психолого-педагогического исследования




прескриптивную – нормативную, создающую ориентиры для работы педагога-исследователя.

Эти функции определяют и разделение оснований методологии педагогики на две группы – теоретические и нормативные.

К теоретическим основаниям, выполняющим дескриптивные функции, относятся:

· определение методологии;

· общая характеристика методологии как науки, ее уровней;

· методология как система знаний и система деятельности, источники методологического обеспечения исследовательской деятельности в области педагогики;

· объект и предмет методологического анализа в области педагогики.

Нормативные основания охватывают круг следующих вопросов:

· научное познание в педагогике среди других форм духовного освоения мира, к которым относятся стихийно-эмпирическое познание и художественно-образное отображение действительности;

· определение принадлежности работы в области педагогики к науке: характер целеполагания, выделение специального объекта исследования, применение специальных средств познания, однозначность понятий;

· типология педагогических исследований;

· характеристики исследований, по которым ученый может сверять и оценивать свою научную работу в области педагогики: проблема, тема, актуальность, объект исследования, его предмет, цель, задачи, гипотеза, защищаемые положения, новизна, значение для науки и практики;

· логика педагогического исследования и т. д.

 

Уровни методологии педагогики

 
 


3. Частная методология педагогики (методы и методики исследования педагогических явлений)  


1. Общая методология педагогики (философские основания)  

 

Общая методология психолого-педагогического исследования предполагает учет:

· основных положений, принципов и категорий материалистической диалектики;

· закона единства и борьбы противоположностей, в соответствии с которым процесс обучения и воспитания людей является сложным, противоречивым и саморазвивающимся;

· закона перехода количественных изменений в качественные, согласно которому увеличение педагогических воздействий должно приводить к улучшению их качества;

· закона отрицания отрицания, в соответствии с проявлением которого формирование в ходе обучения и воспитания положительных качеств, знаний, навыков и умений затрудняет функционирование отрицательных характеристик, если они свойственны человеку;

· представлений о зависимости педагогического процесса от социально-экономического и политического развития общества, культурных и этнических особенностей людей;

· представлений о зависимости педагогического процесса от уровня развития психолого-педагогической мысли, организации учебной и воспитательной работы в обществе и его образовательных учреждениях.

Специальная методология психолого-педагогического исследования предполагает учет:

· устойчивых представлений о сознании и психике человека и возможностях педагогического воздействия на него (принципы психологии: детерминизма, единства сознания и деятельности, единства внешних воздействий и внутренних условий, развития);

· особенностей развития личности в обществе и группе (коллективе) в процессе общественно-полезной деятельности;

· единства воспитания и самовоспитания личности.

Частная методология психолого-педагогического исследования предполагает учет закономерностей, принципов, методов обучения и воспитания, а также методов психолого-педагогического исследования.

 

Методологические принципы

психолого-педагогического исследования

 

В методологическом знании особенно важную роль играют принципы и требования к исследовательской деятельности. Остановимся прежде всего на использовании в психолого-педагогических исследованиях общенаучных принципов и требований.

Общенаучные принципы:

· принцип объективности;

· генетический принцип;

· принцип концептуального единства исследования;

· принцип единства теории и практики;

· принцип творческого подхода к исследуемой проблеме;

· принцип конкретно-исторического подхода;

· принцип всесторонности.

Основополагающим принципом любого научного исследования является методологический принцип объективности. Он выражается во всестороннем учете порождающих то или иное явление факторов, условий, в которых они развиваются, адекватности исследовательских подходов и средств, позволяющих получить истинные знания об объекте, предполагает исключение субъективизма, односторонности, предвзятости в подборе и оценке фактов. Принцип объективности, однако, не исключает субъективности, включенности в процесс исследования человека-исследователя с его творческой индивидуальностью, определенно ориентированным внутренним миром.

Принцип объективности диктует требование доказательности, обоснованности исходных посылок, логики исследования и его выводов. Требование доказательности предполагает необходимость выявить все точки зрения на исследуемый вопрос.

Для научных исследований важно соблюдение генетического принципа, сущностью которого является рассмотрение изучаемого факта или явления на основе анализа условий его происхождения, последующего развития, выявления моментов смены одного уровня функционирования другим (качественно иным), например, выяснение генетических и социальных предпосылок возникновения индивидуальных психологических особенностей человека в онтогенезе.

Одним из общих научных принципов является и принцип концептуального единства исследования, поскольку если исследователь не защищает, не проводит последовательно определенной концепции, вырабатывая ее сам или присоединяясь к одной из существующих, ему не удается осуществить единство и логическую непротиворечивость подходов и оценок.

Большую роль в успешном осуществлении психолого-педагогических исследований играет принцип единства теории и практики. Практика – критерий истин­ности того или иного теоретического положения. Теория призвана сделать практику более эффективной, указать ей направления и способы развития. Практика, не направляемая научной теорией, страдает стихийностью, отсутствием должной целеустремленности, мало­эффективна. Поэтому при организации психолого-педагогических исследований очень важно исходить не только из достижений психолого-педагогической теории, но и из развития практики.

Одним из методологических принципов является творческий подход к исследуемой проблеме. Нельзя глубоко исс­ледовать ту или иную проблему, идя только про­торенными путями, следуя выработанным шаблонам, не проявляя творчест­ва. Если исследователь стремится по-настоящему помочь проложить дорогу бурно развивающейся педагогической практике, он должен по-новому решать возникающие проблемы.

Творчество неразрывно с конкретно-историческимподходом к оценке психолого-педагогических явлений: то, что на определенном историческом этапе является прогрессивным, может быть в иных условиях реакционным. Иначе говоря, нельзя оценивать психолого-педа­гогические теории прошлого с позиций современности.

Успех психолого-педагогического исследования во многом зависит от реализации принципа всесторонности изучения психолого-педагогических процессов и явле­ний. Методологический принцип всесторонности предполагает комп­лексный подход к исследованию педагогических процессов и явлений. Одно из важнейших требований комплексного подхода – установление всех взаи­мосвязей исследуемого явления, учет всех внешних воздействий, оказыва­ющих на него влияние, устранение всех случайных факторов, искажающих картину изучаемой проблемы. Другое его существенное требование – использование в ходе исследования разнообразных методов в их различных сочетаниях. Опыт убеждает, что нельзя успешно осуществлять исследова­ние того или иного вопроса с помощью какого-то одного “универсального” метода.

Выделим теперь некоторые подходы, связанные со спецификой психолого-педагогического исследования:

· деятельностный подход;

· системный подход;

· личностный подход;

· полисубъектный подход;

· культурологический подход;

· этнопедагогический подход;

· антропологический подход.

Сущность деятельностного подхода в том, что исследуется реальный процесс взаимодействия человека с окружающим миром, который обеспечивает решение определенных жизненно важных задач.

Психолого-педагогическое исследование (за исключением сугубо теоретического) обычно включено в реальный процесс обучения и воспитания, поэтому оно должно удовлетворять требованию единства исследовательской и практической учебно-воспитательной работы.

Задачи воспитателя с точки зрения деятельностного подхода: выбор и организация деятельности ребенка с позиции субъекта познания, труда и общения (активность самого). Это предполагает: осознание, целеполагание, планирование деятельности, ее организация, оценка результатов и самоанализ (рефлексия).

Системный подход основан на положении о том, что специфика сложного объекта (системы) не исчерпывается особенностями составляющих ее элементов, а связана, прежде всего, с характером взаимодействия между элементами. В процессе системного анализа выясняются не только причины явлений, но и воздействие результата на породившие его причины.

Задача воспитателя: учет взаимосвязи компонентов.

Личностный подход признает личность как продукт общественно-исторического развития и носителя культуры, и не допускает сведение личности к натуре. Личность рассматривается как цель, субъект, результат и главный критерий эффективности педагогического процесса. Учитывается уникальность личности, ее интеллектуальная, нравственная свобода, право на уважение.

Задача воспитателя: создание условий для саморазвития задатков и творческого потенциала личности.

Полисубъектный (диалогический) подход. Личность - продукт и результат общения с людьми и характерных для нее отношений, т.е. важен не только предметный результат деятельности, но и отношенческий.

Задача воспитателя: контролировать взаимоотношения, способствовать гуманным отношениям, налаживать психологический климат в коллективе.

Основание культорологического подхода – аксиология – учение о ценностях и ценностной структуре мира. Этот подход обусловлен объективной связью человека с культурой как системой ценностей, выработанной человечеством. Освоение человеком культуры представляет собой развитие самого человека и становление его как творческой личности.

Задача воспитателя: приобщение к культурному потоку, активизации творчества.

Этнопедагогический подход предполагает воспитание с опорой на национальные традиции, культуру, обычаи.

Задача воспитателя: изучение этноса, максимальное использование его воспитательных возможностей.

Антропологический подход, обоснованный К.Д. Ушинским, это системное использование данных всех наук о человеке и их учет при построении и осуществлении педагогического процесса.

Методологические подходы педагогики как отрасли гуманитарного знания позволяют:

· определить ее действительные проблемы и способы их разрешения;

· проанализировать всю сумму образовательных проблем и установить их порядок значимости;

· реализовать гуманистическую парадигму образования.

Методологические требования к проведению психолого-педагогических исследований:

· исследовать процессы и явления такими, какие они есть на самом деле, со всем позитивом и негативом, успехами и трудностями; не описывать явления, а критически анализировать их;

· оперативно реагировать на новое в теории и практике психологии и педагогики;

· усиливать практическую направленность, весомость и добротность рекомендаций;

· обеспечивать надежность научного прогноза, видение перспективы развития исследуемого процесса, явления;

· соблюдать строгую логику мысли, чистоту психологического или педагогического эксперимента.

Профессионально-этические аспекты



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: