раздел 1. история школы и педагогики за рубежом




Тема 1.

ИСТОРИЯ ПЕДАГОГИКИ И ОБРАЗОВАНИЯ

КАК ОТРАСЛЬ НАУЧНОГО ЗНАНИЯ

 

1. Предмет, методологическая основа, функции и задачи курса «Истории педагогики и образования».

2. Социально-философские основы образования.

3. Социально-экономический и культурно-исторический характер образования.

 

Ключевые слова: образование, педагогическая наука, учебная дисциплина, объект истории педагогики и образования, предмет истории педагогики и образования, межпредметные связи истории педагогики и образования, философско-теоретический подход, историко-культурный подход, цивилизационный подход, социально-педагогический подход, антропологический подход, источники курса «Истории педагогики и образования», структуру курса «Истории педагогики и образования», социально-экономический характер образования, культурно-исторический характер образования, национальный характер образования.

 

1. Предмет, методологическая основа, функции и задачи курса «Истории педагогики и образования»

 

Образование и педагогическая наука насчитывают несколько тысячелетий своей истории. На этом пути педагогика постепенно из разрозненных взглядов, идей и теоретических положений превращалась в науку. Развитие воспитательно-образовательных институтов было многообразным, противоречивым и неоднозначным процессом. Изучение истории образования и педагогических учений – важное условие формирования общей и педагогической культуры будущего специалиста, поскольку оно дает знание о процессе развития теории и практики образования и воспитания и содействует становлению мировоззрения и педагогического профессионализма.

История педагогики и образования как учебная дисциплина давно является неотъемлемой частью педагогического образования, это одна из самых старых отраслей педагогического знания, которая выделилась внутри педагогики уже в середине XIX в. История педагогики и образования изучает развитие теории и практики образования, воспитания и обучения в различные исторические эпохи, включая и современность в контексте ее исторического развития. Вместе с тем историко-педагогические исследования не сводятся только к хронологическому обзору явлений прошлого и рассказу о великих педагогах или великих педагогических идеях. Главная задача науки – выяснить, какова была роль образования в обществах прошлых эпох и почему философы и педагоги создали в определенный период времени определенные теории.

История педагогики и образования как часть педагогической науки выполняет следующие функции: а) фиксирует историю выявления и решения проблем воспитания и обучения в теории и практике образования; б) выступает критерием достоверности педагогических теорий и ориентиром в создании новых педагогических систем; в) представляет путь развития образования и накопления педагогических взглядов, теорий, идей; г) раскрывает процесс возникновения и изменения образовательных традиций; д) прослеживает взаимосвязь и влияние педагогических идей, концепций, теорий, систем в различные исторические эпохи.

Объектом истории педагогики и образования является всемирный историко-педагогический процесс, рассматриваемый в единстве теории и практики воспитания, обучения и образования. Иными словами, в истории педагогики и образования педагогические явления прошлого анализируются в тесной взаимосвязи с генезисом культуры, науки, общественной мысли, и на этой основе выявляются тенденции развития этих явлений в будущем.

Будучи в культурном и историческом плане масштабным явлением, всемирный историко-педагогический процесс выступает объектом рассмотрения многих наук, что и определяет межпредметные связи истории педагогики и образования. Ее взаимосвязь с другими научными дисциплинами, такими как философия, история общества, культуры и психологии, теория обучения и воспитания, характеризуется тем, что содержание науки включает как исторические, так и обществоведческие знания, а также частные методики. Философия разрабатывает систему общих принципов и способов познания, поэтому для истории педагогики и образования она является теоретической основой осмысления педагогических явлений и теорий прошлого. История рассматривает широкий круг педагогических и социально-культурных явлений прошлого в процессе их исторического развития и эволюции. В свою очередь, история педагогики и образования предполагает ретроспективное изучение современного состояния системы образования, соотнося его с обществом, социальным развитием, философской и научной мыслью прошлых эпох. Культурология изучает педагогику и образование как часть исторического процесса развития общечеловеческой культуры. В историко-педагогических исследованиях анализируются механизмы сохранения и приумножения культуры через образование и воспитание в различные исторические периоды. Социология исследует педагогику и образование как часть развития социальных институтов; в исторической ретроспективе важно познание причинно-следственных связей между образованием и обществом, осознание влияния общества на образование и понимание того, что социальные изменения во многом являются следствием существующего образования. Педагогика включает историко-педагогические знания как необходимую и важную часть в исследовании проблем воспитания, обучения и образования. Со своей стороны, история педагогики и образования формулирует знания об истории теории и практики воспитания и обучения, исследует деятельность их создателей – талантливых, выдающихся педагогов, которые среди современников были новаторами.

Предметом истории педагогики и образования выступает сложный процесс становления и развития педагогической теории и практики образования в различные исторические периоды, в условиях различных цивилизаций, стран и культур. Исходя из данного определения предмета науки в структуре историко-педагогических знаний можно выделить две основные предметные зоны: исследование теории и практики. Каждая из этих зон как область исследования обладает относительной самостоятельностью, но в своей сущности они едины, поскольку педагогика представляет собой одну из форм духовного и практического освоения мира, а педагогическая практика (от политики государства в области образования до образовательной деятельности семьи, школы и др.) является источником и сферой реализации педагогических идей. Синтез знаний, полученных в каждой из этих предметных зон, позволяет воссоздать целостную картину историко-педагогического процесса и раскрыть закономерности его развития.

История образования как отрасль педагогики выполняет следующие научно-теоретические задачи: 1) изучение закономерностей воспитания как общечеловеческого и общественного явления, его зависимости от изменяющихся потребностей общества; 2) выявление рациональных и гуманистически ориентированных средств, которые разработали поколения педагогов; 3) анализ пути развития педагогической науки и обобщение того положительного, что было накоплено в предыдущие исторические эпохи; 4) констатация исторически верной картины состояния мировой и отечественной школы и педагогики на каждом этапе социально-исторического развития.

В связи с обширностью временного охвата и многообразием видов и типов существовавших образовательных институтов в истории педагогики и образования встает вопрос о периодизации историко-педагогического знания. По широте охвата историко-педагогического процесса выделяют всемирную историю педагогики и историю педагогики отдельных стран, регионов (например, история русской педагогики и образования, история педагогики и образования Поволжья и др.). По разделению всемирного историко-педагогического процесса на исторические эпохи изучают историю педагогики и образования первобытного общества, Древнего мира, Средних веков, Нового и Новейшего времени. По отдельным областям педагогики рассматривают историю общей педагогики, дидактики, школоведения и др. По видам, уровням, отраслям образования выделяют историю общего и специального образования, начального, среднего, высшего, профессионально-технического, медицинского, военного образования и т. д. Кроме того, в историко-педагогических исследованиях широко представлена «летопись» различных педагогических проблем, течений, направлений педагогической деятельности, типов образовательных учреждений.

В истории педагогики и образования традиционно сложилось несколько подходов к рассмотрению явлений педагогической теории и практики. Среди них выделяют философско-теоретический подход, рассматривавший идеи и учения в свете их реализации; социально-педагогический, трактовавший историю воспитания и различных типов учебных заведений в связи с развитием социальных институтов и государственной политики в сфере просвещения; историко-культурный, с позиции которого анализируются педагогические идеи и практика воспитания как одна из составных частей общекультурного развития общества. С 1970-х гг. активизируется разработка цивилизационного подхода, который дает возможность обосновать социальными причинами развитие истории педагогических идей и практики школьного дела,и антропологического подхода к изучению историко-педагогического процесса. Данный подход (антропологический) обеспечивает концентрацию внимания на человеке как базовой ценности образования, ориентацию на особенности духовного развития человека в той или иной педагогической системе, реализацию гуманистической направленности педагогического знания.

К специфическим методам историко-педагогического исследования стоит отнести реконструкцию, описание и объяснение. Реконструкция решает задачи воссоздания и восстановления историко-педагогического процесса, соотносимого с конкретным местом, временем и социокультурными условиями. С помощью объяснения выявляются сущность и значение историко-педагогических событий, выделяется в них главное и второстепенное, причинно-следственные связи, происходит познание закономерностей функционирования и развития педагогических событий прошлого. Описание помогает воссоздать целостную картину развития историко-педагогического процесса с древнейших и до наших времен, на территории различных государств в соответствии с процессами эволюции человеческого общества, культуры, цивилизации и науки. Главной задачей историко-педагогиче-ских исследований является описание и объяснение фактов и явлений педагогической теории и практики и их эволюции.

К источникам исследования в истории педагогики и образования относятся письменные источники (законодательные и нормативные акты, документация органов управления образованием и внутришкольная документация, учебники, учебные пособия и руководства, программно-методические документы, научно-педагогическая и методическая литература, периодическая печать, статистические материалы, художественная литература и публицистика, мемуары, дневники, письма), вещественные источники (разнообразные результаты деятельности учащихся, дидактические пособия и средства воспитания), фото-, кино-, фонодокументы и др.

История педагогики и образования как учебная дисциплина имеет своей целью формирование системы знаний, во-первых, о ходе и результатах взаимодействия общества, с одной стороны, и школы и педагогики – с другой; во-вторых, о процессах воспроизведения школой и педагогикой сообществ и цивилизации; в-третьих, о механизме закрепления в сфере воспитания и обучения приобретенных человечеством культурных ценностей; в-четвертых, о том, что школа и педагогика всегда были заметным, хотя и не единственным, двигателем культурной и общественной эволюции.

Методологической основой учебного курса «Истории педагогики и образования» является принцип историзма, который предполагает рассмотрение любого явления в генезисе (возникновении, развитие, переход в другое качество). Этот принцип обусловил функции данного курса:

– ретроспективную (как педагогические идеи возникали и развивались);

– интроспективную (значение этих идей в настоящее время);

– прогностическую (научный прогноз развития педагогической теории и практик в будущем).

Структуру курса «Истории педагогики и образования» определяют два подхода: исторический и логико-содержательный.

Исторический подход предполагает следующую структуру курса:

– воспитание и школа в первобытном обществе и древнем мире;

– воспитание и школа в Эпоху средневековья;

– школа и педагогика в Новое время (до начала XX века);

– школа и педагогика в Новейшее время (с конца Первой Мировой войны до 90-х гг. XX века);

– современная школа и педагогика.

Логико-содержательный подход позволяет выстроить следующую структуру курса:

1. Зарубежная школа и педагогика.

2. Русская школа и педагогика.

3. Советская школа и педагогика.

4. Современная школа и педагогика.

5. Общие (сквозные) проблемы педагогики и образования.

Таким образом, изучение истории образования и педагогической мысли помогает освоить современную науку о воспитании, дает ценные и незаменимые знания об обществе и человеке, об истоках сегодняшнего мирового педагогического процесса.

2. Социально-философские основы образования

 

Этимологически термин «образование» восходит к понятиям «образ», «образец». В древности под образованием понималось создание человеком изделий из различных материалов (придание формы древесине, глине, камню, металлу, коже и т.д.).

Затем термин «образование» стал применяться для обозначения и процесса результатов педагогической деятельности.

В настоящее время имеются разные подходы к определению сущности образования:

– передача молодежи обобщенного культурно-исторического опыта;

– целенаправленный процесс обучения и воспитания в интересах личности, общества и государства.

В современной педагогике образование рассматривается в широком и узком смысле. В широком смысле образование рассматривается как процесс постоянного систематического накопления отдельным человеком и человеческим обществом представлений о мире, закономерностях развития природы и общества. Оно включает в себя и обучение и воспитание. Цель – всесторонне развитие личности ребенка. В узком смысле образование – процесс и результат усвоения систематизированных знаний, умений и навыков, необходимое условие подготовки человека к определенным ролям. Основной путь получения образования при этом – обучение в учебных заведениях и самообразование.

Исходя из личностно-развивающей парадигмы, образование можно определить как процесс и результат развития личности посредством научно-организованного обучения и воспитания. Из этого определения видно, что:

– ЗУНы являются не целью, а средством развития личности, необходимо обеспечить приоритет развития над обучением;

– педагогика – это наука об образовании, а не о воспитании, так как образование трактуется шире, чем воспитание и включает в себя и обучение, и воспитание.

Образование – многоаспектное понятие. Можно выделить как минимум 4 аспекта образования: как ценность, система, процесс, результат.

Образование как ценность – фактор развития общества и человека, что видно из следующего рисунка.

 
 

С помощью образования создается интеллектуальный, нравственный и ресурсный потенциал общества. Образование является «локомотивом» развития общества, скрытым «сокровищем», основным капиталом отдельного человека и общества в целом. Неслучайно, в развитых странах на образование выделяется 9-14 % от национального дохода.

Образование как система – это совокупность образовательных программ, стандартов различных уровней и направлений, сети образовательных учреждений различных организационно-правовых форм, типов и видов, органов управления. Образование – это открытая социальная система. В каждой стране создается своя собственная система образования.

Образование как процесс – это последовательное движение к цели с помощью содержания, форм, методов и средств обучения и воспитания. Основным компонентом этого процесса является содержание образования, которое включает в себя систему знаний, умений и навыков, отношений и опыта творческой деятельности. Содержание образования имеет федеральный, региональный и школьный (вузовский) компоненты, через которые реализуются общечеловеческие, регионально-национальные и индивидуальные ценности и интересы.

Образование как результат – это достигнутый уровень (ценз) образования, подтвержденный соответствующими документами. В РФ установлены следующие виды и уровни образования:

общее образование: начальное, основное, среднее;

профессиональное образование: среднее, высшее, подготовка кадров высшей квалификации;

дополнительное: общее и профессиональное.

3. Социально-экономический и культурно-исторический характер образования

Образование – открытая социальная система. Его цели и задачи социально обусловлены. Прежде всего, образование зависит от способа производства. Так, в первобытном обществе производство основывалось в основном на ручном труде человека. На стадии родовой общины произошло первое разделение труда: появилось земледелие, скотоводство, ремесло. В первых образовательных учреждениях – Домах молодежи – старейшины, вожди, жрецы готовили детей к различным видам ручного труда: земледелию, скотоводству, ремеслу. На стадии разложения первобытного общества возникли школы, где дети верхушки общества обучались приемам обмера площадей, предсказания погоды и наводнений, лечения людей.

В рабовладельческом обществе воспитание и обучение приобрели классовых характер, дети рабовладельцев готовились к управлению рабами, которые были «говорящими орудиями труда».

В феодальном обществе во всех сферах духовной жизни господствовала церковь, и образование носило религиозный характер. Церковь создавала свои школы, в которых дети простого народа готовились к загробной жизни. Сыновья феодалов готовились к светской жизни с помощью рыцарского воспитания, содержание которого включало семь «добродетелей»: езда верхом, владение оружием, фехтование, плавание, охота, игра в шахматы, умение слагать и петь стихи даме сердца.

В связи с развитием ремесленного производства и торговли в городах стали создавать цеховые и гильдейские школы, в которых осуществлялось обучение ремеслу и торговле.

В эпоху Возрождения (XIV-XVI вв.) в центре нового мировоззрения был, поставлен Человек, который все возлагал на себя, а не на Бога. Разностороннее развитие человека осуществлялось с помощью классического образования, основанного на латинской и греческой культуре.

С появлением и развитием машинного производства возникла необходимость в новых учебных заведениях и дифференциации образования. Учебные заведения в XV-XVII веках делились на три типа: элементарного образования, повышенного и высшего образования. Классическое образование стало дополняться реальным образованием.

Индустриальный этап развития общества (XVIII-XX вв.) потребовал усиления естественно-научного компонента общего образования, расширения профессионального образования, подготовки инженерно-технической интеллигенции для разработки, наладки и обслуживания машин и механизмов. В этот период в развитых странах были разработаны национальные программы развития образования.

Постиндустриальный период (со второй половины XX века) связан с развитием автоматизированного производства на основе наукоемких технологий. Это обусловило необходимость перехода ко всеобщему среднему образованию, к подготовке профессионалов, способных к работе в различных социально-профессиональных сообществах. Необходимо создать систему непрерывного образования человека.

Социально-производственная обусловленность образования представлена в нижеследующей таблице.

 

Социально-экономические формации Способ производства Основные задачи образования
1. Первобытное общество Примитивный и ручной труд людей 1, Подготовка к совершению культовых обрядов и жизни в обществе. 2. Обучение примитивным умениям земледелия, скотоводства, ремесла.
2.Рабовладельческое общество Физический труд рабов - «говорящих орудий труда» 1. Подготовка сильных, закаленных воинов-рабовладельцев, способных управлять рабами, держать в повиновении. 2. Разностороннее развитие детей рабовладельцев
3. Феодальное общество Ремесленное производство с использованием энергии животных и примитивных механизмов 1. Воспитание религиозных фанатиков, подготовка простых людей к загробной жизни. 2. Подготовка детей феодалов к светской жизни. 3. Обучение детей элементарной грамоте, ремеслу и торговле
4. Индустриальное общество Индустриальное производство с использованием машин и механизмов 1. Интеллектуальное развитие детей буржуазии (классическое образование). 2. Подготовка детей простого народа к управлению машинами и механизмами (реальное образование). 3. Подготовка специалистов, обладающих основами научных знаний и специальными знаниями и умениями. 4. Подготовка инженеров и техников для наладки и обслуживания машин и механизмов
5. Постиндустриальное общество Автоматизированное производство с использованием наукоемких технологий 1. Осуществление всеобщего среднего образования. 2. Подготовка профессионалов, способных к успешной и безопасной жизнедеятельности в различных социально-профессиональных сообществах. 3. Переход ко всеобщему профессиональному образованию. 4. Обеспечение непрерывного образования человека

 

Образование всегда непосредственно связано с развитием общества, а, по-другому говоря, имеет социальную природу.

Рассмотрение образования в аспекте «образование в системе общественных институтов» обосновывает его включение в исторический социально-культурный процесс – в систему исторически сложившихся институтов общества, организующих экономические, политические, правовые, нравственные и иные отношения. Воспитание и образование рассматривают в ряду фундаментальных социальных институтов, таких как собственность, государство, семья, производственные ячейки общества, наука, средства массовой коммуникации и др.

Образование – часть культуры. Поэтому характер образования обусловлен ведущим типом культуры.

Исторически сложились следующие типы культуры и парадигмы (модели) образования:

 

Типы культуры Парадигмы и основные дидактические принципы образования
1.Мифологическая культура (до XIV в.) Религиозно-догматическая парадигма: догмы, мифы, научения, наставления
2. Космологическая культура (XV - первая половина XVIII вв.) Природосообразная парадигма: объективные знания о природе и закономерностях ее развития (учить всех всему)
3. Антропологическая культура (вторая половина XVIII - XIX вв.) Индустриальная парадигма: методы и инструменты познания окружающего мира и самого человека
4. Технологическая культура: - первая половина XX в.; - вторая половина XX в. Формирующая парадигма: знания, умения, навыки (ЗУНы) Развивающая парадигма: различные виды деятельности, способствующие развитию всех подструктур личности

 

Таким образом, образование носит и конкретно культурно- исторический характер. Каждая эпоха определяет цели, задачи процесса образования, предъявляет разные требования к результату этого процесса.

В настоящее время осуществляется переход к новой – информационной культуре, в которой основным стратегическим ресурсом будет информация и ее высшая форма – знания. Наука становится непосредственной производительной силой, ведущими стали информационные технологии. Образование будет носить научно-информационный характер. В информационном обществе 70-80 % людей должны иметь высшее образование.

В современном постиндустриальном обществе отмечаются следующие принципиальные для образовательной политики изменения. На социальном уровне общественной жизни ранее доминировавшие социально-экономические структуры ныне все более «теснятся» культурно-историческими, возрастает роль культуры в качестве способов и результатов многосторонней деятельности человека в многомерном и противоречивом современном обществе. На индивидуальном уровне общественной жизни также намечаются серьезные и перспективные тенденции. Индивид постепенно перестает быть преимущественно объектом воздействий государства. Других социальных институтов – обретает права и возможности обустраивать свою жизнь так, как считает нужным.

Стратегия образования не может не учитывать тенденции общественной жизни, связанные со стремлением к утверждению самоценности национальных культур. В педагогике – это проблемы поликультурного образования, которое знакомит учащихся с различными национальными культурами, межкультурного образования – в странах со смешанным этническим составом населения. По существу, каждая школа должна иметь свой вариант культурного образовательного пространства, регионального и общего, и это в современном мире является необходимым условием социализации и инкультурации индивида: конкретного человека.

В тоже время образование носит национальный характер: каждой национальности характерны свои требования.

Вопросы и задания для самоконтроля

1. Определите объект и предмет истории педагогики и образования.

2. Что является источниками изучения истории педагогики и образования.

3. Сформулируйте главную задачу науки – история педагогики и образования.

4. Перечислите функции истории педагогики и образования как части педагогической науки и как учебной дисциплины, заполнив следующую таблицу:

 

  Функции
История педагогики и образования как часть педагогической науки  
Истории педагогики и образования как учебная дисциплина (на основе принципа историзма)  

5. Охарактеризуйте межпредметные связи истории педагогики и образования с другими науками.

6. Определите структуру курса «Истории педагогики и образования» с точки зрения исторического и логико-содержательного подходов.

7. Сформулируйте определение понятия «образование» в широком и узком смыслах.

8. Перечислите основные аспекты образования.

9. Обоснуйте социально-экономический и культурно-исторический характер образования.

 

Рекомендуемая литература

1. Джуринский А.Н. История педагогики: Учебное пособие для студентов пед. вузов. – М., 1999.

2. История педагогики и образования: Учебное пособие для студентов высших учеб заведений / Под ред. З.И.Васильевой. – 5-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2009. – 432 с.

3. История педагогики: Учебное пособие для пед.университетов / Под ред. А.И.Пискунова. – М., 1997.

4. Константинов Н.А. и др. История педагогики: Учебник для студентов пед. институтов. – М.: Просвещение, 1982. – 447 с.

5. Латышина Д.И. История педагогики: Учебное пособие. – М., 2002.

6. Общая и профессиональная педагогика / Под ред. В.Д. Симоненко. – М.: Вентана-Граф, 2005.

7. https://dom-hors.ru/issue/pep/6-2010-1/porozhnyakov.pdf

8. https://www.elective.ru/arts/ped01

9. https://www.sgu.ru/files/nodes/46640/Loginova.pdf

10. https://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Pedagog/Bordo/03.php

 

Тема 2.

ШКОЛЬНОЕ ДЕЛО И ЗАРОЖДЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ МЫСЛИ

НА РАННИХ ЭТАПАХ РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА

 

1. Возникновение воспитания как особого вида общественной деятельности.

2. История развития школьного дела в Месопотамии.

3. История развития школьного дела в Древнем Египте.

4. История развития школьного дела в Древней Индии.

5. История развития школьного дела в Древнем Китае.

Ключевые слова: гоминид хабилисы, архантропы, палеоантропы, ритуал, обряд, формы воспитания, «Дома молодежи», инициация, шумерские школы, зиккурат, эдуббы, «Дом таблички», школы писцов, жрецов и государственных служащих.

Изучение воспитания в первобытном обществе сопряжено со специфическими сложностями в силу отсутствия серьезных письменных свидетельств. Картину детства человеческой цивилизации, зарождения воспитания помогает восстановить изучение памятников материальной и духовной культуры, языка, фольклора. Огромное значение для реконструкции воспитания в первобытную эпоху имеют этнографические данные о жизни немногих племен, сохранивших черты первобытности. Речь идет, во-первых, о сведениях, касающихся редкостных сообществ, не тронутых современной цивилизацией, и, во-вторых, о трудах ученых и путешественников XIII – начала XIX в., содержащих описание жизни аборигенов Австралии, Африки, Полинезии, Дальнего Востока, Сибири, Южной и Северной Америки, которых застали на стадии первобытного развития. К числу предметов и знаков воспитания эпохи первобытности можно отнести находки археологов: орудия труда и быта, примитивные детские игрушки, наскальные изображения и пр. Красноречивые свидетельства о воспитании, принятом у древних людей, донесли народные игры, обряды, развлечения, фольклор, корни которых уходят в тьму веков. Плодотворным средством познания является изучение метафорического уровня того или иного языка (поговорки, пословицы, эпос и пр.). Например, древнее латинское выражение «собирать виноград в ежевике» означает совет учиться быть терпимым к сородичам.

 

1. Возникновение воспитания как особого вида общественной деятельности

 

Воспитание возникло вместе с появлением человеческого общества и существует на протяжении всей его истории, с самого начала выполняя общую функцию передачи от поколения к поколению социального опыта. Зарождение зачатков воспитания в племенах гоминид хабилисов (Человек умеющий) некоторые ученые (Г.Б. Корнетов, А.В. Духавнева, Л.Д. Столяренко) относят к периоду 2,5-1,5 млн лет назад. Развитие охоты приводило к тому, что хабилисы накапливали и передавали следующим поколениям информацию о рельефе местности, повадках животных, способах их выслеживания и охоты на них, о внутригрупповом взаимодействии, создании и использовании орудий охоты. Подобная деятельность в некоторых чертах схожа с воспитанием. Вместе с тем весьма трудно с определенностью назвать время появления собственно воспитания как специальной социальной функции, однако с известной долей вероятности можно предположить, что этот процесс проходил в три этапа.

На первом этапе (от 1,5 млн до 45 тыс. лет назад) появляется новая ветвь в эволюции человека – архантропы, которые обладали зачатками речи, мышления, жили в коллективных сообществах, их мозг по размеру и структуре был близок к человеческому. В общинах архантропов использовались более сложные по технике обработки и назначению орудия труда, производство которых требовало специальных путей передачи опыта, отличающихся от инстинктивного подражания взрослым. Наряду с этим развивалась охота на крупных животных, что обусловило необходимость специального обучения молодых юношей охотничьим умениям. Становлению воспитания как социальной функции способствовали овладение огнем, появление зачатков речи и связанное с этим развитие определенных участков мозга.

К этому же периоду относится появление палеоантропов – самых близких известных предков Человека разумного. Около 250 тыс. лет назад в сообществах палеоантропов дифференцируется и усложняется процесс охоты: племя начинает охотиться на определенный вид животных. Предок человека переходит к подлинному труду и его разделению по половому признаку, вследствие чего появляется дифференциация в содержании подготовки мальчиков и девочек. Археологические данные убедительно свидетельствуют о том, что воспитание у палеоантропов осуществлялось в процессе бытового общения, трудовой и охотничьей деятельности, религиозно окрашенных ритуалов. При этом ритуалы выступают в качестве образцов поведения и способов действия в ситуациях, связанных с охотой, и несут ярко выраженную эмоциональную окраску.

В период приблизительно 100 тыс. лет назад в Евразии начался процесс оледенения, что значительно ускорило эволюцию социальных отношений и хозяйственной деятельности. В результате появляется новая ступень в развитии человечества – Человек разумный. Таким образом, к периоду 45-40 тыс. лет назад воспитание окончательно выделяется как специализированная социальная функция, чему способствует постоянное усложнение и накопление социального опыта, требующего специальных форм и методов его передачи.

На втором этапе (40-10 тыс. лет назад) в ранних, а затем в поздних первобытных общинах зарождаются специальные приемы и формы воспитания, реализующиеся в ритуалах и обрядах. Образ жизни человеческой общины в этот период характеризуется переходом от присваивающих форм хозяйства к производящему труду, формируется родовая община с социальным равенством всех ее членов. В ранней родовой общине, жившей по преимуществу охотой и рыбной ловлей, воспитанием занимается практически все взрослое поколение. Молодежь органично вливается в процесс жизнедеятельности общины, в ходе которого и осваиваются необходимые знания и умения.

Магические ритуалы, в которые включались подростки 10-13 лет, стали одной из первых организованных форм воспитания, поскольку они способствовали физическому развитию подрастающего поколения и обучению его элементарным навыкам (подражание повадкам животного, имитация последовательности движений охотника или рыболова и т.п.). Среди первых средств воспитания можно назвать игрушки-тотемы, орудия труда и охоты, изготовленные специально для детей. Опыт трудового и социального поведения подростки получали в играх, ритуальных танцах, в качестве мощного регулятора поведения использовались запреты – табу и словесные приемы – одобрение или неодобрение.

На третьем этапе (от 10 до 8 тыс. лет назад) в результате дальнейшего усложнения хозяйственной и, как следствие, социальной жизни общины появилась семья. Родовая община стала постепенно делиться на семейные ячейки, утрачивать коллективный контроль за воспитанием подрастающего поколения, который теперь осуществляла семья. В семье воспитание дифференцировалось по половому признаку: девочек воспитывали матери и другие женщины рода, мальчиков – мужчины. Важным этапом в развитии воспитания как особого вида социальной деятельности стало появление обряда инициации, символизирующего переход юношей и девушек в разряд социально зрелых полноправных членов общины.

Инициация предполагала целый комплекс испытаний, их успешное прохождение было жизненно важным условием дальнейшего существования молодого человека, поэтому подготовка к своеобразному экзамену на зрелость была тщательной и довольно продолжительной (в некоторых общинах заканчивалась в 15-20 лет). При всем разнообразии обрядов, входивших в инициацию, в их содержание обычно включались испытания на знания и умения ведения хозяйственной деятельности, мужество и физическую подготовленность – у юношей, навыки ведения домашнего хозяйства – у девушек. Для успешного прохождения инициации требовалась длительная подготовка, включающая изучение мифов, песен, легенд, навыков охоты и рыбалки, умений трудовой деятельности, выработку смелости, ловкости, воли и т.д. В специальных «домах молодежи» юноши упражнялись в этих видах деятельности под руководством наиболее опытных и уважаемых членов общины, что привел



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: