Основные концепции философии науки. Этапы развития.




Между наукой и философ существует тесная связь и взаимодействие. Человек ориентирован на осмысление его бытия, его духовности, взаимодействия с природой, положения в не/земном мире, возможности границ познания и путей построения картин мироздания.

Более узко: фил - пути мировоззрения и методологию познания. Исторически проблематика фил менялась. С 19 в фил как система обобщающего знания человека о мире и знании о различных формах его деятельности утрачивает познавательную перспективу, обнаруживает свою непродуктивность по сравнению с другими отраслями науки и в области нового знания все больше места отводится науки. Взаимодействие философии и науки идет по линии методологии научного познания а тж осмысление науки как культурного, соц, инстититуционального феномена об-ва и на стыке философии и науки выделяется новая область знаний, новая дисциплина – «фил-я науки». Формируется новое философское направление, новая область, ктр избирает своей основной проблематикой науку как гносеологический и культурный феномен.

1 этап. Становление специализированной научно-познавательной деятельности, изучающей науку. Исследование психологических, индуктивно-логических процедур эмпирического познания (19 век.). Позитивизм. Огюст Конт, Милль Дж. Стюарт, Герберт Спенсер.

2 этап. Развитие взглядов Канта на научн деят-ть, понимание философии науки как теории познания как способ унификации фактов (конец 19 - начало 20). Неокантианство. Герман Коген, Пауль Герхард Наторп, Вильгельм Виндельбанд, Генрих Риккерт, Вильгельм Дильтей.

3 этап. Аналитический поход к философии науки – анализ языка науки, соотношение между эмпирическим и теоретическим уровнями знания (1920-1940/50). Неопозитивизм. Кэмпбел Дональд Томас, Эрнест Нагель, Селлерс, Карл Густав Гемпель, Перси Уильямс Бриджмет, Людвиг Витгенштейн, Уильям Рассел.

4 этап. Рациональная реконструкция исторической динамики здания в контексте социально-культурных детерминантов (1980-1990-е). Постпозитивизм. Карл Раймунд Поппер, Куай, Т. Кун, Лакатос, Полани, Фейерабенд, Хюбнер

5 этап. Размывание и утрачивание соврем полноцен …, многообразие подходов в науке (Современ этап).

1. Логистский постпозитивизм. Линия ведущая от Поппера претендует на выявление логики научного мышления в соответствии с теми или иными рациональными стандартами или критериями.

2. Исторический постпозитивизм. Строится на анализе истории и науки как системы нормативно-значимых выводов из неё, напр. Холтан предложил теорию, согласно ктр любой результат научн деят-ти следует рассматривать в кач-ве события и привлекать для его объяснения исторические материалы и иррациоальные факты.

3. Структуралистический постпозитивизм. Штегмюллер. Немецкий философ, разработчик принципов структуралистического подхода к анализу строения и развития научн теорий на основе метода теоретико-множественного определения принципов

4. Конструктивный постпозитивизм. Лоренцен. Нем фил

В России:

5. Марксизм. Подход науки на основе соединения материализма (Феербах) и Гейгелевской диалектике (отчищенной Марксом). Вернадский В.В., Кедр Б.Н., Капнин П.В., Юдин Э.Г., Щедровицкий.

 

 

С этого момента – чисто описание. Прочесть и понять!)))

Становление фил - эпоха нового времени – Лейбница, Декарта, Гейгеля, Бацан (термин наука об учении). Дюринг (логика философии науки – 1850) - пытался расширить сферу логики, появл термина. Дальше - Джеймса Стюарта Милль, Джеймс Гершель –намечается постановка нормативно-этической задачи: рассмотреть научно-познавательную деят-ть в соответствии с нектр научн идеалом (2 идеала: эмпирический и рационалистический).

Эмпиризм (опыт) – теоретич познавательная позиция, согласно ктр из тождества и обоснования всех знаний явл-ся чувственный опыт. Первая и наиболе распр форма эмп – сенсуаизм (чувства). Все виды эмпиризма стремятся показать, что знания, кажущиеся внеопытными, явл-ся либо сложн для получ опытом (логика, математика), либо не знанием, а совокупность аналитических утверждений, либо бессмыслицей. К 20в выявилась невозможность по осуществлению программ эмпирич познания в любой его форме.

2 этап. Рационализм (разум) – мировоззренч установка, согласно ктр истинными основаниями бытия, поведения людей явл-ся принципы разума. Сторонники настаивали на очищении религии. Клас парадигма 17-18в - Декарт, Спиноза, Лейбник. Решение предлагалось на основе двух стратегий:

Лок, - наиболее четк источн научных знаний является опыт (эмпиризм)

Пыталась принять за образец источн знания – математика, ктр нач в конце 17 в исслед природыне явления (астрономич теории, Кеплер)

Путь математиков (исходящий из аксиом) был признан достижением истины, как путь наиболее отвечающих рационализму.

Позицивизм (положительный) – теч зап фил 19-20в, связ с культом науки, ктр стала распр в зап европе. Основатели: Конт, выдвинувший теорию 3 ступеней развития человеческого духа человеческой философ: теологическая (все явл объясняются на основе религиозм представлений, т.е. вера подменяет рациональное; метафизическая – философская, заменяет сверхъестестественные факторы объяснения природы пониманием сущности, причины;, позитивная, научная, из ктр возникает наука об об-ве и все науки изуч явление общ-ва в их конкретно чувственной данности человека, не пытаясь привлекать сущность и познавать причины. Считал, что такое познание есть научное познание.

Нач 20-го века. – на осн появл теории относительности, квантовой механики (19в). Втор этап связ с неоконтентанцев. Полагали, что псевдонаукой явл-ся не поезд субнационал сути вещей, а становления субнац связи м/у субъектами, содержание науки формир не факты а способы модификации фактов, поэтому фил-ей науки дб сфера познания и методология. Начинает происходить разграничение естеств и гуманитарн наук. Возник новое фил течение – неокейнсианство. Развитие идей Канта. Достигла 2 школы: марбурской и баденской. Кант – нем философ, в его деят выделяют 2 пер (ранний докритич и поздний – критич. Ранний – стоял на позиции естественнонауч, позд – изменил взгляды, работы критика чистого разума, критика практического разума, критика способности суждения.) центральное звено –трансцендентальный метод, состоящий из методологической (констатация априорных элем) и трансцедентальной стадии (использ априорных элементов, обоснов факты науки). Применение метода видел преимущ в научн знании, и пытался трактовать фил-ю как теорию познания. Трансцендентное понимание – это выходящее за рамки понимание. Истолковав его как полное понятие о предмете, он пытался устранить дуализм.

3 этап. Постпозитивизм. Томас Кун – «Структ научн революц»: необходимо рассматривать науку как деят-ть научных сообществ. У каждого научного сообщества есть своей способ деят, критер научности и рациональности, для обоснования такого подхода вносит понятие парадигма - признаные всеми научные достиж, ктр в теч опред времени дают научному сообществу модель постановки решения. Куна - вкл символические обознач-я и формализ конструкц, метафизические и методологические представления. Метафизика – то, что над физикой. Принятые сообществом ценности – точность, простота, принятые в научн концепц. Предложил свою концепцию истории науки и её этапы. Делил науку на нормальн науку, научная революц (распад данной парадигмы, конкур между парадигм и победа одной), победа одной парадигмы на базе др.

Поппер - с т.з. науки не имеет значения, получили теории в результате скачка либо просто наткнулись на них благодаря интуиции, или использовали индуктивный метод. «Как вы пришли к своей теории?» - касается частных проблем в отл от «Как вы проверили свою теорию?» (акцент от мех-ма получ к мех-му проверки достоверности). Центр проблемой теории познания - проблема роста знания, а наилучший способ изучения роста знания – изучение роста научного знания. Рост знания достигается в процессе рацональной дискуссии, поэтому свою фил он назыв критическим рационализмом и в качестве основного методологического инструменты он вводит принцип фальсификации вместо принципа верификации. Научным мб только те положения, ктр опровергаются эмперич данными. Опровержением признается критерием научности теорий.

Лакатос. Концепцию науки, основанную на идее научно-исследовательских программ. 1. жесткое ядро, совокупн осн кот является данного типа мышл. 2 – пояс, из гипотез. Обеспеч сохранность ядра, связ исслед программу с эмпирическими данными, 3 – негативная эвристика (указание на то, каких путей исследования нужно избегать). 4 – позитивная эвристика (рекомендации наиболе предположительных путей исследования. наука есть вннутренняя и внешняя история – внутр базир на движении идей и методик, методологии, а внутр – на форму организ науки. любая программа, пройдя опред стадию, достигает «пункта насыщения», когда в науке появляются несовместимые факты, противоречия и парадоксы, возникает исслед программа, предшеств программе и способная предсказать неизвестные еще факты. Научная революция по нему – это процесс вычисления новыми исследовательсикими программами предыдущих.

Пол Фейрабенд. Наука - религия, истина - новый бог и призывают освободиться от стремления к истине и объективности знания. приходит к отрицанию всякой методологии, что потом получило развитие в теориях постмодернизма. Фактически провозглашается относительность любых знаний, все теории имеют право на жизнь.

Методология – научная дисциплина, заним-ся исследованием и проектированрием методов научно-познавательной деят-ти и общих принципов направления научной деят-ти. Логика методологических концепций естественных наук, а также концепции исторические и социокультурные – счит, что они должны применяться для гуманитарных. Определенные правила наблюдения: дедукция, индукция и пр. Сложилось 2 подхода к изучению методол принц: для зап хар-н поход «монофундаментальный» - один принцип рассматривается как доминирующий, главный, остальные – как вспомогательные. Напр принцип позитивизма и принцип проверяемости знаний.

Джон Бхаскаром – концепц трансценедтального реализма (оптимал). можно исследовать общественную жизнь по аналогии с природой, но нужно делать ряд серьезных уточнений, что об-во - специфический объект, это не сумма деятельности людей, как пытается вам представить, а совершенно другое образование – те чел в своей деят-и не думает об об-ве.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: