Время хранения материала




1) мгновенная (иконическая) — благодаря этой памяти в те­чение 0,1—0,5 с удерживается полная и точная картина того, что только восприняли органы чувств, при этом не произво­дится никакой обработки полученной информации;

2) кратковременная (КП) — способна сохранять информацию короткий промежуток времени и в ограниченном объеме.

Любая информация вначале попадает в кратковременную память, которая обеспечивает запоминание однократно предъявленной информации на короткое время (5-7 мин), после чего информация может забыться полностью либо перейти в долговременную память, но при условии 1-2-кратного повторения информации. Кратковременная память (КП) ограничена по объему, при однократном предъявлении в КП помещается в среднем 7 + 2. Это магическая формула памяти человека, т.е. в среднем с одного раза человек может запомнить от 5 до 9 слов, цифр, чисел, фигур, картинок, кусков информации. В КП фиксируется лишь наиболее значимая информация, обобщенный образ.

3) оперативная (ОП)— функционирует в течение заранее определенного времени (от нескольких секунд до нескольких дней) в зависимости от той задачи, которую необходимо ре­шить, после чего информация может быть стерта;

4) долговременная (ДП) — обеспечивает длительное сохранение информации: бывает двух типов: 1) ДП с сознательным доступом (т.е. человек может по своей воле извлечь, вспомнить нужную информацию); 2) ДП закрытая (человек в естественных условиях не имеет к ней доступа, а лишь при гипнозе, при раздражении участков мозга может получить к ней доступ и актуализировать во всех деталях образы, переживания, картины всей жизни человека).

5) Промежуточная память – обеспечивает сохранение информации в течение нескольких часов, накапливает информацию в течение дня, а время ночного сна отводится организмом для очищения промежуточной памяти и категоризации информации, накопленной за прошедший день, переводом ее в долговременную память. По окончании сна промежуточная память опять готова к приему новой информации. У человека, который спит менее трех часов в сутки, промежуточная память не успевает очищаться, в результате нарушается выполнение мыслительных, вычислительных операций, снижаются внимание, кратковременная память, появляются ошибки в речи, в действиях.

6) генетическая память стала выделяться исследователями
сравнительно недавно. Это информация, сохраняющаяся в генотипе и передающаяся по наследству, не поддающаяся влиянию обучения и воспи­тания.

 

3. Ведущая роль того или иного анализатора:
1) двигательная — запоминаются и воспроизводятся двига­тельные реакции, поэтому на ее основе формируются основные двигательные навыки (ходьба, письмо, спорт, танцы, труд).

Это один из самых онтогенетически ранних видов памяти;

2) эмоциональная — запоминание определенного эмоцио­нального состояния и его воспроизведение при повторении ситуации, когда оно возникло в первый раз.
Этот вид памяти также возникает у ребенка очень рано, со­гласно современным исследованиям уже на первом году жиз­ни, хорошо развит у детей дошкольного возраста.
3) зрительная — преобладает сохранение и воспроизведение зрительных образов.

У многих людей именно этот вид памяти является ведущим. Иногда зрительные образы воспроизводятся настолько точно, что напоминают фотографический снимок. О таких людях говорят, что у них эйдетическая память, т. е. память, обладающая фотографической точностью.

У многих людей эйдетическая память хорошо развита в дошколь­ном возрасте, но у отдельных лиц (чаще это люди искусства) она сохраняется на протяжении всей жизни.

4) слуховая — способствует хорошему запоминанию и вос­произведению самых разнообразных звуков. Особенно хорошо развита у музыкантов, акустиков и т. п. Как особую разновидность этого вида выделяют словесно-ло­гическую память — это чисто человеческий вид памяти, благо­даря которой мы можем быстро и точно запоминать логику рассуждений, последовательность событий и т. п.;

5) обонятельная — хорошо запоминаются и воспроизводятся запахи;

6) вкусовая — преобладание в процессах памяти вкусового анализатора;

6) осязательная — хорошо запоминается и воспроизводит­ся то, что человек смог ощупать, к чему прикоснулся рука­ми и т. п.

Последние три вида памяти не являются для человека столь значимыми, как ранее перечисленные, однако их важность резко возрастает, если функционирование какого-либо из ос­новных анализаторов нарушается, например, когда человек теряет зрение или слух (известно много случаев, когда слепые люди становились отличными музыкантами). Существует целый ряд профессий, где именно эти виды памя­ти являются востребованными.

Например, дегустаторы должны обладать хорошей вкусовой памятью, парфюмеры — обонятельной.

Очень редко бывает, когда у человека преобладает какой-либо один вид памяти. Гораздо чаще в качестве ведущей выступает зрительно-слухо­вая память, зрительно-двигательная, двигательно-слуховая. Помимо приведенных классификаций память может различать­ся по таким параметрам, как скорость, длительность, прочность, точность и объем запоминания.

 

Процессы памяти.

В составе памяти выделяются следующие процессы:

1) запоминание;

2) воспроизведение;

3) сохранение;

4) забывание.

 

Запоминание — это процесс памяти, результатом которого яв­ляется закрепление ранее воспринятой информации. Запоминание подразделяется на:

1) произвольное (ставится задача запомнить, при этом прила­гаются определенные усилия) — непроизвольное (не ставится специальная задача запомнить, материал запоминается без ка­ких-либо усилий);

2) механическое (информация запоминается в результате простого повторения) — логическое (устанавливаются связи между отдельными элементами информации, что позволяет забытое вывести заново путем логических рассуждений). Для того чтобы запоминание было успешным, следует при­держиваться следующих положений:

1) делать установку на запоминание;

2) проявлять больше активности и самостоятельности в процессе запоминания (человек лучше запомнит путь, если будет двигаться самостоятельно, нежели когда его бу­дут сопровождать);

3) группировать материал по смыслу (составление плана, таблицы, схемы, графика и т. п.);

4) процесс повторения при заучивании следует распреде­лять в течение определенного времени (дня, нескольких часов), а не подряд.

5) новое повторение улучшает запоминание ранее выученного;

6) вызвать интерес к запоминаемому;

7) необычность материала улучшает запоминание.

 

Воспроизведение (восстановление) — процесс памяти, благо­даря которому извлекается ранее закрепленный прошлый опыт.

Выделяются следующие формы воспроизведения:

1) узнавание — появление чувства знакомости при вос­приятии;

2) воспоминание — восстановление материала при отсут­ствии восприятия объекта, вспомнить всегда сложнее, не­жели узнать (например, легче вспомнить фамилию челове­ка, если найти ее в списке);

3) реминисценция — воспроизведение, отсроченное во времени (например, вспоминается стихотворение, которое человек рассказывал в далеком детстве);

4) припоминание — активная форма воспроизведения, тре­бующая применения определенных приемов (ассоцииро­вание, опора на узнавание) и волевых усилий.

 

Сохранение — удержание в памяти заученного ранее материа­ла. Информация сохраняется в памяти благодаря повторению, а также применению полученных знаний на практике.

Исследователи памяти установили, что лучше всего сохраня­ется тот материал, который начинает и заканчивает общий ряд информации, средние элементы сохраняются хуже. Такое явление в психологии называется эффектом края.

Интересный факт был открыт Б. В. Зейгарник. В ее опытах ис­пытуемые должны были как можно быстрее и точнее выполнить около 20 разнообразных заданий (загадки, небольшие математи­ческие задачки, лепка фигурок и др.).

Оказалось, что те действия, которые остались незавершенны­ми, испытуемые вспоминают почти в два раза чаще тех, выполне­ние которых им удалось закончить.

 

Забывание — выпадение из памяти, исчезновение ранее зау­ченного материала.

Как показали психологические исследования, материал бы­стрее забывается в первое время после заучивания, чем в дальней­шем, также быстрее забывается бессмысленный материал, неже­ли связанный логической цепочкой.

Чаще всего забывание считается отрицательным явлением, однако следует помнить, что это очень целесообразный, необхо­димый и естественный процесс памяти, иначе наш мозг был бы перегружен массой ненужной или несущественной информации.

Иногда забывание становится болезненным, вплоть до пол­ной потери памяти.

Такое явление называется амнезией.

Большое внимание анализу механизмов забывания уделил З. Фрейд (основатель психоанализа).

Он считал, что процесс забывания во многом объясняется не­желанием человека помнить неприятные ситуации своей био­графии.

Он забывает о тех вещах, которые могут напомнить психоло­гически неприятные обстоятельства.

 

Можно определить следующие пути и средства совершенствования памяти.

1. Правильно использовать процесс повторения.
Наиболее целесообразным является повторение, максималь­но приближенное к восприятию материала.

Экспериментально доказано, что забывание предотвращается повторением через 15–20 мин после заучивания.

Следующее повторение желательно проделать через 8–9 ч, а за­тем — через 24 ч. Также желательно повторять утром на свежую голову и перед сном.

2. Помнить об «эффекте края», т. е. больше времени уделять
повторению того материала, который располагается в середине
информационного ряда.

Также при повторении материал, находящийся в середине, можно помещать в начале или конце.

3. Чтобы запомнить быстро и надежно последовательность со­
бытий или предметов, можно выполнить следующий ряд дей­ствий:

1) мысленно связать запоминаемое с каким-либо легко вооб­ражаемым или хорошо известным предметом, после чего уже этот предмет связать с тем, который окажется в нужный мо­мент под рукой;

2) оба предмета соединить в воображении друг с другом как можно более причудливым образом в единый фантастический образ;

3) мысленно воссоздать этот образ.

4. Для запоминания последовательности событий или дей­ствий можно слова представить в виде персонажей какой-либо истории.

5. Материал будет вспоминаться легче, если применить прием
ассоциирования.
Для этого следует как можно чаще задавать себе
вопросы типа: «Что это мне напоминает?», «На что это похоже?»
«Какое иное слово напоминает мне это слово?», «Какой эпизод из
жизни мне напоминает этот эпизод?» и т. п.

При осуществлении этого правила действует следующая зако­номерность: чем более разнообразные ассоциации возникают при запоминании исходного материала, тем прочнее запоминает­ся этот материал.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: