Тема 7.1. Меры обеспечения административного процесса.
Тема 7.2. Начало административного процесса. Подготовка дела об административном правонарушении к рассмотрению (возбуждение дела об административном правонарушении).
Понятие, назначение и виды мер обеспечения административного процесса.
Понятие административного задержания физического лица как мера обеспечения административного процесса.
Начало административного процесса. Подготовка дела об административном правонарушении к рассмотрению.
Понятие, назначение и виды мер обеспечения административного процесса.
Для правильного и объективного разрешения дела большое значение имеют меры обеспечения административного процесса (гл. 8 ПИКоАП).
В целях пресечения административных правонарушений, установления личности физического лица, в отношении которого ведется административный процесс, составления протокола об административном правонарушении, обеспечения своевременного и правильного рассмотрения дела и исполнения постановлений по делу об административном правонарушении, допускается применение следующих мер обеспечения административного процесса:
1. административное задержание физического лица;
2. личный обыск задержанного;
3. наложение ареста на имущество;
4. изъятие вещей и документов;
5. задержание и принудительная отбуксировка (эвакуация) транспортного средства;
6. блокировка колес транспортного средства (к легковым автомобилям не применяется);
7. отстранение от управления транспортным средством;
8. привод;
9. удаление из помещения, в котором рассматривается дело об административном правонарушении (ч.1 ст. 8.1 ПИКоАП).
Применение любой меры пресечения в обязательном порядке сопровождается процессуальным оформлением: составляется протокол либо делается соответствующая запись в протоколе об административном правонарушении, иных протоколах. Содержание этого документа может быть различным и зависит от вида меры обеспечения процесса. Вместе с тем выделяется ряд реквизитов, наличие которых является обязательным для протокола (ст. 8.5 ПИКоАП).
Понятие административного задержания физического лица как мера обеспечения административного процесса.
Задержание физического лица состоит в фактическом кратковременном ограничении свободы физического лица, в отношении которого ведется административный процесс, за совершение им административного правонарушения, в доставлении его в орган, ведущий административный процесс (ч.1 ст. 8.2 ПИКоАП).
Задержание физического лица применяется в целях:
1) пресечения противоправной деятельности;
2) составления протокола об административном правонарушении, если составление его в месте задержания не представляется возможным;
3) установления личности;
4) обеспечения участия при рассмотрении дела об административном правонарушении;
5) пресечения сокрытия или уничтожения доказательств;
6) установления обстоятельств административного таможенного правонарушения;
7) обеспечения применения административного взыскания в виде административного ареста или депортации (ч.2 ст. 8.2 ПИКоАП).
Физическое лицо, в отношении которого применено задержание, содержится в местах, определяемых органами, ведущими административный процесс (ч.3 ст. 8.2 ПИКоАП).
Сроки задержания физического лица определены в статье 8.3.ПИКоАП.
Задержание физического лица, в отношении которого ведется административный процесс, может длиться не более трех часов. На срок свыше трех часов, но не более чем на 48 часов могут быть задержаны:
1) физическое лицо, совершившее административное правонарушение, за которое в качестве административного взыскания предусмотрены административный арест, депортация;
2) физическое лицо, находящееся в общественном месте в состоянии алкогольного опьянения и в состоянии, вызванном потреблением наркотических средств, психотропных, токсических или других одурманивающих веществ, оскорбляющем человеческое достоинство и общественную нравственность, - до передачи его в специальное медицинское учреждение или до вытрезвления;
3) военнослужащий, совершивший административное правонарушение, - до передачи его военному патрулю, военному коменданту, командиру воинской части или военному комиссару;
4) физическое лицо, совершившее административное правонарушение и имеющее признаки выраженного психического расстройства, которое создает своими действиями явную опасность для себя и окружающих, - до передачи его в лечебное учреждение;
5) физическое лицо, нарушившее пограничный режим, режим границы или режим в пунктах пропуска через Государственную границу РБ либо совершившее умышленное не законное пересечение Государственной границы Республики Беларусь, - для установления личности;
6) физическое лицо, совершившее административное таможенное правонарушение, - для установления обстоятельств этого административного правонарушения.
Срок задержания физического лица исчисляется с момента его фактического задержания. Задержание на срок свыше 3-х часов оформляется протоколом. Время задержания физического лица на срок, не превышающий 3-х часов, указывается в протоколе об административном правонарушении.
Физическое лицо, нарушившее пограничный режим, режим границы или режим в пунктах пропуска Государственной границы либо совершившее умышленное незаконное пересечение Государственной границы Республики Беларусь, при невозможности установить его личность в течение 48 часов, может быть задержано на срок до 10 суток с санкции прокурора.
В целях обеспечения исполнения административного взыскания в виде депортации по постановлению судьи физическое лицо может быть задержано на срок, необходимый для исполнения постановления о депортации. При задержании физического лица, применяемом в целях обеспечения административного взыскания в виде административного ареста, назначенного на срок не свыше 10 суток, срок задержания не должен превышать срока назначенного административного ареста.
Требования, предъявляемые к протоколу задержания физического лица, содержатся в ст. 8.4 ПИКоАП. В протоколе указываются дата и место его составления, должность, фамилия должностного лица, составившего протокол, сведения о личности задержанного, основания, место и время его фактического задержания. Протокол объявляется задержанному и при этом разъясняется предусмотренное пунктом 5 части первой статьи 4.1 ПИКоАП право пригласить защитника. Протокол подписывается лицом, его составившим, и задержанным. В случае отказа задержанного от подписания протокола в нем делается запись об этом.
По просьбе физического лица, задержанного за совершение административного правонарушения, о месте его нахождения уведомляются члены семьи, близкие родственники, защитник, наниматель, с которым задержанный состоит в трудовых отношениях, администрация учреждения образования, учащимся или студентом которого он является. О задержании несовершеннолетнего уведомление родителей или лиц, их заменяющих, обязательно.