где s – средняя квадратическая, вычисляемая по формуле




σ

Вычислив величину t-критерия, по специальной таблице определяют уровень статистической значимости различий между средними показателями эффективности деятельности в экспериментальной и контрольной группах. Чем выше значение t-критерия, тем выше значимость различий.

Для этого t расчетное сравниваем с t табличным. Табличное значение выбирается с учетом выбранного уровня достоверности (a = 0,05 или a= 0,01), а также в зависимости от числа степеней свободы U, которое находится по формуле

U = N1+N2–2,

N1 и N2 – число людей в первой и во второй группе.

Интерпретация и апробация результатов исследования

 

Систематизация результатов заключается в их представлении в виде упорядоченной взаимосвязанной структуры, элементы которой должны соответствовать поставленным в исследовании задачам. Системно представленные результаты должны быть корректно интерпретированы.

«Интерпретация» (от лат. interpretatio) означает «толкование, раскрытие смысла, разъяснение». По существу, интерпретация должна служить приближению к истине, то есть к раскрытию сущности исследуемого процесса или объекта.

В задачи интерпретации входит выявление объективного значения полученных результатов для теории и практики обучения и воспитания, степени их новизны и предполагаемой эффективности в использовании, а также значения для самого исследователя или круга лиц, заинтересованных в результатах исследования.

Надежная апробация результатов исследования – одно из условий его корректности, состоятельности, истинности, один из самых реальных способов избежать серьезных ошибок, перекосов, преодолеть личные пристрастия исследователя, вовремя скорректировать и исправить допущенные промахи и недочеты.

Слово «апробация» латинского происхождения и дословно означает «одобрение, утверждение, установление качеств». В современном понимании апробация – это установление истинности, компетентная оценка и конструктивная критика оснований, методики и результатов работы. В роли ценителей, судей, критиков, оппонентов выступают отдельные, компетентные в области исследования ученые и практики, а также научные и педагогические коллективы.

Апробация может проходить в форме публичных докладов, обсуждений, дискуссий, а также в форме рецензирования (устного или письменного) представленных работ. Официальная апробация выполненных работ часто связана с их публичной защитой (защита проекта, отчета, курсовой или выпускной работы, диссертации). Большие возможности для апробации полученных результатов исследования представляют научные практические и методические конференции, дискуссии, творческие диспуты, научные семинары и другие формы обсуждения проблемы исследования или смежных с ней тем.

Апробация включает осмысление и учет возникающих вопросов, позитивных и негативных оценок, возражений и советов. Она стимулирует доработку, более глубокое и аргументированное обоснование или пересмотр ряда положений исследования и способов доказательства. Помогает либо утвердиться в признании истинности защищаемых положений, либо скорректировать или пересмотреть их.

Очень полезна, не только апробация конечных результатов исследования, но и поэтапная апробация исходных положений, гипотез, методики исследования, его промежуточных результатов.

Оформление результатов научного труда

 

После того как исследование завершено и прошло апробацию, его результаты, а в определенной мере и ход исследования, должны быть оформлены в виде соответствующего научного труда либо различных научных или методических публикаций (методические пособия, статьи, брошюры и т. д.).

Все возникающие на этом этапе проблемы можно условно разделить на:

· содержательные (о чем следует рассказывать)

· методические (как лучше это сделать).

Не всегда оправдано последовательное описание, воспроизводящее весь ход исследования. Изложение подчиняется иным, нежели само исследование, законам и обладает собственной логикой, вытекающей из содержания и логики исследования, но не воспроизводящей, не копирующей ее.

При изложении результатов научного исследования можно начать с теоретических исходных положений (постулатов, исходных единиц и т. д.). Тогда изложение будет нацелено не на описание хода исследования, а прежде всего на воспроизведение истории развития, происхождения, структуры и функций изучаемых процессов.

Выделяют три основных методических варианта изложения научной работы:

· воспроизведение основных этапов и логики проведенного поиска;

· воспроизведение истории происхождения (генезиса) объекта;

· теоретическое воссоздание предмета и объекта исследования.

Основные виды изложения результатов исследования:

· Диссертация

· Автореферат диссертации

· Научный отчет

· Монография

· Брошюра

· Курсовые и квалификационные (дипломные) работы

· Учебное пособие

· Тезисы научных докладов, опубликованные в печати

· Научная статья

· Методические рекомендации

· Депонированная научная разработка

· Рецензия

В диссертации (лат. dissertatio — рассуждение, исследование) из­лагаются результаты научной работы, подготовленной для публич­ной защиты на соискание ученой степени кандидата или доктора наук. Диссертация обязательно должна содержать обоснование акту­альности темы, характеристику проблемы, объекта и предмета, задач исследования, формулировку гипотезы и выносимые на защиту по­ложения, обоснование и описание методики, хода и результатов научных изысканий. Автор должен также обосновать новизну, теоре­тическую и практическую значимость результатов исследования.

Кандидатская диссертация представляет собой оригинальную научную работу, содержащую новое решение актуальной научной задачи, имеющей существенное значение для соответствующей отрасли знания. Докторская диссертация решение крупной научной проблемы или разработка нового научного направления.

Для ознакомления научной общественности с результатами ис­следования небольшим тиражом (100 экз.) издается автореферат, в котором кратко (1-2 печатных листа) излагается содержание диссертации.

Научный отчет (отчет по научно-исследовательской работе – НИР) – официальная форма представления результатов научной работы творческого коллектива ученых. Выполняется в виде подробного описания задач, методики, содержания, хода и результатов поисковой работы. Стиль изложения – научный.

Монография – научная работа одного автора или коллективный труд авторского коллектива, в котором более или менее подробно из­лагается одна научная проблема. Если монографическая работа по объему составляет менее четырех авторских листов, она называется брошюрой.

Курсовые и квалификационные (дипломные) работы – формы учебно-исследовательской деятельности студентов. Целью их подготовки являются углубление теоретических знаний обучающихся формирование и развитие навыков исследовательской работы и ин­тереса к ней. Выполняя работу, студенты приобретают умения по изу­чению педагогического опыта, учатся анализировать теории по выбранной проблеме, проводить опытно-экспериментальную работу, обобщать полученные данные, давая их оценку, высказывать собственные суждения, делать выводы. Курсовые и дипломные работы подлежат публичной защите.

Учебное пособие – это учебное издание, в котором систематически излагаются основы знаний в определенной предметной области, предназначенное для обучения студентов и учащихся. Структура и содержание пособия регламентируется содержанием государствен­ного образовательного стандарта, а также программы учебной дис­циплины, для изучения которой оно подготовлено.

Тезисы научных докладов, опубликованные в печати, – это краткое изложение определенных идей и положений, отраженных в научном труде. Эти идеи четко формулируются, кратко, но содержа­тельно и аргументированно раскрываются, чтобы читатель мог полу­чить представление об основных направлениях работы над исследу­емой темой.

Научная статья раскрывает конкретные вопросы теоретической и прикладной работы исследователя. Ее структура обычно такова: актуальность освещаемых вопросов, подходы других ученых к реше­нию данной научной задачи, перспективы развития конкретных на­правлений научного поиска, описание теоретической и эксперимен­тальной работы, выводы и практические рекомендации по решению исследуемой проблемы.

Методические рекомендации оформляются в виде советов о том, как эффективнее использовать результаты исследования при реше­нии психолого-педагогических задач. Они, как правило, адресованы определенной категории потребителей и поэтому учитывают их спе­цифику.

Депонированная научная разработка осуществляется тогда, ко­гда исследователь заинтересован в быстром издании труда. Она осве­щает важные, но частные вопросы. Издание результатов научной ра­боты большим тиражом нецелесообразно, потому что они предназна­чены для узкого круга специалистов.

Рецензия – критическое рассмотрение одного или нескольких (обзорная рецензия) произведений в свете требований, представля­ющихся рецензенту обязательными. Рецензия может содержать со­веты и конструктивные предложения о путях разработки обсуждае­мых проблем.

Обычно изложение результатов работы содержит следующие основные части:

· введение;

· теоретическое обоснование;

· описание опытно-экспериментальной работы и передового опыта;

· их анализ и обобщение;

· заключение;

· библиография;

· приложение.

Стиль изложения работы зависит от жанра, актуальности и содержания излагаемого материала. Так, в научном стиле, который отличается использованием специальной терминологии, логичностью, точностью и строгостью изложения, может быть написана статья для научно-теоретического журнала.

При написании учебника или учебного пособия особое внимание уделяется сочетанию научности и доступности.

В научно-популярной работе весьма существенную роль играют доступность и занимательность подачи материала.

Практические рекомендации и программа их внедрения

 

Практика, как известно, – критерий истины. Поэтому обязательным элементом решения любой научной проблемы является внедрение разработанных положений и идей в педагогическую практику.

Методические рекомендации воплощаются в педагогическую практику обычно путем разработки учебных, учебно-методических и методических пособий, методик обучения и воспитания.

Шириной, глубиной и объемом внедрения результатов исследования в практику определяется их научная новизна, теоретическая и практическая ценность.

В процессе внедрения результатов исследования в практику можно выделить следующие этапы:

· ознакомление потребителей с выводами и рекомендациями исследования;

· формирование положительного отношения, интереса к ним;

· практическое обучение преподавателей умению использовать, применять новые идеи, правила, методы и приемы в практике
воспитания и обучения;

· предъявление преподавателям требований об активном внедрении результатов исследования в образовательный процесс и контроль за выполнением этих требований.

Прежде чем что-то изменить в практике, необходимо тщательно проанализировать и точно просчитать с одной стороны, те выгоды, которые можно будет получить в итоге внедрения, а с другой стороны – затраты, связанные с таким внедрением. И только в том случае, если ожидаемые выгоды окажутся больше ожидаемых потерь, можно будет принимать положительное решение о внедрении и приступать к нему.

Методика подобных расчетов еще не разработана в деталях. Основное, что в ней должно приниматься во внимание – следующее:

· дополнительные материальные затраты, необходимые для того, чтобы от старого перейти к новому;

· время, необходимое для этого;

· количество людей и конкретные исполнители;

· реальные материальные выгоды от внедрения нового;

· возможные потери;

· ориентировочные сроки получения полноценного положительного результата.

Вопросы и задания для контроля

1. Перечислите и охарактеризуйте этапы проведения экспериментального психолого-педагогического исследования.

2. Каковы основные методологические характеристики психолого-педагогического исследования и как они связаны между собой?

3. Какая логическая схема доказательства кажется вам наиболее применимой в студенческом научном исследовании, почему?

4. Воспроизведите и прокомментируйте схему проведения эксперимента с контрольной группой.

5. Какова роль методов математической статистики в психолого-педагогическом исследовании?

6. Какие формы апробации результатов исследования существуют?

7. Какие этапы должны быть реализованы в ходе внедрения результатов научного психолого-педагогического исследования в практику?

ОРГАНИЗАЦИЯ ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ РАБОТЫ

В УЧРЕЖДЕНИЯХ ОБРАЗОВАНИЯ

 

1. Изучение эффективности воспитательного процесса.

2. Изучение личности воспитанника.

3. Изучение детского коллектива.

4. Особенности организации опытно-поисковой работы в учреждениях образования.

Изучение эффективности воспитательного процесса

Изучение результатов и эффективности воспитательного процесса – один из самых сложных вопросов педагогической теории и практики. Сложность обусловлена, прежде всего, тем, что на состояние, результаты и эффективность воспитательного процесса влияют не только условия самой школы, но и внешняя по отношению к нему среда. В «чистом виде» определить результат влияния воспитательной работы на достижение поставленных педагогических задач невозможно. Однако, не смотря на это, изучать эффективность воспитательного процесса необходимо, так как, отказавшись от его изучения, мы обрекаем детей на стихийное существование и развитие.

При изучении эффективности воспитательного процесса надо иметь в виду, что динамика показателей может быть неодинаковой, более того, некоторые показатели могут почти не меняться, а иногда быть хуже, чем на предыдущем этапе. Общий вывод делается на основе сопоставления всех полученных данных, характеризующих проделанную работу.

Как часто исследуются состояние и эффективность воспитательного процесса? С одной стороны, это осуществляется постоянно, если речь идет о педагогическом наблюдении или использовании методик исследования, а с другой – периодически посредством специально организуемых «срезовых» исследований. Например, проводится анкетный опрос педагогов, учащихся и родителей или создаются специальные педагогические ситуации через определенные промежутки времени.

В этой связи можно говорить о текущих, периодических, итоговых, отдаленных по времени результатах. Целесообразно учитывать и анализировать информацию, полученную не только в разные периоды, но и различными методами.

Наиболее важными компонентами диагностики, по мнению ряда ученых, являются изучение воспитанности школьников, сплоченности коллектива и отношений в нем, исследование организационных аспектов.

Эффективность воспитательной работы школы определяется в какой-то мере воспитанностью учеников и выпускников школы, подготовленностью их к сознательному выбору профессии, способностью адаптироваться к современным условиям жизни. Необходимо подчеркнуть, что определение уровня воспитанности школьников позволяет выявить меру соответствия личности учащегося запланированному воспитательному результату и степень реализации цели и задач воспитательной работы учебного заведения.

Общепринято считать интегральным показателем воспитанности школьников общественную направленность детей, которая выражается во взглядах, убеждениях, ценностных ориентациях личности. Направленность школьников проявляется через ведущие устойчивые мотивы деятельности, через интерес к определенным видам социальной активности, через отношение к окружающему миру.

Возможен и другой подход к характеристике направленности личности: положительная, то есть направленность на добро, созидание, и отрицательная, то есть направленность на зло, разрушение. Воспитанность школьника – это степень соответствия его личностного развития поставленной педагогами цели. Цель выступает некоторым общим мерилом, позволяющим судить о степени педагогического успеха. Она есть общий критерий профессиональной оценки воспитательного результата.

Если поведение ребенка в жизненных ситуациях самого разного плана отвечает принципу Добра («содействие благу другого человека»), если развит его интеллект и он способен признать объективную Истину как нечто, не зависимое от его воли и воли других людей, и соотносить свое поведение с известной ему объективность и, наконец, если ребенок воспринимает Красоту («Гармония формы содержания в ее уникальном варианте»), уважает все ее проявления созидает красоту, – то педагог вправе говорить о воспитанности ребенка как достижении им определенного уровня личностного развития, позволяющего жить в контексте современной культуры "Добро", "Истина" и "Красота" становятся критериями оценки воспитанности.

Существует точка зрения исследователей, что показателем воспитанности школьника является наличие социально значимых качеств. По уровню их сформированности дается общая оценка воспитанности школьников. Качества личности рассматриваются как сплав специфического для данного качества мотива и форм, способов поведения.

На данный момент нет единой программы, которая бы определяла требования к воспитанности школьника, заканчивающего обучение. Полагаем, что это невозможно сделать, так как существуют самые различные типы общеобразовательных школ, выпускники которых значительным образом могут и должны отличаться друг от друга. В этой связи каждое учебное заведение вправе само определить образ своего выпускника, на формирование которого и будет направлен педагогический процесс в данной школе. В качестве ориентира для характеристики воспитанности выпускника можно выбрать ряд интегральных отношений к высшим ценностям: к человеку, труду, школе, прекрасному, природе, к самому себе.

Для изучения результатов и эффективности воспитательного процесса в школе наиболее объективными и реально измеряемыми показателями, на наш взгляд, являются ведущие мотивы поведения детей, нравственные ценности и ориентации, поступки учащихся. Исходя из этого, предлагается ряд методик, которые могут быть использованы в исследовании воспитанности учащихся.

Поскольку реальным проявлением воспитанности являются поступки, то важно зафиксировать их, наблюдая за поведением учащихся или создавая специальные ситуации, в основе которых лежит свобода выбора школьниками своих действий.

Наиболее важными компонентами диагностики воспитательного процесса являются:

а) изучение воспитанности школьников, интегративным показателем которой выступает направленность личности, выражающаяся во взглядах, убеждениях, ценностных ориентациях ребенка;

б) диагностика уровня развития коллектива и сложившихся в нем эмоционально-психологических и деловых отношений;

в) исследование организационных аспектов воспитательной деятельности, направленное на определение наиболее эффективных педагогических средств и установление мало-результативных и отрицательных воздействий, на выявление причин, снижающих эффективность воспитательного взаимодействия, и путей, способствующих развитию процесса воспитания.

Диагностика воспитательного процесса является новой отраслью педагогической науки. Однако уже накоплено значительное количество диагностических методик, которые можно использовать в исследовательской и практической деятельности педагогов. При изучении эффективности воспитательной работы целесообразно использовать следующие методики:

 

Аспекты изучения Диагностические средства
I. Сформированность познавательного по­тенциала личности учащегося. 1. Статистический анализ текущей и итоговой успеваемости. 2. Методики изучения развития познавательных процессов личности ребенка. 3. Школьный тест умственного развития (ШТУР). 4. Методы экспертной оценки педагогов и самооценки учащихся. 5. Педагогическое наблюдение.
II. Сформированность нравственного потенциала личности учащегося. 1. Тест Н.Е. Щурковой «Размышляем о жизненном опыте» для определения нравственной направленности личности. 2. Методика С.М. Петровой «Пословицы» для определения направленности личности. 3. Методики Б.П. Битинаса и М.И. Шиловой для изучени воспитанности учащихся. 4. Методы экспертной оценки педагогов и самооценки учащихся. 5. Педагогическое наблюдение.
III. Сформированность коммуникативного потенциала личности учащегося. 1. Методика выявления коммуникативных склонностей. 2. Методы экспертной оценки педагогов и самооценки учащихся. 3. Педагогическое наблюдение.
IV. Сформированность эстетического потенциала личности учащегося. 1. Методы экспертной оценки педагогов и самооценки учащихся. 2. Педагогическое наблюдение.
V. Сформированность физического потенциала личности учащегося. 1. Статистический медицинский анализ состояния здоровья учащихся. 2. Выполнение контрольных нормативов в беге на 30 метров, шестиминутном беге, прыжках в длину с места, подтягивании (юноши), поднимании туловища (девушки). 3. Методы экспертной оценки педагогов и самооценки учащихся.
VI. Удовлетворенность учащихся, педагогов и родителей жизнедеятельностью в школе. 1. Методика А.А. Андреева «Изучение удовлетворенности учащихся школьной жизнью». 2. Методики Е.Н. Степанова для исследования удовлетворенности педагогов и родителей жизнедеятельностью в образовательном учреждении.
VII. Сформированность общешкольного коллектива. 1. Методика Р.С. Немова «Социально-психологическая самоаттестация коллектива (СПСК)». 2. Методика М.И. Рожкова «Определение уровня развития ученического самоуправления». 3. Методика Л.В. Байбородовой для изучения степени развития основных компонентов педагогического взаимодействия.

 

Методические советы организаторам изучения эффективности воспитательного процесса:

1. При проведении диагностического исследования необходимо соблюдение педагогического такта. Недопустимо без согласия испытуемых публичное оглашение ответов на вопросы анкеты или беседы, сообщение результатов, которые унижают достоинство отдельных учителей или школьников.

2. При исследовании эффективности воспитательного процесса следует использовать не одну методику, а их систему, в которой методы дополняли бы друг друга и подтверждали объективность, достоверность результатов изучения. Методики должны по возможности представлять собой обычное учебное или воспитательное средство, учитывать возрастные и индивидуальные особенности учащихся, специфику коллектива и взаимоотношений в нем.

3. В ряде случаев при проведении изучения важно исключать влияние испытуемых друг на друга. Это может быть обеспечено заполнением каждым персонального опросника, анкеты. Педагог подчеркивает важность независимости мнений при изучении проблемы. Необходимо также учитывать, что применять некоторые методики может только специалист или незнакомый для опрашиваемых человек, чтобы нейтрализовать влияние или порой даже давление знакомого для испытуемых педагога.

4. При изучении результативности воспитательной работы в школе особенно важно предусмотреть возможность как качественного, так и количественного анализа полученных данных. В этих целях нужно продумать конкретные показатели, способы их фиксирования, их математическую обработку. Методики должны быть достаточно простыми и не требовать громоздких процедур для обработки и интерпретации полученных результатов. Полезно составить специальные таблицы, доступные для восприятия детей и взрослых, где ежегодно фиксируются основные, наиболее важные данные «срезовых» исследований.

5. Объективность информации, ее сравнимость возможны в том случае, если обеспечивается систематичность изучения результатов воспитательного процесса. Для этого нужно:

а) проведение «срезовых» исследований в одно и то же время учебного года;

б) соблюдение определенной периодичности изучения (одни показатели целесообразно фиксировать ежемесячно, другие – ежегодно, третьи – через 2-3 года);

в) обеспечение преемственности в использовании диагностического инструментария исследования.

6. Систематичность изучения состояния воспитательной системы предусматривает его плановость, которая помогает соблюдать меру в организации исследований в коллективе, чтобы не перегружать педагогов, школьников и их родителей заполнением анкет или выполнением каких-то заданий. В противном случае может снижаться объективность получаемой информации. Нам кажется нецелесообразным проведение анкетного опроса с одними и теми же учащимися, родителями, педагогами более двух раз в год. Полезно составить план изучения состояния и результатов воспитательного процесса в коллективе, структура которого может быть следующей.

7. Сложность изучаемого процесса требует проведения опроса по одной и той же проблеме со всеми участниками педагогического процесса – педагогами, учащимися, родителями. Степень сходства их суждений, мнений, оценок обеспечивает большую объективность информации и выводов.

8. При отборе содержания и способов изучения состояния и результатов воспитательного процесса важно учитывать, что большинство методик позволяют зафиксировать не один, а несколько показателей. Так, при составлении «срезовых» анкет включаются вопросы на определение психологической атмосферы в коллективе, взаимодействия членов коллектива, воспитанности и активности детей. Конечно, каждая школа, коллектив имеют свою специфику, поэтому при изучении результатов воспитательной работы целесообразно использовать методики, адекватные особенностям педагогического процесса в учебном заведении.

9. Изучение результатов воспитания в школе будет более плодотворным, если осуществляется управление диагностической деятельностью. Прежде всего, в решении данного вопроса должна проявить заинтересованность администрация школы. Она подбирает группу специалистов, которые могли бы организовать систематическое и планомерное изучение состояния и результатов воспитательного процесса. Администрация определяет заказ, направляет и регулирует работу этой группы. В то же время руководство школы стремится включить в исследовательскую деятельность всех учителей школы, что способствует повышению их субъектной роли в построении и развитии воспитательного процесса учебного заведения. Классные руководители, организаторы проводимой работы осваивают различные методы изучения учащихся и коллектива, способы анализа материалов исследования воспитательного процесса в первичных коллективах.

В заключение необходимо заметить, что каждый педагогический коллектив нуждается в разработке диагностического инструментария, ведь при отсутствии достоверной, подвергнутой тщательному анализу информации о развитии личности ребенка, формировании коллектива учебного заведения других результатах воспитательного процесса ставится под сомнение целесообразность всей педагогической деятельности.

Изучение личности воспитанника

Изучение личности воспитанника – важнейшая часть профессионально-педагогической деятельности, позволяющей решить задачу успешного проведения учебно-воспитательного процесса. Изучение личности воспитанника может стать одной из составляющих процесса оценки эффективности воспитания, но имеет и важное самостоятельное значение. В любом случае, изучение личности выполняет такие функции:

• воспитывающая;

• контрольно-корректировочная;

• прогностическая.

Изучая личность воспитанника, необходимо соблюдать следующие принципы:

1. Изучение должно быть направлено на выявление особенностей развития.

2. Оцениваются усилия ученика.

3. Осуществляется на протяжении всех лет учебы.

4. Учет возрастных особенностей.

5. Педагогический оптимизм.

6. Комплексный характер.

7. Доступность.

8. Систематическое проведение исследования.

Методы изучения личности воспитанника:

1. По характеру участия: активные и пассивные.

2. По времени проведения: одномоментные и длительные.

3. По месту проведения: школьные и лабораторные.

4. В зависимости от задач:

описать психическую особенность: наблюдение, анкета, беседа.

измерить психическое качество: тесты, шкалы.

объяснить психическое явление: естественный и лабораторный эксперимент.

Схема психолого-педагогической характеристики ученика

Общие сведения об ученике.

1. Ф.И.О., возраст, школа.

2. Состояния здоровья и внешний вид ученика.

Условия семейного воспитания и его влияние на личность ученика.

1. Жилищные и санитарно-бытовые условия семьи.

2. Состав семьи. Где и кем работают родители.

3. Взаимоотношения в семье, ее культурный уровень.

4. Характер воспитания ребенка в семье.

5. Участие школьника в домашнем труде.

6. Друзья и товарищи вне школы.

7. Чем занимается ученик в свободное время.

Учебная деятельность.

1. Как успевает ученик по различным предметам.

2. Отношение (мотивы) к учению. Как относится к своим успехам и неудачам в учебном году.

3. Особенности познавательной деятельности (по данным наблюдения и психологических экспериментов). Индивидуальные особенности памяти (тип и вид памяти, ее прочность). Внимание (устойчивость, распределение, переключение). Мышление (особенности протекания мыслительных операций). Речь (богатство словаря, умение выражать свои мысли в устной и письменной форме).

4. Характеристика самостоятельности ученика в учебной деятельности – умеет ли организовать свой труд; самостоятельность в подготовке домашнего задания; способность к самоконтролю и самоанализу.

5. Какие черты характера проявляются в учебной деятельности (ответственность, дисциплинированность, упорство, трудолюбие, и пр.; лень, неумение преодолевать трудности и пр.).

Общественная деятельность.

Характеристика общественных поручений (виды поручений и уровень их выполнения; организатор, исполнитель, наблюдатель). Отношение к общественной деятельности. Какие черты характера проявляются в общественной деятельности (активная жизненная позиция, инициативность, целеустремленность и т.д.).

Трудовая деятельность.

Участие в самообслуживании и общественно-полезном труде. Любит ли работать в школьных мастерских, проявляет ли инициативу и самостоятельность в трудовой деятельности (трудолюбие, инициативность, чувство долга, лень, безответственность и др.).

Общение.

Положение ученика в коллективе. Бывают ли конфликты и их причины. Какие черты характера проявляются в общении с товарищами, родителями и учителями (коллективизм, доброта, общительность и т.д.; эгоизм, равнодушие и др.).

Характеристика интересов.

Направленность интересов: познавательные (к отдельным учебным предметам, искусству, науке, технике, спорту), трудовые. Связаны ли доминирующие интересы с выбором будущей профессии. Устойчивость интересов.

Особенности темперамента.

Доминирующий тип темперамента. Особенности проявления эмоциональной сферы, работоспособности, общительности и др. в зависимости от темперамента.

Рекомендации учителю для индивидуальной работы с учеником.

Какие задачи надо решить в индивидуальной работе с данным учеником. Какие методы целесообразно применять для решения поставленных задач.

Рекомендации ученику в целях самовоспитания.

Основные направления и методы самовоспитания.

 

Систематическое изучение личности воспитанника с использованием разнообразных эффективных методов и диагностических методик позволяет судить о динамике наиболее важных результатов образовательной и воспитательной работы и оперативно реагировать на возможные негативные тенденции, внося необходимые коррективы и принимая обоснованные педагогические решения.

 

Изучение детского коллектива

 

Коллектив оказывает существенное влияние на психологию и поведение личности. При этом он может оказывать как положительное, так и отрицательное влияние на каждого члена детской группы. В связи с этим перед педагогом стоит сложная задача: как, управляя развитием самого коллектива, усиливать его положительное и уменьшать возможное отрицательное воздействие на личность ребенка. Также педагог всегда решает двуединую задачу – способствует развитию мотивов единения и общности детей в коллективе и создает условия для реализации индивидуальности и творческой самобытности каждой личности. Для более эффективного выполнения этих задач воспитания необходимо изучать не только личность, но и особенности развития коллектива.

В качестве критериев диагностики уровня развития коллектива можно использовать такие главные характеристики:

· Направленность, т.е. содержание тех целей, интересов и моральных ценностей класса, вокруг которых объединяются большинство его членов.

· Готовность класса оказывать помощь другим классам и вступать в со­трудничество с ними; готовность поступиться своими интересами ради интере­сов всей школы (в противном случае классу присущ «групповой эгоизм»).

· Организованность – способность класса к самоуправляемости, умение самостоятельно создавать организацию в трудных или непредвиденных си­туациях, согласованно выдвигать лидеров - организаторов - на все необхо­димые управленческие ступени, умение подчиняться требованиям своих то­варищей – лидеров.

· Согласованность во мнениях (особенно при принятии важных реше­ний, оценке людей, событий) и действиях.

· Готовность каждого школьника проявить в каком-либо деле инициа­тиву и взять на себя повышенную ответственность.

· Наличие большого числа способных лидеров – организаторов, кото­рых с «избытком хватает для организации любого дела» (А.С. Макаренко).

· Правильная ориентировка каждого ученика в жизнедеятельности класса, что «значит, – ощущать в каком месте коллектива ты находишься, и ка­кие твои обязанности по отношению к поведению из этого вытекают» (А.И.Донцов).

· Психологический климат коллектива - преобладание определенного психологического настроя («мажорный», приподнятый, пессимистический, подавленный); степень психологической защищенности каждого ученика (доброжелательность во взаимоотношениях, поддержка в трудной ситуации или напряженность во взаимоотношениях, упреки, попытки унизить досто­инство личности, равнодушие)



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: