите.

65)Обычно теория «официальной народности » связывается с именем:

а) К.П. Победоносцева;

б) Г.В. Плеханова;

в) С.С. Уварова;

г) М.М. Сперанского.

66)Родоначальником теории культурно–исторических типов считается:

а) О. Шпенглер;

б) А. Тойнби;

в) Н.Я. Данилевский;

г) К.Н. Леонтьев.

67)Представителями утопического социализма были:

а) Бабёф, Морелли, Мабли;

б) Сен-Симон, Фурье;

в) Маркс, Энгельс;

г) Бернштейн, Каутский.

68) Классовый характер государства и права во второй половине XIX в. в Западной Европе обосновывают:

а) А. де Токвиль и О. Конт;

б) А. Смит и Д. Рикардо;

в) К. Маркс и Ф. Энгельс;

г) Дж. Остин и Г. Спенсер.

69)Возникновение юридического позитивизма обычно относят к первой половине XIX в. и связывают его с творчеством:

а) Б. Констана;

б) Дж. Остина;

в) А. Сен-Симона;

г) Р. Моля.

70) Основная работа австрийского правоведа Г. Кельзена называется:

а) «Философия права»;

б) «Чистое учение о праве»;

в) «Метафизика нравов»;

г) «Определение предмета юриспруденции».

71)«Правовые отношения... коренятся в материальных жизненных отношениях, анатомию этих отношений следует искать в политической экономии», — утверждал:

а) К. Маркс;

б) А. де Токвиль;

в) Г. Гегель;

г) К.Ф. Савиньи.

72)Автором психологической теории права и государства является:

а) П.И. Новгородцев;

б) Г.Ф. Шершеневич;

в) Л.И. Петражицкий;

г) Е.Н. Трубецкой.

73)Автором «реалистической теории права » является:

а) Г.Ф. Шершеневич;

б) П.Б. Струве;

в) Р. Иеринг;

г) Л. Дюги.

74) Телеология – это, по мнению Р. Иеринга:

а) учение об естественном праве;

б) учение о законах;

в) учение о цели;

г) учение о государстве.

75)«Право имеет целью условие существования всего общества », а не является средством обеспечения и защиты интересов экономически господствующего класса:

а) Р. Иеринг;

б) И. Кант;

в) Г. Кельзен;

г) Л.И. Петражицкий.

76)Одним из идеологов прагматизма был:

а) Е. Эрлих;

б) Р. Паунд;

в) Л. Дюги;

г) П.Б. Струве.

77)Назовите четыре аргумента, которые приводит Р. Паунд, в пользу разделения права на «право в книгах » и «право в действии ».

78) Социальная солидарность – основополагающий факт всякого человеческого общества:

а) М. Ориу;

б) Л. Дюги;

в) Е. Эрлих;

г) Э. Дюргейм.

Расположите согласно теории солидаризма Л. Дюги в порядке возрастания три основных составляющих норму поведения, являющейся результатом социальной солидарности:

а) моральная норма;

б) юридическая норма;

в) экономическая норма.

79)Л. Дюги считал, что право в истинном смысле слова – это то, что рождается:

а) в природе и дано человеку изначально;

б) в обществе вне государства;

в) по воле главы государства;

г) в результате деятельности всех институтов государства.

80)Автором теории институционализма был:

а) Э. Дюргейм;

б) М. Вебер;

в) М. Ориу;

г) Л.И. Петражицкий.

81) Тоталитарные режимы, по мнению И.А. Ильина, могут быть:

а) тираническими, республиканскими;

б) коммунистическими, фашистскими;

в) авторитарными, демократическими.

 

Ключи:

1. Предметом истории политических и правовых учений являются теоретически оформленные в доктрину (учение или идеологию) взгляды на государство, право, закон, власть и политику. 2. а. 3. б. 4. Сравнительно-исторический, проблемно-те­о­ретический, хронологический методы. 5. Основные принципы организации общества по Платону: 1) сословная организация общества; 2) разделение труда; 3) изолированность третьего сословия; 4) отсутствие частной собственности и семьи у третьего сословия; 5) приоритет общественных интересов под частными; 6) формирование государственной идеологии; регламентация жизни общества; 7) основные принципы организации общества – законность и справедливость. 6. Критерии классификации форм государства: 1) арифметический (по числу правящих лиц);
2) осуществляемые в государстве и го­су­дар­с­твом цели. 7. в, е, а, б, г, д. 8. в. 9. в. 10. б. 11. в. 12. в. 13. б. 14. в. 15. г. 16. г. 17. а. 18. в. 19. а. 20. б. 21. г. 22. в. 23. в. 24. в. 25. г. 26. б. 27. г. 28. Стяжательство – направление в политико-правовой мысли России конца XV – начала XVI вв., представители которого выступали за сохранение экономических, имущественных, политических привилегий церкви и ее права на вмешательство в сферу деятельности государства. 29. в. 30. а. 31. в.   32. а. 33. б. 34. б. 35. а. 36. б. 37. г. 38. б. 39. в. 40. в. 41. в. 42. в. 43. б. 44. в. 45. б. 46. в. 47. в. 48. б. 49. а. 50. естественное и положительное; прирожденное и приобретенное; частное и публичное; право в строгом и широком смысле. 51. б. 52. в. 53. г. 54. в. 55. а. 56. а. 57. в. 58. в. 59. в. 60. в. 61. а. 62. б.
63. а. 64. г. 65. в. 66. в. 67. б. 68. в. 69. б. 70. б. 71. г. 72. в. 73. в. 74. в. 75. а. 76. б. 77. Аргументы Паунда: 1)между текстом закона и его применением; 2) между нормой права и фактическим поведением людей; 3) между целью закона и фактическими последствиями его применения. 78. б. 79. в, а, б. 80. б. 81. в. 82. б.

5.3. Вопросы повышенной сложности для повторения в целом:

1. К лассификации форм государства в произведениях Платона, Аристотеля, Полибия, Макиавелли, Бодена, Гоббса, Спинозы, Татищева, Монтескье, Руссо, И. Канта?

Сравните эти классификации. Воспроизводятся ли эти классификации в современной теории государства и, если да, какие именно?

Какие существовали критерии деления форм государства на «правильные» и «неправильные» в концепциях Платона, Аристотеля, Полибия, Монтескье? В чем особенности взглядов Мора, Кампанеллы и Морелли на ту же проблему? В чем своеобразие взглядов на соотношение форм государства и классовых противоречий гражданского общества в теории фон Штейна?

Каковы доводы Бодена и Гоббса против деления форм правления на «правильные» и «неправильные»? Убедительны ли эти доводы?

2. Кто из мыслителей был автором идеи «смешанной формы правления»?

О соединении каких форм правления писали Платон и Аристотель? В чем заключается, по Платону, различие основных форм правления? Каким образом взгляды Аристотеля на основные формы правления связаны с его представлением о классовой структуре общества? Кто из политических мыслителей был сторонником идеи «смешанной республики»? В чем суть этой идеи? Каковы особенности взглядов на устройство «смешанной республики» Полибия, Цицерона, Макиавелли, Мора, Кампанеллы?

Какие доводы против понятия смешанной формы правления выдвинул Боден?

Можно ли рассматривать современное представительное государство как «смешанную республику» и, если да, то в каком из институтов государственного права выражен каждый из ее элементов?

3. Общая характеристика основных политико-правовых тенденций средневековья?

Место церкви и религии в жизни средневекового общества. Роль создания первых феодальных государств во взаимоотношении церкви и власти. Политическое, экономическое, социальное и культурное значение крестовых походов в формировании мировоззрения средневекового человека. Средневековые города и их роль в формировании антицерковных настроений и движений. Ортодоксальное (теологическая парадигма) и еретическое направление.

4. Средневековые ереси IV-XV вв.?

Периодизация, движущие силы, идеология, специфика направлений. Ереси: арианство, несторианство, донатизм, богомильство, патарены, вальденсы, тиссарены, катары, альбигойцы.

5. Проявления инакомыслия в России в XIV-XVI вв.

Роль православной церкви процессе собирания русских княжеств, формирования российского централизованного государства. Первые ереси на Руси: стригольничество и жидовствующие. Нестяжательство: оппозиция или ересь. Церковь и церковная организация во взглядах нестяжателей. Проблема власти (происхождение, сущность и организация управления государством) во взглядах нестяжателей и иосифлян. Инакомыслие – свобода слова и мысли или преступление.

6. Когда возникла теория естественного права? Перечислите ее главных представителей. В чем состоит качественное отличие теории естественного права XVII в. и последующих веков от суждений о «праве природы», «естественном праве» некоторых античных и средневековых мыслителей?

Назовите первых представителей теории естественного права в России. Какие противоречия имелись в теории Татищева? Как по-разному эти противоречия были преодолены в учении Щербатова и в учении Радищева? Каковы причины возрождения теории естественного права в наше время? Почему актуальность этой теории резко возросла после второй мировой войны?

7. Кем впервые выдвинута и обоснована идея естественных прав человека? Какие Вам известны политико-правовые доктрины, включающие и обосновывающие эту идею? Объясните, пожалуйста, как соотносятся права человека и права гражданина.

Совместима ли идея естественных прав человека с историческим материализмом? Какие политико-правовые доктрины содержали критику теории нрав человека, проистекающих из природы?

Назовите статью современной Конституции нашего государства, в которой выражена идея естественных прав человека (т.е. прав, принадлежащих человеку по природе).

8. Перечислите (в хронологическом порядке) известных Вам представителей теории разделения властей.

В чем ошибочность суждения, что эта теория возникла еще в Древнем мире или в средние века?

Почему Руссо нельзя относить к сторонникам теории разделения властей? В чем своеобразие взглядов Гегеля на разделение властей?

Можно ли считать представителями теории разделения властей Десницкого и Сперанского? В чем главное отличие их взглядов на разделение властей от идей конституционных проектов Муравьева?

Почему разделение властей отвергалось в теории марксизма-ленинизма?

9. Какие политические мыслители теоретически обосновывали различия между правом и моралью?

Какое значение это различие имело в политико-правовых концепциях Марсилия Падуанского, Томазия, И. Канта?

Можно ли относить к числу мыслителей, проводивших различие между правом и моралью, Макиавелли и, если нет, то почему?

10. Какие мыслители доказывали зависимость государства и его форм от экономики и классовой структуры общества? Что нового и исследование этой проблемы внесли Маркс и Энгельс?

Какие идеи о связи государства и права с экономикой общества, содержащиеся в произведениях Аристотеля, Руссо, Десницкого, Бабёфа и других мыслителей (назовите), актуальны в наше время и заслуживают осуществления либо критики?

11. Насколько обоснованно распространенное представление о Платоне как идеологе тоталитаризма?

Какая разница между основными идеями произведений Платона «Государство» и «Законы»? Чем авторитаризм отличается от тоталитаризма?

Назовите (в исторической последовательности) известных Вам представителей той и другой идеи.

12. Назовите (в хронологическом порядке) известных Вам представителей теории анархизма. Переведите слово «анархия» на русский язык. В чем отличие теории анархизма от идеи отмирания государства?

Объясните, пожалуйста, чем теория анархизма и идея отмирания государства.отличаются от теории непосредственной демократии Руссо. Каковы идейные истоки анархизма? Случайно ли все первые видные теоретики анархизма и сторонники идеи отмирания государства первоначально были гегельянцами, хотя Гегель обожествлял государство?

13. Когда возникла идея правового государства? Почему родоначальником этой идеи считается И. Кант, а не Платон, Аристотель и другие античные мыслители, писавшие о законах и считавшие необходимым строгое соблюдение законов всеми, в том числе правителями государства?

Какие мыслители обосновывали идею социального государства и почему эта идея поначалу противопоставлялась идее государства правового?

Чем обусловлено соединение идей правового и социального государства в настоящее время? В каких конституциях закреплены обе эти идеи?

14. Кому принадлежит определение «республика — дело народное»?

Расскажите, как развивалось это понятие в истории политической мысли, Какие определения республики (государства) даются в произведениях Бодена, Кампанеллы, Греция? В чем состоит особенность понятия «республика», содержащегося в книге Руссо «Об общественном договоре»? Почему в концепции И. Канта «республикой» называлась конституционная монархий?

15. Проведите параллели между политико-правовыми учениями таких отечественных и зарубежных мыслителей, как:

а) Тираноборцы, Курбский, Щербатов.

б) Пересветов, Боден.

в) Гоббс, Пуфендорф, Татищев.

г) Сперанский, Констан.

Найдите общую идею в политических учениях Прокоповича, Татищева и Монтескье. Как эта идея выражена в «Наказе» Екатерины II? Что, ссылаясь на такую же идею, писал де Мёстр о грядущей судьбе Франции и Соединенных Штатов Америки? Сбылось ли предсказание де Мёстра?

16. Не заглядывая в конспекты или в учебник,



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: