Методы и приёмы руководства детским конструированием




 

- наблюдение и обследование натурального объекта;

- показ и анализ образца;

- объяснение последовательности и способов выполнения постройки, игрушки;

- постановка перед детьми задач, требующих нахождения самостоятельного решения, т.е. задач проблемного характера;

- анализ и оценка процесса работы;

- воспитание интереса к созданию коллективной сюжетной композиции;

- анализ и оценка детских работ, качества готовой продукции.

Применение того или иного метода или приёма зависит от опыта детей. От сложности конструкции, от задач обучения. При отборе методов воспитатель должен помнить, что основная цель обучения конструированию заключается не в том, чтобы научить ребенка делать ту или иную постройку, а в том, чтобы развивать мышление ребёнка, его нравственные качества, эстетические чувства.

Создавая предметы окружающего дети, строят не вообще, а с конкретной целью. Применение игрушек делает конструирование более осмысленным и целенаправленным, способствует дальнейшему развитию игровой деятельности, а под руководством воспитателя в свободной самостоятельной и совместной деятельности дети осваивают новые для них способы соединения, которые должны быть простыми и доступными, учатся создавать разнообразные подвижные конструкции по схемам, чертежам.

Наполняя пространство игрушками, оборудованием и другими игровыми материалами необходимо помнить о том, что все предметы должны быть известны детям, соответствовать их индивидуальным особенностям (возрастным и гендерным) для осуществления полноценной самостоятельной и совместной со сверстниками деятельности.

Конструирование тесно связано с всесторонним развитием ребёнка. При помощи конструирования у детей развивается концептуальное мышление, речевая деятельность и способности: конструировать, планировать, считать, оценивать результат, совместно решать задачи, распределять роли, объяснять важность данного конструктивного решения.

Конструирование теснейшим образом связано с чувственным и интеллектуальным развитием ребёнка.

 

Для использования прозрачного строительного конструктора, для расширения новых навыков и способов работы и развития творческих возможностей ребёнка был разработан перспективный план работы с детьми (приложение 2)

При разработке комплексного перспективного планирования важно основываться на основных положениях и принципах.

В соответствии с Федеральным государственным Стандартом дошкольного образования развивающая предметная среда детского сада должна обеспечить максимальную реализацию образовательного потенциала пространства дошкольного учреждения для развития детей дошкольного возраста.

Создание в группах атмосферы доброжелательного отношения ко всем воспитанникам позволит растить их общительными, добрыми, любознательными, инициативными, стремящимися к самостоятельности и творчеству.

Необходимыми в оборудовании старших дошкольников являются материалы, стимулирующие развитие широких социальных интересов и познавательной активности детей. Это детские энциклопедии, иллюстрированные издания о животном и растительном мире планеты, о жизни людей разных стран, детские журналы, альбомы, проспекты.

Насыщенная развивающая предметно – пространственная и образовательная среда становится основой для организации увлекательной, содержательной жизни и разностороннего развития каждого ребенка. Развивающая предметная среда является основным средством формирования личности ребенка и является источником его знаний и социального опыта.

Среда, окружающая детей в детском саду, должна обеспечивать безопасность их жизни, способствовать укреплению здоровья и закаливанию организма каждого их них.

Принцип интеграции образовательных областей способствует формированию единой предметно - пространственной среды.

Это означает, что для всестороннего развития ребенка организуются несколько предметных развивающих «сред»: для речевого, математического, эстетического, физического развития, которые в зависимости от ситуации могут объединяться в одну или несколько многофункциональных сред. Как принято в практике отечественного образования, педагоги могут использовать несколько основных методических приемов обыгрывания среды, которые имеют прямой развивающий и обучающий эффект:

· показ предмета и его называние;

· показ действий с предметами и их называние;

· предоставление ребенку свободы выбора действий и экспериментирование.

Организация развивающей предметно-пространственной среды в группе включает в себя:

1. Среду, которая должна выполнять образовательную, развивающую, воспитывающую, стимулирующую, организованную, коммуникативную функции. Но самое главное – она должна работать на развитие самостоятельности и самодеятельности ребенка.

2. Гибкое и вариативное использование пространства. Среда должна служить удовлетворению потребностей и интересов ребенка.

3. Дизайн и форму предметов, которые направлены на безопасность, и соответствуют возрасту детей группы.

4. Элементы декора, которые должны быть легко сменяемыми.

5. Место для детской экспериментальной деятельности.

6. Учёт закономерностей психического развития, показателей их здоровья, психофизиологические и коммуникативные особенности, уровень общего и речевого развития, а также показатели эмоциональной сферы.

7. Цветовую палитру, которая должна быть представлена теплыми, пастельными тонами.

8. Ведущую роль игровой деятельности.

9. Развивающая предметно – пространственная среда группы должна меняться в зависимости от возрастных особенностей детей, периода обучения, образовательной программы.

Важно, что предметная среда имеет характер открытой, незамкнутой системы, способной к корректировке и развитию. Иначе говоря, среда не только развивающая, но и развивающаяся. При любых обстоятельствах предметный мир, окружающий ребенка, необходимо пополнять и обновлять, приспосабливая к новообразованиям определенного возраста.

Таким образом, создавая развивающую предметно-пространственную среду любой возрастной группы в ДОУ, необходимо учитывать психологические основы конструктивного взаимодействия участников воспитательно-образовательного процесса, дизайн и эргономику современной среды дошкольного учреждения и психологические особенности возрастной группы, на которую нацелена данная среда.

 

В рамках работы с родителями представлен буклет «Волшебные переливы света» (приложение3).

 

 

 

Цветные полупрозрачные элементы открывают новые грани в играх архитектурно-строительной тематики. Из этих элементов дети могут создавать сказочные замки и пейзажи, а используя различные источники освещения - наблюдать волшебные переливы света.

 

 

Строительная игра - это такая деятельность детей, основным содержанием которой является отражение окружающей жизни в разнообразных постройках и связанных с ними действиях. Уних один источник – окружающая жизнь. Дети в игре строят мосты, железные дороги, сказочные замки, и многое другое.В строительных играх они не только изображают окружающие предметы, постройки, копируя их, но и приносят свой творческий замысел, индивидуальное решение конструктивных задач.

 

 

 

 

(Приложение 2)

Перспективный план работы с детьми по конструированию.

№ занятия Название Цель
Сентябрь
1-2 Загородки и заборы. Упражнять детей в замыкании пространства способом обстраивания плоскостных фигур. Закреплять представление об основных строительных деталях и деталях конструктора (кирпич, брусок, полукуб). Учить детей понимать, думать, находить собственные решения.
Октябрь
3-4 Домики, сарайчики. Упражнять детей в огораживании небольших пространств кирпичиками и пластинами, установленными вертикально и горизонтально; в умении делать перекрытия; в усвоении пространственных понятий (впереди, позади, внизу, наверху, слева, справа); в различении и назывании цветов. Развивать самостоятельность в нахождении способов конструирования; способствовать игровому общению.
Ноябрь
5-6 Терема. Развивать конструкторские навыки детей. Упражнять в сооружении крупных построек с перекрытиями и способом обстраивания кирпичиками, делая перекрытия из пластин сооружая надстройки на перекрытиях, украшая крыши различными деталями. Развивать фантазию, творчество, умение самостоятельно выполнять последовательность действий, обобщать, сравнивать, находить общее и выделить различия.
Декабрь
7-8 Лесной детский сад. Учить детей организовывать пространство для конструирования; планировать деятельность, моделировать; конструировать различные предметы мебели; объединять постройки единым сюжетом. Побуждать к созданию новых вариантов уже знакомых построек, приобщать к совместной деятельности, развивать конструкторские способности, развивать пространственное мышление.
Январь
9-10 Грузовые автомобили. Формировать у детей обобщенные представления о грузовом транспорте; о строительных деталях, упражнять конструировании, в анализе образцов, в преобразовании конструкций по заданным условиям. Побуждать к поиску собственных решений; развивать способность к плоскостному моделированию.
Февраль
11-12 Мосты. Дать детям представление о мостах, их назначении, строении; упражнять в строительстве мостов. Закреплять умение анализировать образцы построек, иллюстрации; умение самостоятельно подбирать необходимые детали по величине, форме, цвету, комбинировать их.
№ занятия Название Цель
Март
13-14 Корабли Формировать представление о различных видах судов; о том, что их строение зависит от функционального назначения; подвести к обобщению: у всех кораблей есть нос, корма, днище, палуба. Упражнять в анализе конструкций, в планировании деятельности; развивать конструкторские навыки. Упражнять в плоскостном моделировании, в составлении целого из частей по образцу и по замыслу. Развивать способность к зрительному анализу.
Апрель
15-16 Самолеты. Дать детям представление о самолётах, их видах, зависимости их строения от назначения; подвести к обобщению: у всех самолетов есть крылья, салон, кабина пилота, хвост, шасси Упражнять в конструировании самолётов по образцу, преобразовании образца по определенным условиям, в плоскостном моделировании по схемам, в придумывании своих вариантов построек. Развивать умение намечать последовательность строительства основных частей, делать самостоятельные выводы.
Май
17-18 Повторение. Закреплять представление детей об объемных геометрических телах; упражнять в их различении, в соотнесении реальных и изображенных объемных геометрических тел. Уточнять конструктивные свойства геометрических тел; упражнять в моделировании по схеме, в конструировании по элементарному чертежу.

 

 

Список литературы:

 

1. В.А. Петровский, Л.М. Кларина, Л.А. Смывина, Л.П. Стрелкова. Концепция

построения развивающей среды в дошкольном учреждении. – М., 1993

 

2. В.В. Давыдов, В.А. Петровский. Концепция дошкольного воспитания. – М., 1989

 

3. Мирофанова О.Н., Малмыго Н.П. Игровые упражнения в процессе социализации ребенка 4–5 лет // Современный детский сад. –2010. – № 6. – С. 60.

 

4. Пирская Т.Б. Новые подходы к организации воспитательно-образовательного процесса в ДОУ // Современный детский сад. – 2010. – № 3. – С.

 

5. Солнцева О.В., Коренева-Леонтьева Е.В. «Встреча с городом» как форма организации совместной деятельности воспитателя с детьми…// Современный детский сад. – 2011. – №5. – С. 38.

 

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: