проблемы дидактики в трудах зарубежных педагогов 3 глава




Коренной мотив всех человеческих действий – в стремлении к личному счастью, которого можно достигнуть, только способствуя счастью всего общества; и этот принцип должен быть принят за основание новой системы воспитания.

В основании деятельности Роберта Оуэна по воспитанию детей лежало убеждение, что воспитание молодых поколений, направленное не только на улучшение личности, но и на развитие всего было бы самою высокою деятельностью человека.

Цель воспитания – формирование самостоятельно и рационально мыслящего человека. Всечеловеческая гармония может быть положена лишь должным воспитанием людей. Для создания людей совершенных надо всех воспитывать с самого рождения с одинаковой тщательностью, без проявления каких бы то ни было пристрастий и так, чтобы никто не стремился к лучшим условиям. Главным должно быть нравственное воспитание. Умственное воспитание предполагает, что знания не должны противоречить здравому смыслу. Необходимым условием для всестороннего развития человека является трудовое воспитание, поэтому ребёнок в школе наряду с общим образованием должен получить трудовые навыки. Средствами физического воспитания могут быть военные упражнения.

Роберт Оуэн стремился к тому, чтобы вопрос об образовании подрастающих поколений сделался общим национальным делом, чтобы правительство и высшие классы стали во главе этого движения и чтобы усвоенная система была построена на самых широких и разумных началах. Им была разработана система 4 образовательных ступеней:

1. Школа – для малышей 1-5 лет, где с детьми занимаются чтением, танцами, играют на свежем воздухе.

2. Дневная школа – для детей 5-10 лет, в которой изучаются родной язык, арифметика, география, естествознание, история. Она делится на общеобразовательную и индустриальную (практическая работа в мастерских, саду и поле.

3. Вечерняя школа для подростков работающих на фабрики.

4. Вечерние лекции для взрослых.

Проникнутый этой мыслью, Оуэн принялся за дело воспитания. Его образовательные учреждения в Нью-Ланарке опирались на строго выработанные начала, лежавшие в основании целой системы нового общественного строя, подробно развитой им в "Книге нового нравственного мира" изданной в 1836 году:

1) Человек представляет собою смесь органических качеств, полученных при рождении, с изменениями их, происшедшими под влиянием внешних обстоятельств. Со дня его рождения до самой смерти прирожденные свойства его натуры и заимствованные извне находятся в постоянном взаимодействии.

2) По его первоначальной организации все развивающиеся в нем чувства и убеждения независимы от воли человека.

3) Его чувства и убеждения, взятые порознь и вместе, образуют то побуждение к действию, которое мы называем волею и под влиянием которого происходят все его поступки.

4) Не найдется двух существ, которые были бы совершенно одинаковы по своей организации при рождении, равным образом никакие искусственные средства не в состоянии сделать их такими.

5) Тем не менее, природа каждого ребенка, за исключением случаев органических недостатков, может быть настолько изменена, что из него выйдет хорошее или дурное существо, под влиянием окружающих обстоятельств, непрерывно действующих на него с самого дня его рождения.

Заслуга Роберта Оуэна в том, что он первый привел эти положения в строгую систему и настаивал, чтобы они легли в основание текущей жизни и воспитания подрастающих поколений.

В третьем очерке Оуен описывает «Новый институт для формирования характера», который объединил школу для маленьких детей, дошкольного учреждения и начальную школу. Это здание с внутренним двором. Дети начинали играть здесь, едва научившись ходить. Оуэн говорил, что многие из свойств характера ребенка развиваются при первом пробуждении сознания; вот почему дурная семейная среда оказывает такой вред на его развитие уже с раннего детства.

К внутреннему двору для игр прилегало помещение для младенческой школы, куда принимались дети до четырехлетнего возраста. В ней много внимания уделялось физическому воспитанию: соблюдался правильный режим дня, дети получали здоровую пищу, значительную часть времени проводили на свежем воздухе, регулярно занимались гимнастикой, часто под музыку. Детей начинали учить танцам с двухлетнего возраста, а пению с четырех лет; позже их обучали и игре на различных инструментах. Все эти занятия способствовали развитию у них ловкости, изящества, хорошего вкуса. Таким образом, физическое воспитание тесно сочеталось в «школе для маленьких детей» с эстетическим.

Очень важным в воспитании детей младшего возраста Оуэн считал развитие «духа общественности». Своих питомцев он стремился воспитать честными, правдивыми, приветливыми, вежливыми, привить им привычку приходить на помощь товарищам в затруднительных случаях и другие положительные нравственные качества.

Заботясь об умственном развитии детей, во время непринужденных бесед их знакомили с окружающими предметами, их свойствами и практическим назначением. Любознательность детей старались возбуждать доступными для их понимания разговорами и рассказами. Стены комнат, где они собирались, были увешаны большими, хорошо исполненными картинами, изображавшими разных животных и птиц; кроме того, была большая коллекция разных предметов окружающей природы. Летом с детьми предпринимали прогулки по окрестностям; их всячески поощряли к вопросам об окружающем мире и таким образом они получали довольно много полезных сведений. Уроки в школе, состоявшие из наглядного преподавания и разговоров, продолжались не более трех четвертей часа. Все преподавание до шестилетнего возраста имело характер игры, к этому времени дети уже знали азбуку, их любознательность была сильно возбуждена. Игры; в школе для маленьких детей сочетались с элементарными трудовыми процессами.

По сторонам помещения для воспитания малюток располагались классные комнаты для детей от четырех до шести и до восьми лет. Верхний этаж был приспособлен для детей старшего возраста, начиная с восьми лет. После «школы для маленьких детей» воспитанники переходили в начальную школу, из которой Оуэн изгнал догматизм и зубрежку. Он считал необходимым вооружать детей конкретными знаниями, доступными их возрасту и полезными в дальнейшей жизни. Учебный план начальной школы включал в себя, кроме родного языка и арифметики, элементы географии, ботаники, минералогии. Девочек, кроме того, обучали шитью, кройке, вязанию, приучали держать дом в чистоте и порядке, их посылали в общественную кухню и столовую, где они должны были научиться готовить. Мальчики овладевали простейшими видами ремесленного труда, учились садоводству.

Традиционное преподавание религии было заменено уроками морали. В начальной школе продолжались занятия танцами, пением; для мальчиков была введена военная гимнастика. Все обучение велось на основе широкого применения наглядности: в школе имелось большое количество различных коллекций и других экспонатов; стены большого зала были расписаны изображениями животных и растений.

Здесь одновременно можно было видеть за занятиями до трехсот человек детей. Их образование продолжалось до десятилетнего возраста, когда они поступали на фабрику; но желающим предоставлялись все средства для продолжения учебных занятий. Были устроены вечерние классы, а также особые чтения для взрослых работников. Детей начинали учить танцам с двухлетнего возраста, а пению с четырех лет; позже их обучали и игре на различных инструментах. По окончании работы они собирались вместе с родителями в одной из больших зал школы, где устраивались танцы и пение. Каждую неделю бывал концерт, в котором участвовало иногда до полутораста человек детей, певших народные баллады и песни.

Поясняя разработанный им метод первоначального ознакомления детей с окружающими их простыми явлениями и фактами, Роберт Оуэн отмечал, что детей, прежде всего надо научить фактам, начиная с более знакомых юному уму и постепенно переходя к самым полезным и необходимым.

Выделяя главную цель воспитания, Оуэн говорит: «Как скоро молодой ум будет достаточно подготовлен, учитель должен пользоваться каждым удобным случаем, чтобы уяснить прямую и неразрывную связь между выгодами и счастьем каждого отдельного лица и всего общества».

В последнем очерке Роберта Оуэна, посвященном обсуждению общих государственных мер, которые могут способствовать поднятию нравственного уровня и материального благосостояния населения, он отмечает, что правительство должно ввести единообразную национальную систему воспитания и обучения бедных и невежественных классов и в основание ее положить дух мира и разумности.

3. Реформаторская педагогика (Д. Дьюи, Г. Кершенштейнер, А. Лай, Э. Мейман).

 

В конце XIX – начале XX века со всей остротой обнаружилось несоответствие состояния школьного дела новым общественно-экономическим условиям. Это привело к тому, что появилось большое количество различных реформаторских педагогических течений. Все педагоги-реформаторы были единодушны в требовании того, что школа не только должна сообщать знания, сколько заботиться об общем развитии детей, о выработке у них умения наблюдать факты, делать обобщения, самостоятельно приобретать знания. Большинство педагогов, искавших пути реформы школы, относились к сторонникам сочетания умственного труда с ручным, требовали учитывать в процессе воспитания и обучения возрастные и индивидуальные особенности детей.

К числу педагогов-реформаторов относится немецкий педагог Георг Кершенштейнер – один из теоретиков «гражданского воспитания». Главным средством воспитания Г. Кершенштейнер считал трудовую школу, которая должна сменить старую книжную школу. По его мнению, большую роль в учебных планах школ должны занимать математика, естествознание, рисование и уроки труда. Любая школа должна быть оборудована специальными мастерскими, иметь школьный сад и школьную кухню, где учащиеся могли отрабатывать практические трудовые навыки. Наиболее результативными Г. Кершенштейнер считал активные методы обучения с широким использованием наглядных пособий, практических работ, экскурсий.

Таким образом, Г. Кершенштейнер тесно связывал гражданское воспитание с приучением ребенка к добросовестной работе на благо государства. В своей статье «Школа будущего – школа работы» он писал: «Нам нужны школьные мастерские, чтобы воспитать людей, которые понимали бы цель и благо государственного союза и посвящали бы себя ему на службу. Нам нужны они потому, что не книга является носителем культуры, но работа, преданная, жертвующая себя на службу людям или какой-либо великой истине».

Реформаторские идеи Г. Кершенштейнера дали значительный импульс для развития представлений о гражданском воспитании и роли профессиональной подготовки в жизни каждого члена общества.

Другим направлением реформаторской педагогики стала экспериментальная педагогика, основателем которой стал Эрнст Мейман, немецкий педагог и психолог.

Основная цель экспериментальной педагогики, по Мейману, – дать общей педагогике эмпирическое основание.

Эмпирическому изучению подлежат объект воспитания (ребенок), психологические и физиологические особенности школьной работы ребенка (техника заучивания, приемы «умственной гигиены» и пр.), дидактические приемы, школьная организация. Методами экспериментальной педагогики он считал не только непосредственный эксперимент, но и прямое систематическое наблюдение за детьми, анализ продуктов детского творчества (рисунков, дневников и пр.), Эти методы до сих пор считаются основными методами научно-педагогического исследования. Высказанные Э. Мейманом идеи комплексного подхода к изучению детского развития, индивидуализации обучения, более широкого привлечения к научным исследованиям педагогов-практиков также сохраняют свою актуальность.

Последователем Э.Меймана в области экспериментальной педагогики стал другой немецкий педагог Вильгельм Лай решающее значение в педагогической практике придавал организации действия. Именно действие ученика совместно со сверстниками составляет, по Лаю, смысл воспитания, решающим образом способствуя социализации учащихся.

С помощью дидактического эксперимента он стремился определить условия успешного обучения и обосновать оптимальную систему наглядных средств и методов обучения. Особое значение придавал учебному моделированию, химическому и физическому эксперименту, рисованию.

Лай считал, что «школа действия» способна изменить социальную действительность и оказать влияние на методику преподавания отдельных школьных предметов: естествознания, математики, рисования и др.

К числу педагогов-реформаторов конца XIX – начала XX вв. относят и американского педагога Дж. Дьюи, который считается автором «прагматической педагогики».

Цель теории воспитания Дьюи – формирование личности, умеющей «приспособиться к различным ситуациям» в условиях «свободного предпринимательства». Школьной системе, основанной на приобретении и усвоении знаний, он противопоставил обучение «путем делания», при котором все знания извлекались из практической самодеятельности и личного опыта ребенка. В школах, работавших по системе Дьюи, не было постоянной программы с последовательной системой изучаемых предметов, а отбирались только знания, необходимые для личного опыта учащихся. В методике Д. Дьюи большое место занимали игры, импровизации, экскурсии, художественная самодеятельность. Роль учителя сводилась, в основном, к руководству самодеятельностью учащихся и пробуждению их любознательности.

Педагогическая концепция Дьюи оказала большое влияние на общий характер учебно-воспитательной работы школ США и некоторых других стран, в частности советской школы 20-х гг. Это влияние выразилось в создании комплексных программ, в которых учебный материал группируется вокруг «целостных областей жизни», связанных с детскими интересами и в методах проектов.

Сегодня идеи Дьюи изучаются в связи с идеями комплексного, интегрированного обучения, повышения активности и самостоятельности учащихся в процессе обучения.

Вопросы и задания для самоконтроля

1. Представьте сравнительный анализ дидактических идей развивающего и воспитывающего обучения в трудах А. Дистервега, И. Гербарта, И.Г. Песталоцци.

2. Назовите основные признаки теории и практики эпохи Просвещения.

3. Выделить основные черты реформаторской педагогики.

Рекомендуемая литература

1. Баранов С.П. Педагогика/ С.П. Баранов. – М.: ВЛАДОС, 2001. – 260 с.

2. Барт П.В. Элементы воспитания и обучения/ П.В Барт. – М.: Педагогическое общество России, 1999. – 256 с.

3. Бим Бад Б.М. Педагогические течения в начале двадцатого века. – М., 1994.

4. Блонский П. П. «Избранные педагогические и психологические сочинения». Под редакцией А.В. Петровского М., Педагогика 1979

5. Вопросы воспитания и обучения: курс лекций по педагогике. // Под ред. Н.Н. Петухова. – М.: Учпедгиз, 1960. – 167 с.

6. Гессен С. И. Основы педагогики./ С. И. Гессен, М.: ВЛАДОС, 2001.– 345

7. Джуринский, А. Н. История зарубежной педагогики./ А.Н. Джуринский – М.: Академия, 1998. – 174 с.

8. Джуринский, А. Н. Зарубежная школа: история и современность../ А. Н. Джуринский - М.: Академия, 1992. – 78 с.

9. Джуринский А.Н. История педагогики. – М., 1999.

10. Джуринский А.Н. Зарубежная школа: история и современность. – М., 1992.

11. Константинов Н.А. и др. История педагогики: Учебник для студентов пед. Ин-тов. – М.: Просвещение, 1982.

12. Модзалевский, Л.Н. Очерк истории воспитания и обучения с древнейших времен./ Л.Н. Модзалевский, М.: АРКТИ, 2002. – 312 с.

13. Очерки истории школы и педагогики., Ч. 2., – М., 1989.

14. Пискунов А. И. «История педагогики» / часть 2 М.,1997 с. 33-39

15. Российская педагогическая энциклопедия. Т. 1. М., 1993.

16. Хрестоматия по истории зарубежной педагогики. – М., 1971.


раздел 2. История отечественной школы и педагогики

 

Тема 7.

Воспитание, обучение и педагогическая мысль

в России до начала ХIХ века

1. Воспитание у восточных славян, народная педагогика (V-IХ в).

2. Воспитание, обучение и педагогическая мысль в Киевской Руси (Х-ХIII вв.).

3. Школа и просвещение в России в ХIV-ХVIII вв.

Ключевые слова: этнопедагогика, дома молодежи, училища грамоты, школы книжного учения, мастера грамоты, «Домострой», гимназия, университет.

1. Воспитание у восточных славян, народная педагогика (V-IХ в.)

Славянские народы, в состав которых входили и древнерусские племена, как и все народы Земли тысячелетиями создавали особенный уклад жизни. Характерный для всего первобытного общества порядок воспитания и обучения детей был присущ и древним славянам, однако имелась и специфика в организации этих процессов. Эмпирический опыт народа в области воспитания, коллективное педагогическое творчество, кристаллизовавшееся в господствующих в народе воззрениях на задачи воспитания, условия и способы его организации является предметом изучения этнопедагогики – области научно-педагогического знания, исследующей национальные традиции воспитания и их влияние на развитие современных педагогических подходов.

У древнерусского населения сложилась и стала традиционной своя возрастная периодизация, сообщающая определенный порядок процессам воспитания и обучения.

До 8 лет дети воспитывались в домашних условиях в атмосфере труда, обрядов, поэтического слова: колыбельной песни, сказки, заклинания.

С 6-7 лет мальчики переходили от женского к мужскому воспитанию и обучению. Дошедшие до наших дней народные сказки и былины позволяют сделать вывод, что организованные формы обучения у древних славян напоминали обучение в «домах молодежи». Одним из основных методов воспитания были всевозможные состязания, испытания, преодоление препятствий. В программу входило и овладение грамотой: письмо и чтение с помощью «черт и резов» – своеобразного варианта пиктографического письма. Итоговым методом проверки полученных знаний и умений был поединок-состязание с учителем.

Подростки 12-15 лет (отроки) продолжали образование в воинской дружине, обучались военному делу. Девочки вели особую жизнь среди сверстниц, коллективно вырабатывая трудовые умения и навыки, усваивая моральные требования и нормы.

Основным средством воспитания у древних русичей были произведения устного народного творчества. Наиболее распространенным источником знаний и нравственных норм служили сказки. Обучение посредством сказок осуществлялось ненавязчиво, незаметно. Начало сказки создавало необходимый эмоциональный настрой, заинтересовывало в усвоении содержания. Характерный для сказок прием повтора способствовал легкому запоминанию. Примером могут служить сказки о животных, знакомившие детей с окружающей природой и общественной жизнью. Значительную роль в обучении играли пословицы и загадки. В некоторых пословичных формулах отражалась необходимость самого процесса обучения, описывались некоторые методы обучения: «учить - ум точить», «учи других - сам поймешь», многие загадки связывались с умением производить простейшие арифметические действия.

Таким образом, народная традиция воспитания и обучения, созданная в древнерусском обществе, явилась первым этапом в развитии отечественной педагогической культуры.

 

2. Воспитание, обучение и педагогическая мысль в Киевской Руси (Х-ХIII вв.)

Важный исторический этап развития педагогики связан с образованием феодального государства на Руси в IХ-Х вв. Раннефеодальное государство Киевская Русь создало благоприятные предпосылки для развития культуры и просвещения.

С принятием христианства (988 г.) Киевская Русь наследовала зрелую культуру Византии, опережавшую по уровню развития школьного дела Западную Европу. Особенно сильным стимулом для развития просвещения в этот период было введение усовершенствованной азбуки (кириллицы), созданной с учетом фонетической системы древнеславянского языка. Если на Западе освоение грамоты шло через изучение латыни – языка, чуждого европейским народам по своей лексике, грамматическому и фонетическому строю, то на Руси, чтобы научиться читать, достаточно было знать азбуку. Народный и государственный языки совпадали, и это способствовало распространению грамотности. Многочисленные археологические находки, относящиеся к Х-ХI вв. (деловые и бытовые записи кириллическими буквами на дереве, берестяные грамоты), позволяют судить о том, что в Киевской Руси грамотность проникла почти во все слои населения.

В этот период существуют два типа школ: училища элементарной грамоты, возникавшие обычно в среде дружинно-посадского населения зарождающихся городов, и дворцовые школы «учения книжного». Первая такая школа была основана при дворе князя Владимира Святославича уже в 988 году. В древнерусских летописях постоянно встречаются два разных термина: «грамоте научен» и «исполнен книжного учения», обозначавших два последовательных этапа в обучении. В начале XI века князь Ярослав Мудрый открывает школы «учения книжного» в Киеве, Новгороде, Смоленске, Галиче и других городах.

В Киевской Руси был значительный книжный фонд. Предположительно он составлял 130-140 тысяч томов.

Одним из древнейших литературно-педагогическим памятником является «Изборник Святослава»1073 г. Главная его задача – познакомить новопредставленных христиан с христианскими идеями и представлениями, а также в достаточно краткой и легкой форме помочь овладеть некоторым уровнем просвещения. В «Изборнике» помещен серьезный математический трактат Аристотеля и оригинальное сочинение киевлянина по методике чтения. Книга была роскошно издана и богато иллюстрирована.

Оригинальным педагогическим памятником XII века является «Поучение детям» князя Владимира Мономаха. Основной мотив этого произведения – призыв к труду и упрочнению нравственных норм. И по сей день современно звучат отрывки из этого великого произведения: «Лжи остерегайтесь, и пьянства, и блуда, от того ведь душа погибает и тело. Напоите и накормите нищего. Не пропусти человека, не поприветствовав его, и доброе слово ему молвите...» [3. C.36].

В плане содержания образования Владимир Мономах интересовался вопросами естествознания и философии: «Како небо устроено, как ли солнце, како луна, и тьма, и свет, и земля на водах положена» [3. C.35].

Особой популярностью с X века пользовались идеи византийского проповедника Иоанна Златоуста. Его творения дошли до нас в составе учительских сборников, называвшихся «Златоусты» и «Златоструи». Мысли о воспитании и обучении, исходившие от Златоуста, в условиях древнерусского государства были развиты Кириллом Туровским. Его идеи оказали прямое влияние на обучение в монастырских и церковные школах. Кирилл Туровский отстаивал дедуктивный способ обучения, ведущий от книжного знания к практической деятельности.

Школа и педагогическая мысль, получившая высокое развитие в Х-ХП вв., с установившимся в XIII веке золотоордынским игом попали в такие условия, когда речь должна была идти не о развитии, а о сохранении книжной культуры.

На Руси на долгое время исчезают государственные школы. В Новгороде, Твери, Владимире и некоторых городах, менее пострадавших от золотоордынского ига, получили развитие училища мастеров грамоты. Элементарной грамоте мастера этого дела обучали у себя на дому, опираясь на народную традицию домашнего образования. Странствующие мастера грамоты приглашались родителями в свои дома и становились домашними учителями. Лучшие мастера грамоты вели обучение на высоком методическом уровне, опираясь на народно-педагогические методы обучения.

При обучении грамоте, например, широко использовалась наглядность, прием повтора; в качестве учебного текста часто использовался детский фольклор. Обучение счету велось устно и на абаке (древнейший прообраз современных счетов), изучались цифровые алфавиты.

В качестве писчего материала использовалась береста. Археологами найдено значительное количество ученических берестяных грамот с записью упражнений в написании букв, слогов, предложений, цифровых алфавитов; с изображением детских рисунков. К числу находок относятся и первоначальные пособия по изучению грамоты, например, пятиугольная цера – специально обработанная дощечка с вырезанной на ней азбукой. Как утверждают археологи, такие азбуки изготовлялись на продажу. Обучение в народе считалось делом важным, и первоначальные учебные пособия пользовались широким спросом.

 

3. Школа и просвещение в России в ХIV-ХVIII вв.

Со второй половины XIV века активное участие в деле организации центров просвещения занимает духовенство. В труднодоступных для отрядов золотоордынцев местах создаются монастыри-пустоши, которые становятся своеобразными центрами просвещения. Зачинателем этого движения был великий русский просветитель Сергий Радонежский. В монастырях осуществлялось традиционное средневековое воспитание и обучение, содержание которого можно представить в следующей схеме:

– Строение домовое (наука о хозяйстве и домоводстве);

– Строение душевное (наука о спасении души);

– Строение мирское (наука о гражданском общежитии).

Основным педагогическим методом в монастырях было нравственное самосовершенствование человека. Монастыри в этот период помогали растить культурные силы страны и собирать их под знаменем освобождения от золотоордынского ига.

Качественно новый этап в развитии просвещения и школы в Русском государстве начинается в XV-XVI вв. На огромной территории в этот период шел процесс образования единого централизованного государства, центром которого становится Московское княжество.

В 1480 г. ордынское иго окончательно свергнуто. Московская Русь становится могучей державой, в которой резко возрастает потребность в высокообразованных работниках. Наиболее образованными людьми своего времени высказывается мысль о необходимости создания организованной системы училищ.

Заметно оживляется деятельность «мастеров грамоты», в задачу которых входит «книги писати и учити ученика грамотной хитрости» [3. С.25-26].

Стоглавый Собор (1551 г.) отмечал сложившуюся практику домашнего обучения и воспитания и постановил создавать школы повышенного типа в домах священников и дьяконов.

Вершиной педагогической мысли о семейно-школьном воспитании русского средневековья явился «Домострой» (XVI в.) – сборник наставлений, составленный известным политическим деятелем из окружения Ивана Грозного - отцом Сильвестром. В «Домострое» подведен итог почти тысячелетнего опыта семейного воспитания на Руси.

Священной обязанностью родителей провозглашалось воспитание детей с младенческого возраста и контроль за всем ходом их обучения. «Домострой», прежде всего, требовал любви к детям, заботы, понимания их возрастных и индивидуальных особенностей: «чад своих яко же зеницу ока и яко своя душа сберегайте» [3. С.46].

Понятие «наказание» трактовалось, в первую очередь, как словесный наказ. Наказание «битьем» воспринималось как крайнее средство. Предлагалась весьма поучительная методика наказаний: во-первых, необходимо тщательно изучить проступок, наказывая не по прихоти своей, а лишь «по вине», во-вторых, необходимо наказывать, не унижая человеческого достоинства ребенка «не перед людьми, наедине» [3. С.46-48].

В целом, «Домострой» играл важную роль в деле нравственного воспитания детей, подготовке их к школьному обучению и к практической жизни.

Особую роль в развитии просвещения на Руси сыграло распространение книгопечатания. В 1574 году Иван Федоров издал Букварь, в котором содержались азбука, тексты для чтения и некоторые сведения по грамматике. Им же была напечатана книга по типу азбуки «Начало учения детям, хотящим разумети писание». Выход в свет Букваря И. Федорова стал ярким свидетельством развития отечественной педагогической мысли, показателем благородных устремлений передовых людей XVI века к распространению образования.

Начало XVII века становится качественно новым этапом в развитии культуры и просвещения Руси. В государстве образуется монархическая форма правления. В процессе развития ремесел, мануфактурного производства начинают складываться новые рыночные отношения. Московское государство активно вступает во внешние международные связи, втягивается в западноевропейскую культуру. Возрастает потребность в большем числе грамотных людей. Важную роль в распространении знаний сыграл печатный букварь Василия Федоровича Бурцева, первое издание которого вышло в 1634 г. Издавая букварь, Василий Бурцев полагал, что изучая азбуку, учащиеся должны руководствоваться наглядным восприятием мира, и эта идея нашла отражение в структуре и оформлении букваря.

В этот же период выходят пособия по грамматике Мелентия Смотрицкого, ряд толковых словарей, часословов и других учебных пособий, а также значительное число азбуковников – безымянных рукописных сборников, носивших поучительный, справочно-энциклопедический характер. Они включали в себя азбуку, прописи, грамматику, а кроме того правила поведения детей и справочные данные по различным областям знаний.

Вместе с тем, книги по-прежнему стоили очень дорого. Например, азбука стоила 1 руб., грамматика – 50 коп., а псалтырь 53,5 коп. Стоимость быка в это время равнялась 54 коп. За книгу справочного характера давали 30 овец и лошадь.

Во второй половине XVII века произошло воссоединение Украины с Россией, и это событие оказало благотворное влияние на развитие школ и просвещения. Украина и Белоруссия были тесно связаны с европейскими традициями в организации просвещения, и благодаря воссоединению с этими бывшими древнерусскими землями, Россия получила возможность знакомства с европейскими тенденциями образования.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: