познавательной деятельности в области педагогики




В сфере педагогической деятельности сегодня выделяют следующие формы отражения:

· отражение педагогической действительности в стихийно-эмпирическом процессе познания;

· художественно-образное отражение педагогической действительности;

· отражение педагогической действительности в научном познании.

Деятельность в сфере науки – научное исследование – особая форма процесса познания, такое систематическое и целенаправленное изучение объектов, в котором используются средства и методы наук и которое завершается формированием знаний об изучаемых объектах.

Отличия научного и стихийно-эмпирического познания

Стихийно-эмпирическое познание Научное познание
Оно первично. Это такое познание, при котором получение знаний не отделено от общественно–практической деятельности людей. Знание такого рода получает и учитель в процессе практической работы. В области педагогики стихийно-эмпирическое знание живет в народной педагогике. В ней отражены определенные педагогические закономерности. Фиксация знания не требует специальной терминологии. Носит стихийный, произвольный характер. Познавательную деятельность в науке осуществляют не все, а специально подготовленные группы людей – научных работников. Формой ее осуществления и развития является научное исследование. Научные знания фиксируются не только в естественном языке, но и в специально создаваемых знаковых системах и системах символов (например, в математике, химии). Носит систематический и целенаправленный характер. В науке создаются и разрабатываются специальные средства познания, методы научного исследования.

Основными признаками научного процесса познания выступают:

· характер целеполагания;

· выделение специального объекта исследования;

· применение специальных средств познания;

· однозначность терминов.

Таким образом, научные исследования в области педагогики представляют собой специфический вид познавательной деятельности, в ходе которой с помощью разнообразных методов выявляются новые, прежде не известные стороны, отношения, грани изучаемого объекта. При этом главная задача исследования состоит в выявлении внутренних связей и отношений, раскрытии закономерностей и движущих сил развития педагогических процессов или явлений.

Типология психолого-педагогических исследований

I. По характеру и содержанию исследования бывают:

1. Фундаментальные.

2. Прикладные.

3. Разработки.

Основные отличительные признаки фундаментального психолого-педагогического исследования:

· теоретическая актуальность, выражающаяся в выявлении закономерностей, принципов или фактов, имеющих принципиально важное значение;

· концептуальность;

· историзм; критический анализ научно несостоятельных положений;

· использование методик, адекватных природе познаваемых объектов действительности;

· новизна и научная достоверность полученных результатов.

Фундаментальные исследования призваны разрешать задачи стратегического характера.

Главным критерием фундаментального исследования в области педагогики служит решение перспективной задачи: подготовить развитие науки в течение ближайших 10-15 и более лет, а также сделать теоретические выводы, которые внесут серьезные изменения в логику развития самой науки.

Основными признаками прикладных психолого-педагогических исследований являются:

· приближенность их к актуальным запросам практики;

· сравнительная ограниченность выборки исследования;

· оперативность в проведении и внедрении результатов и др.

Решая оперативные задачи педагогики, прикладные исследования опираются на исследования фундаментальные, которые вооружают их общей ориентацией в частных проблемах, теоретическими и логическими знаниями, помогают определить наиболее рациональную методику исследования.

В свою очередь, прикладные исследования дают ценный материал для фундаментальных исследований.

Отличительные черты разработок:

· целевая направленность;

· конкретность;

· определенность;

· сравнительно небольшой объем.

К разработкам в педагогике относятся, как правило, методические рекомендации по тем или иным вопросам обучения и воспитания, инструкции, методические средства и пособия.

Они опираются на прикладные исследования и передовой педагогический опыт.

II. Р.С. Немов выделяет следующие виды психолого-педагогических исследований:

1. Обзорно-аналитическое.

2. Обзорно-критическое.

3. Теоретическое.

4. Эмпирическое описательное.

5. Эмпирическое объяснительное.

6. Методическое.

7. Экспериментальное.

Обзорно-аналитическое исследование предполагает подбор и изучение литературы по теме с последующим систематическим изложением и анализом проработанного материала, рассчитанного на то, чтобы в полном объеме представить и критически оценить исследования, посвященные избранной теме.

Информационный материал, накопленный в результате изучения литературы, представляется в виде научного реферата, где кроме обзора проведенных исследований и краткого изложения их результатов содержится обстоятельный анализ имеющихся данных.

Если подобного рода исследование выполняется не как самостоятельное, а как часть более сложного исследования, например как начальный этап планируемого эксперимента, то письменный текст, полученный в его результате, может стать отдельной главой в экспериментальной работе.

В заключение реферата рекомендуется делать выводы, касающиеся состояния дел по изучаемой проблеме: кратко и точно сформулировать, что уже сделано по избранной проблеме, что предстоит сделать для того, чтобы полностью ответить на все вопросы, связанные с данной проблемой.

К обзорно-аналитическому исследованию предъявляются следующие основные требования:

· соотнесенность содержания анализируемой литературы с избранной темой;

· полнота списка изученной литературы;

· глубина проработки первичных литературных источников в содержании реферата;

· систематичность изложения имеющихся литературных данных;

· логичность и грамотность текста реферата, аккуратность его оформления и правильность с точки зрения имеющихся на данный день библиографических требований.

В обзорно-критическом исследовании, кроме обязательной обзорно-аналитической части, должны быть представлены подробная и аргументированная критика того, что уже сделано по проблеме, и соответствующие выводы.

Критический анализ может содержать и собственные размышления автора реферата по поводу того, что описывается в нем, в том числе идеи, касающиеся возможного решения поставленной проблемы.

Теоретическим называется исследование, в котором, кроме обзора и критического анализа литературы, имеются собственные теоретические предложения автора, направленные на решение поставленной проблемы. Это авторский вклад в теорию решаемой проблемы, новое ее видение, оригинальная точка зрения.

К исследованию теоретического типа, кроме уже описанных, предъявляются следующие требования:

· точность определения используемых понятий,

· логичность, непротиворечивость рассуждений.

В основу эмпирического, или опытного, исследования положены не литературные данные, не понятия, а реальные достоверные факты. Такое исследование обычно проводится с использованием определенных методов сбора и анализа фактов, поэтому, как правило, содержит в себе методическую часть.

Следует подчеркнуть, что эмпирическое исследование не предполагает создания искусственной, экспериментальной ситуации для выявления и сбора необходимых фактов. В исследовании подобного типа ученый или практик просто наблюдает, фиксирует, описывает, анализирует и делает выводы из того, что происходит в жизни без их личного вмешательства.

Эмпирическое исследование может быть описательным и объяснительным.

В описательном исследовании опытным путем добываются и описываются некоторые новые факты, касающиеся малоизученных объектов или явлений.

Объяснительное эмпирическое исследование включает в себя не только сбор и анализ, но и объяснение полученных фактов, которое содержит в себе выяснение причин и причинно-следственных зависимостей между фактами, при котором неизвестное объясняется через известное.

Основная цель методического исследования заключается в том, чтобы разработать, обосновать и проверить на практике по критериям валидности, надежности, точности и однозначности некоторую новую психодиагностическую методику или создать методику, формирующую некоторое психологическое качество, черты личности ЗУН и т.п.

Если создаваемая методика тестового типа, то для нее обязательно устанавливаются тестовые нормы, а также точно описываются и выверяются процедура, правила проведения, способы анализа и интерпретации получаемых данных.

Если же создаваемая методика формирующего типа, то:

· должно быть представлено ее развернутое теоретическое обоснование,

· дано подробное описание того, что и как с помощью этой методики формируется,

· указано, где, как и когда на практике эту методику можно применять.

Вопросы и задания для контроля

1. Какова роль методологии педагогики на современном этапе развития науки?

2. Чем определяется необходимость введения методологических принципов психолого-педагогического исследования?

3. Изучите Нормы профессиональной этики для разработчиков и пользователей психодиагностических методик. Сделайте вывод о применимости их к организатору психолого-педагогического исследования.

4. Каковы принципиальные отличия научного исследования от стихийных форм познания?

5. К какому типу относится психолого-педагогическое исследование, в котором автор рассматривает различные точки зрения на проблему и делает вывод о недостаточности имеющихся способов ее решения?

МЕТОДЫПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО

ИССЛЕДОВАНИЯ

1. Понятие метода научного познания и классификация методов психолого-педагогического исследования.

2. Теоретические методы психолого-педагогического исследования.

3. Эмпирические методы психолого-педагогического исследования.

4. Требования, предъявляемые к методам и методикам психолого-педагогического исследования.

Понятие метода научного познания и классификация



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: