и мастерство исследователя




Вопросы для обсуждения:

1. Профессионально-значимые личностные качества педагога-исследователя.

2. Педагогическое мастерство исследователя

3. Творчество и новаторство в работе педагога-исследователя.

4. Рефлексия педагога-исследователя в системе его научной и практической деятельности.

5. Научная добросовестность и этика, искусство общения и культура поведения педагога-исследователя.

6. Методологическая культура исследователя.

 

Литература:

Загвязинский В.И., Атаханов Р. Методология и методы психолого-педа-гогического исследования. – М., 2001.

Немов Р.С. Психология: в 3-х т. Т. 3-й. – М., 1995.

Образцов П.И. Методы и методология психолого-педагогического исследования. – СПб.: Питер, 2004.

 

Содержание лабораторных занятий

Занятие 1.

Освоение различных видов метода наблюдения: включенное, внешнее, стандартизированное, не стандартизированное и др.

 

Занятие 2.

Разработка студентами программы наблюдения, опробование ее с последующим обсуждением результатов.

Разработка студентами методики проведения эксперимента (с последующим проведением его в течение семестра).

Занятие 3.

Освоение метода опроса в виде беседы, интервью, анкетирования.

Правила «эмпатического слушания». Разработка студентами содержания беседы, практическое осуществление процедуры беседы с последующим оформлением полученных результатов.

Разработка студентами психолого-педагогической анкеты и инструкции к ее применению. Разработка содержания вопросов интервью.

 

Занятие 4.

Организация и проведение студентами метода тестирования. Освоение проективных и психосемантических методик.

 

Занятие 5.

Освоение методов анализа результатов деятельности, метода изучения педагогической документации, контент-анализа, изучения передового педагогического опыта.

 

Занятие 6.

Овладение студентами умением выделять основные методологические характеристики: актуальность, проблема, тема, объект исследования, его предмет, цель, задачи, гипотеза, новизна, значение для науки, практическое значение.

 

Занятие 7.

Использование методов математической статистики для обработки данных психолого-педагогического исследования.

Обсуждение результатов проведенного студентами экспериментального исследования.

 

Приложение 2

ТЕМЫРЕФЕРАТОВ И ДОКЛАДОВ

1. Методологические основы педагогики как науки.

2. Строение, функции и уровни методологического знания.

3. Общая характеристика методов психолого-педагогических исследований.

4. Наблюдение как эмпирический метод психолого-педагогического исследования.

5. Эксперимент – основной метод психолого-педагогического исследования.

6. Метод тестирования в психолого-педагогическом исследовании.

7. Метод опроса как способ получения научной информации.

8. Теоретические и методологические основы метода фокус-групп.

9. Сравнительная характеристика группового и индивидуального интервью.

10. Психологические особенности проведения беседы.

11. Методические основы использования метода письменного опроса в психолого-педагогическом исследовании.

12. Использование психосемантических методик в психолого-педагогическом исследовании.

13. Использование проективных методик в психолого-педагогическом исследовании.

14. Характеристика метода анализа результатов деятельности.

15. Характеристика метода экспертной оценки.

16. Организация опытно-экспериментальной и исследовательской работы.

17. Профессионально-этические аспекты исследования и диагностики.

18. Требования, предъявляемые к методам и методикам научного исследования.

19. Системный подход к изучению психолого-педагогических явлений.

20. Организация и методика проведения психолого-педагогического исследования.

21. Методологическая культура исследователя.

22. Место и значение исследовательской культуры социального педагога в профессиональной деятельности.

23. Программа изучения личности.

24. Программа изучения семьи.

25. Программа изучения детского коллектива.

26. Методы изучения уровня воспитанности детей.

27. Методы изучения эффективности воспитательного процесса.

 

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ …………………………………………………………………….

МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ ………………………………….

Понятие, функции и уровни методологии педагогики ………………

Методологические принципы психолого-педагогического исследования…………………………………………................................................

Профессионально-этические аспекты психолого-педагогического исследования…………………………………………………………………

Научное исследование как особая форма познавательной деятельности в области педагогики.......................................................................

Типология психолого-педагогических исследований………………...

Вопросы и задания для контроля ………………………………………………

 

МЕТОДЫПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО

ИССЛЕДОВАНИЯ ………………………………………………………………..

Понятие метода научного познания и классификация методов психолого-педагогического исследования……………………………………..

Теоретические методы психолого-педагогического исследования…...

Эмпирические методы психолого-педагогического исследования…...

Требования, предъявляемые к методам и методикам психолого-педагогического исследования…………………………………………...

Вопросы и задания для контроля ………………………………………………

 

ОРГАНИЗАЦИЯ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОГО

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ ……………….

Этапы подготовки и проведения экспериментального психолого-педагогического исследования…………………………………………

Основные методологические характеристики психолого-педагогического исследования………………………………………….

Логика доказательства в психолого-педагогическом эксперименте….

Анализ результатов эксперимента и применение статистических методов и средств формализации в психолого-педагогическом исследовании……………………………………………………………………….

Интерпретация и апробация результатов исследования………………..

Оформление результатов научного труда……………………………….

Практические рекомендации и программа их внедрения……………...

Вопросы и задания для контроля ………………………………………………

ОРГАНИЗАЦИЯ ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ РАБОТЫ

В УЧРЕЖДЕНИЯХ ОБРАЗОВАНИЯ …………………………………………

Изучение эффективности воспитательного процесса…………………..

Изучение личности воспитанника………………………………………..

Изучение детского коллектива…………………………………………...

Особенности организации опытно-поисковой работы в учреждениях образования……………………………………………………………….

Вопросы и задания для контроля ………………………………………………

 

ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ МАСТЕРСТВО И

КУЛЬТУРА ИССЛЕДОВАТЕЛЯ

Профессионально значимые качества и мастерство педагога-исследователя……………………………………………………………..

Методологическая культура исследователя………………………….

Вопросы и задания для контроля ………………………………………………

 

Список использованной и рекомендуемой литературы ……………………..

 

Приложение 1. ПЛАН СЕМИНАРОВ И СОДЕРЖАНИЕ

ЛАБОРАТОРНЫХ ЗАНЯТИЙ …………………………………………………

 

Приложение 2. ТЕМЫРЕФЕРАТОВ И ДОКЛАДОВ ……………………….

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: