проблемы дидактики в трудах зарубежных педагогов 9 глава




В соответствии с этим А.С. Макаренко впервые в педагогике выдвинул и разработал важный принцип, который он назвал «системой перспективных линий»: перспективы могут быть близкими, средними и дальними; важна гармония личных и общих перспективных линий. Коллектив должен «расти и видеть впереди лучший завтрашний день и стремиться к нему». «Человек не может жить на свете, если у него нет впереди ничего радостного. Истинным стимулом человеческой жизни является завтрашняя радость... Самое важное, что мы привыкли ценить в человеке, – это сила и красота. И то и другое определяется в человеке исключительно по типу его отношения к перспективе... Воспитать человека – значит воспитать у него перспективные пути, по которым располагается его завтрашняя радость. Можно написать целую методику этой важной работы. Она заключается в организации новых перспектив, в использовании уже имеющихся, в постепенной постановке более ценных», – писал А.С.Макаренко в «Педагогической поэме».

Развитие детского коллектива, по А.С.Макаренко, должно происходить постоянно; оно должно направляться педагогическим коллективом, который творчески ищет наиболее эффективные пути для его движения вперед. Педагог должен уметь увлечь весь коллектив воспитанников и каждого из его участников определенной целью, достижение которой, требующее усилий, труда, борьбы, дает глубокое удовлетворение. Добившись этой цели, надо не останавливаться на достигнутом, а ставить дальнейшую задачу, более широкую, более общественно значимую, делать больше и лучше, чем раньше. Искусство педагога заключается в том, чтобы сочетать свое руководство, свои педагогические требования с реальными правами коллектива.

Такова в кратких словах сущность «системы перспективных линий» А.С. Макаренко, являющаяся одной из частей его учения о воспитании в коллективе. Правильно осуществляемая в педагогической практике, она будит у воспитанников уверенность в их силах, поднимает их чувство собственного достоинства, поддерживает бодрость и жизнерадостность, побуждает коллектив стремиться к новым достижениям.

Большое внимание Макаренко уделяет воздействию на отдельную личность через коллектив. Данный «принцип параллельного действия» оставляет за педагогом возможность и непосредственно воздействовать на отдельного воспитанника. В этом принципе реализуется требование коллектива – «все за одного, один за всех». «Принцип параллельного действия» не исключает, однако, применения «принципа индивидуального действия» – прямого, непосредственного воздействия педагога на отдельного воспитанника.

Особое место в организации жизнедеятельности детского коллектива, по мнению А.С. Макаренко, занимает закон преемственности – создание традиции, стиль и тон жизни коллектива. Традиции закрепляют ценное в опыте и способствуют созданию самобытности организованной жизни детей. Отличительными признаками стиля детского коллектива Макаренко считает мажор и ощущение собственного достоинства и гордости за свой коллектив, а так же идея защищенности каждого воспитанника.

А.С. Макаренко отводил важную роль в жизни коллектива игре. В детском возрасте игра имеет большое значение, и ребенок, писал А.С.Макаренко, должен играть, «надо не только дать ему время поиграть, но надо пропитать этой игрой всю его жизнь». Эта сторона жизни коллектива нашла свое яркое выражение в эстетике и символике (сигналы, рапорты, отличительные знаки и т.п.) и во всей структуре и деятельности коллективов колонии и коммуны.

А.С. Макаренко считал, что особенности педагогического руководства коллективом, позиция педагога и взаимоотношения с воспитанниками во многом зависит от того, на каком этапе развития находится коллектив. Педагог определяет 3 стадии развития коллектива:

1 стадия – Коллектива еще нет, а педагог в это время выполняет роль диктатора, выступая с требованиями к воспитанникам.

2 стадия – Возникает актив-группа наиболее деятельных воспитанников, желающих принять участие в различных видах работы, поддерживающих начинания педагога и его требования к воспитанникам.

3 стадия – Складываются органы самоуправления, коллектив становится способным самостоятельно решать самые разнообразные учебные, хозяйственные, культурные и другие вопросы, требования идут к отдельному воспитаннику от всего коллектива.

А.С. Макаренко вводит такое понятие как первичные коллективы – отряды, которые могут быть одновозрастные, разновозрастные, производственные и др. Возглавляет отряд командир, назначаемый воспитателем или избираемый на общем собрании.

Необходимым условием налаживания жизни и сохранения порядка в жизни детского коллектива является наличие самоуправления. Оно становится эффективным воспитательным средством. Главный орган самоуправления – общее собрание, на котором обсуждаются вопросы развития коллектива и перспективы учреждения, улучшение воспитательной работы, учебы и производства. К органам самоуправления относятся совет командиров (коллектива), санкомиссия, хозкомиссия, работающие по плану и регулярно.

3. Воспитание в труде как средство социального воспитания в педагогическом наследии А.С. Макаренко

Необходимым фактором воспитания в педагогической системе А.С.Макаренко является труд. В «Лекциях о воспитании детей» он говорил: «Правильное советское воспитание невозможно себе представать как воспитание нетрудовое... В воспитательной работе труд должен быть одним из самых основных элементов».

Придавая огромное значение воспитанию в труде, А.С. Макаренко протестовал против непроизводительной затраты мускульной энергии учащихся без связи с воспитательной работой. А.С. Макаренко возражал против заимствованного из американской прагматической педагогики неправильного лозунга «труд как центр всей школьной работы», когда в школьной жизни главное внимание уделялось трудовым навыкам в ущерб приобретению систематических общеобразовательных знаний.

А.С. Макаренко правильно считал, что трудолюбие и способность к труду не даны ребенку от природы, а воспитываются в нем. Трудовая деятельность воспитанников занимала большое место в руководимых А.С. Макаренко учреждениях; она непрестанно развивалась и совершенствовалась. Начав в колонии имени М. Горького с простейших видов сельскохозяйственного труда, в основном для нужд своего коллектива, А.С. Макаренко затем перешел к организации производительного труда воспитанников в кустарных мастерских. Своей высшей формы эта трудовая деятельность достигла в коммуне имени Дзержинского, где воспитанники (старшего возраста) обучались в средней школе и работали на производстве со сложной техникой, требующей высококвалифицированного труда.

В процессе трудовой деятельности детей, говорит А.С. Макаренко, надо развивать их умение ориентироваться, планировать работу, бережно относиться ко времени, к орудиям производства и к материалам, добиваться высокого качества работы. Примеры развития таких умений мы находим в книге «Флаги на башнях».

Во избежание ранней и узкой специализации следует переключать детей с одного вида труда на другой, дать им возможность получить среднее образование и в то же время овладеть рабочими профессиями, а также навыками по организации и управления производством.

Большого внимания заслуживают указания А.С.Макаренко о трудовом воспитании детей в семье. Он советует давать детям даже младшего возраста не разовые поручения, а постоянные задания, рассчитанные на месяцы и даже годы с тем, чтобы дети длительное время несли ответственность за порученную им работу. Дети могут поливать цветы в комнате или во всей квартире, накрывать на стол перед обедом, следить за письменным столом отца, производить уборку в комнате, обрабатывать определенный участок семейного огорода или цветника и ухаживать за ним и т. п.

4. Вопросы воспитания в трудах А.С. Макаренко

А.С Макаренко уделяет большое внимание воспитанию чувства долга и чести, воспитанию воли, характера и дисциплины. В «Лекциях о воспитании детей» А.С.Макаренко говорил: «Мы требуем от нашего гражданина, чтобы он в каждую минуту своей жизни был готов выполнить свой долг, не ожидая распоряжения или приказания, чтобы он обладал инициативой и творческой волей».

Каждый член коллектива обязан сознавать и чувствовать свой долг перед коллективом, начиная с первичного коллектива и кончая Родиной. Он должен обладать чувством чести, гордиться своим коллективом, своей великой Родиной, быть дисциплинированным, так как без дисциплины не может быть крепкого коллектива.

Воспитание чувства долга, чести и дисциплины подчинено задачам социалистического строительства. А.С.Макаренко умел развивать у своих воспитанников эти чувства и сочетал это развитие с воспитанием активной дисциплины, или, как он выражается, «дисциплины борьбы и преодоления». «В советском обществе, – говорил он, – дисциплинированным человеком мы имеем право называть только такого, который всегда, при всяких условиях сумеет выбрать правильное Поведение, наиболее полезное для общества, и найдет в себе твердость продолжать такое поведение до конца, несмотря на какие бы то ни было трудности и неприятности». Таким образом, дисциплина понимания А.С.Макаренко – это не только дисциплина торможения, но и дисциплина стремлений, активности. Она не только сдерживает, но и окрыляет, вдохновляет к новым победам и достижениям.

А.С. Макаренко тесно связывает вопрос о дисциплине с воспитанием воли, мужества, твердого характера. «У наших школьников иногда бывает еще дисциплина порядка, но не бывает дисциплины борьбы и преодоления», – писал Антон Семенович. Он указывал, что школа умеет, пожалуй, бороться с дезорганизаторами, но такие типы характеров, как «тихони», накопители, приспособленцы, шляпы, разини, кокеты, приживалы, мизантропы, мечтатели, зубрилы, проходят мимо нашей педагогической заботы... А на самом деле именно эти характеры вырастают в людей вредоносных.

Дисциплина особенно развивается и крепнет в организованном коллективе. Рассматривая ее как результат воспитания, А.С.Макаренко различает понятия «дисциплина» и «режим», указывая, что режим является важным средством воспитания. В лекции «Дисциплина, режим, наказания и поощрения» он указывает, что у детей часто наблюдается крикливость, егозливость, «истеричность» и т. п. Педагоги часто говорят: «Ребенок должен кричать, в этом проявляется его натура». А.С.Макаренко возражает против этого и требует: дети должны научиться сдерживать себя, режим должен быть глубоко продуманным, устойчивым, должен всеми строго соблюдаться.

А.С. Макаренко указывал, что, применяя наказания, можно воспитать и раба или запуганного, дряблого человека и свободную, полную человеческого достоинства сильную личность. Все дело в том, какие наказания и как применять. Телесные наказания, конечно, недопустимы. В отношении прочих наказаний А.С. Макаренко требовал, чтобы они были продуманными, не назначались сгоряча и бессистемно, чтобы они имели индивидуализированный характер, соответствовали бы проступку, не были частыми, пробуждали бы в наказанном сознание справедливости наказания и переживание собственной вины, чтобы коллектив признавал справедливость этих наказаний. Такие же подробные указания дает он и относительно поощрений.

А.С.Макаренко внес много нового, оригинального в освещение проблемы семейного воспитания. Он был одним из первых советских педагогов, занявшихся разработкой этой важной проблемы.

Главнейшим условием семейного воспитания А.С. Макаренко считал наличие полной семьи, крепкого коллектива, где отец и мать живут дружно между собой и с детьми, где царствуют любовь и взаимное уважение, где имеет место четкий режим и трудовая деятельность.

А.С. Макаренко дал интересный психолого-педагогический анализ полных видов родительского авторитета. Им он противопоставлял истинный авторитет, главным основанием которого является жизнь и работа родителей, их гражданское лицо и поведение, требовал, чтобы родители честно и разумно руководили своими детьми, сознавали свою ответственность перед обществом за их воспитание. Каждая семья, говорит А.С. Макаренко, ведет свое хозяйство, ребенок – член семьи и, следовательно, участник всего семейного хозяйства. С ранних лет в семейных условиях он приучается к будущей своей хозяйственной деятельности в более широких масштабах. Именно здесь, в условиях семейной хозяйственной деятельности, у детей воспитываются коллективизм, честность, заботливость, бережливость, ответственность, способность ориентировки и оперативность.

Подробно осветил А.С. Макаренко на такие вопросы, как значение сказки для детей раннего возраста, руководство детским чтением, посещение детьми театра, кино и т. п. Большое место в жизни детей он отводил эстетическому воспитанию.

А.С.Макаренко – педагог-новатор, обогативший советскую педагогику ценными педагогическими идеями, методами и приемами (система перспективных линий, принцип параллельного действия, стиль и тон педагога и т. д.). Он дал новое толкование ряду педагогических вопросов и детально разработал выдвинутые ранее, но недостаточно разработанные до него советской педагогикой проблемы (воспитание в коллективе, семейное воспитание и др.). Сам А.С. Макаренко являлся педагогом, который все видит, знает каждого воспитанника, может применить способ воздействия наиболее подходящий для данного ребенка. Собственный пример поведения А.С. Макаренко всегда являлся лучшим методом воспитания. Он любил детей и верил в них.

Вопросы и задания для самоконтроля

1. В чем заключается вклад в теорию и практику отечественной педагогики А.С. Макаренко?

2. На каких принципах строился коллектив А.С. Макаренко?

3. Дайте аннотацию на книги А.С. Макаренко «Педагогическая поэма» и «Флаги на башнях».

4. В тексте «Педагогической поэмы» подберите примеры:

– иллюстрирующие методы воспитания;

– деятельность органов самоуправления в коллективе.

5. А.С. Макаренко писал: «Утверждая право отдельной личности добровольно состоять в коллективе, коллектив требует от этой личности, пока она состоит в нем, беспрекословного подчинения». Прокомментируйте эту мысль.

Рекомендуемая литература

1. Виноградова М.В. Макаренко и современность – М., 2003.

2. Грищенко Л.И. Педагогические идеи Макаренко за рубежом. // Педагогика. 2004. №7, С. 76.

3. Загвязинский В.И. Педагогика: учебник для студ. Учреждений высш. проф. образования /В.И.Загвязинский, И.Н. Емельянова; под ред. В.И. Загвязинского. – М.: Издательский центр «Академия», 2011.

4. Левин Я.Н. Нужно ли учиться у Макаренко созданию общешкольных коллективов? //Педагогика, 2004, № 1.

5. Макаренко А.С. Избранные педагогические сочинения. - М., 1977.

6. Макаренко А.С. Педагогические сочинения в 8-ми тт. - М., 1984: Цель воспитания - т. 7

7. Макаренко А.С. Проблемы школьного советского воспитания – т. 5; Методика организации воспитательного процесса - т. 5.

8. Морозов В. Сочетание коллективного и индивидуального в воспитательной методике Макаренко // Воспитание школьников, 2005, №7.

9. Наследие А.С. Макаренко // Народное образование, 2003, №2, С. 168, 175.

10. Фролов А. Наследие А.С. Макаренко //Народное образование, 2003, №2.

11. Хиллиг Гетц. Лаборатория и сцена воспитателя А.С. Макаренко //Народное образование, 2003, №2.

12. Хиллиг Гетцю Колония им. Горького – творческая лаборатория А.С. Макаренко //Педагогика, 2003, № 8.

 

ТЕМА 12.

ПЕДАГОГ-ГУМАНИСТ

Василий Александрович СУХОМЛИНСКИЙ (1918-1970)

1. Основные гуманистические идеи В.А. Сухомлинского.

2. Вопросы гражданского, гуманистического, нравственного, эстетического воспитания в наследии В.А. Сухомлинского.

3. Проблема воспитания в коллективе и через коллектив в теории и практике В.А. Сухомлинского.

 

Ключевые слова: «Павлышская средняя школа», воспитание без наказания, проблема превращения знаний в убеждения, «Духовный мир школьника», эмоционально-чувственная сфера.

1. Основные гуманистические идеи В.А. Сухомлинского

В 20-30 годы ХХ века в педагогике господствовали две концепции: авторитарная, допускающая в воспитании разумную систему требований и наказаний, и гуманистическая, исключающая всякие наказания в школе. Гуманистическое направление в советской педагогике возглавлял Василий Александрович Сухомлинский – член-корреспондент Академии педагогических наук РСФСР, кандидат педагогических наук, заслуженный учитель школы УССР, автор многочисленных научно-педагогических трудов.

В повседневной практике В.А. Сухомлинский отстаивал и осуществлял главную философскую идею своей жизни: гуманное общество могут создать лишь мудрые, гуманные люди, но таких людей может воспитать только гуманизм: «человека можно воспитать только добром». Он всем своим творчеством как бы противопоставляет технократическому вызову гуманистическую ориентацию, объявляющую человека высшей ценностью на земле. Средствами педагогики он пытался решать глобальные проблемы: Человек и мир, Человек и природа, Человек и общество, Человек и человек. Все его книги объединяют вера в общечеловеческие ценности и неповторимость человеческой жизни, талантливость и самобытность каждого («Сердце отдаю детям», «Письма к сыну», «Разговор с молодым директором школы», «Духовный мир школьника», «Павлышская средняя школа»).

Павлышская средняя школа является образцом гуманистической педагогики. Корнем воспитательной концепции Сухомлинского В.А. является отношение к ребенку. Суть отношения проявляется в принципиальном подходе к решению любой педагогической проблемы:

1) Любовь к детям: учитель должен, быть для ребенка таким же дорогим человеком, как мать. Вера школьника в учителя, взаимное доверие между ними, человечность и доброта – вот то, что необходимо воспитателю, то, что хотят видеть дети в своем наставнике. Одно из самых ценных его качеств – человечность, в которой сочетается сердечная доброта с мудрой строгостью родителей. «Педагогическая любовь» В.А. Сухомлинского – это, прежде всего, уважение к личному достоинству ребенка, постоянная забота о нем, это сложный процесс понимания, изучения ребенка, открытия в нем человеческой красоты, на основе которой происходит формирование личности. Основной принцип – воспитание добротой, основанной на любви к детям, то есть гуманность.

2) Воспитание без наказания было педагогическим принципом всего педагогического коллектива. Грубое отчитывание, разнос, удаления из класса, стояние у парты, оставление после уроков, запись жалобы в дневнике – это признаки бессилия педагога. Страх наказания отдаляет ученика от учителя. Прощение действует сильнее наказания. Наказание В.А. Сухомлинский в отличие от его предшественников понимал гораздо глубже: «самое главное поощрение и самое сильное наказание в педагогическом труде – это оценка». Говоря об оценке как инструменте наказания, В.А. Сухомлинский считал допустимым ее применение только для школьников старших классов: в начальных классах наказание неудовлетворительной оценкой особо больно ранит, оскорбляет и унижает достоинство ребенка.

3) «Верьте в талант и творческие силы каждого воспитанника!». Каждый ребенок, по мнению В.А. Сухомлинского, совершенно особый уникальный мир. Необходимо создавать условия для развития каждого, поощрять творческое начинание и поддерживать успех ребенка в учении, верить в ребенка.

4) Выступал против приказных методов воспитания, взаимоотношения в коллективе должны строиться на человечности, дружбе, товариществе и взаимной требовательности.

5) В центре гармонического всестороннего развития стоит высокая нравственность.

Цель воспитания по В.А. Сухомлинскому – раскрыть в каждом ребенке индивидуальные задатки, наклонности, способности. «Внимание к каждой индивидуальности – основа основ процесса воспитания».

Педагогическое наследие В.А. Сухомлинского разносторонне и многопланово. Его занимали разные аспекты воспитания молодого поколения: гражданское, умственное, нравственное, трудовое, эстетическое и физическое в их органическом единстве. Основные концептуальные положения и основополагающие принципы педагогической системы В.А. Сухомлинского определяют гуманизм его педагогики.

2. Вопросы гражданского, гуманистического, нравственного, эстетического воспитания в наследии В.А. Сухомлинского

Основные концептуальные положения и основополагающие принципы педагогической системы В.А. Сухомлинского определяют гуманизм его педагогики. На первое место в системе работы школы В.А. Сухомлинский ставил воспитание у школьников гражданственности и научного мировоззрения. Он считал, что нравственные убеждения и чувства формируются, прежде всего, в деятельности на благо общества.

Проблема превращения знаний в убеждения – одна из самых сложных в процессе формирования мировоззрения. Убеждения не передаются механически вместе со знаниями, они вырабатываются на основе деятельной жизни коллектива и личности. Необходимо, чтобы школа и семья открывали перед воспитанниками все источники, которые питают могучее чувство любви к Отчизне, – от любви к матери, отцу, к родному уголку земли (это самые первые ростки патриотизма) до готовности к самопожертвованию, если того потребуют интересы Родины.

В конечном счете, нормы морали должны превратиться в привычки – только при этом условии они становятся подлинным приобретением личности. Отсюда и задача школы – обогащение своих питомцев опытом борьбы за нравственные идеалы, создание такой обстановки, которая всемерно способствовала бы развитию гражданской, интеллектуальной, творческой активности учащихся.

Искренняя любовь к детям и подлинная педагогическая культура, по В.А. Сухомлинскому, понятия нерасторжимые. Не случайно он говорил, что самым главным в его жизни была любовь к детям. В монографии «Духовный мир школьника» он на большом фактическом материале проанализировал процесс интеллектуального, нравственного, эстетического формирования человека в годы детства, отрочества и ранней юности. На многочисленных примерах он раскрыл психологию мальчиков и девочек разного возраста и разной жизненной судьбы, охарактеризовал особенности развития их восприятия, мышления, чувств, интересов, потребностей, стремлений, волевых процессов, речевой деятельности.

В.А. Сухомлинский прекрасно понимал и постоянно отстаивал значимость всесторонности и гармоничности в развитии личности как целостном и системном образовании. Определяющее значение он придавал системообразующему фактору – нацеленности всей учебно-воспитательной работы на формирование у школьников высоких нравственных качеств. Гармоничная, всесторонне развитая личность, по убеждению педагога, немыслима без центрального стержня – это человечность в человеке. Именно к этому стержню привязывает он все, что приобретается ребенком в жизни вообще и в школе в частности.

«Без нравственной чистоты теряет смысл все – образование, духовное богатство, трудовое мастерство, физическое совершенство». При этом Сухомлинский неоднократно подчеркивал, что сосредоточием нравственности является долг. Одним из оснований его педагогики является идея нравственного долга: человека перед человеком, обществом, Отечеством; отца и матери перед своими детьми и детей перед родителями; отдельной личности перед коллективом и перед высшими нравственными принципами. В центре нравственности он ставит патриотизм, в центр патриотизма – человечность. Человечество любить легче, чем любить конкретного человека, он говорит о том, что бессердечность порождает: равнодушие – себялюбие – жестокость. Необходимо помочь воспитаннику усвоить азбуку моральной культуры.

В своих работах автор запечатлел длительную деятельность школы в украинском селе Павлыш. Школа становится подлинным очагом духовно-нравственного становления личности и культуры. В ней царят 4 культа: Культ Родины, Культ Человека, Культ Книги и Культ Родного слова. Коллектив педагогов – коллектив единомышленников, организовавших педагогическую среду, где создаются стимулы и возможности для удовлетворения интересов учеников.

С этим тесно связаны мысли Сухомлинского о мудрой власти наставников детей, об умении дорожить детским доверием, щадить беззащитность ребенка, быть для него воплощением добра и справедливости. Без этих качеств не может быть учителя. Особый интерес вызывают такие суждения В.А. Сухомлинского: не следует идеализировать детей, необходимо уже с первых дней школьного обучения ставить перед ними четкие, ясные и твердые требования.

В.А. Сухомлинский разделял мнение о том, что успех воспитания во многом определяется развитием эмоционально-чувственной сферы и использовал ряд психологических моментов и педагогических заповедей. Прежде всего, воспитание прекрасным должно основываться на положительных эмоциях. Там, где начинается хоть малейшее принуждение детской души, об эстетическом воспитании не может быть и речи. Прекрасное только тогда может восприниматься и быть прекрасным, когда ребенок эмоционально подготовлен к этому с замиранием сердца, с трепетом души ждет встречи с ним. Особое внимание уделял воспитанию посредством природы как вечного источника прекрасного.

«В мире есть не только нужное, полезное, но и красивое. Красота существует независимо от нашего сознания и воли, но она открывается человеком, им постигается, живет в его душе...». Опираясь на понимание прекрасного как природного начала, которое существует независимо от человека, но отражается его познанием, В.А. Сухомлинский строит систему эстетического воспитания. Свой идеал эстетического воспитания педагог усматривал в том, чтобы каждый ребенок, увидев прекрасное, остановился перед ним в изумлении, сделал его частицей своей жизни. Познание прекрасного, переживание радости в связи с его созданием обогащают человека, умножают его силы, цементируют мировоззрение. Столь же большое значение в эстетическом воспитании педагог придавал живописи и музыке. Искусство, открывая глаза на мир родной природы, как бы настраивает струны души на ту волну, которая передает звучание красоты мира, пробуждая чувство прекрасного и доброго.

Важной проблемой всестороннего развития личности В.А. Сухомлинский считал воспитание культуры потребностей как материальных, так и духовных. В.А. Сухомлинский, не отрицая важности материальных потребностей, приоритет отдавал потребностям качественно иного порядка. Первая из таких потребностей – потребность познания. Высшей потребностью человека он считал «потребность человека в человеке как носителе духовных ценностей; возникновение, развитие этой потребности на основе духовной общности людей, их стремления обладанию духовными ценностями». Поэтому главная задача народного учителя, по мнению В.А. Сухомлинского, сделать так, чтобы важнейшей необходимостью каждого воспитанника была его потребность в другом человеке.

В своей книге «Родительская педагогика» В.А. Сухомлинский говорит о том, что мир прекрасного для ребенка начинается в семье. «Тонкость ощущения человека, эмоциональная восприимчивость, впечатлительность, чуткость, сопереживание, проникновение в духовный мир другого человека – все это постигается, прежде всего, в семье». Каким человеком вырастит ребенок, во многом зависит от взаимоотношений в семье между матерью и отцом, родителями и детьми. В основе семьи должна лежать любовь, а нравственный облик родителей, их гражданские и моральные качества являются образцом поведения для их детей. Моральные ценности семьи закладывают основу будущей семьи каждого ребенка. Особое место педагогом отводится матери. Для В.А. Сухомлинского культ матери – это результат серьезных раздумий о необходимости связи поколений, о передаче духовной культуры. Для ребенка наиболее дорогим, близким, прекрасным существом является мать. Мать – это не только тепло, уют, внимание. Это – мир солнца, любви, добра ласки, весь мир в руках матери. И от того, каков он – этот мир, зависит, каким вырастет человек.

Сущность гармонического развития личности В.А. Сухомлинский видит в неразрывной связи трудового воспитания с другими сторонами воспитания – нравственного, эстетического, интеллектуального, физического.

Гуманистические убеждения В.А. Сухомлинского неотделимы от его убежденности в могущественной силе воспитания. Он заявлял, что нет ребенка, который бы не мог стать, при надлежащих усилиях воспитателей, человеком образованным, морально воспитанным, трудолюбивым. Вера в ребенка, говорил он, – это фундамент педагогического оптимизма.

Нельзя воспитать человека, считал В.А. Сухомлинский, ничего не требуя от него, не формируя в его сознании понятий «нужно», «должен», «обязан». Воспитание долга и ответственности перед коллективом, обществом невозможно без высоких требований к личности.

В подходе В.А. Сухомлинского к проблеме наказаний имела место определенная эволюция его взглядов. В начале он признавал в принципе целесообразность наказаний, был убежден, что они в определенных случаях могут быть эффективным методом воспитательного воздействия, а в последние годы своей деятельности решительно отстаивал следующий тезис: воспитание несовместимо с наказанием.

Для дидактических воззрений и практики В.А. Сухомлинского было характерно единство процессов воспитания и обучения детей. Он придавал первостепенное значение развитию у школьников сознательного отношения к учению, к овладению знаниями как важнейшей жизненной потребности.

Сам процесс обучения, по В.А. Сухомлинскому, неизменно должен иметь развивающий характер и содержать в себе проблемные ситуации, доступные для решения школьниками соответствующего возраста.

В.А. Сухомлинский считал очень важным держать педагогический процесс на уровне разумно рассчитанного напряжения, чтобы оно не было максимальным, ведущим к перенапряжению детских сил, их изматыванию, истощению нервной системы.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: