Объем дисциплины и виды учебной работы




Общая трудоемкость дисциплины составляет 2 зачетные единицы. Программой предусмотрены аудиторные занятия, включающие лекции, практические занятия, а также самостоятельная работа студентов. Изучение дисциплины завершается экзаменом.


УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

2.1. Учебно-тематический план очной формы обучения

№ п/п Наименование раздела, темы Всего трудоемкость Аудиторные занятия Самостоятельная работа
Всего Лекции Практические Лабораторные
1 2 3 4 5 6 7 8
Раздел 1. Введение в дисциплину
1.1 Практическая психология как отрасль психологической науки            
1.2 Понятие о психологическом здоровье, норме и отклонениях психического развития ребенка в современной образовательной ситуации            
Раздел 2. Организационно-правовое обеспечение деятельности педагога-психолога ДОУ
2.1 Нормативно-правовые основы деятельности психологической службы            
2.2 Организация труда педагога-психолога школы            
Раздел 3. Основные направления работы детского практического психолога в школе
3.1 Психологическое сопровождение детей младшего школьного возраста            
3.2 Психодиагностика как основа практической деятельности педагога-психолога начальной школы            
3.3 Коррекционно-развивающая работа педагога-психолога с детьми младшего школьного возраста            
3.4 Психологическое консультирование в системе деятельности педагога-психолога школы            
3.5 Психологическое просвещение педагогов и родителей            
  Итого по дисциплине            

2.2. Учебно-тематический план заочной формы обучения

№ п/п Наименование раздела, темы Всего трудоемкость Аудиторные занятия Самостоятельная работа
Всего Лекции Практические Лабораторные
1 2 3 4 5 6 7 8
Раздел 1. Введение в дисциплину
1.1 Практическая психология как отрасль психологической науки            
1.2 Понятие о психологическом здоровье, норме и отклонениях психического развития ребенка в современной образовательной ситуации            
Раздел 2. Организационно-правовое обеспечение деятельности педагога-психолога ДОУ
2.1 Нормативно-правовые основы деятельности психологической службы            
2.2 Организация труда педагога-психолога школы            
Раздел 3. Основные направления работы детского практического психолога в школе
3.1 Психологическое сопровождение детей младшего школьного возраста            
3.2 Психодиагностика как основа практической деятельности педагога-психолога начальной школы            
3.3 Коррекционно-развивающая работа педагога-психолога с детьми младшего школьного возраста            
3.4 Психологическое консультирование в системе деятельности педагога-психолога школы            
3.5 Психологическое просвещение педагогов и родителей            
  Итого по дисциплине            

СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

 

Раздел 1. Введение в дисциплину

1.1 Практическая психология как отрасль психологической науки

Практическая психология как отрасль психологической науки. Определение психологической службы образования. Актуальное и перспективное направления в ее деятельности. Цели и задачи психологической службы в дошкольном учреждении.

1.2 Понятие о психологическом здоровье, норме и отклонениях психического развития ребенка в современной образовательной ситуации

Понятие о психологическом здоровье, норме и отклонениях психического развития ребенка. Два направления развития детей: акселерация и амплифиакция. Индивидуальная и возрастная норма. Факторы риска в психическом развитии детей младшего школьного возраста. Классификация психологических проблем учащихся начальной школы. Классификация отклонений психического развития. Понятие о задержке психического развития и социально-педагогической запущенности. Понятие «психологический запрос» и «психологический диагноз».

Раздел 2. Организационно-правовое обеспечение деятельности педагога-психолога ДОУ

2.1 Нормативно-правовые основы деятельности психологической службы

Организационно-правовое обеспечение деятельности практических психологов. Нормативные документы по вопросам организации и содержания работы психологов. Положение о службе практической психологии в системе образования РФ. Должностная инструкция педагога-психолога школы. Проблемы профессионального и административного подчинения. Права и обязанности сотрудников психологических служб. Заключение договора на профессиональную деятельность детского практического психолога.

 

2.2 Организация труда педагога-психолога школы

Примерные нормы рабочего времени и оплаты труда по отдельным видам деятельности и основным специальностям практического психолога. Планирование работы психолога ДОУ. Формы учета деятельности и отчетность педагога-психолога. Фиксация особенностей развития ребенка. Карта развития ребенка. Модель кабинета педагога-психолога в ДОУ. Рабочее место психолога школы. Этика психологической работы. Цели и задачи, структура этического кодекса. Этические принципы и правила работы практического психолога в образовании. Эмпатия и рефлексия как необходимые личностные качества детского практического психолога.

 

Раздел 3. Основные направления работы детского практического психолога с детьми дошкольного возраста

3.1 Психологическое сопровождение детей младшего школьного возраста

Психологическое сопровождение развития детей младшего школьного возраста. Основные направления работы педагога-психолога в системе сопровждения развития ребенка в образователньом процессе: психопрофилактика, психодиагностика, психокоррекция, психологическое консультирование и просвещение. Проблемы построения отношений психолога с администрацией, педагогическим коллективом, родителями и детьми. Взаимодействие психолога и учителей в совместной деятельности. Принципы и формы организации сотрудничества с родителями и детьми.

3.2 Психодиагностика как основа практической деятельности педагога-психолога начальной школы

Диагностическая работа педагога-психолога в начальной школе. Теоретический, методический, практический аспекты психодиагностики. Задачи диагностической работы с детьми младшего школьного возраста. Методика проведения диагностических процедур и интерпретация показателей. Проблемы применения данных психодиагностики в педагогической практике школы. Диагностические методики для младшего школьного возраста, их характеристики. Методики диагностики интеллектуального и личностного развития детей младшего школьного возраста. Задержка психического развития и ее диагностика. Диагностика социально-педагогической запущенности в младшем школьном возрасте. Программа диагностики готовности к обучению в школе.

 

3.3 Коррекционно-развивающая работа педагога-психолога с детьми младшего школьного возраста

Методологические основы организации психологической коррекции. Проблемы эффективности психологической коррекции. Методы коррекционной работы с детьми. Специфика организации коррекционной работы с детьми. Индивидуальная и групповая психокоррекционная работа в начальной школе. Коррекционно-развивающие программы: структура, принципы построения, содержание. Составление индивидуальных и групповых коррекционных программ. Работа с одаренными детьми и с детьми «группы риска». Анализ индивидуального прогресса ребенка в результате проведения коррекционной работы. Научно-методическое обоснование критериев эффективной работы детских практических психологов. Показатели эффективной коррекции.

3.4 Психологическое консультирование в системе деятельности педагога-психолога школы

Общее представление о психологическом консультировании. Теории, направления и подходы в психологическом консультировании в образовании. Гуманистическая позиция консультанта. Психологическое консультирование в начальной школе: задачи, проблемы, методы. Виды психологического консультирования. Критерии эффективности психологического консультирования. Методы индивидуального и группового психологического консультирования. Техника консультирования педагогов и родителей начальной школы.

3.5 Психологическое просвещение педагогов и родителей

Психологическое просвещение: цели, задачи, формы проведения работы в школе. Психологическое просвещение как средство формирования психологической культуры педагогов и родителей. Формирование у педагогов и родителей потребности в приобретении психологических знаний. Программы психологического просвещения родителей детей младшего школьного возраста. Педагогическая культура родителей. Профилактика конфликтов в школьном коллективе, коллективе класса.

 

ПЕРЕЧЕНЬ ТЕМ ЛЕКЦИОННЫХ ЗАНЯТИЙ

Раздел 1. Введение в дисциплину

1.1 Практическая психология как отрасль психологической науки (2 ч.)

1.2 Понятие о психологическом здоровье, норме и отклонениях психического развития ребенка в современной образовательной ситуации (2 ч.)

Раздел 2. Организационно-правовое обеспечение деятельности педагога-психолога ДОУ

2.1 Нормативно-правовые основы деятельности психологической службы (2 ч.)

Раздел 3. Основные направления работы детского практического психолога с детьми дошкольного возраста

3.1 Психологическое сопровождение детей младшего школьного возраста (2 ч.)

3.2 Психодиагностика как основа практической деятельности педагога-психолога начальной школы (2 ч.)

3.3 Коррекционно-развивающая работа педагога-психолога с детьми младшего школьного возраста (2 ч.)

 

ПЕРЕЧЕНЬ ТЕМ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ

Раздел 1. Введение в дисциплину

1.2 Понятие о психологическом здоровье, норме и отклонениях психического развития ребенка в современной образовательной ситуации (2 ч.)

Раздел 2. Организационно-правовое обеспечение деятельности педагога-психолога ДОУ

2.1 Нормативно-правовые основы деятельности психологической службы (2 ч.)

2.4 Организация труда педагога-психолога ДОУ (4 ч.)

Раздел 3. Основные направления работы детского практического психолога с детьми дошкольного возраста

3.2 Психодиагностика как основа практической деятельности педагога-психолога начальной школы (4 ч.)

3.2 Коррекционно-развивающая работа педагога-психолога с детьми младшего школьного возраста (4 ч.)

3.3 Психологическое консультирование в системе деятельности педагога-психолога школы (2 ч.)

3.4 Психологическое просвещение педагогов и родителей (2 ч.)

 

ПРИМЕРНЫЕ ВОПРОСЫДЛЯ КОНТРОЛЯ И САМОКОНТРОЛЯ

1. Каково главное предназначение психологической службы в системе образования?

2. Каковы профессиональные ограничения у профессии педагога-психолога в системе дошкольного образования?

3. Какие требования к личности педагога-психолога предъявляются его профессиональной деятельностью?

4. В чем состоит специфика статуса психолога в системе образования?

5. Каковы существенные характеристики модели профессиональной деятельности психолога ДОУ?

6. В чем состоит суть совместной деятельности педагога-психолога и педагогических работников ДОУ?

7. В чем состоят потенциальные трудности профессиональной адаптации педагога-психолога в ДОУ?

8. Каким образом планируется работа практического психолога в ДОУ? На каких основаниях составляются планы работы психолога ДОУ?

9. назовите виды отчетов педагога-психолога. Каков порядок в предоставлении статистической и аналитической психологической информации?

10. Перечислите основные задачи и направления деятельности педагога-психолога ДОУ.

11. Чем отличаются технократическая и гуманистическая парадигмы образования?

12. Каковы сущность, основные принципы и критерии гуманизации педагогического процесса в ДОУ?

13. Каковы задачи психодиагностического обследования детей раннего и дошкольного возраста?

14. Что такое психологичский мониторинг и какова его технология?

15. Каковы признаки благоприятного и неблагоприятного психологического прогнозов (в возрастном аспекте)?

16. Каким образом осуществляется построение и проверка диагностической гипотезы?

17. Что такое психологическое консультирование как вид деятельности практического психолога ДОУ?

18. В чем заключается суть и на каких принципах базируется психологическое консультирование?

19. Раскройте основные тапы индивидуального консультирования.

20. В чем состоят особенности группового консультирования родителей и педагогов?

21. Как определяется объект и предмет психологической коррекции?

22. В чем состоит отличие психокоррекции от психотерапии?

23. Каковы сущность и принципы психокоррекции?

24. Какие теоретические подходы определяют методику психокоррекции с детьми дошкольного возраста?

25. Каков специфика психокоррекционного процесса в ДОУ?

24. Каковы психофизиологические основы метода психогимнастики?

25. Какие коррекционно-развивающие функции выполняют сюжетно-ролевые, режиссерские и творческие игры при аффективности детей?

26. Почему у ребенка-дошкольника в группе сверстников могут возникнуть трудности в общении и как их преодолевать?

27. Какова диагностическая основа психологической помощи социально и педагогически запущенным детям?

28. Раскройте цели и формы взаимодействия педагога-психолога с родителям.

29. В чем состоит смысл психологического консультирования по поводу оценки состояния психологического климата в педагогическом коллективе?

30. Перечислите основные психокоррекционные программы в работе с детьми дошкольного возраста.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: