Канд. юрид. наук, доцент П.М. Морхат




Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

Высшего профессионального образования

«Российский государственный гуманитарный университет»

(РГГУ)

ФИЛИАЛ В Г. ДОМОДЕДОВО

 

 

Кафедра государственно-правовых дисциплин

 

Попов Александр Вадимович

 

ЮРИДИЧЕСКАЯ ТЕХНИКА

 

Курсовая работа курсу «Теория государства и права»

студента 1 курса, группы ЮЗ-1, заочной формы обучения

по направлению 030501 «Юриспруденция»

 

 

Научный руководитель

канд. юрид. наук, доцент П.М. Морхат

Домодедово 2017

СОДЕРЖАНИЕ:

 

ВВЕДЕНИЕ  
ГЛАВА I. ЮРИДИЧЕСКАЯ ТЕХНИКА. ОБЩИЕ ПОНЯТИЯ  
1.1. Становление и история развития юридической техники  
1.2. Понятие и содержание юридической техники  
ГЛАВА II. ВИДЫЮРИДИЧЕСКОЙ ТЕХНИКИ  
2.1. Законодательная техника  
2.2. Другие виды юридической техники  
ЗАКЛЮЧЕНИЕ  
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ  

 

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность исследования. Данная тема является актуальной по следующим причина: одним из важных условий совершенствования законо­дательства является овладение системой определенных требований, предъявляемых к процессу создания законов и подзаконных актов. Эти требования, выработанные в те­чение веков различными государствами, концентрирован­но формулируются в отрасли знания, именуемой законо­дательной техникой. Наше законодательство страдает множеством недос­татков технического порядка, особенно тех законов и иных правовых актов, которые приняты в последнее десятиле­тие. И вполне оправдано предположение о том, что это обстоятельство (в числе иных) стало одной из причин несовершенства действующего законодательства, сложившегося в массовом сознании впечатления о необязательности исполнения закона, о возможности безнаказанного его нарушения, о допустимости «борьбы законов» и использова­нии «телефонного права». Некомпетентность и легкомыслие, с которыми иные должностные лица берутся за сложное, тонкое и ответст­венное дело - законотворчество, оборачиваются в итоге не только несовершенством законодательства, но нередко трагическими последствиями для общества, его формиро­ваний и отдельных членов.

Объект исследования. Объектом исследования является юридическая техника в уголовном законодательстве.

Предмет исследования.Предметом исследования выступает уголовное законодательство.

Цели и задачи работы.Цель работы является всестороннее изучение юридической техники в уголовном законодательстве.

При выполнении данной работы были поставлены следующие задачи:

- Изучить определение юридической техники, рассмотреть правила формулировки и разработки нормы права, правила построения нормативных актов и их оформления.

- Раскрыть виды юридической техники, рассмотреть законодательную технику, технику систематизации, технику учета нормативных актов, технику правоприменительных актов, легализацию документов.

- Охарактеризовать особенности юридической техники уголовного законодательства

Метод исследования.Эффективность и результативность законов и иных нормативно-правовых актов в большой мере зависит от того, насколько точны и ясны юридические формулировки, насколько они логически связаны и последовательны, насколько единообразно применение юридических понятий и терминов. Этому способствуют правила и приемы юридической техники, которые используются законодателем в ходе подготовки нормативно-правовых актов[1].

Данная курсовая работа состоит из введения, основной части, которая в свою очередь делится на главы и параграфы, заключения и списка использованных источников литературы.

 

 

ГЛАВА I. ЮРИДИЧЕСКАЯ ТЕХНИКА. ОБЩИЕ ПОНЯТИЯ

 

1.1. Становление и история развития юридической техники

С точки зрения исторической логики право и юридическая техника должны возникать одновременно. Ведь процесс возникновения права отражает прежде всего развитие его внутренней самоорганизации, итогом которой становится известная "конструкция" права, т.е. его внутренняя структура и форма внешнего выражения (от макро - до микроуровня). Это и есть в самом общем виде техника права, или техника в праве, или юридическая техника. Она формируется в процессе выделения права из слитной нормативной системы родового общества, превращения его в обособленный, формализованный социальный регулятор, обладающий свойствами системы и структуры. Если на известной ступени истории возникает идея (концепция, доктрина) права, то юридическая техника есть средство (инструмент, способ) ее материализации, "привязки" к реальным условиям. Точно так же зарождение в обществе правовых отношений порождает потребность в известных средствах, методах придания им качества таковых. Технический аспект становления права на заре его истории как раз и состоит в придании праву качеств системности и структурированности. При этом процесс становления права (и юридической техники) сам является лишь одним из аспектов процесса структуризации общества в ходе общественного разделения труда и соответствующей эволюции человеческого сознания.

Становление юридической техники имеет свою историю, свои этапы развития в разных странах. Об этом свидетельствуют известные правовые памятники всемирной истории, такие как Законы Хаммурапи, царя Вавилона (1792 - 1750 гг. до н.э.), Законы Ману (II в. до н.э.), Законы XII таблиц (V в. до н.э.), Кодекс Юстиниана (VI в. н.э.), Салическая правда (V - VI в. н.э.), "Каролина" (начало XVI в.), "Русская правда", русские Судебники и многие другие.

Методологические основы юридической техники были заложены еще в трудах Платона и Аристотеля, Цицерона и других знаменитых античных юристов, которые говорили о том, что законы нужно не просто "писать", а необходимо соблюдать процедуру и технику оформления нормативных правовых актов. Так, Платон и Аристотель, посвящали свои произведения проблеме создания, изменения и совершенствования законодательства. Римские юристы и риторы видели риторичность юридических правил: презумпции, аксиомы, фикции есть тропы, фигуры. В конечном итоге это есть средства общения или правила игры на смысловом поле юридического языка. В ходе этой игры мы имеем дело не с фактами объективной реальности, а с метафорами, синекдохами и прочим в рассказе о ней. В Дигестах император Юстиниан поручал своему квестору стремиться "к устранению излишних длиннот" и исправить в старых книгах "что-либо нехорошо помещенное или что-либо лишнее или недостаточно совершенное".

В более позднее время данная проблема нашла отражение в работах Ф. Бэкона, И. Бентама, Ш. Монтескье, Р. фон Иеринга и других видных представителей философской и правовой науки Европы. Так, Ш. Монтескье, Р. фон Иеринг сформулировали важнейшие принципы составления законов и правил юридической техники, которые и сегодня не потеряли своей актуальности. Великий мыслитель XVIII в. Монтескье писал о том, каким должен быть "слог закона", о важности последовательного использования терминологии в правовых актах. Р. фон Иеринг ввел в научный оборот термин "юридическая техника".

История развития государства и права в России также свидетельствует о том, что юридическая техника имела здесь достаточно глубокие корни, свои особенности развития. Это, в частности, нормативное построение предложений, наличие заголовков статей, специальных правовых терминов в "Русской правде"; преамбулы, разделение текстов на статьи в первых кодифицированных актах России - Судебниках 1497 и 1550 гг. В Соборном уложении Алексея Михайловича (1649 г.) появляется хорошо структурированный текст, главы с заголовками, более четкие правовые термины.

Большая работа по технико-юридическому оформлению законодательства была проведена при Петре I, Екатерине II и Александре II. В это время были созданы крупные законодательные акты с применением правил юридической техники. Высокие требования предъявлялись к написанию текстов законов. Для примера приведем требование Петра Великого: "Все прожекты зело исправны должны быть, дабы казну изрядно не разорять и Отечеству ущерба не чинить. Кто прожекты будет абы как ляпать, того чина лишу и кнутом драть велю - в назидание потомкам".

В Наказе Комиссии по составлению проекта нового Уложения Екатерина II наставляет: "Всякий закон должен написан быть словами, вразумительными для всех.". И далее: "Законы делаются для всех людей, все люди должны по оным поступать - следовательно, надобно, чтобы все люди оные и разуметь могли".

Со второй половины XIX века начал регулярно издаваться источник текущего законодательства - Собрание узаконений и распоряжений Правительства.

В советское время продолжились традиции исследования проблем юридической техники, развитие и использование ее творческого потенциала.

Заметным этапом в развитии технико-юридических правил оформления законодательства явилась разработка советских конституций, создание в 60-е гг. основ законодательства, новых кодексов, подготовка и издание систематического Собрания законодательства СССР и соответствующих собраний законодательства союзных республик. Значительным достижением в развитии юридической техники стали разработка и издание с применением съемных листов Свода законов СССР (11 томов) и Свода законов РСФСР.

Свод законов РСФСР был издан в 1986 - 1988 гг., состоял из восьми томов. Нормативные акты в нем систематизировались по предметному признаку и группировались в пяти разделах, разделенных на главы, параграфы, пункты и подпункты. Он имел хронологический и алфавитно-предметный указатели.

Издание Сводов законов явилось крупными государственными мероприятиями, которые базировались на научных разработках проблем юридической и прежде всего законодательной техники Всесоюзного научно-исследовательского института советского законодательства, Юридической комиссии при Совете Министров СССР, юристов - ученых и практических работников. К сожалению, многое из того, что предлагалось в трудах ученых, не нашло своего воплощения в жизни.

Новый этап в развитии юридической техники в стране начался в конце 80-х - начале 90-х гг. ХХ в.

Уровень юридической техники в первую очередь свидетельствует о юридической культуре. Им во многом обусловлены и соблюдение законности, и эффективность права. При издании правовых норм важно так их сформулировать, изложить и разложить, чтобы воля законодателя стала ясной и доступной, чтобы истинный смысл ее не расходился с текстуальными формулировками, чтобы не было двусмысленности и темноты актов. Юридическая техника как раз и связана в основном с организацией правового материала, его внешним изложением. В уровне совершенства правовых актов мы находим внешнюю материализацию юридической техники. Сквозное значение в юридической технике имеет терминология. Термины представляют собой словесное обозначение определенных понятий, используемых для выражения воли законодателя. Используется три их вида: общеупотребительные, специальные юридические (иск, соучастие и т.п.), специальные неюридические. Наиболее общими правилами использования терминов являются: единство терминологии, тождественность их употребления в разных правовых актах; использование общепризнанных терминов; стабильность терминологии, устойчивость общепринятых обозначений[2].

Итак, юридическая техника - изобретение не сегодняшнего дня. Она появилась еще во времена зарождения самого права. В последующем ее элементы получили более четкие очертания, образовали некий свод, собрание правил, приемов, специальных средств, с помощью которых сначала на каменных столбах, пергаментных свитках, а затем и в рукописных и печатных книгах создавались и получали воплощение правовые установления.

Необходимо отметить, что уровень развития юридической техники всегда служит надежным показателем уровня развития правовой культуры общества. Несомненно также и то, что юридическая техника не чисто техническая, прикладная проблема, а критерий определения сущности права, критерий направленности политической воли законодателя.[3]

1.2. Понятие и содержание юридической техники

Термином "техника" в настоящее время обозначаются два связанных между собой, но различных явления. Это техника как совокупность средств человеческой деятельности, созданных для осуществления процессов производства и обслуживания непроизводственных потребностей общества. Техника как совокупность способов, приемов, навыков в каком-либо виде деятельности. Для обозначения техники во втором значении часто применяется также термин "технология". Технический (технологический) аспект имеет любая деятельность. Применительно к юридической деятельности можно говорить о технике юридической деятельности, или иными, более привычными для юриста, словами - о юридической технике.

"Техника подразумевает владение чем-то и некое видение мира, в котором оно происходит. Юридическая техника означает владение словом, оперирование в текстовых полях юридического языка"[4].

В настоящее время наиболее распространенной является точка зрения, согласно которой юридическая техника рассматривается как совокупность правил, приемов, способов и средств разработки, оформления, систематизации, толкования и применения наиболее совершенных по форме и содержанию нормативных правовых актов и других юридических документов и сводится главным образом к законодательной технике.

Вместе с тем есть авторы, рассматривающие юридическую технику как технику, с помощью которой создаются только тексты нормативных правовых актов. Другие же выходят за рамки таких представлений и рассматривают юридическую технику как технику, применяемую в юридической деятельности вообще.

Ведутся споры и по поводу состава элементов юридической техники, составляющих ее содержание. Существуют определения юридической техники в широком и узком смыслах. В широком смысле юридическая техника - это наука законотворчества, законодательная политика и законодательная техника[5]. В узком смысле - это технические средства и приемы построения правовых норм[6].

Обозначены, но пока не исследованы различия в подходах к пониманию юридической техники в странах общего права и в странах континентального права. Ведется спор о том, имеет ли юридическая техника только прикладной характер или же она является более сложным явлением, объединяющим инструментальный и фундаментальный подходы.

В отечественной литературе сложились статический и динамический подходы к содержанию понятия юридической техники. Для статического подхода характерно раскрытие содержания понятия юридической техники через перечисление ее элементов - методов, способов, приемов, средств. Динамический же подход рассматривает юридическую технику не только как совокупность названных элементов, но и как деятельность, то есть совершение определенных действий.

Представляется, что юридическая техника имеет в основном прикладной, инструментальный характер. Но это вовсе не означает ее "второсортности", подчиненности, несамостоятельности. Это "чрезвычайно существенное знание, - отмечал[7], - имеющее относительно самостоятельное значение в системе правоведения".

Будучи научно-прикладной, инструментальной отраслью знания, она использует достижения не только правоведения, но и других наук - логики, документоведения, лингвистики и т.д. и, конечно же, большое число своих собственных, выработанных практикой приемов и средств, с помощью которых достигаются цели правового регулирования. Эти правила, приемы и средства обеспечивают наиболее точное соответствие правовых актов их сущности и содержанию.

Юридическая техника отличается многогранностью, многоаспектностью. Она имеет три основных проявления, три формы существования.

А) Юридическая техника выступает как совокупность средств и приемов нематериального, технического характера.

Средства и приемы здесь технические, потому что являются, так сказать, внешними инструментами и способами организации правового материала. Как и все техническое, они с одинаковым успехом используются при выработке, оформлении и систематизации многих и разных актов. Их значение по отношению к содержанию права служебное. В то же время эти средства и приемы имеют нематериальный характер. Они выражены в определенных идеологических явлениях и категориях (юридических конструкциях, приемах изложения норм и др.).

Б) Юридическая техника выражается в правилах (нормах), в соответствии с которыми она и используется.

Ее средства и приемы действуют не сами по себе, не автоматически. Правильное и целесообразное использование технических средств и приемов закрепляется в правилах юридической техники, которые относятся к особой разновидности технических норм, касающихся области правового регулирования. Они могут быть выражены в нормативных актах, в том числе особых инструкциях по подготовке и оформлению законопроектов. Тогда они выступают в качестве технико-юридических норм, предъявляющих законодателю, иным субъектам общественных отношений определенные требования, от соблюдения которых зависит совершенство актов.

Использование средств и приемов юридической техники внешне выражается главным образом в применении соответствующих правил. Вот почему на практике, а иногда и в теории она понимается как совокупность правил наиболее рационального составления и правильного изложения правовых актов (что, однако, нельзя признать достаточно точным).

Правила юридической техники вырабатываются прежде всего в практической работе по подготовке и оформлению правовых актов. Решающая роль в выработке совершенных правил юридической техники принадлежит правовой науке. Высокий технический уровень законодательства и индивидуальных актов может быть достигнут только на основе проверенных жизнью и теоретически отработанных научных рекомендаций. Уровень юридической техники зависит и от данных неюридических наук (в частности, приемы изложения нормативных актов в письменных документах построены в значительной мере на данных наук, занимающихся законами языка и стиля изложения). Таким образом, высокая юридическая техника является одним из тех юридических инструментов, через которые данные науки превращаются в своеобразную, в пределах правовой надстройки производительную силу.

Большой интерес представляют рекомендации Европейской Ассоциации содействия законодательству, официальный тезаурус Европейского парламента, модельные правовые акты Межпарламентской ассамблеи стран СНГ, регулярно проводимые на базе российского парламента научно-практические семинары по эффективности законодательных процедур, развитию юридической техники. Все это способствует взаимному обмену опытом, разумной унификации подходов к применению технико-юридических процедур.

В нашей стране требования юридической техники получили нормативное закрепление в регламентах Государственной Думы РФ, Совета Федерации РФ и Правительства РФ, правовых актах федеральных органов исполнительной власти. Трудно переоценить роль, которую призваны сыграть в развитии юридической техники подготовленные по инициативе Правового управления Аппарата Государственной Думы Главным государственно-правовым управлением Президента РФ, Правовым управлением Аппарата Правительства РФ, Правовым управлением Аппарата Совета Федерации и Министерством юстиции РФ Методические рекомендации по юридико-техническому оформлению законопроектов. Этот документ, безусловно, окажет положительное влияние на преодоление ошибок, связанных с содержанием и формой законопроектов, устранение разнобоя реквизитов и рубрик законодательных актов, утверждение стереотипной структуры, единого стиля изложения, тщательной отработки механизма действия законов.

В соответствии с п.1 Постановления Правительства РФ от 13.08.1997 №1009 "Об утверждении Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации" (ред. от 22.12.2011), в целях обеспечения защиты прав, свобод и законных интересов граждан, совершенствования правового регулирования и контроля за соответствием издаваемых федеральными органами исполнительной власти и иными органами и организациями нормативных правовых актов Конституции РФ, федеральным законам, указам и распоряжениям Президента РФ, Постановлениям и распоряжениям Правительства РФ, международным договорам РФ разработан Приказ Минюста РФ от 04.05.2007 №88 "Об утверждении Разъяснений о применении Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации" (ред. от 26.05.2009). В данном Приказе подробно изложены правила подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, а также правила их государственной регистрации.

Особые требования к законодательной технике предъявляет Федеральный закон от 17.07.2009 №172-ФЗ "Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов" (ред. от 21.11.2011).

На региональном уровне некоторые вопросы юридической техники урегулированы в специальных законах ("законы о законах"), посвященных правотворчеству, законодательному процессу. Интересными в этом плане являются Законы "О правовых актах Свердловской области", "О нормативных правовых актах Курганской области", Закон Иркутской области "О законах и иных нормативных правовых актах", Закон города Москвы "О законах города Москвы и постановлениях Московской городской Думы". Распоряжением Мэра Москвы утверждены Методические правила подготовки проектов законов, где подробно расписаны лингвистические требования, техника внесения изменений и дополнений в тексты законов и другие приемы, способы и средства юридической техники. Тем не менее в масштабах страны все они имеют несистематизированный, фрагментарный характер и всецело зависят от инициативы местного руководства.

К сожалению, приходится констатировать, что хорошо продуманной, научно выверенной нормативной базы по вопросам юридической техники в стране не существует. Предполагалось, что начало их решения будет положено в Федеральном законе "О нормативных правовых актах Российской Федерации", принятом Государственной Думой РФ в первом чтении еще в 1996 г.. Однако работа над ним была приостановлена. Между тем, принятие такого федерального закона - это способ эффективно решить проблемы, связанные с разрозненностью российского законодательства, упорядочить системные механизмы государственного управления и правового регулирования, обеспечить устойчивое функционирование судебной и правоохранительной систем, а также решить иные актуальные задачи.

Как только средства и приемы юридической техники реально воплощаются в правовых актах, они становятся свойством данной системы законодательства. Уровень юридической техники в той или иной стране определяется прежде всего по реальному использованию технических средств и приемов в законодательстве, в правовых актах.

Юридическая техника играет существенную роль в обеспечении эффективности права, в укреплении законности. Полное и правильное использование всех средств и приемов на основе отработанных правил юридической техники обеспечивает точное выражение содержания правовых актов, их доходчивость и доступность, возможность наиболее рационального их использования в практической работе.

Высокий технико-юридический уровень правовых документов - один из важнейших показателей общей и правовой культуры общества. Уровень юридической техники[8], - один из показателей уровня юридической культуры в стране". Недооценка структурно-композиционного построения, внешнего оформления, требований логики, стиля изложения ведет к декларативности, противоречивости, неясности правовых актов, что создает благоприятные возможности для различных манипуляций с ними и в конечном итоге - к снижению уровня законности и правопорядка.

Усилия по улучшению качества законодательства носят всеобщий характер. Легистика - так сегодня именуется формирующаяся научная и учебная дисциплина, занимающаяся комплексным исследованием проблем законодательной деятельности. Этот подход объединяет элементы науки, искусства и мастерства и ставит в центр внимания как содержание законодательства, так и его форму.

Итак, при широком подходе юридическую технику следует понимать как совокупность способов, приемов, навыков, применяемых в сфере юридической деятельности. Более наглядно юридическую технику можно раскрыть в связи с правовыми актами, которые пронизывают все виды и стороны юридической деятельности и в целом являются наиболее универсальным интегрирующим юридическим явлением. В этом отношении юридическая техника - это совокупность средств, приемов, правил разработки, оформления, публикации и систематизации законов, иных правовых актов, обеспечивающая их совершенство и эффективное использование. Причем юридическая техника охватывает не только нормативные, но и индивидуальные акты.

В отличие от правовых актов, которые содержат общеобязательные право положения, во всех других текстах (теоретического или практического характера) по правовой тематике содержатся лишь те или иные право суждения (суждения, высказывания о праве), не имеющие юридической силы. И адекватность право суждений (теоретических или практических) следует оценивать с позиций соответственно критериев научной истины или прагматической пользы, а не правил юридической техники. Возможны, правда, случаи, когда те или иные право суждения представителей юриспруденции (например, римских или более поздних юристов) являются частью юридической доктрины, официально признанной источником действующего права; такие доктринальные право суждения являются одновременно и общеобязательными право положениями[9].

 

 

Глава II. ВИДЫЮРИДИЧЕСКОЙ ТЕХНИКИ

2.1. Законодательная техника

Хотя все направления юридической деятельности, в совокупности образующие юридическую технику, имеют важное значение, особая роль принадлежит законотворчеству и, соответственно, - законодательной (шире - правотворческой) технике, используемой при разработке законодательных актов. Этот вид юридической техники имеет наибольший научный и практический интерес.

Нормативно-правовой акт - это "литературное произведение с характерными чертами и особенностями". Эти отличия связаны с назначением права в общественной жизни быть регулятором общественных отношений, наделять граждан правами, свободами, обязанностями и гарантировать их, устанавливая меры, обеспечивающие выполнение этих правовых предписаний.

Правила правотворческой техники многочисленны и не имеют рецептов на все случаи. Положительный эффект применение таких правил даёт только в случае учета конкретных условий, вызвавших появление законопроекта или уже принятого нормативно-правового акта. Имеет значение специфика предмета правового регулирования и сферы его действия.

Существуют основные принципы (требования) к работе над внешней формой законопроектов:

- Точность и определенность юридической формы: формулировок, выражений и отдельных терминов нормативно-правового акта.

- Ясность и доступность языка нормативно-правового акта для адресатов, на которых он распространяет своё действие.

- Полнота регулирования соответствующей сферы отношений.

- Конкретность регулирования, борьба с декларативностью нормативно-правовых актов.

- Использование апробированных, устоявшихся терминов и выражений, имеющих широкое хождение.

- Максимальная экономичность, оптимальная ёмкость, компактность законодательных формул.

- Системное построение права, т.е. цельность, сбалансированность, внутренняя связь и взаимозависимость всех частей правовой системы, логическая последовательность изложения мысли законодателя.

- Унификация, единообразие формы и структуры нормативных актов, способов изложения правовых предписаний.

Действенность изданного нормативно-правового акта во многом зависит от уровня правотворческой техники, от конкретности содержащихся в данном акте нормативных предписаний. Эффективность юридических норм зависит от качества принимаемых нормативно-правовых актов, что достигается с помощью соответствующих правил и приемов правотворческой техники. Для того чтобы обеспечить внутреннюю гармонию и согласованность всей системы законодательной деятельности, нужен хорошо разработанный юридический механизм, регламентирующий все стадии принятия законодательных решений. Без совершенного механизма правотворческой техники трудно обеспечить объективность и устойчивость существующих нормативно-правовых актов, их социальную ценность.

Уровень правотворческой техники свидетельствует о юридической культуре и совершенстве нормотворческого процесса.

В современных условиях знание законодательных процедур и приемов правотворческой техники имеет очень большое значение в нормотворческой деятельности. Это во многом связано с признанием прав и свобод человека и гражданина высшей социальной ценностью, с их реализацией и обеспечением, признанием приоритета международного права над национальным законодательством, с новым подходом в право понимании, связанным с различением права и закона.

К основным приемам и средствам правотворческой техники можно отнести: юридические конструкции и фикции, законодательные оговорки, отсылки и примечания, правовые дефиниции и понятия.

При издании юридических норм большое значение имеют их правильная формулировка и изложение в тексте закона. Юридические понятия и термины должны быть точными и ясными, чтобы не было двусмысленности и истинный смысл не расходился с текстуальными формулировками. Юридическая терминология представляет собой словесное обозначение определенных понятий, используемых законодателем при нормотворческой деятельности.

К средствам юридической техники также относятся юридические конструкции - построение норм права по особому типу связей составляющих его элементов (например, состав преступления). При издании кодифицированных нормативно-правовых актов выделяют Общую и Особенную части. Первичным элементом структуры текста закона является статья с подразделениями на пункты и части. Статьи объединяются в главы и разделы.

Законодательная техника используется на всех стадиях жизнедеятельности закона: в процессе разработки первоначального варианта законопроекта, в ходе его обсуждения и рассмотрения, при оформлении и принятии закона, в процессе его толкования и реализации.

Отдельную и довольно обширную тему в рамках правотворческой техники составляет язык нормативно-правовых актов. Своеобразие нормативно-правового стиля языка состоит в том, что он выражает волю законодателя, формирует официальные документы. Его характерными чертами являются безличность, нейтральность, точность, конкретность, простота и лаконичность. Язык закона, других правовых документов строг, официален. Образцом блестящей лаконичности и афористичности, но одновременно непревзойденной точности и глубины мысли до сих пор является язык законов Древнего Рима.

Основные требования к стилю и языку нормативных правовых актов выражаются, в частности, в необходимости использования в тексте нормативно-правового акта терминов с четким и строго очерченным смыслом, употребления слов и выражений в прямом и непосредственном их значении, отказа от неоправданных неологизмов, неустоявшихся терминов, жаргонизмов, перебора с иностранной лексикой. В ряде стран, например во Франции, Великобритании, Канаде, Испании и др., огромное внимание уделяется бережному отношению к национальным языкам не только в духовно-культурной сфере, но и в административно-государственной деятельности, законотворчестве, правовой практике.

Итак, важнейшая разновидность юридической техники - законодательная (правотворческая) техника. Это совокупность методов, приёмов подготовки качественно совершенных как по форме, так и по содержанию нормативно-правовых актов.

Юридическаятехника - это совокупность средств, специфических правил и приемов, которые используют при создании, оформлении и систематизации юридических актов для обеспечения их эффективности и регулятивного действия на общественные отношения. Существует следующая классификация юридической техники.

А) Техника изложения воли законодателя - юридическая техника, применение которой характеризуется соблюдением следующих правил при создании, оформлении и систематизации юридических актов: синтаксических - таких, в которых первоначальной, основной единицей текста является предложение, выражающее законченную мысль; стилистических - это правила, которые предполагают построение текста нормативного правового акта в простом стиле, с употреблением четких и кратких формулировок, а также устойчивых словосочетаний.

Согласно этому правилу в тексте нормативных актов должно присутствовать уместное использование дозволений, запретов; лингвистических - это такие правила, которые предполагают использование языка и стиля в юридических актах, которые не отличаются друг от друга, так как им должны быть свойственны директивность и официальность; терминологических – это правила, использование которых при изложении правовых норм, предписаний предполагает использование общеупотребительных, специальных юридических и специальных технических терминов, которые обязаны быть общепризнанными, ясными, однозначными, точными, устойчивыми, должны обладать адекватным формулированием и ограниченной по смыслу специализацией.

При этой технике употребляются следующие средства изложения воли законодателя:

1. Нормативное построение, а именно организация правовых норм по структуре и использование в законах, положениях, предписаниях их разновидностей (деление на регулятивные, охранительные и другие нормы права);

2. Юридические конструкции, а именно представление правового материала в виде стандартных моделей или схем (в частности, состав преступления, договор и др.);

3. Отраслевая типизация, т. е. использование в тексте правовых предписаний конструкций и нормативных построений, а также терминологии какой-то конкретной отрасли права.

Применяются следующие приемы изложения правовых норм:

- прямое изложение;

- ссылочный характер изложения;

- абстрактный;

- казуистический;

- бланкетный.

Б) Техника документального оформления – это структурная организация юридического текста и его оформление с помощью официальных реквизитов. Ими можно считать как логически связанные абзацы, так и части статей, глав, параграфов, разделов и частей.

 

 

Рис. 2.1. Виды юридической техники

В юридической науке уже прочно укоренилось мнение, что юридическая техника - это не хаотичный набор правил. Она делится на виды. Существуют различные мнения, сколько и какие виды юридической техники можно выделить. Причем никто не опровергает обязательность законодательной и правоприменительной техники, но далее начинаются разногласия. Споры в основном ведутся по поводу классификационного критерия.

 

2.2. Другие виды юридической техники

В литературе чаще всего выделяют, помимо законодательной, следующие виды юридической техники:

1) Правоприменительная (правореализационная или техника индивидуальных правовых актов).

Техника индивидуальных а



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-30 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: