деятельность международного судоходства




Захваты, задержания и ограбления морских торговых и других гражданских судов, их экипажей и пассажиров (пиратство) имеет многовековую историю.

Морской терроризм, который начал угрожать миру и безопасности с начала 60-х годов XX-того столетия, и пиратство – явления не полностью идентичные. Содержание этих двух понятий частично совпадает. Это имеет место в случаях, когда одно и тоже деяние (захват морского судна) попадает под нормы о пиратстве Конвенции Организации Объединенных Наций по морскому праву и направленной против международного терроризма Конвенции о борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности морского судоходства.

Вместе с тем, существуют различия в их целях и объективной стороне. Пиратство всегда совершается в личных (как правило, корыстных) целях.

Объект пиратства – лицо, являющееся членом экипажа или пассажиром частновладельческого судна, а также имущество, находящееся на борту судна и само судно. Но при условии, если морское судно находится в открытом море. А для квалификации в качестве акта “морского терроризма” в соответствии с Конвенцией и Протоколом, подписанным в Риме в 1988 году, не требуется соответствия деяния этому требованию.

1.2.4 Захват заложников

Преступления террористического характера, связанные с захватом заложников. С этимологической точки зрения в русском языке слово “заложник” толкуется как “лицо, насильственно кем-нибудь задержанное в обеспечение того, что государством или организацией, к которым лицо принадлежит, будут выполнены какие-нибудь требования, обязательства”.

Планирование операции по захвату заложников характеризуется следующими действиями:

- определяется цель захвата, возможные пути ее достижения;

- подбираются соучастники;

- подыскиваются необходимые денежные средства;

- производится выбор объекта, проводится его разведка;

- выявляется наличие охраны, средства связи, маршруты передвижения;

- намечается место нападения;

- учитывается степень риска при захвате объекта;

выделяются участники террористической акции.

Существенное значение имеют мотивы и цели преступников. В ряде случаев лица, захватывающие заложников, вдвигают “комбинированные” требования: выплата выкупа и выполнение требований политического характера. Между тем, террористы, психика которых нарушена, способны на иррациональные, непредсказуемые поступки, что должно учитываться при переговорах с ними, подготовке и проведении акций освобождения заложников.

В последнее время в России, СНГ и многих странах Запада часто упоминается такая форма терроризма, как захват заложников для шантажа государственных, правоохранительных органов.

Правила личного поведения при захвате заложников, при угрозе захвата в заложники, при захвате в заложники родных, близких, знакомых. Похищение людей с целью получения выкупа или обмена стало одним из распространенных видов уголовных преступлений. Кроме того, стать заложником можно случайно, например, при ограблении магазина, банка, квартиры, загородного коттеджа, либо при захвате людей террористами.

Заложник - это человек, который находится во власти преступников. Сказанное не значит, что он вообще лишен возможности бороться за благополучное разрешение той ситуации, в которой оказался. Напротив, от его поведения зависит многое. Выбор правильной линии поведения требует наличия соответствующих знаний. Таковыми должны обладать потенциальные жертвы террористических актов и захвата помещений.

Классическая система похищения выглядит следующим образом: планирование, подготовка, захват, укрытие заложника, общение и допросы, ведение переговоров, получение выкупа, освобождение или убийство жертвы.

На этапе планирования преступники намечают объект для похищения, сумму предполагаемого выкупа, участников операции, наиболее подходящие места для похищения, ведение переговоров, получение выкупа. Наиболее важными моментами этапа планирования являются два взаимосвязанных: выбор подходящей жертвы и определение суммы выкупа. На этапе подготовки преступники уделяют большое внимание детальному изучению образа жизни намеченной ими жертвы (и всех членов его семьи), о тех местах, где он чаще всего бывает, о предпринимаемых им мерах безопасности. Они проводят тщательное изучение местности, уточняют маршруты движения между домом, работой, другими посещаемыми местами, выясняют расположение помещений в квартире или офисе, сектор обзора из окон и т.д.

Изучают преступники и близких друзей, деловых партнеров, приближенных сотрудников намеченной жертвы. Это делается для определения тех лиц, которые могут оказаться полезными при ведении переговоров. Уточняют их имена и фамилии, адреса проживания, квартирные телефоны, марки и регистрационные номера личных автомобилей, приметы внешности для быстрого и точного опознания.

Реальная, в подавляющем большинстве случаев единственная возможность самому быстро вырваться из рук преступников бывает в начальной стадии захвата, в момент нападения. Но если безуспешность попыток освободиться очевидна, лучше не прибегать к крайним мерам, а действовать сообразно складывающимся обстоятельствам.

С момента захвата необходимо контролировать свои действия и фиксировать все, что может способствовать освобождению. Надо постараться запомнить все детали транспортировки с места захвата: время и скорость движения, подъемы и спуски, крутые повороты, остановки у светофоров, железнодорожные переезды, характерные звуки. По возможности все эти сведения надо постараться передать намеком или запиской тем, кто ведет переговоры с преступниками. Если такая возможность не представится, в любом случае помните, что даже самая незначительная информация о "тюрьме заложника" может оказаться полезной для его освобождения, поимки и изобличения преступников. Надо запоминать все увиденное и услышанное за время пребывания в заключении - расположение окон, дверей, лестниц, цвет обоев, специфические запахи, не говоря уже о голосах, внешности и манерах самих преступников. Необходимо также наблюдать за их поведением, внимательно слушать разговоры между собой, запоминать распределение ролей. Короче, составлять в уме четкий психологический портрет каждого из них.

Известны случаи, когда похищенным людям удавалось оставлять в местах остановок условные знаки, выбрасывать наружу записки, тем или иным способом отмечать место своего заточения. Однако, делать подобные вещи следует осторожно, так как в случае их обнаружения преступниками неизбежно последует суровое наказание.

Человек становится жертвой с момента захвата, и хотя это происходит в разных условиях, жертва всегда испытывает сильное психическое потрясение (шок). Оно обусловлено внезапным резким переходом от фазы спокойствия к фазе стресса. Люди реагируют на такой переход по-разному: одни оказываются буквально парализованы страхом, другие пытаются дать отпор. Поэтому жизненно важно быстро справиться со своими эмоциями, чтобы вести себя рационально, увеличивая шанс своего спасения.

Внешняя готовность к контакту с преступниками и обсуждению интересующих их вопросов должна сочетаться с главным правилом: помогать не преступникам, а себе. Ведь полученная ими от заложника информация в конечном счете используется во вред ему самому, его близким, сослуживцам, сотрудникам правоохранительных органов. Продуманно следует подходить к вопросам бандитов о возможной реакции своего окружения на похищение, о сумме выкупа, о возможности удовлетворения других требований.

Главная задача здесь в том, чтобы своими ответами помочь людям, стремящимся найти и освободить заложника, а не поставить их в затруднительное положение. В частности, аргументированное убеждение преступников в нереальности тех или иных требований может способствовать разрешению инцидента "малой кровью". В то же время очевидно, что нельзя действовать по принципу "все, или ничего". Реакция бандитов на очевидность факта неосуществимости их замысла в сочетании с возбужденным психическим состоянием, в котором они, как правило, находятся, может оказаться роковой для заложника. К тому же преступники нередко находятся под воздействием наркотиков, в состоянии алкогольного опьянения.

Надо пытаться смягчить враждебность бандитов по отношению к себе, искать возможности установления индивидуальных контактов с некоторыми из них. Это необходимо хотя бы для того, чтобы избежать физических страданий или улучшить условия содержания. Но внешняя готовность найти общий язык с преступниками, участие в обсуждении волнующих их проблем не должны противоречить упомянутому главному принципу: помогать себе, а не бандитам.

Чтобы сломать заложника психологически, преступники используют следующие меры давления:

- ограничивают подвижность, зрение, слух;

- плохо кормят, мучают голодом и жаждой, лишают сигарет:

- создают невыносимые условия пребывания.

Сохранение психологической устойчивости при длительном пребывании в заточении - одно из важнейших условий спасения заложника. Здесь хороши любые приемы и методы, отвлекающие от неприятных ощущений и переживаний, позволяющие сохранить ясность мыслей, адекватную оценку ситуации.

Необходимо усвоить следующие правила:

Старайтесь, насколько это возможно, соблюдать требования личной гигиены.

Делайте доступные в данных условиях физические упражнения. Как минимум, напрягайте и расслабляйте поочередно все мышцы тела, если нельзя выполнить обычный гимнастический комплекс. Подобные упражнения желательно повторять не менее трех раз в день.

Очень полезно во всех отношениях практиковать аутотренинг и медитацию. Подобные методы помогают держать свою психику под контролем.

Вспоминайте про себя прочитанные книги, последовательно обдумывайте различные отвлеченные процессы (решайте математические задачи, вспоминайте иностранные слова и т.д.). Ваш мозг должен работать.

Если есть возможность, читайте все, что окажется под рукой, даже если это текст совершенно вам не интересен. Можно также писать, несмотря на то, что написанное будет отбираться. Важен сам процесс, помогающий сохранить рассудок.

Важно следить за временем, тем более, что похитители обычно отбирают часы, отказываются говорить, какой сейчас день, час, изолируют от внешнего мира. Отмечайте смену дня и ночи (по активности преступников, по звукам, режиму питания и т.д.).

Старайтесь относиться к происходящему с вами как бы со стороны, не принимая случившееся близко к сердцу, до конца надейтесь на благополучный исход. Страх, депрессия и апатия - три ваших главных врага.

Не выбрасывайте вещи, которые могут вам пригодиться (лекарства, очки,.карандаши и т.д.), старайтесь создать хотя бы минимальный запас питьевой воды и продовольствия на тот случай, если вас надолго бросят одного или перестанут кормить.

Преступники отчетливо понимают, что наибольшей опасности они подвергаются в момент получения денежного выкупа. Поэтому они разрабатывают сложные, многоступенчатые системы получения денег. Цель принимаемых ими мер - исключение нападения из засады, фиксации факта передачи денег, установления личности преступников.

В том случае, когда преступники сами отпускают на свободу заложника, они отвозят его в какое-либо безлюдное место и там оставляют одного. Другой вариант - его бросают в запертом помещении, выход из которого требует немало времени и сил. Третий вариант - высаживают заложника на оживленной улице (вдали от постов ГИБДД и сотрудников милиции). После этого машину бросают, либо меняют на ней номер.

Может случиться и так, что освобождать вас будет милиция. В этом случае надо пытаться убедить преступников, что лучше всего им сдаться., Тогда они могут рассчитывать на более мягкий приговор. Если подобная попытка не удалась, постарайтесь им внушить, что их судьба находится в прямой зависимости от вашей. Если они пойдут или готовы на убийство, то всякие переговоры властей с ними теряют смысл. И тогда остается только штурм с применением оружия.

Когда преступники и заложники выходят наружу из убежища, им всем приказывают держать руки за головой, не следует этим возмущаться, делать резкие движения. Пока не пройдет процедура опознания, меры предосторожности необходимы.

Если начался штурм или вот-вот начнется, попытайтесь прикрыть свое тело от пуль. Лучше всего лечь на пол подальше от окон и дверей, лицом вниз, не на прямой линии от оконных и дверных проемов. В момент штурма не берите в руки оружие преступников. Иначе бойцы штурмовой группы могут принять вас за преступника и выстрелить на поражение. Им некогда разбираться в это время. Преступники во время штурма нередко стремятся спрятаться среди заложников. Старайтесь в меру своих возможностей не позволять им этого делать, немедленно сообщайте о них ворвавшимся бойцам.

И последнее. В тех случаях, когда место содержания заложника и нахождения преступников установлено, спецслужбы стремятся использовать имеющиеся у них технические средства для прослушивания разговоров, ведущихся в помещении. Помните об этом и в разговоре с бандитами сообщайте информацию, которая будучи перехвачена, может быть использована для подготовки штурма. Особенно важны сведения о ярких и броских приметах, по которым можно отличить заложника от преступника, о вооружении бандитов, об их количестве, расположении внутри помещения, их моральном состоянии и намерениях.

1.2.5 Иные формы терроризма

Можно также отметить другие формы терроризма: “ядерный терроризм”, “химический терроризм”, “экологический терроризм”, “биологический терроризм”.

Широкое распространение получил так называемый “психологический терроризм”.

Террористы прекрасно понимают, что у них не всегда есть необходимость в массовых убийствах людей. Желаемого результата можно достигнуть, если будет создана иллюзия, например, обладания смертоносным оружием и готовности его применения. Таким образом, путем психологического шантажа, оказывается давление на общественность.

В практике правоохранительных органов РФ участились случаи такого явления, как отправка в адрес должностных лиц, государственных учреждений анонимных писем с угрозами диверсионных актов в случае невыполнения требований о выплате крупных денежных сумм.

В последнее время беспокойство правоохранительных органов и ученых, занимающихся проблемами терроризма вызывает такая новая форма терроризма, как кибертерроризм (электронный, компьютерный терроризм). Под кибертерроризмом понимают преднамеренную мотивированную атаку на информацию, обрабатываемую компьютером, компьютерную систему или сети, которая создает опасность для жизни и здоровья людей или наступление других тяжких последствий, если такие действия были совершены с целью нарушения общественной безопасности, запугивания населения, провокации военного конфликта.

Возникновение такой формы терроризма связано с интенсивным развитием сети Интернет и расширением количества ее пользователей.

Особую озабоченность у правоохранительных органов вызывают террористические акты, связанные с использованием глобальной сети Интернет.

Кибертеррористы под видом программ защиты распространяют вирусы, получая, таким образом, контроль над компьютерами полиции, больниц, аэропортов. Используя информацию в этих системах, они сбивают с курса самолеты, изменяют истории болезни пациентов, убивая, таким образом, людей.

Такова краткая характеристика основных форм проявления терроризма. Следует отметить, что при всем многообразии этих форм, терроризм преследует одну цель – сделать власти и людей заложниками своих интересов, вызвав у населения чувство страха, паники, незащищенности.

1.2.6 Причины терроризма

Международные организации и ученые постоянно уделяют внимание проблеме причин терроризма. Эта проблема является одной из основных проблем при разработке и совершенствованию правовых мер борьбы с терроризмом. От того, насколько точно будут установлены причины этого особо опасного преступления, будет зависеть эффективность принимаемых мер по борьбе с ним и их дальнейшее совершенствование. В российской криминологической науке под причинами преступности, в том числе и различных видов терроризма, принято понимать те социальные явления, которые порождают преступность как свое закономерное следствие.

При достаточно большом выборе оснований криминологической классификации причин и условий преступности в отечественной криминологии выделяются факторы, характеризующие терроризм по содержанию или сферам социальной жизни. К таковым, как правило, относятся: правовые, социально-экономические, организационно-управленческие, воспитательные, идеологические, психологические, социально-политические и другие причины и условия или процессы и явления, вызывающие преступность в этих сферах жизни.

На VIII Международном конгрессе ООН по предупреждению преступности и обращению с преступниками (Гавана, 1990 г.) коренными причинами терроризма были названы: бедность, безработица, неграмотность, нехватка доступного жилья, несовершенство системы образования и подготовки кадров, отсутствие жизненных перспектив (заметим, что по данным опроса Всероссийского центра изучения общественного мнения, проведенного в мае 1995 года на это обстоятельство указывал каждый четвертый опрашиваемый россиянин), отчуждение и маргинализация населения (от лат. Marginalis – находящийся на краю социальной жизни – бродяги, нищие), обострение социального неравенства, ослабление семейных и социальных связей, недостатки воспитания, негативные последствия миграции, разрушение культурной самобытности, нехватка объектов культурно-бытового назначения, распространение средствами массовой информации идей и взглядов, ведущих к росту насилия, неравенства и нетерпимости.

В настоящее время в отечественной юридической литературе называют следующие причины терроризма:

1) заметное снижение жизненного уровня в сочетании с беспрецедентно возросшей социальной дифференциацией, которые вызывают к жизни такие социально-психологические факторы, как злоба, зависть, ненависть, ностальгия по прошлому и т.п.;

2) экономический и энергетический кризис, рост цен, инфляция;

3) кризисное положение ряда социальных и профессиональных групп, особенно военных, имеющих военный опыт и лиц, имеющих опыт работы со взрывными устройствами и взрывчатыми веществами;

4) рост безработицы, который обуславливает проблемы миграции, бродяжничества, психологической и профессиональной деградации и дезориентации личности в условиях рыночной экономики и т.п.;

5) широкое распространение среди населения оружия, военной подготовки и специфических военных умонастроений, связанное с участием значительной части военных в реальных боевых событиях (афганская и чеченская войны), так и с вынужденным перепрофилированием многих работников спецслужб, нередко оказывающихся в криминальных структурах. Доступность оружия и большое число ищущих себе применения военных;

6) распространение средствами массовой информации идей и взглядов, ведущих к росту насилия, неравенства и нетерпимости, внушение населению всесильности и вседозволенности террористов и др.

Вместе с тем, в международном и внутригосударственном терроризме наиболее значительно проявление политического терроризма. Ведущую роль в детерминации политического терроризма, как и всей политической преступности, занимают политические причины. В работе П.А. Кабанова указано множество политических причин. Необходимо назвать основные: 1) репрессии со стороны правящей элиты по отношению к оппозиционным политическим партиям; 2) навязывание правящей элитой нетрадиционных для данного общества социально-политических нововведений; 3) обострение внутриполитических конфликтов внутри самого государства; 4) столкновение политических интересов двух государств в каком-либо регионе; 5) ошибки в национальной политике, допускаемые правительством; 6) целенаправленное разжигание национальной розни отдельными людьми, группами, партиями (к примеру, движение ваххабитов); 7) агрессия в отношении другого государства и его оккупация в большинстве случаев влечет за собой вооруженное сопротивление мирного населения (партизан), использующего террористические методы (взрывы важных объектов, поджоги и т.д.); 8) поощрение терроризма на уровне государственной политики, как это делают Ливия, Иран, Ирак, Афганистан; 9) недовольство деятельностью правительства иностранных государств, в связи с чем, совершаются террористические акты против его представителей и учреждений.

В настоящее время особенно широкое распространение получили религиозная нетерпимость (религиозный фанатизм).

В качестве фактора, способствующего распространению терроризма в России следует назвать коррупцию. В связи с этим, А. Г. Корчагин и А. М. Иванов справедливо отмечают, что коррупция является своеобразным катализатором организованной преступности, таким образом, мы полагаем, оказывая свое влияние на распространение терроризма. Влияние это может быть прямое (пособничество непосредственно террористам), либо косвенное (к примеру, пособничество организованным преступным формированиям, занимающимся наркобизнесом, доходы от которого поступают в распоряжение террористов).

Также в качестве причины терроризма необходимо назвать глобализацию преступности, что явилось следствием общей мировой глобализации. Процессы мировой глобализации и интеграции оказывают свое влияние на развитие социально-экономических и политико-правовых процессов в государствах. Вместе с тем, оказали они свое влияние и на терроризм.

2. Нападение на особо опасные объекты.

2.1 Категория опасных объектов

К категории опасных производственных объектов относятся объекты, на которых получаются, используются, перерабатываются, образуются, хранятся, транспортируются, уничтожаются следующие опасные вещества:
а) воспламеняющиеся вещества - газы, которые при нормальном давлении и в смеси с воздухом становятся воспламеняющимися и температура кипения которых при нормальном давлении составляет 20 градусов Цельсия или ниже;

б) окисляющие вещества - вещества, поддерживающие горение, вызывающие воспламенение и (или) способствующие воспламенению других веществ в результате окислительно-восстановительной экзотермической реакции;
в) горючие вещества - жидкости, газы, пыли, способные самовозгораться, а также возгораться от источника зажигания и самостоятельно гореть после его удаления;
г) взрывчатые вещества - вещества, которые при определенных видах внешнего воздействия способны на очень быстрое самораспространяющееся химическое превращение с выделением тепла и образованием газов;
д) токсичные вещества - вещества, способные при воздействии на живые организмы приводить к их гибели и имеющие следующие характеристики:
средняя смертельная доза при введении в желудок от 15 миллиграммов на килограмм до 200 миллиграммов на килограмм включительно;
средняя смертельная доза при нанесении на кожу от 50 миллиграммов на килограмм до 400 миллиграммов на килограмм включительно;
средняя смертельная концентрация в воздухе от 0,5 миллиграмма на литр до 2 миллиграммов на литр включительно;

е) высокотоксичные вещества - вещества, способные при воздействии на живые организмы приводить к их гибели и имеющие следующие характеристики:
средняя смертельная доза при введении в желудок не более 15 миллиграммов на килограмм;

средняя смертельная доза при нанесении на кожу не более 50 миллиграммов на килограмм;

средняя смертельная концентрация в воздухе не более 0,5 миллиграмма на литр;
ж) вещества, представляющие опасность для окружающей среды, - вещества, характеризующиеся в водной среде следующими показателями острой токсичности:
средняя смертельная доза при ингаляционном воздействии на рыбу в течение 96 часов не более 10 миллиграммов на литр;
средняя концентрация яда, вызывающая определенный эффект при воздействии на дафнии в течение 48 часов, не более 10 миллиграммов на литр;
средняя ингибирующая концентрация при воздействии на водоросли в течение 72 часов не более 10 миллиграммов на литр;
2) используется оборудование, работающее под давлением более 0,07 мегапаскаля или при температуре нагрева воды более 115 градусов Цельсия;
3) используются стационарно установленные грузоподъемные механизмы, эскалаторы, канатные дороги, фуникулеры;
4) получаются расплавы черных и цветных металлов и сплавы на основе этих расплавов;

5) ведутся горные работы, работы по обогащению полезных ископаемых, а также работы в подземных условиях.

К особо опасным и технически сложным объектам относятся:
1) объекты использования атомной энергии (в том числе ядерные установки, пункты хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ, пункты хранения радиоактивных отходов);

гидротехнические сооружения первого и второго классов, устанавливаемые в соответствии с законодательством о безопасности гидротехнических сооружений;
2) сооружения связи, являющиеся особо опасными, технически сложными в соответствии с законодательством Российской Федерации в области связи;
3) линии электропередачи и иные объекты электросетевого хозяйства напряжением 330 киловольт и более;
4) объекты космической инфраструктуры;

5) объекты авиационной инфраструктуры;

6)объекты инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования;
7) метрополитены;

морские порты, за исключением морских специализированных портов, предназначенных для обслуживания спортивных и прогулочных судов;
8) тепловые электростанции мощностью 150 мегаватт и выше;
9) опасные производственные объекты, на которых:
а) получаются, используются, перерабатываются, образуются, хранятся, транспортируются, уничтожаются опасные вещества в количествах, превышающих предельные. Такие вещества и предельные количества опасных веществ соответственно указаны в приложениях 1 и 2 к Федеральному закону от 21 июля 1997 года N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" (далее - Федеральный закон "О промышленной безопасности опасных производственных объектов"). Не относятся к особо опасным и технически сложным объектам газораспределительные системы, на которых используется, хранится, транспортируется природный газ под давлением до 1,2 мегапаскаля включительно или сжиженный углеводородный газ под давлением до 1,6 мегапаскаля включительно;
б) утратил силу с 1 января 2008 года. - Федеральный закон от 04.12.2007 N 324-ФЗ;

в) получаются расплавы черных и цветных металлов и сплавы на основе этих расплавов;

г) ведутся горные работы, работы по обогащению полезных ископаемых, а также работы в подземных условиях;

В соответствии с Указом Президента Российской Федерации «О неотложных мерах по повышению эффективности борьбы с терроризмом» от 13.09.2004 № 1167 и в целях повышения эффективности деятельности по предотвращению террористических актов на объектах промышленности и энергетики Минпромэнерго России предложен соответствующий комплекс мероприятий.

2.2 Обеспечение антитеррористической защищенности промышленных объектов и объектов инфраструктуры

Планирование мероприятий по ликвидации ЧС. В Российской Федерации предотвращением террористических акций занимаются специально уполномоченные федеральные органы исполнительной власти и спецслужбы, в первую очередь ФСБ, МВД, СВР РФ. Немалую роль в предупреждении и особенно ликвидации чрезвычайных ситуаций, вызванных террористическими акциями, выполняет МЧС России. Входящие в его состав силы гражданской обороны приступают к ликвидации чрезвычайной ситуации и ее последствий зачастую одновременно с работой спецподразделений и служб.

Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий разработаны методические рекомендации по применению сил гражданской обороны при предупреждении и ликвидации чрезвычайных ситуаций, вызванных возможными крупномасштабными террористическими акциями на территории Российской Федерации, которые содержат подробный комплекс мер и порядок как предупреждения, так и ликвидации названных ситуаций.

Правовой основой применения войск гражданской обороны для ликвидации последствий стихийных бедствий, крупных аварий и катастроф, ставящих под угрозу здоровье населения и требующих проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ в мирное время, является ст. 16 Федерального закона «О гражданской обороне».

В соответствии с Уставом гарнизонной и караульной служб Вооруженных сил Российской Федерации для ликвидации чрезвычайных ситуаций, вызванных крупномасштабными террористическими акциями с применением средств массового поражения, по решению начальника гражданской обороны субъекта Российской Федерации могут быть привлечены подразделения Минобороны России.

Порядок действий должностных лиц по организации привлечения войск гражданской обороны и подразделений Минобороны России к ликвидации таких чрезвычайных ситуаций определяется соответствующими документами о взаимодействии и разделами плана действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Основными критериями, по которым может быть принято решение об использовании сил гражданской обороны для ликвидации чрезвычайных ситуаций, вызванных крупномасштабными террористическими акциями, являются результаты оценки комиссией по чрезвычайным ситуациям характера террористической акции, количества жертв и объемов предстоящих аварийно-спасательных и других неотложных работ; состава и возможностей выполнения имеющимися силами РСЧС работ по ликвидации последствий террористической акции, в том числе с применением средств массового поражения.

Если в результате анализа этих данных делается вывод о невозможности выполнения в приемлемые сроки силами штатных подразделений РСЧС первоочередных работ по спасению пострадавших и обеспечению жизнедеятельности населения, то по докладу председателя КЧС соответствующий начальник гражданской обороны принимает решение о привлечении дополнительных сил: войск гражданской обороны, гражданских организаций гражданской обороны, а также подразделений Минобороны России.

При этом разрешение на выделение войск гражданской обороны дает начальник регионального центра, а соответствующих подразделений Минобороны России — командующий войсками военного округа.

Для подготовки решения об использовании сил гражданской обороны орган управления по делам ГОЧС готовит необходимые исходные данные, включающие:

·результаты разведки зоны проведения контртеррористической операции;

·примерный объем аварийно-спасательных и других неотложных работ при ликвидации последствий террористической акции;

·состав и возможности имеющихся в распоряжении данного органа управления сил и средств РСЧС;

·предложения о привлечении дополнительных сил и средств, в том числе сил гражданской обороны.

Решение о привлечении соответствующих сил оформляется приказом начальника гражданской обороны. В приказе должны быть поставлены конкретные задачи привлекаемым силам, указаны должностные лица, ответственные за организацию и проведение возложенных на них задач, пункты сосредоточения сил перед началом выполнения задач, порядок их материально-технического обеспечения, меры по защите личного состава от опасных химических, радиоактивных и биологических веществ.

Организация взаимодействия, разработка соответствующих планов и их периодическое уточнение является наиболее важной и ответственной частью работы органов управления по делам ГОЧС по предупреждению и смягчению последствий возможных террористических акций.

В повышении качества взаимодействия основную роль должны играть комиссии по чрезвычайным ситуациям, которые обладают правом определять и уточнять задачи, назначать ответственных за их выполнение, привлекать необходимые силы и средства. При этом решающая роль в умелой организации взаимодействия в ходе планирования, особенно при практических действиях, принадлежит органам управления по делам ГОЧС всех уровней как специалистам в данной области.

Порядок взаимодействия между правоохранительными органами и органами управления по делам ГОЧС, а также между руководством привлекаемых сил при ликвидации чрезвычайных ситуаций, вызванных крупномасштабными террористическими акциями, определяется заблаговременно и закрепляется подписанием соответствующих положений о взаимодействии.

В этих положениях должны быть отражены:

· правовая основа для разработки планов взаимодействия сторон;

· перечень задач, решаемых каждой из взаимодействующих сторон;

· сигналы или команды, по которым вступает в действие положение о взаимодействии;

· кто осуществляет общее руководство работами по ликвидации чрезвычайных ситуаций;

· порядок связи с оперативным штабом по управлению контртеррористической операцией.

Подготовка исходных данных для планирования мероприятий по предупреждению террористических акций и смягчению их последствий осуществляется на основании паспорта безопасности административно-территориальных единиц, разрабатываемого соответствующим органом исполнительной власти в соответствии с ГОСТ Р 22.2.03-97.

Основные исходные данные:

1. Общая характеристика административно-территориальной единицы, включающая:

· общие сведения о территории (общая численность населения, количество населенных пунктов с объектами особой важности и I категории и др.);

· характеристики природных условий и социально-демографическую;

· транспортную освоенность территории (количество автомобильных и железнодорожных мостов, количество портов, пристаней, шлюзов, протяженность магистральных продуктопрово-дов и др.);

· характеристику отраслей социальной сферы (количество жилых и административных зданий, лечебно-профилактических учреждений, объектов связи и жизнеобеспечения населения);

· места возможного массового скопления людей — автостоянки, остановки общественного транспорта, культовые, ритуальные и культурно-спортивные учреждения.

2. Характеристика опасности возникновения на территории чрезвычайной ситуации, включающая:

·количество потенциально опасных объектов на территории;

·количество населения, проживающего в непосредственной близости от потенциально опасных объектов;

·общий объем используемых, производимых и хранимых аварийно химически опасных, радиоактивных веществ и биологических поражающих агентов;

·объем возможных аварийных выбросов химически, биологически и физически опасных веществ;

·количество потенциально опасных мест захоронения промышленных отходов и могильников.

Основные особенности работы территориальных органов исполнительной власти по снижению риска возникновения чрезвычайных ситуаций, вызываемых террористическими акциями:

·составление (уточнение) перечня важных государственных объектов, являющихся возможными целями для действий террористических групп;

·выявление и защита наиболее важных и уникальных элементов объектов экономики и инфраструктуры от возможных террористических акций;

прогнозирование чрезвычайных ситуаций в случае террористических акций на этих объектах;

·создание резерва финансовых и материальных ресурсов субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления и объектов за счет соответствующих бюджетов;

·усиление контроля за выполнением мероприятий по защите наиболее важных элементов потенциально опасных объектов и объектов инфраструктуры и экономики, критически важных д



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: