проблемы дидактики в трудах зарубежных педагогов 4 глава




Уже с XVI века на Украине и в Белоруссии существуют школы, создаваемые особыми национальными организациями – братствами и получившие название братских школ. В этих школах обучались дети всех сословий, в основе обучения лежала «Грамматика славянского языка». Только освоив родной язык, учащиеся переходили к изучению классической латыни. Первая украинская братская школа возникла во Львове в 1586 г., а в 1615г. открывается братская школа в Киеве. На ее базе в 1632 г. создается первое в России высшее учебное заведение – Киево-братская коллегия, получившая затем права академии. Выпускники коллегии открывали во второй половине XVII века школы в Москве и других городах России.

Под влиянием западноевропейских традиций в России возникают грамматические школы, в которых кроме языков обучали риторике, пиитике, стихосложению и другим «свободным художествам».

Одна за другой возникают славяно-греко-латинские школы, где изучался тот же курс наук, что и на артистическом факультете западноевропейских факультетов. Такими были школы Епифания Славинецкого в Чудовом монастыре Кремля (1650), школа Арсения Грека, основанная в стенах патриаршего дома (1654), школа в Спасском монастыре, открытая в середине 60-х гг. Симеоном Полоцким и другие.

Эта подготовительная работа дала возможность открыть в Москве в 1687 г. высшее учебное заведение – Славяно-греко-латинскую академию. В стенах Академии изучались семь свободных искусств: богословие, право, то есть это было учебное заведение, построенное по типу западноевропейских университетов. Преподавались в ней и элементы медико-хирургического дела.

В целом систему школ, сложившуюся в России во второй половине ХVII века, можно представить в следующей таблице:

Таблица. Просвещение в Российском государстве в XVII веке

 

Типы школ Содержание образования
Школа грамоты Чтение и письмо на славянском языке, счет, закон божий, церковное пение.
Грамматические (повышенные) школы Славянский и греческий языки, арифметика, риторика, пиитика, религия.
Греко-латинские школы Славянский, греческий и латинский языки, риторика, философия, геометрия, музыка, богословие.
Славяно-греко-латинская академия Грамматика и синтаксис славянского языка, греческий и латинский языки, пиитика, риторика, философия, богословие, геометрия, музыка, астрономия, «наука правосудия», новые языки (немецкий и французский).

 

Об основных направлениях воспитания и обучения подробно повествует такой памятник последней четверти XVII века как «Гражданство обычаев детских», творчески составленных прогрессивным деятелем просвещения Епифанием Славинецким. Воспитание детей по «Гражданству» предполагает, во-первых, религиозное воспитание, во-вторых, светское обучение, которому уделяется очень много места, и в-третьих, воспитание нравственное, формирование навыков внешних манер и внутренних качеств человека. Система обязанностей и норм поведения ребенка формируется в школе, вне школы и дома. Говоря современным языком, автор подчеркивает связь семьи и школы в воспитании детей. «Гражданство» отражало новый этап в развитии школьного дела.

XVIII век шел под знаком приобщения России к европейским научным и культурным ценностям.

Петром I был проведен ряд реформ, способствующих развитию образования и культуры страны:

– издание первой русской печатной газеты «Ведомости» с 1703года, дающей информацию о жизни страны и способствующей правильному пониманию преобразований и русской внешней политики;

– введение европейского летоисчисления с 1700 года (нового Грегорианского календаря). Новый год велено было начинать с 1 января. В день Нового года предписывалось украшать дома снаружи ветвями сосны, ели в знак веселия поздравлять друг друга с Новым годом и началом нового века;

– реформа письменности, введение нового, более доступного для изучения гражданского алфавита и правописания;

– замена буквенного изображения цифр церковно-славянского алфавита арабскими обозначениями;

– открытие первых русских театров, библиотек, музеев (Кунсткамера);

– издание указов о сохранении исторических памятников;

– развитие типографий, где печатались учебные и другие книги, гравюры, карты;

– привлечение иностранных педагогов в Россию, поездка русских для учебы за границу и др.

При Петре I на территории России была создана целая сеть государственных общеобразовательных начальных школ, которые давали знания в чтении, письме, арифметике и подготавливали учащихся к государственной и военной службе. Многие школы получили название «цифирных». В отличие от прежних русских учебных заведений главными предметами обучения в них были светские науки, а не священное писание. В 1716 году было открыто 12 школ, а через четыре года уже около 50. К 1727 году в них насчитывалось более 2000 человек. Среди них особ духовного звания – 45%, солдатских детей – 20%, приказных детей – 18%, посадских – 4,5%, дворянских и боярских детей – 2,5%.

Важным шагом в развитии науки и образования стало открытие в Москве Школы математических и навигацких наук, где преподавали специальные дисциплины профессора и специалисты по морским наукам. Среди них русский математик Л.Ф.Магницкий, профессор из Англии А.Д. Фарварсон, директор этой школы. Она стала одной из первых и самой солидной реальной школой в Европе. Впоследствии высшие классы этой школы были переведены в Петербург и на их основе в 1715 году организована Морская академия как военное учебное заведение, куда принимались после смерти Петра I только дворянские дети.

Для подготовки специалистов горного дела были открыты на Урале начальные и специальные горные школы, в которых помимо общеобразовательных дисциплин изучалось горное дело. Возникают государственные гарнизонные и адмиралтейские школы для обучения детей солдат и матросов. Горнозаводские и эти школы сыграли положительную роль в распространении грамотности и технических знаний среди низших слоев населения и подготовке специалистов для армии и флота.

В целях подготовки необходимых кадров в начале XVIII века создаются специальные школы – артиллерийские, инженерные, медицинские. Для нужд дипломатической службы открыта школа для обучения иностранным языкам, готовящая переводчиков, т.н. «разноязычные школы», а также школы для подготовки канцелярских служащих.

Создавалась и сеть духовных школ с целью воспитания нового, образованного духовенства, которое поддерживало бы политику Петра I. Начальные духовные школы назывались архиерейскими и открывались во многих городах России.

С ростом учебных заведений потребовалось большое количество учебников и учебных пособий. Издаются пособия русских авторов и переведенные иностранные руководства, впервые печатаются географические карты. Знаменитая «Арифметика» Л.Ф. Магницкого соответствовала новому уровню науки, представляя своеобразную энциклопедию начальных сведений из арифметики, алгебры, геометрии и тригонометрии с их практической направленностью и сыгравшая большую роль в распространении математических знаний в России.

Особо широкой популярностью пользовалась книга для чтения «Юности честное зерцало, или Показания к житейскому обхождению», изданная в 1717 году. Первая ее часть состояла из азбуки, складов, цифр и кратких нравоучений из священного писания. Во второй части излагались правила поведения молодых людей в семье, гостях, в общественных местах и на службе. Оно внушало юношам скромность, трудолюбие, послушание, учтивость и благоразумие: «В семье надлежало отца и матерь в великой чести содержать, у родителей речей перебивать не надлежит и ниже прекословить» [3. C.74].

Венцом развития просвещения в России стало открытие в 1725 году Академии наук – первого центра русской науки. Своеобразие Петербургской академии в том, что она объединила три учреждения: университет, под которым подразумевалось «собрание ученых людей», обязанных обучать юношей медицине, философии, праву; гимназию, готовившую учеников для прохождения курса в университете; собственно Академию, «собрание ученых и искусных людей», среди которых были крупные ученые Европы. В 1736 г. в истории Академии наук и художеств произошло событие, которое имело важные последствия для развития отечественной науки и высшей школы. В начале этого года в академический университет был зачислен Михаил Ломоносов один из лучших учеников Славяно-греко-латинской академии. Природные способности и колоссальное трудолюбие позволили ему стать выдающимся ученым и педагогом своей эпохи.

М.В. Ломоносов (1711-1765), явился создателем русской классической философии, научного естествознания. Он открыл всеобщий закон природы – закон сохранения материи и движения, который лежит в основе естествознания. С именем Ломоносова связано создание русской грамматики и формирование в России литературного языка, что имело огромное значение для дальнейшего развития литературы, поэзии, искусства. Ломоносов обогатил лексику русского языка научными терминами, первый из академиков читал лекции по физике и писал научные труды на русском языке.

Именно с именем М.В.Ломоносова связан принципиально новый этап в развитии отечественного образования – создание Московского университета. 25 января 1755 г. считается официальной датой основания университета, 26 апреля того же года в университете начались занятия.

В Московском университете было образовано три факультета (философский, юридический, медицинский) со штатом 10 профессоров. В отличие от западноевропейских университетов он не имел богословского факультета. Московский университет стал центром светского образования. Заботясь о том, чтобы ученые могли заниматься научными исследованиями, М.В. Ломоносов предусмотрел создание при университете различных вспомогательных учреждений (физического кабинета, анатомического театра и т.д.).

Занятия на факультетах проводились пять дней в неделю. Студенты обязаны были посещать все публичные лекции, а желающие могли также слушать дополнительные курсы. Кроме того, все студенты участвовали в ежемесячных диспутах, которые проводились под руководством штатных профессоров университета.

При Московском университете были созданы две гимназии, в рамках которых действовали четыре школы. Первая школа называлась «российской» и в ней изучались следующие предметы: грамматика и чистый стиль, стихотворство и оратории. Вторая школа считалась «латинской», где ученики изучали: основы латинского языка и вокабулы, переводы с латинского языка на русский. В третьей школе преподавали: арифметику, геометрию и географию, сокращенный курс философии. Четвертая школа предназначалась для освоения немецкого и французского языков. Лучших учеников обеих гимназий зачисляли на первый курс университета. В 1758 году по инициативе профессоров Московского университета была открыта гимназия в Казани, готовившая к поступлению в университет. В 1804 году на базе этой гимназии был открыт Казанский университет.

К середине XVIII века в России складывается сословная система образования, которая отличалась следующими характерными чертами: каждое учебное заведение предназначалось для определенного сословия, программы школ для разных сословий были различными.

Для дворян начиная с 1731 года создаются особые военные школы – кадетские корпуса, в которых дворянские дети подготовлялись к военной службе в офицерских чинах.

Первая закрытая сословно-дворянская школа – Сухопутный шляхетский корпус – была открыта в 1731 году в Петербурге. По его образцу строились все кадетские корпуса. В этих школах наряду со специальной военной подготовкой дети дворян получали широкое общее образование и «светское» воспитание. В кадетском корпусе было четыре класса, в каждом из которых обучение продолжалось от двух до четырех лет. Общий срок обучения составлял в среднем 10-12 лет. Счет классам велся в обратном порядке, т.е. первый класс считался четвертым, а выпускной – первым. В первых двух классах (четвертом и третьем) изучались общеобразовательные предметы: словесность, математика, история и география, а в старших классах – специальные. Кроме того, в корпусе уделялось большое внимание верховой езде, фехтованию, танцам и музыке, выработке у дворянских детей хороших манер, умения вести себя в «высшем обществе», в «свете». При кадетском корпусе имелись хорошо составленная библиотека, свой театр, среди учащихся было широко развито стихотворное творчество, ими издавался журнал, проводились вечера, различные увеселения, прогулки и т. п.

В Петербурге и Москве открываются иностранные пансионы – частные воспитательно-образовательные заведения. Для детей духовенства организуются духовные школы.

Идеи просвещения во сторой половине ХХIII века активно развивал Иван Иванович Бецкой (1704-1795). По его инициативе открывались воспитательные дома в Москве и Петербурге, а позже и в провинциальных городах. Он сыграл большую роль в открытии первого женского воспитательно-образовательного учреждения – Института благородных девиц (Смольный институт).

Бецкой, как все просветители XVIII века, очень высоко ставил роль воспитания в общественной жизни, говорил, что «корень всему злу и добру – воспитание». Он рассчитывал создать путем воспитания «новую породу людей» – образованных дворян, способных гуманно обращаться с крестьянами и справедливо управлять государством, а также разночинцев – «третий чин людей», которые занимались бы промышленностью, торговлей, ремеслом. Он предлагал поддерживать в детях склонность к трудолюбию, создавать у них привычку избегать праздности, быть учтивыми, сострадательными к бедности и несчастью.

Бецкой придавал большое значение физическому воспитанию, главными средствами которого считал чистый воздух, а также «увеселение невинными забавами и играми» [3.С.102-103].

Касаясь вопросов умственного воспитания, он указывал, что процесс учения должен быть приятным для детей, проводиться без принуждения, опираться на детские склонности, рекомендовал учить юношество «больше от смотрения и слышания, нежели от твержения уроков», предупреждал, что принуждение детей к учению может привести к притуплению детских способностей, категорически настаивал на запрещении физических наказаний.

Подводя итоги, сошлемся на вывод исследования отечественной истории педагогики С.Ф. Егорова, который писал: «Обозревая развитие отечественной педагогики конца XVIII – начала XIX века, прослеживая становление ее как самостоятельной области научных знаний, анализируя ее проблематику, ведущие идеи дидактических и методических концепций в сравнении с наследием великого ученого, мы с достаточным основанием можем утверждать, что прогрессивная педагогика вышла из Ломоносова» [3. C.85].

Вопросыи задания для самоконтроля

1. Какие духовно-нравственные ценности народной педагогики можно отнести к национальным ценностям непреходящего значения?

2. Охарактеризуйте воспитание и обучение в Киевской Руси (Х-ХIII вв.), опираясь на сведения из педагогических памятников («Изборник Святослава» (1073), «Поучение Владимира Мономаха детям» (1096).

3. Раскройте систему школ в России ХVII-ХVIII вв.

 

Рекомендуемая литература

1. Антология педагогической мысли Древней Руси и Русского государства Х1V-ХV11в.в. / Под ред.С.Ф. Егорова – М.: Педагогика, 1985. – 367с.

2. Антология педагогической мысли России ХV111 в. – М.: Педагогика, 1985. – 480 с.

3. История школы и педагогики в России: Хрестоматия / Сост. С.Ф.Егоров. – М.: Изд.центр «Академия», 1999. – 400 с.

4. Очерки истории школы и педагогической мысли народов СССР с древнейших времен до конца ХV11 в. – М., 1989.

тема 8.

Школа и педагогика в России

в ХIХ – начала. ХХ вв. (до 1917 г.)

1. Развитие системы школьного образования в России в первой половине Х1Х века.

2. Общественно-педагогическое движение и реформы школьного дела в России 60-х –70-х годов ХIХ в.

3. Школьные реформы и развитие педагогической мысли в России конца ХIХ – начала ХХ века (до 1917 года).

 

Ключевые слова: приходские училища, уездные училища, городские училища, гимназии, реальные училища, коммерческие училища.

1. Развитие системы школьного образования в России в первой половине ХIХ века

 

С конца XVIII века в России создавалась потребность в подготовленных, образованных специалистах в промышленности, сельском хозяйстве, в транспорте. В различных общественных кругах назревала мысль о необходимости более гибкой либеральной политики, о неизбежности реформ в области социальных отношений, науки и образования.

В начале 1802 года был опубликован царский манифест об учреждении министерств – новых органов власти, пришедших на смену устаревшим приказам и коллегиям. В этом манифесте впервые были специально выделены основные функции и обязанности Министерства народного просвещения, при котором было создано Главное управление училищ. В задачи этих органов управления образованием входило разработать общий план устройства народного образования в России.

В соответствии с этим планом были выработаны основные положения о создании новой государственной системы школьного образования, закрепленные в «Предварительных планах народного просвещения» (1803 г.) и в «Уставе учебных заведений, подведомых университетам» (1804г.).

Согласно принятому уставу Россия была разделена на шесть учебных округов: Московский, Петербургский, Казанский, Харьковский и Дерптский. Во главе каждого учебного округа поставлен университет. На университеты, наряду с учебными и научными, возлагались и административно-педагогические функции.

В подчинении университетов находились три типа учебных заведений: приходские училища, уездные училища и гимназии. Между всеми типами учебных заведений, включая университет, устанавливалась преемственная связь в учебном и административном отношениях. Положительным нужно считать то, что об этой преемственной связи впервые официально декларировано в России.

Приходские училища могли учреждаться в городах и селениях при каждом церковном приходе. Перед ними ставилось две цели: готовить к уездным училищам и доставлять «детям земледельческого и других состояний сведения, им приличные» [3.C.128], отмечалась необходимость сделать детей этих сословий лучшими в физическом и нравственном отношении.

Срок обучения в приходских училищах составлял один год. Предметами изучения были чтение, письмо, первые действия арифметики, закон божий и нравоучение. В приходские училища принимались дети всякого состояния. Девочек разрешалось принимать только в приходские училища.

Перед уездными училищами также ставилась двойная цель: готовить учащихся к продолжению образования в гимназиях, а также «открыть детям различного состояния необходимые познания» [3.С.126]. Этот тип училищ создавался в губернских и уездных городах. В них был установлен двухгодичный срок обучения. Учебный план включал в себя многочисленнее учебные предметы: закон божий и священную историю, чтение книги «О должностях человека и гражданина», грамматику, чистописание, всеобщую и русскую географию, и историю, арифметику и геометрию, физику и биологию (естественную историю), рисование, а также «начальные правила технологии, имеющие отношение к местному положению и промышленности». В уездных училищах полагалось преподавать двум учителям с обязанностью преподавать большое число предметов (по 28 часов в неделю). Большая учебная нагрузка падала на учеников.

Гимназии учреждались в каждом губернском городе. Целью гимназий являлась, во-первых, подготовка к университету, во-вторых, преподавание наук, «хотя начальных, но полных» [3.С.126], для тех, кто не будет продолжать обучение в университете, а планирует после ее окончания заняться практической деятельностью.

Учебный план гимназий был достаточно обширным. В него входили иностранные языки (немецкий, французский и латинский), математика (алгебра, геометрия и тригонометрия), география (всеобщая и российская), история, статистика, политическая экономия, изящные искусства (словесность, теория поэзии, эстетика), рисование.

При ознакомлении с этим учебным планом нельзя не отметить, что в нем отсутствовали религиозные дисциплины, и, в то же время, включались социологические знания, что означало светскую направленность гимназического образования. Характерно, однако, что в учебном плане отсутствовал родной язык, и не отмечалась важность изучения грамматики и отечественной литературы, о чем так много заботились ученики и последователи М.В.Ломоносова. Разрешалось расширять учебный план такими занятиями, как танцы, музыка, гимнастика. В том же учебном плане указывалось, что в гимназиях могут готовиться учителя уездных и приходских училищ.

В уставе 1804 г. большое внимание уделялось вопросам, относящимся к обязанностям учителей. Общий тон этих указаний отличался благожелательностью и уважением к педагогам и был лишен того недоверчивого отношения, которое было характерно для предыдущих Уставов.

Учитель, говорилось в Уставе, должен стараться, чтобы ученики «преподаваемые им предметы понимали ясно и правильно». Он должен заботиться более «об образовании и изощрении рассудка» детей, «нежели о наполнении и упражнении памяти", возбуждать у учеников «охоту и привязанность к наукам» [3.С.125-127]. Следует заметить, что Устав 1804 г. делал шаг вперед по сравнению с теми дидактическими требованиями, которые были сформулированы в 1786г. и ориентировали учителя в основном на требование точного заучивания и закрепления учебного материала. Продолжая лучшие традиции отечественной дидактики, Устав 1804г. исходил из необходимости наглядности преподавания, связи теории с практикой. Эти дидактические советы подкреплялись требованием создать при гимназиях библиотеки и кабинеты, оборудованные необходимыми учебными пособиями: картами и атласами, глобусом, чертежами машин, геометрическими и геодезическими приборами, наглядными приборами для уроков физики.

Как видим, Устав 1804 г. явился документом, отразившим в себе борьбу демократических сил России, прогрессивных педагогов и крупных ученых за создание единой государственной системы школьного образования, а также за демократизацию содержания образования и всего школьного дела.

Однако уже к началу Отечественной войны 1812г. правительство все более отходило от либеральных положений Устава 1804 г., а после ее окончания, в ответ на нарастающее в стране общественное недовольство и волнения среди крестьян, реакционное воздействие на школу усилилось. В 1819 году была введена плата за обучение, объявлено, что дети крепостных крестьян не должны приниматься в гимназии, институты, университеты. В том же году были изменены учебные планы всех школ. Из них исключились естествознание, философия, политическая экономия, естественное право, эстетика. В то же время значительно усиливается религиозное воспитание: в учебные планы всех школ было введено «чтение из священного писания», а в учебные планы гимназий – закона божьего. Особенно явно реакционные тенденции в образовании проявились после подавления восстания декабристов.

В 1826 г. правительством был создан Комитет устройства учебных заведений, в задачи которого входило разработать основы нового преобразования учебных заведений так, чтобы все «сословия получили только соответствующее их положению образование» [3.С.136-137], то есть усилить сословный принцип в образовании. Результатом деятельности Комитета, просуществовавшего до 1835 г., стал Устав гимназий и училищ уездных и приходских от 1828 г.

Существенным отличием нового Устава от Устава 1804 г. являлся его сословный характер, исключавший преемственность в системе школ. По новому Уставу приходские училища должны были существовать преимущественно для крестьян, мещан и промышленников низшего класса; гимназии - для детей дворян. В соответствии с сословной принадлежностью намечался их учебный курс.

В приходских училищах дети «самого низшего сословия» обучались всего лишь один год, изучая закон божий, чтение по книгам Церковной и гражданской печати, чистописание, четыре первых действия арифметики. Эти училища имели «законченный характер», то есть были школой грамоты для низших сословий. Они часто не имели своих собственных помещений, все занятия вел один учитель.

Уездные училища теперь имели целью лишь «доставление необходимого и по возможности полного (то есть законченного) образования детям купцов, ремесленников и других городских обывателей». Срок обучения в нем был продлен до трех лет. Учебный план включал закон божий, священную историю, русский язык, арифметику, геометрию (до стереометрии и без доказательств), географию, сокращенную всеобщую и русскую историю, чистописание, черчение и рисование.

Гимназии по Уставу 1828 г. стали средними общеобразовательными учебными заведениями для дворян с курсом обучения в семь лет. В их учебный план входили закон божий, грамматика, словесность и логика, математика, физика, латинский, немецкий, французский и Греческий языки, география и статистика, история и чистописание. Таким образом, гимназии стали классическими.

В школах было разрешено применение физических наказаний. В учебных заведениях увеличивались штаты чиновников, выполняющих роль надзирателей за поведением учащихся и учителей.

Дальнейшие меры, принимаемые правительством, способствовали усилению реакции в школьном деле. В 1835 г. был принят «Устав императорских российских университетов», согласно которому университеты лишались права руководить школами и создавать научные общества. Учебные заведения были переданы в непосредственное ведение учебных округов.

Министерством народного просвещения был принят ряд мер к сокращению объема гимназического образования. В 1844 г. из учебного плана гимназии была исключена статистика, в 1845 г. ограничено преподавание математики, в 1848 г. была изгнана логика. С 1845 г. была увеличена плата за обучение в гимназии, что сокращало доступ в них детей недворянского происхождения. С 1849 г. гимназии были разделены на классические, которые готовили к высшему образованию, и реальные, которые подготавливали «способных людей для службы военной и гражданской». В классических гимназиях основное учебное время отводилось на изучение древних языков, русской словесности и истории. В реальных гимназиях изучался курс практической математики и законоведения, сводившегося зачастую к механическому запоминанию учащимися многочисленных законов.

Однако, несмотря на сокращение и упрощение учебных планов и программ, часть прогрессивных ученых и учителей-практиков стремились усовершенствовать методику преподавания в российских учебных заведениях. Так, знаменитый русский математик Н.И.Лобачевский, будучи в этот период ректором Казанского университета, добился разрешения по составлению инструкций по методике преподавания всех учебных предметов в училищах и гимназиях. Самим Н.И.Лобачевским была разработана методика математики.

Директор училищ Петербургской губернии А.Воронов писал о том, что в губернии немало учителей, которые своими методами стремились «не столько обогащать память учащихся одними знаниями, сколько преимущественно старались действовать на развитие ума возбуждением его к самодеятельности, на усовершенствование дара слова и на образование сердца». В низших классах, например, для этой цели «использовался способ учения Сократа, как наиболее способствующий к поддержанию внимания и деятельности» [2.С. 162].

Именно усилия прогрессивных педагогов подготовили те преобразования, которые начинаются в школьном деле во второй половине XIX века.

2. Общественно-педагогическое движение и реформы школьного дела в России 60-х – 70-х годов ХIХ в.

 

Вторая половина XIX века – время бурного развития общественно-педагогической мысли в России. Впервые в истории русской школы не только административно-правительственные круги, но и общественно-педагогические объединения выступили инициаторами создания дошкольных, школьных и внешкольных учреждений. Впервые педагогическая теория оказала заметное влияние на характер детских учреждений, на их воспитательную и образовательнуюжизнь. Обновление народного образования стало неотложным делом после отмены крепостного права в 1861 г., когда почти треть населения страны (около 23 млн. бывших крепостных) обрела гражданские права, личную свободу.

Центром, куда сходились разнородные педагогические течения этого времени, стала начальная школа. Вопросы содержания элементарного образования, методов и форм организации обучения в народной школе, а также подготовки народного учителя разрабатывались особенно интенсивно.

19 июля 1864 г. было утверждено «Положение о начальных народных училищах». К начальным народным училищам были отнесены элементарные школы всех ведомств. Их целью провозглашалось распространение первоначальных полезных знаний, а также утверждение нравственных и религиозных понятий. В начальных школах преподавались закон божий, чтение, письмо, четыре арифметических действия и, где возможно, пение. Принимались в народные училища дети всех сословий. В них допускалось совместное обучение, обычно оно было бесплатным.

Все начальные народные училища, находившиеся раньше в ведении различных министерств и ведомств, были подчинены министерству народного просвещения. Исключения составили начальные училища, открываемые духовенством. Непосредственное руководство учебно-воспитательной работой школ на местах должны были осуществлять уездные и губернские училища.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: