Педагогика Марии Монтессори




ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ В РАБОТЕ ДОШКОЛЬНЫХ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ

Возможность альтернативных подходов к организации обучения и воспитания детей вызывает большой интерес у педагогов и родителей. В нашей стране в настоящее время работает целое направление, которое заимствует зарубежный опыт организации воспитания и обучения детей. Это Монтессори-педагогика, Вальдорфский детский сад, «Пилотная школа» и др.

Следует отметить, что не всегда программы зарубежных авторов представлены в привычном для нас понимании, где излагаются образовательные, воспитательные, развивающие задачи, показана специфика работы с детьми разных возрастных периодов, даны методические рекомендации для педагогов.

Одни материалы имеют достаточно выраженную структуру, другие больше представляют философию, третьи – педагогическую технологию. Включаясь в работу по зарубежным программам, педагоги должны пройти специальную подготовку.

 

Педагогика Марии Монтессори

 

Замечательный итальянский педагог Мария Монтессори (1870-1952) – психиатр и психолог, опытный детский врач и религиозный философ, исследователь и страстный популяризатор новых гуманистических идей. Мировая педагогика не знает подобного феномена разносторонних знаний, объединенных в педагогическую систему.

В результате многолетней творческой деятельности М. удалось создать стройную, гармоничную, целостную образовательно-воспитательную систему. Благодаря ее инвариативности содержания образования, высокому технологизму была перенесена в другие страны и школы.

Главное – педагогика Монтессори не оставляет равнодушных тех, кто познакомился с ее идеями и методикой. Более 100 книг о жизни и педагогической деятельности на русском языке.

Характеристика системы М. Монтессори-педагогика является альтернативной системой непрерывного образования детей в возрасте от 3 до 12 лет. На протяжении 100 лет ее успешно применяют в практической работе с детьми педагоги всего мира – в Австралии, Великобритании, Германии, Индии, Италии, Канады, США, Франции, Швейцарии, Японии.

В России первые детские сады М. возникли в 1910-1920гг. С изменившейся политической ситуацией многие были закрыты. С 1991г. происходит возрождение и в настоящее время по всей стране действует несколько сотен д/садов и ряд экспериментальных начальных школ.

М. наметила пути применения своего метода к воспитанию и обучению детей от 0 до 3 лет и предложила план создания школ для детей старше 12 лет. Однако большинство школ предназначены для детей от 3-4 до 12 лет.

Понятие «альтернативная» включает в себя: наличие собственной философской базы; наличие эффективных технологий (методик); отсутствие классно-урочной системы. Понятие «система» означает единство и целостность М-образования на всех его уровнях.

Философский уровень – связан с наличием у М. собственного взгляда на окружающий мир. Она была убеждена в существовании «космического плана» развития Вселенной, где каждый объект и субъект выполняют предназначенную ему функцию. Ребенок обладает особой формой разума – «впитывающим мышлением» и строит свою личность во взаимодействии с окружающей средой в соответствии присущим только ему «строительным» планом.

Психологический уровень – связан со взглядом на человека как индивида, на законы его онтогенеза – движущие силы и механизмы развития. Заслуга М. в открытии сензитивных периодов развития ребенка, в предложенной ей возрастной периодизации.

Педагогический уровень – предполагает трактовку проблемы взаимодействия взрослого и ребенка. Суть метода М. – свободная целесообразная деятельность детей с дидактическими материалами в созданной педагогом развивающей предметно-пространственной среде, при ограничении прямого воздействия.

Методический уровень – рассматриваются конкретные приемы и средства воспитания и обучения детей. Учитель сначала демонстрирует способ работы с материалом, а затем дает возможность заниматься самостоятельно.

«Непрерывность образования » - ребенок 3лет приходит в школу (не в обычном понимании) и продолжает учиться вплоть до 12лет. Благодаря этому отсутствует кризис перехода из д/сада в начальную школу и связанный с этим стресс. По мере развития ребенка плавно изменяется его предметно-пространственная среда, организуемая педагогом (новые средства обучения, материалы, а освоенные всеми убирают), исчезает необходимость подготовки к школе.

Главное, что дает учащимся М-школа – помимо высокого общеобразовательного уровня, - это гуманистическая ориентация и культура автономии, способность делать выбор, принимать решения и нести за них ответственность; умение самостоятельно работать с литературой, умение учиться. Н, в Голландии М-школы дают право на получение высшего образования.

Термин «образование» также у М. имеет свой смысл – это процесс самопостроения личности ребенка самим ребенком, исходя из собственного внутреннего потенциала. С рождения ребенок имеет некую силу внутри себя и взрослые должны уважать в нем законы творения. Педагог – партнер и помощник ребенка в процессе образования.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-21 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: