Притча о терпимости и понимании – показ, анализ




Вопросы для обсуждения:

1.Феномен семьи: определение, сущность, функции семьи, семейные роли и внутрисемейная ролевая структура.2. Основные типы семей. Концепции семейного воспитания.3. «Семейный Кодекс РФ» о правах и обязанностях родителей в воспитании детей. 1.Диктант: семья, Семейный кодекс, личность, формирование, воспитание, развитие, факторы, индивидуальность.

2. «Интеллектуальная разминка»

1. Охарактеризуйте особенности семейной политики в современной России.

2. Чем объясняется существенная роль семейного воспитания в развитии и формировании личности ребенка?

3. Раскройте социальные проблемы современных семей.

4. Охарактеризуйте задачи и содержание главных форм социальной защиты семьи.

5. Что включает в себя понятие педагогическая культура родителей? Как вы думаете, от чего она зависит? Как она формируется?

6. Может ли педагог, социальный работник компенсировать недостаток воспитания в семье?

7. Почему часто в семьях, где пьют родители и не занимаются воспитанием детей, вырастают хорошие дети, и наоборот? (Ответы аргументируйте)

8. При каких условиях социальный педагог может успешно взаимодействовать, оказывать целенаправленное влияние на семейное воспитание?

3. Письменно составьте вопросы (не менее 7) к статье (по выбору) из журнала «Российский журнал социальной работы» (2007 - 2010 гг.) по проблеме - «Семейное консультирование и семейная терапия в рамках социальной работы с семьей».

4. Эссе – рассуждение на одну из предложенных тем (письменно):1. «Все начинается с семьи…» Что именно?2. «Все счастливые семьи похожи друг на друга, каждая несчастливая семья несчастлива по-своему…» - Л.Н.Толстой 5. «Таблица» (письменно). А) Составить по различным источникам (научная, справочная, учебная литература) таблицу типологии семьи и на основе сравнительного анализа выделить сущностные характеристики различных категорий семей.Автор (источник) Определение семьи Функции семьиБ) Типы социальных служб, работающих с семьей:Тип социальной службы Категории клиентов Особенности деятельности

6. Решите социально-педагогические ситуации.

А) Во время наблюдений студентка зафиксировала следующий факт: «Саша (9 лет) ударил Витю (9 лет), когда тот не отдал ему мяч».

Вопрос – Может ли педагог видеть причину агрессивного поведения детей только в их отрицательных чертах характера или недостатках семейного воспитания? Назовите возможные причины агрессивного поведения обоих мальчиков? [1, С.38]

Б) Одна родительница вспоминает: «Я своих родителей очень ненавидела за то, что они чрезмерно меня опекали. А сейчас я им благодарна, руки-ноги целы. Я со своим сыном буду обращаться так же».

Вопрос – Каковы возможные последствия такого стиля воспитания?

 

Литература:

1. Волков Б.С., Волкова Н.В. Практические вопросы детской психологии. 4-е изд. – СПб.: Питер, 2009.

2. Словарь-справочник по социальной педагогике и социальной работе \ Автор-составитель М.В. Звяглова. – В.Новгород, 2003.3. Фирсов М.В. Введение в теоретическую социальную работу (историко-понятийный аспект). – Воронеж, 1997.4. Фирсов М.В., Студенова Е.Г. Теория социальной работы: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений.- М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000.

Семинарское занятие 4

Тема: «Сиротство. Социальная защита детей, оставшихся без попечения родителей, воспитанников детских домов и интернатов»

Просмотр и анализ фильма «Кука» Вопросы для обсуждения: 1. Формы социальной защиты детей, оставшихся без попечения родителей: усыновление, опека, попечительство, приемная семья, патронатная семья.

2. Педагогические проблемы социальной защиты детей находящихся в специализированных учреждениях.

3. Социальный приют, социально - реабилитационный центр, учреждение интернатского типа: содержание и организация деятельности.

4. Положение о детских домах. Меры государственной поддержки детских домов. Детские дома семейного типа.

1. Изучите Закон РФ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей». 1.1. Охарактеризуйте общие принципы содержания и меры государственной поддержки.1.2. Разработать мероприятия по профилактике социального сиротства. 2. «Таблица»Составьте (письменно) сравнительную таблицу форм социальной защиты детей, оставшихся без попечения родителей по следующим параметрам: • Форма защиты; • Возраст ребенка; • Требования, предъявляемые к потенциальным претендентам; • Особенности реализации данной формы социальной защиты. 3. «Аннотация». (Письменно). Подготовьте аннотацию на статью(по выбору): А) Дзугаева А. Усыновление: юридический аспект // Соц. педагогика. – 2004. - № 1.Б) Олифиренко Л. Приемная семья – институт защиты детства // Социальная педагогика. – 2003. - №2.

4. Прочитайте статьи воспитанника детского дома А. Гезалова

«Чем и как живут выпускники детского дома? Как Вы им можете помочь?», «Когда ты ничей?», ответьте на вопросы, поставленные автором.

Литература: 1. Бабушкина А.В. Как подростку защитить свои права? – М., 1999.2. Семейный кодекс РФ: официальный текст с постатейным приложением нормативных актов и документов. – М., 1996.3. Лодкина Т.В. Социальная педагогика. Защита семьи и детства: Учебное пособие для вузов. – М.: Академия, 2003.4. Никитина Н.И., Глухова М.Ф. Методика и технология работы социального педагога.- М.: ВЛАДОС, 2005.

5. Примерное положение о Центре помощи детям, оставшихся без попечения родителей. / В кн. А.Н. Савинов, Т.Ф. Зерембо Организация работы органов социальной защиты. – М.: Высшая школа, 2001. – с. 177-182.

6. Примерное положение о социальном приюте для детей и подростков / В кн.А.Н. Савинов, Т.Ф. Зерембо Организация работы органов социальной защиты. – М.: Высшая школа, 2001. – с. 172 – 177.

Семинарское занятие 5

Тема: «Социальная и психолого-педагогическая защита детей - беспризорников»

Вопросы для обсуждения:

1. Беспризорность как социальное явление: сущность, причины.

2. Поведение и характерные особенности ребенка-беспризорника.

3. Социальная и психолого-педагогическая защита детей-беспризорников.

 

1. Словарь: беспризорность, субкультура, личность, патология, норма, поведение, девиантное, дети «группы риска», семья, ценности.

2. «Читаем и реферируем». Прочитайте статью Е.В. Девятовой «Беспризорность как социокультурное явление в современной России», ответьте на вопросы:

- Каковы особенности личности ребенка-беспризорника?

- Охарактеризуйте асоциальное поведение беспризорников.

- Опишите особенности субкультуры беспризорных детей.

- Раскройте культурно – социальные факторы, детерминирующие появление субкультуры беспризорников.

 

2. «Статья». Рецензия на статью (по выбору):

2.1. Гусев В. Поведение беспризорных детей // Социальная защита – 2005. – № 10.

2.2. Шульга Т. Смысл жизни и ценности детей группы риска // Социальная педагогика – 2005. -№2. – С.47.

2.3. Нечаева А.М. Детская беспризорность – опасное социальное явление // Государство и право. – 2001.-№6. – С.58.

3. «Информация». По материалам периодической печати найти материал о беспризорности детей в России.

Задание - Выделите и обоснуйте с социально-педагогических позиций затрагиваемые в них проблемы.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: