проблемы дидактики в трудах зарубежных педагогов 8 глава




В современном обществе нарастает волна жестокости и насилия, в том числе и со стороны взрослых к детям. В этих условиях взоры мировой педагогической общественности, в том числе и нашей, обращаются педагогике Л. Н. Толстого, «педагогике ненасилия». Ее гуманистическая направленность созвучна идеям Конвенции о правах ребенка, принятой в 1989 году, где излагаются личные, социальные, культурные и политические права ребенка. Среди них право сохранять свою индивидуальность, свободу от жестокости, нечеловеческого обращения или наказания и т.д.

В педагогике Л.Н.Толстого проблема свободы в воспитании и образовании детей занимает видное место. Он писал, что самый легкий путь воспитания – шлепки и насилие, а самый трудный, но верный – побудить ребенка к самовоспитанию, самоусовершенствованию.

Свобода в воспитании, по Толстому, – это результат педагогических усилий, когда создаются условия к проявлению лучших сил ребенка, когда он не подвергается давлению со стороны воспитателя и вместе с тем находится в сфере его нравственного и интеллектуального влияния.

Следует отметить некоторые противоречия Толстого в трактовке свободного воспитания и разного толкования этого понятия в течение жизни. Так, в 60-е годы он писал, что воспитание – это насилие над личностью ребенка и главная задача школы – не воспитание, а передача знаний. Но в 90-е годы он признает свою ошибку и пишет о том, что воспитание и образование неразделимы: «Хочешь наукой воспитывать ученика – люби свою науку и знай ее, ученики полюбят и тебя и науку, и ты воспитаешь их; но ежели ты сам не любишь ее, то сколько бы ты ни заставлял учить, наука не произведет воспитательного влияния» [1. С.90-91].

В Яснополянской школе Толстой показал преимущество духовного становления детей, основанного на идее свободного воспитания.

Надо отметить, что Яснополянская школа была живой, уникальной педагогической лабораторией, где писатель обучал, экспериментировал, творил. Его по праву можно назвать одним из первых русских педагогов-экспериментаторов, показавшим роль передового педагогического опыта для развития педагогической науки. «Только тогда, – пишет Толстой, когда опыт будет основанием школы, когда каждая школа будет педагогической лабораторией, только тогда школа не отстанет от всеобщего прогресса, и опыт будет твердым основанием для науки педагогики» [1. С.91].

Впервые Толстой стал заниматься педагогической деятельностью в 1849 году, но занятия носили эпизодический характер. Серьезно же взялся за организацию школы и обучение в 1859 году и сам вел занятия в течение 1861-1862 гг.

Надо отметить, что педагогической деятельностью Толстой занимался с перерывами до конца своей жизни, однако, самым интересным и плодотворным периодом педагогической деятельности был первый период 60-х годов, где Толстой раскрылся как педагог-мыслитель, педагог-художник, как видный деятель народного образования.

В эти годы Толстой едет за границу, уделяя много времени изучению постановки народного образования. Он был в Германии, Франции, Бельгии, Англии, Италии, посещал уроки, беседовал с А. Дистервегом. Свои впечатления записывает в дневнике: «Был в школе. Ужасно! Молитвы за короля, побои, все наизусть, испуганные, изуродованные дети».

Возвратившись, Толстой изучает русскую народную школу и приходит к выводу, что «...лучшая берлинская народная школа с портретом Песталоцци и русская сельская школа недалеко от Ясной Поляны совершенно одинаковы и равны. Эти школы лишают ребенка всякой свободы, притупляют творческие силы и способности, далеки от их интересов» [1. С.91-93]. Такую школу он назвал «учреждением для мучения детей».

По утверждению Толстого, народная школа должна, прежде всего, отвечать потребностям и запросам народа, строиться на идее народности. Создавая Яснополянскую школу как школу для народа, Толстой реализовал следующие идеи:

1. Отсутствие всяких средств подавления личности ребенка, полная свобода. Главный принцип – не понуждать, а побуждать.

2. Искренняя любовь к детям, уважение к личности ребенка, гуманное отношение к ним.

3. Вера в творческие силы детей, стремление сохранить их индивидуальность.

4. Постоянное создание в школе «наивыгоднейших условий» для развития познавательной активности и творчества учащихся.

Толстой великолепно охарактеризовал свою школу в знаменитой работе «Яснополянская школа за ноябрь и декабрь месяцы»: «С собой никто ничего не несет – ни книг, ни тетрадок. Он несет только себя, свою восприимчивую натуру...» [2. С.235]. Именно такого ученика Толстой ждал в школу.

Яснополянская школа была бесплатной. В ней не было строго регламентированного расписания, обязательного посещения занятий, экзаменов; отсутствовали наказания. Ученикам никогда не делали выговоров за опоздание, но они никогда и не опаздывали. Толстой считал, что навязывать силой порядок невозможно. Дети, по мнению Толстого, очень скоро почувствовали потребность в порядке и постоянно поддерживали его сами. Н.Г. Чернышевский, оценивая работу Яснополянской школы, сумел увидеть, как он назвал, «добрый и полезный» беспорядок – великую силу этой школы, где дети учились со всей энергией и даже страстью.

Среди всех начал, определяющих полное духовное развитие детей, Толстой считал создание в школе реальных условий для свободного их воспитания и обучения. Это, во-первых, создание в школе определенного настроения, духа, который способствовал творческой работе, атмосфере жизнерадостности. Именно «дух напряженного оживления» он называл необходимым условием «принятия умственной пищи». Вторым условием должно стать естественное и доброжелательное отношение между учителями и учащимися. Залогом успешного обучения Толстой считал интерес к знаниям, так как процесс учения – всегда открытие мира, новое видение его.

Основная задача школы – восприятие творческой личности ребенка и создание условий для ее творческого самовыражения. Средствами развития творческих сил детей Толстой считал тщательно подготовленные и интересные уроки, на которых создается атмосфера творческих исканий и используются такие методы, как художественное рассказывание (на уроках истории, географии и др.); писание сочинений; рисование, пение, музыка; игры, прогулки, экскурсии; физкультура и труд; физические эксперименты и опыты.

Много внимания Толстой уделил вопросам дидактики и методам обучения. Огромное внимание уделяет Толстой методике писания сочинений. Писать сочинения было любимым занятием детей Яснополянской школы (они писали два раза в месяц по отдельным предметам). В практике Толстого были сочинения-рассказы, сочинения на свободные темы, сочинения на пословицы и поговорки, которые особенно хорошо давались детям. Толстой был крайне удивлен тем, что описание простых предметов, как хлеб, изба, дерево и др., доводило учащихся почти до слез тем, что давалось им трудно. Он ставит новый эксперимент: пробует давать описание каких-нибудь событий. В результате пробуждается интерес.

Толстой постепенно вел учащихся к искусству выражения мыслей, потребности их художественного выражения. Опыт этот описан в статье, которая признана художественно-педагогическим шедевром и называется «Кому у кого учиться писать: крестьянским ребятам у нас, или нам у крестьянских ребят?». В статье показан процесс руководства развитием творческих способностей детей. Толстой вспоминает, что испытывал глубокое волнение, наблюдая за творческой работой своих учеников в процессе написания сочинений, когда они проявляли художественное чутье, глубину переживаний. Он был потрясен своим откровением, когда увидел «зарождение таинственного цветка поэзии у детей». Толстой пишет, что учился у крестьянских детей тонкости видения окружающего мира.

Любил Толстой прогулки с детьми, во время которых «особенно ярко раскрывались души детей, и их пытливый ум задавал массу вопросов, когда нет предела доверию и любви к своему учителю». «Вне училища, – писал Толстой, несмотря на всю свободу его, на воздухе между учениками и учителями устанавливаются новые отношения – большей свободы, большей простоты и большего доверия, те самые отношения, которые представляются нам идеалом того, к чему должна стремиться школа» [2. С.241].

Толстой по-новому подошел к определению сущности процесса обучения. Он считал, что обучение – многосторонний процесс активного, сознательного, творческого, а не механического усвоения знаний и навыков. «Ум человеческий, – подчеркивал Толстой, – только тогда понимает обобщение, когда сам его сделал или проверил» [2. С.247-248]. Критерий осознанности понятий – умение выразить их словами. Толстой на практике проверял сравнительную эффективность индуктивного и дедуктивного методов, умело сочетая их в учебном процессе.

Особое место в дидактике Толстого занимает принцип связи обучения с жизнью. По мнению Толстого, в учебные книги для начальной школы необходимо включить материалы из жизни своей страны, из истории своего народа, быта, русской природы, трудовой деятельности людей, что оживляет учебный процесс и делает его интересным.

Толстой обосновывает и принцип доступности обучения, требующий сообщения ученикам сложного учебного материала в доступной форме. Толстой разрабатывает целый ряд требований, раскрывающий суть принципа. Например, избегать двух крайностей: не говорить ученику о том, что он не в состоянии понять и усвоить, и не сообщать того, что ученик уже знает; избегать непонятных для детей объяснений, непонятных русских и иностранных слов и др.

Высоко ценил Толстой и роль наглядности в обучении. Ученикам необходимо давать как можно больше сведений и вызывать у них наибольшее число наблюдений по всем отраслям знаний. В Яснополянской школе ставились опыты по физике и естествознанию, особенно большое значение придавалось непосредственному изучению предметов и явлений в естественной обстановке.

В тесном единстве со всеми предыдущими выступает и проблема интереса, пробуждения любознательности, что является основой успешного овладения знаниями. «Для того, чтобы ученик учился хорошо, нужно, чтобы он учился охотно; для того, чтобы он учился охотно, нужно:

1) чтобы то, чему ученика учат, было понятно и занимательно,

2) чтобы душевные силы его были в самых выгодных условиях» [2. С.245].

Толстой приходит также к выводу о неотъемлемости обучения и воспитания. Отчеты Толстого о работе Яснополянской школы полны приемов воспитывающего обучения. Он приводит ряд примеров индивидуального подхода к детям, когда забитая девочка, молчавшая месяц, вдруг заговорила, благодаря осторожным психолого-педагогическим приемам учителя.

Толстой дал глубокие психологические характеристики детей. Несколько штрихов, и перед нами как живые встают ученики Толстого: Федька – мальчик лет девяти, нежная, восприимчивая, поэтическая натура; Пронька - болезненный, кроткий, чрезвычайно даровитый мальчик; Семка – здоровенный и физически и морально малый лет двенадцати.

Толстой тем и велик, что глубже, чем кто-либо из педагогов, понял необходимость изучения внутреннего мира ребенка, его желаний, интересов, потребностей.

Интересные мысли были высказаны Толстым по методике преподавания истории, географии, чтения, математики, рисования, пения в работе «Яснополянская школа за ноябрь и декабрь месяцы». Всего в школе преподавалось 12 предметов, и в разделе «Священная история. Русская история. География» писатель делится опытом преподавания этих предметов, и приходит к выводу о том, что для преподавания истории необходимо предварительное развитие в детях исторического интереса. «Возбудить интерес - это знать про то, как живет, жило, слагалось и развивалось человечество в разных государствах, интерес к познанию тех законов, которыми вечно двигается человечество...» [1. С.107].

Толстой дает следующие советы: в первую очередь знакомить со своим отечеством; далее, так как исторический интерес возникает большей частью после интереса художественного, то необходимо вызывать у учащихся яркие исторические впечатления путем живого рассказа, который должен иметь интересный сюжет, динамичность действия, живость показа действующих лиц, их внутренних переживаний и проявлений, краткость и законченность изложения, образность и художественность языка, силу морально-психологического воздействия на слушателей. Таким образом, художественное чувство поэзии и патриотизм являются лучшими средствами пробуждения интереса школьников к истории. Эти советы касались и уроков географии, которую нельзя преподавать сухо, холодно и скучно, необходимо сделать ее художественной и интересной. Толстой приходит к выводу о том, что начинать преподавать географию надо со своей деревни, а первый шаг в изучении этой науки - географические путешествия.

Преподавание естествознания в Яснополянской школе строилось в виде бесед из «естественных наук», которые были любимы учениками. Они включали сведения из физики, зоологии, ботаники, химии, астрономии. На занятиях проводились эксперименты. В школе был физический кабинет, естественнонаучный музей с коллекциями, собранными самими учащимися. Занятия часто проводились на лоне природы.

Толстой был новатором в области преподавания математики, сам очень ею увлекался. Любимое его сравнение: «человек – это дробь, числитель которой – его достоинства, а знаменатель – его мнение о себе». Толстой перенес тяжесть в обучении арифметики на изучение арифметических действий и решение задач, в частности, «задач жизни».

Велики заслуги Л.Н.Толстого в области создания учебных книг и литературы для детей. По мнению Толстого, учебные книги должны быть занимательны, доступны детскому восприятию, написаны простым, немногословным и высокохудожественным языком, иметь научную ценность материала. Сам Толстой был автором 28 рассказов по физике, таких как «Тепло», «Магнит», «Гальваниум», «Кристаллы» и др. Ради уяснения вопроса Толстой прочитал многие тома литературы на эту тему. Так, работая над небольшим детским рассказом о газах, он прочитал 9 томов сочинений английского химика Дэви. Учебная книга – не только источник знаний, но и средство воспитания культуры речи. В соответствии с этим требованием Толстой создает свою знаменитую «Азбуку» (4 книги), объемом в 47 печатных листов. В одном из писем Толстой писал: «Гордые мечты мои об этой азбуке вот какие: по этой азбуке будут учиться два поколения русских детей: от царских до мужицких, и первые впечатления поэтические получают из нее и, что, написав эту азбуку, мне можно будет спокойно умереть».

В «Азбуке» напечатаны рассказы по истории, естествознанию, заставляющие думать о причинах явлений, наблюдаемых ежедневно детьми. В нее вошли басни на сюжеты Эзопа: «Муравей и голубка», «Черепаха и орел», «Лев и мышь», которые заставляли детей думать над тем, хорошо ли поступили люди, формировали у детей нравственные качества. В детских рассказах, написанных самим Толстым, таких как «Кавказский пленник», «Ермак», «За ягодами» и др., отражены мысли, которые волнуют детей, обладают силой морального воздействия

Учебные книги Толстого явились замечательным педагогическим памятником 2-й половины XIX века.

Толстой отводил определяющую роль в формировании духовного мира детей человеческим и профессиональным педагогическим качествам учителя. Его работа «Общие замечания для учителя» представляет собой педагогические рекомендации, многие из которых не потеряли значения для учителей современной школы. К основным качествам учителя Толстой относил: любовь к детям, к педагогическому труду; педагогическое искусство и талант учителя.

Толстой требовал от учителя непрестанной работы над собой, совершенствования своего мастерства. Учитель – это творец исследователь. «Всякий учитель – говорил Толстой, – должен знать, что каждая изобретенная метода есть только ступень, на которую он должен становиться для того, чтобы идти дальше».

Поистине крылатым стало высказывание Л.Н.Толстого: «Если учитель имеет только любовь к делу – он будет хороший учитель. Если учитель имеет только любовь к ученику как отец, мать, он будет лучше того учителя, который прочел все книги, но не имеет любви к делу, ни к ученикам. Если учитель соединяет в себе любовь к делу и к ученикам, он – совершенный учитель» [2. С.248].

 

3. Педагогические воззрения П.Ф. Каптерева

Каптерев П.Ф.(1849-1922) – педагог и психолог. Разрабатывал проблемы дошкольной педагогики и семейного воспитания, дидактики, истории русской педагогики, педагогической психологии.

Каптерев был неутомимым пропагандистом педагогических знаний, организатором многих педагогических инициатив. Он выступал в защиту дошкольных учреждений и теоретически обосновал их роль в формировании личности и гражданина, сформулировал принципы взаимодействия между детским садом и семьей, разработал основы семейного воспитания. Под редакцией П.Ф. Каптерева была издана «Энциклопедия семейного воспитания и обучения» (1889-1910), по его инициативе был созван первый Всероссийский съезд по семейному воспитанию. В теоретических работах, посвященных вопросам семейного воспитания («Основные начала семейного обучения», «Задачи и основы семейного воспитания» и др.), Каптерев рассматривал проблемы интенсификации умственного развития ребенка в раннем возрасте, важность закаливания, физических упражнений и т.п.

П.Ф. Каптерев разрабатывал проблемы теории образования, определил сущность и содержание образовательного процесса. Введя в педагогику категорию «педагогический процесс», он акцентировал внимание научной мысли на внутренней стороне взаимодействия педагога и воспитанника, связанной с саморазвитием личности, ее самоусовершенствованием как процессом, педагогически стимулируемым и направляемым. Каптерев выдвинул идею автономности педагогического процесса от давления государства, выявил его роль в формировании свободного гражданина.

Общим основанием педагогики считал антропологию (прежде всего физиологию и психологию), рассматривая воспитание и образование в аспекте развития культурной личности.

Обосновал необходимость вариативности общеобразовательных школ.

В вопросах дидактики Каптерев особое внимание обращал на эвристический способ преподавания как наиболее продуктивный метод обучения, продолжая, тем самым, идеи развивающего образования и внедряя в отечественное образование начала экспериментальной педагогики.

В концепции Каптерева, объединившей гносеологические и педагогические принципы координации научного знания, наиболее полно для своего времени отражался вопрос о классификации и систематизации наук в содержании общего образования. Учитывая объективные свойства каждой конкретной науки и специфические черты ее методов познания, педагог определил образовательную ценность каждой из наук, исходя из того, какими возможностями располагает наука для развития способностей учащегося.

С этой точки зрения и сами науки, и учебные дисциплины, изучающие данные науки, Каптерев распределил на три группы:

1) науки, в которых факты преобладают над логикой. Это ботаника, зоология, минералогия, гражданская история и др.;

2) науки, в которых многообразны сочетания фактов, обобщений, формул при сравнительно небольшом количестве фактического материала. Это математика, логика, механика и т.п.

3) науки, «в которых в известных отделах замечается преобладание фактической, а в других – рациональной стороны» [1. С.218-221].

Содержание школьного образования должно, по мнению Каптерева строиться с учетом данной классификации, что позволит сочетать реальную (накопление конкретных научных знаний) и формальную (развитие умений самостоятельно добывать учебный материал, строить логические умозаключения и выводы) цели образования.

Каптерев подчеркивал, что образовательный процесс будет неполным, если он безотносителен к человеческому пониманию правды, справедливости человеческих отношений. Нравственность, по его мнению, есть сущностный компонент этого процесса. «Нравственно образовываться, – писал он, – значит познать истину людских отношений, их правильное течение, их вековые твердые основы и изменяющиеся, применительно к местным и временным условиям, формы и виды; быть нравственно образованным значит еще распространять и защищать свое нравственное мировоззрение, свои убеждения, осуществлять их в жизни» [1. С.239].

В истории отечественного образования Каптерев стремился обнаружить и объяснить механизмы развития историко-педагогического процесса, чтобы понять настоящее и прогнозировать будущее. Он исследовал важнейший период в истории отечественной педагогики и школы – судьбу народного образования в России после отмены крепостного права. Анализируя современный ему период развития отечественного образования, педагог выделял роль общественных сил в определении образовательной политики и ее демократическом осуществлении, активно пропагандировал общечеловеческие и национальные ценности в сфере образования и воспитания.

П.Ф. Каптерев был активным организатором и участником Всероссийских съездов по педагогической психологии, семейному воспитанию, экспериментальной педагогике, деятельным членом Петербургского педагогического общества, Комитета грамотности. Его основные сочинения: «Педагогический процесс» (1905), «Педагогическая психология» (1914), «Дидактические очерки. Теория образования» (1915), «История русской педагогики» (1915) не утратили своей актуальности до настоящего времени.

 

Вопросыи задания для самоконтроля

1. Сопоставьте идею народности К.Д.Ушинского с современными требованиями поликультурного воспитания, формирования толерантности.

2. В чем особенность трактовки К.Д.Ушинским педагогики и воспитания как искусства?

3. Познакомьтесь с описанием Яснополянской школы, сделанным Л.Н. Толстым [2. С.234-245]. Какие приемы ненсильственного воспитания могут быть использованы в современной педагогической практике?

4. Охарактеризуйте ведущие направления педагогической деятельности П.Ф. Каптерева.

5. Актуально ли для современной педагогики понятие «педагогический процесс», предложенное П.Ф. Каптеревым?

 

Рекомендуемая литература

1. Антология педагогической мысли России второй половины ХIХ – начала ХХ века / Сост. П.А.Лебедев. – М.: Педагогика, 1990. – 608с.

2. История школы и педагогики в России: Хрестоматия /Сост. С.Ф.Егоров. – М.: Изд.центр «Академия», 1999. – 400 с.

3. Очерки истории школы и педагогической мысли народов СССР – М.: Педагогика, 1989.

4. Хрестоматия по истории школы и педагогики в России /Под ред. Ш.И.Ганелина. – М.: Просвещение, 1974. – 527 с.

 

ТЕМА 11.

НОВАТОР И ПРАКТИК-ЭКСПЕРИМЕНТАТОР

Антон Семенович МАКАРЕНКО (1888-1939)

 

1. Исходные положения педагогической теории и практики А.С. Макаренко о целях воспитания.

2. Проблема коллектива и личности в теории и практике А.С. Макаренко и ее современные трактовки.

3. Воспитание в труде как средство социального воспитания в педагогическом наследии А.С. Макаренко.

4. Вопросы воспитания в трудах А.С. Макаренко.

Ключевые слова: проблема коллектива и личности, признаки детского коллектива, социалистический гуманизм, оптимистическая гипотеза, «закон движения коллектива», «система перспективных линий», «принцип параллельного действия», идеи трудового воспитания, «Педагогическая поэма».

 

1. Исходные положения педагогической теории и практики А.С.Макаренко о целях воспитания

В педагогике ХХ в. одной из самых эффективных педагогических систем на мировом уровне признана система Антона Семеновича Макаренко. Макаренко А.С. вскрыл и научно обосновал объективные закономерности и принципы формирования личности как социального феномена и блестяще претворил их в практике педагогической деятельности.

А.С.Макаренко подверг острой критике традиционную педагогику. Он писал, что она металась от муштры детей и подавления их личности к абсолютной свободе детей от, обязанностей, от авторитарной педагогики слепого повиновения детей к анархической теории «свободного воспитания».

В те годы, когда А.С.Макаренко начинал свою работу в колонии имени М. Горького, многие педагоги не освободились еще от отношения к детям в духе «свободного воспитания». А.С.Макаренко предостерегал от сентиментального любования детьми. «Дети – цветы жизни», – любили повторять педагоги и многие родители, однако, многие из них не задумывались, какие плоды могут развиваться из этих цветов. Некритичное следование теории «свободного воспитания» развивает у детей эгоизм, лень, барство, избалованность и расхлябанность, считал А.С.Макаренко. В обращении необходимо «чувство меры в любви и строгости, в ласке и суровости». В отношении к детям нужна «требовательная любовь»: чем больше уважения к человеку, тем больше требований к нему.

Непосредственный опыт работы с воспитанниками колонии им. М.Горького и коммуне им. Ф.Э. Дзержинского укрепили его в мысли о том, что воспитание успешно только тогда, когда оно осуществляется как целостный процесс формирования личности. Теория коллектива, разработанная А.С. Макаренко, пронизана идеями социалистического гуманизма. Педагогические принципы, положенные в основу организации детского коллектива, обеспечивали четкую систему обязанностей и прав, определяющих социальную позицию каждого члена коллектива. Этими принципами являются оптимизм, гуманизм, коллективизм. Исходными положениями педагогической системы А.С. Макаренко определяет позицию педагога по отношению к воспитанникам:

– к человеку надо подходить с оптимистической гипотезой;

– истинным стимулом человеческой жизни является человеческая радость;

– только в коллективе и через коллектив возможно воспитание человека-коллективиста;

– как можно больше требования и уважения к человеку;

– в воспитательной системе труд должен быть одним из самых основных элементов;

– прикасаться к личности нужно с особо сложной инструментовкой, чтобы воспитанник чувствовал себя, прежде всего, гражданином.

Гуманизм, проходящий через всю педагогическую систему А.С. Макаренко, является одним из ее основных принципов. А.С. Макаренко глубоко верит в творческие силы человека, в большие его возможности.

С идеей гуманизма у А.С. Макаренко тесно сочетается оптимизм – умение видеть в каждом воспитаннике положительные силы, «проектировать» в человеке лучшее, более сильное, более интересное. Он глубоко верил в творческие силы человека, был убежден, что правильно поставленным воспитанием можно пробудить и развить эти силы. А.С. Макаренко требовал, чтобы педагогическая теория строилась на обобщении практического опыта воспитания. Он критиковал метафизические педагогические теории, построенные умозрительным путем.

А.С.Макаренко высоко ценил педагогику, считал ее самой диалектической и сложной наукой. Педагогика определяет цель воспитания как подготовку всесторонне развитых членов общества.

Начальным этапом воспитательного процесса Макаренко А.С. называет определение целей воспитания. Цель воспитательной работы предусматривает «программу человеческой личности», образец, идеал, к которому стремится в своей работе педагог: воспитание боевого, активного, жизненного характера. А.С.Макаренко конкретизировал эту цель и говорил о необходимости воспитать патриотов, образованных людей, квалифицированных работников; людей, обладающих чувством долга и чести, сознающих свое достоинство, имеющих организационные навыки, дисциплинированных, стойких, бодрых и жизнерадостных.

Воспитанник должен ощущать свои обязательства перед обществом, должен уметь подчиняться товарищу и приказывать ему, быть вежливым, суровым, добрым в зависимости от условий жизни, способным бороться и сроить, жить и любить жизнь, он должен быть счастлив. Чтобы воспитательные цели были достигнуты, педагог должен выбрать соответствующие средства, определить содержание жизни и деятельности детей.

А.С. Макаренко считал, что личность человека нельзя мыслить вне общества, отдельно от общества. Большое место в своей педагогической системе он уделил проблеме воспитания в коллективе и через коллектив.

2. Проблема коллектива и личности в теории и практике А.С. Макаренко и ее современные трактовки

 

Воспитание в коллективе и через коллектив – это центральная идея его педагогической системы, красной нитью проходящая через всю педагогическую деятельность и все его педагогические высказывания.

Под коллективом А.С. Макаренко понимал не случайное скопление людей, а объединение их для достижения общих целей в общем труде – объединение, отличающееся определенной системой полномочий и ответственности, определенным соотношением и взаимозависимостью отдельных своих частей. «Коллектив – это есть целеустремленный комплекс личностей, организованных, обладающих органами коллектива». Он подчеркивал, что коллектив – часть общества. «Только создав единый школьный коллектив, можно разбудить в детском сознании могущественную силу общественного мнения как регулирующего и дисциплинирующего воспитательного фактора», – писал А.С. Макаренко в статье «Проблемы воспитания в советской школе».

Коллектив выступает социальным организмом, имеющим определенные признаками: наличие общественно-значимой цели; совместная деятельность; органы управления; чувство ответственности друг перед другом и в целом перед коллективом. Развитие детского коллектива должно происходить постоянно и направляться педагогическим коллективом. А.С. Макаренко формулирует основные законы и принципы коллектива. Одним из важнейших законов педагог считал «закон движения коллектива»: коллектив всегда должен жить напряженной жизнью, стремиться к определенной цели. Достигая поставленной цели, коллектив должен ставить перед собой новую цель, иначе его развитие останавливается, наступает самоуспокоение, нет больше стремлений, воодушевляющих участников коллектива, нет у него будущего. Развитие коллектива останавливается.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: