проблемы дидактики в трудах зарубежных педагогов 2 глава




Ребенок может усвоить идею собственности. Эмиль хочет огородить себе участок на участке садовника. Из столкновения, происшедшего по этому поводу, ребенок познает, как «идея собственности естественно восходит к нраву первого завладения посредством труда».

В этом возрасте нужно упражнять чувства ребенка: зрение, при помощи рисования, измерения определенных объектов, развитие глазомера; слуха – пения и музыки; осязание – распознавать тела попадающие под руки.

Ребенку необходимо, чтобы он рос, познавая боль. Страдание – первая вещь, которой должен научиться ребенок. Эмиль на лугу бегает, прыгает, падает, но быстро встает и продолжает играть.

Нет нужды запрещать ребенку дурной поступок, нужно помешать его совершению. Не надо быть щедрыми на отказы, но и менять их нельзя.

Руссо говорит о том, в данный период, свойственно желание создавать, подражать, производить, проявлять могущество и деятельность.

3. От 12 до 15 лет – период активного умственного воспитания, когда удовлетворяются интеллектуальные запросы ребенка. К 12 годам ребенок крепок, самостоятелен, умеет быстро ориентироваться и схватывать важнейшее, познает окружающий мир посредством своих чувств. Он готов освоить умственное и трудовое воспитание. В этом возрасте подросток не обладает в достаточной мере нравственными понятиями и не может правильно понять взаимоотношения между людьми, а поэтому он должен изучать все, что связано с окружающим миром и природой. Содержание образования определяется интересами ребенка. Среди предметов Руссо выделяет географию, астрономию, природоведение, которые изучаются методом самостоятельных исследований окружающих явлений. Его дидактика основана на развитии у ребенка самодеятельности, умения наблюдать, сообразительности. Необходимое условие – максимальная наглядность: природа, жизненные факты.

Физический труд является важнейшим условием формирования свободного человека. Свободный человек, по Руссо, должен владеть разными видами ремесленного труда, несколькими профессиями, тогда он сможет заработать свой хлеб и сохранить свободу. Сначала Эмиль знакомится со столярным ремеслом, а затем знакомится с другими ремеслами, проникается уважением к человеку труда, начинает ценить труд и отдых. Он ест хлеб, который сам заработал. Труд – воспитательное средство, а вместе с тем и общественная обязанность свободного человека.

4. От 15 до совершеннолетия – «период бурь и страстей» в котором осуществляется преимущественно нравственное воспитание. На этом этапе развития ребенка нужно заниматься воспитанием человека, а не представителя сословия (судить о ближнем по самому себе). В это время отдается приоритет гуманитарному образованию в воспитании чувств и стремлений и продолжается активное физическое воспитание.

Отвергая наказание, Руссо выдвигает метод «естественных последствий». Свобода ребенка может быть ограничена только вещами. Если он ломает все, к чему не прикоснется, то не следует его ругать, а необходимо устранить все, что он может испортить. Неудобства от отсутствия вещей заставит ребенка быть благоразумным.

Нравственное воспитание Руссо считал завершающим элементом в формировании свободной личности. Здесь выдвигаются три задачи:

1. Воспитание добрых чувств;

2. Воспитание добрых суждений;

3. Воспитание доброй воли.

Интересными представляются взгляды Руссо на воспитание женщины. Она должна быть воспитана для дома. Ее удел – приспособление к мнению других, отсутствие самостоятельных суждений, собственной религии, подчинение чужой воли. Девушке противопоказаны серьезные умственные занятия. Но, в то же время, она должна уметь вести хозяйство, рукодельничать, быть гостеприимной, уметь поддержать беседу.

Вопросы и задания для самоконтроля

1. Охарактеризуйте возрастную периодизацию Я.А. Коменского.

2. Охарактеризуйте дидактические принципы «Великой дидактики».

3. Дайте оценку системе физического воспитания джентльмена Дж. Локка.

4. Как отразились в теории воспитания джентльмена реалии Нового времени?

5. Отразите суть теории свободного воспитания личности.

6. Охарактеризуйте основные этапы развития личности у Ж.Ж. Руссо.

Рекомендуемая литература

1. Альт П. Прогрессивный характер педагогики Коменского. – М., 1959.

2. Баранов, С.П. Педагогика/ С.П. Баранов. – М.:.: ВЛАДОС, 2001. –260 с.

3. Барт П.В. Элементы воспитания и обучения/ П.В Барт. – М.: Педагогическое общество России, 1999. – 256 с.

4. Блонский П. П. «Избранные педагогические и психологические сочинения». Под редакцией А. В. Петровского М., Педагогика 1979

5. Вопросы воспитания и обучения: курс лекций по педагогике.// Под ред. Н.Н. Петухова. – М.: Учпедгиз, 1960. – 167 с.

6. Гессен, С. И. Основы педагогики./ С. И. Гессен, М.: ВЛАДОС, 2001. – 345 с.

7. Джибладзе Г.Н. Философия Коменского. – М., 1982.

8. Джуринский А.Н. Зарубежная школа: история и современность./ А.Н. Джуринский – М.: Академия, 1992. – 78 с.

9. Джуринский, А. Н. История зарубежной педагогики./ А. Н. Джуринский - М.: Академия, 1998. – 174 с.

10. Зайченко Г. А. «Локк. Очерк творчества». – М., 1973

11. Коменский Я.А. Избранные педагогические произведения. В 2-х т. Т.2. - М.: 1982.

12. Коменский Я.А. Избранные педагогические сочинения. В 2-х т. Т.1. – М.:1982.

13. Константинов Н.А. и др. История педагогики: Учебник для студентов пед. Ин-тов. – М.: Просвещение, 1982.

14. Кратохвил М.В. Жизнь Яна Амоса Коменского. – М.: 1991.

15. Локк Дж. «Мысли о воспитании» / Хрестоматия по истории зарубежной педагогики М., 1981, с. 163-195

16. Лордкипинадзе Д.О. Ян Амос Коменский. – М.: 1990.

17. Модзалевский, Л.Н. Очерк истории воспитания и обучения с древнейших времен./ Л.Н. Модзалевский, М.: АРКТИ, 2002. – 312 с.

18. Нарский И. С. «Философия Д. Локка» – М., 1960.

19. Пискунов А. И. «История педагогики»/ часть 2 – М.,1997 с. 33-39

20. Руссо Ж. Ж. «Эмиль или о воспитании»/Хрестоматия по истории зарубежной педагогики – М.,1981 с. 203-238

21. Руссо М.: Изд. дом Амонашвили, 2002. – Т. 1., 540 с.

22. Руссо, Ж.-Ж. Исповедь – прогулки одинокого человека. / Ж.-Ж. Руссо М.: Изд. дом Амонашвили, 2002. – 470 с.

23. Смоляницкий Я.А. Три века Яна Амоса Каменского. – М.: 1987.

24. Шабаева М. Ф. «Педагогическая теория Д. Локка» Век Просвещения. – М. – Париж, 1970.

Тема 6.

Образование и педагогическая мысль

Западной Европы и США в ХIХ – начале ХХ века

1. Концепция развивающего и воспитывающего обучения в трудах И.Г. Песталоцци, А. Дистервега, И. Гербарта.

2. Педагогические взгляды Роберта Оуена.

3. Реформаторская педагогика (Д. Дьюи, Г. Кершенштейнер, А. Лай, Э. Мейман).

 

Ключевые слова: Иоганн Генрих Песталоцци, теория элементарного образования, «Лингард и Гертруда», Иоганн Гербарт, представления, цели возможные, цели необходимые, процесс воспитания, управление, обучение, нравственное воспитание, вспомогательные средства управления, интересы, непроизвольное внимание, произвольное внимание, теория ступеней обучения, средства нравственного воспитания, Адольф Дистервег, принцип культуросообразности, «Руководство для немецких учителей», Р. Оуен, самостоятельно и рационально мыслящий человек, система образовательных ступеней, соединение обучения с производительным трудом, Г. Кершенштейнер – теоретик «гражданского воспитания», экспериментальная педагогика Э. Меймана, «школа действия», «прагматическая педагогика».

 

1. Концепция развивающего и воспитывающего обучения в трудах И.Г. Песталоцци, А. Дистервега, И. Гербарта

Иоганн Генрих Песталоцци (1746-1827) считал, что цель воспитания состоит в развитии природных сил и способностей человека. Причем, это развитие должно быть разносторонним и гармоничным. Основной принцип воспитания – согласие с природой, но целенаправленное воспитание необходимо каждому человеку.

Все силы подрастающего человека должны развиваться естественным путем. Любовь к людям формируется на основе собственных поступков. Ум развивается в процессе работы собственной мысли. Физическое развитие ребенка, подготовка его к труду совершается на основе простейшего проявления физических сил.

Центром педагогической системы Песталоцци является теория элементарного образования. Она включает физическое, трудовое, нравственное и эстетическое воспитание, умственное образование.

Физическое и трудовое воспитание ребенка предполагает, по мнению педагога, развитие всех физических сил и возможностей на основе естественного стремления детей к движению.

Упражнять и развивать физические силы детей следует путем выполнения простейших движений, которые ребенок совершает, когда он ходит, ест, пьет, поднимает что-либо. Большое место в физическом воспитании Песталоцци отводил военным упражнениям, играм, строевым занятиям. В его системе развития ребенка они естественным образом сочетались со спортивными играми, походами и экскурсиями.

В школе, считал автор романа «Лингард и Гертруда», дети проводят целый день за прядильными и ткацкими станками. При школе имеется участок земли, обрабатываемый учащимися. Дети во время работы, а так же в свободное время занимаются с учителем грамматикой, арифметикой, пополняя запас жизненно необходимых знаний. Так педагог, довольно механистически, видел соединение обучения с производительным трудом.

Нравственное воспитание. Нравственность вырабатывается у ребенка путем постоянных упражнений в делах, приносящих пользу другим. Простейшим элементом этого процесса Песталоцци называл любовь к матери, которая по мере роста ребенка постепенно распространяется на других членов семьи.

Дальнейшее развитие нравственных сил ребенка происходит в школе. Здесь значительно расширяется круг социальных отношений ребенка. Задача учителя – организовать их на началах деятельной любви школьника ко всем, с кем он вступает в тесные отношения.

Нравственное поведение детей формируется не путем нравоучений, а развитием у них моральных чувств и созданием нравственных наклонностей. Необходимыми являются упражнения в нравственных поступках, которые требуют от воспитанников самообладания, выдержки, воли.

Нравственное образование Песталоцци тесно связывает с религиозным. Критикуя обрядовую религию, он говорит о религии естественной, которая понимается как развитие у людей высоких моральных начал.

Умственное образование, по мнению педагога, должно быть воспитывающим. Обучение основывается на наблюдении и опыте и поднимается к выводам и обобщениям. В результате наблюдений ребенок получает зрительные, слуховые и др. ощущения, которые возбуждают в нем мысль и потребность говорить.

Приобретенные с помощью органов чувств представления необходимо упорядочить и уточнить, довести до ясных понятий. Таким образом, обучение, во-первых, способствует накоплению учеником на основе чувственного опыта запаса знаний, во-вторых, развивает умственные способности детей.

Песталоцци выделял простейшие элементы всякого знания о вещах и предметах, усваивая которые человек познает окружающий мир. К ним относятся число, форма, слово. Таким образом, элементарное обучение сводится к умению измерять, считать и владеть речью.

В содержание образования начальной школы должны входить чтение, письмо, арифметика, начала геометрии, измерение, рисование, пение, гимнастика, начала географии, истории, естествознания.

Песталоцци, вслед за Коменским, утверждает принцип наглядности. Он строил процесс обучения как постепенный и последовательный переход от части к целому. Оно должно идти в строгой последовательности, так как ученику нельзя преподносить то, что он не может усвоить.

Наряду с умением мыслить, необходимо развивать практические навыки использования полученных знаний. Умения действовать развиваются специальными систематическими упражнениями – «от навыков в крайне простых делах к навыку в крайне сложных».

Учитель, по мнению Песталоцци, должен любить детей, чувствовать себя их отцом, дать учащимся необходимый материал для упражнения их умственных, нравственных и физических сил.

Еще одной заслугой И.Г. Песталоцци является разработка разнообразных частных методик по обучению детей письму, счету, рисованию, различным измерениям и т.д.

И. Гербарт родился в Германии в 1776 г., которая в это время была отсталым, раздробленным государством, оплотом реакции против буржуазных революций.

Получил образование в латинской классической школе, затем в Иенском университете. Там И.Гербарт познакомился с трудами Канта, Фихте. Но наибольшее влияние на него оказало учение античного философа Парменида.

Окончив университет, И. Гербарт стал воспитателем в семье швейцарского аристократа. В 1800г. он посетил Бургдорфский университет Песталоцци. С 1802 г. И.Гербарт работал в Геттингемском и Кенигсбергском университетах в должности профессора. Там он развернул широкую педагогическую деятельность: читал лекции по психологии и педагогике, руководил деятельностью семинарии, где готовили учителей. При семинарии он создал опытную школу, где сам преподавал ученикам математику.

Педагогические идеи И. Гербарта получили свое развитие в его трудах: «Общая педагогика, выведенная из целей воспитания» (1816г.), «Письма о приложении психологии к педагогике» (1831 г.), «Очерк лекций по педагогике» (1835 г.).

И. Гербарт предпринял попытку разложить систему педагогической науки на основе идеалистической философии, главным образом этики и психологии.

Он разложил психическую деятельность человека на составные элементы и выделил самый простой первичный элемент – представления, а все психические функции человека: эмоции, воля, мышление – это видоизмененные представления. Содержание человеческого сознания определяется образованием и дальнейшим движением представлений, которые вступают в определенные взаимоотношения по законам ассоциации. Вся умственная жизнь человека зависит от первоначальных представлений, усиленных опытом, общением, воспитанием. Чувства – не что иное, как задержанные представления. Воля – это желание, к которому присоединятся представления о достижении цели.

Таким образом, все зависит от механической комбинации представлений. Воздействуя на представления ребенка, И. Гербарт рассчитывал оказать тем самым влияние на формирование его сознания, чувств, воли, то есть правильно поставленное обучение имеет воспитывающий характер.

Воспитательные средства определяются в зависимости от воспитательной цели. Главная цель воспитания – формирование добродеятельного человека. Эта цель вечна и неизменна. Педагог должен ставить перед учениками те цели, которые тот сам поставит перед собой, когда станет взрослым.

И.Гербарт делил воспитательные цели на:

1.Цели возможные.

2.Цели необходимые.

Цели возможные – цели, которые человек сможет поставить перед собой в области определенной специальности.

Цели необходимые – цели, которые нужны человеку в любой области его деятельности.

Обеспечивая возможные цели, воспитание должно развивать в человеке разнообразную многостороннюю восприимчивость, сделать круг его интересов шире и полнее, что и будет соответствовать внутренней свободе и идее совершенства. В отношении же необходимых целей воспитания – воспитание обязано сформировать нравственность будущего деятеля на основе идей благорасположения, права и справедливости, т. е. выбрать у него цельный нравственный характер. Процесс воспитания он делил на 3 раздела:

1.Управление.

2.Обучение.

3.Нравственное воспитание

Управление имеет своей задачей не будущее ребенка, а только поддержание порядка в настоящее время, т. е. в процессе самого воспитания. Поддерживая внешний порядок, управление создает предпосылки для осуществления процесса воспитания. Но оно само не воспитывает, а является как бы временным, но необходимым условием воспитания.

Первое средство управления – угроза. Но угрозой не всегда достигается нужный эффект, т.к. сильные дети не проникаются угрозой и продолжают действовать, как им подсказывает желание. Поэтому угроза должна быть дополнена надзором, который весьма действенен в ранние годы. Но если надзор слишком строгий, то надзираемый постоянно ищет лазейки, чтобы уйти от него.

Необходимо использовать приказания и запрещения, которые должны быть точными и конкретными. Для детей – нарушителей рекомендуется завести специальную штрафную книгу. Наказаниям, особенно телесным, он отводил особое место.

Авторитет и любовь – вспомогательные средства управления. По И.Гербарту, эти средства выходят за пределы управления. Дух ребенка склоняется перед авторитетом, который направляет зарождающуюся волю воспитанника к хорошему, отвращает от дурного. Но воспитатель должен идти своей дорогой и не заботиться об одобрении или неодобрении своих действий со стороны ребенка.

Главная задача управления – отвлечь их от беспорядков и нарушений дисциплины.

Вся идея управления основана на насилии, дрессировке и муштре. И.Гербарт полагал, что ребенок не обладает сознанием до тех пор, пока не приобретает путем математического обучения определенного набора представлений.

Обучение – основное средство воспитания. И. Гербарт ввел в педагогику термин воспитывающее обучение (нет воспитания без обучения и наоборот). Но он не учитывал влияния социальной среды и эмоций, т.к. считал, что чувства и воля – не самостоятельные проявления психики, а всего лишь модификация представлений.

Обучение должно строиться на многосторонности интересов:

– Эмпирические интересы (отвечают на вопрос «Что это такое?» и возбуждают стремление к наблюдению).

– Умозрительные интересы (отвечают на вопрос «Почему это так?» и подталкивают к размышлению).

– Эстетические интересы (художественная оценка явлений).

– Симпатические интересы направлены на членов своей семьи и круг ближайших знакомых.

– Социальные интересы направлены на более широкий круг людей (общество народ человечество).

– Религиозные интересы (направлены на общение с Богом).

Эту многосторонность интересов надо возбудить с помощью создания у учащихся разнообразных и подвижных групп представлений путём изучения различных учебных предметов. Начинать надо с древнейших периодов истории, т.к. человечество проявляло в своей юности те же интересы и занималось теми же видами деятельности, которые свойственны детям и юношам. Математика хороша для развития мышления, силы духа.

И. Гербарт считал, что должны быть элементарные, городские школы и гимназия - между ними не должно быть преемственности. Лишь из гимназии можно было поступить в вуз. Т.е. он был против единой системы образования, а был за классическое образование (для избранных - руководство, управление). Считал - что изучается с удовольствием, изучается скоро и надолго. Объяснять новое нужно опираясь на уже изученное (апперцепция).

I. Непроизвольное внимание может быть:

– примитивное (независимо от воли человека, благодаря силе впечатления, яркости чего-либо).

– апперцептивное (высылает подходящие представления, необходимые для закрепления нового).

II. Произвольное внимание зависит от заранее принятого намерения, усилий самого ученика.

Нужна ещё наглядность (но не до нудности), в изложении учителя всё должно быть логично, т. к. несвоевременные паузы, лишние слова словесные украшения нарушают свободное течение деятельности апперцептивного механизма и разрывают ряды представлений. Необходимо соблюдать меру трудности в обучении (оно не должно быть слишком лёгким или слишком трудным). Нужно заучивать, а не зубрить. Для этого нужно постоянно использовать заученный материал.

Теория ступеней обучения. Обучение в соответствии с законами психической деятельности ребёнка (то есть механизма деятельности апперцептивного процесса):

1.Углубление в изучаемый материал (углубление).

2.Углубление учащегося в самого себя (осознание).

Эти два момента могут осуществляться в состоянии покоя или движения души. Исходя из этого можно выделить четыре ступени обучения:

1. ясность - углубление в состояние покоя (изучаемое выделяется из всего, с чем оно связано и углубленно рассматривается). Т.е. должно быть мобилизовано внимание учащихся, а учитель излагает новый материал с использованием наглядности.

2. ассоциация - углубление в состояние движения (новое вступает в связь с уже известным). Учащиеся - в ожидании (еще не знают, что получится), а учитель должен вести непринужденную беседу.

3. система - осознание в состоянии покоя (поиск учащимися под руководством учителя, вывода, определения). Учащиеся - поиск, а учитель - формулировка выводов.

4. метод - осознание в состоянии движения - применение полученных знаний к новым фактам. Учащиеся - действие, а учитель - упражнение.

Эти ступени не зависят от конкретного содержания учебного материала и возраста учащихся.

Нравственное воспитание – его крайний интеллектуализм. А главное место в деятельности учителя отводится внедрению средствами обучения в сознание ученика моральных понятий. Большое внимание уделял религиозному воспитанию, так как религия нужна как сдерживающее начало. Нравственное воспитание непосредственно воздействует на душу ребенка, направляя его желание, поступки.

Все методы должны иметь опору в том хорошем, что уже имеется у воспитанника. Нужно «поднять в глазах воспитанника» его собственное «Я» посредством глубокого проникающего одобрения. Даже в самом испорченном ученике можно найти что-то хорошее, а от этого И.Гербарт шел дальше.

Средства нравственного воспитания:

1. Удержать воспитанника (этому служит управление детьми, обучение их послушанию). Нужно устанавливать границы поведения для людей.

2. Определять воспитанника, и поставить учащегося в такое положение, когда он без указания учителя, а из личного опыта поймет, что непослушание ведет к тяжелым переживаниям.

3. Устанавливать четкие правила поведения.

4. Поддерживать в душе воспитанника «спокойствие и ясность» (чтобы он не усомнился в истине).

5. «Волновать» душу ребенка одобрением и поощрением.

6. «Увещевать» ребенка, указывать его промахи.

Можно использовать воспитательные наказания (доброжелательные предостережения). Для того, чтобы пресекать проявление дурных наклонностей, учащимся нужен размеренный, постоянный уклад жизни без рассеивающих перемен. Учащиеся не должны чувствовать себя самостоятельными в своих действиях, должен быть непререкаемый авторитет учителя (то есть, чтобы ребенок не воспринимал мнение общества, чтобы оно его не увлекло).

Адольф Дистервег (1790-1866) требовал, чтобы воспитание было природосообразным. Ребенок от рождения обладает определенными задатками, которым присуще стремление к развитию. Сущность воспитания состоит в возбуждении этих задатков в соответствии с естественным ходом развития ребенка.

Кроме того, он выдвинул требование, чтобы воспитание носило культуросообразный характер. «При воспитании должно принимать во внимание условия места и времени, при которых родился человек и предстоит ему жить, одним словом, всю современную культуру, особенности культуру страны, являющейся родиной ученика в широком и всеобъемлющем смысле слова».

Общую цель воспитания он определял как «самодеятельность на служении истине, красоте и добру».

Свои основные дидактические требования он изложил в виде 33-х законов и правил обучения. Обучение должно идти в соответствии с особенностями детского восприятия, основываться на началах наглядности. От примеров необходимо идти к правилам, от предметов и конкретных представлений – к понятиям.

В наглядности Дистервег видит основу элементарного обучения. Наглядное обучение реализуется через правила «от близкого к далекому», «от простого к сложному», «от легкого к трудному», «от известного к неизвестному».

Большое значение придается сознательному усвоению материала, показателем которого является умение ясно и четко излагать сущность предмета. Непременным условием успешного овладения материалом является его доступность. Необходимым представляется учет уровня развития учащихся и их индивидуальных способностей.

Обучение должно носить воспитывающий характер. Оно не только развивает умственные силы ребенка, но и формирует волю, чувства и поведение. Средством такого обучения он считает дисциплину: «кто хорошо преподает, тот хорошо и дисциплинирует».

Эффективность того или иного метода обучения определяется тем, на сколько он содействует возбуждению умственных сил учащихся. Для начального обучения Дистервег рекомендует «элементарный» или развивающий метод; для университетов – «научный» или сообщающий метод.

Развитие детской самодеятельности в процессе обучения Дистервег мыслит лишь при руководящей роли учителя. «Учитель для школы – это тоже, что солнце для вселенной, он – источник той силы, которая приводит в движение всю машину. Последняя заржавеет в мертвом оцепенении, если он не сумеет вдохнуть в нее жизнь и движение».

Конечный успех всего школьного дела определяется учителем, который должен обладать высоким интеллектуальным уровнем и в совершенстве владеть своим предметом. «Невозможно дать другому того, что не имеешь сам; и невозможно развивать, воспитывать и образовывать других, не будучи самому развитым, воспитанным и образованным». Педагог должен быть энтузиастом своего дела и увлекать учащихся своим преподаванием.

Хороший учитель твердо и неуклонно проводит свои воспитательные принципы, никогда не отступая от своих требований. Только при этом условии он выработает в детях упорство в овладении знаниями и разовьет в них умение преодолевать возникающие трудности. «Дидактическая способность учителя есть сила твердого характера». Строгий и требовательный учитель обязан быть и справедливым. Он может завоевать авторитет у своих учеников только в том случае, если они будут твердо уверены в его справедливом отношении к ним.

Важным воспитательным фактором Дистервег считает личный пример. Поведение педагога, как в школе, так и вне ее, должно быть образцом организованности, точности, добросовестного отношения к делу. Учитель не мыслится Дистервегом без твердых убеждений и гражданского мужества. Он требовал постоянной работы над собой: «Ты лишь до тех пор способен содействовать образованию других, пока продолжаешь работать над собственным образованием».

Помимо овладения своим предметом, педагог должен знать историю, литературу, следить за вновь выходящими работами по педагогике, психологии и методике.

Большую роль он придавал вооружению учителей практическими педагогическими умениями и навыками. Учащиеся семинарий, которые возглавлял Дистервег, проходили длительную практику в образцовых школах, овладевая в совершенстве педагогическим мастерством.

Автор «Руководства для немецких учителей» хотел, чтобы деятельность учителя носила подлинно творческий характер и приводила к максимальному возбуждению умственных сил учащихся. Разработанная им дидактика развивающего обучения оказала большое влияние на дальнейшее развитие педагогической мысли.

 

2. Педагогические взгляды Роберта Оуэна

 

Роберт Оуэн – (1771–1858), английский промышленник и крупный теоретик социализма. Родился 14 мая 1771 г. в Ньютауне (Монтгомеришир, Уэльс) в семье ремесленника. Учился в местной школе, с десяти лет приобщился к торговле мануфактурой в Стамфорде (графство Нортгемптоншир). После четырех лет работы в Стамфорде получил место в Манчестере, где к 1790 г. он был назначен управляющим хлопчатобумажной фабрикой, на которой работало пятьсот рабочих.

Экономический кризис, наступивший после 1815 г., побудил Р. Оуэна предложить план расселения безработных в «поселках общности и сотрудничества». Лишь к 1825 году он сумел создать экспериментальную общину, а вслед за ней и другие коммуны в Великобритании. За год до этого Р. Оуэн отправился в Америку и основал в Уобаше (шт. Индиана) трудовую коммуну, назвав ее «Новой гармонией», которая в 1828 г. она распалась.

Остаток жизни Р. Оуэн провел в Англии. В 1829 г. он оставил управление фабрикой и занялся популяризацией своего учения; после неудачи американского опыта Р. Оуэн создавал «внутренние колонии», крупнейшей из которых явилась просуществовавшая с 1839 по 1845 г. «Гармония-Холл».

Умер Р. Оуэн в Ньютауне 17 ноября 1858 года.

Роберт Оуэн в 1810-1813 гг. написал «Новый взгляд на общество, или Опыты об образовании человеческого характера», в которых изложил сущность системы воспитания человека и его воззрений на общественный строй.

Первые два из его очерков посвящены изложению основных начал системы воспитания и образования.

В основании его взглядов лежало то убеждение, что человек во всех своих действиях зависит от влияния окружающей среды и обстоятельств. При рождении человек одарен от природы известными качествами, подвергающимися потом воздействию разных обстоятельств, за которые он совершенно не ответствен. От влияния окружающей среды зависят образование его характера и все его действия на пользу или во вред себе и другим. Абсолютной свободы не существует, и потому человек не может нести полной ответственности за свои убеждения и поступки. Изменение характера человека возможно только при изменении той обстановки, в которой он живет.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: