юридических наук, доцент 14 глава




Поскольку в Византии существовала огромная бюрократия, то в ней было и около 60-ти государственных министерств - - «секретов». Рангов чиновников во Восточной римской империи насчитывалось примерно столько же, сколько и главных «секретов». Для бюрократического аппарата Византии была характерна развитая система коррупции и фискалитета.

Местное управлениене было неизменным. В IV- -VII вв. в Восточной римской империи сохранялась позднеримская административно-территориальная система, когда во главе двух префектур стояли префекты, входившие по должности в синклит. Префектуры подразделялись на диоцезы, которых насчитывалось семь, во главе с викариями. Диоцезы подразделялись на пятьдесят с лишним провинций во главе с начальниками провинций, а самым низшим звеном служили округа, также возглавляемые окружной администрацией. При такой системе управленческие полномочия глав префектур, диоцезов, провинций и округов сочетались с судебными, но были отделены от военных. Когда же в VII в., в связи с необходимостью защиты государства от арабов, прежняя система уступила место фемному строю (фема - - военно-административный округ), то глава фемы, стратиг, был наделен всеми властными полномочиями, включая судебные и военные.

В Восточной римской империи судебные учреждения подразделялись на светские и церковные. Суд был не вполне отделен от администрации.

Высшим светским судом был суд императора, рассматривавший по первой инстанции дела о государственной измене и других особо тяжких преступлениях. В основном же этот суд служил апелляционной инстанцией на приговоры и решения, вынесенные в низших судах. Императорский синклит также являлся судебной инстанцией высшего уровня, рассматривая как первая инстанция тяжкие преступления (преимущественно государственные). Дела с участием придворных находились в ведении протовестиария. А главы отдельных «секретов» рассматривали дела, касавшиеся их отрасли, и с участием лиц, заинтересованных в разрешении конфликта. Так, глава финансового секрета рассматривал спорные дела, где сторонами выступали купцы, судовладельцы.

Церковные суды были строго централизованы: суду патриарха Константинополя подчинялись суды митрополитов. Ниже стояли суды архиепископов, еще ниже - - епископские суды. Их компетенция сводилась к юрисдикции в сфере религии, нравственности, а также в брачно-семейной сфере. В сферу деятельности церковных судов Византии попадали и все дела с участием духовенства.

На местном уровне до VII в. судебную деятельность в основном осуществляли главы административных единиц. Но, например, в провинции, наряду с ее главой, высшим судьей был претор. С введением фемного строя судебную деятельность в фемах стали осуществлять стратиги.

Право Византии

В Византии существовала развитая система права. Она была представлена обширным законодательством в виде императорских указов, жалованных грамот, сборников законов и комментариев к ним, а также сводов судебной практики. В период с IV по VIII вв. основными источниками права страны были кодекс Феодосия и свод Юстиниана. Кодекс Феодосия был одной из первых попыток систематизации римского права. Он включал только действовавшие тогда нор­мы права в виде императорского законодательства. Все­объемлющая систематизация развернулась уже после падения Западной Римской империи в 528—534 гг. по указанию византийского императора Юстиниана. Он стремился ликвидировать крайнюю разобщенность и беспорядочность прежнего законодательства, а также регламентировать законом ряд вопросов, которые не освящались старыми нормами права. Для реализации этих планов необходимо было, прежде всего, унифици­ровать многообразные источники права.

Развитие византийского права во многом опреде­лялось преемственностью с римскими правовыми тра­дициями, получившими здесь самобытное прелом­ление. Трансформация римского права была обуслов­лена «огосударствленным» характером права Визан­тии, феодализацией византийского общества, а также влиянием христианской морали. Руководство кодификационными работами осуще­ствлял известный тогда юрист Трибониан. Они за­вершились созданием ряда крупных сборников рим­ского права. Позднее они стали рассматриваться в качестве единого Свода законов Юстиниана. Первая его редакция была издана 7 апреля 529 г. Сборник состоял из 12 книг, которые распадались на титулы, а те, в свою очередь, делились на фрагменты.

Важней­шую часть кодификации Юстиниана составляли Дигесты, в которых цитировались Ульпиан, Павел, Юли­ан, Модестин. Источник был составлен на латыни, но многие изречения и даже целые цитаты приведе­ны на греческом. Первоначальный текст документа не сохранился. Самая ранняя, дошедшая до нас ко­пия относится к концу VI в. Основным содержанием Дигест были фрагменты, посвященные частному пра­ву. Кроме того, здесь содержались рассуждения от­носительно общих вопросов правосудия, деления пра­ва на частное и публичное, понимания закона. Час­тичное освещение получило в этом источнике и меж­дународное право.

Дигесты отразили тенденцию слияния преторского и цивильного права и устранение многих формальнос­тей последнего (деление вещей на манципируемые и неманципируемые). Придав Дигестам силу закона, император запретил их комментировать и ссылаться на старые законы и сочинения римских юристов. В VI в. по инициативе императора Юстиниана был составлен Свод гражданского права- -Corpus juris civilis, и вплоть до VIII в. он оставался ведущим источником права в Восточной римской империи. Но массивный, состоявший из четырех частей - - Институций, Дигест, Кодекса и Новелл, -- Свод был очень труден для применения в судейской практике.

Поэтому в 726 г. по указанию императора-иконоборца Льва Исаврийского происходит переработка Свода Юстиниана. Созданная законодателями Эклога представляла собой сокращенный, исправленный переработанный с учетом времени Corpus juris civilis, который с радостью восприняли судьи Византии.

Эклога состояла из 18-ти титулов, подразделявшихся на статьи, в которых содержались нормы гражданского, брачно-семейного, уголовного, процессуального, канонического права. Эклога была очень популярной не только в Византии, но и в славянских странах, поскольку в ней юридически четко было изложено действовавшее тогда право. Однако из-за краткости Эклоги многие нормы права не получили в ней своего отражения.

Вследствие этого в конце 20-х гг. VIII в. параллельно с Эклогой был создан Земледельческий закон, который славяне называли «Славянским», т.к. он представлял собой запись норм славянского обычного права с дополнением их нормами византийского законодательства. Славянский закон регулировал преимущественно сельскохозяйственную сферу правоотношений, например, ответственность преступника за кражу зерна, за потраву посевов и пр.

Морской закон определял порядок фрахта судна и перевозки грузов морским путем. Военный закон регламентировал ответственность за преступления при прохождении воинской службы. Моисеев закон считался своеобразным нравственным кодексом в Восточной римской империи.

Вообще влияние канонического (церковного) права на жизнь византийского общества было огромно. В период с VI по XI вв. в Византии интенсивно составлялись номоканоны - - сборники светского и канонического права. Но по существу номоканоны были источниками церковного права, т.к. в них преимущественно входили постановления патриархов Константинопольских и каноны вселенских соборов. По мнению византийских канонистов Властаря и Вальсамона, номоканоны обладали высшей юридической силой, поскольку содержали предписания обеих властей - - светской и церковной.

Когда в IX в. к власти в Византии пришла династия василевсов-иконопочитателей, то по инициативе императора Василия I была осуждена Эклога как «переработка божественного догмата божественного Юстиниана». Одновременно с осуждением нормативного акта, написанного иконоборцами, иконопочитатели составляют свой вариант переработки Свода гражданского права Юстиниана.

В 879 г. был издан Прохирон - - краткое пособие для судей, преследовавшее цели облегчить порядок правоприменительной деятельности в государстве. Он был более полным, нежели Эклога, и содержал 35 титулов, подразделявшихся на статьи. Прохирон содержал в себе нормы Свода Юстиниана, законодательные новеллы, а также ряд положений «осужденной» Эклоги, преимущественно из области уголовного законодательства.

По сравнению с Эклогой Прохирон был куда менее удачной попыткой систематизации действовавшего в Византии права. Это почти сразу же осознали его составители, и поэтому между 884 и 886 гг. от имени Василия I и его сыновей-соправителей - - Льва и Александра - - была издана Эпанагога («переработанное повторение»). По сути это был улучшенный вариант Прохирона, включавший в себя оригинальные новеллы в области публичного права о взаимоотношениях православной церкви и государства. Точность формулировок и безупречная логика построения Эпанагоги снискали ей авторитет в правовых кругах Византии.

В 888- -889 гг. Лев Мудрый, сын Василия I, унаследовавший престол, издал Василики, или «царские законы», явившиеся своеобразной энциклопедией византийского права. Василики включали в себя 60 книг, удобно систематизированных и доступных пониманию даже не юристов. Этот свод византийского права явился последней официальной систематизацией норм права Восточной римской империи.

Частные нормативные источники права Византии - - это Хрисовулы, издававшиеся императорами и предоставлявшие привилегии отдельным лицам либо монастырям. К частным сборникам относят также Книгу Эпарха, изданную в X в. и содержавшую преимущественно нормы о ремесленно-торговом укладе византийских городов. Шестикнижие Арменопула, изданное в XIV в., является частным сборником норм гражданского и уголовного права, который действовал как признанный источник права на территории Бессарабии вплоть до начала XX в.

Под влиянием римского права развивалось обязатель­ственное право Византии. Все обязательства, как и в рим­ском праве, делились в зависимости от источника их происхождения: из деликтов или из договоров. Основ­ными видами являлись договора: купли-продажи, мены, найма, займа, хранения, поклажи, товарищества и др. Сделки заключались в основном в письменной форме. Закон ограничивал максимальный размер процентной ставки при заключении договора займа до 12%.

В семейно-брачных отношениях господствовали нор­мы православного христианского права. Основанием для заключения законного брака было достижение юно­шами 14-летнего возраста, а девушками — 12-летнего. Кроме того, необходимыми условиями являлись: со­гласие на брак жениха и невесты, их родителей или опекунов, отсутствие родства и другого брака. Развод допускался, но в ограниченных случаях. В течение жизни человек мог заключать брак не более трех раз.

Наследование осуществлялось как по закону, так и по завещанию.

Уголовное право Византии носило сословный харак­тер. Важнейшими факторами, определившими тенден­ции его развития, стали правовая доктрина христиан­ства, библейские тексты, новое представление о государ­стве и статусе императора. Преступление рассматрива­лось как проявление греховной природы человека. Исхо­дя из их доктрины предустановленной греховности на­казание рассматривалось в качестве воздаяния за грехи.

Лица моложе 7 лет и умалишенные освобождались от ответственности. Не влекли за собой уголовного на­казания и неумышленные преступления, а также со­вершенные в состоянии аффекта. Рецидив, наоборот, усиливал наказание. Основными видами преступлений являлись: государственные (наказывались смертной казнью), религиозные (наказывались смертной казнью, членовредительством или телесными наказаниями), имущественные (карались в основном штрафами и телесными наказаниями, реже - - смертной казнью), против семьи и нравственности (наказывались смер­тной казнью или телесными наказаниями), против личности (спектр наказаний - - от штрафов до смерт­ной казни). По мере развития феодальных отноше­ний усиливается репрессивный характер уголовного права. Сокращается доля штрафов и возрастает зна­чение смертной казни. В качестве дополнительных наказаний применяются острижение и изгнание. Тю­ремное заключение в качестве самостоятельного на­казания не упоминается в византийских источниках.

Таким образом, византийское право развивалось параллельно с государственностью и достигло высоко уровня развития, продемонстрировав преемственность с традициями античного права.

 

Контрольные вопросы

На какие этапы подразделяется византийская государственность?

• Что обозначает слово «Василевс» применительно к государственному строю Византии?

• На какие группы подразделялось византийское крестьянство?

• Перечислите источники права Византии.

 

 

Раздел IV. Государство и право средневекового Востока.

Глава 13. Государство и право в средневековом Китае

 

В Китае, начиная с первых веков н. э. окончательно утвердились и стали господству­ющими феодальные отношения. Крупная фео­дальная собственность на землю с правом купли-продажи укрепила свое положение, окрепло круп­ное землевладение "сильных домов", получила развитие система надельного землевладения на государственных землях. Период Троецарствия, отмеченный борьбой царств Вэй, Шу и У, закончился в III в. на короткое время объединением страны под влас­тью династии Западная Цзинь. Эта империя в конце 316 г. была уничто­жена вторгшимися в Северный Китай кочевыми народами. На юге Ки­тая была воссоздана династия Цзинь, получившая название Восточной Цзинь (317-420 гг.), а на севере к IV в. установилось господство сянь­бийского племени тоба и утвердилась власть династии Тоба Вэй, или Северных Вэй. До конца VI в. длились войны между северным и южным царствами, а также междоусобная феодальная борьба внутри самих царств.

В этот период получила развитие система надельного землевладения, на­зывавшаяся в то время "системой равных полей"; стало расширяться церковное (буддийское) землевладение. Во второй половине VI в. полководец Ян Цзянь основал династию Суй, которая в 589 г. объединила Север и Юг Китая. Представители этой ди­настии стремились к установлению единодержавия. Усиление централь­ной власти сопровождалось закрепощением земледельцев и наступлением на древние общинные деревенские организации. Правление династии Суй (длительные войны, сооружение Великого канала, строительство дворцов) вызвало необычайный рост государственных расходов и уве­личение взимавшихся с народа повинностей.

Такая политика стала причиной народных восстаний, которые в 618 г. возвели на престол новую правящую династию - - Тан. Танские императоры, стремясь подорвать влияние аристократии и со­здать прослойку служилых людей, всецело зависящих от императорско­го двора, ввели систему государственных экзаменов, успешная сдача ко­торых и получение ученой степени открывали доступ к государствен­ной службе. Таким путем был создан хорошо налаженный бюро­кратический аппарат управления.

Ученые выделяют в социальной структуре Китая три основных сословия:

1. Так назывемые благородные люди, т.е. светская и духовная знать, военное и гражданское чиновничество. Это были наиболее привилегированные лица, которые освобож­дались от трудовых повинностей и телесных наказаний, а некоторые - - и от налогов. (В период правления династии Вэй был принят закон о "Вось­ми условиях для благоприятного рассмотрения дел" - - "Ба и", наделив­ший чиновничество особым статусом и официально поставивший бю­рократию в привилегированное положение. Его действие было отменено только в конце XIX в. Богатые купцы, ростовщики, крупные земле­владельцы пополняли ряды "благородных" посредством покупки почет­ных званий и ученых степеней;

2. Во вторую категорию входил добрый народ, или добрые люди, - - простонародье, по преимуществу мел­кие земледельцы и ремесленники, на которых лежало основное бремя налоговых выплат и трудовых повинностей;

3. Низшую категорию составлял дешевый народ, или подлые люди, - - неполноправные свободные и рабы, государственные и частные. К неполноправным свободным относились безземельные и малоземельные крестьяне-арендаторы, находившиеся на положении полукрепостных и работавшие в "сильных домах" батра­ками, стражниками, слугами и т. д. (сх. 13).

 

Схема 13.

 

Характерно, что каждой сословно-классовой группе был присущ определенный образ жизни, они должны были строго соблюдать определенные правила поведения, опреде­ленный тип одежды, украшений, жилища. Запрещалось, минуя близле­жащую ступень, обращаться к людям, стоящим выше по социальному рангу. Правда, в отличие от индийских варн переход из одной группы в другую был возможен.

Главой государства был император - - "Сын неба". Он обладал верховной законодательной и судебной, а также духовной властью (был верхов­ным жрецом) и имел неограни­ченные права. При императоре существовал Государственный совет, на должности в котором назначались члены императорского дома и влиятельные са­новники. Совет возглавляли два канцлера - - левый (старший) и правый (младший), зачастую самостоятельно решавшие государствен­ные дела. В их подчинении находилось шесть ведомств (министерств).

Первому канцлеру подчинялись:

1. "ведомство чинов", занимавшееся назначением и увольнением чиновни­ков;

2. "ведомство обрядов", наблюдавшее за соблюдением обрядов, этикета, нравственностью;

3. "ведомство финансов", осуществлявшее учет податных, занимавшееся обложением и сбором налогов.

Соответственно, второму канцлеру были подчинены:

1. "военное ведомство", занимавшееся организацией военного дела в импе­рии;

2. "ведомство наказаний", которому подчинялись суды и тюрьмы;

3. "ведомство общественных работ", осуществлявшее организацию трудо­вой повинности податных сословий.

Управление страной осуществлялось через три палаты: одна палата ру­ководила органами исполнительной власти (ведомствами), две другие готовили и публиковали императорские указы, организовывали торже­ственные церемонии.

Управление на местах было основано на территориальном принципе. Самой крупной административно-территориальной единицей империи была провинция. Территория страны делилась на десять провинций, ко­торые, в свою очередь, подразделялись на области (чжоу) и уезды. На всех уровнях руководили чиновники, назначаемые и смещаемые из цен­тра, причем в провинциях действовали три управленческие службы, во главе которых стояли уполномоченные чиновники высоких рангов:

1. административная, в обязанности которой входили учет людей и зе­мель, сбор налогов, наблюдение за строительными работами и распределением воды;

2. военная;

3. надзорно-контрольная, находившаяся в особом положении - - она должна была контролировать весь местный управленческий аппарат, вести борь­бу с коррупцией и со злоупотреблениями чиновников. Деятельность этого органа способствовала централизации государственного аппарата.

В средневековом Китае, как и в других феодальных государствах, судопроизводство производилось не только в судебных, но и в административных органах, выполняющих судебные функции. На высшей ступени иерархической судебной лестницы в XIV- -XV вв. в Китае стоял сам император, обладавший верховной судебной властью, а на низшей - - старейшина деревни, избираемый жителями.

Судебные дела в основном решались в уездных управах - - ямынях. В слу­чае недостаточности доказательств дело откладывали или передавали специальному следственному судье по уголовным делам. В областях и провинциях действовали особые судебно-правительственные органы, которые рассматривали дела, связанные с тяжкими пре­ступлениями - убийством, крупным хищением и т.д. В том случае, когда дело не было окончательно решено в области или провинции - - оно направлялось в столичный судебно-следственный орган, где реше­ния выносились от имени самого императора.

 

Право средневекового Китая.

Основными формами собственности в праве Китая были государственная и частная собственность. Особый вид собственности представляла цер­ковная собственность (принадлежавшая буддийским и даосским мона­стырям) (сх. 14).

 

Схема 14.

 

В китайском обязатель­ственном праве Договор купли-продажи занимал особое место. Главным условием его действительности являлось со­глашение сторон. Купля-продажа обычных вещей, так же как рабов и скота, требовала составления письменной купчей. Отсутствие купчей наказыва­лось битьем палками. При продаже людей необходимо было свидетельст­во, что продаваемый человек с рождения был лично свободен.

Гражданское и семейное право в Китае (а также другие отрасли частного права) базировались главным образом на принципах конфуцианской морали. Еще в эпоху Хань конфуцианство привело к усилению мер наказания за проступки перед родителями и старшими в роде (сх. 15).

Схема 15.

 

Брак рассматривался как долг, выполнение которого должно служить интересам семьи, требованиям культа предков. Целью брака было по­явление мужского потомства. Браку предшествовало соглашение семей жениха и невесты, не требовавшее согласия брачующихся, но обяза­тельно предусматривавшее согласие отца.

Характерно, что развод в Китае допускался по обоюдному согласию супругов - - китайс­кий брак не носил священного, нерасторжимого характера. Муж мог требовать развода в случаях: 1) бесплодие жены, 2) распутство, 3) проявление непочтения к мужу и его родителям, 4) болтливость, 5) склонность к во­ровству и др. Жена могла требовать развода, если муж покидал ее на срок более трех месяцев, продавал в рабство или принуждал к амо­ральному поведению.

Наследование носило характер общего правопреемства, так как сопро­вождалось ответственностью наследников за долги умершего. Отдельно наследовались чин (титул, должность), если он передавался по наслед­ству, и имущество умершего, переходящее нисходящим родственни­кам по мужской линии. Чин мог быть унаследован только старшим сы­ном. Замужние дочери не имели права на наследство; незамужние получали половину доли братьев. Отец не имел права лишить сына наследства, а также увеличить долю одного сына за счет другого.

В уголовном праве средневекового Китая идеология конфуци­анства возобладала над концепцией легистов, считавших, что все должны быть равны перед законом. Конфуцианцы утверждали, что наслед­ственная аристократия и администрация должны стоять выше закона. Конфуцианство проявилось также и в вере в исключительную эффективность взаимодействующих друг с другом моральных норм и жестких правовых норм. Неопределенность границ моральной нормы и отсутствие сформули­рованного в законе этого понятия препятствовали разгра­ничению в праве форм вины, и поэтому при вынесении наказаний ис­пользовались такие категории, как неведение, неумышленность, не­брежность, забывчивость, ошибка.

Законодательство не знало института необходимой обороны, но оно осво­бождало от ответственности ближайших родственников, защищавших от нападения своих отца, мать, деда, бабку, объясняя негативные последствия этих действий (вплоть до убийства нападавшего) тем, что они не были продиктованы преступной волей.

Классификация преступлений в зависимости от их общественной опас­ности основывалась на концепции так называемых "10-ти зол":

§ первой, второй и третьей формами зла считались преступные посяга­тельства на императора, а также заговор о мятеже против государя, непо­корство и измена;

§ четвертой - - преступления против близких родственников: убийство или избиение деда, бабки, родителей, умысел убить их, убийство старших братьев, сестер, близких кровных родственников мужа;

§ пятой - - поведение, противоречащее естественному порядку вещей, и преступления, совершенные с особой жестокостью; сюда были отнесе­ны убийства в одной семье трех и более человек, совершение преступления с особой жестокостью, колдовские магические действия, приго­товление, хранение и передача другому лицу ядов и пр.;

§ шестой - - преступления, связанные с нарушением особо значимых зап­ретов, к числу которых были отнесены кража предметов культа; кража вещей, используемых императором; оплошности, допущенные при приготовлении ему пищи, лекарства; злословие в адрес императора;

§ седьмая, восьмая, девятая и десятая формы зла были связаны с защи­той нравственного порядка в семье, рассматриваемого в качестве ос­новы социального порядка.

Средневековый Китайский судебный процесс откровенно носил инквизиционный характер. Обычно дело начиналось с письменной или устной жалобы потерпев­шего в уездный суд, составленной по определенной форме. Преследование преступника было обязанностью государства. Специаль­ные чиновники, ответственные за поиски преступника, должны были разыскать его в определенный срок. Если преступник не был найден, то чиновник наказывался палочными ударами. Это создавало условия для привлечения к ответственности невиновных.

До суда преступника держали в тюрьме (женщин отдавали на поруки в дом мужа). Как всегда, когда процесс имеет инквизиционный характер, судьи ис­ходили из презумпции виновности обвиняемого и ставили своей главной целью добиться признания последнего. Судьи проводили допросы, оч­ные ставки, назначали пытки. Если признание вины не было получено после троекратного допроса под пытками, то пытки могли быть приме­нены к обвинителю, чтобы уличить его в лжесвидетельстве. Обвиняемый мог быть оправдан, осужден или его дело могло быть при­знано сомнительным.

Кроме судей и чиновников, расследовавших преступление, в судах также были стряпчие, делопроизводители, посыльные, стражники, экзекуторы.

 

Контрольные вопросы

· Кто такие «благородные», «добрые» и «подлые» люди в средневековом Китае?

· Какой тип управления страной сохранялся в Китае в период средних веков?

· Каковы основные характеристики китайского средневекового права?

· Что такое "Десять зол"?

 

Глава 14. Государство и право в средневековой Японии

 

В древности японский архипелаг населяли племена кумасо и эбису, затем в течение нескольких веков туда переселялись племена маньчжурского происхождения с северо-востока Китая, а также племена из Индонезии, Кореи и Индокитая (рис. 7).

Рис. 7.

В III- -VII веках на японских островах шел активный процесс разло­жения первобытнооб­щинных отношений и формирование ранне­классового общества. По­явление первых пле­менных союзов на терри­тории Японии относят к IV в., а их объединение произошло в V в. Родо­вая община, развиваясь, постепенно уступала ме­сто общине соседской. Наряду со свободными крестьянами-общинни­ками появились полусво­бодные члены общины (бэ, или бэмин) и рабы, но последних было незначительное количество.

В отличие от западноевропейской средневековой государственности Япония в своем государственно-правовом развитии прошла три стадии:

1. раннее средневековье (VII- -XII вв.), когда феодальные отношения лишь начинали складываться;

2. развитое средневековье (XIII- -XVII вв.), когда в Японии сложи­лась феодальная сеньори­ально-вассальная структура, со специфической военно-самурай­ской окраской и со все­властием сёгуна - - «великого воеводы. по­корявшего варва­ров»;

3. позднее средневековье (XVIII-XIX вв.), когда феодальные отношения сёгуната переживали кризис и распад.

Общественная структура в Японии приобретает четкие очертания примерно к XII в., когда в результате освоения пустошей и захвата общинных земель феодалами, а также получения ими императорских земельных пожалований за службу образуется сёэн - - частновладельческое поместье японского феодала. С XII в. феодалы условно подразделяются на две основные группы:

· гокенин - - непосредственные вассалы правителя-сёгуна;

· хигокенин - - иные вассалы, принадлежавшие другим сеньорам, как светским, так и духовным.

Ко времени развитого средневековья (XV в.) в Японии выделяются влиятельные князья (даймё), владельцы крупных феодальных хозяйств. К XVII в. даймё подразделяются на две категории:

· непосредственные вассалы императора, занимавшие высшие должности в государстве;

· «внешние» даймё, не участвовавшие в делах управления, но сохранявшие титулы и привилегии.

Рис. 8

Когда в начале XVII в. Япония объединяется под эгидой сёгуна Иэясу Токугава и в 1615 г. издаётся книга «18-ти законов», то там регламентируются правовые статусы четырех основных сословий японского общества:





©2015-2017 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных

Обратная связь

ТОП 5 активных страниц!