В совокупности с другими дисциплинами ООП дисциплина «Прокурорская деятельность» обеспечивает формирование следующих компетенций: общекультурные компетенции (ОК) вне зависимости от присваиваемой квалификации; общепрофессиональные компетенции (ОПК) вне зависимости от квалификации; профессиональные компетенции (ПК) для квалификации «академический бакалавр»; профессионально-прикладные компетенции (ППК) для квалификации «прикладной бакалавр».
Таблица 1
№ п/п | Код | Компетенция | Формы и методы обучения |
1. | ОК-1 | Способность использовать основы философских знаний для формирования мировоззренческой позиции | Лекции, семинары, практические занятия, самостоятельная работа. Работа с нормативными правовыми актами и судебной практикой. Групповые дискуссии. Решение практических заданий (ситуационных задач), пассивные, активные и интерактивные методы. |
2. | ОК-2 | Способность анализировать основные этапы и закономерности исторического развития общества для формирования гражданской позиции | Лекции, семинары, практические занятия, самостоятельная работа. Работа с нормативными правовыми актами и судебной практикой. Групповые дискуссии. Решение практических заданий (ситуационных задач), пассивные, активные и интерактивные методы. |
3. | ОК-3 | Способность использовать основы экономических знаний в различных сферах деятельности | Лекции, семинары, практические занятия, самостоятельная работа. Работа с нормативными правовыми актами и судебной практикой. Групповые дискуссии. Решение практических заданий (ситуационных задач), пассивные, активные и интерактивные методы. |
4. | ОК-4 | Способность использовать основы правовых знаний в различных сферах деятельности | Лекции, семинары, практические занятия, самостоятельная работа. Работа с нормативными правовыми актами и судебной практикой. Групповые дискуссии. Решение практических заданий (ситуационных задач), пассивные, активные и интерактивные методы. |
5. | ОК-5 | Способность к коммуникации в устной и письменной формах на русском и иностранном языках для решения задач межличностного и межкультурного взаимодействия | Лекции, семинары, практические занятия, самостоятельная работа. Работа с нормативными правовыми актами и судебной практикой. Групповые дискуссии. Решение практических заданий (ситуационных задач), пассивные, активные и интерактивные методы. |
6. | ОК-6 | Способность работать в коллективе, толерантно воспринимая социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия | Лекции, семинары, практические занятия, самостоятельная работа. Работа с нормативными правовыми актами и судебной практикой. Групповые дискуссии. Решение практических заданий (ситуационных задач), пассивные, активные и интерактивные методы. |
7. | ОК-7 | Способность к самоорганизации и самообразованию | Лекции, семинары, практические занятия, самостоятельная работа. Работа с нормативными правовыми актами и судебной практикой. Групповые дискуссии. Решение практических заданий (ситуационных задач), пассивные, активные и интерактивные методы. |
8. | ОК-8 | Способность использовать методы и средства физической культуры для обеспечения полноценной социальной и профессиональной деятельности | Лекции, семинары, практические занятия, самостоятельная работа. Работа с нормативными правовыми актами и судебной практикой. Групповые дискуссии. Решение практических заданий (ситуационных задач), пассивные, активные и интерактивные методы. |
9. | ОК-9 | Готовность пользоваться основными методами защиты производственного персонала и населения от возможных последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий | Лекции, семинары, практические занятия, самостоятельная работа. Работа с нормативными правовыми актами и судебной практикой. Групповые дискуссии. Решение практических заданий (ситуационных задач), пассивные, активные и интерактивные методы. |
10. | ОПК-1 | Способность неукоснительно соблюдать Конституцию Российской Федерации, федеральные конституционные законы и федеральные законы, а также иные нормативные правовые акты, нормы международного права и международных договоров Российской Федерации | Лекции, семинары, практические занятия, самостоятельная работа. Работа с нормативными правовыми актами и судебной практикой. Групповые дискуссии. Решение практических заданий (ситуационных задач), пассивные, активные и интерактивные методы. |
11. | ОПК-2 | Способность работать на благо общества и государства | Лекции, семинары, практические занятия, самостоятельная работа. Работа с нормативными правовыми актами и судебной практикой. Групповые дискуссии. Решение практических заданий (ситуационных задач), пассивные, активные и интерактивные методы. |
12. | ОПК-3 | Способность противостоять действиям, наносящим ущерб интересам государства, общества, физических и юридических лиц | Лекции, семинары, практические занятия, самостоятельная работа. Работа с нормативными правовыми актами и судебной практикой. Групповые дискуссии. Решение практических заданий (ситуационных задач), пассивные, активные и интерактивные методы. |
13. | ОПК-4 | Способность сохранять и укреплять доверие общества к юридическому сообществу | Лекции, семинары, практические занятия, самостоятельная работа. Работа с нормативными правовыми актами и судебной практикой. Групповые дискуссии. Решение практических заданий (ситуационных задач), пассивные, активные и интерактивные методы. |
14. | ОПК-5 | Способность решать стандартные задачи профессиональной деятельности на основе информационной и библиографической культуры с применением информационно-коммуникационных технологий и с учетом основных требований информационной безопасности | Лекции, семинары, практические занятия, самостоятельная работа. Работа с нормативными правовыми актами и судебной практикой. Групповые дискуссии. Решение практических заданий (ситуационных задач), пассивные, активные и интерактивные методы. |
15. | ОПК-6 | Способность повышать уровень своей профессиональной компетентности | Лекции, семинары, практические занятия, самостоятельная работа. Работа с нормативными правовыми актами и судебной практикой. Групповые дискуссии. Решение практических заданий (ситуационных задач), пассивные, активные и интерактивные методы. |
Выпускник, освоивший программу бакалавриата с присвоением квалификации «академический бакалавр», должен обладать профессиональными компетенциями (ПК), посоответствующему виду профессиональной деятельности:
нормотворческая деятельность:
способностью разрабатывать нормативные правовые акты в соответствии с профилем профессиональной деятельности (ПК-1);
правоприменительная деятельность:
способностью осуществлять профессиональную деятельность на основе развитого правосознания, правового мышления и правовой культуры (ПК-2);
способностью обеспечивать соблюдение законодательства субъектами права (ПК-3);
способностью принимать решения и совершать юридические действия в точном соответствии с законом (ПК-4);
способностью применять нормативные правовые акты, реализовывать нормы материального и процессуального права в профессиональной деятельности (ПК-5);
способностью юридически правильно квалифицировать факты и обстоятельства (ПК-6);
владением навыками подготовки юридических документов (ПК-7);
правоохранительная деятельность:
готовностью к выполнению должностных обязанностей по обеспечению законности и правопорядка, безопасности личности, общества, государства (ПК-8);
способностью уважать честь и достоинство личности, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина (ПК-9);
способностью выявлять, пресекать, раскрывать и расследовать преступления и иные правонарушения (ПК-10);
способностью осуществлять предупреждение правонарушений, выявлять и устранять причины и условия, способствующие их совершению (ПК-11);
способностью выявлять, давать оценку коррупционном поведению и содействовать его пресечению (ПК-12);
способностью правильно и полно отражать результаты профессиональной деятельности в юридической и иной документации (ПК-13);
экспертно-консультационная деятельность:
готовностью принимать участие в проведении юридической экспертизы проектов нормативных правовых актов, в том числе в целях выявления в них положений, способствующих созданию условий для проявления коррупции (ПК-14);
способностью толковать различные правовые акты (ПК-15);
способностью давать квалифицированные юридические заключения и консультации в конкретных видах юридической деятельности (ПК-16).
Выпускник, освоивший программу бакалавриата с присвоением квалификации «прикладной бакалавр», должен обладать профессионально-прикладными компетенциями (ППК) по соответствующему виду профессиональной деятельности:
нормотворческая деятельность:
способностью осуществлять подготовку проектов нормативных правовых актов с использованием приемов и методов юридической техники (ППК-1);
правоприменительная деятельность:
способностью осуществлять профессиональную деятельность на высоком профессиональном уровне (ППК-2);
способностью обеспечивать соблюдение субъектами права требований правовых норм (ППК-3);
способностью определять отраслевую принадлежность общественных отношений, подлежащих правовой регламентации (ППК-4);
способностью на основе системного подхода определять круг правовых норм, применяемых к общественным отношениям, подлежащим правовой регламентации (ППК-5);
способностью толковать правовые нормы (ППК-6);
способностью определять и квалифицированно использовать эффективные способы защиты прав и законных интересов государства, общества, физических и юридических лиц (ППК-7);
способностью владеть юридической терминологией и грамотно применять ее в устной и письменной речи (ППК-8);
способность квалифицированно составлять правоприменительные акты (ППК-9);
правоохранительная деятельность:
способностью проявлять при исполнении профессиональных обязанностей принципиальность, корректность, непредвзятость и уважение прав и законных интересов личности (ППК-10);
способностью проявлять непримиримость к коррупционному поведению, ко всем формам унижения человеческой личности (ППК-11);
способностью выявлять причины и условия совершения правонарушений и определять меры, направленные на их предупреждение (ППК-12);
способностью давать оценку противоправному поведению и содействовать его пресечению (ППК-13);
способностью проводить оперативно-розыскные мероприятия и процессуальные действия в точном соответствии с законом (ППК-14);
способностью грамотно и квалифицированно составлять процессуальные и иные правовые документы (ППК-15);
экспертно-консультационная деятельность:
способностью давать квалифицированные разъяснения о правах и обязанностях, о возможных правовых последствиях правомерного или неправомерного поведения (ППК-16);
способностью давать квалифицированные разъяснения по вопросам применения правовых норм (ППК-17);
способностью осуществлять системный анализ содержания нормативных правовых актов и иных актов правоприменения на предмет соответствия действующему законодательству (ППК-18).
Все вышеуказанные компетенции формируются при изучении дисциплины «Прокурорская деятельность» с использованием следующих форм и методов обучения: лекции, семинары, практические занятия, самостоятельная работа, работа с нормативными правовыми актами и судебной практикой, групповые дискуссии, решение практических заданий (ситуационных задач), пассивные, активные и интерактивные методы и др.
Область профессиональной деятельности студентов, освоивших программы бакалавриата, вне зависимости от присваиваемой квалификации включает: разработку и реализацию правовых норм; обеспечение законности и правопорядка.
Объектами профессиональной деятельности студентов, освоивших программы бакалавриата, вне зависимости от присваиваемой квалификации являются: общественные отношения в сфере реализации правовых норм, обеспечения законности и правопорядка.
Виды профессиональной деятельности, к которым готовятся студенты, освоившие программы бакалавриата с присвоением квалификации «академический бакалавр»: нормотворческая; правоприменительная; правоохранительная; экспертно-консультационная.
Виды профессиональной деятельности, к которым готовятся студенты, освоившие программы бакалавриата с присвоением квалификации «прикладной бакалавр»: нормотворческая; правоприменительная; правоохранительная; экспертно-консультационная.
Студент в результате освоения программы настоящей дисциплины должен:
знать:
• сущность прокурорской деятельности как особого вида государственной деятельности, осуществляемого органами прокуратуры;
• смысл и назначение иных видов деятельности, осуществляемых органами прокуратуры;
• значение основных понятий, связанных с осуществлением органами прокуратуры надзорной и иной деятельности;
• систему прокуратуры РФ и структуру ее органов и учреждений;
• законодательные основы осуществления органами прокуратуры своей деятельности;
• основы организации деятельности и управления в прокуратуре РФ;
• вопросы прохождения службы и кадрового обеспечения в прокуратуре РФ;
• основные полномочия, реализуемые прокурорами в процессе надзорной и иной деятельности;
• пути совершенствования организации и деятельности органов прокуратуры;
уметь:
• формулировать предмет прокурорского надзора и иной функциональной деятельности прокуратуры;
• разбираться в компетенции и полномочиях прокуроров различных звеньев;
• разграничивать компетенцию органов прокуратуры и иных контрольно-надзорных органов при осуществлении проверок исполнения (соблюдения) закона и соблюдения прав и свобод человека и гражданина;
• оказывать помощь лицам, не обладающим достаточными юридическими познаниями, в подготовке обращений в органы прокуратуры в связи с нарушениями законов;
• применять на практике полученные навыки в вопросах организации и деятельности прокуратуры;
• грамотно составлять проект акта прокурорского реагирования и иных документов прокурорской практики;
владеть:
• навыками обращения в органы прокуратуры по возникающим жизненным ситуациям;
• навыками подготовки актов прокурорского реагирования и других документов прокурорской практики;
• навыками деловой переписки, характерной для органов прокуратуры.