Сущность и исходные предпосылки горизонтальной интеграции. Формирование торговых цепных компаний.




Первоначальной формой концентрации и организационных структур в системе товарного обращения была горизонтальная интеграция -объединение двух и более однородных по функциональному значению и товарному профилю торговых предприятий, находящихся в одном владении и образующих цепные торговые системы. В связи с территориальной рассредоточенностью потребителей особенно в розничной торговле продовольственными товарами, Г.И. большого числа магазинов приводит к созданию многопрофильных компаний. Организационные структуры цепных компаний отличаются большим разнообразием. Выбор конкретной организационной структуры определяется масштабами деятельности компании, численностью и территориальным размещением ее филиалов, и др. условиями.

Особенности организационной структуры цепных компаний:

1.Разделение функций закупки товаров у поставщиков и функций розничной продажи товаров потребителям. 2.Формирование как строгое иерархическое, централизованно управляемых организационных структур. 3.Наличие многочисленного аппарата управления.

36.

Сущность и роль оптовой торговли.

Фирменная торговля

Производитель à Опт. торговля à Розню торговля à Потребитель

На фирм. торг. Приходится не >15% общего т/о. Отдельные производители торгуют только через свои фирм. магазины. Сфера деят-ти опт. предпр.–начальн.и средняя стадии т/о. На начальн. стадии осущ. закупка крупных партий тов., кот. Разукрупняются, дорабатываются(фасовка, сортировка). В отдельных случаях сложные товары комплектуются. На средней стадии тов.реализуются розничным торг. предприятием или конечным потребителем. Выделяются 3 уровня посреднической деят-ти: а) на уровне страны(региона), б)отраслевой уровень, в)уровень чистых оптовых посредников. Критерии рациональной организации тов. Движения в оптовом звене. 1) max V реализации тов. При расширяющейся емкости рынка; 2)Выбор рациональных форм и звенности товародвижения;3)max совокупная скорость обращения тов. во всех звеньях товародвижения;4)min уровень издержек обращения во всех звеньях тов. движения. Роль оптовой торговли:1)Организация снабжения товарами розничной торг. и отдельными потребителями;2)Решение задач формир-я стратигич. запасов на федеральном и региональном уровне;3)Создание системы хоз. связей обеспечивающих высокую скорость т/о и эффективное снабжение качеств-ми товарами;4) Формирование доход. Части гос. и регион. бюджетов за счет налоговых отчислений. Опт. торг. осущ. свои функции наиболее успешно, если учитываются факторы:а) произ-ые факторы: равномерность, размещения производителей;б)условия транс-ки тов.; в) особенности сети розн.предпр.;г)сложность ассортимента и физ-хим св-ва товаров.

 

 

37.

 

Сущность франчайзинга, его роль в развитии торговой отрасли.

Отношения его предполагают передачу одним предприятием другому в пользование некот.интеллектуальной собственности. Пример:1)Торговой марки,2)имидж, стиль оформления предприятия 3)правил и стандартов обслуживания 4)технологии производства и тд.

Франчайзинг обеспечивает очень низкий риск хоз.деят-ти

Франчайзинг интегрирует элементы аренды, купли-продажи, подряда, представительства, однако в целом является самостоятельной формой договорных взаимоотношений независимых хозяйствующих субъектов.

Существуют три основных вида франчайзинга.

• Товарный франчайзинг;

• Производственный франчайзинг;

• Деловой франчайзинг или франчайзинг бизнес формата.

Товарный франчайзинг представляет собой продажу товаров, производимых франчайзором под зарегистрированным товарным знаком. Франчайзи, как правило, осуществляет их послепродажное обслуживание.

Этот вид деятельности, подразумевает приобретение у ведущей компании права на продажу товаров с ее торговой маркой.

Производственный франчайзинг - это франчайзинг на производство товаров. В этом случае фирма, владеющая технологией изготовления некоего продукта, продает местным или региональным заводам сырье для изготовления (например, завод по разливу безалкогольных напитков).

Деловой франчайзинг называют «франчайзинг бизнес-формата». При этом способе франчайзор продает лицензию частным лицам или другим компаниям на право открытия магазинов, киосков или целых групп ма-газинов для продажи покупателям набо-ра продуктов и услуг под именем франчайзора.

 

38.

 

Технические регламенты и стандарты – их сущность и роль в регулировании торговли.

1)Технический регламент – устанавливает обязательные требования к продукции и процессам произ-ва,хранения,транспорт-ки,реализации,эксплуатации,утилизации.

Технич.регламент определяет требования безопасности для жизни и здоровья,но соответствие ему не означает высокого качества полезности,или эффективности.

2)Стандарты –устанавливает требования к качеству и технич.хар-кам товаров и процессов,кот применяются на добровольной основе.

Т.к стандарты добровольны,то любой производитель и продавец выбирает какого стандарта придерживаться(обычно выбир.более известного на рынке)

Технич.регламент имеют силу закона,разраб-ся на уровне гос-ва.

Стандарт не имеет силу закона,не нуждается в одобрении гос.органов

-может быть принят отдельным предприятием, ассоц-ей,группой предприятия,тд

-разрабатывается с участием всех заинтересованных сторон.Обычно привлекаются эксперты, мнение кот-основа стандартов.

 

 

39.

 

Товарное предложение и его взаимосвязь с платежеспособным спросом. Источники формирования предложения товаров на рынке

 

Товарное предложение - масса продуктов, которые находятся на рынке или могут быть доставлены на него. Источниками товарного предложения являются промышленное и сельскохозяйственное производство, товарные запасы, государственные товарные резервы, импорт.

Величина предложения товаров и услуг на потребительском рынке определяется как масса товаров и услуг, которые произведены, поставлены на рынок и предназначены для продажи. Она зависит от следующих параметров:

1) - цена товара или услуги на рынке, 2) - цена на ресурсы, используемые в производстве данного товара или услуги, 3) - уровень технологии, влияющий на величину затрат на производство данного товара, 4) - цена на товар, производимый из тех же ресурсов, что и данный товар, 5) - ожидания производителей относительно состояния рынка в будущем. Все параметры функции предложения оказывают влияние не только на величину предложения, но и на конкурентоспособность производителей

Одним из важнейших условий развития рынка и обращения товаров является предложение товаров, представляющее собой массу товаров, которая находится на рынке или может быть до-ставлена на него.

Предложение и спрос -- две противостоящие друг другу и вза-имообусловленные категории рыночной экономики. Предложение формируется под воздействием населения, а спрос формируется и реализуется только при наличии предложения товаров на рынке. Например, в условиях рыночного равновесия, характерного для нормально развивающейся экономики, предложение товаров (П) равно объему спроса (С):П = С.

-При П < С имеет место неудовлетворенный спрос, характерный для товарно-дефицитной экономики. Он заставляет людей искать приложение своим деньгам не только с целью удовлетворения своих потребностей, но и под угрозой обесценивания денег. Выход из ситуации связан с увеличением объема предложения или повышения уровня цен на товары.

Превышение предложения над спросом (П > С) может быть ре-зультатом не только излишнего производства или импорта това-ров, но и непомерного вздувания цен, дефицита денег у населения при неудовлетворении многих его потребностей. Выход из данной ситуации связан со снижением цен на товары и услуги, расшире-нием платежеспособного спроса населения.

 

 

40.

 

Предприятия через сумму торговой надбавки определяют размер своей прибыли. Торг надб=Из добр+Приб.Размер прибыли зависит не только от уровня торг надбавок и издержек обращ в т/о, но и от эффти использовния всех ресурсов предприятия. В торг отр сумма прибыли так же зависит от кач-ва(отрасли) организации торг процессов и эффективности работы всех предприятий отрасли

Показ-ли прибыли:

1)Валовая приб.-рассчитыв.как разность между суммой валового дохода и суммой издерж.обращ.

2)Прибыль от продаж-разность между валовой прибылью и суммой управл.расх.-общеторг.расх.,который не распред.по видам тов. И услуг

3)Прибыль до налогооблаж.(бухгалт.)образ.из прибыли от продаж путём прибавл.к ней сальдо операционн.доход.и расх.и прибавл.сальдо внереализ.

4)Чистая прибыль-образ.из прибыли до налогооблаж.путём вычит.из неё налогов,экономич.санкций,отчислений,благотвор.фонды прибавл.к ней чрезвыч.сальдо доход.и расход.

 

 

41.

 

Условно чистая продукция представляет собой условно чистую прибыль плюс расходы на заработную плату, либо разницу между стоимостью объема продаж продукции, услуг и стоимостью затраченных на их производство ресурсов (покупные материалы, услуги, выплаты субподрядчикам, амортизационные отчисления, затраты на ремонт и т.д.). как правило, при ее расчете применяются текущие цены, так как темпы и масштаб инфляции на ее рост не влияют. Основной проблемой ее исчисления является определение уровня запаса и незавершенного производства и расчет суммы амортизационных отчислений.

 

 

42.

 

Финансовые ресурсы торговой отрасли.

 

1.Результат функционирования финансов (доходы и расходы субъектов торг.отрасли)

2. Финансы выполняют в торг.отрасли обслуживающую функцию: осущ-ют оборот товаров,ресурсов,ден.средств,целью которого является обеспечить доведение товаров от производителя до потребителей при оптимальных издержках.

Финанс рес-сы – результат финансовых отношений. Финансовые отношения в торг.отрасли возникают между: 1. предприят. внутри торг отрасли

2.предпр. торг отрасли и другими отраслями

3. предпр-ми и финансово-кредитной системой (бюджеты всех уровней финанс-кредитных организаций)

4. отношения внутри предпр. и отнош-я внутри корпоративных объединений.

На каждом из этих уровней финансовые рес-сы являются носителями финанс.отношений.В торг.отрасли финан.отнош-я развиваются быстрее,чем увеличивается денежная масса.

Обслуживание финанс.отношений возможно не только с помощью ден.массы,но и с помощью различных платежных инструментов и заменителей денег.

В торг.предп-тиях формируют фонды денежных средств,кот.по функциям(по назначению) объединяют в группы: 1. фонды собственных средств (установоч.капитал, добавоч.капитал, резервный капитал)

2. фонды привлеченных средств (акционерный капитал, паевые взносы,невыплаченные дивиденды)

3. фонды заемных средств (кредиты; средства,полученные от продажи облигаций и др.долговых ц/б, расчеты с кредиторами)

4. оперативные денежные фонды: суммы начисленной з/п; суммы подлежащих к выплате дивидендов; резервы предстоящих платежей

Все 4 группы формируют финансовые ресурсы. Однако,1ая и 3ья группы в меньшей степени подтверждены изменению направления расходования,чем 2ая и 4ая.

Формы существования (использования) финансовых ресурсов:

1. денежная – в виде денежных средств или стоимостной оценки материальных запасов,финансовых активов и некоторых ресурсов.

2. материальная – в виде матер-х запасов и матер-х ценностей и имущ.преприятий.

3. нематериальная – в виде немат-х активов, прав собств-ти на результаты интеллект.деят-ти патентов,лицензии и т.п.

Эффективность использования финанс.ресурсов определяется след.показателями:

1. Ке – капиталоемкость т/о: Ке= ОК/ТО, где ОК – сумма оборотного капитала.

Показывает размер оборот.капитала,необходимый для получения.

2.Оборачиваемость оборот.капитала: Оборач-ть = ТО/ОК.

В этих формулах обор.капитал принимается = размерам финансовых ресурсов,вложенных в закупку сырья, материалов, тары,упаковок и др.ресурсов,вложенных в обеспечение торгового процесса.

3. Ро-ресурсоотдача: Ро=ТО/∑Аф, ∑Аф – показатель,полученный при сложении стоимости всех финансовых ресурсов предприятий.

Каждую из этих формул можно применить к отдельной группе финансовых ресурсов.

Наиболее интересными показателями являются: Оборачиваемость ден.средств,оборачив-ть дебиторской задолженности,ресурсоотдача по отдельным группам активов,особенно по немат.активам. На ур-не отрасли эфф-ть использования финанс рес-сов обычно опред-ся оборачиваемостью и ресурсоотдачей.

 

 

43.

 

Характеристика вертикальной интеграции в торговой отрасли и основные направления ее развития.

Вертик. интег-ция – это объединение предпр-ий торг. и не торг. профиля, входящих в единую торгово-производственную цепочку.

Основой взаимодействия в такой структуре служат договоры о сотрудничестве, либо перекрестное владение пакетом акций (или облигаций), или кредитование в случ. с банком.

Пример: Производитель >> Оптовик >> Розница.

Интеграция возможна на любом участке торгово-производственных цепей – при этом в цепочку могут вкл-ся банки, страхов., логистические компании, и др.

Примерами верт. интеграций служат финансово- промышленные группы организованные по отраслевому признаку.

«+»: отсутствие отношений подчинения м/у участниками и относительно мягкие условия входа/выхода в/из структуры; отношения партнерства сопровождаются выгодными экономическими условиями, создающие конкурентные преимущества участникам группы относительно др. субъектов группы.

«-»: объединение по отраслевому признаку приводит к тому что кризисные явления в данной области быстро и неизбежно сказываются на всех участниках цепочки.

Направлением развития одноотраслевой вертикальной интеграции может служить перерастание в межотраслевую. Направлением развития полноценной вертикальной интеграции может являться появление административного ресурса в гос. системе для лоббирования собственных интересов.

 

 

44.

 

Экономическая природа товарного обращения: понятия и формы т.о., задачи их развития. Товарное обращение – развитая форма товарного обмена, осущ-мая с помощью денег и посредников. Формы товарного обмена: 1) Простой обмен(товарный бартер) - зачастую не мог сразу удовлетворить потребности сторон, поэтому выделялись более ликвидные товары, кот. начинали выполнять фун-ю денег. 2) Товарный обмен с помощью денег (Т-Д-Т) – произошло разделение процесса продажи и процесса покупки. Появилась торговля как самостоятельный вид деятельности. Из большого кол-ва продавцов стали выделяться те кто торговал наиболее успешно – они стали посредниками. 3) Товарное обращение (Д-Т-Д’) – главной целью товарного обмена становится увеличение авансированного (вложенного) капитала. Развитие товарного обращения привело к тому что процесс обращения товаров стал бесконечным. Выделение тов. обращения в обособленную отрасль имело след. эффект:1) Производители освобождаются от выполнения торг. ф-ций > растет эфф-сть их работы. 2) Произошло ускорение оборачиваемости средств вложенных в пр-во и в торговлю – что повысило рентаб-сть как производителей, так и торговых предп-тий. 3) При организации торг. отрасли высвобождались эк-кие рес-сы и наблюдался рост всех рес-сов пр-ва. 4) Социальный эффект наблюдался за счет экономии времени покупателей. Современная сист. тов. обр. включает в себя эк-кие отношения по поводу реализации товаров, а по предприятиям: коммерческие службы пр-венных предприятий, предприятия оптовой и розничной торговли, предприятия, осуществляющие хранения и переработки товаров, спец. пред-тия, обслуживающие обращения товаров.

 

 

45.

 

Экономическая характеристика трудовых ресурсов торговой отрасли и показатели эффективности их использования.

Труд. рес-сы торг. отрасли – лица занятые в деятельности торг. предп-тий на условиях полной занятости, частичной занятости + находящиеся на отпусках и т.п.

По рекомендации международных орг-ций труда – к труд. рес-сам относится всё эк-ки активное население: работающ., не работающ. и в отпусках. Трудоспособное население: женщины16-54, мужчины 16-59. В торг. отрасли трудовые рес-сы хар-ся: 1) преобладанием доли женщин. 2) Средний возраст 45-47 лет. В наст. Момент в торг. Отрасли до 60% не имеют спец. образования. В торг. предп-тии необходимо отслеживать кол-во и числ-ть работников, в соот-ии с особенностями орг-ции торг. пр-сса. На уровне отрасли труд. рес-сы хар-ся спец. признаками: 1) половозрастная стр-ра. 2) квалифицированный состав. 3) Кач-ные хар-ки. Трудовой статус труд. рес-сов определяется по числу отработанных дней: 1) полностью заняты. 2) частично заняты. 3) безраб-ми счит-ся не отрабатывающие за период ни одного раб. дня. Трудовой потенциал торг. отрасли вкл. в себя сов-ть качеств присущих работникам. Трудов. потенц. отрасли показ-т насколько способны достигать стоящее перед отраслью цели. Чем эфф-нее использ-ся трудовой потенциал, тем больше сумма товаров в натуральном выражении. Трудовой потен-л объединяет: способность к труду, состояние здоровья, физ-ких способности и навыки работ-в отрасли, объем знаний, квалификацию, высокий уровень ответственности, осознание цели, заинтересовенность раб-в в результате деятельности отрасли. Трудовые рес-сы характер-ся следующими показателями: 1) среднесписочн. числ-ть 2) абсолютн. измен. числ-ти. 3) темп роста или снижения числ-ти. 4) темп прироста. Показателем эффективности труд. рес-в явл-ся произв-ть труда ПТ=ТО/Ч (торг. оборот/числ-сть)- это выработка объема реализованных товаров на 1го работника, изменение выработки обычно говорит нам об изменении эфф-ти числен-ти работ-в. Выработка зависит от: численности, условий туда и качества трудовых ресурсов.

 

 

46.

 

Экономическая эффективность процессов концентрации в торговой отрасли.

Концентрация (объединение, укрупнение, усиление) – объединение рес-сов под управлением единого центра. Концепция капитала: 1) объединение материальных рес-в 2) об-е трудовых рес-в 3) об-е финансовых рес-в 4) об-е товарно- сырьевых рес-в. Все 4ре направления развиваются одновременно, поддерживаются использованием административного рес-са. Гос-во пытается ограничивать процессы концентрации через антимонопольное законод-во и др. законы (например: устанавл-ся пределы значения доли рынка или др. пок-лей рыночной власти, превышение кот. влечет за собой разукрупнение предпр-й, имеющих наибольшую долю рынка). В торг. отрасли концентрация до уровня монополии в настоящий момент практически невозможна. Исторически существовали монополии на алк-ль, соль, лекарства. Сейчас на рынке чаще встречается монопол-кая конк-ция, основанная на небольшом числе крупных предпр-й. Концентрир-й рынок обычно хар-ся: 1. уровнем цен выше чем в условии конкуренции. 2) Наличием интеграционных (объединенных структур) 3) Наличием жестких связей подчинения внутри интегрированных структур. Виды конц-ции:1) интеграция (горизонтальная (объединение однородных по товарному профилю и функ-му признаку торговых предпр-й под управлением головного предприятия) и вертикальная (объединение предприятий торгового и неторгового профиля, входящих в единую торгово-производственную цепочку)). 2) диверсификация (ведение разных видов деятельности с целью инвестирования капитала и снижения риска) существуют внутриотраслевая, межотраслевая. 3)Франчайзинг- передача интеллектуальной собственности от одного предприятия к другому (продажа пользования брендом).

 

 

47.

 

Экономические ресурсы в системе Т.О.

Первичные ресурсы:1)естественные ресурсы (земные, водн.) 2) материал. рес-сы

3) трудовые рес-сы 4) финансовые р-ы. Вторичные р-ы: 5) информац-е 6) административные. Природные рес-сы не играют самую главную роль. Все экономич-е ресурсы обычно используют с позиции эффективности их использ-я. Экономический эффект = результаты – затраты (должен быть больше нуля). Эфф-сть = результат/затраты(должен быть > 1) Торговая отрасль в своей деятельности использует разнообразные рес-сы, каждый из которых относится к группе возобновимых, либо невозобновимых.

 

 

48.

 

Экономическое содержание и роль материальных ресурсов в развитии торговли. Матер. рес-сы торг. отрасли включают ср-ва труда и предметы труда. Ср-ва труда- та часть мат. рес-сов, кот. необход. для осуществления торг.- произв-ных операций. Ср-ва труда включают основные и оборотные ср-ва. Основные ср-ва используются в торг-пр-ных нуждах и переносят свою стоимость на стоимость реализуемых товаров по частям.

Классификация основных средств возможна по следующим пораметрам:1) по натуральному вещественному признаку(здания, сооружения, транспортные ср-ва, орг техника, торговое оборудование и т.д. 2) по функциональному назначению 1.производственные основные ср-ва. 2. непроизв-ные основн. ср-ва. 3) По участию основных средств в торговом процессе: 1.активные 2. пассивные(здания, сооружения, оборуд.) активные основные ср-ва оказыв. непосредств. влияние на производительность труда работников. Пассивные такого влияния не оказывают. Схема оборота основных ср-в: Авансирование денежных средств в основные ср-ва => потребление осн. ср-в. => возмещение стоимости основных ср-в. => амортизация(это не этап). Соотношение активных и пассивных частей основных ср-в. В произ-ном предприятии: активн. часть -50%-60%. В торговом пр-тии: активная часть- до 25 % Такое соотношение объясняется:1) низкой степенью автомотизации торг. процессов2) высокой долей физического труда в торговле. Предприятию выгодно автоматизировать и механизировать труд своих рабочих, т.к. активная часть осн. ср-в определяет эфф-ность торг. процесса.

К оборотным ср-вам относятся: упаковка и вспомогательн. мат-лы, тара, Е, инвентарь, расходн. мат-лы. и т.д. Схема оборота оборотн. ср-св: авансирование ден. ср-св в оборотные (закупка) => потребление (исп-ние) => возмещение ст-ти через изд. обращения.

 

49.

 

Методы экономического стимулирования работников в целях совершенствования системы стимулирования персонала в целом:

непосредственная и тесная связь с достигнутыми успехами в работе в виде дохода от роста прибыли, выраженного в процентах для каждого работника в организации;

заранее согласованные принципы, вознаграждения за перевыполнение плана, внесенные в систему бухгалтерского учета;

отсутствие «потолка» для премий, основанных на участии в прибылях;

соответствие зарплаты реальному вкладу сотрудника в успех конкретного проекта;

ограничение базовых окладов для руководителей высшего уровня;

жесткая схема начисления премий, включающая только три категории оценок результатов работы для каждого работника (хорошо, удовлетворительно, плохо), рейтинг работы;

каждая премия вручается непосредственным начальником и сопровождается беседой и поздравлениями;

с работниками, не получившими премии, беседа по поводу основания для лишения премии проводится обязательно и наедине;

не должно быть никаких выплат, независящих от результатов работы;

лучше не премировать вообще никого;

плохие работники не могут быть премированы ни в каком случае и ни каким образом;

никогда нельзя наказывать материально работников, которые допустили ошибки по вине руководства, даже в дни кризисов. Если работник выполняет работу на своем участке отлично, он должен быть поощрен.

 

50.

 

К трудовым ресурсам относится та часть трудоспособного населения, которая обладает необходимыми физическими данными, знаниями и навыками труда в соответствующей отрасли.

Под эффективной занятостью в условиях рыночных трудовых отношений

понимают такую степень использования рабочей силы, при которой достигается

соответствие или превышение результатов над затратами. При этом для

восстановления используемой рабочей силы уровень оплаты труда каждого

работника должен быть не ниже фактически существующего прожиточного

минимума.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: