безопасности на производстве 9 глава




На практике в организациях, где охране труда уделяется большое внимание, разрабатывается более 30 стандартов по безопасности труда и постоянно используется не менее 150 различных документов по управлению охраной труда.

Документально оформленная КСБТ представляет собой макет нормативных требований, составляющих по объему не более 5-10% всей массы требований, но охватывающих системно все вопросы управления охраной и безопасностью труда.

Создание такого макета требует изучения нормативных и законодательных требований, которые позволяют определить в дальнейшем номенклатуру документации - приказы, декларации, обязательства, должностные обязанности, планы мероприятий по охране и безопасности труда, положения, акты, формы различных документов (проверки, контроля, инструктажей, журналов), программы, структурные схемыуправления по отдельным разделам охраны труда.

Все документы утверждаются руководителем организации и являются обязательными для исполнения руководителями, специалистами и рабочим персоналом.

На многих предприятиях существует стандарт, определяющий стратегию предприятия в области охраны и безопасности труда. Он называется "Политика организации по обеспечению здоровья и безопасности труда".

Политика организации определяет общие цели и задачи по созданию, реализации и непрерывному совершенствованию всей системы безопасности труда. Положение устанавливает приоритетность следующих стратегических целей в организации:

- постоянное улучшение условий труда;

- уменьшение профессионального риска;

- сохранение жизни и здоровья;

- создание оптимальных условий труда;

- утверждение в коллективе психологии приоритетности безопасности труда.

Чтобы работа была эффективной любая уже принятая политика всегда должна совершенствоваться. И в этом случае необходимо предложение несколько направлений в добавление к уже существующим:

- осуществлять деятельность в соответствии с законодательными и нормативными требованиями применительно к охране и безопасности труда;

- внедрять новые прогрессивные технологии отвечающие требованиям в области охраны труда, заранее проводить обучающий инструктаж по работе с ними;

- постоянно повышать результативность и эффективность интегрированной системы менеджмента, включающей систему менеджмента охраны здоровья и безопасности труда;

- назначенные работники должны окончить учебные курсы в области охраны здоровья и безопасности труда и иметь необходимые средства;

5. принимать меры по обеспечению предприятия необходимыми материалами для информирования и обучения работников: плакаты, справочники, фильмы по охране здоровья и безопасности труда.

Все меры по обеспечению безопасности будут действовать эффективно, если будут проходить поэтапно по моделе управления PDCA: «Планируй-Делай-Проверяй-Улучшай»

Она означает следующее:

– планируй: установление целей и процессов для достижения результатов в соответствии с политикой организации в области безопасности труда;

– делай: внедрение процессов;

– проверяй: осуществление мониторинга и измерение процессов по отношению к политике, целям, законодательным и другим требованиям в области безопасности труда и сообщение результатов;

– улучшай: принятие действий по постоянному улучшению действенности в области безопасности труда.

Высшее руководство организации совместно с отделом охраны труда разрабатывают трудовой договор, обязательства работодателя, декларацию коллектива о безопасности труда в организации, а также создают условия и проводят работу по принятию обязательств работниками производственного управления.

Ознакомление и доведение принятой политики и важнейшей документации до всех работников организации осуществляется путем экспонирования ее на специальных стендах, а также в форме издания тиражом. При проведении обучения по охране труда руководителей и специалистов, а также рабочего персонала в программу обучения включается раздел по разъяснению политики, организации в области охраны труда. Содержание политики, ее цели, приоритеты, связанное с политикой формирование психологии являются обязательными разделами при обучении.

7. Принципы построения и функционирования системы управления безопасностью труда

В условиях современного производства отдельные мероприятия по предотвращению травматизма и заболеваний оказываются недостаточно эффективными. Необходимо, чтобы они осуществлялись комплексно, образуя в системе управления производством подсистему управления безопасностью труда. При этом открывается возможность для целенаправленного регулирования процесса формирования безопасныхусловий труда на производстве.

Начиная подготовку того или иного мероприятия по обеспечению безопасности труда, следует определить: для чего оно будет проводиться, на кого рассчитано, какие результаты ожидаются. В зависимости от поставленной цели выбирают методы ее достижения, дают поручения работникам, создают комиссии (группы, советы и т. п.). В состав комиссии (рабочей группы) по подготовке и проведению мероприятий по обеспечению безопасности труда обязательно включают представителей тех, на кого в первую очередь рассчитаны мероприятия.

Одним из важных принципов построения и функционирования системы управления безопасностью труда является принцип системного подхода. Он выражается в том, что на основе программно-целевого управления осуществляется комплекс взаимосвязанных организационных, технических, санитарных и индивидуальных мероприятий, направленных на создание условий высокопроизводительного и безопасного труда на всех участках и стадиях производства.

Организационные мероприятия — часть общей системы организации труда и производства; предусмотрены нормативными документами. К ним относятся:

- выполнение требований научной организации труда;

- аттестация и сертификация рабочих мест;

· инструктирование персонала по охра;

- профессиональный отбор и организация медицинских осмотров;

- социальное страхование;

- расстановка персонала в соответствии с квалификацией;

- разработка планов ликвидации последствий аварий;

- разработка и выполнение планов осмотра и ремонта оборудования;

- разработка графика уборки рабочих мест;

- составление перечня опасных работ;

- расследование, учет и анализ несчастных случаев на производстве ипрофессиональных заболеваний;

- организация специального питания;

- пропаганда охраны труда;

- разработка системы мер поощрения и наказания.

На опасных производственных объектах к числу организационных мероприятий по охране труда относятся также:

- лицензирование опасных работ;

- сертификация оборудования;

- расследование аварий и ликвидация их последствий;

- прогнозирование чрезвычайных ситуаций;

- экспертиза и декларирование промышленной безопасности; страхование ответственности.

К техническим мероприятиям относится обеспечение выполнения требований безопасности к производственному оборудованию, его размещению, трубопроводам и коммуникациям, грузоподъемным и транспортным средствам, техническим средствам защиты персонала, методикам и приборам по контролю параметров среды и уровня опасных и вредных факторов.

Общие мероприятия: автоматизация и механизация работ; дистанционное управление; использование управляющих машин; блокировка и сигнализация. Частные мероприятия: устройство ограждений; экранирование от

излучений; выполнение требований электробезопасности и т. п.

Санитарные мероприятия разрабатываются в основном на стадии строительного проектирования, обеспечиваются и совершенствуются по мере необходимости в процессе текущей деятельности организации. К ним относятся: выполнение требований охраны труда и безопасности при планировании и содержании территории, основных и вспомогательных зданий, складов, отдельных цехов и помещений; обеспечение необходимых параметров микроклимата и чистоты воздуха в рабочей зоне (вентиляция, отопление, кондиционирование воздуха); обеспечение качества освещения; обеспечение санитарно-бытовыми помещениями и санитарно-техническими устройствами; выполнение требований производственной эстетики и санитарной защиты окружающей среды.

Мероприятия по индивидуальной защите предусматривают: выбор эффективных средств индивидуальной защиты (СИЗ) работников; обеспечение правильного хранения и исправности СИЗ; обучение персонала правилам использования СИЗ.

Таким образом, все перечисленные мероприятия составляют систему управления безопасностью жизнедеятельности.

Тема 3. Единая государственная система предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций (РСЧС) и гражданской обороны (ГО)

План

1. Единая государственная система предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций (РСЧС).

2. Гражданская оборона (ГО), ее место и роль в Российской Федерации.

3. Основы государственной политики в ГО. Принципы организации ведения ГО.

4. Степени готовности ГО и их краткая характеристика

1. Единая государственная система предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций (РСЧС)

Человечество переступило порог нового тысячелетия. ХХ век оказался веком бурного развития научно-технического прогресса, прорыва человечества в космос, появления новых источников энергии.

Вместе с тем, во всем мире наблюдается устойчивая тенденция к росту человеческих жертв и материального ущерба от аварий и катастроф техногенного, природного и экологического характера. После катастрофы на Чернобыльской АЭС (1986г.), землетрясение в Армении (1988г.) подобные события стали изначально объединяться термином «чрезвычайные ситуации».

Следует отметить, что существовавшая в СССР в тот период система гражданской обороны должна была обеспечить защиту населения и территорий преимущественно в условиях военного времени. Указанные выше трагические события заставили по-новому посмотреть на реальную готовность государства к предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, происходящих в мирное время. Защита населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера стала сегодня новой общечеловеческой задачей, настоятельным велением времени.

Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций решает вопросы по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и иного характера с помощью комплекса мероприятий, обеспечивающий в мирное время защиту населения, территорий и окружающей среды, материальных и культурных ценностей государства. Объединяет в себя органы управления, силы и средства федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, организаций, в полномочия которых входит решение вопросов по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

1.1 Нормативная правовая база РСЧС. Нормативная правовая база РСЧС — это совокупность законодательных, нормативных актов, директивных, исполнительно-распорядительных документов, регламентирующих деятельность системы в целом, ее территориальных и функциональных подсистем и звеньев.

I. Федеральные законы:

«О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» от 21.12.94 г. №68-ФЗ.

«Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей» от 22.08.95г. №151-ФЗ.

II. Указы Президента РФ:

«О гражданской обороне» от 08.05.93г. №643.

III. Постановления Правительства РФ:

«О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций» от 05.11.95г. №1113.

«О силах и средствах единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций» от 03.08.96г. №924.

«О создании (назначении) в организациях структурных подразделений (работников) специально уполномоченных на решение задач в области гражданской обороны» от 10.07.99г. №782.

Основные требования Конституции РФ, Федеральных законов, нормативно-правовых актов по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Формирование законодательной и нормативно-правовой базы в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций началось с момента образования Российской Федерации как самостоятельного суверенного государства.

Правовыми основами в сфере защиты от чрезвычайных ситуаций выступают соответствующие нормативные правовые акты, их самостоятельные части (главы, параграфы, статьи, пункты и т.д.) и отдельные нормы. Нормативные правовые акты подразделяются на две большие группы: законы и подзаконные акты.

Все действующие законы группируются следующим образом:

× основные законы (Конституция РФ, Конституции республик в составе РФ);

× федеральные конституционные законы (их наличие предусмотрено непосредственно Конституцией РФ);

× федеральные законы;

× законы, принятые законодательными органами субъектов РФ.

Видами подзаконных нормативных правовых актов являются:

× Указы Президента;

× Постановления Правительства РФ и Постановления руководителей органов исполнительной власти субъектов РФ;

× приказы и другие виды актов, издаваемых в министерствах и ведомствах, директивы, инструкции, наставления и т.п.);

× локальные акты (издаются различными организациями для регламентации своих внутренних вопросов и распространяются на членов этой организации).

Статья 42 Конституции Российской Федерации гласит: «Каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением».

Первым конкретным документом в Российской Федерации по организации гражданской обороны и системы защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера явился Указ Президента Российской Федерации от 8 мая 1993 года №643 «О гражданской обороне».

Основные положения Указа Президента РФ №643:

× общее руководство гражданской обороной (ГО) в Российской Федерации возложено на Председателя Совета Министров - Правительства РФ. Указом установлено, что Председатель Совета Министров – правительства РФ является по должности Начальником гражданской обороны (НГО) РФ;

× руководство гражданской обороной в республиках в составе РФ, краях, областях, автономных образованиях, районах и городах, министерствах и ведомствах Российской Федерации, учреждениях, организациях и на предприятиях, независимо от форм собственности, возложено на соответствующих руководителей органов исполнительной власти, министерств, ведомств, учреждений, организаций и предприятий. Установлено, что указанные руководители являются по должности начальниками гражданской обороны соответствующих территориальных и ведомственных образований.

Указом определено, что начальники гражданской обороны всех территориальных и ведомственных образований несут персональную ответственность за:

× организацию и осуществление мероприятий гражданской обороны;

×создание и обеспечение сохранности накопленных фондов индивидуальных и коллективных средств защиты и имущества ГО;

× подготовку и обучение населения и персонала действиям в чрезвычайных ситуациях на подведомственных территориях и объектах.

Важное место в формировании системы защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций принадлежит реализации требований Федерального закона «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера». Закон принят Государственной Думой 11 ноября 1994 года, утвержден Президентом РФ 21 декабря 1994 года под № 68-ФЗ.

Он определил:

× общие для Российской Федерации организационно-правовые нормы в области защиты граждан, объектов производственного и социального назначения, окружающей среды от чрезвычайных ситуаций;

× полномочия Президента РФ, Федерального собрания, Правительства РФ, органов власти субъектов РФ и органов местного самоуправления;

× обязанности Федеральных органов исполнительной власти, организаций, права и обязанности граждан и социальную защиту пострадавших;

× основные принципы защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;

× создание Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций;

× порядок проведения государственной экспертизы, надзора и контроля в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;

× порядок применения сил и средств органов внутренних дел РФ и органов внутренних дел субъектов РФ при ликвидации чрезвычайных ситуаций;

× участие общественных объединений в ликвидации чрезвычайных ситуаций;

× порядок подготовки населения;

× порядок привлечения Вооруженных сил РФ, других войск и воинских формирований для ликвидации чрезвычайных ситуаций;

× порядок финансового и материального обеспечения мероприятий по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

1.2 РСЧС. Принципы ее построения роль, задачи и организационная структура. Во исполнение Федерального закона «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» Правительство РФ приняло Постановление от 5 ноября 1995 г. №1113 «О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций». Этим Постановлением Российская система предупреждения и действий в чрезвычайных ситуациях, созданная в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 18 апреля 1992г. №261, преобразована в «Единую государственную систему предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций» (далее РСЧС) и утверждено Положение о РСЧС.

В соответствии с Федеральным законом «О защите населении и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера основными задачами РСЧС являются:

× разработка и реализация правовых и экономических норм, связанных с обеспечением защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;

× осуществление целевых и научно-технических программ, направленных

× на предупреждение чрезвычайных ситуаций и повышение устойчивости

× функционирования предприятий, учреждений и организаций независимо от их организационно-правовых форм (далее именуются - организации), а также подведомственных им объектов производственного и социального назначения (далее именуются - объекты) в чрезвычайных ситуациях;

× обеспечение готовности к действиям органов управления, сил и средств, предназначенных для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее именуются - силы и средства);

× сбор, обработка, обмен и выдача информации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;

× подготовка населения к действиям при чрезвычайных ситуациях; прогнозирование и оценка социально-экономических последствий чрезвычайных ситуаций; создание резервов финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее именуются - резервы финансовых и материальных ресурсов);

× осуществление государственной экспертизы, надзора и контроля в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;

× ликвидациячрезвычайных ситуаций;

× осуществление мероприятий по социальной защите населения, пострадавшего от чрезвычайных ситуаций, проведение гуманитарных акций;

× реализация прав и обязанностей населения в области зашиты от чрезвычайных ситуаций, в том числе лиц, непосредственно участвующих в их ликвидации;

× международное сотрудничество в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

РСЧС объединяет органы управления, силы и средства федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций, в полномочия которых входит решение вопросов защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

РСЧС состоит из территориальных и функциональных подсистем и имеет пять уровней: федеральный, региональный, территориальный, местньй и объектовый.

Территориальные подсистемы РСЧС создаются в субъектах Российской Федерации для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций в пределах их территорий и состоят из звеньев, соответствующих административно-территориальному делению этих территорий.

Задачи, организация, состав сил и средств, порядок функционирования территориальных подсистем РСЧС определяются положениями об этих подсистемах, утверждаемыми соответствующими органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

Функциональные подсистемы РСЧС создаются федеральными органами исполнительной власти для организации работы по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций в сфере их деятельности и порученных им отраслях экономики.

Организация, состав сил и средств, порядок деятельности функциональных подсистем РСЧС определяются положениями о них, утверждаемыми руководителями соответствующих федеральных органов исполнительной власти по согласованию с Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.

Положение о функциональной подсистеме РСЧС реагирования и ликвидации последствии аварий с ядерным оружием в Российской Федерации утверждается Правительством Российской Федерации.

1.3 Нормативно-правовое обеспечение деятельности РСЧС. Органы управления, силы и средства, составляющие РСЧС. Деятельность РСЧС определяется Положением о единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 5 ноября 1995г. №1113.

Каждый уровень РСЧС имеет координирующие органы, постоянно действующие органы управления, специально уполномоченные на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций (далее именуются - органы управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям), органы повседневного управления, силы и средства, резервы финансовых и материальных ресурсов, системы связи, оповещения, информационного обеспечения.

Координирующими органами РСЧС являются:

на федеральном уровне - Межведомственная комиссия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и ведомственные комиссии по чрезвычайным ситуациям в федеральных органах исполнительной власти;

на региональном уровне, охватывающем территории нескольких субъектов Российской Федерации - региональные центры по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны,

чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (далее именуются - региональные центры);

на территориальном уровне, охватывающем территорию субъекта Российской Федерации, - комиссии по чрезвычайным ситуациям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации;

на местном уровне, охватывающем территорию района, города (района в городе), - комиссии по чрезвычайным ситуациям органов местного самоуправления;

на объектовом уровне, охватывающем территорию организации или объекта, - объектовые комиссии по чрезвычайным ситуациям. При этом объектовые КЧС создаются на потенциально опасных объектах и в системах жизнеобеспечения населения.

Положение о Межведомственной комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и ее состав утверждаются Правительством Российской Федерации.

Положения о комиссиях по чрезвычайным ситуациям федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, а также об объектовых комиссиях по чрезвычайным ситуациям и состав этих комиссий утверждаются решениями руководителей соответствующих федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций.

Основными задачами комиссий по чрезвычайным ситуациям федеральных органов исполнительной власти являются:

× руководство разработкой и осуществлением организационных и инженерно-технических мероприятий по предотвращению чрезвычайных ситуаций, повышению надежности потенциально опасных объектов, обеспечению устойчивости и безопасности функционирования отраслей экономики в чрезвычайных ситуациях;

× участие в разработке и осуществлении федеральных целевых и научно-технических программ в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;

× организация работ по созданию локальных систем контроля и оповещения на потенциально опасных объектах;

× организация работ по созданию страхового фонда технической документации для потенциально опасных объектов;

× обеспечение готовности органов управления, сил и средств к действиям

× при чрезвычайных ситуациях, координация и руководство работами по ликвидации чрезвычайных ситуаций на объектах, подведомственных соответствующему федеральному органу исполнительной власти, включая эвакуацию персонала объектов;

× обеспечение выполнения мероприятий по проведению аварийно-спасательных и других неотложных работ при чрезвычайных ситуациях;

× руководство созданием и использованием ведомственных резервов финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций;

× участие в осуществлении мероприятий по социальной защите населения, пострадавшего от чрезвычайных ситуаций, а также по реализации прав и обязанностей населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций, в том числе лиц, непосредственно участвующих в ликвидации чрезвычайных ситуаций;

× участие в разработке отраслевых норм и правил безопасности производства, технологических процессов, продукции, а также правил защиты персонала организаций и объектов от чрезвычайных ситуаций;

× координация подготовки руководящего состава, сил и средств, а также персонала подведомственных организаций и объектов к действиям в чрезвычайных ситуациях;

× организация работы по аттестации аварийно-спасательных формирований и спасателей.

Основными задачами комиссий по чрезвычайным ситуациям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления являются:

× организация и контроль за осуществлением мероприятий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, а также по обеспечению надежности работы потенциально опасных объектов в условиях чрезвычайных ситуаций;

× организация наблюдения и контроля за состоянием окружающей природной среды и потенциально опасных объектов, прогнозирование чрезвычайных ситуаций;

× обеспечение готовности органов управления, сил и средств к действиям в чрезвычайных ситуациях, а также создание и поддержание в состоянии готовности пунктов управления;

× организация разработки нормативных правовых актов в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;

× участие в разработке и осуществлении федеральных целевых и научно-технических программ, организация разработки и реализации территориальных программ по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций;

× создание резервов финансовых и материальных ресурсов;

× взаимодействие с другими комиссиями по чрезвычайным ситуациям, военным командованием и общественными объединениями по вопросам предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, а в случае необходимости - принятие решения о направлении сил и средств для оказания помощи этим комиссиям в ликвидации чрезвычайных ситуаций;

× руководство работами по ликвидации чрезвычайных ситуаций, организация привлечения трудоспособного населения к этим работам;

× планирование и организация эвакуации населения, размещения эвакуируемого населения и возвращения его после ликвидации чрезвычайных ситуаций в места постоянного проживания;

× организация сбора и обмена информацией в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;

× руководство подготовкой населения, должностных лиц органов управления и подразделений РСЧС к действиям в чрезвычайных ситуациях.

Основными задачами объектовых комиссий по чрезвычайным ситуациям являются:

× руководство разработкой и осуществлением мероприятий по предупреждению чрезвычайных ситуаций, повышению надежности потенциально опасных объектов, обеспечению устойчивости функционирования организаций и объектов при возникновении чрезвычайных ситуаций;

× организация работ по созданию на потенциально опасных объектах и поддержанию в состоянии готовности локальных систем контроля и оповещения;

× обеспечение готовности органов управления, сил и средств к действиям при чрезвычайных ситуациях, руководство ликвидацией чрезвычайных ситуаций и эвакуацией персонала организаций и объектов;



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: