для студентов по направлению подготовки




федеральное государственное бюджетное

образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Брянский государственный университет

имени академика И.Г. Петровского»

 

 

Гришин В.А., Зятева Л.А.,

Лупоядова Л.Ю., Савин А.В.

 

историко-педагогические

аспекты образования

 

 

учебное пособие

для студентов по направлению подготовки

«Педагогическое образование»

 

 

Брянск 2012


УДК 370 (075)

ББК 74.03я73

И– 90

 

 

Печатается при поддержке внутривузовского гранта НИР № 32-Т «Историко-педагогические аспекты образования»

 

 

Гришин В.А., Зятева Л.А., Лупоядова Л.Ю., Савин А.В. Историко-педагогические аспекты образования. Учебное пособие для студентов по направлению подготовки «Педагогическое образование». – Брянск: Изд-во ГК «Десяточка», 2012. – 240 с.

 

 

В пособии представлен историко-педагогический процесс развития образования и педагогической мысли с древнейших времен до конца XX в., рассмотрены разные концептуальные подходы к историко-педагогическим явлениям; выделены ведущие педагогические идеи, а также пути становления образовательных систем в разные эпохи и интеграционные процессы в педагогической теории и практике.

Материалы пособия будут интересны студентам по направлению подготовки «Педагогическое образование», аспирантам и научно-педагогическим работникам системы высшего и среднего профессионального образования, а также работникам общеобразовательных учреждений.

 

Рецензенты:

 

Темина Светлана Юрьевна – доктор педагогических наук, профессор Московского психолого-социального университета;

Алферова Ирина Викторовна – доктор исторических наук, доцент кафедры философии Брянского государственного университета имени академика И.Г. Петровского.

 

 

ISBN –

 

© Гришин В.А., Зятева Л.А., 2012

© Лупоядова Л.Ю., Савин А.В., 2012.

© ГК «Десяточка», 2012.

 


СОДЕРЖАНИЕ

ПРЕДИСЛОВИЕ………………………………………...…………………………. ..…6
   
раздел 1. история школы и педагогики за рубежом
   
Тема 1. ИСТОРИЯ ПЕДАГОГИКИ И ОБРАЗОВАНИЯ КАК ОТРАСЛЬ НАУЧНОГО ЗНАНИЯ……………………………………………….   ..…8
1. Предмет, методологическая основа, функции и задачи курса «История педагогики и образования»………………………………………………………….   ..…8
2. Социально-философские основы образования…………………………………. .…12
3. Социально-экономический и культурно-исторический характер образования ….14
   
Тема 2. ШКОЛЬНОЕ ДЕЛО И ЗАРОЖДЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ МЫСЛИ НА РАННИХ ЭТАПАХ РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА…………..   ….18
1. Возникновение воспитания как особого вида общественной деятельности….. ….19
2. История развития школьного дела в Месопотамии…………………………….. ….21
3. История развития школьного дела в Древнем Египте………………………….. ….24
4. История развития школьного дела в Древней Индии…………………………... ….25
5. История развития школьного дела в Древнем Китае…………………………... ….27
   
Тема 3. ВОСПИТАНИЕ У ДРЕВНИХ ГРЕКОВ И РИМЛЯН……………… ….30
1. Воспитание у эллинов в Спарте и Афинах. Отличительные характеристики спартанского и афинского воспитания……………………………………………..   ….30
2. Значение греческих поэтов и философов в истории воспитания……………… ….36
3. Особенности римского воспитания и образования…………………………….. ….41
4. Педагогические идеи Древнего Рима……………………………………………. ….43
   
Тема 4. ШКОЛА И ПЕДАГОГИКА В СРЕДНИЕ ВЕКА И ЭПОХУ ВОЗРОЖДЕНИЯ……………………………………………………………………   ….46
1. Развитие школьного дела в странах Западной Европы в эпоху раннего Средневековья………………………………………………………………………..   ….46
2. Развитие школьного дела в странах Западной Европы в эпоху развитого Средневековья………………………………………………………………………..   ….49
3. Развитие средневековых университетов………………………………………… ….50
4. Воспитание светских феодалов………………………………………………….. ….52
5. Развитие педагогической мысли в эпоху Возрождения………………………... ….53
   
Тема 5.проблемы дидактики в трудах зарубежных педагогов (Я.А. Коменский, Дж. Локк, Ж.-Ж. Руссо)…………...   ….59
1. Педагогическая теория Яна Амоса Коменского………………………………... ….60
2. Теория воспитания джентльмена Джона Локка………………………………… ….65
3. Концепция воспитания свободного человека Жан-Жака Руссо……………….. ….69
   
ТЕМА 6.ОБРАЗОВАНИЕ И ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ МЫСЛЬ ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЫИ США В ХIХ – НАЧАЛЕ ХХ ВЕКА………………………………..   ….72
1. Концепция развивающего и воспитывающего обучения в трудах И.Г. Песталоцци, А. Дистервега, И. Гербарта……………………………………...   ….73
2. Педагогические взгляды Роберта Оуэна………………………………………… ….80
3. Реформаторская педагогика (Д. Дьюи, Г. Кершенштейнер, А. Лай, Э. Мейман)……………………………………………………………………………   ….84
   
раздел 2. История отечественной школы и педагогики
   
Тема 7. Воспитание, обучение и педагогическая мысль в России до начала ХIХ века…………………………………………….   ....87
1. Воспитание у восточных славян, народная педагогика (V-IХ в)……………… ….87
2. Воспитание, обучение и педагогическая мысль в Киевской Руси (Х-ХIII вв.) ….88
3. Школа и просвещение в России в ХIV-ХVIII вв………………………………... ….90
   
тема 8. Школа и педагогика в России в ХIХ – начала ХХ вв. (до 1917 г.)…………………………………………………………………   ….97
1. Развитие системы школьного образования в России в первой половине ХIХ века……………………………………………………………………………….   ….98
2. Общественно-педагогическое движение и реформы школьного дела в России 60-х –70-х годов ХIХ в………………………………………………………   ...101
3. Школьные реформы и развитие педагогической мысли в России конца ХIХ – начала ХХ века (до 1917 года)………………………………………..   ...106
   
Тема 9. СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ СОВЕТСКОЙ ШКОЛЫИ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ НАУКИ (1917–1980 гг.)……………………………….   ...111
1. Преобразования советской власти в области народного просвещения 1917-1920 гг. (А.В.Луначарский, Н.К.Крупская)…………………………………..   ...111
2. Проблемы содержания и методов учебно-воспитательной работы в школе 1920-х гг……………………………………………………………………..   ...113
3. Совершенствование содержания, форм и методов обучения в общеобразовательной школе. Трудовое и политехническое обучение (1931-1937 гг.)………………………………………………………………………...     ...117
4. Государственная политика в области образования и педагогическая мысль в 40-70-е годы ХХ века………………………………………………………………...   ...119
5. Образование и педагогическая мысль в России последней четверти ХХ века ...125
   
Тема 10. Развитие основ научной педагогики в трудах К.Д. Ушинского, Л.Н. Толстого, П.Ф. Каптерева………………….   ...127
1. Демократическая направленность педагогической системы К.Д.Ушинского ...127
2. Гуманистическая педагогика Л.Н.Толстого…………………………………….. ...134
3. Педагогические воззрения П.Ф. Каптерева……………………………………... ...140
   
ТЕМА 11. НОВАТОР И ПРАКТИК-ЭКСПЕРИМЕНТАТОР Антон Семенович МАКАРЕНКО (1888-1939)………………………………………   ...142
1. Исходные положения педагогической теории и практики А.С. Макаренко о целях воспитания…………………………………………………………………...   ...143
2. Проблема коллектива и личности в теории и практике А.С. Макаренко и ее современные трактовки……………………………………………………………...   ...144
3. Воспитание в труде как средство социального воспитания в педагогическом наследии А.С. Макаренко……………………………………………………………   ...147
4. Вопросы воспитания в трудах А.С. Макаренко………………………………… ...148
     
ТЕМА 12. ПЕДАГОГ-ГУМАНИСТ Василий Александрович СУХОМЛИНСКИЙ (1918-1970)…………………………………………………..   ...150
1. Основные гуманистические идеи В.А. Сухомлинского………………………... ...151
2. Вопросы гражданского, гуманистического, нравственного, эстетического воспитания в наследии В.А. Сухомлинского………………………………………   ...152
3. Проблема воспитания в коллективе и через коллектив в теории и практике В.А. Сухомлинского………………………………………………………………….   ...156
   
Раздел 3. Частные вопросы образования в истории мировой педагогики
   
Тема 13. Проблема учителя в истории мировой педагогики……………………………………………………………………...   ...159
1. История возникновения профессии «Учитель»………………………………… ...159
2. Миссия учителя в трудах великих зарубежных и отечественных педагогов…. ...161
3. Проблемы профессиональной подготовки педагога в современных условиях ...173
4. Мастера педагогического труда в конкурсе «Учитель года России»…………. ...177
   
Тема 14. Проблема семьи и семейного воспитания в истории мировой педагогики………………………………………   ...185
1. Становление семейного воспитания в истории педагогической мысли………. ...186
2. Учение Я.А. Коменского о материнской школе………………………………… ...193
3. И.Г. Песталоцци о роли матери и семьи в деле воспитания…………………… ...196
4. К.Д.Ушинский о семейном воспитании…………………………………………. ...197
5. П.Ф. Лесгафт о значении семейного воспитания……………………………….. ...199
6. Педагогические идеи Л.Н. Толстого о воспитании в семье……………………. ...202
7. А.С. Макаренко о вопросах семейного воспитания……………………………. ...204
8. Ценность семейного воспитания в педагогическом наследии В.А.Сухомлинского…………………………………………………………………..   ...206
9. Современные проблемы семьи и семейного воспитания в Российском обществе………………………………………………………………………………   ...210
   
Тема 15. Развитие идеи гуманизации воспитания и образования в мировой педагогике………………………………..   ...214
1. Гуманистическая традиция в педагогике западной цивилизации……………... ...214
2. Гуманистические тенденции отечественной педагогической мысли и передового педагогического опыта…………………………………………………   ...220
   
Тема 16. ведущие тенденции современного образовательного процесса…………………………………………...   ...227
1. Основные принципы развития образования на современном этапе (демократизация, гуманизация, альтернативность, диверсификация, вариативность и т.д.)…………………………………………………………………     ...227
2. Новые парадигмы воспитания (гуманистическая концепция воспитания, концепция нейтралитета школы, поликультурное воспитание и др.)…………….   ...230
3. Роль образования в современной России………………………………………... ...233

Предисловие

В настоящее время объективные условия развития российского общества и человечества в целом предъявляют качественно новые требования к личности специалиста, его профессиональной компетенции, профессионально-педагогической подготовки будущих бакалавров. Именно поэтому педагогическая интеллигенция с особым вниманием обращается к историческим традициям мирового образования.

Учебное пособие «Историко-педагогические аспекты образования» подготовлено в соответствии с Федеральными государственными образовательными стандартами высшего профессионального образования подготовки бакалавров по направлению «Педагогическое образование». В нем раскрыт историко-педагогический процесс развития образования и педагогической мысли с древнейших времен до настоящего времени; выделены ведущие педагогические идеи, а также пути становления образовательных систем в разные эпохи развития человечества; представлены методологические подходы к историко-педагогическому знанию.

Для методологического обоснования историко-педагогических проблем чрезвычайно значимо понимание сущности образования. История педагогики и образования как наука и учебный предмет изучает процесс, закономерности и особенности развития теории и практики образования в жизни общества. Образование в пособии рассматривается как явление и педагогическое, и социальное. Оно тесно связано с историей общественного развития, поскольку образовательный процесс происходит в определенных социальных условиях. Но образование это и специфическое психолого-педагогическое явление, ибо центром его выступает человек не только в социальной, но и в биологической, и в духовной сущности.

Проникновение в глубины философско-педагогического опыта развивает педагогическое мышление, помогает учителю найти собственный, индивидуальный стиль работы с учащимися, что позволит ему избежать подмены живого творческого процесса набором рецептурных рекомендаций.

Знание особенностей развития школы и педагогики дают современному учителю ориентировку в разнообразии вариантов общепедагогических подходов. Это предоставляет возможность разобраться в сложной панораме современных взглядов на педагогический процесс, обогащает палитру имеющихся в его распоряжении средств, стимулирует свободу педагогического маневра.

Прогрессивные педагоги предлагали вооружить все общество научными основами образования. Их идеи объединяет одно – ставка на теоретическую педагогику, на научно-педагогическое просвещение родителей силами школьных учителей, на становление идей развивающего и воспитывающего обучения. Вот почему для исторического сознания молодого учителя не только интересно, но и насущно необходимо обратиться к уже прожитому в педагогической культуре опыту духовных основ воспитания и образования. Воссоздание в школах России прогрессивных духовных традиций отечественной культуры прошлого, а также воплощение инновационных идей, нацеленных в будущее, способствуют упрочнению стабильности общества, укреплению его внутренних связей.

Вместе с обществом школа и учитель переживают время критических переоценок, сложных размышлений о целях и задачах образования молодежи. И, как всегда, в ситуации выбора необходимо всматриваться в прошлое, уроки которого приобретают новую цену: они становятся ориентиром, по которому выверяется завтрашний день.

Пособие не претендует на всеохватность, полный перечень имен и подробное изложение взглядов зарубежных и отечественных педагогов. Из сокровищницы мировой педагогической мысли отобраны относительно немногие имена. В основе отбора – актуальность педагогической позиции упоминаемого автора для сегодняшнего состояния образования и воспитания.

Пособие предусматривает необходимость самостоятельного изучения читателями первоисточников.

Авторы будут считать свою задачу выполненной, если пособие поможет читателям в профессиональной подготовке, связанной непосредственно с совершенствованием своих компетенций в области педагогической и культурно-просветительской деятельности и др.




Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: