образовательного процесса




 

 

1. Основные принципы развития образования на современном этапе (демократизация, гуманизация, альтернативность, диверсификация, вариативность и т.д.).

2. Новые парадигмы воспитания (гуманистическая концепция воспитания, концепция нейтралитета школы, поликультурное воспитание и др.).

3. Роль образования в современной России.

Ключевые слова: гуманизация образования, демократизация образования, гуманитаризация образования, дифференциация образования, непрерывность образования, поликультурное воспитание, Национальная образовательная инициатива.

1. Основные принципы развития образования на современном этапе (демократизация, гуманизация, альтернативность, диверсификация, вариативность и т.д.)

 

Образование как сложное и многофункциональное явление играло и продолжает играть ключевую роль в истории человеческих цивилизаций, всегда связано с политическим, экономическим и социальным развитием общества. Каждая страна избирает собственный путь развития и реорганизации системы образования в зависимости от тех уникальных характеристик, которые отражают национальные традиции народа, ее истории и культуру. Вместе с тем оно отражает и воплощает всеобщее цивилизационное развитие, учитывает прогрессивный опыт мирового образовательного пространства.

В результате исторического развития, в условиях глобализации мировой экономике и перехода к эре наукоемких технологий, все страны мира осознают тот неоспоримый факт, что только высокообразованное общество может стать лидером экономического, культурного и социального прогресса.

Ни одна эпоха не предъявляла столь жестких требований к образованию и качествам личности. Поэтому сегодня идут интенсивные поиски оптимальных путей модернизации образования на мировом уровне. Так, в 1994 году был принят Проект реформирования образования в Европе, где отмечалось, что независимо от конкретной страны, ее социально-культурной ситуации и других аспектов, направление реформирования образования должно идти в гуманистическом ключе, быть направлено на создание обучающегося общества с развитой системой непрерывного образования, давать возможность всем членам общества развивать свои способности до максимальных пределов.

Анализ мирового опыта развития образования свидетельствует о возрастающей потребности современного общества в демократизации образования на всех его ступенях. Не случайно, во 2-ой половине ХХ века появились такие документы, как «Всеобщая декларация прав человека», «Декларация о правах ребенка», целый ряд документов ООН и ЮНЕСКО, в которых узаконено право каждого человека на полноценное образование.

Демократизация образования как одна из ведущих тенденций мирового образовательного пространства предполагает доступность образования, независимо от материального положения, национальной и религиозной принадлежности, пола, места проживания, здоровья и др., осуществление преемственности всех уровней и ступеней школы. Демократизация проявляется в практических шагах по созданию равных возможностей для всех и каждого в получении качественного образования в учебных заведениях любого типа, в его растущей дифференциации и индивидуализации. Индивидуализация образования осуществляется за счет построения содержания и форм педагогического процесса с учетом возрастных, характерологических и других особенностей личности.

Дифференциация образования реализуется во многих странах мира и обеспечивает дифференцированный подход к развитию личности в соответствии с ее индивидуальным потенциалом. «Учить всех одинаково» даже с гуманными намерениями может привести к негативным последствиям. Дифференциация направлена и на развитие новых моделей и типов школ (специальные школы разного направления, для одаренных, с компенсирующим обучением, альтернативные, авторские и др.), и на вариативность образовательных программ. Дифференциация может идти как распределение по разным типам учебных заведений, а также по разнообразным профилям и потокам внутри одной школы, а также на групповые и индивидуальные занятия в классе.

Обращенность к личности, стремление удовлетворять ее разнообразные познавательные потребности, образовательные запросы – одна из характерных особенностей современных образовательных систем. В связи с этим, гуманизация образования рассматривается как одна из ведущих тенденций решения глобальной проблемы – утверждение в современном мире гуманистических ценностей, признание ценности человека, как личности, ее право на свободное развитие и проявление своих способностей. Гуманистическая педагогика возникла в 50-60-ые годы ХХ века в США и получила свое развитие в мировой системе образования. Рассмотрим такие понятия как гуманизация образования, гуманизация воспитания и обучения. Гуманизация образования – распространение идей гуманизма на содержание, формы и методы обучения, обеспечение образовательным процессом свободного и всестороннего развития личности, ее деятельного участия в жизни общества.

Гуманизация воспитания и обучения – предполагает реализацию в процессе построения отношений между педагогом и воспитанником принципов мировоззрения, в основе которых лежат уважение к людям, забота о них, постановка в центр педагогического внимания интересов и проблем ребенка; формирование у детей отношения к человеческой личности как высшей ценности в мире. Играет роль социальной защиты ребенка и действительности. Гуманистическое воспитание и обучение направлено против обезличенного и регламентированного характера воспитания и обучения, против ориентации образования на выполнение социального заказа.

Отмеченные выше особенности актуализируют проблему гуманитаризации образования как одну из тенденций развития образования в мире. Гуманитаризация образования предполагает усиление гуманитарного ядра образования, установление гармонического равновесия между естественно-математическим и гуманитарным циклами в обучении с целью развития в каждом обучаемом духовно богатой личности, умеющей противостоять технократизму и бесчеловечности. Гуманитаризацию образования не следует сводить только к расширенному преподаванию цикла гуманитарных наук. Гуманитарность должна пронизывать всю систему дисциплин и включать в нее мировоззренческие, нравственно-гуманистические, историко-культурные, экологические и эстетические компоненты, утверждать духовность во всех проявлениях жизни, гармонизировать техническую и гуманитарную культуру. Таким образом, гуманитаризация образования направлена на формирование духовно богатой личности с обширными гуманитарными знаниями, духовными потребностями, системой ценностных ориентаций и активной сферой деятельности.

 

2. Новые парадигмы воспитания (гуманистическая концепция воспитания, концепция нейтралитета школы, поликультурное воспитание и др.)

К сожалению, в современном обществе отмечается кризис духовности, падение его уровня, особенно, в молодежной среде. Произошли негативные изменения в системе ценностных ориентаций молодежи, распространение жестокости, цинизма, насилия, нетерпимости к иным вкусам, мнениям, национальности, алкоголизм, наркомании, преступность наносит огромный ущерб обществу и самой личности.

Обеспокоенность мировой общественности этими проблемами заставляет усилить курс на воспитание, на приоритет духовно-нравственных начал, рассматривать воспитание как важнейшее направление деятельности учебно-воспитательных учреждений. Известно, что обучение эффективно лишь в той мере, в какой в человеке пробуждается духовность, воля, интерес к самосовершенствованию. Социальная напряженность, вызванная этими болевыми проблемами, заставляет искать пути их преодоления. Несмотря на различия в целях, содержании, принципах и методах можно выделить сходные, общие направления воспитания с учетом опыта мирового сообщества и традиций своих стран.

Это, прежде всего, разнообразные аспекты нравственного воспитания, гражданское воспитание (политическая, патриотическая, правовая культура человека), воспитание в духе мира, взаимопонимания, патриотическое и интернациональное (как цивилизованный патриотизм «Земля – наш общий дом» в противовес шовинизму) гуманистическое, экологическое, поликультурное воспитание и др. Эти направления не случайны, а как ответ на требование эпохи социальных трансформаций. Сегодня остро ощущается тревога и озабоченность общественности расовыми, этническими и другими проблемами, создающими социальную напряженность. Поэтому, чрезвычайно актуальны вопросы поликультурного воспитания и образования в условиях многонационального общества. Поликультурное образование учитывает образовательные интересы национальных меньшинств, немногочисленных этнических групп и направлено на взаимосвязь культур, одна из которых является доминирующей, предусматривает межнациональное и межэтническое взаимодействие.

Поликультурное воспитание способствует формированию культуры межэтнических отношений, чувства солидарности и взаимопонимания, толерантного (терпимого) отношения к иным мнениям, расам, религиям, национальностям, традициям. В разных странах мира поликультурное воспитание имеет свои особенности, разрабатываются концепции национальной школы, совершенствуются содержание, формы и методы работы в этом направлении с целью нейтрализовать негативные процессы, консолидировать людей разных национальностей и вероисповеданий.

Каждая страна разрабатывает свою стратегию духовно-нравственного развития личности, а воспитание опирается на систему идей, идеалов, ценностей. Так, в США и Европе оно базируется на таких ценностях как семья, религия, нация и мир, представлении о структуре окружающего мира и места в нем человека.

Сегодня изменяются методы и формы воспитания. Прежде всего, делается акцент на создание благоприятной, гуманистической среды обитания и жизнедеятельности на основе демократического сотрудничества и творчества учителей и воспитанников, с учетом интересов, запросов и их потребностей, создании благоприятной атмосферы. Во-вторых, опора не только на словесные, сколько на практические методы воспитания, когда ученика ставят в активную позицию, включают во все виды деятельности (практикоориентированное воспитание, связанное с решением жизненных проблем), создают специальные воспитательные ситуации, ролевые игры, тренинги, диспуты и дискуссии, поведенческая методика, работа школьных советов, подключение психологов, социальных педагогов; а также через изучение новых специальных курсов, где отражены злободневные проблемы, требующие их понимания и решения, направленные на формирование нравственности и социальной ответственности личности.

В наши дни понятие «образование» расширяется. Это не только формальное школьное и вузовское образование. Оно охватывает все те влияния, в результате которых складывается характер человека и его интеллект. Поэтому следует тщательно изучать и ту среду, в которой формируется молодое поколение за пределами учебного заведения – семья, внешкольные учреждения, каналы неофициального и неформального образования, средства массовой информации и особенно телевидение, литература. Их влияние может быть как позитивным, так и негативным. Превратить эту среду в воспитательное пространство, создать духовные ориентиры для молодежи, можно в том случае, если скоординировать и интегрировать ее потенциал и ресурсы, что существенно усилит их позитивное влияние.

Актуальной тенденцией развития системы образования для всех стран мира – повышение качества образования. В программных документах ЮНЕСКО качество образования декларируется как ведущий приоритет международных организаций в области науки, культуры и образования.

Вторую половину ХХ века называют эпохой революции качества образования. Без преувеличения можно сказать, что будущее любой страны будет определяться качеством образования, которое решает задачи сохранения и наращивания творческого потенциала, воспроизводства интеллектуальной элиты страны. Без этого, в условиях научно-технического прогресса, жесткой конкуренции общество обрекает себя на застой и отсталость. Страны, осуществляющие государственные программы развития человеческих ресурсов, где образование лидирует в системе приоритетов, достигают высоких показателей экономического и социального развития. Таким образом, наблюдается четкая взаимосвязь между интеллектуальной способностью нации и валовым внутренним продуктом, что подтверждено исследованиями, проводимыми в 60 странах мира. Например, валовый внутренний продукт в странах с развитой системой образования, с наибольшим интеллектуальным показателем (Япония, Южная Корея, Канада, Западная Европа и др.) в 7 и более раз превышает этот показатель в странах Восточной Европы и др.

Таким образом, качество образования должно обеспечить подготовку высокообразованных людей и высококвалифицированных специалистов, способных к профессиональному росту и мобильности в условиях информатизации общества и развития новых наукоемких технологий.

Обеспечение высокого качества образования лежит в плоскости совершенствования как содержания образования, так и технологий, за счет использования современных форм и инновационных методов организации образовательной деятельности. Инновация в педагогике обозначает целенаправленное изменение в педагогическом процессе, приводящее к переходу системы в новое качество, значительному повышению эффективности учебно-воспитательного процесса.

Одним из действенных технологических факторов совершенствования образования является внедрение новейших технических средств, среди которых компьютеры, видеосистемы и т.д. Создание национальных программ компьютеризации системы образования – одна из тенденций развития мирового образовательного сообщества. В развитых странах компьютеризация начинается с детских садов и охватывает почти стопроцентно школьную систему.

Компьютерная техника и информатика используются в качестве учебного предмета, а также в качестве мощного средства, повышающего качественную результативность учебного труда. Техника выполняет разнообразные функции: тренажера, справочника, партнера в учебных видеоиграх, консультанта, экзаменатора и т.д. Разнообразны ее возможности в оптимизации обучения – индивидуализация обучения, персональные учебные задания, активизация познавательной деятельности, разумная алгоритмизация мыслительной деятельности, экономия учебного времени, как источник разнообразной учебной информации и наглядности, компьютерные игры в обучающих целях и др.

Наряду с позитивным, использование этих средств порождает определенные проблемы, требующие реальной оценки и мер для устранения нежелательных последствий.

Содержание образования, методы и формы обучения должны отвечать потребностям современного общества, новым задачам. Этому способствует создание новых поколений учебных программ, корректировка имеющихся, направленная на их обновление и сочетающих в себе обязательность и элективность (выборность), общее и дифференцированное; создание интегративных программ и др.

Модернизация традиционных форм обучения идет с упором на индивидуальные и корпоративные (малые группы) формы учебной работы; наполнением обычного урока инновационными компонентами; расширением и разнообразием экскурсионных, факультативных и других форм занятий.

В методике обучения больший акцент делается на те методы, которые направлены на развитие творческой активности ребенка, критического мышления, включение учащихся в поисково-исследовательскую, опытническую деятельность, метод проектов, дискуссионные, на игровую и моделирующую методику, на усиление самостоятельной работы.

Общественное развитие подвело сегодня к необходимости непрерывного образования на протяжении всей жизни человека. Непрерывность – одна из важных тенденций развития современного образования, имеющая не только экономический аспект, а самое главное – создание условий для выявления самоценности каждой личности. Стремительный рост знаний, появление новых технологий, возрастающая интеллектуализация труда превращает образование в пожизненный процесс. Необходимость непрерывного образования создается всеми развитыми странами, которые создают условия и возможности каждому для такого обучения: гибкие организационные формы и разнообразные виды обучения (учебные заведения разного типа с возможностью перехода, широкий выбор образовательных программ, заочные формы, экстернат, дистанционное обучение, коммуникационная сфера обслуживания) и т.д.

Общество, которое всегда учится, имеет больший потенциал для развития. Таким образом, в сфере образования идет процесс систематического обновления всех его аспектов, отражающего изменения в сфере культуры, науки, техники и технологий.

Как свидетельствуют тенденции мирового развития, образование становится действенным фактором экономического роста, условием обеспечения национальной безопасности и благосостояния стран, благополучия каждого гражданина. Определяя будущее развития образования в современном мире, важно понимать, что оно идет по пути взаимопроникновения и взаимообогащения национальных культур, интернационализации общественной жизни, формирования единого поля мировой культуры и опыта воспитания, единого мирового образовательного пространства.

3. Роль образования в современной России

Россия стала страной открытой миру демократическим обществом строящим рыночную экономику и правовое государство, в котором на первое место должен быть поставлен человек, обладающий значительно большей, чем ранее, мерой свободы и ответственности. Эти процессы разворачиваются в общемировом контексте перехода цивилизации к новому состоянию: от традиционного для конца IXX – первой половины XX в. индустриального общества к обществу постиндустриальному и информационному.

Роль образования в этом движении состоит:

– в создании основы для устойчивого социально-экономического и духовного развития России, обеспечении высокого качества жизни народа;

– в укреплении демократического правового государства и развитии гражданского общества;

– в кадровом обеспечении рыночной экономики, интегрирующейся в мировое хозяйство;

– в утверждении статуса России в мировом сообществе как великой державы в сфере образования, культуры, искусства, науки, высоких технологий и экономики.

Цели образования как общественного явления обусловлены природой общества, в котором оно осуществляется. Исходя из конституционного определения нашей страны, как демократического правового государства с республиканской формой правления и представлений об идеале гражданина такого государства можно определить конечную цель образования по отношению к каждому человеку. Смысл всего происходящего в образовании заключено в его гуманистической ориентации, воплощающей в этой социальной сфере принцип, провозглашенный Конституцией демократической России: «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью».

Принципы государственной политики в области образования

– гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности, воспитание гражданственности и любви к Родине;

– единство федерального, культурного и образовательного пространства, защита системой образования национальных культур и религиозных культурных традиций в условиях многонационального государства;

– общедоступность образования, адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся, воспитанников;

– светский характер образования в государственных, муниципальных образовательных учреждениях;

– свобода и плюрализм в образовании;

– демократический, государственно-общественный характер управления образованием; автономность образовательных учреждений.

4 февраля 2010 г. Президентом Российской Федерации Д.Медведевым Приказом № 271 утверждена Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа », согласно которой м одернизация и инновационное развитие – единственный путь, который позволит России стать конкурентным обществом в мире XXI-го века, обеспечить достойную жизнь всем нашим гражданам. В условиях решения этих стратегических задач важнейшими качествами личности становятся инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения, умение выбирать профессиональный путь, готовность обучаться в течение всей жизни. Все эти навыки формируются с детства.

Школа является критически важным элементом в этом процессе. Главные задачи современной школы – раскрытие способностей каждого ученика, воспитание порядочного и патриотичного человека, личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире. Школьное обучение должно быть построено так, чтобы выпускники могли самостоятельно ставить и достигать серьёзных целей, умело реагировать на разные жизненные ситуации.

Новая школа – это институт, соответствующий целям опережающего развития. В школе будет обеспечено изучение не только достижений прошлого, но и технологий, которые пригодятся в будущем. Ребята будут вовлечены в исследовательские проекты и творческие занятия, чтобы научиться изобретать, понимать и осваивать новое, выражать собственные мысли, принимать решения и помогать друг другу, формулировать интересы и осознавать возможности. Новая школа – это школа для всех. В любой школе будет обеспечиваться успешная социализация детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов, детей, оставшихся без попечения родителей, находящихся в трудной жизненной ситуации. Будут учитываться возрастные особенности школьников, по-разному организовано обучение на начальной, основной и старшей ступени.

Новая школа – это новые учителя, открытые ко всему новому, понимающие детскую психологию и особенности развития школьников, хорошо знающие свой предмет. Задача учителя – помочь ребятам найти себя в будущем, стать самостоятельными, творческими и уверенными в себе людьми. Чуткие, внимательные и восприимчивые к интересам школьников, открытые ко всему новому учителя – ключевая особенность школы будущего. В такой школе изменится роль директора, повысится степень его свободы и уровень ответственности.

Новая школа – это центр взаимодействия как с родителями и местным сообществом, так и с учреждениями культуры, здравоохранения, спорта, досуга, другими организациями социальной сферы. Школы как центры досуга будут открыты в будние и воскресные дни, а школьные праздники, концерты, спектакли, спортивные мероприятия будут местом семейного отдыха.

Новая школа – это современная инфраструктура. Школы станут современными зданиями – школами нашей мечты, с оригинальными архитектурными и дизайнерскими решениями, с добротной и функциональной школьной архитектурой – столовой с вкусной и здоровой едой, медиатекой и библиотекой, высокотехнологичным учебным оборудованием, широкополосным Интернетом, грамотными учебниками и интерактивными учебными пособиями, условиями для занятий спортом и творчеством.

Новая школа – это современная система оценки качества образования, которая должна обеспечивать нас достоверной информацией о том, как работают и отдельные образовательные учреждения, и система образования в целом.

Основные направления развития общего образования

1. Переход на новые образовательные стандарты.

От стандартов, содержащих подробный перечень тем по каждому предмету, обязательных для изучения каждым учеником, будет осуществлен переход на новые стандарты – требования о том, какими должны быть школьные программы, какие результаты должны продемонстрировать дети, какие условия должны быть созданы в школе для достижения этих результатов.

В любой образовательной программе будет две части: обязательная и та, которая формируется школой. Чем старше ступень, тем больше возможности выбора. Новый стандарт предусматривает внеаудиторную занятость – кружки, спортивные секции, различного рода творческие занятия.

Результат образования – это не только знания по конкретным дисциплинам, но и умение применять их в повседневной жизни, использовать в дальнейшем обучении. Ученик должен обладать целостным социально-ориентированным взглядом на мир в его единстве и разнообразии природы, народов, культур, религий. Это возможно лишь в результате объединения усилий учителей разных предметов.

В школе должны быть созданы кадровые, материально-технические и другие условия, обеспечивающие развитие образовательной инфраструктуры в соответствии с требованиями времени. Финансовое обеспечение будет построено на принципах нормативно-подушевого финансирования («деньги следуют за учеником»), переход на которое планируется завершить во всех субъектах Российской Федерации в ближайшие три года. При этом средства будут поступать и в муниципалитеты, и в каждую школу по нормативу независимо от форм собственности.

Чтобы работа по стандартам была эффективной, предстоит развивать систему оценки качества образования. Нужна независимая проверка знаний школьников, в том числе – при их переходе из 4-го в 5-й и из 9-го в 10-й классы. Механизмы независимой оценки могут создаваться силами профессионально-педагогических союзов и ассоциаций. Россия будет продолжать участвовать в международных сравнительных исследованиях качества образования, создавать методики сопоставления качества образования в различных муниципалитетах и регионах.

2. Развитие системы поддержки талантливых детей.

В ближайшие годы в России будет выстроена разветвленная система поиска, поддержки и сопровождения талантливых детей.

Необходимо развивать творческую среду для выявления особо одаренных ребят в каждой общеобразовательной школе. Старшеклассникам нужно предоставить возможность обучения в заочных, очно-заочных и дистанционных школах, позволяющих им независимо от места проживания осваивать программы профильной подготовки. Требуется развивать систему олимпиад и конкурсов школьников, практику дополнительного образования, отработать механизмы учета индивидуальных достижений обучающихся при приеме в вузы.

Одновременно следует развивать систему поддержки сформировавшихся талантливых детей. Это, прежде всего, образовательные учреждения круглосуточного пребывания. Следует распространять имеющийся опыт деятельности физико-математических школ и интернатов при ряде университетов России. Для ребят, проявивших свои таланты в различных областях деятельности, будут организованы слеты, летние и зимние школы, конференции, семинары и другие мероприятия, поддерживающие сформировавшуюся одаренность.

3. Совершенствование учительского корпуса.

Необходимо внедрить систему моральных и материальных стимулов поддержки отечественного учительства. А главное – привлечь к учительской профессии молодых талантливых людей.

Система моральной поддержки – это уже сложившиеся конкурсы педагогов («Учитель года», «Воспитать человека», «Сердце отдаю детям» и др.), масштабный и действенный механизм поддержки лучших учителей в рамках приоритетного национального проекта «Образование».

Система материальной поддержки – это не только дальнейшее увеличение фондов оплаты труда, но и создание такого механизма оплаты труда, который позволит стимулировать лучших учителей вне зависимости от стажа их работы, а значит привлекать в школу молодых преподавателей. Как показывает опыт региональных пилотных проектов, зарплата может и должна зависеть от качества и результатов педагогической деятельности, оцененных с участием школьных советов, а комплекс современных финансово-экономических механизмов реально приводит к росту оплаты труда учителей. Работа по введению новых систем оплаты труда должна быть также завершена во всех субъектах Российской Федерации в течение ближайших трех лет.

Еще одним стимулом должна стать аттестация педагогических и управленческих кадров – периодическое подтверждение квалификации педагога, её соответствия задачам, стоящим перед школой. Принципиально обновлены квалификационные требования и квалификационные характеристики учителей, центральное место в них занимают профессиональные педагогические компетентности. Не должно быть никаких бюрократических препятствий для учителей, в том числе молодых, желающих подтвердить высокий уровень квалификации ранее установленных сроков.

Предстоит серьезно модернизировать систему педагогического образования. Педагогические вузы должны быть постепенно преобразованы либо в крупные базовые центры подготовки учителей, либо в факультеты классических университетов.

В системе педагогического образования, переподготовки и повышения квалификации следует распространять опыт лучших учителей. Педагогическая практика студентов профильных вузов и стажировки уже работающих педагогов должны проходить на базе школ, успешно реализовавших свои инновационные программы, прежде всего, в рамках приоритетного национального проекта «Образование».

4. Изменение школьной инфраструктуры.

Облик школ должен значительно измениться. Мы получим реальную отдачу, если школа станет центром творчества и информации, насыщенной интеллектуальной и спортивной жизни. В каждом образовательном учреждении должна быть создана универсальная безбарьерная среда, позволяющая обеспечить полноценную интеграцию детей-инвалидов.

Предстоит обновить нормы проектирования и строительства школьных зданий и сооружений, санитарные правила и нормативы питания, требования к организации медицинского обслуживания учеников и к обеспечению школьной безопасности.

5. Сохранение и укрепление здоровья школьников.

Дети проводят в школе значительную часть дня, и сохранение, укрепление их физического, психического здоровья – дело не только семьи, но и педагогов. Здоровье человека – важный показатель его личного успеха. Если у молодёжи появится привычка к занятиям спортом, будут решены и такие острые проблемы, как наркомания, алкоголизм, детская безнадзорность.

Сбалансированное горячее питание, медицинское обслуживание, включающее своевременную диспансеризацию, спортивные занятия, в том числе внеурочные, реализация профилактических программ, обсуждение с детьми вопросов здорового образа жизни – все это будет влиять на улучшение их здоровья. Кроме того, должен быть осуществлен переход от обязательных для всех мероприятий к индивидуальным программам развития здоровья школьников.

Именно индивидуальный подход предполагает использование современных образовательных технологий и создание образовательных программ, которые вызовут у ребенка интерес к учебе. Практика индивидуального обучения с учетом возрастных особенностей, изучение предметов по выбору, общее снижение аудиторной нагрузки в форме классических учебных занятий позитивно скажутся на здоровье школьников. Но здесь нужны не только меры со стороны взрослых. Намного важнее пробудить в детях желание заботиться о своем здоровье, основанное на их заинтересованности в учебе, выборе курсов, адекватных индивидуальным интересам и склонностям. Насыщенная, интересная и увлекательная школьная жизнь станет важнейшим условием сохранения и укрепления здоровья.

6. Расширение самостоятельности школ.

Школа должна стать более самостоятельной как в составлении индивидуальных образовательных программ, так и в расходовании финансовых средств.

Законодательно закрепится равенство государственных и частных общеобразовательных учреждений, предоставив семьям более широкие возможности выбора школы. Целесообразно также развитие концессионных механизмов для привлечения к управлению школами частных инвесторов.

Ученикам будет предоставлен доступ к урокам лучших преподавателей с использованием технологий дистанционного образования, в том числе в рамках дополнительного образования. Это особенно важно для малокомплектных школ, для удалённых школ, в целом для российской провинции.

Ключевыми механизмами реализации инициативы должны стать как проектные, так и программные методы работы. Направления деятельности будут осуществляться в рамках приоритетного национального проекта «Образование», Федеральной целевой программы развития образования и Федеральной целевой программы Научные и научно-педагогические кадры инновационной России.

От того, как будет устроена школьная действительность, какой будет система отношений школы и общества, насколько интеллектуальным и современным мы сможем сделать общее образование, зависит благосостояние наших детей, внуков, всех будущих поколений. Именно поэтому инициатива «Наша новая школа» должна стать делом всего нашего общества.

Вопросы и задания для самоконтроля

1. Сформулируйте понятия «гуманизация образования», «демократизация образования», «гуманитаризация образования». Приведите примеры из опыта российской и зарубежной систем образования.

2. Разработайте проект «Современная школа за рубежом».

3. Соберите материал в кейс по разделу «Российская школа XXI века: проблемы и перспективы».

 

Рекомендуемая литература

1. Бермус А.Г. Модернизация образования: философия, политика, культура: Научная монография /А.Г. Бермус. – М.: «Канон» РООИ «Реабилитация», 2008.

2. Гершунский Б.С. Философия образования для ХХI века. – М., 1998.

3. Джуринский А.Н. История педагогики. – М., 1999.

4. Днепров Э.Д. Школьная реформа методу "вчера" и "завтра". – М., 1996.

5. Доктрина образования в России / Е.П.Белозерцева и др. – М., 1996.

6. Загвязинский В.И. Педагогика: учебник для студ. Учреждений высш. проф. образования /В.И.Загвязинский, И.Н. Емельянова; под ред. В.И. Загвязинского. – М.: Издательский центр «Академия», 2011.


 

 

Гришин Владимир Афанасьевич Зятева Людмила Анатольевна Лупоядова Лариса Юрьевна Савин Александр Владиславович     Историко-педагогические аспекты образования Учебное пособие для студентов по направлению подготовки «Педагогическое образование»
Технический редактор: А.В. Савин  
Издатель: группа компаний «Десяточка» 241037, г. Брянск, ул. Красноармейская, 103 Тел.: (4832) 64-39-19 ISBN –
 
Подписано в печать 19.11.2012 Формат 60×84×16
Печать офсетная. Бумага офсетная.
Усл. п.л. 15 Тираж 100 экз. Заказ №
Отпечатано в ООО «Полиграмм-Плюс» г. Брянск, пр-т Ленина 67, офис 236

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: