Понятия, основные черты, сущность и функции Конституции как основного закона государства.




 

1. Понятие, сущность и функции Конституции.

2. Классификация Конституции.

3. Понятие, особенности, форма и структура КРФ.

4. Основные этапы конституционного развития России.

5. Порядок внесения конституционных поправок и пересмотр Конституции.

 

1. Понятие, сущность и функции Конституции.

Термин «конституция» в переводе с латинского означает «устройство, установление». Конституция как основной закон государства занимает особое место как в системе НПА, так и в жизни всего общества. Как правило, изменения в Конституции влекут существенные изменения в жизни общества вплоть до государственных переворотов. Первые Конституции появились уже в Древнем Риме и представляли собой индивидуальные акты применения права, посредством которых римский император предоставлял гражданство отдельным категориям: лицам занимающиеся строительством и лицам занимающимся пекарским ремеслом. Современное значение термин Конституция приобрел в период буржуазных революций. Целью принятия документа было ограничение власти самодержавия. Первой писаной Конституцией можно считать Колониальный договор 1620 г ода. На его основе строились отношения на части территории США, которая ранее именовалась Новой Англией. В 1789 году во Франции была принята Декларация прав и свобод человека и гражданина. В 1787 году – Конституция в США. Далее во Франции и Польше приняты в 1791 году Конституции. В современном языке термин Конституция имеет двоякое значение:

1. Фактическая Конституция – то есть фактически реально существующая организация общественного и государственного устройства, взаимоотношения общества, государства и личности.

2. Юридическая Конституция – то есть это документ или документы как высший закон государства.

Соотношение данных понятий отражает степень соответствия и несоответствия основного закона страны фактическому положению в ней.

Конституция – НПА, обладающий высшей юридической силой (для демократических государств и романо-германской правовой семьи), особыми юридическими свойствами, закрепляющий организацию государственной власти и регулирующий основы взаимоотношений общества, государства и личности.

Сущность Конституции показывает природу данного НПА и чьи интересы он защищает.

Сущность Конституции – это высшее правовое выражение интересов доминирующих социальных слоев, компромисс их интересов и общечеловеческих ценностей на данном этапе развития общества. (Чиркин)

В науке КП выделяют два основных подхода к определению сущности Конституции: один присущ западным концепциям, другой к марксистко-ленинским. При всем многообразии имеющихся в западной конституционной доктрине понятий Конституция все они подчеркивают следующую сущностную черту: Конституция призвана ограничивать государственную власть. Марксистко-ленинский подход – Конституция рассматривается как продукт классовой борьбы, как инструмент, с помощью которого тот или иной класс закрепляет свое господство.

Теории к определению сущности Конституции:

1. Теологическая. Сторонники данной теории считают, что в Конституции должны содержаться божественные предписания, как основа жизни любого общества.

2. Теория естественного права. Конституция рассматривается как результат многовекового опыта, накопленного тем или иным поколением.

3. Теория общественного договора. Конституция рассматривается как результат договоренности всех членов общества.

4. Марксистко-ленинская теория. Конституция отражает интересы господствующего класса.

Сущность Конституции проявляется через ее функции.

Кокотов выделяет следующие функции:

1. Регулятивная

2. Учредительная

3. Духовно-мировоззренческая

4. Функция обеспечивания общественной устойчивости

5. Функция единства традиций и модернизации

6. Функция стратегического целеполагания

7. Функция систематизации законодательства и права

Функции:

1. Юридическая. Конституция – основной документ государства как юридический документ, регулирующий однородную группу общественных отношений.

2. Политическая. Конституция определяет политическую систему общества, расстановку политических сил в стране.

3. Организационная. Конституция определяет иерархию органов публичной власти.

4. Учредительная. Учреждает первоначально систему органов государственной власти и ОМСУ.

 

Выделяют формальные и материальные Конституции.

Формальные – существующий в государстве единый НПА, закрепляющий основы правового статуса личности, организацию публичной власти, устройство общественной жизни.

Материальные – совокупность различных НПА. Конституцию образуют: а) свод обычных законов (Канада); б) свод конституционных законов (Швеция); в) обычный закон, судебные прецеденты и правовые обычаи (Англия).

Также выделяют еще и формально-материальные Конституции – единый НПА с широким использованием договоров, деклараций и тд., являющихся составной частью Конституции.

 

2. Классификация Конституции.

1. По форме:

· Писанные – НПА, целостно регулирующий вопросы конституционного значения. Конституции бывают в виде единого акта (США) и в виде нескольких актов (Конституция Франция включает в себя Декларацию 1789 года, Конституцию 1958 года и преамбулу к Конституции 1946 года).

· Неписанные – Конституцию образуют обычные законы, судебные прецеденты, правовые обычаи (Англия).

2. По способу принятия:

· Простые – разрабатываются и утверждаются одним субъектом.

· Сложные - разрабатываются одним субъектом и утверждаются другим.

3. По порядку принятия:

· Октроированные – Конституции дарованные монархом своему народу или метрополии своим колониям.

· Неоктроированные – Конституции принятые на референдуме, специализированным органом.

4. По времени действия:

· Постоянные

· Временные

5. По порядку принятия и внесения изменений:

· Жесткие – основной закон, который принимается и изменяется в более усложнённом порядке, нежели обычные законы данной страны.

· Гибкие – принимаются и изменяются в том же порядке, что и обычные законы страны.

6. По форме правления:

· Монархические

· Территориальные

7. По форме территориального устройства:

· Унитарные

· Федеративные

8. По политическому режиму:

· Демократические

· Антидемократические (тоталитарные, авторитарные)

9. В науке КП выделяют фактические и юридические Конституции. С точки зрения действенности КПН выделяют:

· Реальные – предписания воплощены в жизнь, юридические и фактические Конституции совпадают.

· Фиктивные – закрепляют институты и принципы, либо отсутствующие в действительности, либо существенно отличающиеся от конституционной модели.

 

3. Понятие, особенности, форма и структура КРФ.

КРФ – это единый НПА, выражающий волю учредившего его народа, обладающий высшей юридической силой, закрепляющий основы правового статуса человека и гражданина, основы конституционного строя, основы территориального устройства, систему и принципы организации деятельности органов государственной власти и МСУ.

Особенности:

1. Принимается особым субъектом или от имени этого субъекта – народа. То есть подчеркивается, что народ обладает учредительной властью, и только он имеет право принимать акты такого уровня.

2. КПН обладают особым учредительным характером. Для Конституции не существует юридического потолка, которому должны соответствовать ее нормы.

3. Всеохватывающий предмет правового регулирования, так как она охватывает фундаментальные отношения во всех сферах жизни общества.

4. Конституция – это не только НПА, но и политический акт, так как служит средством закрепления господства определенных сил общества или народа в целом, носителем определенной идеологии; отражает политическую расстановку сил в стране.

5. Конституция отличается особыми юридическими свойствами.

· Верховенство – Конституция распространяет свое действие на всю территорию РФ.

· Высшая юридическая сила – все НПА должны приниматься в соответствии с Конституцией.

· Прямое действие – нормы Конституции могут применяться гражданами РФ и органами публичной власти непосредственно.

· Особый порядок внесения поправок и пересмотра Конституции.

· Особая правовая охрана, то есть существуют особые органы, которые несут ответственность за несоблюдением норм Конституции (Президент, КС, уполномоченный по правам человека).

· Является ядром национальной правовой системы.

 

Кокотов разделяет особенности Конституции на:

1. Юридические особенности (писанное прямое действие, верховенство, высшая юрид. сила, особый порядок охраны).

2. Содержательные особенности (сжатое, но комплексное закрепление устройства государства, приоритетное закрепление прав и свобод человека над обязанностями, учреждение федерализма, республиканская форма правления, демократический политический режим).

 

Структура Конституции включает преамбулу и два раздела. Первый раздел состоит из 137 статей, разбитых на 9 глав. Второй раздел – заключительные и переходные заключения – состоит из 9 пунктов. Чисто фиктивной или реальной Конституции не бывает, но фиктивными или реальными могут быть положения в Конституции.

 

4. Основные этапы конституционного развития России.

Конституция РСФСР 1918. Была принята 10 июля 1918 года. Принятие связано с установлением с установлением в государстве советской власти. Проект Конституции был разработан специально созданной конституционной комиссией под руководством Свердлова. России провозглашалась республикой советов рабочих, солдатских и крестьянских депутатов, провозглашался федеративный характер власти, была отменена частная собственность на землю, недра, природные ресурсы, банки, объекты производственного значения. Признавались всеобщие трудовая и воинская повинность, провозглашались политические права, которые на практике давались не всем, отделение церкви от государства (на практике тотальное преследование лиц исповедующих православие). Действовала до 1924 года.

 

Конституция СССР 1924 года. Была принята 31 января 1924 года. Включала декларацию об образовании СССР и договор об образовании СССР. Декларация устанавливала многонациональный состав и декларировала общие принципы. Договор – основная часть Конституции, включала 11 глав. Провозглашала, что РСФСР входит в состав СССР.

 

Конституция РСФСР 1925 года. Была принята 11 мая 1925 года и, по сути, являлась отражением союзной Конституции.

 

Конституция СССР 1936 года. Была принята 5 декабря 1936 года в условиях полной власти Сталина, когда сформировался режим личной власти, как тоталитарный. Полная централизация всех линий управления, строгая иерархия органов публичной власти, безоговорочное выполнение всех указаний сверху, отсутствие возможности публичной критики существующих политических отношений. Данная Конституция состояла из 12 глав, 146 статей и включала две формы собственности: государственная и корпоративно-колхозная. Труд рассматривался как обязанность.

 

Конституция РСФСР 1937 года. Была принята 21 января 1937 года и устанавливала принцип плановой экономики.

 

Конституция СССР 1977 года. Проект Конституции разрабатывался с 1962-1977 год. Была принята 7 октября 1977 года. Основной целью принятия было установление бесклассового общества. Принятие было связано с существенными изменениями в политической, экономической и социальной жизни людей (изменение политического режима, развитие экономики). Социалистическая собственность – основа экономического развития страны. Конституция закрепляла право выхода субъектов из состава СССР, однако механизм такого выхода не предусматривался. Расширялся состав обязанностей, в частности введено понятие «долг гражданина».

 

Конституция СССР 1978года. Была принята 12 апреля 1978 года. Существенно расширила и закрепила основные права, свободы и обязанности человека и гражданина. В данную Конституцию было внесено большое количество изменений.

 

12 декабря 1993 года была принята КРФ. Упразднен съезд народных депутатов и заменен Федеральным Собранием.

 

5. Порядок внесения конституционных поправок и пересмотр Конституции.

В КП необходимо различать понятия «пересмотр Конституции» и «внесение поправок» (гл. 9). Предусмотрено 4 способа внесения изменений к разным конституционным нормам:

· Пересмотр Конституции – внесение изменений в главы 1,2,9 в порядке принятия новой Конституции, так как данные нормы являются фундаментальными нормами для всех остальных.

Стадии пересмотра:

1) С инициативой выступают определенные субъекты, предусмотренные статьей 134 КРФ (Президент, СФ, Госдума, Правительство, законодательные органы субъектов, группа численностью не менее 1/5 от общего числа членов СФ или депутатов Госдумы). Постановление Конституционного Суда от 12 апреля 1995 года устанавливает, что общим количеством членов СФ или депутатов Госдумы необходимо считать конституционно установленную численность палат: 166 членов СФ и 450 депутатов Госдумы, то есть для инициации нужно 33члена СФ и 90 депутатов Госдумы. Инициатива оформляется в виде соответствующего акта.

2) Поддержка 3/5 голосов от общего количества депутатов Государственной Думы и членов СФ.

3) Созыв конституционного собрания, основной функцией которого является разработка новой Конституции. Конституционное собрание созывается в соответствии с ФКЗ «О конституционном собрании». Однако данный закон не принят в настоящее время в связи с чем Конституционное собрание не может быть создано. Конституционное собрание по инициативе ФС либо подтверждает неизменность Конституции, либо разрабатывает проект новой Конституции.

4) Проект Конституции либо выносится на референдум, либо его принимает Конституционное собрание. Если проект принимается на референдуме, то он считается принятым, если за него проголосовало более 50% от числа избирателей при условии, что не менее 50% обладают активным избирательным правом. Если проект принимает конституционное собрание, то проект считается принятым, если за него проголосовало не менее 2/3 членов конституционного собрания. Решение публикуется в официальных источниках центральной избирательной комиссии и вступает в силу со дня опубликования, если иное не предусмотрено законом.

· Внесение поправок – внесение изменений в главы с 3 по 8 в форме принятия закона о поправках. Субъекты инициативы предусмотрены статьей 134. Конституционные поправки принимаются ФС в том же порядке, который предусмотрен для принятия ФКЗ, и вступают в силу после одобрения органами законодательной власти не менее 2/3. С инициативой выступают субъекты, которые представляют проект закона. Проект считается принятым, если за него проголосовало не менее 2/3 от общего числа депутатов Госдумы, одобренным, если за него проголосовало не менее 3/4 от общего числа членов СФ и далее данный закон отправляется в законодательный орган субъектов, которые в течение года его рассматривает. Проект закона считается одобренным, если за него проголосовало не менее 2/3. Далее одобренный закон направляется президенту для подписания и опубликования и считается принятым со дня официального опубликования.

· Часть 1 статьи 137 КРФ предусматривает, что изменения в статье 65 определяют принятие в РФ нового субъекта, либо образование в ее составе нового субъекта, либо изменение конституционно-правового статуса, осуществляется в форме принятия ФКЗ. Таким образом, способ внесения изменений – официальное опубликование президентом Конституции в новой редакции.

· Упрощенный порядок внесения изменений на основании указов президента предусмотрен в статью 65 «Об изменении наименования субъекта». Данный способ не предусмотрен Конституцией, но определен КС в постановлении от 28 ноября 1995 «О толковании части второй статьи 137 КРФ».

 

Составить таблицу по КРФ (по 8 конституциям)

1 колонка: с чем связано принятие К

2 колонка: Основные принципы К

3 колонка: закрепление основных прав и свобод

4 колонка: система органов публичной власти



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: