Концептуальное введение:
Основная цель танцевально-двигательной терапии – обретение чувствования и осознанности собственного «Я». Люди обращаются к терапевту, работающего по данному методу, потому, что они, будучи отчужденны от тела, не чувствуют себя интегрированными. В нашей современной культуре мы относимся к телу часто как к вещи, предмету. Мы научились контролировать тело, придавать ему определенные формы, какой-то вид, сдерживать его, и думаем, что оно останется безответным. Танцевальная терапия приглашает тело к разговору, дает ему возможность высказаться. Танцевальная терапия воспринимает тело как развивающийся процесс. Тело и сознание рассматриваются как равноценные силы. Данная терапия больше интересуется тем, как движение чувствуется, чем тем, как оно выглядит.
Джоан Смолвуд, выделила три компонента терапевтического процесса при проведении танцевальной терапии:
1. Осознание (частей тела, дыхания, чувств, образов, невербальных «двойных сообщений» (когда наблюдается диссонанс между вербальным и невербальным сообщением человека).
2. Увеличение выразительности движений (развитие гибкости, спонтанности, разнообразия элементов движения, включая факторы времени, пространства и силы движения, определение границ своего движения и их расширение).
3. Аутентичное движение (спонтанная, танцевально-двигательная импровизация, идущая от внутреннего ощущения, включающая в себя опыт переживаний и чувств и ведущая к интеграции личности).
Принципы работы группы танцевальной терапии:
В качестве принципов работы групп танцевальной терапии используются традиционные принципы работы тренинговых групп:
1. добровольности участия;
2. «здесь и теперь»;
3. конфиденциальности;
4. открытого выражения чувств;
5. ответственности;
6. активности.
Цель: способствование физической и эмоциональной интеграции личности участников группы.
Задачи:
1. углубление осознания участниками группы собственного тела;
2. развитие осознания возможностей использования тела, способов выражения чувств;
3. установление участниками группы связи чувств с движениями, высвобождение и исследование чувств через танцевальную экспрессию.
Этапы работы:
I. этап – разогрев:
Цель: Помочь каждому участнику подготовить свое тело к работе.
Материалы: Музыкальный проигрыватель, музыкальные записи.
Упражнение «Танец отдельных частей тела» [1, с.21]
Цели: Разогрев участников; осознание и снятие мышечных зажимов; расширение экспрессивного репертуара.
Материалы: Музыкальная запись с четким ритмическим рисунком.
Время: 3 мин.
Процедура: Участники становятся в круг. Звучит музыка. Ведущий называет по очереди части тела, танец которых будет исполнен
§ танец кистей рук
§ танец рук
§ танец головы
§ танец плеч
§ танец живота
§ танец ног
Участники стремятся максимально использовать в танце названную часть тела.
Вопросы для обсуждения:
§ какой танец было легко исполнить, какой трудно?
§ почувствовали ли освобождение от зажимов, где они локализовались?
II. Этап – Основная деятельность:
Цели: Углубление осознания участниками группы собственного тела; развитие осознания возможностей использования тела, способов выражения чувств; установление участниками группы связи чувств с движениями, высвобождение и исследование чувств через танцевальную экспрессию.
Материалы: Музыкальный проигрыватель, музыкальные записи разных стилей.
Упражнение «Ведущий и ведомые» [2, с.243]
Цели: Экспериментирование участников с различными движениями и межличностными позициями ведущего и ведомого; осознание участниками своих танцевально-экспрессивных стереотипов.
Материалы: Музыкальные записи разных стилей, стимулирующих танцевальную экспрессию.
Время: 5 мин.
Процедура: Группа выстраивается в колонну. Звучит музыка, и участники начинают двигаться, при-чем первый участник становится ведущим, а остальные – ведомыми. В качестве ведущего участник спонтанно и свободно самовыражается, максимально используя свой танцевально-экспрессивный репертуар, остальные члены группы следуют за ним, стараясь повторять его движения. Через 30 сек. первый участник переходит в конец колонны и становится ведомым. Упражнение продолжается до тех пор, пока каждый из участников не побывает в роли ведущего.
Вопросы для обсуждения:
§ что чувствовали участники, будучи ведущими / ведомыми?
§ что они чувствовали, примерив на себя его экспрессию? Какой Я, когда танцую, как он?
§ когда участникам было более комфортно – когда повторяли движения других или когда сами были ведущими?
Упражнение «Животные» [2, с.244]
Цели: переживание внутренних движений и экспериментирование с внешним движением; стимулирование идентификации со своим телом; установление участниками группы связи чувств с движениями.
Материалы: Медитативная музыка.
Время: 2 мин.
Процедура: Американский психолог и теоретик танца У. Соррел в 1967 г. утверждал: «Танец старше человека. Первобытный человек подражал различным животным и доподлинно копировал, как животные охотятся и бегают, как они ищут пищу и ухаживают друг за другом». Действительно, в науке достаточно описаны особые, ритмичные движения животных, птиц, насекомых, которые в силу ритмичности названы танцем.
Выберите любое млекопитающее, рептилию или птицу. В течение 2 минут вы должны быть этим животным, «переняв» его форму, движения и звуки. Вероятнее всего, одно и то же животное выберет не один участник. Не объявляйте о своем выборе. Ползайте, прыгайте, скачите и «летайте», изображая это животное. Спонтанно взаимодействуйте с другими. Подходите к заданию творчески и старайтесь выразить такие стороны своей личности, которые, может быть, нелегко выразить в вашей обычной жизни. Шумите, осознавайте чувства, возникающие у вас, будь то страх, гнев или любовь.
Вопросы для обсуждения:
§ какое животное, по мнению группы, выбрал тот или иной ее участник?
§ почему было выбрано это животное?
§ какое движение было наиболее характерным, что оно означает?
§ как чувствовали себя участники, представляя себя животным?
§ какие ощущения испытывали, чувства переживали?
Анализ движений, использованных участниками в упражнении по «Системе усилий» Р. Лобана, в которой динамика движений определяется 4 параметрами:
§ Пространство – может быть прямым и непрямым (многофокусным)
§ Насколько направлены ваши движения? Как часто и какие части тела «выпадают» из направленного движения? Как много неосознанного хаоса в теле?
§ Время – может быть быстрым и плавным
§ Какой ритм более органичен для вас? При каком ритме – быстром или медленном – вы чувствуете себя более уверенным, более осознанным, более испуганным? Можете ли вы освоить разнообразие ритмов?
§ Сила – может быть мощной и легкой
§ Насколько вы чувствуете свою силу, вес? А – следовательно – опору, поддержку, связь с землей?
§ Течение – свободное и ограниченное, характеризует личное пространство человека, которое он считает своим и при вторжении в которое чувствует дискомфорт?
§ Как много места вы позволяли себе занять? Насколько вы чувствуете «свое»пространство? Как вы входите в пространство других людей?
Упражнение «Отображение» [1, с.19]
Цели: Поощрение осознания тела, творческого движения и межличностной эмпатии; развитие самопринятия и взаимопринятия.
Материалы: медленная, спокойная музыка.
Время: 4 минуты.
Процедура: Все члены группы делятся на пары. В каждой паре один участник становится ведущим, а другой – ведомым. Встаньте лицом к лицу и смотрите друг другу в глаза. Если вы лидер, начинайте делать какие-нибудь медленные, изящные движения руками, ногами, головой и торсом. Во время движения осознавайте свое тело и чувства. В течение всего упражнения смотрите партнеру в глаза и старайтесь осознавать его. В качестве ведомого отражайте движения своего партнера – как будто вы его зеркальный образ. Например, если партнер вытягивает правую руку, вытягивайте левую. Пусть партнер руководит тем, куда и как вы двигаетесь. Старайтесь ни о чем не думать. Пусть вас «ведет» ваше тело. Примерно через две минуты поменяйтесь ролями.
Вопросы для обсуждения:
§ на какие движения партнера вы обратили внимание?
§ что вы чувствовали, когда отражали движения партнера / он отражал ваши движения?
Упражнение «Танец-хоровод» [2, с.246]
Цели: актуализация архетипических переживаний защищенности, сопричастности (танец в кругу – древнейшая форма танца); повышение групповой сплоченности.
Материалы: медленная, спокойная музыка.
Время: 3 мин.
Процедура: Участники становятся в круг и берутся за руки. Звучит музыка, участники начинают спонтанно двигаться, следуя ритму музыки и своему собственному ритму, принося в общий танец свои индивидуальные движения.
Вопросы для обсуждения:
§ Ваши чувства и переживания в процессе выполнения упражнения?
§ Ощущали ли вы сопричастность группе, защищенность?
§ Удалось ли добавить индивидуальные особенности ваших движений в общее движение, что вы при этом чувствовали?
Упражнение «Все со всеми» [1, с.20]
Цели: Эмпатическое принятие партнеров; взаимопознание; развитие танцевально-экспрессивного репертуара участников.
Материалы: музыка разных стилей.
Время: 5 мин.
Процедура: Участники становятся в два круга – внешний и внутренний. Один из партнеров начинает спонтанно двигаться, творчески самовыражаясь, следуя своим чувствам в данный момент. Другой зеркально отражает его движения, стараясь «вчувствоваться» в партнера через его пластику, манеру движений. Через 30 секунд участники меняются ролями.
Двигаясь относительно друг друга, все участники должны провзаимодействовать со всеми членами группы.
Вопросы для обсуждения:
§ отличаются ли ваши чувства в процессе взаимодействия с разными участниками?
§ насколько обогатился ваш танцевально-двигательный репертуар в процессе взаимодействия с участниками группы?
III. Этап – Завершение.
Цели: Восстановление дыхания; снятие напряжения и эмоционального возбуждения; закрепление, полученных в ходе тренинга, результатов.
Материалы: музыкальный проигрыватель, видеопроигрыватель.