Этимология понятия «сленг».




Лингвостилистические особенности молодежного сленга во

Французском языке на примере текстовых сообщений

 

Исполнитель: студентка 4 курса

педагогического отделения гр. 6315

Бондарева А. Д.

 

Научный руководитель:

Швецова Татьяна Викторовна

 

 

Рязань, 2017

Содержание

ВВЕДЕНИЕ

Часто взрослые не понимают язык, на котором разговаривает юное поколение. В ходе изучения французского языка иностранцами ненормативная лексика не изучается так же глубоко, как литературная. И часто студенты лингвистических факультетов при общении с носителями языка сталкиваются с речевыми трудностями. Листая франкоязычные периодические издания, слушая радио- и телепередачи, участвуя в интернет-форумах, молодые люди обнаруживают большое количество «неприличных» слов. Между собой молодое поколение общается на языке, на котором не говорят преподаватели в школе или их родители.

Актуальность исследования заключается в том, что сленг, являясь неотъемлемой частью языка, представляет собой одну из наиболее актуальных и противоречивых проблем современной лексикологии. Данная работа способствует решению проблемы определения, сущности и основных отличительных черт изучаемого явления.

Объектом данной работы является сленг французского языка.

Предметом работы является сленг, а также его семантические и функциональные особенности.

Целью данной работы является комплексное описание сленга как одной из подсистем современного французского языка и выявления специфики функционирования сленга.

Для достижения этой цели были поставлены следующие задачи:

1. изучить имеющиеся определения понятия «сленг»;

2. изучить проблематику этимологии сленга;

3. раскрыть словообразовательный потенциал современного сленга, указав пути формирования сленга и источники его пополнения;

4. выявить специфику функционирования единиц изучаемого явления.

В работе был использован метод сплошной выборки, принципы системного и целостного подхода к изучению данного явления, описательный метод (такие приёмы, как наблюдение, сравнение, сопоставление, обобщение, классификация анализируемого материала, интерпретация); словообразовательный анализ, способствующий осмыслению формирования структуры сленговых единиц; также приёмы наблюдения, систематизации и лингвистической интерпретации исследуемого материала.

Теоретическая значимость работы заключается в том, что она является вкладом в дальнейшее развитие вопроса о сленгизмах французского языка.

Практическая значимость заключается в возможности использования результатов данной работы в курсах лекций по стилистике и лексикологии.

Глава 1 Теоретические аспекты понятия сленг

Этимология понятия «сленг».

В широком понимании язык – это система устных и письменных инструментов коммуникации, служащая для коммуникации индивидуумов определенной социальной группы. В числе таких инструментов можно выделить лексику того или иного языка. Лексику того или иного языка можно разделить на литературную и нелитературную. К литературной относятся:

1) книжная лексика, чаще в письменной речи;

2) бытовая лексика, ограниченная правилами и стандартами употребления, как;

3) нейтральная лексика;

Нелитературная лексика делится на:

1) профессионализмы;

2) вульгаризмы;

3) жаргонизмы;

4) арго.

Нелитературная часть лексики возникает в быту, в определенных профессиональных условиях и носит разговорный характер. Но зачастую подобные слова становятся обыденными в разговорной речи представителей разных социальных слоев и профессий, и даже переходят в разряд литературной лексики, вносятся в словари. Краткие определения указанных лексических групп:

Профессионализмы – это слова, часто термины, используемые небольшими группами людей, объединенных определенной профессией.

Вульгаризмы – это просторечные слова, которые не употребляются образованными людьми, недопустимые канонами литературного языка, но распространенные среди людей низшего социального статуса..

Жаргонизмы – это слова, дублирующие литературные выражения, но понятные только людям определенных групп, объединенных общими интересами или общими профессиональными навыками.

Арго - язык какой-либо социально замкнутой группы лиц, характеризующийся специфичностью используемой лексики, своеобразием её употребления, но не имеющий собственной фонетической и грамматической системы. В отличие от жаргонизмов, арго не имеет профессиональной прикреплённости и может употребляться вне зависимости от профессии. Например, в современном французском языке арготические слова используются как молодёжью из бедных кварталов, так и менеджерами с высшим образованием. Употребляя арго, человек подчеркивает свое членство в группе и отличие от основной массы населения.

Термин «сленг» заимствован из английского языка и в переводе [1] означает:

1. Речь социально или профессионально обособленной группы в противоположность литературному языку;

2. Вариант разговорной речи (в т.ч. экспрессивно окрашенные элементы этой речи), не совпадающие с нормой литературного языка.

Оксфордский cловарь английского языка даёт нам более прозаическое толкование этого понятия: "язык сугубо разговорного типа, считающийся более низким уровнем речи по сравнению со стандартной литературной и содержащей либо новые, либо обычные слова, используемые в некоем особом смысле".[2] Надо признать, что данный перевод не дает четкого определения понятия «сленг» и четких критериев сленга от арго. В настоящее время молодежный социум не является закрытой группой и речь молодежи отражает скорее специфику интересов, чем профессиональную принадлежность.

Так в чем же отличие молодежного сленга от лексики других типов?

Во-первых, под молодежью понимается возрастная категория примерно от 14 до 26 лет. Именно подростки активнее всего пользуются эмоциональными сленговыми выражениями и стремятся обособиться в группах себе подобных.

Сленг - это слова, которые часто рассматриваются как нарушение норм стандартного языка. Вместе с тем, это очень выразительные, ироничные слова, служащие для обозначения всех явлений повседневной жизни и не только в общении определенных социумов.

Сленг имеет те же признаки, что и классический арго: эксклюзивность и указание на принадлежность к определенной группе. Однако, возникновение языка СМС и распространение культуры хип-хоп вызвали следующие явления:

1) позволили выйти этому языковому слою «в общество», далеко за пределы бедных кварталов, где он, в основном, и употреблялся. Это позволило из разряда собственно арго переместить этот стиль уже в разряд просторечия. Чаще всего, нормальными становятся достаточно старые, успевшие притереться сленговые слова. Слово при этом теряет свою эксцентричную окраску.

2) вызвал некоторую языковую унификацию этого стиля на уровне франкофонии, даже если небольшие региональные детали и продолжают существовать. В связи с научно-техническим прогрессом и появлением более современных средств коммуникации сроки перемещения информации существенно сокращаются. Зарождение новых словарных единиц происходит именно в столицах, а уже потом происходит их перемещение на периферию. Но какие-то его элементы доходят до периферии, а некоторые и рождаются там. С начала ХХ века отмечены несколько волн в развитии молодежного сленга.

Современный молодежный французский сленг – это огромная языковая величина. Он обусловлен причинами социальными, географическими, политическими, культурологическими.[1]

Употребление сленга – это также способ обойти литературные табу, наложенные обществом. Повседневный язык проявляет определенную сдержанность в назывании некоторых явлений. Сленг, будучи просторечной формой языка, может обратиться к этим реалиям в иносказательной форме. Это объясняет, почему сленговая лексика так богата в таких темах, как сексуальность, употребления наркотиков, насилие, преступность. В первую очередь используется свойство сленга обойти общественное порицание и во вторую – указать на принадлежность к миру запретных вещей.

Говоря об источниках пополнения лексики в молодежном сленге, из числа прочих можно также выделить общую межнациональную особенность - заимствования из английского языка. Объясняется это явление культурными стандартами, привносимыми во многие страны из США через поп-индустрию и компьютерную продукцию. Также стирание политических и административных границ, нарастающие явления глобализации способствуют проникновению новых слов. Такое влияние заметно не только во французском, но и в русском языке. Также эти заимствования чаще приходятся на области деятельности, в которых еще не сложилась система национальных терминов или понятий. Так происходит, например, в современной экономике, в информационных или нанотехнологиях.

Во-вторых, молодежный сленг отражает чаще всего интересы этой возрастной категории. Разговаривая на особом “зашифрованном языке”, молодые люди стремятся отличиться от взрослых или завуалировать смысл обсуждений. Также подростки чаще соотносят себя с городом, где манера изъясняться отражает принадлежность к определенному кварталу. Тот, кто понимает, тот и принадлежит к этой группе. Подростки, используя сленг, стремятся встать в оппозицию к остальному миру, критически отнестись к ценностям и достижениям других поколений.[1] Благодаря употреблению своего особого языка молодые чувствуют себя членами некой закрытой общности.

И, в-третьих, в числе этой лексики нередки и достаточно вульгарные слова. Географические и политические условия влияют по-своему. Особый всплеск употребления такой лексики произошел в 70-е годы 20-го века. Например, большой приток африканского и арабского населения во Францию на фоне массивной урбанизации, создал множество просторечных неологизмов во французском языке. Просторечных, так как чаще уровень образования мигрантов достаточно низкий. И нередко средства массовой информации подыгрывают молодежи, используя большое количество сленговых слов на грани литературной нормы. На каждой странице молодежных журналов мы найдем подобные словечки, призванные привлечь к чтению этих изданий как можно больше молодежи. (Приложение 5)

Таким образом, эти три наблюдения не позволяют причислить молодежный сленг ни к одной отдельно взятой группе нелитературных слов и заставляют рассматривать его как отдельную семантическую категорию. Общее свойство для любого языка – это способность сленга обособить молодежь от других возрастных групп. Это и позволяет определить термин молодежный сленг, как слова, употребляющиеся людьми определенной возрастной категории, заменяющие обыденную лексику и отличающиеся разговорной, а иногда и грубо-фамильярной окраской.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-30 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: